Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы перенесены на солнце и – соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. (В этих лучах вы видите также землю. Но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч; а этих лучей в нем бесконечно много. По тожеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира.) Так и душа святая, соединяясь с Богом как с духовным Солнцем, видит чрез посредство своего духовного Солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся. Продавая книги, не радуйся о прибыли денежной, а радуйся о назидании, которое получат купившие; получивши же денег, хорошо часть от них отдавать нищим. Поступив так, ты сделал бы очень благоразумно: сделал бы вместе и духовную и телесную милость. А ведь неложно обещание Владыки: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [ Мф. 5,7 ]. Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека [ Пс. 117,8 ], то есть благо надеяться христианину, и особенно пастырю-проповеднику, на слово Божие, нежели на слово человеческое (то есть на произведения ума человеческого, хоть бы и образцовые); иначе: надобно больше всего читать слово Божие, а образцовые произведения людей настолько, насколько они помогают нам правильно уразумевать слово Божие и учат нас христианской жизни и православным догматам. Смотри, имей всегда полное уважение в сердце к тому, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно... [ Флп. 4,8 ], несмотря на разварение сердца диавольским огненным дыханием, производящим в сердце лукавое пренебрежение к истине и отвержение ее, признание ее за ложь. О молитве. О значении злых духов в духовной жизни человека, и особенно в молитве: препятствия, ими поставляемые; о значении Ангелов добрых: их необходимость для отгнания демонов, их старания, помощь. Не бойся, что тебя пересилит сатана. Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире [ 1Ин. 4,4 ], то есть сатаны. Помни слова Спасителя в молитве Господней: не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго [ Мф. 6,13 ], и далее – что? Яко Твое есть Царство и сила (а не диавола) и слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда и где мы должны молиться? На чем основывается наша уверенность в том, что Бог слышит наши молитвы? Когда мы молимся во имя Иисуса Христа? Какая молитва служит образцом для всех молитв? Как читается молитва Господня? Как она разделяется? 5. Молитва Господня. Призывание Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому. 1Пет.1:3 . Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших? Мал.2:10 . А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Ин.1:12 –13. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Гал.3:26 –27. В предыдущих трех уроках мы говорили о молитве вообще. Теперь приступим к изъяснению Молитвы Господней. Молитва эта, как мы заметили уже, разделяется на призывание, семь прошений и славословие, служащее заключением ее. Призыванием в молитве называется обращение наше к Богу, причем мы называем Его тем или другим именем. А так как Бог именуется многими и различными именами, то отсюда и призывания могут быть различны. В десятословии, например, Сам Бог усвояет Себе имена: Господь – Бог. Эти два имени были среди Израильтян, можно сказать, первыми и главнейшими именами Божиими, которые они преимущественно и почти исключительно употребляли в молитвах своих. Их же употребляет большею частью и псалмопевец Давид. Так, в начале 87-го псалма он говорит: »Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою». Точно так же 7-й псалом он начинает словами: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю». В других псалмах он называет Бога кроме того Царем, Всемогущим, Святым и Милостивым. Но одно имя Божие почти совсем не употребляется в Ветхом Завете, это именно имя – Отец. Имя это стало употребляться только в Новом Завете и было открыто нам Единородным Сыном Божиим Иисусом Христом. И как в Ветхом Завете на первом месте в ряду всех имен Божиих стояли имена: Бог и Господь, так в Новом Завете на первом месте в ряду всех этих имен стоит имя Отец. Евангелие именно открывает Бога, как Отца Господа нашего Иисуса Христа и как Отца нашего. Ту утешительную истину, что Бог есть наш Отец, Иисус Христос изрекал неоднократно и в ясных словах. «Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд», «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», «Один у вас Отец, который на небесах» – таковы некоторые их этих изречений. Наконец, в самой молитве, преподанной Им, Он заповедал всем нам называть Бога Отцом. Вот почему этим именем призывается Бог всеми христианами, которые жили, живут и еще будут жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Молитвам же всей Церкви Бог внемлет особо, ибо в ней голоса святых на небесах и ныне живущих на земле соединяются с голосом Матери Божией. Церковь живет в одной нескончаемой молитве о членах своих: за всех нас молятся ангелы и апостолы, мученики и патриархи, а превыше всех Матерь Господа нашего Иисуса Христа, и этот-то священный союз молитвы есть жизнь Церкви. Сам Спаситель обещал, что не презрит наших молитв: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам ( Мк.11:24 ). А значит, молитва об усопших не только знак и подтверждение любви, но и испытание веры, ибо Спаситель сказал также: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему ( Мк.9:23 ). Сектант : В Священном Писании сказано о непроходимой пропасти между адом и раем. Как свидетельствует Моисей в притче Господней о богаче и Лазаре: между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ( Лк.16:26 ). Но если так, возможно ли вызволить душу из ада, проведя ее непроходимой бездной от зла к благу? Священник : И мы, вслед Спасителю, учим, что между раем и адом великая пропасть. Но даже она не может помешать молитве об усопших братиях наших. Не уповая, подобно римо-католикам, на некое чистилище, мы утверждаем, что переход из ада в рай невозможен лишь для тех, кто повинен в смертных грехах. Для тех же, чьи грехи не столь тяжки, путь этот не закрыт окончательно, поскольку лишь на Страшном суде решится навеки, кому быть в раю и кому в аду, после чего переход от адских мук к райскому блаженству станет и впрямь невозможен. Но до той поры мы молимся об усопших из любви к ним и по долгу молитвы. И еще: как сограждане святым и свои Богу ( Еф.2:19 ), мы, по праву этого свойства с Ним и общего (то есть небесного) гражданства с угодниками Его, молим простить братий наших, перешедших в мир иной. Мы молимся не о согрешивших против Духа Святого, каковы сознательные богоборцы и еретики, ибо таковым нет прощения ни в мире сем, ни за гробом (см.: Мф.12:31–32 ), но о тех, чьи грехи могут быть прощены, ибо нам заповедано любить друг друга вечно (см.: 1Ин.4:7,11 ; 1Кор.13:3 ; 1Фес.4:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Мы не быстры на добро, нам нужно понуждать себя. Вспомним евангельские примеры. Когда Господь сходил с горы Преображения, то нашел внизу бесноватого глухонемого отрока, с ним народ, а также учеников, которые пытались, но не возмогли исцелить отрока. То духовное ничтожество, какое оказалось здесь перед глазами Христа, вызвало у Него прямое негодование: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Потребовав отрока к Себе, Он изгнал духа нечистого и исцелил отрока. Потом наедине ученики попросили объяснения, почему они не возмогли изгнать злого духа, и Христос дал им такой ответ: сей род, то есть дьявол и всякое зло, не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:1429 ). Таким образом, за недостаточность и несовершенство именно молитвы и поста обличил их Господь. Другой пример. В саду Гефсиманском ученики Христовы совершенно неспособны были молиться, ибо глаза их отяжелели, и они спали от печали, иначе сказать, у них не было подобающего для молитвы настроения. Однако Сам Спаситель понуждает их к молитве, и притом понуждает укорным словом: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, говорит Он ( Мф.26:4041 ; Лк. 22:46 ). Сим случаем понуждения к молитве Господь показал нам и решение того вопроса, нужно ли понуждать детей к молитве дома и в школе, допустимо ли вообще понуждение в деле религиозного воспитания. Все известные в Ветхом и Новом Завете Господни грозные прещения грешникам, все вразумительные и наказательные действия Божественного Промысла что представляют собой, как не те же воспитательные приемы принуждения человека к добродетели? Как все это просто решается на основании библейских и многочисленных церковно-исторических примеров. А между тем ныне собрания интеллигентных родителей учащихся детей открыто высказываются за отмену обязательной классной молитвы и обязательного посещения богослужения учащимися, за отмену религиозного воспитания в учебных заведениях. Первые такие постановления родительских собраний состоялись, как известно, в городах Курске и Екатеринославе, и в них участвовали даже священники (см.: Душеполезное чтение. 1905. 5). Тайна беззакония уже в действии ( 2Фес.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

О молитве за умерших «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы“ ( Лк. 20: 38 ). «Дана Мне всякая власть на небе и на земле“ ( Мф. 28: 18 ). «Имею ключи ада и смерти“ (От. 1: 18). «Молитесь друг за друга“ ( Иак. 5: 16 ): «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13: 8 ). «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите“ ( Мф. 21: 22 ). Человек умирает только телом, а не душею, как учит об этом и Экклезиаст: «возвратится, говорит он, прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его“ (12: 7). Вот почему и Спаситель учит, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы» ( Лк. 20: 38 ), как и св. Апостол утверждает, что «живем ли или умираем, всегда Господни, ибо Христос для того умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми“ ( Рим. 14: 8–9 ), поэтому, говорит он, «желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа“ ( 2Кор. 5: 8 ). И живые и умершие все вместе составляют единую Христову Церковь , одну великую Божию семью, под главенством искупившего их Спасителя мира, Который «владычествует и над мертвыми и над живыми“, ибо Бог «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви... дабы все небесное и земное соединить под главою Христом“ ( Еф. 1: 10, 22 ). Этот великий союз живых и умерших членов Церкви Христовой основан на Божией любви, ибо Сам Бог, основание и глава Церкви, есть высочайшая любовь ( 1Иоан. 4: 8 ), поэтому, говорит св. Апостол, о всех членах Церкви Христовой, «страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12: 26 ). Если, по словам Христа и Его св. Апостола, все умершие живы, то мы должны любить их так же, как и живущих на земле братьев наших, ибо и за них пострадал Христос и за них Он пролил пречистую Кровь Свою. В ком нет любви к умершим, в том нет и Бога, ибо только «пребывающий в любви пребывает вБоге, и Бог в нем“ ( 1Иоан. 4: 16 ); кто не любит умерших, тот сам духовно мертв, ибо «не любящий брата пребывает в смерти“ ( 1Иоан. 3: 14 ); в ком нет любви к умершим братьям во Христе, тот и не дитя Божие, а дитя диавола, ибо «дети Божии и диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего“ (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

О молитве. Когда ты молишься, то поди в свою комнату и помолись, затворив за собой двери, и Господь услышит твою молитву. Не говори слишком много в своей молитве: Господь уже знает, что тебе нужно, прежде, чем ты у Него попросишь: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно… знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Спаситель научил Своих учеников той молитве, которую повторяют все христиане на всех языках и наречиях мира. Это Господня молитва «Отче наш». Неужели есть дети, которые не знают Господней молитвы? Если вам встретится такое бедное дитя, то поспешите научить его. Кто научит другого молиться Богу и укажет ему Его волю, тот сделает святое дело. Господь принимает молитвы и добрые желания бедных людей, которые не имели случая учиться, но жалеют о своем невежестве, стараются жить праведно и с верой говорят: «Господи, помилуй» или «Господи, прости меня грешного», но Господь строго судит тех, кто имел случай и средства узнать Его волю и не захотел учиться. «Прощайте людям, – говорил еще Спаситель, – согрешения их против вас, тогда и вам простит Отец ваш небесный, но если вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших». О сокровищах на небе. Далее Господь учил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина их не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут. Нельзя служить в одно время и Богу и богатству. И потому не заботьтесь слишком много о том, что вам есть или пить, или во что одеваться. Душа ваша не больше ли пищи, и тело одежды? Посмотрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Кто из вас, как ни заботься, может прибавить себе росту хоть на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Ни трудятся, ни прядут, а Я вам говорю, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

О. Н. Н., даже уходя, бросил отравленную фразу... Не хочу ее и записывать: бесовский дух и тут был! Нужно с омерзением отбрасывать все отравляющее (с молитвою) и предаваться воле Божией! ВОСЕМНАДЦАТАЯ ЛИТУРГИЯ Служил ныне. И вчера, и ныне стояли мысли в голове: нужно молиться, нужно молить Бога больше, ибо враги, особенно невидимые, могут причинять вред; а сила Божия, одна она, может уничтожить все их корни. А помолясь, нужно потом предаваться с надеждой на Промысл Божий. Все говорят о конце мipa... Никто этого не знает, даже святые... Но если и так, то не должно смущаться, как это обычно бывает; наоборот, должно даже радоваться, как об этом говорит слово Божие. Например, в Апокалипсисе говорится: Ей, гряди, Господи Иисусе (22, 20). Да это и понятно: когда будут такие духовно тяжелые времена, то душа будет желать лучше прекращения их: гряди скорее, Господи ! Ныне в Евангелии читалось о молитве Господней и наставление об усиленной молитве, - и дается это истинно. Нужно просить у Господа дар любви к власти и даже просить о самой молитве за них. И это больше даст сил к любви, чем всякие наши желания и усилия... Это верно: нужно молиться. В этом должно состоять дальнейшее моление до конца сорокоуста. Да подаст Господь вступить на путь христианский. А тогда все будет спасительно. И опять, как всегда: нужно учиться быть смиренным в сердце. Тогда все будет легче, что бы ни случилось. Из послания к Колоссянам: Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе... Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, но и в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете (опять повторяет Апостол. - Авт.), делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у Него нет лицеприятия (3, 17-25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

О рождении и детстве Пресвятой Девы мы узнаем из апокрифа . Апокрифы – не во всем сборники ересей и небылиц. Иногда в них заключено предание, которое вполне соответствует церковной традиции, и апокрифами их считают лишь потому, что об истинности написанного нельзя сказать наверняка или не все в апокрифе истинно. Итак, в «Протоевангелии Иакова» читаем: «В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий День Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него [Иоакима] Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю. И огорчился очень Иоаким. А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу я свое вдовство, оплачу мою бездетность. Но вот настал великий День Господень, и сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле. И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил Ты Сарру и дал ей сына Исаака. Подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи! И тогда предстал пред ней Ангел Господний и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь. И пришли вестника два и сказали ей: Муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо Ангел явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем» .

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Отвечаю: в грешнике должно усматривать две вещи: его природу, которую любит Бог, и его грех, который Он ненавидит. Поэтому когда грешник просит что-либо как [именно] грешник, то есть в соответствии с греховным пожеланием, Бог слышит его не из милости, а подчас ради отмщения, как когда Он дозволяет грешнику ещё глубже впасть в грех. В самом деле, как говорит Августин, «в чем Бог отказывает из милости, то Он предоставляет в гневе» 481 . С другой стороны, Бог слышит молитву грешника, если она проистекает из доброго естественного пожелания, хотя и не ради правосудности, поскольку грешник не заслуживает того, чтобы быть услышанным, а исключительно из сострадания, если, конечно, тот соблюдает четыре вышеприведенных условия, а именно молиться о себе, о необходимом для спасения, благочестиво и настойчиво. Ответ на возражение 1 . По мнению Августина, эти слова были сказаны слепцом до того, как он был помазан, то есть совершенно прозрел, и потому не обладают достаточным авторитетом. И все же в этом высказывании содержится истина, если оно относится к грешнику как таковому, и в таком же смысле следует понимать сказанное о молитве грешника, что она – мерзость. Ответ на возражение 2 . В молитве грешника не может быть истинного благочестия, поскольку она не оживлена навыком к добродетели, но все же и его молитва может быть благочестивой в той мере, в какой он просит о том, что некоторым образом связано с благочестием. Ведь и тот, у кого нет навыка к правосудности, может подчас желать нечто правосудное, о чем уже было сказано (59, 2). И хотя такая молитва не заслуживает награды, тем не менее, она может быть удовлетворена, поскольку заслуга зависит от правосудности, в то время как исполнение испрашиваемого зиждется на благодати. Ответ на возражение 3 . Как уже было сказано (7), молитва Господня обращена ко всем принадлежащим Церкви людям, и потому если кто читает молитву Господню и при этом не желает прощать долги ближнему, то он при этом не лжет, поскольку его слова обращены не лично к нему и истинны в той мере, в какой обращены к Церкви, из которой он исключается со стороны заслуги и, следовательно, лишается плода своей молитвы. Впрочем, иногда грешник бывает готов к тому, чтобы простить своим должникам, и тогда его молитву слышат, согласно сказанному [в Писании]: «Прости ближнему твоему обиду – и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир. 28, 2 ). Раздел 17. ПРАВИЛЬНО ЛИ РАЗДЕЛЯТЬ МОЛИТВУ НА МОЛЕНИЕ, [СОБСТВЕННО] МОЛИТВУ, ПРОШЕНИЕ И БЛАГОДАРЕНИЕ?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Подобно этому, произношение имени Господня всяким человеком должно быть напряженно-внимательным, теплым, чистым, искренним, с богобоязненным чувством и благоговейным. 3 Бог есть любовь. Отсюда, подготовкой к молитве должно быть оставление злобы на кого бы то ни было и примирение с врагами. »Если ты, – учит Господь, – принесешь дар твой к алтарю и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой " 338 . Пока огонь злобы не угас в человеке, сердце его закрыто для Бога и одни уста его произносят молитвенные слова без чувства. На сердце человека, озлобленного и объятого иной какой-либо страстью, лежит как бы тяжелый камень. Чувство его отпало от Бога, и воля – в тисках самолюбия. Бог не слышит страстные уста, не принимает из них ходатайств и молений, закрывает Себя от них облаком 339 . Когда же человек, начиная молиться, сокрушается сердцем о грехах, положит в намерение удалить злые дела от Божиих очей и ходить по истине и правде, тогда его душа свободно и легко изольется в молитве, как вода 340 . 4 Решимость подавить в себе страсти – злобу, гордость, корысть, вожделения плоти и чрева на языке Библии известна под именами обещания Богу доброй совести 341 и смирения. Душа молящегося должна быть настроена смиренно и покаянно. Господь благоволительно взирает только на людей смиренных и трепещущих Его слов. «Я живу, – свидетельствует Он через пророка, – с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и... сердца сокрушенных« 342 . Молитвенная жертва Богу в своей подлинной значимости приносится именно от духа сокрушенного и смиренного. Его Бог не презирает 343 . Смиренный человек не многословен в молитве, не тщеславен, любит потаенность предстояния Богу – вдали от людских взоров, благоговейно скромен и даже не мыслит о лицемерной открытости другим своей молитвы. Приточный мытарь, по словам Спасителя, стоял у порога храма, не смел даже поднять глаз на небо, ударяя себя в грудь как вместилище множества грехов и сокрушенно повторял одно и то же воззвание: »Боже! Будь милостив ко мне грешнику» 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010