Нет. В этом случае мы только говорим, что надеемся на Бога, а на самом деле надеемся на себя. Искренне надеяться на Бога может только тот, кто совершенно в себе разочаровался и понял, что он совсем немощное, бессильное существо и только Господь от начала и до конца ведет его ко спасению. Он все дарует нам, начиная с благой мысли о бытии Бога и вплоть до великой благодати и познания Бога, которое было у людей, опытно вкусивших Божественную благодать, таких как старец Силуан, Исаак Сирин и многие другие высоко преуспевшие подвижники. Всё, от мысли о Боге до истинного опытного знания Бога, есть дар Божий. От нас исходит только смутное стремление к добру, но и оно возбуждается и развивается также содействием благодати Божией. Поэтому человек, который надеется на Бога, пусть прежде научится не надеяться на себя. Тогда он вкусит великую благодать Божию, тогда Господь будет всегда с ним. Для этого, во-первых, нужно приучить себя к непрестанной молитве Иисусовой, к этим, казалось бы, кратким словам и малому делу. Во-вторых, изучать святых отцов, читать их с целью исполнения воли Божией, а не ради любопытства. Желательно иметь более или менее опытного духовного наставника, если такой найдется, потому что наше время скудно наставниками. Более приходится уповать на святых отцов. Читая их творения, упражняясь в молитве Иисусовой, мы научимся не надеяться на свой разум и на свои силы. Господь Иисус Христос не сказал бы, что Богу все возможно, если бы спастись было легко. Человеку спастись невозможно, а слова «Богу все возможно» говорят о том, что для спасения нужно наше особенное усилие. Богу все возможно — мы должны это понять, испытав опытно. Тогда мы познаем помощь Божию, ощутим ее в своей душе и в своих делах. Аминь. 15 декабря 1996 года О том, что во всем необходимо надеяться только на Бога Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Первые же слова сегодняшнего евангельского чтения говорят, что собеседником Господа Иисуса Христа был не простой человек. Он был не только богат, что становится ясно из дальнейшего повествования, но и знатного происхождения — князь.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Но всуе труждаетеся, не одолеют врата адовы Церкви Христовой. «Имя Божие есть Сам Бог, Имя Иисуса Христа есть Сам Господь Иисус Христос» – так выразил святоотеческое учение о Имени Божием таинник Божией Благодати приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский , и те, которые «от истины», – послушают его, и ни на какие лжесловесия сожжённых совестью и обуявших в вере не поддадутся. Глава 19. О молитве Иисусовой («Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой») 929 Истинная, живая христианская вера, как душа с телом, всегда соединяется с пламенной молитвой к Господу, а вместе с тем и с живою верою в силу молитвенного призывания Имени Божия. Без веры во Имя Божие, без исповедания, что с Именем Божиим соприсутствует Сам Бог, что с Именем Иисусовым соприсутствует Сам Иисус, обещавший исполнять всякое прошение ради призываемого Имени Своего, без этой веры невозможно стать искусным молитвенником, невозможно привести свою душу к сыновним чувствам к Богу и познать Иисуса, живущего в себе. О сем свидетельствует Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в самом начале благовествования своего: «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его» ( Ин. 1:12 ). «Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя Единородного Сына Божия» 930 . В послании же своём Апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что вера во Имя Иисусово есть «заповедь». Самим Христом данная: «И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга» ( 1Ин. 3:23 ). В конце же Евангелия своего говорит: «Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий и да верующе живот имате во Имя Его» ( Ин. 20:31 ). Когда же даны были сказанные две заповеди: веры во Имя Иисусово и любви друг к другу? – прочтите внимательно беседу Христову с учениками после Тайной Вечери и вы увидите, что обе эти заповеди были даны именно тогда, и о них многократно повторяет в беседе Христос. О взаимной любви сказано явно: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга» ( Ин. 15:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

«В скорби будьте терпеливы». Надежда дает силу к перенесению скорбей; а скорби сами собою внушают скорбящим искать подкрепления в надежде. В чем обыкновенно ищут люди утешения и подкрепления среди скорбей и несчастий этой жизни? В той надежде, что скорби пройдут, что скорби сменятся утешением, что за несчастиями последует какое – нибудь благополучие или счастье. В этой жизни надежды на видимое благополучие или счастье часто не сбываются; а когда и сбываются, не достигают того, чего всегда желает и ищет наша бессмертная душа, ибо видимое, как говорит Апостол, временно, а невидимое вечно. Надежда христианина ожидает благ вечных: тем сильнее она действует в нем среди скорбей и несчастий, вооружая его непобедимым терпением. Пример этому Апостол указывает Коринфянам в самом себе, говоря: «мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса чрез Иисуса воскресит и нас, и поставит пред Собою с вами» ( 2Кор.4:8–10.13.14 ). «В молитве постоянны». Или, в молитве будьте постоянны. В первом послании к Солунянам ап. Павел пишет: непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе ( 1Сол.5:17.18 ). Также: в молитве терпите, или, будьте постоянны в молитве, бодрствующе в ней со благодарением ( Колос.4:2 ). Молитва есть необходимая стихия нашей духовной жизни: потому что наша душа, по своему духовному существу, всегда стремится к Богу; а молитва есть выражение этого стремления к Богу, есть возношение мыслей и чувств к Богу, есть благоговейное стремление души к единению с Богом. Молитва питает и укрепляет в нас любовь к Богу и надежду на Бога. Она, потому, дает нам силу терпения среди скорбей и несчастий. Она есть ключ к получению даров благодатных. Она скорбящим и страждущим христианам дает испытывать истину слов Апостола: якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше ( 2Кор.1:5 ). Поэтому апостол Павел в своих посланиях так часто внушает христианам молитву. Поэтому и мы, братия, всегда должны носить и питать в своих душах молитву к Богу и Господу Иисусу Христу, чтобы благодушно переносить все скорби этой жизни, и непоколебимо идти путем спасения, при содействии Духа Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Господь дал верующим в Него такое обетование: Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю (Ин. 14, 13). Господь наш Иисус Христос заповедал своим ученикам всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1), бодрствовать во всякое время и молиться (Лк. 21, 36). Святой апостол Павел также писал христианам: Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5, 17—18). Он же и в другом месте заповедал: Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом (Еф. 6, 18). Нет ни одной минуты в жизни человека, когда бы он был свободен от возможности грехопадения, от козней диавольских, наконец, от какой-либо опасности или угрозы для его жизни и здоровья. Каждую минуту человек нуждается в помощи Божией, и поэтому каждую минуту он должен призывать в уме и сердце своем Господа, Который один хранит его жизнь, непрестанно соблюдает его во всех напастях, спасает от всякого зла. Господь всегда готов внимать нашей молитве или нашему к Нему обращению, только бы совершалось оно в духе и истине. По заповеди Господней — просить обо всем во имя Его и непрестанно молиться — и по духовной потребности в непрестанной молитве преподобные и богоносные Святые Отцы наши и установили творить молитву Иисусову, и много о ней написали духовных наставлений. Опыт непрестанной духовной молитвы и учение о ней широко представлены в собранных в книге под названием «Добротолюбие» творениях святых Макария Египетского, Исаака Сирина, Нила Сорского, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, и других. О молитве Иисусовой учили также старец Паисий Величковский и преподобный Серафим Саровский. Конечно, нам, новоначальным, еще не умеющим вообще молиться, нельзя сразу осваивать изящнейшее и всесовершеннейшее творение умной молитвы. Это и понятно: тот, кто не умеет ходить, не будет пытаться влезть на высокую вершину. Но и мы можем непрестанно помышлять о Боге, о вечности, о смертном часе, о жизни будущего века, о евангельских событиях, заповедях, о Промысле Божием, о житии святых и их назиданиях, словом, в законе Господнем поучаться день и ночь (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

Если мы не имеем внутри себя богатств Духа, радости и мира, если у нас нет немедленно осязаемых, явных, великих плодов, то причиной этому наше собственное нежелание этих плодов либо неумение молиться. Вы «желаете – и не имеете, – как дивно сказал брат Христов Иаков, а не имеете, потому что не просите» ( Иак.4:2 ). Дело в том, что мы не просим, а если и просим, то плохо. Вы «просите не на добро» ( Иак.4:3 ), – продолжает апостол. Нам, монахам, более, чем другим, свойственно умное делание, Иисусова молитва. С особым усердием творим ее мы в дни Великого поста. Сегодняшняя проповедь имеет вводный характер, поэтому прежде, чем углубиться в теорию умного делания, давайте скажем о молитве в целом. Ибо молитва – это все. Коль скоро я не умею молиться, как я уже говорил, то ничего не умею. Все заканчивается для меня катастрофически, то есть самокатастрофой. Позвольте мне сказать еще вот о чем. Мне кажется, отцы мои и братья, что мы не молимся истинно, а если молимся, то не в полной мере. Наша молитва неумела, бессильна, невдохновенна, лишена Святого Духа. А только Он, молящийся внутри нас, возводит наши молитвы на Небо. Молитва творится в Духе Святом, Который воспринимает дух человека, соединяясь с ним, а не с бренным телом. Обычно нас привораживают и увлекают нашу душу другие вещи, которые сегодня для нас имеют первостепенное значение, и в конечном итоге мы забываем о том, что монах прежде всего – молитвенник. Что же есть истинная молитва? Сегодня мы постараемся объяснить, как она происходит, чтобы приступить к самому деланию. Особенно для тех из нас, кто пришел из Больших Метеор (Отец Эмилиан имеет в виду своих духовных чад, братию монастыря Большие Метеоры, пришедшую вместе с ним в 1973 году в находившийся тогда в запустении святогорский монастырь Симонопетра. – Прим. ред.), это имеет большое значение. Ведь мы покинули насиженные места из-за отсутствия условий и возможностей для духовного возрастания, из-за препятствий к молитве. И хотя мы так ее желали, помните, что в конце концов прекратили беседы о ней, потому что было столько трудностей, препятствующих молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Затем в Англии, в монастыре святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс я познакомился со старцем Софронием (Сахаровым). Имея большой духовный опыт и обладая даром Иисусовой молитвы, он неразрывно связывал умное дело с Богословием. Старец очень помог мне в духовной жизни. Конечно, Господь больше всего помогает тем, кто пытается подвизаться в молитве. У митрополита Антония Сурожского (Блюма) есть одна очень хорошая книга «Молитва и жизнь». Святые Отцы единогласно не только советуют читать о молитве, но и учиться таковой. Если утром посвящать небольшое время молитве, пусть даже краткой «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», а также вечером и в течении дня, например, во время ходьбы или в пути, то можно, в конце концов, познать многое о молитве. Приведу пример, чтобы вам было легче понять, как научиться молиться. Молитва Богу суть выражение любви. Кто любит Бога, тот Его помнит и молится. Когда мать любит своего ребенка, то постоянно думает о нем. Также парень, влюбленный в девушку, всегда мыслит о своей возлюбленной. Как не следует объяснять, что такое любовь, и учить неким упражнениям постижения оной, так и не нуждается в подробных инструкциях тот, кто любит Бога и постоянно пребывает своими помыслами в Нем. Когда подвижник держит молитву в уме, то в один прекрасный день она может перейти в его сердце, став сердечной умной молитвой. Помните тот случай, когда Христос повстречал двух учеников по дороге в Еммаус? Они были разочарованы тем, что произошло в ту неделю в Иерусалиме. Господь предстал им как незнакомец и сказал: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» Один из них ответил Ему: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» Тогда Христос сделал вид, что не понял и спросил: «О чем вы?… И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Тогда возгорелось сердце учеников и затем «они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам по дороге и когда изъяснял нам Писание?» Эта теплота сердца суть любовь человека к Богу и таким образом осуществляется молитва. Апостолы «удержали Его, говоря: останься с нами… и когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них». (Лк 24, 13-33)

http://pravoslavie.ru/38020.html

И еще раз упомянем о двух важнейших обстоятельствах, о которых иногда забываем в суете: 1) Не бывает молитвы, если нет любви к Богу и ближнему: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). Это «ничто» не способно молиться. 2) Не бывает молитвы, если человек живет ради корысти и власти: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ). Корыстность и властолюбие не способны молиться. Рекомендуемая (из многих трудов по этой теме) литература о молитве для раздела 4.4.9.: 1) Любое издание книг «Добротолюбие» в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского . Т. 1–5. 2) Иеромонах Илларион Святогорец. Исповедание православной веры святого Григория Паламы . – М.: Издание Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 1995. 3) Любое издание книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические». 4) Письма великих оптинских старцев. – М.: Издание Сретенского монастыря. 2003 – Письмо преподобного Макария: Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву. 5) Варсонофий, игумен (Веревкин В.С.) Учение о молитве по Добротолюбию. – Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2002. 6) Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей. Составил игумен Валаамского монастыря Харитон. – М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. 7) Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати. Составлено на основе келейных записей архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) . – Красногорск: Издание Красногорского Успенского храма, 2000. 8) Жемчужина отцов. Составитель – священник Сергий Молотков. В 2-х томах. – Санкт-Петербург: САТИСЪ, ДЕРЖАВА, 2006. 9) Новиков Н. М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы: В 4 т. – М.: «Отчий дом», 2004, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Кто обращается с людьми мирскими и входит с ними в беседы, тот возмущает и посрамляет душу свою, лишая ее дерзновения в молитве». Господь сказал: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мк.11:25 ). Решив посвятить себя молитве, чтобы она стала главнейшим делом твоей жизни, надо исполнять это повеление Божие. Всем все простить. Примириться со всеми. Но здесь о прощении надлежит сказать нарочито. Вопрос о прощении личных обид решен без всяких оговорок «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» ( Мф.18:21–22 ). Всякую личную обиду мы должны простить, сколько бы раз нас ни обижали. Господь пояснил это притчей о царе, который захотел сосчитаться с рабами своими. Царь простил должнику десять тысяч талантов. А когда отпустил его, тот нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив, стал душить его. Тогда Господь призвал жестокого раба и сказал ему: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» ( Мф.18:32 ). Если мы хотим, чтобы Господь «помиловал нас грешных», простил те обиды, которые мы наносим Ему грехами нашими, то мы должны начать с того, чтобы в свою очередь простить те обиды, которые были нанесены нам нашими ближними. Просить о прощении 10 тысяч талантов можно, только простив сто динариев. Но было бы ошибочным душевным движением заповедь о неосуждении ближнего за личные обиды полагать основой безразличного отношения к чужому греху. Правда, в отношении к чужому греху может быть недопустимое осуждение в смысле приговора над согрешившим человеком, что должно исходить от Господа. Но может быть и обязательное для всякого христианина рассуждение в смысле оценки чужих поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Рассмотрим две притчи Господа Иисуса Христа о непрестанной молитве. Как я уже говорил, для нас усердие к молитве выражается в частом, непрестанном произнесении молитвы Иисусовой и в чрезвычайном, крайнем понуждении себя к вниманию. Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать ( Лк. 18, 1 ). Обратите внимание – не унывать, или по-славянски: не стужати си. Это сказано для того, чтобы мы не унывали, не оставляли молитву, не ослабевали в ней, если чувствуем, что не сразу получаем необходимое, но творили ее с усердием и многократно. В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк. 18, 2–8 ). Я думаю, что это сказано об оскудении в последние времена людей, имеющих веру непрестанно молиться, докучать Господу. Видимо, их почти не останется, потому что непрестанная молитва – это дело искренней, полной веры. Человек верит, что Господь ему обязательно поможет, и поэтому он не устает молиться, как бы долго это ни продолжалось, как бы трудно это ни было. Усердие в молитве имеет две стороны: внимание и непрестанность. Эти вещи взаимосвязаны. В этой притче говорится о непрестанности молитвы. Кто этот судья, который Бога не боялся и людей не стыдился? Под ним подразумевается Сам Бог, поскольку Он делает то, что считает нужным. Кроме того, когда мы докучаем Ему своей молитвой, просим защиты от страстей, Господь иногда также представляется нам неправедным Судьей, на Которого, так сказать, никак нельзя подействовать: Он ни от кого не зависит, нельзя Его умолить или повлиять на Него. Это болезненное ощущение «несправедливости» Бога по отношению к нам изображено Господом Иисусом Христом в этой притче.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   Для нас неизбежны «или плен или борьба». И поскольку непрестанное упражнение естественно душе в рождении мыслей и чувств, то и к богоугодному упражнению она должна понуждаться непрестанно, чтобы ум и сердце были «всецело устремлены к Богу», «приняли и усвоили себе Евангелие», служили «выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными». В этом, по свт. Игнатию, основа умного делания.    Святитель указывает, что свойственное умному деланию «бодрствование над сердцем и очищение его» заповедуется в Новом Завете, в частности к этому направлены слова Господа: «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26); «Исходящее из человека оскверняет человека; ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы …» (Мк.:7, 20—21); «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23—24). Из Ветхого Завета Святитель приводит слова: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23). «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль.» (Второз. 15:9). Заповедь о любви к Богу (Лк. 10:27; Мф. 22:37) свт. Игнатий объясняет как повеление устремляться к Нему всем сердцем и душою.    Умное делание совершается «в благоустроенном образе мыслей», в «сердечном произволении» к «принятию Господа», в «смиренных чувствованиях». Оно «необыкновенно просто, нуждается, для принятия, в младенческой простоте и вере». Основание для умного делания — «благодать святого крещения», оружие — «моление именем Иисуса». Должно заметить, что для свт. Игнатия умное делание и упражнение молитвой Иисусовой есть единый нераздельный подвиг: «Внутренним деланием, умным, душевным деланием, умною молитвою, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой». Отсюда умное делание — непрестанное обращение ума и сердца к Спасителю, хранение души от всякого греха, вопрошение у Господа милости и помощи нам грешным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010