Кончина отца Марка (Лозинского) –  А как он пережил кончину отца Марка (Лозинского)? – Очень тяжело. – Это ведь была случайность, как мне рассказывали? Какая-то неожиданность?.. – Отец Марк страдал тяжелой формой юношеского диабета, жил на инсулине. Кроме ранних литургий, не мог служить других, потому что ему нужно было обязательно потом что-то покушать. В основном братия ему сочувствовали, но находились и завистники: «Вот, Марку и мясо дают, и особая диета – чем не жизнь!» А он мне потом со слезами передавал: «Знаете, многие думают, что так уж радостно мне, монаху, особенно питаться!..» А на это благословил его еще Патриарх Алексий I… – Кто-то говорил, что он решил потом голодать и так лечиться… – Мы с отцом Матфеем тоже знали об этом, но не разбирались, кто его на это надоумил, так и не нашли… Действительно, отец Марк поехал к отцу, решил голодать. Сначала ему вроде легче, хорошо стало, а закончилось тем, что он впал в кому, из которой его не смогли вывести. Это случилось 29 января 1973 года. Смерть отца Марка для меня была таким первым огромным горем!.. Отец Матфей тогда вообще слег: не мог даже на похороны приехать, настолько он это переживал. Отпевал его владыка Филарет. Холод, помню, был страшный. Отпевание закончилось, принесли гроб к могиле: там что-то случилось, какой-то клин не входил, не могли долго схоронить. Ждали-ждали, но потом дождались… И когда его опускали в могилу, я была вся в слезах, но только слышала чириканье птичек: какая-то стайка прилетела, покружилась над его могилой и улетела… Этот эпизод очень хорошо запомнился. Потом мы обратно приехали в лавру. Стала я звонить владыке Филарету: «Я волнуюсь, владыка, вы так легко были одеты на отпевании…» – «Да, конечно, озяб…» – «А вы сейчас где?» – «Да мы здесь, с мамой… Приходите, чайку попьем…».   Я пришла, мы пили чай и разговаривали. Именно тогда владыка и сказал, что покойный отец Марк и отец Матфей были почти одинаковыми по своим драгоценным качествам. И по способностям к работе, и по отношению к людям…

http://radonezh.ru/2018/06/14/penie-bylo...

А. Б. Образ святителя Игнатия Брянчанинова привлекает к себе многих исследователей его жизни и творений. Уже в ближайшие годы после блаженной кончины Святителя появляется жизнеописание, в котором его ученики и последователи дают краткую, но отчетливую характеристику отдельных этапов его жизни и творчества. Жизнеописание это включено в первый том трудов Святителя, изданных в 1905 году 2 . “В поисках Живаго Бога” — так назван труд иеромонаха Игнатия о жизни преосвященного епископа-подвижника, опубликованный в 1913 году 3 . Еще раньше, в 1905 году, иеромонах Илиодор (Труфанов) посвящает свое кандидатское сочинение религиозно-нравственным воззрениям святителя Игнатия 4 , а в 1915 году Леонид Соколов издает большой двухтомный труд, который он именует “Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения” 5 . Образ святителя Игнатия, его особая, отличная от пути мно­гих подвижников жизнь, привлекают к себе и русских писателей, и в своем произведении “Инженеры-бессребренники” Н. С. Лесков дает трактовку этой особой судьбы русского епископа-аскета 6 . Кроме того, русские журналы и газеты, начиная с 1867 года (год кончины преосвященного Игнатия) изобилуют статьями и очерками, посвященными личности и трудам Святителя. Наконец, в 1968 году появляется большое магистерское исследование доцента МДА иеромонаха Марка (Лозинского), охватывающее два тома с приложениями в 6 томах, в котором дается анализ творчества епископа Игнатия под углом трактовки Преосвященным духовной жизни мирянина и монаха 7 . Отдельные труды епископа Игнатия опубликованы и за рубежом. Знаменательно, что в кратко поименованных трудах, посвященных личности епископа Игнатия, удается отметить самые различные направления в оценке жизни и трудов Святителя. Но в них преобладают не просто житийные характеристики: все бытие Святителя вместе с его творчеством, которое было его жизнью, дается главным образом под углом изложения духовного подвига. Так, у Лескова епископ Игнатий — инженер, но инженер-бессребренник, праведник. У Леонида Соколова основное — мо­­рально-аскетические воззрения Святителя, а у иеромонаха Игнатия весь путь жизни преосвященного Игнатия Брянчанинова обозначен крылатым выражением в поисках Живаго Бога . Наконец, и в большом труде иеромонаха Марка существенным является исследование творчества святителя Игнатия, дающего основное для понимания законов духовной жизни мирянина и монаха.

http://pravmir.ru/svyatitel-ignatiy-bogo...

1) Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. В 5 т. — 3-е изд., испр. и дополн, — СПб., 1905 (сокращенно: Соч.); 2) Приложение к работе иеромонаха Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова». Т. I–III. Полное собрание писем епископа Игнатия Брянчанинова. МДА, 1967 (сокращенно: Прилож.). Даны также ссылки на конкретные номера писем с указанием томов в пределах этого Приложения. Александр Стрижев Письма святителя Игнатия Брянчанинова к Н. Н. Муравьеву-Карскому Предисловие В эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова весьма значительное место занимают его письма выдающемуся военному и государственному деятелю Николаю Николаевичу Муравьеву-Карскому [ 1213 ]. Н. Н. Муравьев-Карский принадлежал к тому, по словам Н. Иконникова, «удивительному роду [Муравьевых], который после пяти веков служения России, не подавал ни признака упадка и продолжал поставлять стране людей, делавших Историю» [ 1514 ]. Эти слова полностью можно отнести к поколению, в которое входил Н. Н. Муравьев-Карский, давшему стране одного наместника края, одного генерал-губернатора, контр-адмирала, трех генерал-майоров, сенаторов, Управляющего собственной канцелярией Hukoлaя I, Главного правителя Императорской Российско-американской компанией и т. д., участников Отечественной войны 1812 г., Кавказских и Крымской войн, четырех литераторов, художника, археолога… и из которого вышли восемь декабристов. Сам Н. Н. Муравьев-Карский (1794–1866) принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Профессиональный военный, он участвовал в войне 1812 г. (сражался при Бородине — был награжден, под Тарутином и др.), в действиях русской армии за границей; с 1816 г. служил на Кавказе под начальством А. П. Ермолова, участвовал в Русско-иранской (1826–1828) и Русско-турецкой (1828–1829) войнах; совершил ряд дипломатических поездок в Среднюю Азию, в Турцию и Египет; с конца 1854 по 1856 г. был Главнокомандующим и Наместником на Кавказе. Литературную известность ему принесли мемуары и несколько военно-исторических книг, в которых нашли отражение драматические события его жизни и богатейший военный опыт. Он отличался безукоризненной честностью и прямолинейным характером, из-за чего имел многих недоброжелателей, часто препятствующих его служебной карьере. Обстоятельства, однако, заставляли власть имущих снова и снова обращаться к нему, и он всегда оказывался там, где совершались важнейшие исторические события.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Новый шаг вперед в отечественной гомилетической науке относится уже к началу XX века. В 1906 году профессор КДА В.Ф. Певницкий выпустил в свет книгу «Церковное красноречие и его основные законы». Написанию этой книги предшествовало многолетнее изучение профессором Певницким истории христианской церковной проповеди. Его книга представляет собой попытку возврата к святоотеческому подходу в церковном проповедничестве. Особое место в истории отечественной гомилетики занимает архиепископ Амвросий (Ключарев) . Этот выдающийся проповедник отстаивал необходимость возрождения импровизированной проповеди. Владыка Амвросий попытался обобщить свой богатый проповеднический опыт в книге «Живое слово». Это небольшое сочинение и по сей день остается единственным в нашей церковной литературе практическим руководством по проповеднической импровизации. Со второй половины XIX века в отечественной церковной науке наряду с гомилетической теорией активно развивается изучение истории церковной проповеди. Кроме профессора Певницкого ряд ценных трудов по истории проповедничества принадлежит профессору СПбДА Н.И. Барсову . Наиболее известные учебные пособия и хрестоматии по истории церковной проповеди были составлены преподавателем Киевской духовной семинарии протоиереем М.А. Поторжинским . Несколько особняком в отечественной гомилетике стоит фигура профессора МДА М.М. Тареева. В своей книге «По вопросам гомилетики» он призывал к полному отказу от использования в проповеди приемов ораторского искусства. Профессор Тареев полагал, что проповедь должна вернуться к Евангельской простоте и безыскусственности. Таким образом, к 1917 году в отечественной науке сосуществовали различные подходы к определению самых ключевых понятий гомилетики. Окончательный синтез разных точек зрения так и не был осуществлен. В послереволюционный период творческое развитие отечественной гомилетики было насильственно прервано. Отечественные авторы второй половины XX столетия в основном опирались на труды дореволюционных ученых, не ставя перед собой задачу творческого развития этого наследия. Из сочинений по гомилетике этого периода можно выделить труды профессоров МДА протоиерея А.А. Ветелева и игумена Марка (Лозинского) . В 1970-е годы в МДА велась работа по составлению тематического указателя основных святоотеческих творений для использования его в написании проповедей. Эта работа послужила основой для составления пятого, шестого и седьмого томов «Настольной книги священнослужителя», которые посвящены практическим вопросам церковной проповеди.

http://drevo-info.ru/articles/16829.html

1496. Подробное учение о предложении, о подлежащем, сказуемом и связи смотри в «Грамматике» Востокова о словосочинении. 1497. Смотри о них в «Грамматике» Востокова, о словосочинении. 1498. О союзах смотри: «Грамматика» Востокова, о словосочинении. 1499. ОР РНБ. Ф. 1000. 1924, 171. Л. 147 об. — 153. В продолжительных собеседованиях о духе и характере православно-церковно-русского пения архимандрит Игнатий передал М. И. Глинке свои духовно-опытные воззрения по этому предмету. Глинка, сознавая истинность наблюдений и замечаний Архимандрита, просил его изложить эти мысли на бумаге, что Архимандрит и исполнил, написав статью, озаглавленную им: «Христианский пастырь и христианин художник», в которой изложил все, что предварительно передал устно Глинке. — Примеч. иеромонаха Марка (Лозинского). 1500. Книга «Подражание» есть ни что иное, как роман, подыгрывающийся под тон Евангелия и ставимый наряду с Евангелием умами темными и не отличавшими утонченного сладострастия от Божественной благодати. 1501. Пс. 33. 9. 1502.  Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его! (Пс. 138. 6.) 1503. Авторизованная копия письма святителя Игнатия (Брянчанинова) по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями», высланная Гоголю П. А. Плетневым в Неаполь 4/16 апреля 1847 г. и хранящаяся ныне в рукописном фонде Гоголя РГБ (Ф. 74. К. 11. Ед. хр. 28. Л. 1 об. — 2). Копия (без заглавия и даты) была собственноручно исправлена святителем Игнатием (в ту пору архимандритом, настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга) (были заменены три слова; см. подстрочные примечания) и передана его духовной дочери, бывшей ученице Гоголя, М. П. Вагнер (рожд. Балабиной), которая передала письмо Плетневу. Письмо датируется февралем-мартом 1847 г. Позднейшая (исправленная) редакция письма была впервые напечатана (без указания авторства) начальником Оптинского скита иеросхимонахом Иосифом (Литовкиным) в статье «Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни» (М., 1897/Отд. оттиск из журнала «Душеполезное Чтение». 1898. 4.1. С. 157–162; см. также: Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. Ч. 2. Приложения. С. 120–122).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Уже в наше время оно вышло в состав 32-го сборника «Богословских трудов» (М, 1996. С. 269277). В нем издатели отмечали, что «это первое по времени творение Святителя, когда он был еще послушником Дмитрием. Послушник объективно описывает подвиги старца, излагает взгляд на монашество и на присущее ему «умное делание», считая его основой богоугодного жительства. «Благочестивый читатель! – обращается послушник Димитрий. – В сем жизнеописании беспристрастно обнаружены тебе и доблести и слабости старца: подражай доблестям, не осуждай слабости " ». Текст жизнеописания опубликован по материалам диссертации игумена Марка (Лозинского) . В 2002 г. тот же текст сочинения «Жизнь схимонаха Феодора» был опубликован в составе приложения к IV тому «Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова » 5 по материалам рукописного фонда П. П. Яковлева из состава Российской государственной библиотеки 6 . К сожалению, составители не только не учли, но даже и не упомянули о других сохранившихся вариантах жизнеописания. Между тем опубликованный текст представляет поздний, значительно отредактированный вариант, лишенный первоначальной свежести и яркой образности. Раннюю редакцию жизнеописания удалось нам найти в рукописных фондах Оптиной Пустыни, хранящихся в Российской государственной библиотеке. Это практически тождественного содержания две рукописные тетради 7 , в первой сделана приписка: «Из келлий иеросхимонаха Нифонта 8 ,12 марта 1860 г. скончавшегося»; во второй тетради также сделаны пометы об источниках: Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. Описаны св. Е. Остр...ским. 1833. Орел» (л. 123 об.) и позднейшая запись карандашом над текстом жития доставленное архим. Сергеевой Пустыни Игнатием Брянчаниновым (впоследствии епископом Ставропольским, учеником старца Феодора» (л. 2437). Отрывок ранней редакции (всего 8 листов) сохранился также в собрании Оптиной Пустыни. Это рукописный список, написанный в период с 1857 по 1861 г., с рукописи «находящейся у г-жи Ав[дотьи] Т[ерентьевны] Лесниковой 9 , живущей на гостинице Тихон[овой] пустыни, сочиненное (по словам ея) архимандритом Сергиевой Пустыни о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Т. 2. С. 226). Учение о «Божеской силе имени Иисусова» имеет, по словам И., достоинство основного догмата Церкви (Там же. Т. 1. С. 204-205). В изложении этого учения святитель далек от крайностей буд. имяславческих споров (см. ст. Имяславие ), т. к. утверждал лишь то, что имя, ограниченное по определению, будучи воспринято неограниченным Богом, усвоило от Него неограниченное достоинство и силу (Там же. Т. 2. С. 223). По замечанию игум. Марка (Лозинского), И., «в противоположность распространенному мнению, что Иисусовой молитвой могут заниматься лишь одни монахи… считал и многих мирян способными заниматься этим спасительным деланием» ( Марк (Лозинский). 1997. С. 60). В то же время И. ограничивал творение Иисусовой молитвы мирянами, как правило, «устной» практикой, т. е. произнесением молитвы «очень неспешно вслух тихим голосом» (Там же. С. 61), допуская ее повторение в уме только в присутствии посторонних людей. И. учил, что «в упражнении молитвою Иисусовою есть свое начало, своя постепенность и свой конец бесконечный» (Аскетические опыты//Полн. собр. твор. Т. 1. С. 207). Новоначальные монахи, как и миряне, должны заниматься прежде всего устной молитвой, продвижение же к более высоким ступеням молитвенного подвига обусловлено деятельным исполнением евангельских заповедей и опытным постижением учения св. отцов (Там же. Т. 2. С. 241). В свою очередь этот опыт «не замедлит открыть уму молящегося теснейшую связь между заповедями Евангелия и молитвою Иисусовою» (Там же. Т. 1. С. 208). Для достижения высших ступеней молитвы необходимо долго подвизаться в борьбе со страстями, чтобы «истребить в себе свойства греховные, привитые падением, и стяжать свойства, указанные Евангелием...» (Там же. Т. 2. С. 201). Тогда мало-помалу в человеке успокаиваются душевные движения, вызванные разгорячением крови, и молящегося согревает теплота Св. Духа, «вместе орошая и прохлаждая душу» (Там же. С. 202). В душе, предочищенной покаянием, последовательно обнаруживаются действия Св. Духа: равнодушие к миру, примирение со всеми, сострадание и любовь к падшему человечеству и каждому отдельному человеку; наконец, молитвенное соединение ума с сердцем, а затем и всей души с телом.

http://pravenc.ru/text/293401.html

Таким образом, отобранные произведения служат творческой, биографической и духовной иллюстрацией к жизнеописанию святителя Игнатия, дополняют его. Жизнеописание Святителя было опубликовано в журнале " Альфа и Омега " 3 (25) и 4 (26) за 2000 год). Произведения святителя Игнатия печатаются по собранию сочинений 1905 года, которым пользовалась монахиня Игнатия (неоднократно переиздавалось в последнее время). Исключение составляет незавершенный труд Святителя " Слово о человеке " , впервые напечатанный в " Богословских трудах " в 1989 году (Сб. 29. С. 285-320). В творениях святителя Игнатия написания, за исключением некоторых авторских случаев, приближены к современным нормам. Алексей Беглов Пролог Образ святителя Игнатия Брянчанинова привлекает к себе многих исследователей его жизни и творений. Уже в ближайшие годы после блаженной кончины Святителя появляется жизнеописание, в котором его ученики и последователи дают отчетливую характеристику отдельных этапов его жизни и творчества. Жизнеописание это включено в первый том трудов Святителя, изданных в 1905 году [ 1 ]. " В поисках Живаго Бога " - так назван труд иеромонаха Игнатия о жизни преосвященного епископа-подвижника, опубликованный в 1913 году [ 2 ]. Еще раньше, в 1905 году, иеромонах Илиодор (Труфанов) посвящает свое кандидатское сочинение религиозно-нравственным воззрениям святителя Игнатия [ 3 ], а в 1915 году Леонид Соколов издает большой двухтомный труд, который он именует " Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения " [ 4 ]. Образ святителя Игнатия, его особая, отличная от пути многих подвижников жизнь, привлекают к себе и русских писателей, и в своем произведении " Инженеры-бессребреники " Н. С. Лесков дает трактовку этой особой судьбы русского епископа-аскета [ 5 ]. Кроме того, русские журналы и газеты, начиная с 1867 года (год кончины преосвященного Игнатия) изобилуют статьями и очерками, посвященными личности и трудам Святителя. Наконец, в 1968 году появляется большое магистерское исследование доцента МДА игумена Марка (Лозинского), охватывающее два тома с приложениями в 6 томах, в котором дается анализ творчества епископа Игнатия под углом трактовки Преосвященным духовной жизни мирянина и монаха [ 6 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1219...

Об этом невозможно умолчать. В тех же письмах он пишет об этом — всегда различно — соответственно душе каждого из переписывающихся с ним. Так, в душе близкого ученика своего он “услышал глубокое, истинное призвание к Богу”. “Я глядел на душу, — пишет святитель Игнатий, — для лица и для всего вещественного я — точно без глаз. Черты физиономии как раз забываю; черты души, и самые тонкие, остаются запечатленными в памяти”. “Я часто о вас вспоминаю, — пишет Владыка болящей инокине, духовной дочери своей, — извещает о вас мое сердце”. «Я утешился, увидевши из письма вашего, что вы уже не так умны, как были прежде”, — с назиданием пишет святитель Игнатий инокине, своей духовной дочери, и продолжает: “А что пишу к вам так откровенно, то из этого можете видеть, как я к вам близок сердцем моим и как искренно желаю вам преуспеяния о Господе”. Вот — мудрость старца. По его же слову в другою письме: “Многие из святых называли чадами тех, которым они сообщали жизнь Духа”. Так, любя каждую душу своих учеников, святитель Игнатий каждого вел соответственно его свойствам и душевным качествам. Себя же самого признавал служителем этих душ, как об этом и писал в одном из сво­их писем: “Вы желаете соделаться моею дщерью? Я в восторге духа, взирая на сонм духовных чад моих, которых несмь достоин называться отцом, но рабом, — говорю душе моей: «возвеселись, неплоды не рождающая, возгласи и возопий, не чревоболевшая, яко многи чада пустыя, паче нежели имущия мужа»”. Воистину, в своем старческом делании святитель Игнатий руководился словами святых, которые приводил в своих письмах: “Егда че­ловек человека воспользует словесы или делы, Божию благодать да разумеют оба”. В письмах Святителя встречаются отдельные выделенные им картины природы, переживаемые духовно. Он даже соеди­няет природу в единое целое с миром незримым, как это становится очевидно из писем к художнику К. П. Брюллову, ставших известными по трудам отца Марка (Лозинского). “Религия… — пишет Святитель, при­меняясь к понятиям самого Брюллова, — обратилась для меня в поэ­зию и держит меня в непререкаемом чудном вдохновении, в беседе с видимым и невидимым мирами, в несказанном наслаждении время сократилось, понеслось с чрезвычайною быстротой — как бы слилось с вечностью; вечность как бы уже наступила Всякая красота, и видимая, и невидимая, должна быть помазана Духом; без этого по­мазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением.

http://pravmir.ru/starchestvo-na-rusi/

Труд «Аскетическая проповедь » 13 состоит из собрания поучений и бесед святителя Игнатия к пастве. Большая часть собрания посвящена таким антропологическим понятиям как спасение, стяжание добродетелей, борьба со страстями. Самый известный труд святителя Игнатия для монашествующих – «Приношение современному монашеству» 14 назван им завещанием современным инокам. В сочинении изложены правила для новоначальных иноков, советы о правильном начале богоугодной жизни, о пользе евангельских заповедей, о хранении чувств, борьбе со страстями и усвоении добродетелей, и что, важно в контексте данной работы, о молитве, что, по мнению свят. Игнатия, и есть самое необходимое для инока. Обзор литературы Изучению богословско-аскетического наследия свят. Игнатия посвящено немало обстоятельных и самостоятельных исследований. Обратимся к некоторым из них: Выдающийся труд игумена Марка (Лозинского) – магистерская диссертация, посвящена изучению духовной жизни инока и мирянина по аскетическим сочинениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) 15 . Первая часть указанного исследования – подробное жизнеописание святителя. Вторая и третья части – глубокий опыт систематизации и обобщения учения святителя Игнатия о духовной жизни христианина в целом. В отношении вопроса об умном делании, достаточно подробно излагается учение святителя о молитве Иисусовой. Рассматривается также учение святителя о богомыслии, о непрестанном трезвении и некоторых других аспектах умного делания. Вместе с тем, работа ориентирована на изложение учения святителя Игнатия о духовной жизни вообще, не акцентируя всего внимания на умном делании. Необходимо отметить и работу митрополита Викентия (Мораря) «Учение епископа Игнатия (Брянчанинова) о молитве» 16 (Загорск, 1980– 1981). Это одна из первых попыток оценить, систематизировать и раскрыть значение молитвы в жизни христианина. Владыка Викентий считает, что одно из основных значений молитвы выражается в сотериологии: «Молитва делает человека причастником вечной блаженной жизни в Боге» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010