Такой взгляд созерцателя на всю совокупность видимого и познаваемого бытия легко отрешит его от гнета уз, связывающих бессмертный дух с брением и тлением, облечет его как доблестного подвижника несокрушимым всеоружием богоприличного отвлечения и направит, как обуреваемого мореплавателя, к той единственной точке, где для него — пристанище спасения. Для созерцателя молитва есть не только легкое и естественное, но и прямо неизбежное дело. Она есть то же самое созерцание, перешедшее от ума в сердце. Поучительный пример этого представляет нам древний и святой миросозерцатель, о котором нельзя умолчать, когда речь идет о молитве. Небеса проповедуют славу Божию, - размышлял он, - и о делах рук Его вещает твердь… Он поставил в них жилище солнцу,., и ничто не укрыто от теплоты его… И вдруг после спокойного размышления в восторге духа воскликнул: Закон Господа совершен, укрепляет душу откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота] Концом же всего размышления была теплейшая покаянная молитва ( Пс. 18; 2, 5, 7-11 ) — урок всем нам, по его богодухновенной книге наставляемым Церковью молитве! Но само собой разумеется, братия, что ничто так не враждебно молитве и ничто так не должно быть избегаемо молящимися, как противоположное созерцанию и отвлечению развлечение, занятие всем и ничем вместе, устремление мысли вслед всякого предмета и немедленный отбег ее от всякого предмета, собственно говоря — не занятие, а покой или сон ума и сердца. Учителя молитвы дают полезный совет — при молитве не смотреть никуда, кроме святой иконы, и стараться не иметь надобности даже в помощи священных изображений. Молитву умную они называют «безвидной и невоображенной». Наиболее благоприятным временем для нее полагают ночь с ее непроницаемым мраком, который их созерцанию придает беспримерную чистоту, а их молитвенному упражнению — необходимую теплоту..

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

СП:Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. ПЕК: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим. И не введи нас во искушение. Но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Как видим, переводы не соответствуют основному греческому тексту по изданию NA. Этот факт, а также множество разночтений рождают вопрос о происхождении Молитвы Господней. Этот вопрос рассматривался еп. Кассианом в нескольких его трудах , которые проливают свет на избрание того или иного чтения при переводе Молитвы Господней в Новом Завете. Сам еп. Кассиан констатирует факт отсутствия цельного научного мнения о Молитве Господней: «С некоторого времени вопрос о Молитве Господней стал в центре моих новозаветных изысканий. Мне кажется все более и более несомненным, что богословская наука еще не сказала о ней своего последнего слова, и что это слово, если оно будет сказано, может дать ответ и на другие вопросы новозаветной истории и экзегетики. Я далек от притязания сказать это последнее слово, но какие-то новые перспективы открываются передо мной, и направление богословского исследования мне представляется довольно ясным» . Тем не менее, в своем анализе еп. Кассиан опирается на предшествующие ему достижения текстологии. Например, он обращается к трудам Ломаера, который открыл литературно-поэтический принцип хиазма. Этот принцип еп. Кассиан усматривает и в Молитве Господней. Сегодня хиазм, как вид параллелизма, является одним из основных методов исследования Библии. Перейдем к изложению анализа еп. Кассиана. «Отче наш» (Молитву Господню) мы встречаем в кратком (у Лк.) и распространенном (у Мф.) виде.

http://bogoslov.ru/article/3322470

Каково пятое прошение в молитве Господней? – И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Какое желание выражаем мы этим прошением? – Мы просим Бога помочь нам сдержаться и простить ближним прегрешения их, сделанные против нас, как и Он мог бы простить нам наши грехи. Сказано было Его устами: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ). 5.3.6. Шестое молитвенное прошение Каково шестое прошение в молитве Господней? – И не введи нас в искушение. Какое желание выражаем мы этим прошением? – Мы молим Бога помнить о наших человеческих слабостях и не насылать на нас тяжкие беды ради нашего утверждения в вере и не позволить диаволу искушать нас в несчастиях. В чем различие между Божьим испытанием и диавольским искушением? – Различие поистине огромное. Когда Господь Бог попускает нам разные страдания, Он поступает так с намерением укрепить наши добродетели, подобно тому, как в огне закаляют сталь. Диавол же, наоборот, искушает нас каким-либо грехом или позором с намерением сделать нас еще хуже, слабее, дурнее, чтобы, в конце концов, полностью отвести от Бога и совсем погубить. 5.3.7. Седьмое молитвенное прошение Каково седьмое прошение в молитве Господней? – Но избавь нас от лукавого. Какое желание выражаем мы этим прошением? – Мы молим Бога освободить нас от дурных дел и от дурных людей. Мы как бы молимся: «Сохрани нас, Отче наш , от дурных дел и защити от самого опасного врага». Кто самый опасный враг? – Сатана. Все греховные мысли и дурные поступки, от них происходящие, исходят от сатаны. Вот почему этим прошением мы молим Господа, Который есть свет и любовь, избавить нас от врага, который сам по себе есть тьма и ненависть. 5.3.8. Славословие Чем завершается молитва Господня? – Славословием: Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Что мы выражаем этим славословием? – Мы выражаем свою веру в Бога как во всемогущего и славнейшего Царя, Который один только может исполнить наши молитвы. Поэтому мы его величаем, прославляем и любим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Пятое молитвенное прошение Каково пятое прошение в молитве Господней? И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Какое желание выражаем мы этим прошением? Мы просим Бога помочь нам сдержаться и простить ближним прегрешения их, сделанные против нас, как и Он мог бы простить нам наши грехи. Сказано было Его устами: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:14-15). Шестое молитвенное прошение Каково шестое прошение в молитве Господней? И не введи нас в искушение. Какое желание выражаем мы этим прошением? Мы молим Бога помнить о наших человеческих слабостях и не насылать на нас тяжкие беды ради нашего утверждения в вере и не позволить диаволу искушать нас в несчастиях. В чем различие между Божьим испытанием и диавольским искушением? Различие поистине огромное. Когда Господь Бог попускает нам разные страдания, Он поступает так с намерением укрепить наши добродетели, подобно тому, как в огне закаляют сталь. Диавол же, наоборот, искушает нас каким-либо грехом или позором с намерением сделать нас еще хуже, слабее, дурнее, чтобы, в конце концов, полностью отвести от Бога и совсем погубить. Седьмое молитвенное прошение Каково седьмое прошение в молитве Господней? Но избавь нас от лукавого. Какое желание выражаем мы этим прошением? Мы молим Бога освободить нас от дурных дел и от нехороших людей. Мы как бы молимся: " Сохрани нас, Отче наш, от дурных дел и защити от самого опасного врага " . Кто самый опасный враг? Сатана. Все греховные мысли и дурные поступки, от них происходящие, исходят от сатаны Вот почему этим прошением мы молим Господа, Который есть свет и любовь, избавить нас от врага, который сам по себе есть тьма и ненависть. Славословие Чем завершается молитва Господня? Славословием, которое звучит так: Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. Что мы выражаем этим славословием? Мы выражаем свою веру в Бога как во всемогущего и славнейшего Царя, Который только один может исполнить наши молитвы. Поэтому мы его величаем, восславляем и любим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1149...

Хлеб насущный – это всё, необходимое для жизни. «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф. 6, 34 ). Потому что «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Мф. 6, 32 ). Под именем насущного хлеба нужно просить и необходимого для души – это понимание Слова Божия, достойного причащения Тела и Крови Христовых. О пятом прошении В Молитве Господней долгами называются наши грехи, потому что мы всё получили от Бога и должны жить по Его воле; иначе остаёмся должниками перед Ним. Должники наши – это люди, которые относятся к нам неправедно: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6, 14-15 ). О шестом прошении В Молитве Господней под наименованием искушения следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Такие искушения приходят от плоти, от мира (от других людей), и от диавола. О седьмом прошении Словами Молитвы Избави нас от лукавого – мы просим избавления от всякого зла в мире, который «весь во зле лежит» ( 1Ин. 5, 19 ); от встреч и общения с людьми, от которых мы можем заразиться злом. К Молитве Господней присоединено славословие для того чтобы мы воздавали Богу справедливое почитание и утверждались в надежде, что в Его власти дать нам просимое. Тема 42. Об учении блаженства Заповеди Блаженства Верить мало, надо еще жить по вере. Об этом говорит Сам Господь: Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? ( Лк. 6, 46 ). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех ( Мф. 7, 21 ). Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа о блаженстве. Все заповеди блаженства – это не характеристики разных групп праведников, но описание совершенств, присущих каждому стремящемуся к Богообщению христианину.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

129 . Определено и это: если кто говорит, что святые, в молитве Господней прости нам долги наши ( Мф. 6:12 ) говорят не о себе, поскольку им уже не нужно это прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и что каждый из святых не говорит лично: прости мне долги мои, а говорит: прости нам долги наши, так чтобы это прошение праведника понималось [как прошение] о других скорее, чем о нем самом, – таковой да будет анафема. Свят и праведен был Апостол Иаков, когда сказал: ибо все мы много согрешаем ( Иак. 3:2 ). Ибо для чего прибавлено это слово: все, если не для того, чтобы мысль эта согласна была со псалмом, в котором читается: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою ни один из живущих ( Пс. 142:2 ). И в молитве премудрого Соломона: нет человека, который не грешил бы (З Цар. 8:46): и в книге святого Иова: Он полагает печать на руку всякого человека, чтобы все люди знали дело Его ( Иов. 37:7 ). Поэтому также и святой и праведный пророк Даниил в молитве говорил во множественном числе: согрешили мы, поступали беззаконно ( Дан. 9:5 ), и прочее, что он там смиренномудренно и истинно исповедует. Дабы не подумали, будто он говорит не о своих [грехах], но скорее о грехах людей своих, то он еще говорил, и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего… пред Господом Богом моим ( Дан. 9:20 ). Он не хотел сказать: грехи наши, но сказал: и грехи свои, поскольку пророк как бы предвидел, что появятся такие люди, которые неверно это поймут. 130 . Определено и это: если кто полагает, что сами слова молитвы Господней, в коих говорим: прости нам долги наши, святыми произносятся по смирению, а не по истине, – да будет анафема. Ибо кто потерпел бы молящегося, который бы лгал не человекам, но Самому Господу; устами своими говорил, что хочет иметь прощение, сердцем же говорил бы, будто не имеет грехов, которые бы надлежало отпустить ему. Правила пято-шестого поместного собора, Константинопольского, называемого Трулльский 691–692 гг. 7 1 . При начинании всякого слова и дела лучше всего начинать от Бога и Богом оканчивать, по слову Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

    Блаж. Феофилакт. Ученики Христовы соревнуют ученикам Иоанновым и желают научиться, как молиться. Спаситель не отвергает желания учеников, и научает их молитве. «Отче наш, — говорит, сущий на небесах». Примечай силу молитвы. Она тотчас возводить тебя к горнему, и, поскольку именуешь Бога Отцом, убеждает тебя всячески не терять подобия Отцу, но стараться уподобляться Ему.    Слово — «Отче» показывает тебе, каких ты удостоился благ, соделавшись сыном Божиим.     Симеон Солунский. «Отче наш!» — И потому, что Он есть Творец наш, из не сущих приведший нас в бытие, — и потому, что по благодати есть Отец нам, через Сына по естеству, соделавшегося подобным нам.     Свт. Тихон Задонский. Из слов: «Отче наш!» научаемся, что Бог есть истинный Отец христиан, и они «все сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26). Следовательно, как Отца, с упованием должно Его призывать им, как и дети плотские родителей своих призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают. «Наш»     Св. Киприан Карфагенский. Учитель мира и Наставник единства прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только за себя. В самом деле мы не говорим: «Отче мой, сущий на небесах, — хлеб мой дай мне на сей день»; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы только самому не быть введенному во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы — весь народ — составляем одно. Бог — Наставник мира и согласия, поучавший единству, хотел, чтобы и один молился за всех так же, как Он один носил нас всех. Этот закон молитвы соблюдали и три отрока, брошенные в печь огненную: они были согласны в молении и единодушны в духе согласия. В этом удостоверяет Божественное Писание, которое, показывая, как они молились, дает нам пример для подражания, чтобы и нам сделаться подобными им. Сказано: «Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога» (Дан. 3:51). Они говорили как бы одними устами, хотя не Христос научил их так молиться. И потому-то речь их — молящихся — была убедительна и действительна: мирная, простая и духовная молитва была угодна Господу. По вознесении Господнем мы находим апостолов с учениками, молившихся подобным же образом. «Все они, — сказано, — единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14). Они пребывали в молитве, единодушно, показывая и настоятельность своей молитвы, и взаимное согласие, потому что Бог, «вселяющий единомысленных в дом» (Пс.67:7), принимает в божественный и вечный дом Свой только тех, у кого молитва единодушна. О, каковы, возлюбленнейшие братья, тайны молитвы Господней! Сколь многое и сколь великое заключено в кратком словами, но обильном духовной силой молении!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

Кратко и выразительно о благотворности молитвы сказал св. апостол Павел в Послании к римлянам: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10, 13). А св. Иоанн Лествичник молитву называет Божиим примирением, очищением грехов, источником добродетелей, подательницей благодатных дарований, невидимым преуспеянием, просвещением мыслей, утверждением надежды, разрушением печали, утолением гнева, предзнаменованием грядущей славы 14 . А мы все, кто не любит и ленится молиться, знаем ли, что полезно и благотворно для нас? Не уподобляемся ли мы блудному сыну из евангельской притчи, который тяготился пребыванием в доме Отчем? Кто из нас не любит молиться, тот враг самому себе и враг своему вечному спасению! Аминь. 11.  См. Свт. Иоанн Златоуст. 2 слово о молитве. 12.   См. Катехизические поучения прот. Григория Дьяченко. О христианской молитве.  13. Беседа 11. Об Анне, матери пророка Самуила. 14.  Лествица. Сл. 28. БЕСЕДА 4. О необходимости молитвы Итак, мы убедились, как важна, сильна и благотворна молитва. Из этих спасительных качеств молитвы вытекает и ее насущная необходимость для человека, самого по себе слабого, отовсюду теснимого и, без помощи Божией, глубоко несчастного. Посмотрите, что с нами случается каждый день, почти каждый час? Мы беспрестанно опасаемся потерять здоровье или собственную жизнь, кого-нибудь из близких, средства к существованию, имущество, жилье, работу; подвержены тысячам других бед и зол, угрожающих отовсюду. Мы беспрестанно в опасности потерять веру и впасть в самые тяжкие грехи: и мир соблазняет нас, и плоть наша восстает на нас, и диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Кто нас спасает и защищает от всех предстоящих и угрожающих нашему бессилию опасностей, как не Господь Милосердный? Будем же усердно молиться Ему. Если же и постигнет нас какая-нибудь беда по воле Божией, то молитва поможет нам увидеть в случившемся руку Божию, принять праведное наказание, то есть вразумление Божие, и сказать с благодарностью Богу: Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

О художественном делании молитвы Иисусовой речь началась с Григория Синаита в XIV веке и последующих веках... Творить молитву Иисусову, как все мы навыкаем делать, есть доброе дело. В монастырях возлагается это как долг. Стали бы разве возлагать, если бы это было опасно?! Опасно то художество, какое придумали и приладили к этой молитве. Оно иного ввергает в прелесть мечтательную, а иного, странно сказать, – в постоянное пехотное состояние. Его потому надо и отсоветовать и запрещать. А сладчайшее имя Господа призывать в простоте сердца всем надо внушать и всех к тому располагать. Святитель Феофан Затворник ( 117, 184–185 ). Если кто, не имея молитвы, принуждает себя только к молитве, чтобы получить благодатную молитву, а к смиренномудрию, к любви и к соблюдению прочих Господних заповедей не принуждает себя, то иногда, по прошению его, дается ему благодатная молитва, даже отчасти в упокоении и веселии, но нравами он уподобляется тому же, чему и прежде был подобен. Ибо не имеет он кротости, потому что не взыскал ее трудом и не приуготовлял себя быть кротким. Не имеет он смиренномудрия потому что не просил и не принуждал себя к этому. Не имеет любви ко всем, потому что не имел об этом попечения и не искал этого усиленно в молитвенном прошении. Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надо так же принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию, по написанному, с радостью; а таким же образом надо принуждать себя к уничижению, к тому, чтобы считать себя хуже и ниже всех, чтобы не беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словах Господних и их изрекать устами и сердцем. Еще надо принуждать себя к тому, чтобы не раздражаться: «Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Еф. 4, 31 ). Чтобы, таким образом, Господь, видя произволение человека, дал ему без труда и принуждения совершать все то, что прежде едва мог сохранить с принуждением, по причине живущего в нем греха. И все эти начинания добродетели обратятся для него как бы в природу, потому что приходит к нему наконец Господь, приходит и пребывает в нем, и Сам творит в нем заповеди Свои без труда, исполняя его духовных плодов ( 117, 185–186 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Молитва Предтечи 10.09.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Усекновение главы Иоанна Предтечи Слово в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна В этот день по обычаю церковному мы совершаем молитву о упокоении всех воинов православных, живот свой за веру и отечество на поле брани положивших. И призываем Предтечу в заступники нашей молитвы. Мы знаем из Писания, как ученики Христовы приступили к Нему и сказали: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». Нам ничего неизвестно о том, как молился Предтеча, как он учил своих учеников молитве, но мы знаем, что благодаря этому обращению апостолов ко Христу, благодаря тому, что они видели, как молится Предтеча, из уст Самого Господа была дана всему роду человеческому единственная из всех молитв — молитва Господня. Больше ничего неизвестно нам о молитве Иоанна. Но оттого что он молился в пустыне и в темнице, и оттого что Господь внял просьбе Своих учеников, нам дано произносить слова Самого Спасителя. Когда молитесь, говорит Он, молитесь так: «Отче наш, сущий на небесех». Только властью Возлюбленного Единородного Сына Божия, на Котором Предтеча Иоанн увидел Духа сходящего и пребывающего, дается всем уверовавшим во Христа, исповедовать Бога Своим Отцом. Только Христос, Сын Божий, мог произнести эти слова: «Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему». И только Он мог сделать так, чтобы эти слова стали правдой для всех нас. Предтече дано было услышать Отчий глас и увидеть Духа Святого, сходящего на Сына Божия, но ему не было дано произнести эти два слова «Отче наш». Но каждый из нас, меньший его, благодаря подвигу его молитвы сподобляется этого дара. Надо чтобы мы научились произносить эти слова как самые главные слова нашей жизни, как самую главную молитву, как самую большую правду, которая нам известна. Для этого вся наша жизнь должна соответствовать молитве, которую мы совершаем. Правда молитвы рождается, когда есть правда слова, которое мы произносим, и правда жизни, как это было у Предтечи.

http://moral.ru/молитва-предтечи/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010