7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.  «сатана будет освобожден» – это произойдет во времена антихриста. «на четырех углах земли» – то есть по всей земле. «Гога и Магога» – этим именем названо собрание боговраждебных народов – каких именно, сказать трудно. Слово «Гог» упоминается в Числ. 24, 7 (только в переводах 70-ти и славянском). Магог – сын Иафета, внук Ноя (Быт. 10, 2). Также о Гоге и Магоге повествуется у пророка Иезекииля, в главах 38–39.  «на брань» – в рамках принятой ныне большинством схемы толкования 20-й главы эта война и поражение Гога тождественны Армагеддону и поражению богоборцев, описанному в конце 19-й главы. 8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. «и вышли» – дословно «поднялись», «взошли» (греч. ανβησαν) . 175 175 У пророка Иезекииля (по тексту 70-ти) о Гоге говорится похоже: «И возведу тебя на землю Мою» (Иез. 38, 16) – слово ανγω означает «поднимать», «выводить наверх». «на широту земли» – на пространство земли. «стан святых и город возлюбленный» – святой Андрей и блаженный Августин разумели под этим Христову Церковь.  Также можно понимать под «городом возлюбленным» Иерусалим, против которого будет вестись война богоборцами, о чем также говорит святой Андрей.176 176  «Возлюбленным» Иерусалим именуется в Пс. 77, 68; 86, 2; 131, 13–14.  О том, какие святые будут тогда находиться в Иерусалиме, можно только высказывать предположения. Это, например, могут быть обратившиеся ко Христу евреи, согласно Рим. 11 (см. также комм. на 16, 16 и 16, 19.). 9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; У пророка Иезекииля также говорится о пролитии огня на полчища Гога (Иез. 38, 22; 39, 6).  Огонь с неба посылался некогда на Содом и Гоморру и на пятидесятки Ахава. Также об огне с неба просили апостолы, чтобы наказать селение, где не приняли Христа.  Также в этой связи можно вспомнить поражение Ангелом Господним под стенами Иерусалима 185-тысячного ассирийского войска (4 Цар. 19, 35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

173 Светилен праздника Крещения Господня. 174 Великий Прокимен, глас 7. 175 Прп. Косма Маюмский, Канон праздника Крещения Господня, песнь 8. 176 Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня. 177 Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1. 178 Втор. 5:21: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». 179 Быт. 2:17: «От древа познания добра и зла — не ешь от него». 180 См.: св. Григорий Богослов, Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус. пер.: Творения, т. 1, с. 116; 305. 181 Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня. 182 Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1. 183 Св. Григорий Богослов, Слово 4, 113. PG 35,649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус.: Творения, т. 1, с. 116; 305 184 В основе трисоставного деления души лежит рассмотрение трех ее основных способностей — разумной, раздражительной и вожделевательной, причем последние две обозначаются как неразумные и противопоставляются первой, которая должна господствовать над ними. Подробное учение об этом старец Иосиф излагает в своей книге: σκηση.   Μητρα  το  γιασμο. (Ψυχωφελ  Βατοπαιδιν  7)  .  Μ.  Βατοπαιδου, 1998, σ. 50—52. В своем изложении Старец полностью следует св. Иоанну Дамаскину: О добродетелях и пороках (заимствованная у св. Ефрема Сирина). PG 95, 85—97. См. также: Ватопедские Оглашения, с. 143 (Примечание). 185 Ср.: «Если Крест призрак, то призрак и Воскресение» (св. Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные, 13, 37. С. 200). 186 Здесь аллюзия на слова Христа: И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3:14). 187 Ср.: Моисей возопил ко Господу, и Господь показал ему дерево, и бросил его в воду, и вода сделалась сладкою (Исх. 15:24). 188 Стихира на Стиховне, Октоих, глас 5: вторник вечера, четверг вечера. 189 Эксапостиларий седмичный, самогласен: среда, пятница. 190 Ср. прп. Максим Исповедник: «Ум, сочетающийся с Богом и пребывающий в Нем через молитву и любовь, становится мудрым, благим, сильным, человеколюбивым, милосердным и долготерпеливым. И просто сказать: он носит в себе почти все божественные свойства. А удаляясь от Бога и отдаваясь материальным вещам, он становится сластолюбивым, скотоподобным и звероподобным, воюя с людьми из-за этих вещей» (Главы о любви, 2, 52. TLG 2892 008. Ср. рус.: Творения, кн. I, с. 114).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

Правильное упражнение в добродетелях доставляет человеку блаженство на небесах. Это блаженство невозможно ни словом выразить, ни умом постигнуть, ни мыслью объять. 175. Ему же Сказано: не предавай меня на произвол врагов моих ( Пс. 26:12 ); так нам следует молиться об освобождении от нечистых страстей, которые суть души демонов. 176. Ему же Сказано Иаковом: Бог... даст мне хлеб есть и одежду одеться ( Быт. 28:20 ) – вот закон для монашеской жизни. 177. Ему же Самое великое благо – кротость; приобретя ее, великий Моисей видел Бога, как только возможно человеку. 178. Ему же В непорочности и чистоте подражай пророку Илии, который был подвижником и руководителем подвижников. Он первый показал нам целомудренную и равноангельскую 45 жизнь, за что и был восхищен на небо на огненной колеснице. 179. Ему же Называя нечестие самой тяжкой болезнью, ты не погрешаешь против истины. 180. Ритору Амфиктиону Получив большую прибыль, имея роскошную трапезу и почести, выше твоего достоинства, не беснуйся, но ожидай перемены и сократи свою надменность. Потому что нет ничего столь непрочного и жалкого, как удача человеческая. 181. Сенатору Иерию Как думаешь, многие ли сподобились блаженства слышать слово богомудрого Иоанна, Архиепископа Константинопольского 46 ? Ты, как пламенный любитель этих проповедей, можешь почитать себя блаженным. 182. Иподиакону Мариану К чему ты так щедро утучняешь свою плоть, которая еще немного – и станет пищей червей. 183. Иподиакону Гигантию Чтобы не утратить тебе дарований неустрашимости и совершенного бесстрастия и не поддаться печали, прислушайся к словам святого Моисея, который ободряет тебя, говоря: пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей ( Лев. 26:6 ). Землей называется сердце человеческое, принимающее в себя добрые и плохие семена, а лютыми зверями – демоны и порочные помыслы. 184. Ему же Когда за терпение и молитву примем дарование свыше, тогда в состоянии будем обращать в бегство невидимых варваров, в трепете падающих под ноги наши. Как говорит пророк: те, кого боялись вы, ныне боятся вас. 185. Архидиакону Левкадию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

226 Кир.-Бел. 530/787, л. 64–65 об., 65 об,–68 об., 69–75 об., 82–86, 145–147 об., 147 об.–149 об., 150–152 об., 152 об.–156, 156 об.–160 об. 231 Ант.-Сий. 6, л. 75–124 об., Арханг. Д. 13, л. 220 об.–233 и 233–239 об., Арханг. Д. 37, л. 90 об.–116а, Арханг. Д. 126, л. 440 об.–482, В 5636/35 (ВСМЗ), л. 94–115 об. и 115 об.–127 об., Погод. 311, л. 28–42, Погод. 316, л. 121–140 об., Солов. 1085/1194. л 262–271 и 273 об.–279, Соф. 852 , л. 127–136. ТСЛ 226, л. 183–196, ТСЛ 234, л. 102–120 об., Ал.-Св. 91. л. 249–278. Волок. 85. л. 283– 298, Кир.-Бел. 528/785, л. 359–366. Кир.-Бел. 530/787, л. 65–86. Кир.-Бел. 547/804. л. 64–83 об., Погод. 314, л. 117–156 об . Солов. 1099/1208, л. 157–159, Соф. 1088 , л. 51 об.–72. Соф. 1102 , л. 1–8 и 173–201 об., F.I.100, л. 165–176. O.I.35, л. 18 об.–35 об. 243 Арханг. Мисс. 1, л. 12–20 об., Белокр. 112, л. 686–701 об., ТСЛ 233, л. 4 об.–46, F.I.100, л. 157 об.–176. 254 Так, в середине –второй половине XVI в. возрастает интерес к гадательным книгам, появляются новые переводы. См.: Турилов А. А., Чернецов А. В. К изучению «отреченных» книг//Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988.С. 111–140. 256 Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99, O.I. 473, л. 119–120 об. и N.I.A 94, л. 228–230, КДА 174л, л. 265 об.–268. 268 Сиренов Л.В. Степенная книга редакции Ионы Думина//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Редактор и текст. СПб., 2000. Вып. 3. С. 256–305; Вовина–Лобедева В.Г. Новый летописец: История текста. СПб., 2004. С. 182–194. 271 При изучении групп текстов нами не учитываются наиболее распространённые (Основные) редакции вопросников для монахов и священников, потому что они соседствуют с самыми разными исповедными текстами и их присутствие в десятках списков ничего не говорит о судьбе других вопросников. 275 М-Арханг. 38 и Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38. л. 71–74 и 74–76. Арханг. Д. 72. л. 46–50 и 50–53, Арханг. Д. 73. л. 39–42 и 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191 и 191–193. Q.I.851, л. 153 об.–158 и 186 об.–190 об., Соф. 1061 , л. 222–224 Соф. 1062, л. 185–189 и 189–192.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

282 Adami Gesta Hamburgensis ecclesiae. Lib. II, cap. 23,26; Lib. Ill, cap. 20//MGH. Hannoverae, 1846. T. 7. P. 312, 315, 376. 283 Снорри Стурлусон. Сага об Олаве сыне Трюггви//Он же. Круг земной. С. 119–125, 158–159; Jomsvikingasagan eller historia от ... Stocholm, 1815; Jomsvikingasaga og Knytlinga. Kjöbenhavn, 1829. 284 Шахматов А. А. Разыскания... С. 173–176, 248–251; Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 370–372. 285 Дучиц Л. В., Мельникова Е. А. Надписи и знаки на костях с городища Масковичи (Северо-Западная Белоруссия)//ДГ за 1980 г. М., 1982. С. 185–216; Джаксон Т. Н., Глазырина Г. В. Древнерусские города в древнескандинавской письменности. М., 1987. С. 102–104. 287 Алексеев Л. В. Полоцкая земля. М., 1966. С. 238–239; Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Русского государства. М., 1951. С. 145–147; Фроянов И. Я. Мятежный Новгород. СПб. 1992. С. 132–135. 288 Шахматов А. А. Разыскания... С. 173–176, 248–251; Приселков М.Д. История русского летописания XI-XVI вв. Л., 1940. 2-е изд.: СПб., 1996. С. 59–61, 64–78. 290 Соколов Б.М. Эпические сказания о женитьбе князя Владимира (германо-русские отношения в области эпоса)//Уч. зап. Саратовского гос. университета. 1923. Т. 1. Вып. 3. С. 96–100; Рыдзевская Е. А. Указ. соч. С. 209–217; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Указ. соч. С. 335–354. 291 Никольский С. Л. О характере участия женщин в кровной мести (Скандинавия и Древняя Русь)//ДГ за 1999 г. М., 2001. С. 160–168. 294 Там же. С. 111–128; Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 393–411; Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Драма древней семьи. СПб., 1993. 297 Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1958. Т. 1. С. 98–105, 138–212; М.; Л., 1961. Т. 2. С. 36–59. 298 Из-за больших перепланировок в этом месте в конце в. все современные локализации спорны. 299 Татищев В. Н. Собрание сочинений. СПб., 1994. Т. 1. С. 111–112; Рапов О.М. Указ. соч. С. 193–205. Там же библиография вопроса. 302 Шахматов А. А. Указ. соч. С. 480–485; Рыдзевская Е. А. Указ. соч. С. 217–222. См. также: Литаврин Г. Г. Византия и славяне. СПб., 1999. С. 226.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, он не был в это время в Иерусалиме, утверждают одни (Sell. Stud. II, S. 84). По мнению других, по соображениям политического характера неудобно было возлагать корону, хотя бы имевшую только символическое значение, на потомка Давида: это могло возбудить подозрение в представителе власти персидского царя. Да и сам Зоровавель, по предположению Wright " a, мог превратно истолковать намерение пророка, чего нельзя было ожидать от первосвященника, не происходившего из дома Давидова (Hunt. I, 176, n.). Некоторые высказывают и такое предположение, что имя «Иисус» в ст. 11 – позднейшая вставка вместо имени Зоровавеля, значившегося в тексте первоначально (Wellh. S. 185; Now. S. 336.; Baud., S, 570). Более вероятно мнение тех, которые полагают, что мн. ч. иврит указывает только на сложность устройства короны, имевшей, быть может, не один обод (наподобие папской тиары). По Хонтеру, корона представляла сетку из перевитых между собою нитей золота и серебра (р. 176). Предполагают также, что мн. ч. здесь следует изменить в единственное (Ges. WB., Wellh. S. 185), тем более, что в ст. 14 при иврит поставлено иврит (Baud. 1. с. это основание признает недостаточным). Это предположение до некоторой степени подтверждается текстом LXX, имеющим в ст. 14 στφανος (в ст. 11: ποισεις στεφνονς). У пр. Захарии, как и у других пророков ( Ос. 6, 6 ); ( Мих. 6, 6–8 ), со всей ясностью выступает в вопросе об отношении человека к Богу, перевес нравственных добродетелей перед выполнением обрядов (об отношении обрядового закона к нравственным заповедям по книгам Моисея и по учению пророков см. Oehl. Ss. 130, 151, 155). Когда к пророку обратились с вопросом о дозволительности отмены постов, установленных в память событий предпленной катастрофы, он с полной определенностью высказывает мысль, что соблюдение постов само по себе в очах Божиих не имеет никакого значения; а посты, о которых речь, кроме того, и установлены не в силу повеления Божия; между тем заповеди нравственного характера, о необходимости исполнения которых Господь неоднократно напоминал чрез прежних пророков, оставляемы были без всякого внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

—362— и глубочайшие страдания могут таиться под царской порфирой» (с. 166). Полагаю, что не меньший отклик вызовет у философов и доклад прот. В. Асмуса , посвященный раскрытию теократического проекта Владимира Соловьева («Теократический проект Владимира Соловьева и его эволюция». С. 174–185). Автор точно подмечает: «В нашем общественном сознании живёт... несколько различных В. С. Соловьевых ... – католик и «экуменист» ... – славянский мессианист и русский монархист... – либерал, друг евреев и противник смертной казни террористов» (с. 176). И отсюда столь же точный вывод – «теократический проект вызывает неприязнь у всех» (с. 176). Хотя свой труд об А.Ф. Лосеве отец Валентин скромно определил, как «предварительные заметки» («Триадология Лосева и патристика: предварительные заметки». С. 186–192), тем не менее в этих «заметках» он показывает важнейшее: философская система Лосева наполнена христианским вероучением – стремлением «выразить основные интуиции православного христианства» (с. 191). Особый интерес вызывает также доклад на тему: «Святоотеческое наследие и современная церковная жизнь», прочитанный автором на богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (Москва, 7–9 февраля 2000 г.) (в диссертации с. 193–202). Верность святоотеческому наследию – «важный критерий полноты церковной жизни» (с. 193) – вот лейтмотив доклада. Наряду с другими проблемами, подлежащими исследованию, автор своевременно заявляет: «Нужно уделить особое внимание поздневизантийским отцам, а также латинской и ориентальной патристике: всё это недостаточно полно исследовано в дореволюционной науке» (с. 199). Мне хотелось бы к этому добавить: не меньшее внимание необходимо было бы уделить и позднейшим св. отцам Русской Православной Церкви. В докладах на темы: «Уния» (с. 203–211), «Консерватизм и —363— модернизм» (с. 225–233), невзирая на то, что в них затронуты проблемы, вызывающие боль в церковном организме, разрешаются они взвешенно, объективно, со свойственным автору академическим спокойствием и уверенностью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

510 Рукописи Софийской библиотеки. 836 (л. 251–256 об.), 1061 (л. 108–115 ), 1063 (л. 148–155 об.), 1064 (л. 167–175 об.), Общества любителей древней письменности Q. D. 31 (л. 248–259), библиотеки Академии наук 21.2.1 (л. 249–258), библиотеки Синодского архива 862 (л. 78–85), Публичной библиотеки из собраний Погодина (л. 138–147), из собрания Михайловского (л. 55–62), Московской Синодальной библиотеки 377 (л. 187–9). 515 Рукописи Софийской библиотеки 841, 1064, 1067, 1070, 1093 (лл. 218 об., 202 , 42 об., 85, 194 об.). В последней рукописи данная молитва указывается уже после отпустной молитвы «Владыко многомилостиве» в качестве второй молитвы (л. 20 1 ). Рукописи библиотеки Академии наук 16.15.1 (л. 31 об.), 1.2.11 (л. 9 5 ), Общества любителей древней письменности Q. D. 296 (л. 147 об.), Публичной библиотеки Q. I. 62 (л. 200–201 об.), библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 331, 333 (лл. 98 об., 261 об.). 526 Лишние имена: Мокия, Трифона, Фалалея, Фотия, Аникиты и св. первомученика архидиакона Стефана. 528 Рукописи Софийской библиотеки 1063 (л. 179 об.), 841 (л. 220), 1067 (л. 4 4 ), 1070 (л. 87 об.), собраний Погодина 306 (л 185 об.). 533 Рукописи Софийской библиотеки 836 (л. 276), 861 (л. 330), 1061 (л. 142 об.), Общества любителей древней письменности Q. D. 296 (л. 176 об.), Q. D. 31 (л 293 об.), Публичной библиотеки Q. I. 239 (л. 59 об.), той же библиотеки из собрания Михайловского 9 (л. 88 об.), библиотеки Академии наук 16.15.1 (л. 34), 21.2.1 (л. 292), Соловецкой библиотеки 1092 (л. 143 об.), 1093 (л. 84–5), библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 86 (л 95 об.), Московской Синодальной библиотеки (собрания Чудова монастыря) 54 (л 284 об.). 534 Исключая рукописи Общества любителей древней письменности Q. D. 296 и Московской Синодальной библиотеки (собрания Чудова монастыря) 54, в которых указывается одна формула: Благословение... 543 308: И да приидет Владыка... недостойное приимет. 311: да простит же Владыка мой Христос, Отец небесный, и исповедание мое сие недостойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

19–21, PG.40, 676BC. 683A-692A; p.99–100. 106–109) и в частности о воле (Ad Marinum, PG.91, 13A-21B, p.3–8=Немезий, гл.33. 34, PG.40, 733B-740B, p, 132–137) он прямо примыкал к Немезию. 360 Ibid. 1084B, f.125a-b; ср. 1076С, f.122a. Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [р. п. II,112]; LX, 624D, p.212 (cap. quing. IV,32, αει ειναι=θωσις). — Об обожении (θωσις) человека преп. Максим говорит часто — главным образом, как о будущем блаженном состоянии вечной жизни (Ambigua, PG.91, 1084В,1088С, f.125a-B.127a; 1076С,1237В,1389В, f.122a,193Ь-194a,254a; ср. 1249С, f.199a; Ad Thomam, 1040D, f.107b; Quaest. ad Tahl. IX, PG.90, 285BC, p.25 [р. п. II,47]; XXXV, 380A, p.80 [р. п. II,112–113]; XXXVIII,389D, p.86 [р. п. II,120]; LIX, 609A, p.202; LXI,640B, p.221 (πληρεσττη θεσεως χρις); Orat. Dom. expositio, PG.90, 893D, p.357 [р. п. I,195]; Mystagogia 21, PG.91, 697A, p.514 [р. п. I,174]; Cap. theol. II,88 [р. п. I, 253]); как о цели и назначении человека (Ambigua, PG.91, 1092В, f.128b; 1345D, f.238a; ср. 1308В, f.222b; Quaest. ad Tahl. XI, PG.90, 292D, p.29 [об ангелах] [р. п. II,52], XXII,317D, p.45 [р. п. II,75]; Orat. Dom. expos., PG.90, 873CD. 905D, p.345. 365 [р. п. I,185–186,201]; EP.24, PG.91, 609C, p.355 (cap. quiug. I,42). Но говорит он также об обожении и как о частично достигаемом в сей жизни состоянии богоподобия (Ambigua, PG.91, 1200А–В, f.177b; 1224B, f.196a; EP.1, PG.91, 376A, p.208; EP.2, 393B, p.219; Quaest. ad Tahl. VI, PG.90, 280D-281A, p.22 [р. п. II,42]; XV, 297D, p.33 [р. п. II,58–59]), особенно в высших мистических состояниях соединения с Богом (Quaest. ad Tahl. XXII, schol.7, PG.90, 324C, p.48 [р. п. II,240–241] (cap. quing. I,63); XL, 396B, p.88 [р. п. II,123]; LXIII,673D, p.240; Or. dom. expositio, PG.90, 877C, p.347 [р. п. I,187]; Mystagogia 23, PG.91, 701BC, p.517 [р. п. I,176–177]; см. гл.«Таинственное богословие», прим. 8). Полное осуществление идеи обожения дано в Лице Господа нашего Иисуса Христа (Ambigua, PG.91, 1320А,1280А, f.227B.211b). Пределы нашего обожения зависят от степени уничижения Господа (см. гл.«Таинства как плоды Божественной благодати», прим.33). ср. об обожении у Дионисия Ареопагита (гл.«Ареопагитики», прим.10; см. еще Div. nom. II,11. VIII,5, PG.3, 649С.893А) и св. Григория Богослова (гл.«Свв. Григорий Богослов…», прим.26). 371

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Котильон — старинный танец из нескольких фигур, в быстром темпе. 175 Пядь — старинная русская мера, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцем. 176 Чухаться — чесаться. 177 Грапские — графские. 178 Уряд — здесь в значении: должность. 179 Кудрявцев, П. Н. (1816–1858) — профессор Московского университета, талантливый историк и филолог, ученик и друг Грановского. 180 Грановский, Т. Н. (1813–1855) — ученый и общественный деятель, профессор всеобщей истории в Московском университете; в лекциях излагал прогрессивные идеи и обличал крепостничество. 181 Гейман, Р. Г. (1802–1865) — профессор химии Московского университета. 182 Рулье, К. (1814–1858) — зоолог и доктор медицины, профессор зоологии в Московском университете. 183 …письма Герцена об изучении природы…— «Письма об изучении природы» (1845–1846) А. И. Герцена. 184 …с достопамятным вступлением «Во славу Цереры, Помоны и их сродников»…— неточная передача первых слов «Писем об изучении, природы»: «Слава Церере, Помоне и их родственникам!» У древних римлян Церера — богиня земледелия и плодородия; Помона — богиня древесных плодов. 185 …я гоню их назад, как фараон…— Фараон — титул древнеегипетских царей; по библейскому преданию, один из фараонов пытался вернуть уходящих из Египта евреев. 186 Коломбо — город и порт Цейлона. 187 Гейне был прав, говоря, что «кто любит народ, тот должен сводить его в баню». — Неточная передача мысли Гейне из его статьи «Признания»: «Бедный народ не прекрасен; наоборот, он очень безобразен. Но безобразие это возникло от грязи и исчезнет вместе с нею, когда мы построим общественные бани, где его величество народ будет иметь возможность мыться бесплатно». 188 Disciplina arcani существует в полной силе: цель ее — предоставить ближним удобство мирно копаться в свиных корытах суеверий, предрассудков и низменных идеалов. Дж. Морлей «О компромиссе». — Джон Морлей (1838–1923) — английский ученый-литературовед, историк и политический деятель прогрессивного направления. Его сочинение «On compromisse» («О компромиссе») посвящено горячей защите истины: «самое важное для мира, — пишет Морлей, — ставим ли мы истину на первое место или на второе»; он порицает царивший в то время в Англии дух компромисса, выступает против церкви, англиканской в частности, и требует, чтобы свобода мнений стала народной традицией. 189

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010