Безусловно, нельзя обойти вниманием концептуальное отличие в отношении Латвийского государства к ЛПЦ и отношении Латвийского государства к Римско-Католической Церкви, именуемой в соответствующем правовом источнике «Святым Престолом». Как видно из вышеизложенного, если отношения Латвийского государства с ЛПЦ строятся на принципе регламентации государством отдельных сфер жизни деятельности ЛПЦ как отдельного юридического лица, действующего на просторах латвийской юрисдикции, то отношения Латвийского государства с Римско-Католической Церковью строятся на основе признания за последней публичной правосубьектности. Соответственно, отношения Латвийского государства с Римско-Католической Церковью определяются не законом, а договором. Как было отмечено выше, разница здесь существенная — в отличие от закона, договор предусматривает некое равноправие сторон, изначальную правовую паритетность их отношений. В отношениях с Евангелистской Лютеранской Церковью, которая в Латвии распространена больше, чем Римско-Католическая (так, все официальные молебны перед государственными торжествами проходят в лютеранском храме), Латвийское государство выбрало такой же подход, как и к ЛПЦ. 17.12.2008 года вступил в силу закон о Евангелистской Лютеранской Церкви, который гораздо более лаконичен, чем рассматриваемый Закон. В нем не упоминается ни одной святыни, которая бы имела особый статус. В остальном же, начиная от прав архипастыря и кончая тайной исповеди, закон о Евангелистской Лютеранской Церкви схож с текстом Закона. Подобные же законы были приняты и в отношении всех остальных традиционных конфессий Латвии. В целом можно отметить, что Закон является весьма полезным и необходимым для ЛПЦ нормативным актом по крайней мере по трем причинам: 1) Закон систематизирует и собирает вместе разрозненные права и «бенефиции» ЛПЦ, доселе разбросанные по отдельным нормативным актам Латвийской Республики; 2) на фоне многочисленных общих правовых норм Закон выступает специальной правовой нормой, в которой отражены особенно важные для ЛПЦ аспекты;

http://bogoslov.ru/article/373839

Из потенциальных улучшений можно было бы выделить тему противодействия разного рода оккультизму и сектантству, несущим прямую угрозу как духовному состоянию народа, так и государственной безопасности, – в том числе ответственности за такое противодействие со стороны государственных органов. В целом же, необходимо лишь возрадоваться очередному шагу на пути исцеления от либерально-гуманистического морока, строительства православной белорусской Брестской Крепости и общерусской Вандеи. Дмитрий Куницкий , научный сотрудник Института философии НАН, Минск Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 3. Ответ на 2, Дмитрий_белорус: правки направлены главным образом против запущенных в Белоруссии в период развала СССР американских протестантских сект, находящихся в тесной связи с западными спецслужбами и массово проявивших себя во время БЧБ-революции. Несомненно, перед нами – план их мягкого сворачивания. неприятными являются ...также расширение в качестве традиционной лютеранской церкви на евангелическо-лютеранскую, приоткрывая окно возможностей для американских баптистов. Эти две цитаты не противоречат друг другу? Изначально планировалось " и другие христианские церкви " . К тому же приравнять баптистскую к еванегелическо-лютеранской можно будет только при большом благоволении соответствующего чиновника. Со второго или третьего раза, кажется, понял,- предлагалось поначалу к числу традиционных отнести и " другие христианские церкви " , что давало бы дорогу баптистам, но в результате к " традиционной лютеранской " добавили " лишь " евангелически-лютеранскую (для меня это всё примерно одинаково, вообще-то), что хоть и даёт лазейку баптистам, но очень узкую. Ув. Дмитрий, Вы не жалеете читателей, старающихся быть внимательными (я стараюсь стараться, поскольку тема мне не посторонняя). 2. Ответ на 1, Владимир С.М.: правки направлены главным образом против запущенных в Белоруссии в период развала СССР американских протестантских сект, находящихся в тесной связи с западными спецслужбами и массово проявивших себя во время БЧБ-революции. Несомненно, перед нами – план их мягкого сворачивания.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/13/v_...

Программа реформационных преобразований была изложена в Аугсбургском исповедании , представленном 25 июня 1530 года императору Священной Римской империи Карлу V. Многолетняя ожесточённая борьба между немецкими князьями, принявшими лютеранство, и князьями, сохранившими верность католицизму, завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, дававшим право каждому правителю по своему усмотрению выбирать католичество или лютеранство как обязательную для его подданных веру ( " чья власть, того и вера " ). Поскольку в германских государствах католические епископы к Реформации не примкнули, лютеранские церкви там возглавили клирики, не имевшие апостольского преемства. Их административные должности (суперинтендант, епископ и др.) не рассматриваются как сан. В 1527 году лютеранская Реформация началась в Швеции (и подвластной ей Финляндии ), в 1536 - в Дании , Норвегии и Исландии . Большая часть католических епископов в этих странах перешла в лютеранство, сохранив титул, поэтому современные лютеранские скандинавские епископы претендуют на обладание епископским саном и апостольским преемством. В результате в лютеранство произошло разделение на две основные традиции - германскую и скандинавскую. Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 году около 8000 пасторов подписали Формулу согласия, где было изложено нормативное вероучение по спорным вопросам. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов - Книгу согласия, впервые изданную в Дрездене в 1580 году. Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский (с Filioque ) и Афанасиев символы веры, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы (с приложенным трактатом " О власти и первенстве папы " ), " Большой катехизис " и " Малый катехизис " Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей. На протяжении XVII века на основе аристотелианской философии, догматики Книги согласия и не противоречащих лютеранству святоотеческих и католических учений сформировалась " лютеранская ортодоксия " , или " лютеранская схоластика " .

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

592 . Избрание светских и духовных членов в Евангелическо-Лютеранский Генеральный Синод, кроме назначаемых из Евангелическо-Лютеранских Консисторий, производится тем же порядком, который постановлен выше в статье 437 для избрания светских и духовных членов Консисторий. Министерство Внутренних Дел, получив от главного начальства Прибалтийских губерний, Генеральной и прочих Консисторий и Министерства Народного Просвещения известие о предназначенных в Евангелическо-Лютеранский Генеральный Синод членах, представляет список их на Высочайшее усмотрение. 593 . В Евангелическо-Лютеранском Генеральном Синоде председательствует один из светских его членов, или другое лицо Евангелическо-Лютеранского исповедания, по назначению Его Императорского Величества. 594 . Евангелическо-Лютеранский Генеральный Синод собирается в С.-Петербурге, по усмотрению и созыву Министерства Внутренних Дел, с Высочайшего разрешения. 595 . Евангелическо-Лютеранскому Генеральному Синоду в собраниях его предоставляется: 1) Разрешать вопросы, предлагаемые ему Генеральною Консисториею, по предписанию или с разрешения Министерства Внутренних Дел. 2) Предлагать меры для точнейшего исполнения положений Устава Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи. 3) Доводить, чрез Министерство Внутренних Дел, до Высочайшего сведения мысли и заключения свои о состоянии, потребностях и управлении Евангелическо-Лютеранских церквей в Империи. 596 . Делопроизводством в заседаниях Евангелическо-Лютеранского Генерального Синода управляет Председатель. Протоколы заседаний составляются одним из членов, по избранию Евангелическо-Лютеранского Генерального Синода. 597 . Во всех собраниях Евангелическо-Лютеранского Генерального Синода присутствует Прокурор Генеральной Консистории или же, за болезнию или отсутствием его из С.-Петербурга, другой, назначаемый Министром Внутренних Дел чиновник; он действует на основании правил, предписанных Прокурорам в коллегиальных установлениях. 598 . Канцелярия Евангелическо-Лютеранского Генерального Синода, смотря по числу поступающих на его рассмотрение дел, составляется из отряжаемых от Генеральной Консистории, или особо для того назначаемых, чиновников. Распоряжение о сем зависит от Министерства Внутренних Дел.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

При этом в ХХ – начале XXI вв. гомилетическая наука активно развивалась в западных христианских конфессиях. Еще в начале ХХ в. профессор Н. И. Барсов с горечью писал о скудости русскоязычной литературы по гомилетике и при этом замечал, что «один библиографический обзор произведений немецкой гомилетической литературы мог бы составить изрядный том» . Потому неудивительно, что профессора гомилетики в дореволюционных духовных академиях активно изучали новейшие публикации по истории и теории проповеди, выходившие за рубежом, и, опираясь на них, старались развивать русскоязычную гомилетическую школу. Сегодня такого творческого вовлечения достижений зарубежных гомилетов в отечественный контекст практически не происходит. Надо честно признать, что западная гомилетика остаётся почти полностью неизвестной в Православной Церкви и в Украине, и в России, и в целом на постсоветском пространстве. Если в других отраслях православной богословской науки (в библеистике, литургике, патрологии) этот «железный занавес» уже давно рухнул, то в гомилетике он все еще продолжает существовать. В этой ситуации попытки ввести в научный оборот наработки западных ученых не могут не вызывать интереса. Потому мы и решили обратить внимание на небольшую, но важную книгу, выпущенную в 2015 г. в Новосаратовке (Ленинградская область Российской Федерации). Это краткое пособие по гомилетике, написанное ректором Теологической семинария Евангелическо-Лютеранской церкви доктором теологии Антоном Владимировичем Тихомировым. Книга состоит всего лишь из 32 страниц, но в данном случае небольшой объем с лихвой компенсируется богатым содержанием . Автор скромно отмечает во введении, что в этой книге не так уж много его собственных оригинальных идей. Свою задачу он видел в том, чтобы познакомить студентов с наиболее важными идеями, содержащимися в новейших западных исследованиях по гомилетике (прежде всего, он опирается на монографии «Введение в гомилетику» Вилфрида Энгеманна и «Интрига в гомилетике» Юджина Лоури ). Однако, А. Тихомиров стремится осмыслять эти книги по-своему, «подстраивая» их под ситуацию проповедника в Лютеранской церкви в России. Автор специально подчеркивает, что его книга написана « именно с лютеранской точки зрения» (с. 1).

http://bogoslov.ru/article/5189792

Если последние имели в своем учении догматы, принимаемые и лютеранами, то это были догматы, согласные с истиною; поэтому несправедливо, на основании сходства некоторых пунктов лютеранского учения с еретическим, сравнивать и отожествлять первое с последним. Например, греки не признают главенства римского папы; также учат и социниане; греки одинаково с социнианами совершают таинство Евхаристии под двумя видами. Ужели отсюда можно заключать, что греки и в остальном своем учении согласны с социнианами? 591 Церковная реформа Лютера не была причиною появления ересей: они существовали раньше. «Существование ересей так же мало говорит против нас, как и существование ересей во времена апостолов и мужей апостольских, так как и в это время вместе с распространением евангельской истины действовали симониане, кериноиане, гностики, имена которых были бы даже неизвестны без проповедников истины 592 . Далее Буддей вооружается против сравнения, проводимого «Камнем веры» 593 между лютеранами с одной стороны и арианами и магометанами с другой. По мнению лютеранского богослова, указанное сравнение не идет к делу, а только обнаруживает злобные чувства Яворского к лютеранам. Ариане своим учением не вносили в христианский мир того благодетельного, спасительного света истины, который распространяли Лютер и его последователи, а потому и не имели того великого успеха, которым сопровождалась деятельность последних. Одно только общее Лютер имел с арианам, это – препятствия своей реформе, которые он встретил со стороны католической церкви. Хотя борьба с римскими первосвященниками и была для него трудна, хотя они и теснили всеми мерами Лютера и старались подавить его дело, но последнее восторжествовало: лютеранство распространилось повсюду, было принято многими государствами и провинциями. Такой успех лютеранского учения, по мнению Буддея, не мог произойти без божественной помощи и без призвания Лютера свыше на дело исправления римской церкви. Правда, Яворский, говорит Буддей, старается ослабить силу этого аргумента, указывая на примере магометанства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ 42 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о богословском собеседовании между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии. Справка: С 1 по 4 сентября 2014 года в Москве планируется провести XVI богословское собеседование между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии, посвященное теме «Христианское учение о человеческой личности». ПОСТАНОВИЛИ: Для участия в XVI богословском собеседовании с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии назначить делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе:   ЖУРНАЛ 43 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета, о праздновании Дня православной книги в 2014 году. Справка: В 2014 году в рамках празднования Дня православной книги в епархиях Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Украины, стран Балтии и Средней Азии прошли просветительские, культурные, научные мероприятия. Проводились книжные выставки, конференции и круглые столы, творческие встречи с писателями, открытые уроки, концерты духовной музыки, книжные ярмарки, конкурсы, встречи со священнослужителями, благотворительные акции по сбору и передаче православной литературы в городские и районные библиотеки, в социальные и учебные заведения, в места заключения и воинские части. Центральным событием Дня православной книги стал торжественный акт, прошедший 14 марта в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. В мероприятии приняли участие свыше тысячи детей из социальных и общеобразовательных учреждений города Москвы и регионов России. Гостям праздника была показана музыкальная театрализованная композиция «Мое Отечество — Святая Русь» и музыкальный роман в исторических хрониках «Молитва любви», посвященный святым царственным страстотерпцам, по окончании которой дети получили в подарок книжные комплекты и кондитерские наборы.

http://patriarchia.ru/db/text/3664563.ht...

В каждом вероисповедном обществе в России законодательство допускает своеобразные формы заключения брачного союза по обряду данного вероисповедания. Если брачующиеся принадлежат к разным вероисповеданиям, и одна сторона принадлежит к православному вероисповеданию, то венчание должно предварительно происходить в православной церкви, с допущением последующего венчания в другой христианской церкви. Смешанный брак считается совершившимся с момента венчания в православной церкви. Лица инославных вероисповеданий могут венчаться в двух церквах, если принадлежат к различным вероисповеданиям, при этом, начало брака считается со времени первого венчания. В Римско-Католической церкви началом брачного союза считалось и считается не заключение брака, которое только дает право вступать в брачные отношения, а самое вступление в брачные отношения – copula carnalis. В Евангелическо-Лютеранской церкви брак состоит из обручения и венчания. После обручения должно следовать троекратное оглашение. Обручение не есть необходимость, но допускается и имеет юридическое значение. Оно должно быть совершено письменно, с соблюдением форм, установленных для договора гражданского, или словесное в присутствии пастора и двух свидетелей (мужского пола). Обручение не допускается в таких случаях, когда самый брак не может быть дозволен. Торжественное обручение может быть лишь безусловное и за ним должно следовать формальное оглашение брака не позднее одного года; в противном случае, оно недействительно. Не допускаются обрученные к новому обручению и венчанию с другими лицами, пока первое обручение не уничтожено законным образом. Обручение может быть уничтожено законным образом. Обручение может быть уничтожено по взаимному согласию обрученных и по началам Устава Евангелическо-Лютеранской церкви (ст. 340 Уст. Иностран. Исп.). В Православной церкви венчание должно быть совершаемо приходским священником жениха или невесты; но и брак, повенчанный чужеприходным священником, если не окажется никаких разрывающих препятствий, будет действительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Arhiva La Moscova a avut loc ediia a XII-a a Forumului ruso-german „Peterburgskii dialog” 17 noiembrie 2012 09:48 14 ноября 2012 года в Москве открылась XII сессия Российско-германского форума «Петербургский диалог». Мероприятие началось с приветственных речей председателей российского и германского координационных комитетов Форума В.А. Зубкова и Лотара де Мезьера. С приветственным словом к участникам Форума также обратился мэр города Москвы С.С. Собянин . В рамках Форума состоялись заседания восьми тематических рабочих групп, в том числе группы «Церкви в Европе». В мероприятии приняла участие делегация Русской Православной Церкви во главе с представителем Московского Патриархата в Германии архиепископом Клинским Лонгином . В состав церковной делегации также входили руководитель рабочей группы «Церкви в Европе», заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, и.о. секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, сотрудник секретариата по межхристианским отношениям ОВЦС священник Александр Васютин, сотрудник службы коммуникации ОВЦС священник Илья Косых, председатель Клуба православных журналистов, главный редактор электронного ресурса Religare.ru А.В. Щипков, руководитель информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела В.В. Кипшидзе и сотрудник секретариата по делам дальнего зарубежья ОВЦС С.А. Очканов. Среди немецких участников встречи: региональный епископ Виттенберга Евангелической Церкви Центральной Германии Зигфрид Т. Каспарик, секретарь Немецкой епископской конференции доктор Франк Ронге, директор Института экуменизма имени Йоханна-Адама Мелера доктор Йоханесс Эльдеманн, советник Института христианской социологии доктор Александр Филипович, старший советник Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии Михаэль Хюбнер и другие. На заседании рабочей группы «Церкви в Европе», прошедшем 15 ноября, архиепископ Клинский Лонгин зачитал приветствие председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона . Были также оглашены приветствия представителей Евангелическо-Лютеранской и Римско-Католической Церквей  Германии. Заседание группы было посвящено теме: «Человек между виртуальным миром и реальностью. Шансы и риски информационного общества с христианской точки зрения». Ее сомодераторами выступили со стороны Русской Церкви В.В. Кипшидзе, а с немецкой — доктор Йоханесс Эльдеманн.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2599042...

поиск:   разделы   рассылка Владимир Пудов Заявление главы представительства Евангелическо-Лютеранской церкви в Москве В.Пудова в связи с характером освещения религиозной жизни в ряде СМИ Вот уж никогда бы не подумал, что мне когда-нибудь придется выступать в защиту Русской Православной Церкви, хотя бы в силу того, что она не нуждается в моей защите. Но так уж получилось, что не мог я не высказать несколько слов в связи с нескончаемым мутным потоком, изливаемым на людей " независимыми " СМИ. Речь нынче пойдет о покаянии. Покаянии, которого требуют как от Русской Православной Церкви, так и от других церквей, которые в годы гонений пошли на определенные компромиссы с безбожной властью ради возможности нести Слово Божие миллионам верующих. Попытка проводить здесь параллели с гонениями на первых христиан и представить это в качестве доказательной основы для обвинения современной Церкви в глубокой греховности совершенно несостоятельны. Да, Церкви смогли сохранить свои структуры, да, они попустились в определенных вопросах своей совестью, но никто не требовал от них взамен отказа от веры отцов. Компромисс же во имя сохранения этой веры – всего лишь успешный дипломатический ход во имя будущего Церкви. Вот об этом у нас забывают. Несомненно, эти годы не прошли бесследно для наших церквей, они сильно ослабли, но они живы и ждут от своих верующих, чтобы те дали им возможность встать на ноги и окрепнуть. А вы им норовите подножку подставить да пнуть побольнее. Ведь еще совсем недавно самым страшным ругательством в адрес священнослужителя было: " он сотрудничал с КГБ " . Но что больше всего настораживает, так это то, что постепенно эта тема, тема покаяния, перешла грань чисто религиозную и уже напрямую затронула общенациональные интересы России. Все, кому не лень, предъявляют сегодня претензии к нашей стране. Польша требует покаяться за расстрелянных польских офицеров в Катыни, Украина – за массовые смерти людей в республике от голода в тридцатые годы. Япония настаивает на возвращении ей островов, перешедших СССР после второй мировой войны.

http://religare.ru/2_23859.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010