53. Се слышали вы, что такое начальное смущение, что раздражительность, что гнев, и что злопамятство. Видите ли, как от одного слова доходят до такого зла? Ибо если б ты сначала укорил себя, терпеливо перенес слово брата твоего, и не хотел бы отомстить ему, и на одно слово сказать два или пять слов, и воздать злом за зло; то избавился бы от всех зол этих. Посему и говорю вам: всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде нежели они укоренятся и укрепятся в вас, и станут удручать вас: ибо тогда придется вам много пострадать от них. Иное дело вырвать малую былинку, и иное искоренить большое дерево. 54. Воздавать злом за зло можно не только делом, но и словом и видом. Иной думает, что он на деле не воздает злом за зло, но оказыватся, что воздает словом, или видом, или движением, или взором; ибо и всем этим можно оскорбить брата своего, – и это также есть воздаяние злом за зло. Другой же не старается мстить за зло ни делом, ни словом, ни видом, ни движением, но в сердце своем имеет неудовольствие на брата своего и скорбит на него. Другой хотя не имеет скорби на брата своего; но если услышит, что кто-нибудь оскорбит брата того в чем-либо, или что его побранили или унизили, – и радуется тому, то и он оказывается воздающим злом за зло в сердце своем. Другой не питает злобы в сердце своем и не радуется, слыша об унижении оскорбившего его, даже и печалится, если ему нанесут оскорбление, однако ж не радуется и благополучию его, – когда, например, видя, как того прославляют и тому угождают, скорбит; и это есть также вид злопамятности, хотя и легчайший. 55. Иной, если случится кому оскорбить его, и они поклонятся друг другу и примирятся между собою, живет в мире с тем и не имеет против него никакой злой мысли в сердце своем; когда же чрез несколько времени тому опять случится сказать что-либо скорбное для него, то он начинает вспоминать и прежнее и смущаться не только о втором, но и о прежнем. – Сей подобен человеку, имеющему рану и положившему на нее пластырь, и хотя он в настоящее время заживил рану, и она заросла, но место еще болезненно; и если кто бросит в него камень, то место сие повреждается более всего тела и тотчас начинает источать кровь. То же самое претерпевает и оный человек: была у него рана, и он приложил пластырь, – т. е. сделал поклон и исцелил рану, т. е. гнев, примирением; начал также усиливаться и против злопамятности, стараясь не питать ни одной злой мысли в сердце своем. Это значит, что рана зарастает; но она еще не совершенно зажила, – есть еще остаток злопамятности, от которого удобно возобновляется рана, если человек получит хотя легкий ушиб.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

53. Авва Орсисий сказал: я думаю, что если человек не будет должным образом блюсти своего сердца, то забудет все, что слышал, и вознерадит; тогда враг, найдя в нем место себе, низвергнет его. Подобно, если в светильник, приготовленный и светящий, по нерадению не будут прибавлять елея, то он мало-помалу угасает и, наконец, совершенно одолевает его тьма; помимо того, еще и мышь ходит вокруг и ищет съесть то, что в светильнике, однако прежде, нежели он погаснет, не может похитить елея; коль же скоро заметит, что не только нет в нем света, но и теплоты огня, низвергает самый светильник, и если он глиняный, то сокрушается, если же медный, то может быть снова восстановлен домовладыкою. Так, насколько нерадит душа, настолько удаляется от нее Дух Святой, пока совершенно не погаснет горение ее, и, наконец, враг, снедая усердие души, и тело оскверняет злом. Если же человек будет добр расположением к Богу и будет лишь увлечен в нерадение, то Бог, как милосердый, внедряя в него страх Свой и память о муках, возготовляет его бодрствовать и вести себя впредь с твердостию великою до времени посещения Своего. 54. Авва Пимен, будучи еще юным, пошел к одному старцу спросить его о трех помыслах, но когда пришел к старцу, забыл один из них. Возвратясь в келлию свою, лишь только он взялся за ключ, дабы отпереть ее, как вспомнил о слове, которое забыл, и, оставя ключ, вернулся к старцу; долгота же пути была весьма большая. Старец говорит ему: ускорил ты прийти, брат. Тот рассказал ему, что лишь только взялся за ключ, как вспомнил о слове, которое забыл, и, не отворивши келлии, возвратился сюда. Старец сказал ему: ты – ангельский пастырь! И пронесется имя твое по всей земле египетской. 55. Говорили об авве Пимене, что, когда хотел он идти на службу, садился особо, рассматривал помыслы свои около часа и потом выходил. 56. Авва Пимен говорил: если сделает человек новое небо и новую землю, то и тогда не должен предаваться беспечности. 57. Опять сказал: некто спросил авву Паисия: что мне делать с душею своею? Она бесчувственна и не боится Бога. Авва Паисий ответил: пойди прилепись к человеку, боящемуся Бога, и, когда сблизишься с ним, он и тебя научит бояться Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

53. Се слышали вы, что такое начальное смущение, что – раздражительность, что – гнев и что – злопамятство. Видите ли, как от одного слова доходят до такого зла? Ибо если бы ты сначала укорил себя, терпеливо перенес слово брата твоего, и не хотел бы отомстить ему, и на одно слово сказать два или пять слов, и воздать злом за зло, то избавился бы от всех зол этих. Посему и говорю вам: всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде нежели они укоренятся, и укрепятся в вас, и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от них. Иное дело – вырвать малую былинку и иное – искоренить большое дерево. 54. Воздавать злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом. Иной думает, что он на деле не воздает злом за зло, но оказывается, что воздает словом, или видом, или движением, или взором, ибо и всем этим можно оскорбить брата своего, и это также есть воздаяние злом за зло. Другой же не старается мстить за зло ни делом, ни словом, ни видом, ни движением, но в сердце своем имеет неудовольствие на брата своего и скорбит на него. Другой хотя не имеет скорби на брата своего, но если услышит, что кто-нибудь оскорбит брата того в чем-либо или что его побранили или унизили, и радуется тому, то и он оказывается воздающим злом за зло в сердце своем. Другой не питает злобы в сердце своем и не радуется, слыша об унижении оскорбившего его, даже и печалится, если ему нанесут оскорбление, однако же не радуется и благополучию его, когда, например, видя, как того прославляют и тому угождают, скорбит, и это есть также вид злопамятности, хотя и легчайший. 55. Иной, если случится кому оскорбить его и они поклонятся друг другу и примирятся между собой, живет в мире с тем и не имеет против него никакой злой мысли в сердце своем; когда же через несколько времени тому опять случится сказать что-либо скорбное для него, то он начинает вспоминать и прежнее и смущаться не только о втором, но и о прежнем. Сей подобен человеку, имеющему рану и положившему на нее пластырь, и хотя он в настоящее время заживил рану и она заросла, но место еще болезненно, и если кто бросит в него камень, то место сие повреждается более всего тела и тотчас начинает источать кровь. То же самое претерпевает и оный человек: была у него рана и он приложил пластырь, то есть сделал поклон и исцелил рану, то есть гнев, примирением, начал также усиливаться и против злопамятности, стараясь не питать ни одной злой мысли в сердце своем. Это значит, что рана зарастает, но она еще не совершенно зажила, есть еще остаток злопамятности, от которого удобно возобновляется рана, если человек получит хотя легкий ушиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

54) Большинство людей спасутся. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их  ( Мф.7:13-14 ). И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?  ( 1Пет.4:18 ). Спасение  – это не юридическая процедура, а приобщение человека к Богу. Можно привести пример пляжа. Одно и то же солнце одному доставляет удовольствие, а другого нестерпимо, мучительно палит. Христос засвидетельствовал, что даже тех, кто считает себя христианином, спасутся не все:  Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного  ( Мф.7:21 ). 55) Из 12 Апостолов отступил от Христа один Иуда. По страху и малодушию от Христа отступили все  Апостолы , кроме Иоанна. Иоанн, единственный из всех Апостолов, не убоялся расправы со стороны иудеев, когда Спасителя взяли под стражу, и вместе с Пресвятой  Богородицей был при Кресте, на котором распяли Господа. Апостолы разбежались, даже Петр отрекся от Христа, и только Иоанн остался верен своему любимому Учителю. За это Господь, умирая на Кресте страшной, мучительной смертью, проявляет Свою особую любовь и заботу об Иоанне:  Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!  ( Ин.19:26–27 .) Следует отметить, что десять оступившихся Апостолов в последствии отдали свои жизни за Христа. 56) Не согрешишь – не покаешься. Живи, как хочешь, только не забывай грехи вовремя смывать на исповеди. Это тезис из серии: Не запачкаешься – не помоешься. Аналогично существует миф о том, что Таинство Покаяния заключается в том, что человек называет грехи вслух или подает бумажку с записанными на ней грехами, а священник их прощает. Это заблуждение обычно вызывает массу недоумений у нехристиан: «вот вам удобно, греши, сколько хочешь, только на исповедь регулярно ходи!». Важно не путать раскаяние и покаяние. Предатель Христа, Иуда, согласно Евангелию, раскаялся.  Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам  ( Мф.27:3 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/90-naibole...

54. Зачем во время Венчания надевают венцы? Во-первых, венец означает корону. И надевание венцов – это символ коронования. Жених и невеста во время Таинства Венчания, будучи облаченными в эти венцы, знаменуют собой первых людей – Адама и Еву, которые были венцом творения, так как были поставлены Богом над всей тварью. Во-вторых, венцы даются новобрачным за их хранение себя до брака, за их терпение и стремление к освященному Церковью правильному супружескому союзу. В-третьих, это венцы мученические, которые должны напоминать о том, что семейная жизнь – это и добровольное несение бремени другого человека. Соединение всех этих смыслов происходит в Таинстве Венчания. 55. Почему во время чина Венчания звучат слова «Святые мученицы…»? Священник провозглашает начальные слова тропаря, которые затем допевает хор: «Святые мученицы добре страдавши, венчашеся, молитесь ко Господу спаститеся душам нашим», потому что при Венчании жениху и невесте (теперь уже мужу и жене) даются царственные венцы за то, что они прошли до свадьбы (в норме – это должно быть именно так) путь взаимного воздержания и добровольного отказа от телесных удовольствий. И в этом смысле венцы есть награда, которой Церковь похваляет жениха и невесту, высоко ставя их чистоту и целомудрие. 56. Во время Венчания брачный союз сравнивают с единением Христа и Церкви. Что это значит? В Послании апостола Павла к ефесянам говорится о том, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5, 23–25). Главным в этом единении является принцип жертвенной любви и отдания себя другому. Христос возлюбил Церковь, так как Собою пожертвовал ради спасения всех тех, кто ее составляет. Принцип жертвенной любви есть главный постулат устроения подлинной семьи, именно об этом говорит апостол. Но он говорит еще и о той мере глубины, которая достижима в семейном союзе. О том, что не случайно в семье это стеснение себя ради другого и постоянное принесение в жертву своего «я» могут достичь наибольшей глубины и значимости для совместной жизни мужа и жены, так что именно это становится основой для продолжения их бытия в вечности. И ничто иное, кроме как подлинно христианские брачные узы, не имеет основания быть в ней нерасторжимо связано.

http://pravmir.ru/zhenix-i-nevesta/

54 Но от праведника требуются качества еще положительно добрые. Во-первых, человек счастлив тогда, когда его воля подчинена воле Господа, указанной в предписаниях закона, данного Им через Моисея и др. пророков; во-вторых, человек счастлив, если он помышляет об этом законе, о его возможно верном, легком и совершенном исполнении через всестороннее изучение его, в течение всей жизни, так чтобы, как завещал Моисей: «книга закона не отходила бы от уст человека, но поучался бы в ней день и ночь, дабы в точности исполнить все, что в ней написано». (См. Нав.1:8 ). В этом указан идеал ветхозаветного праведника не особенно отличный и от новозаветного идеала, так как и христианин должен стараться постигнуть божественное учение, чтобы исполнить его и через то спастись. Следовательно, здесь предлагается всем весьма важный и существенный урок. 55 В великой праведности св. певец указывает побуждение к великой награде. Эта награда будет заключаться в том самом, что человек будет делать, именно в том божественном законе, которому он будет поучаться, потому что он будет почерпать отсюда все самое лучшее и самое необходимое для своей духовно-человеческой жизни. И потому этот человек будет, как дерево растущее при воде, которое имеет постоянно в избытке необходимую влагу и приносит плод в свое время (и предполагается лучший). Человек, изучающей закон Господа, не испытает никаких треволнений, потому что будет иметь самое надежнейшее руководство в божественном законе и потому он будет отличаться всякого рода добрыми делами до конца, как дерево не лишается листьев, доколе оно пользуется необходимой влагой, могущей сохранять его от зноя. Кроме закона Господня, его защитой и помощником будет еще и Сам Бог, волю Которого он будет исполнять и на Которого он будет надеяться. «Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование Господь», говорил, подобно Давиду, пророк Иеремия. «Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» ( Иер.17:7–8 ). Понятно, почему в 1-м псалме ( Пс.1 ) говорится о праведнике, читающем закон Господень, что во всем он успеет. Ему будет помогать Бог . «Любящим Бога», как сказал св. апостол Павел, «все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Успех, о котором говорит здесь певец, касается преимущественно настоящей жизни, но далее (в Пс.1:5 ) он говорит и о будущем, когда будет суд страшный для грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

54 Ср. в Каноне Великого Четверга «рекл еси другом, Христе, яко Бог с вами боги буду» (Песнь 3, тропарь 3). 55 Декартовское cogito ergo sum, точнее, «я есмь мыслящий», имеет в своей основе это тавтологическое по содержанию, однако, онтологическое по существу суждение: я есмь я , или: я есмь , или я есть , существует . В этой онтологической открытости я для есть заключается уже возможность всякого предикативного его бытия я есть А, В. etc. Но я в бытийности своей самоочевидно. 58 Как и читаем у апостола «всякому мужу глава Христос, жене глава муж, а Христу глава Бог... Муж.. есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же от Бога» (1 Kop. 11, 3, 8–9, 11–12). 61 Об этом изначальном различии, предшествующем эмпирическому бытию и определяющему его и говорится в Рим. 9, 10–13 : «так было с Ревеккой, когда оба зачала в одно время (двух сыновей) от Исаака, отца нашего; ибо когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, – сказано было ей, «больший будет в порабощении у меньшего» ( Быт. 25–23 ), как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» ( Мал 1, 2–3 ). 62 Вот полный контекст «все вы, во Христа, крестившиеся во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (27–9). 63 По суждению бл. Августина, «мы тогда узрим мирские тела неба нового и новой земли, как Бога везде сущего и все телесное управляющего, посредством тела, которое тогда носить имеем, куда ни обратим взор, увидим, так духовные очи тел наших, – куда ни обратим, бестелесного Бога увидим... Бог тогда видим будет духом от каждого из нас в каждом из нас, и в нас самих, и в небе новом, и в земле новой, и во всем, которое тогда будет, творении. Будет зрим телом во всяком теле, куда б духовного тела зрение обращено ни было» (О Граде Божием, кн. XXII, гл. 27) Трудно пойти дальше в постижении софийности твари, нежели это вдохновенно-дерзновенное суждение великого отца Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

54 . Теперь обрати внимание, почему же Господь сказал: «Кто возведет хулу на Сына Человеческого, тому проститься, а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не проститься ни в этом веке, ни в будущем» ( Лк 12:10 ). Неужели одно оскорбление для Сына, а иное для Духа Святого? Нет. Но поскольку одно достоинство, то и одно оскорбление. Если некто обманутый человеческим зрением, дав себе волю, помыслит против плоти Христовой более, нежели подобает (ибо не подобает нам думать суетного об этом вместилище добродетелей, плоде утробы Девы), имеет вину; однако и такому не отказано в милости, которую он может стяжать верой. Если же кто действительно отрицает достоинство, величие и непреходящую силу Святого Духа, и считает, что демоны изгоняются не Святым Духом, а Вельзевулом, такой не может молить о милости, являясь вместилищем святотатства. Отрицающий Духа, отрицает и Бога Отца с Сыном, так как Дух Божий есть так же и Дух Христа. Глава 4 Писание указывает, что Тот же Святой Дух, Который глаголал во пророках и апостолах, является также Духом Отца и Христа; и сверх того, Духом Утешителем, Духом жизни и истины. 55 . Никто не усомнился, что Дух один, хотя многие усомнились в единстве Бога. Так, многие еретики заявляли, что один Бог Ветхого Завета, иной – Нового. Но как един Отец, глаголавший, как мы читаем, к отцам в пророках, а в последние дни глаголавший в Сыне ( Евр 1:1–2 ), так един и Сын, пребывавший рядом с ветхозаветным родом: оскорбленный Адамом , увиденный Авраамом, почтённый Иаковом; так един и Святой Дух, возгоравшийся в сердцах пророков, дышавший в апостолах, соучаствующий Отцу и Сыну в таинстве крещения ( 2Петр 1:21 ; Ин 20:22 ; Мф 28:19 ). О Нем же говорит и Давид: «И Духа Твоего Святого не отними от меня» ( Пс 50:13 ). О Нем же говорит и в другом месте: «Куда я пойду от Духа Твоего?» ( Пс 138:7 ). 56 . Как ты знаешь, Дух Божий – это Тот же Святой Дух, о чем писал и сам апостол: «Никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор 12:3 ). И Самого Духа апостол именует Христовым, как ты можешь видеть: «Вы же не в плоти будьте, а в Духе, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот не Его» ( Рим 8:9 ). И далее: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» ( Рим 8:11 ). Следовательно, Дух Божий есть Дух Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

8 . А разве не говорит апостол также и о целомудрии в браке: Пусть делает, как хочет, не согрешит, если выйдет замуж 53 ! Но и это дар Божий, по слову Писания: От Господа соединяется жена с мужем 54 . Так что учитель язычников 55 передавая в своем слове как супружеское целомудрие, благодаря которому избегают прелюбодеяния, так и более совершенное воздержание, благодаря которому вовсе не ищут никакого сожительства, показывает; что и то, и другое дар Божий. Ведь он писал коринфянам, побуждая супругов не уклоняться друг от друга; и, преподав это, он добавляет: Желаю, чтобы все люди были, как и я, – сам он воздерживался от всякого сожительства, – и тут же продолжает: Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе 56 . Разве многочисленные заповеди в законе Божием, побуждающие не творить блуда и прелюбодеяния, указывают на что-то другое, а не на свободное решение? Ведь этого не было бы заповедано, если бы не имел человек своей собственной воли, посредством которой он повинуется Божественным заповедям. И однако это дар Божий, и без него не могут люди исполнить заповеди, [побуждающие] к чистоте. Поэтому автор книги Премудрости [Соломоновой] говорит: Познав же, что никто не может быть воздержан, если не дарует Бог , а познать. Чей это дар, уже было делом мудрости 57 . Ибо каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью 58 , чтобы не исполнять этих святых заповедей, [предписывающих] чистоту. И если кто скажет здесь: «Я хочу исполнить, но побежден моей похотью», то Писание ответит его свободному решению то, что я уже приводил выше: Не желай быть побежден злом, но побеждай зло добром 59 . Но совершению этого помогает благодать (adjuvat gratia); и если не поможет она, то закон будет лишь силой греха. Ибо похоть возрастет и из-за запрещения законом обретет большую силу, если не поможет (человеку] дух благодати. Об этом-то и говорит сам учитель язычников: Жало же смерти – грех: а сила греха закон 60 . Вот почему человек говорит: «Я хочу исполнить заповедь закона, но бываю побежден силой моей похоти». И когда обращают к его воле увещание и говорят: Не желай быть побежден злом, – то что ему в этом пользы, если не исполнит он этого при содействии благодати? Это и сам апостол далее присоединяет, ведь сказав: Сила греха закон, он тотчас добавляет: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом 61 . Поэтому победа, которой побеждается грех , есть не что иное, как дар Бога, помогающего свободному решению в этом состязании.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

90:13), показывая, что грех, который восстал и распространился против человека и сделал его подвластным смерти, лишится своей силы вместе с царствовавшею смертию, и что Им попран будет в последние времена нападающий на человеческий род лев , т. е. антихрист, и что Он свяжет «дракона, древнего змея» (Откр. 20:2) и подчинит его власти человека, некогда побежденного, для сокрушения всей его силы. Адам был побежден и лишился всякой жизни; посему с побеждением в свою очередь врага Адам возвратил жизнь; «последний же враг упразднится смерть» (1 Кор. 25:26), прежде властвовавшая над человеком. Посему с освобождением человека и сбудется написанное: «поглощена смерть победою. Смерть, где твоя победа? смерть, где твое жало» (1 Кор. 15:54-55)? А это не могло бы быть сказано справедливо, если бы не был освобожден человек, над которым прежде возобладала смерть. Ибо его спасение есть разрушение смерти. Когда же Господь оживотворяет человека, т. е. Адама, то и смерть разрушена.    8. Итак, ложно говорят все, которые отрицают спасение его (Адама), сами себя устраняя навсегда от жизни, потому что не веруют, что погибшая овца обретена. Если она не обретена, то весь род человеческий пребывает еще в состоянии погибели. Поэтому тот лжец, кто первый ввел эту мысль или скорее — это невежество и слепоту, — Татиан, сделавшийся смесью всех еретиков, как я показал, а это он сам от себя измыслил, чтобы, вводя нечто новое против других и говоря вздор, приобрести себе слушателей, лишенных веры, желая почитаться учителем и пытаясь иногда пользоваться словами, постоянно употребляемыми Павлом: «в Адаме мы все умираем» (1 Кор. 15:14), но опуская из виду, что «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Когда это ясно показано, то должны покраснеть последователи его, которые спорят об Адаме, как будто они много выиграют от того, если Адам не спасется, тогда как они ничего чрез это не достигнут, так же, как и змей ничего не приобрел склонив человека (ко греху), кроме того, что это показало в нем преступника, пользующегося человеком, как начатком и предметом своего богоотступничества, но он не знал Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010