Мало того, что Отрок Иисус произносит мудрые поучения, задает необыкновенные вопросы израильским учителям, но Он также вполне осознанно называет Себя Сыном Небесного Бога Отца, говоря, что этот храм принадлежит Его Отцу и что Самому Иисусу надлежит быть там. «Но они не поняли сказанных Им слов» (ст. 50), по-славянски: «И та не разуместа глагола, егоже глагола има». Может быть, Пресвятая Дева Богородица и поняла слова Иисуса, поскольку вместе с наитием на Нее Святого Духа и чревоношением Сына Божия Она приобрела и духовное ведение. Но кому Она могла сказать? Она только, как говорится в Писании, «сохраняла все слова сии в сердце Своем» (ст. 51), и, скорее всего, апостол Лука именно от Нее слышал об этом событии, повествование о котором впоследствии и передал нам. Все же остальные — и, наверное, также Иосиф Обручник — не могли вполне понять, что это все обозначает, а тем более не поняли этого книжники и невольные свидетели приведенного в Евангелии разговора. «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (ст. 51–52). И эти слова надо также понимать правильно. Возраст по-славянски значит «рост», то есть Он развивался естественно, подобно всем прочим людям. А премудрость Его обнаруживалась постепенно, по мере того как люди начинали к Нему прислушиваться. И по большей части Спаситель утаивал Свою премудрость до тех пор, пока не вышел на проповедь, так что даже люди, жившие с Ним в одном городе, удивлялись Его словам и говорили: «Откуда у Него такая премудрость, не сын ли это плотника?» (см. Мф.13:54-55 ; Мк.6:2-3 ). Обычно мудрыми становятся те, которые постоянно упражняются в чтении книг, а Иисуса считали сыном плотника, откуда же у Него премудрость? Вот еще одно доказательство того, что эта премудрость не человеческая, не от научения, но от пребывания в человеческой плоти Иисуса Самого Божества. «Преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Мк.14:53 . И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники, и старейшины и книжники. Ко архиерею, у еванг. Матфея, Каиафе ( Мф.26:57 ). Каиафа, это был первосвященник, председатель высшего еврейского суда, так называемого Синедриона (О Каиафе чит. в объясн. 1 ст.). Книжники и старцы собрались у Каиафы, это – члены Синедриона. Они собрались для суда над Иисусом Христом. Это собрание было второе (о первом чит. в объясн. 1 ст. и Мф.26:3 ст. и дал.), и не обыкновенное, каковые всегда происходили в здании при храме, а особенное, тайное – для совещания по особенному (экстренному) спешному делу. Оно и было устроено не по закону: устроено ночью, когда по закону нельзя было разбирать уголовных дел, и еще накануне таких праздников, как Пасха. Но Синедрион спешил привести дело к концу, поэтому не счел нужным справляться с законом. (О Синедрионе чит. в объясн. 1 и 10 ст.) По сказанию еванг. Иоанна, Господа сначала повели к бывшему первосвященнику Анне, тестю Каиафы, который спрашивал Его об Его учениках и учении ( Ин.18:13–23 ). Мк.14:54 . Петр издали следовал за Ним, до внутрь двора первосвященника; и сидел со служителями, и грелся у огня. Недавно Петр обещал идти со Христом в темницу и на смерть, и пытался защищать Его даже мечом, а теперь боится идти по близости Его и следует только издали, – конечно, с целью, чтобы его не заметили. Так начинают сбываться предречения Христовы о его отречении! У еванг. Матфея прибавлено: видети кончину (видеть конец), т. е. чем окончится суд над Иисусом Христом. Внутрь двора. Разумеется двор внутренний, окруженный зданиями. Греяся при свещи (грелся у огня). Это было ночью, – около полуночи. Так как двор, по восточному обычаю, не был покрыт, а между тем на дворе было холодно, как нередко бывает по ночам в конце марта и в начале апреля после жарких дней в теплых странах; то на дворе, был разведен огонь, т. е. на каменном помосте двора был разведен костер, где и грелись находившиеся на дворе. Мк.14:55 . Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Можно подразумевать ργα, т.е. удивительные дела ( θαυμσια ργα). Мф.21:16 .  и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? (Цитата из Пс.8:3 ). Буквально с еврейского: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил (основал, обосновал) силу (в русской Библии – «хвалу») ради врагов Твоих» и т.д. У Семидесяти: «из уст бессловесных ( νηπων) и грудных Я устрою хвалу (хвалебную песнь – ανον) ради врагов Твоих» и т.д. Слова Матфея буквально сходны с переводом Семидесяти. Здесь ветхозаветное пророчество сближается с новозаветным событием, и целью этого сближения было, с одной стороны, доказательство силы и мощи Христа перед Его врагами, а с другой – обличение их. Если даже дети, несмышленые и малопонимающие, присоединились к хвалебным крикам, то тем более должны были бы так поступать первосвященники и книжники. Мф.21:17 .  И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. (Ср. Мк.11:11 ). Древние толкователи понимали стих буквально в том смысле, что Спаситель отправился в Вифанию и там ночевал в доме Лазаря. Иероним замечает: «Спаситель был так беден и так мало льстил кому-нибудь, что в весьма большом городе не нашел никакого гостеприимства, никакого места для ночлега, а нашел все это в маленьком селении у Лазаря и его сестер, потому что они жили именно в Вифании». С этим мнением согласны и многие новейшие экзегеты. Действительно, евангелистам Матфею и Марку незачем было бы указывать на Вифанию, если бы они не хотели сказать этим, что ночь проведена была в доме Лазаря. Такое предположение тем более вероятно, что ночи в то время были холодные, как это часто бывает в Палестине (ср. Мк.14:54 ; Лк.22:55 ). Наконец, слово κε довольно определенно и может указывать, что Иисус Христос провел ночь в доме Лазаря. Была ли эта ночь в Вифании последнею, или Христос и еще приходил туда во время Страстной недели, об этом ничего нельзя сказать. Вифания находилась близ Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.13:54.   Яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия, и силы ,… так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?: премудрость учения и силы учения, или же силами называет чудеса. Видя, что Он учит возвышеннее и убедительнее знаменитых мужей древности и творит большие чудеса, но не зная, что Он есть Божия Премудрость и Сила, они дивились Его учению и чудесам; о Нем же Самом, Который так учил и творил такие чудеса, соблазнялись не по другой какой-либо причине, а из той, что Он происходил от незнатных родителей. Но, действительно, зависть слепа и неразумна. Потому следовало бы еще более удивляться и поклоняться Ему, что от таких родителей произошел такой сын, а они соблазнялись о Нем. Мф.13:55—56.   Не Сей ли есть тектонов сын; не Мати ли Его нарицается Мариам, и братия Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда; и сестры Его не вся ли в нас суть … Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?: Все это нужно читать вопросительно, потому что они, недоумевая, говорили это один другому. В нас, т.е. у нас. Мф.13:56.   Откуду убо Сему сия вся . откуда же у Него всё это?: Обрати внимание на крайнее безумие. Они говорят: так как Он произошел от незнатных родителей, то откуда Он все это взял? О пустые люди, не за знатность родителей, не за обилие богатств или за что-либо такое, но за превосходство жизни даются от Бога людям достойным знание и чудеса! Мф.13:57.   И блажняхуся о Нем И соблазнялись о Нем. ( εν αυτω ), т.е. о Нем. Мф.13:57.   Иисус же рече им: несть пророк без чести, токмо во отечествии своем и в дому своем Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. Марк (6, 4) сказал: «токмо во отечествии своем, и в сродстве и в дому своем» . Здесь приточно Христос сказал о Себе Самом. «Во отечествии» сказал обо всем Назарете, «в сродстве» — о всякого рода родственниках, «в дому» — об одних только братьях. Все Его презирали: одни как соотечественника, другие — как сродника, третьи — как брата. Поэтому когда Он чудесно прославлялся, соблазнялись о Нем, т.е. по причине зависти не могли веровать в Него, и одни — больше, а другие — меньше завидовали Ему. Итак, «несть» , говорит, «пророк без чести» у тех, кому он кажется пророком, «токмо во отечествии своем» . Хотя они знают, что Он пророк, однако презирают Его по указанной причине и потому, что то, к чему привыкли, легко презирается. Лука (4, 24) сказал: «ни который пророк приятен есть во отечествии своем» ; «приятен» значит то же, что и находится и в чести.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.26:52.   Тогда глагола ему Иисус: возврати нож твой в место его: еси бо приемшии нож ножем погибнут . Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; Упрекнул его и показал, что не нужно пользоваться мечом для защиты Бога; этим, конечно, запретил и всякое оружие. «Вси бо приемшии нож» … — есть пророчество о погибели пришедших на Него иудеев. Иоанн (18, 11) говорит, что Иисус Христос сказал: «чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея?» показывая, что все это совершается не по их власти, а по допущению Отца, и что до самой смерти Он был послушен Отцу. Мф.26:53.   Или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца Моего, и представит Ми вящше неже дванадесяте легеона Ангел! или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?: Легион — это самый больший отряд войска. Не сказал: Я могу погубить их, чтобы слова Его не показались невероятными, особенно по причине предшествующих страданий, именно: скорби, печали, уныния, пота и всего, что Он незадолго пред этим испытал, как человек. Они еще не имели должного понятия об Иисусе Христе; поэтому Он и говорит о Себе со смирением. Сказал о стольких легионах Ангелов, чтобы этим множеством ободрить учеников, омертвевших от страха, потому что некогда и один Ангел убил в короткое время сто восемьдесят пять тысяч (4 Цар. 19:35). Мф.26:54.   Како убо сбудутся Писания, яко тако подобает быти? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?: Если Я, говорит, не так буду убит, то каким образом исполнятся пророческие Писания относительно Моей смерти, которые пишут, что так должно быть, что так Мне должно умереть. Мф.26:55.   В той час рече Иисус народом: яко на разбойника ли изыдосте со оружием и дрекольми яти Мя; по вся дни при вас седех учя в церкви, и не ясте Мене . В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. И этим показывает, что взят Он не их силою. Как тогда они не могли взять Его, так и теперь не могли бы, если бы только Он не захотел. Лука (22, 52) говорит, что Иисус Христос сказал это к собравшимся против Него первосвященникам, начальникам храма. Вероятно, Он сказал и к ним, и к народу. Отсюда видно, что, взяв отряд из слуг первосвященников и фарисеев, Иуда шел впереди, а за ним следовали некоторые из первосвященников, начальников храма и старейшин, — как обозначил в указанном месте Лука, — отчасти для того, чтобы ободрить посланных, отчасти для того, чтобы наблюдать, как бы их не подкупили. Начальниками храма называет стороживших храм вместе с воинами; с ними и раньше говорил Иуда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком и все крестились в Моисея в облаке и в море» 49 . А «огненный столп» – это прообраз Святого Духа. Итак, от рождения Авраама 50 до исхода сыновей Израиля из Египта и перехода Чермного моря, – а это произошло, когда Моисею было восемьдесят лет, – насчитывается 462 года. 11. После этого израильтяне в течение сорока лет жили в пустыне, приучались к законам, подвергались испытаниям и питались ангельскою пищею. Затем, получив закон 51 и перейдя вместе с Иисусом Навином Иордан, они обрели землю обетованную 52 . 12. По смерти Иисуса Навина евреи, пренебрегая заповедями Господними, часто покорялись другими народами. Когда же они, обратившись к Богу, восстенали, они по воле Господа были освобождены с помощью сильных мужей. Затем через Самуила они, по примеру других народов, выпросили у Господа царя. Первым царем у них был Саул, вторым – Давид. Итак, от Авраама до Давида насчитывается 14 родов: Авраам, Исаак, Иаков, Иуда, Фарес, Есром, Арам, Аминадав, Наассон, Салмон, Вооз, Овид, Иессеий, Давид. У Давида от Вирсавии родился Соломон, который был возведен на царство братом своим – пророком Натаном и матерью. 13. По смерти Давида, когда начал царствовать сын его Соломон, явился ему Господь и обещал дать ему то, что он попросит. И тот, презирая земные богатства, пожелал мудрости. И было это угодно Господу, и услышал царь: «Так как ты не просил царств земных, ни богатства их, но просил себе премудрости, то ты получишь ее. Прежде тебя не было такого мудреца и после тебя не будет» 53 . Впоследствии мудрость Соломона подтвердилась в суде его, который он вершил над двумя женщинами, спорившими о ребенке 54 . Этот же Соломон воздвиг имени Господню храм удивительной красоты из золота, серебра, меди и железа, так что некоторые говорили, что никогда еще в мире не было подобной постройки. Итак, от исхода сыновей израилевых из Египта до постройки храма, – и он был построен на седьмом году царствования Соломона, – насчитывается, как об этом свидетельствуют книги Царств 55 , 480 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Но это, конечно, не значит, что люди смирились со смертью. Да это, наверное, и невозможно. И в пророческих книгах речь то и дело заходит о чудесном времени, когда… «не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел» ( Ис 65:20–22 ). А может быть, случится нечто более удивительное – и смерти не станет совсем? «уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» ( Ис 25:7–8 ). Впрочем, с пророчествами всё непросто – и мы рассуждали об этом в 10-й главе, приводя пример из пророка Осии ( Ос.13:14 ), слова которого цитирует в совершенно ином смысле апостол Павел ( 1Кор.15:54–55 ), а за ним и Иоанн Златоуст : «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Не может быть, чтобы Господь в одной и той же короткой фразе одновременно яростно угрожал израильтянам и давал им самые смелые надежды! Не может… только если мы сами следуем строгим законам формальной логики, где угроза и обещание – два разных и совершенно несовместимых понятия. Но разными бывают люди, времена, обстоятельства, и что звучало угрозой для одних, легко может стать обещанием для других. Пророки не только говорили – они еще и действовали. Илия во время голода приходит к бедной вдове, ждущей неминуемой смерти вместе со своим сыном, и просит – точнее, приказывает – отдать ему последнюю порцию хлеба. Вдова повинуется, и пища чудесным образом умножается. Но ребенок все равно погибает спустя некоторое время, уже не от голода, а от внезапной болезни. Вдова бросает в лицо пророку горький упрек: «Что тебе до нас, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Безо всякого высокого богословия эта женщина живо чувствовала связь между смертью и грехом, правда, понимала она ее слишком прямолинейно: за свои грехи она расплатилась смертью сына. Пока рядом с ней не было пророка, всё было каким-то обыденным, серым, но его приход высветил и белое, и черное в ее жизни – и теперь за черное ее ждет страшная расплата. Такое уравнение построить очень просто, и множество людей с той поры так и объясняют болезни и смерти… Но Илия не соглашается – он обращает упрек уже к Господу: «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» ( 3Цар 17 )

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

О том, что Петр «сидел со служителями и грелся у огня», Марк упоминал ранее ( Мк. 14:54 ). Выражение «на дворе внизу» может указывать на то, что заседание синедриона происходило на одном из верхних этажей здания, а Петр был во внутреннем дворе. Под передним двором следует понимать внешний двор здания, где тоже находились люди. Петра узнали по галилейскому акценту, с которым он говорил: распознать галилеянина жители Иерусалима могли без особого труда. Главное отличие от версии Матфея (на которое мы уже указывали) заключается в том, что у Марка петух поет дважды; следовательно, между первым и вторым отречениями проходит некоторое время. У Луки повествование значительно отличается. Только половина используемых Лукой слов имеет параллели в рассказах двух других синоптиков 127 (вербальных совпадений между Матфеем и Марком значительно больше). Отречение Петра у Луки происходит не во время заседания синедриона, а до него. У Матфея и Марка события описывались в следующем порядке: заседание синедриона с вынесением приговора, издевательства над Иисусом, отречение Петра. Лука описывает события в обратном порядке: издевательства над Иисусом, отречение Петра, заседание синедриона. Вслед за Марком Лука упоминает костер, разожженный посреди двора, однако в отличие от Марка говорит только об одном пении петуха. В первый раз к Петру подошла служанка, во второй раз – некий «другой». Затем прошел «с час времени», и «еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин». В момент третьего отречения – «тотчас, когда еще говорил он» – запел петух. И здесь главное отличие от всех остальных версий: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» ( Лк. 22:55–62 ). Только у Луки Иисус бросает взгляд на Петра в момент третьего отречения, и именно этот взгляд, а не пение петуха, заставляет его вспомнить предсказание Иисуса. Каким образом Иисус мог увидеть Петра, если заседание синедриона проходило внутри, а Петр был снаружи? Ответа на это мы в Евангелии от Луки не находим, однако здесь события разведены по времени. Иисус мог заметить Петра и бросить на него взгляд при входе в здание или при выходе из него. Августин, однако, понимает это место в переносном смысле:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Патриарх-то уже был у Церкви, и он был жив. Так что путаница у Вас какая-то в понимании Удерживающего. 58. Ответ на 54, Сергей Швецов: Ну Вы, Сергей, можете что угодно предполагать. Даже четвертую власть - СМИ - считать катехоном. Но святитель Иоанн Златоустый считал катехоном не какое-то государство ( не манипулируйте), а именно Римскую Империю. Сегодня это Третий Рим, т.е. Россия. А что касается того, что никто так не считает в мире, так что с того?! Во времена Апостола языков вообще он был единственным, кто считал Империю катехоном. И он был прав, а не народные массы Рима, Карфагена, Иудеи или германские язычники. 57. Ответ на 49, Туляк: Ха! Любой нормальный человек, который даже никогда не был на зоне, знает, что там действует строгая иерархия, примерно такая же, как в буржуазном сословном обществе. Так ты на красную просись, а не на черную. На красной порядок твоей мечты - социализм натуральный в масле)) 56. Ответ на 52, Валерий: в дополнение Третий Рим - государственность, никогда бы не позволил убивать своих будущих подданных в утробе через аборт! Ибо это противоречило бы одной из главных Божиих Заповедей - Не убий. С НАМИ БОГ! 55. Ответ на 38, С. Шараков: У меня ничего не сказано об " отприродной идеологии " . Выражение " природа идеологии " означает качество. " Отприрродная " значит естественная, т.е. как раз " из глубин народного духа " . В свою очередь, под народным духом понимается направление народной воли в отношении Бога. Направление народной воли в отношении Бога, как правило, является индифферентным. Здесь уместно вспомнить реченное через Исайю: " Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. " Идеология - это дисциплина.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/25/po...

По словам псалмопевца Давида: «Господи! Кто может пребывать в жилище твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот… кто серебра своего не отдает в рост, и не принимает даров против невинного» 124 . Мерзостью называл отдачу в рост и взятие лихвы пророк Иезекииль 125 . Ростовщичество, несмотря на запрет, и, возможно, благодаря указанному послаблению, распространялось в Израильском обществе. Отдавали в рост и брали лихву не только с иноземцев, но и с единоплеменников. Во времена Неемии обедневшие Иудеи вынуждены были занимать серебро, конечно под проценты и под залог своих полей и виноградников для того, чтобы достать хлеба и заплатить подать царю. Многие из них вынуждены были за неимением залога продавать в рабство своих сыновей и дочерей 126 . Примечательно, что Неемия, услышав жалобы бедных об этом, не только выговорил знатным и начальствующим Иудеям, призвав их возвратить взятые в залог поля, виноградные и масличные сады бедных «и рост с серебра и хлеба, вина и масла», но и подал пример, простив долги бедных хлебом и серебром себе, своим братьям и слугам 127 . Уже в древности ростовщический процент столкнулся с инфляцией, которая, однако, длительное время, вплоть до Нового Времени, была значительно слабее его. Темп древней инфляции был незначителен и реальный процент был немногим меньше номинального. Древняя инфляция проявлялась двояко. Во-первых, в форме снижения массы одноименных слитков золота или серебра, а впоследствии — монет. Например, находящийся в обращении серебряный сикль (шекель) потерял со временем половину своей массы (с 14,5 г. — такую массу более продолжительное время сохранял священный сикль, которым принимали церковные налоги — до приблизительно 7 г. Он назывался «простой сикль»). Таким же образом талант — слитки общей массой 43,5 кг (3000 священных сиклей) превратился в «народный талант» весом 18,75 кг (1290 священных сиклей), римский динарий, по данным профессора В.А. Федосика, с 217 г. до Р.Х. до 54 г. после Р.Х. уменьшился в массе с 4,55 г.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010