МГУ. НБ. Ф. 293. № 10536-22-71



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ЕВТРОПЬЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИИскать в Источникеpravenc.ru
... ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» ( Львов, 1665. Л. 66 об. - 67 ) в списке «Чуда Пресвятой Богородицы от образов Еи» 4-м приводится чудо с иконой, к-рая не поименована. Изложение этого чуда, предложенное архим. Иоанникием, стало основой рассказа, помещенного в рукописном сб. «Солнце Пресветлое», к-рый был составлен сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (МГУ. НБ. Ф. 293. 10536-22-71. Л. 38 об. - 39) . Здесь икона впервые названа «Евтропьевская», основанием для ее названия стала ссылка архим. Иоанникия на полях соч. «Небо Новое»: «Евтропий. Кн. 21. О речах Римских» - в наст. время этот источник точно не определен. Т. о., «Солнце Пресветлое» является первым, но единственным сборником Богородичных образов, сообщающим об иконе с таким названием (повторяется с незначительными разночтениями лишь в копии этого сборника, сделанной в 1730 Федором Мурыгиным) ГИМ. Муз. 42. Л. 30 об. - 31 () . В публикациях XIX и нач. XX в., обобщающих иконографию икон Богородицы, Е. и. не приводится, упоминания о ней отсутствуют и в списках икон в Месяцеслове архиеп. Сергия (Спасского) . По версии ... текст полностью ...
ГИДЛЯНСКАЯ (ГИДЕЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • ...Искать в Источникеpravenc.ru
... икона Божией Матери Сюжет об обретении иконы получил развитие в сказании из рукописного сб. «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. ( МГУ. НБ. Ф. 293. 10536-22-71 ) . Здесь дается дата явления иконы - «в лето 1082 г. » - и описаны подробности ее обретения: на пашне волы «на колени упали» и не пошли дальше, тогда Иоанн «узре на камени образ Пресвятой Богородицы вырытый». Он отнес образ в свой дом «и положи в ковчежце». От иконы исходил свет, и Иоанн «постави [икону] со Святою Тайною Господнею». Но икона перенеслась невидимо на пашню, где была обретена Иоанном вновь. О чуде он поведал людям. На месте явления был сооружен сначала деревянный столп, затем часовня, куда икона и была поставлена. С этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Сообщения в разных публикациях XIX в. предлагают следующее прочтение сказания из сборника Моховикова: икона была резная на камне; Иоанн сообщил о ней односельчанам, и, когда она явила свечение, икону перенесли в местный храм и поместили за престолом; из храма икона перенеслась на пашню, и там ее нашел некий крестьянин; о часовне для Г. и. ничего не ... текст полностью ...
Описание иконы Пресвятой Богородицы ЕвтропьевскаяИскать в Источникеpravicon.com
... соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» ( Львов, 1665. Л. 66 об. - 67 ) в списке «Чуда Пресвятой Богородицы от образов Еи» 4-м приводится чудо с иконой, к-рая не поименована. Изложение этого чуда, предложенное архим. Иоанникием, стало основой рассказа, помещенного в рукописном сб. «Солнце Пресветлое», к-рый был составлен сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (МГУ. НБ. Ф. 293. 10536-22-71. Л. 38 об. - 39) . Здесь икона впервые названа «Евтропьевская», основанием для ее названия стала ссылка архим. Иоанникия на полях соч. «Небо Новое»: «Евтропий. Кн. 21. О речах Римских» - в наст. время этот источник точно не определен. Т. о., «Солнце Пресветлое» является первым, но единственным сборником Богородичных образов, сообщающим об иконе с таким названием (повторяется с незначительными разночтениями лишь в копии этого сборника, сделанной в 1730 Федором Мурыгиным) ГИМ. Муз. 42. Л. 30 об. - 31 () . В публикациях XIX и нач. XX в., обобщающих иконографию икон Богородицы, Е. и. не приводится, упоминания о ней отсутствуют и в списках икон в Месяцеслове архиеп. Сергия (Спасского) . По версии сб. «Солнце Пресветлое», икона явилась ... текст полностью ...
Описание иконы Пресвятой Богородицы Гидлянская ...Искать в Источникеpravicon.com
... об обретении иконы получил развитие в сказании из рукописного сб. «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. ( МГУ. НБ. Ф. 293. 10536-22-71 ) . Здесь дается дата явления иконы - «в лето 1082 г. » - и описаны подробности ее обретения: на пашне волы «на колени упали» и не пошли дальше, тогда Иоанн «узре на камени образ Пресвятой Богородицы вырытый». Он отнес образ в свой дом «и положи в ковчежце». От иконы исходил свет, и Иоанн «постави [икону] со Святою Тайною Господнею». Но икона перенеслась невидимо на пашню, где была обретена Иоанном вновь. О чуде он поведал людям. На месте явления был сооружен сначала деревянный столп, затем часовня, куда икона и была поставлена. С этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Сообщения в разных публикациях XIX в. предлагают следующее прочтение сказания из сборника Моховикова: икона была резная на камне; Иоанн сообщил о ней односельчанам, и, когда она явила свечение, икону перенесли в местный храм и поместили за престолом; из храма икона перенеслась на пашню, и там ее нашел некий крестьянин; о часовне для Г. и. ничего не сообщается, на месте находки жители ... текст полностью ...
Списки Елецкой Черниговской иконы — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... (худож. С. Бутник) . Изображение иконы доминирует на фоне реалистического изображения дерева и пейзажа. Однако о существовании чтимого протографа у этого списка свидетельствует воспроизведенный художником вотивный привесок на образе Божией Матери - золотой наперсный крест на цепи. В России наиболее ранним известным изображением Е. Ч. и. краткого извода является гравюра Г. П. Тепчегорского ( 1713-1714 ) , выполненная в серии листов с образами чудотворных Богородичных икон и включенная в качестве иллюстрации в статью об иконе в рукописной кн. Симеона Моховикова " Солнце Пресветлое " (НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71, 1715-1716 гг.) . В соответствии с гравюрой Тепчегорского икона представлена на самом раннем из известных икон-сводов Богородичных икон - раме к иконе Богоматери Владимирской из ц. апостолов Петра и Павла на Новобасманной ул. в Москве, 1722 г., иконописец Иван Дорофеев (частное собрание, Москва) . Позднее на иконах-сводах Е. Ч. и. изображали сравнительно редко, в XIX в. обычно использовался еще более краткий поясной вариант извода. Отдельные изображения Е. Ч. и. в рус. иконописи встречаются редко и известны только в XIX в. Нек-рые соответствуют чудотворному ... текст полностью ...
Праздник в честь иконы Божией Матери Жировицкой — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... период энциклопедию чудотворных икон и скульптур Девы Марии католич. мира, в к-рой использованы сведения о наиболее почитаемых в Великом княжестве Литовском иконах Божией Матери, собранные ректором Виленской иезуитской академии А. Кояловичем. Оба издания способствовали прославлению Ж. и. в православной Левобережной Украине, в России, в католич. Европе. В 1715-1716 гг. сведения о Ж. и. вместе с подписанной на польском языке гравюрой Д. Петцольдта включены в рукописный свод Богородичных икон «Солнце Пресветлое», составленный сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71 и ГИМ. Муз. 39) . В 1-й трети XVIII в. Ж. и. почиталась во всей Речи Посполитой. Этому способствовало обнаружение (15 авг. 1718) под осыпавшейся штукатуркой фресковой копии Ж. и. в притворе рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха, переданной (1639) папой Урбаном VIII василианам русской провинции для их резиденции. Высказывалось предположение, что фреска исполнена в XVII в. кем-то из монахов-василиан, прибывших в Рим из Великого княжества Литовского. Первыми насельниками миссии при рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха стали прибывшие 15 июля 1639 г. из ... текст полностью ...
ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... период энциклопедию чудотворных икон и скульптур Девы Марии католич. мира, в к-рой использованы сведения о наиболее почитаемых в Великом княжестве Литовском иконах Божией Матери, собранные ректором Виленской иезуитской академии А. Кояловичем. Оба издания способствовали прославлению Ж. и. в православной Левобережной Украине, в России, в католич. Европе. В 1715-1716 гг. сведения о Ж. и. вместе с подписанной на польском языке гравюрой Д. Петцольдта включены в рукописный свод Богородичных икон «Солнце Пресветлое», составленный сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71 и ГИМ. Муз. 39) . В 1-й трети XVIII в. Ж. и. почиталась во всей Речи Посполитой. Этому способствовало обнаружение (15 авг. 1718) под осыпавшейся штукатуркой фресковой копии Ж. и. в притворе рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха, переданной (1639) папой Урбаном VIII василианам русской провинции для их резиденции. Высказывалось предположение, что фреска исполнена в XVII в. кем-то из монахов-василиан, прибывших в Рим из Великого княжества Литовского. Первыми насельниками миссии при рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха стали прибывшие 15 июля 1639 г. из ... текст полностью ...
Описание иконы Пресвятой Богородицы Германовская ...Искать в Источникеpravicon.com
... патриарха Германа К-польского, защитника иконопочитания. Архиеп. Иоанникий (Галятовский) в сб. «Небо Новое» ( 1-е изд. : Львов, 1665 ) сообщает об иконе следующее: буд. свт. Герман еще ребенком видел в церкви к-польского мон-ря во имя Пресв. Богородицы образ Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Он подал яблоко Христу «як дитятку, сам дитя будучи», тогда «Пресвятой Богородицы образ протянул руку и принял от него яблоко». Сказание о Г. и. из рукописного сб. «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. ( НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71 ) , содержит дату этого события - 3 апр. 732 г., к-рая приходится на время уже после Патриаршества Германа, но никак не на время его младенчества ( род. в 630-650 или в 653-658 ) . Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Г. и. под названием «Ерманскiя» в списке чудотворных образов, «местно чтимых в России». В списке «Солнца Пресветлого», принадлежавшем в 1730 г. Федору Мурыгину ( ГИМ. Муз. 42. Л. 100 об. - 101 ) , в статье о Г. и. вклеена гравюра Г. Тепчегорского с подписью: «Вотодательница». Очевидно, составитель хорошо ориентировался в иконографии ... текст полностью ...
ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИИскать в Источникеpravenc.ru
... С. Бутник) . Изображение иконы доминирует на фоне реалистического изображения дерева и пейзажа. Однако о существовании чтимого протографа у этого списка свидетельствует воспроизведенный художником вотивный привесок на образе Божией Матери - золотой наперсный крест на цепи. В России наиболее ранним известным изображением Е. Ч. и. краткого извода является гравюра Г. П. Тепчегорского ( 1713-1714 ) , выполненная в серии листов с образами чудотворных Богородичных икон и включенная в качестве иллюстрации в статью об иконе в рукописной кн. Симеона Моховикова «Солнце Пресветлое» (НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71, 1715-1716 гг.) . В соответствии с гравюрой Тепчегорского икона представлена на самом раннем из известных икон-сводов Богородичных икон - раме к иконе Богоматери Владимирской из ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. в Москве, 1722 г., иконописец Иван Дорофеев (частное собрание, Москва) . Позднее на иконах-сводах Е. Ч. и. изображали сравнительно редко, в XIX в. обычно использовался еще более краткий поясной вариант извода. Отдельные изображения Е. Ч. и. в рус. иконописи встречаются редко и известны только в XIX в. Нек-рые соответствуют чудотворному образу (ГТГ) , ... текст полностью ...
ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... эту икону поместили у юж. стены позади Мономахова трона, где она находится и в наст. время. Как «Иерусалимская Богоматерь» икона упоминается в рукописных сборниках 1-й четв. XVIII в., содержащих сказания о чудотворных богородичных иконах. В сб. «Солнце Пресветлое», составленном в 1715-1716 гг. сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым, раздел о чудотворных иконах открывается сказанием об иконе Богоматери «…иже во граде Иерусалиме, в Гефсимании веси», дополнительно упоминается первоисточник легенды: «Со иконы тоя святыя сие писано, по поновлении писмом» (НБ МГУ. Ф. 293. 10535-22-71. Л. 24 об. - 26) . Те же сведения содержатся и в сборнике, датируемом ок. 1720 г. ( РНБ. Соф. 1428. Л. 458 об. - 459 ) . В 10-х гг. XVIII в. Кириллом Улановым было создано неск. списков с древней иконы, в т. ч. 3 - для Троицкой Кривоезерской пуст., где царский изограф принял постриг с именем Корнилий. Списки Г. и. находились также в московских храмах: Покрова Пресв. Богородицы в Измайлове (ныне в ц. Рождества Богородицы) , арх. Михаила в Бронницах, прор. Илии в Черкизове, Покрова в Вешняках и др. Иконография Г. и. («Корсунской» или «Иерусалимской») имела древние ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: МГУ. НБ. Ф. 293. № 10536-22-71
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"