—65— дабы человек смог стать Богом». 127 «Единородный Сын, сущий в кедре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Что это значит на деле, Он дает опытно узнать на Фаворе, не оставляя, однако, желающих наслаждаться Его светом учеников на горе Преображения, но указывая им, тем самым, на необходимость долгого и трудного пути возвращения-восхождения на нее, к Нему, – пути, пролегающего чрез Голгофу и Крест, чрез распятие человеческой воли и упокоение ее в воле Божией. Апостолы усвоили этот ориентир, и указания на истинное содержание нашего спасения как стяжание обожения постоянно встречаются в их Посланиях: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). Господь Иисус Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» ( Флп.3:21 ). «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:49 ). Вся святоотеческая письменность вдохновлена и пронизана этой идеей обожения человека: «Спасение не иначе может быть совершено, как чрез обожение спасаемых. Обожение же есть уподобление, по мере возможности, Богу и единение с Ним» 128 , – учит Дионисий Ареопагит . Св. Иоанн Златоуст , видимо, заметив опасное уклонение в понимании сущности спасения, настойчиво напоминает: «Бог обещает ввести нас не в рай, а в самое небо; проповедал не царство райское, но Царство Небесное. Ты потерял рай, а Бог дал тебе Небо… Бог создал человека из земли и воды и поместил его в рай. Воссоздает же от воды и Духа, и обещает ему уже не рай, но Царство Небесное». 129 О том же – преп. Макарий Египетский : «Венцы, которые приемлют христиане в оном веке, не суть творения». 130 Несмотря на это, низведение смысла спасения к «загробному воздаянию» и т.п. утверждается в христианском мире все же у многих и надолго, затемняя перспективу нашего призвания и, тем самым, искажая представления о необходимых средствах для исполнения его. Но в Православной Церкви всегда сохранялось ясное видение этой перспективы, и наше призвание осознавалось во всей его полноте (конечно, прежде всего и в основном святыми). На рубеже X-XI вв. в Византии пламенно проповедовал преп. Симеон Новый Богослов : «Будем помнить только о заповедях Спасителя Христа,… чтобы стать нам богами по положению и благодати». 131 В XIV в. Православие в лице великого святителя Григория Паламы дало блестящий отпор рационалистическим нападкам латинской схоластики на монашескую практику исихазма, который и был тогда этим подлинным богосло-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? И вот таких бедняков 129 некоторые христиане, обличаемые апостолом, презрели (τιμσατε) – букв.: обесчестили, бесчестно поступили, опозорили. О каких богатых здесь идет речь? Вряд ли иудеохристиане, пусть и богатые, доходили до такого притеснения ( притесняют – καταδυναστεουσιν) 130 , что влекли (λκουσιν 131 ) бедняков в языческие суды римлян. Скорее всего, это был местный иудейский суд, где предпочтение отдавалось, как правило, богатому. 2:7 7 οκ ατο βλασφημοσιν τ καλν νομα τ πικληθν φ’ μς; 7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Бесславят (βλασφημοσι) – точнее: хулят, богохульствуют. Доброе имя (καλν νομα) – т.е. имя «христианин», в то время так уже повсеместно называли последователей Христа; которым вы называетесь (τ πικληθν φ’ μς) – букв.: нареченное над вами – имеется в виду Таинство Крещения. Возможно, на иудейских судах неверующие во Христа иудеи хулили имя Спасителя. Если эти богатые и были христианами, то они совершали двойной грех: во-первых, судились с бедняками, отнимая у тех последнее имущество; во-вторых, давали повод иудейским судьям хулить имя Господа Иисуса Христа. 2:8 8 ε μντοι νμον τελετε βασιλικν κατ τν γραφν, γαπσεις τν πλησον σου ς σεαυτν, καλς ποιετε· 8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Закон царский (νμος βασιλικν) – царский, т.е. самый высший, исходящий от Царя царей; самый главный нравственный закон, данный еще в Ветхом Завете 132 и потом подтвержденный Иисусом Христом 133 . Мы должны заботиться о других (о всех без исключения: о бедных, о богатых 134 ), как о самих себе 135 , не должно быть никакой разницы в нашей любви к ближнему! Хорошо делаете (καλς ποιετε) – здесь «хорошо» означает «правильно, угодно Богу». 2:9 9 ε δ προσωπολημπτετε, μαρταν ργζεσθε, λεγχμενοι π το νμου ς παραβται. 9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

6 Господи, на Небесах милость Твоя, и истина Твоя – выше облаков; 7 127 Правда Твоя, будто горы Божии, суды Твои бездна великая; людей и скот спасаешь Ты, Господи! 8 128 Сколь умножил Ты милость Твою, Боже! Сыны человеческие под сенью крыл Твоих безопасны будут. 9 Насытятся от изобилия дома Твоего, из потока блаженства напоишь их. 10 129 Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет! 11 И впредь являй милость Твою познавшим Тебя и правду Твою тем, кто праведен сердцем. 12 Да не приблизится ко мне стопа гордеца, и рука грешника да не поколеблет меня! 13 Пали творящие беззакония; низринуты были они, и не встанут. Слава: Псалом Давида, 36. 130 1 Не подражай лукавым и не завидуй творящим беззаконие! 2 131 Ибо, как трава, скоро иссохнут они и, как зеленый злак, скоро увянут. 3 Уповай на Господа и твори добро; водворись на земле, и ты пожнешь богатства ее. 4 Услаждайся Господом, и Он исполнит прошения сердца твоего. 5 Поведай Господу путь свой и уповай на Него, и Он сотворит тебе благо. 6 И соделает ясной, как свет, правду твою, и судьбу твою – как полдень. 7 Повинись пред Господом и умоли Его. Не подражай преуспевающему на пути своем человеку, творящему беззакония. 8 Отложи гнев и оставь ярость. Не подражай делам лукавых! 9 Ибо лукавые истребятся, а надеющиеся на Господа наследуют землю. 10 Еще немного, и не станет грешника; искать будешь место, где был он, и не найдешь. 11 132 А кроткие наследуют землю и насладятся миром великим. 12 Следит грешник за праведником и скрежещет зубами своими. 13 Но Господь посмеется над ним, ибо ведает, что близок день гибели его. 14 Меч извлекли грешники, напрягли лук свой, чтоб низринуть убогого и нищего, умертвить тех, кто праведен сердцем. 15 Меч их да пронзит сердца их, и луки их да сокрушатся. 16 Лучше малый достаток праведника, чем великое богатство грешников. 17 Ибо сила грешников сокрушится, а праведников укрепляет Господь. 18 Ведомы Господу пути непорочных, и достояние их навеки сохранится. 19 Не посрамятся они во время лютое и в дни голода насытятся, а грешники погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

78 В борьбе с узурпатором Трифоном Симон оказал помощь новому селевкидскому царю Антиоху VII Сидету (139138–129 гг. до н.э.). Однако в дальнейшем усиление Иудеи вызвало беспокойство Антиоха VII, и он потребовал от Симона возврата Газары и Яффы, крепости Акра в Иерусалиме и большой контрибуции. Симон ответил отказом, что привело к военным действиям, в которых Симон одержал победу над Селевкидами. 79 В 140 г. до н.э. Симон получил наследственное звание первосвященника, стратега и этнарха, сосредоточив таким образом в своих руках верховную религиозную, военную и гражданскую власть. Еще от Деметрия II Никатора Симон добился освобождения от уплаты Иудеей дани селевкидским царям. При Симоне Иудея добилась полной независимости от Селевкидов. 80 Трудно установить, какую начальную дату для отсчета 170-летнего периода избрал Иосиф Флавий. Скорее всего, это 312 г. до н.э., считающийся началом династии Селевкидов (а также «селевкидской эры»). Но еще в 332 г. до н.э. Иудея была завоевана Александром Македонским. 81 Симон был убит в 135 г. до н.э. Его убийство было результатом происков Антиоха VII, который пообещал власть над Иудеей зятю Симона Птолемею, бывшему военачальником в районе Иерихона. Во время объезда Симоном с женой и сыновьями Маттафией и Иудой городов Иудеи Птолемей пригласил их в Иерихоне на пир, где Симон и был убит. По Первой книге Маккавейской, младшие братья Иоханана Гиркана были убиты вместе с их отцом. 82 Субботним годом у иудеев был каждый седьмой год. В этот год посевов не производилось, чтобы не истощать землю. Это было подкреплено авторитетом религии. В Библии установление субботнего года приписывается самому богу, который повелел Моисею объявить израильтянам: «...Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли...» ( Лев 25.3–5 ). С субботним годом связан «юбилейный» (пятидесятый) год (7x7­49). Во время субботнего года нельзя было вести военные действия, но в случае нападения извне иудеи не прекращали сопротивления захватчикам и в этот год, о чем свидетельствует, например, яростный отпор осажденных в Иерусалиме селевкидскому войску Лисия в субботний год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7) Видят прекрасное, пресладкое, превожделенное отечество свое, различно от Отца Небесного Духом Своим Святым описанное, и им во утешение и прохлаждение во время скорби, как живую воду во время жажды, предложенное. И от многобедственного мира этого, как от земли чужой и дальней страны, слезными веры очами взирают на него и о нем воздыхают, желая облечься в небесное свое жилище (2 Кор. 5:2). 8) Видят там спасительное Отца своего Небесного наставление, как подобает им безбедно в мире этом, в этой чужой стране обращаться, и посреди рода строптивого и развращенного, не соблазняясь, жительствовать; как от супостата своего, дьявола, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8), и от злых слуг его беречься, которые все пресекают путь к отечеству небесному; и, не надеясь на силу свою, возводят плачевные свои очи к Отцу, живущему на небесах, молясь: Ты, Господи, сохранишь нас и сбережешь нас от рода сего и во век (Пс. 11:8). 9) Видят там, как в чистом зеркале, неисправности свои перед Отцом своим, немощи и недостатки, в которые и нехотя, во плоти немощной странствуя, впадают, но смиренно признавая немощь свою, молятся к Нему: Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6:12), – и получают милостивое оставление. 10) Здесь видят, что как всем, так и им, как смертным, следует отдать долг естеству смертному, однажды умереть и от сего мира к будущему перейти веку, и явиться лицу Божию, и помышляя о часе том, готовятся к исходу. 11) Еще видят там, что плоть погребается в земле и истлевает, но в последний день, когда Бог благоволит, снова с душою соединится и в новый, прекрасный, нетленный, бессмертный облечется вид, и процветет, как лилия, и ожидают без сомнения прекрасной той весны. 12) Видят наконец там, как Господь их, в Которого веруют и служат Ему, приидет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, и сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25:31-32), чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10). Это пришествие Господа насколько нечестивым и не послушавшим благовествования Его страшно и нестерпимо будет (ибо кто стерпит гнев Господень?), настолько верующим в Грядущего судить живых и мертвых утешительно и радостно, ибо тогда они ощутят и познают, что приближается избавление их (Лк. 21:28). И хотя страх праведного того суда Божия ударяет и в их сердца, но вера, которою прилепились они к милостивому своему Избавителю, возлюбившему их и предавшему Себя за них (Гал. 2:20), живое смущаемым сердцам их утешение подает. Хотя и ведают, что никто пред Ним оправдаться не может, и никто не устоит, если на беззакония обратит взор (Пс. 142:2; 129:3), и находят в совести своей немощи и согрешения против святого закона Его, но покаянием искренним и надеждою на пострадавшего за грехи людские Агнца Божия, взявшего грехи мира, утверждаются в непоколебимой надежде на милость Божию. И так рабы Христовы в Святом Писании обретают великое утешение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

7 . Седьмая степень – готовность за благодеяния 128 принимать нанесенные обиды, радоваться им 129 и благодарить за них Бога 130 . К тем, кто достигает этой степени, относятся слова Христа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня ( Мф. 5:11 ). Святые отцы обыкновенно советуют относиться к обижающему нас как к врачу, посланному промыслом Божиим, чтобы излечить нашу душу от болезней (тщеславия и гордости) 131 . Они подчеркивают духовную пользу, которую можно извлечь уже здесь и в будущей жизни из того, что нам пришлось претерпеть. Патерик передает слова аввы Зосимы: «Когда кто, приведши на мысль оскорбившего его, или вред ему причинившего, или поносившего и оклеветавшего, или другое какое зло ему сделавшего... должен потому воспоминать о нем как о враче, посланном тебе от Христа. ...То самое, что ты страдаешь, есть признак, что душа твоя больна; если б ты не был болен, то и не страдал бы. Посему должен ты благодарен быть брату за то, что чрез него узнал ты ход болезни своей, и то, что ты от него потерпел, с любовию принять как целительное врачевство, посланное от Самого Господа Иисуса» 132 . Святой Иоанн Газский пишет: «Если будем праведны, то искушение от них [врагов] послужит нам к преуспеянию, если же грешны, то оно послужит нам к оставлению грехов и исправлению, к опытности и научению в терпении» 133 . 8 . Восьмая степень – добровольно принимать оскорбления 134 . Такое расположение души соответствует словам Христа: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф. 5:39 ). 9 . Девятая степень – желание пострадать более, нежели того хочет причиняющий нам обиду 135 . 10 . Десятая степень – не испытывать вовсе ненависти к обижающим нас 136 . 11 . Одиннадцатая степень – не испытывать ни обиды, ни гнева, ни негодования по отношению к нашим врагам 137 . «Любовь, – пишет св. Иоанн Лествичник , – собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо любовь не мыслит зла ( 1Кор. 13:4–5 )» 138 . .12. Двенадцатая степень – не обвинять и не укорять наших врагов, не говорить о них плохо 139 , вообще не рассказывать другим о том, что они сделали злого 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

84 Там же. 85 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 5, 132. 86 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI. 5, 132 — 6, 133. С. 134—136. 87 Отпуст часов и вечерни во Святый и Великий пяток. 88 Последование погребения мирских человек, 2-й тропарь на «Благословен еси, Господи». 89 Быт.3:6. 90 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 1, 127. С. 128. 91 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 2, 127—128. С. 128—130. 92 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 3, 128—129. С. 130. 93 «Икона, без сомнений, есть подобие и образец, и оттиск чего-либо, показывающий собой то, что изображается. Но, во всяком случае, изображение не во всех отношениях подобно первообразу, то есть изображаемому лицу или предмету; ибо иное есть изображение и другое — то, что изображается». См.: Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово защитительное 3, XVI/Иоанн Дамаскин, преподобный. Три защитительные слова против порицающих святые иконы или изображения. [Б.м.:] Свято-Троицкая-Сергиева Лавра, 1993. С. 100. Святые отцы догматически положили, что честные иконы должны полагаться к поклонению — поскольку «чем чаще при помощи икон» Христос, Пречистая Его Матерь и все святые «делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах» (см.: VII Вселенский собор. Деяние 7/Деяния Вселенских соборов. Т. 4. СПб., 1996. С. 590—591), и когда мы, «припав, поклоняемся не веществу, но Тому, Кто изображается ...и честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз» — см.: Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры, 4, XVI (89)/Иоанн Дамаскин, преподобный. Источник знания. [Б.м.:] Индрик, 2002. С. 313. 94 Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово защитительное 2, XX. С. 59—60. 95 «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно: 96 «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня»: 97 «Диавол ...был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец, и отец лжи»: 98 Отпуст Святых страстей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

902. Пример с пожеланием Калигулы встречается у Кьеркегора неоднократно. См. примеч. к первой, «эстетической» части «Или — или». 903. См.: Лк 18, 11: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» 904. Здесь у Кьеркегора игра слов: уже известное нам «уныние» («Tungsind») созвучно глаголу в выражении «давит тяжко» («tynge»). 905. Букв.: за всё, замещающий собой всё, т. е. по преимуществу, как таковой (дат.). 906. См.: Диоген Лаэрций. Жизнь знаменитых философов. «Антисфен». 6.11,13–15. 668 907. См.: Мф 16, 26: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» 908. См.: Мф 20, 3: «…выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно…» 909. См.: 1 Кор 15, 31: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем». 910. Он неохотно согласился показаться, а воображение принцессы уже представляло себе образ прекраснейшего мужчины, которого она надеялась увидеть в своем напряженном ожидании. Однако какой контраст между оригиналом и идеалом, поскольку появился всего лишь затрапезный, повседневный образ, — один из тех обычных людей, чья физиономия не выказывала ни гениального взора, ни чувствительного духа! (нем.) (см.: Музэус И. Оруженосец Роланда — Musaus J. A. Rolands Knappen. Volksmarchen der Deutschen. I. Wien, 1815. S. 129). 911. Убегая от бедности по морю, по скалам, сквозь пожарища (лат.) (Гораций. Послания. 1.1.46). 912. В уме, в сознании (лат.). 913. См.: Гал 6,7: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает». 914. Формирующее стремление (лат.), то есть своего рода «креативное усилие». Кьеркегор впервые употребляет это латинское выражение в «Понятии иронии»; позднее оно возникнет и в «Философских крохах» в связи с отсылкой к «Науке логики» Гегеля (2.1.3), где, правда, тот говорит скорее о внутреннем, инстинктивном стремлении.

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

930 Греч. переводчик увидел игру слов между первым словом, которое он прочел в сопряженной конструкции мн.ч. вместо Духа МТ, и последним – Действительно, в оригинале, скорее всего, имела место перекличка омонимов, причем нерушимость засовов неба, заключение которых жители региона так чувствительно переживали при засухе и трепет которых при открытии «хлябей небесных» ясно угадывался в грозе, противопоставлена подвижности морского чудища, которая в LXX интерпретируется как его непослушание (отступничество). 931 Текст поэмы воспроизводим по Шифману, на авторитетные коммент. которого преимущественно и опираемся в этом раделе: О Ба‘лу. Угаритские поэтические повествования. М., 1999. С. 129,157–158. Транскрипция согласных иврита дана по учебнику Ламбдина. 932 «Перед нами, – пишет Шифман, – несомненно, поэтический штамп, общий для всего древнего сиро-палестинского региона» (Там же. С. 158). 933 Ср. араб. 934 Шифман. Цит. соч. С. 28. Ба‘лу (ср. евр. , букв, «господин», «обладатель») – хананейский бог плодородия. Муту (ср. евр. , «смерть») – хананейский бог смерти. 936 Версия LXX композиционно совершеннее: «В тот день воспоют песнь сию в земле Иудейской, говоря: вот, город крепкий спасение даст нам – стену и ограду... В тот день захотят воспеть о хорошем винограднике: я город крепкий, город осажденный. Напрасно Я поливаю его, захвачен будет ночью, а днем падет стена его, и нет такого, кто бы не взял его». Все это согласуется со стт. 27:10–11 «Ибо укрепленный город опустеет, жилища покинуты и заброшены, как пустыня... Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его». В МТ слова об укрепленном городе и винограднике звучат как похвала, оторванная от этого трагического сюжета. 938 МТ: и устыдятся ненавидящие (Син). LXX: ζλος λψεται λαν παδευτον охватит народ Пер. относится только к последним двум словам, так как первая пол. предложения отнесена к предыдущему: «...а когда уразумеют, постыдятся». Таким образом, означает, с точки зрения толковников, «ревность (вариант: зависть) народа», и своей интерпретацией LXX пытаются дать объяснение этим словам исходя из предшествующего текста: поскольку воли Бога народ не уразумел, а когда уразумеет, постыдится, то из-за своей необразованности он и будет жертвой зависти к тем, которые окажутся верными (ср. ст. 12 и далее). Возможно, этот текст был одним из источников апостола Павла: «Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» ( Рим 11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Angelus enim ofFicii nomen est, non naturae. Quaeris nomen huius naturae, spiritus est; ex quod agit angelus est (In. ps. enarr., I, 15. Mg. s. 1.1. 37, 1348). 127 Именно в таком смысле онтологическое соотношение человека и ангелов становится предметом нарочитого изъяснения в Евр. 1–2 . В первой главе делается общее выяснение превосходства Сына Божия над ангелами на основании ряда сопоставлений пророческих текстов, причем определенно указуется служебное назначение духов (1, 14). Во второй же главе возвеличение Сына Божия сплетается с возвеличением и человека, соединившегося с Ним по естеству. Здесь мы прямо находим следующие сопоставления: «Ибо не ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред ангелами, славою и честию увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих; все покорил под ноги ею» ( Пс. 8, 5–7 ). «Когда же покорил ему все, то не оставил ему ничего непокоренным ему» ( Пс. 2, 5–8 ). Также и Иисус в Своем уничижении «немного был уничижен пред ангелами, дабы Ему по благодати Божией вкусить смерть за всех» (2, 9). И затем еще нарочито подчеркивается, что «не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово». 129 Эта точка зрения выражена в сочинениях еп. Игнатия Брянчанинова («Слово о смерти» и прибавление к нему). Воззрения еп. Игнатия вызвали решительную отповедь, как несоответствующие православному учению и материалистические, со стороны еп. Феофана Затворника в его работе: «Душа и ангел не тело, а дух». Справедливо отрицая всякую материальность души, еп. Феофан, тем не менее, оставляет открытым вопрос о том, облечено ли духовное существо ангелов и душ «тонкой вещественной оболочкой», «телом тонким эфирным» или свободно от него. «Из этих двух мнений, кто какого хочет держаться, того и держись». (10). 130 В отдельных случаях явления ангелов особо отмечаются отдельные черты, не имеющие подлинности, в отличие, однако, от подлинности всего явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010