II. «И было в год смерти царя Озии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и дом полон славы Его. И серафимы стояли вокруг Его; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого: двумя закрывали лица свои, двумя закрывали ноги свои и двумя летали. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» – и прочее. Но чтобы и нам узреть видение Исаии, призовем Иисуса, давшего очи незрячим. Ведь Он может сейчас прийти и сделать так, чтобы мы пристально всмотрелись открытыми глазами в то, что было произнесено при чтении таинства 257 ; мы же обещаемся Ему не делать более тело Христа телом блудницы 258 и не творить дела, достойные плача. Пусть каждый из нас так обращается к Господу от сердца, и помолимся, чтобы и сейчас совершилось Его пришествие. Если не придет Иисус, мы не сможем рассмотреть эти [слова]. Я взываю, чтобы серафим был послан ко мне и очистил уста мои углем, взятым клещами; да что я говорю «уста»? – Исаия был свят, и у него очистились только уста, поскольку и провинился он только устами, то есть в слове. Я же не таков, чтобы мог сказать, что [лишь] уста мои нечисты, но боюсь, как бы не имел я и нечистое сердце, нечистые глаза, нечистые уши, нечистое лицо. Пока я во всем этом согрешаю, я весь нечист. Если я смотрю на женщину с вожделением, то уже прелюбодействую с ней в сердце своем 259 : вот нечистые глаза. Если из груди моей исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, лжесвидетельства 260 , то вот и нечистое сердце. «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благо!» 261 Но я боюсь, что ноги мои нечисты, потому что я устремляюсь ко злу. Простираю ко Господу руки мои 262 , а Он, возможно, отвращая лицо Свое, говорит: «Если прострете руки, отвращу лицо Мое от вас» 263 . Итак, кто меня очистит? Кто омоет ноги мои? Приди, о Иисус, ноги мои нечисты, стань слугой ради меня, налей воду Твою в Твою умывальницу, приди, омой ноги мои 264 . Я знаю, что говорю опрометчиво, но боюсь угрозы Говорящего: «Если не умою ног твоих, не имеешь части со Мною» 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

t.IV, 2 A. s. 222), De-Wette (Bibl. Dogmatik, s. 83) Lutz (Bibl. Theol. s. 78) Gesenius (Comm. üb. den Ies. Th. I, s. 256–268), Dillmann. (Schenkel – Bibel. lexic. Bd. V, s. 282), Ewald (Lehre d. Bibel v. Gott. Bd. II). Hirschfeld (Geschichte des Volkes Isr. 2 B. s. 276). 814 Gesenius, Comm. üb. В. ies. Th. I, s. 257, Baudissin, Studien zur semitischen Religionsgeschichte. H. I, 1876, s. 288. 815 Истинный смысл места Чис. 21:4–9 объясняется в следующих словах кн. Прем. Сол. (16:5–7, 10–12): «и тогда, когда постигла их (израильтян) ужасная ярость зверей, и они были истребляемы угрызениями коварных замиев, гнев Твой не продолжился до конца. Но они были смущены на краткое время для вразумления, получивши знамение спасения ( σμβολον σωτηρ ας), – на воспоминание о заповеди закона Твоего. Ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех.... сынов Твоих не одолели зубы ядовитых змиев, ибо милость Твоя пришла на помощь и исцелила их. Хотя они и были уязвляемы в напоминание им слов Твоих...., но скоро были и исцеляемы.... не трава и не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово». 818 LXX: τος φεις τος θανατοντας; Vulgata: serpentes ignitos; Luth.: feurige Schlangen; рус.: ядовитых змеев; слав.: змеев умерщвляющих. Поэтому Gesenius (Thesaur III, р. 1341) говорит: « serpent is potius attributum est, quam ipsum serpentem significat». 819 Это и делают, напр., Baudissin (Studien, s. 290), Oehler (Theologie, 3 Aufl s. 705), Delitzsch (Riehm, Handworterbuch, Bd. II, s. 1464) и др. 820 потока. Христианские экзегеты, держась того же значения, гл. saraph, видят в названии, если не определение природы, то, по крайней мере, ту связь с понятием огня, что от него отвлечена идея блистания, чему соответствует изображение явления небесных существ и в других библейских местах ( Иез. 1:13 ; Дан. 10:5 ; Мф. 28:3 ). Но и в древности, а особенно в новое время, собственно принадлежащим глаголу saraph значением считалось и считается значение переходящее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

   Нравственные правила, 72, 2. См.: Там же, с.478.    Нравственные правила, 28, 1. См.: Там же, с.398.    Нравственные правила, 26, 1. См.: Там же, с.396.    Слово 34.    Слово огласительное 1. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.257.    Против иудеев. Слово 4. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.680. V. Эпилог    Вот, возлюбленные мои братья, с помощью Божией закончена эта книга, и со всей очевидностью доказано на основании свидетельств и Священного Писания, и святых отцов, что непрестанное Причащение Пречистых Тайн — дело необходимое и душеполезнейшее и что без этого невозможно нам возвыситься к любви нашего Господа, Который нас, когда-то не существующих, создал, а когда мы погибли, вновь воссоздал.    Итак, теперь ничего другого не требуется, кроме того, чтобы готовиться с должной подготовкой — сокрушением, исповедью и исполнением епитимий — и таким образом приступать к Таинству, со страхом и трепетом причащаться. Все те из нас, кто хочет жизни и любит видеть дни благие, согласно Псалмопевцу, да приступает к нашему Господу, сладчайшему Иисусу Христу, Который к нам взывает каждый день от Святого Престола и говорит: «Придите, ешьте Мой Хлеб и пейте Вино, которое Я вам растворил в святой Чаше, чтобы вы просветились душевно и телесно, чтобы вы были вскормлены и удобрены пищей бессмертия и напоены питием нетления, дабы в час нужды не постыдились ваши лица».    До тех пор, пока у нас есть время, будем творить благо, как говорит Апостол. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). Да устремимся и да последуем за Господом — и тогда мы обретем Его как зарю, которая нас просветит, как говорит Осия, и Он придет к нам, как приходит на землю дождь ранний и поздний. Послушаем Иеремию, который говорит: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16). Да покаемся от всей души и от всего сердца в нашем прежнем нерадении и да исправим себя, чтобы не услышать нам, как нас стал бы обвинять опять же пророк Иеремия: «О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться... Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

   Вопрос 257. Кто суть «солома», сожигаемые «огнем неугасаемым» ( Матф.3, 12 )? Ответ. Это те, которые, хотя, как солома пшенице доставляют пользу достойным небесного царствия, но в духовных дарованиях, и в телесных благотворениях, делают сие не по расположению любви к Богу и любви к ближнему, и таким образом остаются несовершенными.    Вопрос 258. Кто осуждаемый Апостолом в словах: «самовольным смиренномудрием и служением» и проч. ( Колос. 2, 18 )? Ответ. Думаю, что присовокупленное Апостолом уясняет искомую в этом месте мысль. Ибо Апостол вскоре потом указывает на «изнурении тела» ( Колос.2 23). Таковы Манихеи и им подобные.    Вопрос 259. Кто есть «духом горящий» ( Римл.12, 11 )? Ответ. Кто с пламенным усердием, ненасытным вожделением и неленостным тщанием творит волю Божию в любви ко Христу Иисусу Господу нашему, по написанному: «в заповедех Его восхощет зело» ( Пс.111, 1 ).    Вопрос 260. Поскольку Апостол иногда говорит: «не будьте нерассудительны» ( Ефес.5, 17 ), а иногда: «не мечтайте о себе» ( Рим. 12, 16 ); то можно ли тому, кто несмыслен, не быть мудрым о себе? Ответ. Каждое повеление имеет собственный свой предел. Ибо к словам: «не будьте нерассудительны», присовокупляет: «но познавайте, что есть воля Божия», и к словам: «не мечтайте о себе», присовокуплено: «бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч. 3, 7 ). Поэтому несмыслен тот, кто не разумеет воли Господней, а мудр о себе всякий, кто водится собственными своими рассуждениями, и не ходит по вере в глаголах Божиих. Посему, если кто хочет не быть и несмысленным и мудрым о себе, тот должен уразуметь волю Господню верою в Него и в страхе Божием подражать Апостолу, который говорит: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор. 10, 4–5 ).    Вопрос 261. Поскольку Господь обещал: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Матф.21, 22 ); и еще: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им» ( Матф.18, 19 ); то как же и самые святые, прося, не получали, как например Апостол, сказавши: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» ( 2Кор. 12, 8 ), и не получивший просимого, а также Иеремия Пророк и сам Моисей?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А если не так, то как же, по-твоему, понимать это? Неужели, если ты окажешься в поле, где нет ни дома, ни двери, ты не сможешь помолиться тайно? И если окажешься на вершине горы, то неужели ты не сможешь помолиться? Спаситель наш показал, что Бог 249 ведает желание и сердца и ума, как написал Господь наш: Знает Отец ваш прежде вашего прошения у Него, в чем вы имеете нужду 250 . И пророком Исаией написано: Прежде нежели воззовут избранные Мной, Я слышу их; и прежде нежели они закричат, Я отвечу 251 . Еще Исаия сказал о нечестивых: Даже если вы умножите моление, Я не услышу 252 . Еще он сказал: Хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их 253 . Это он сказал о ложной молитве, которая не принимается. Слушай все эти [слова] внимательно, и ты поймешь их значение. 11 . И еще иное слово Сказал там наш Жизнодавец, и к нему необходимо отнестись со вниманием, ибо Он сказал: Где двое или —60— трое собраны во имя Мое, там Я посреди них 254 . Что, по-твоему, возлюбленный мой, значат эти слова? Вот, наш Жизнодавец сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. А если же ты один, то неужели не будет Христос с тобой? Вот, написано о верующих во Христа, что в них обитает Христос 255 . Этим [слово Писания] показало, что прежде чем соберутся двое или трое, то и тогда с ними Христос. Также и я мог бы показать тебе, что иногда вместо двух или трех бывает больше тысячи собрано во имя Христово, но Христа с ними нет; а бывает так, что человек один, и с ним Христос. Прекрасно и полезно слово, сказанное нашим Жизнодавцем, для слушающих его, ибо Он сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Если человек соберет свою душу во имя Христово, то Христос обитает в нем, а во Христе обитает Бог 256 . И так будет тот один человек включать в себя трех: себя самого, Христа, обитающего в нем, и Бога 257 , что во Христе, как сказал Господь наш: Я в Отце и Отец во Мне 258 . И сказал: Я и Отец Мой – едины мы 259 . И еще Он сказал: Вы во Мне, и Я в вас 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А превратные люди, не разумея этих непостижимых судов и неисповедимых путей, будучи скоры на осуждение и неспособны к пониманию, сочли и предъявили как обвинение апостолу, будто он говорит следующее: Станем делать зло, чтобы вышло добро 256 . Невозможно, чтобы апостол говорил такое, но неразумные люди сочли, что это говорится, когда услышали сказанное апостолом: Закон же пришел позже, так что умножилось преступление. Но когда множился грех, стала преизобиловать благодать 257 . Однако благодать, разумеется, делает так, что уже добро совершается теми, кто прежде делал зло, а не так, что [люди] остаются во зле и ожидают, что им будет воздано за это добром. Итак, они не должны говорить: Станем делать зло, чтобы вышло добро, но: «Мы сделали зло, а вышло добро, станем же теперь делать добро, чтобы в будущем веке нам получить добро за добро, как в этом мы получили добро за зло». Поэтому и написано в псалме: Милосердие и правосудие буду петь Тебе, Господи 258 . Итак, в первый раз Сын Человеческий пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него 259 , – это по милосердию, – а во второй раз придет для суда, судить живых и мертвых; хотя и в нынешнее время само спасение также не совершается без суда, но тайного, почему и написано: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы 260 . De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. 254 Рим 11:30–32 . В Синод. пер.: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил бог в непослушание, чтобы всех помиловать. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Анания сказал Павлу (тогда ещё Савлу): Итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян. 22:16 ). Вероятно, на месте Савла, грамотный баптистский богослов ответил бы Анании, что нет необходимости после слова «крестись» добавлять «омой грехи твои» , потому что «крестящийся актом крещения исповедует, что он чрез веру (уже!) вступил в тесное общение со Христом и получил от Него прощение грехов». 256 «Крещение является как бы подтверждением того, что дар спасения нами уже принят, что Голгофская жертва и Дух Святой уже совершили дело спасения в нашем сердце, что мы уже приняли дарованную нам жизнь во Христе и наслаждаемся ею». 257 Эти же слова можно было бы поставить в возражение и ап. Петру, который прощение грехов также неразрывно связывает с таинством крещения, говоря: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа ( Деян. 2:38 ). Пётр призывает креститься для прощения грехов, а не исповедовать, уже полученное прощение. Все вы во Христа крестившиеся во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ), а не наоборот! Баптисты, исключив таинственность из таинств и богослужений, превратили свою религию в сплошной психотренинг. Если крещение – это только то, что я хочу засвидетельствовать пред Богом, если это лишь действие человека и в акте крещения отсутствует Сам Бог, то само крещение – не более, чем странный, чисто человеческий обряд, не имеющий в себе ни малейшего посыла Божественной благодати. При таком взгляде на крещение учение Христа о благодатной связи крещения и спасения выглядит странно и даже в какой-то мере жестоко. «Кто будет веровать и совершать такой-то обряд – будет спасён!» ( Мк. 16:16 ). Есть над чем задуматься! Обязательность крещения очевидна ( Ин. 3:5 ), и если оно безблагодатно, то апостолы ничем не лучше фарисеев, которых все привыкли обвинять в обрядоверии. Тогда таинство крещения превращается в пустую формальность, однако без которой почему-то, по словам Спасителя, никто не войдет в Царство Божие ( Ин.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Ангелы являются орудиями промысла Божия о мире вещественном. В Писании есть упоминание об ангелах, имеющих власть над огнем ( Откр.14:18 ), о четырех ангелах, стоящих на четырех углах земли и держащих четыре ветра земли ( Откр.7:1 ), или об Ангеле вод (16:5), готовых исполнить над сими стихиями волю Мироправителя. Эти и подобные указания Писания ведут к заключению, что Бог поставил некоторых из ангелов блюстителями частей и стихий мира видимого. Такое учение не есть догмата веры, но как мнение оно было высказываемо и допускаемо с древних времен. Афинагор, напр. писал: «мы признаем множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром и всем, что в нем и благоустройством их.» 255 По словам Григория Богослова , «сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему». 256 Следуя древне-отеческому учению, св. Димитрий об ангелах первого чина низшей степени замечает: «вручено им есть вселенной управление». 257 В откровении указываются и примеры действования ангелов, как исполнителей велений Божиих, в мире чувственном. Так, при посредстве ангелов совершено Господом разрушение Содома и Гоморры ( Быт.19:13 ) и поражение язвою при Давиде жителей Иерусалима ( 2Цар.24:15, 17 ; 1Пар.21:14, 16 ); ангел Господень в одну ночь поразил 185 тысяч ассирийского войска ( 4Цар.19:35 ; 2Пар.32:21 ; Ис.37, 36 ). В новом завете говорится: Ангел Господень по временам (κατ καιρν) сходил в купальню (в Исрусалиме, при доме милосердия) и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин.5:4 ). Ангел при воскресении Спасителя сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ), а камень был весьма велик ( Мк.16:4 ); ангел освобождал апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7–10 ); ангел поразил смертною болезнью Ирода ( Деян.12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ап. Петр тоже «ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо“ ( Иоан. 18: 10 ); он даже совсем отрекся было от Христа (ст. 15–27), но слезами покаяния ( Лк. 22: 62 ), получил прощение и возвратил себе апостольское достоинство. Да и по слову Божию, кощунников и богохульников нужно наказывать. Так, напр., Сам Христос изгнал бичем из храма нарушивших святость его ( Иоан. 2: 14–17 ), ап. Павел предал сатане Именея и Александра, «чтобы они научились не богохульствовать“ ( 1Тим. 1: 20 ), ибо, говорит Премудрый, «если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным“ ( Притч. 19: 25 ). 17) Сектант: Св. Николая почитали еретики Николаиты, и те, кто теперь его почитает, уподобляются им: «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которыя и Я ненавижу... Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (От. 2: 6, 15). Объяснение православного: Только человек невежественный, незнающий ни истории Церкви, ни жития св. Николая, может считать еретиков Николаитов, упоминаемых в Откровении, почитателями и последователями учения святителя Божия Николая. Св. Иоанн,. обличавший Ефесскую церковь за появление в ней ереси Николаитов, умер в 101 году, а св. Николай родился только в 257 году, т. е. более, чем на 150 лет после его смерти. Как же св. Апостол мог обличать в ереси еще не родившегося человека и еще не существующих его последователей? Ведь обращение к Ангелу, т. е. епископу Ефесской церкви не есть пророчество, а прямое указание на современное ап. Иоанну религиозно-нравственное состояние ее: «у тебя есть (а не будут) держащиеся учения Николаитов“ (ст. 15). Из 14 стиха приводимой главы Откровения мы видим, что Николаиты держались учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали“ (см. Чис. 31: 16 ). Следовательно, Николаиты были еретики, последователи какого-то Николая, жившего во время ап. Иоанна, участвовавшие, вопреки постановлению собора св. Апостолов ( Деян. 15: 20, 29 ), в языческих трапезах и предававшиеся распутству, подобно нашим хлыстам и шалапутам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

б) что Он есть Бог первый, есть альфа – начало всего. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога ( Ис. 44:6 ); Я – Господь первый, и в последних – Я тот же (41:4, срав. 48:12). Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков ( Апок. 1:18 ). в) что Он имеет жизнь в самом Себе и есть самый источник жизни: как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Иоан. 5:26 ). насыщаются (сыны человеческие) от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет ( Пс. 35:9–10 ). г) наконец, что самое имя Ему есть Сущий – ν сущий по пре­имуществу ( κατ’ εξοχν). И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? 14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам ( Исх. 3:13–14 ). Святые Отцы и учители Церкви преимущественно обращали внимание на это последнее место и замечали, что имя Сущий есть приличнейшее имя Божие: а) потому что Бог в Себе самом заключает всецелое бытие, как бы некоторое безпредельное и безграничное море сущности; 255 б) потому что Бог существует от самого Себя и через Себя, а все прочие существа получили бытие свое от Него; 256 в) потому что Бог существует так, что сравнительно с Ним все прочие существа как бы не существуют. 257 Распространяя это свойство не только на естество, но и на все свойства Божии, святые Отцы придумали для Бога разные выразительные и знаменательные названия, каковы: самобог – ατθεος, 258 самогосподь – ατοκριος, 259 саможизнь – ατοζω, 260 самосила – ατοδναμις, 261 самоистина – ατοαλθεια, 262 самомудрость – ατοσοφα, 263 самосвятость – ατοαγιτης, 264 самоблагость – ατοαγαθτης 265 и под. “Веруем, говорит святой Иоанн Дамаскин , во единого Бога... в силу, которая есть са­мый свет ( ατφως), саМая благость ( ατοαγαθτης), самая сущ­ность ( ατοουσα), так как она ни бытием, ни своими свой­ствами не одолжена ничему другому, но сама есть источник бытия для всего существующего, источник жизни для всего живущего, источник разума для имеющих разум, для всех при­чина всех благ”.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010