В довершение своей благопопечительности о духовенстве, преосвященный Платон всячески старался улучшить отношения к нему иноверцев, особенно пасторов. Для этой цели он предписывал консистории отнюдь самой не заводить неприятной переписки с гражданским начальством 182 , чтобы она напр., не входила сама в переписку с лифляндским губернским правлением касательно уклонения от православия тех или других лиц 183 и по спорным делам о присоединении лютеран к православной церкви не делала распоряжений, пока не представит о них преосвященному 184 . Духовенству же приказывал, в случае каких-либо неудовольствий на пасторов, на мызные управления и гражданские лица, избегать неприятной переписки с ними и стараться оканчивать оные личным объяснением с теми, к кому оно имело претензии 185 , предписывал ему обращаться с лютеранами как можно скромнее и благоразумнее, под опасением большой ответственности за противное 186 , писать бумаги так, чтобы иноверцы не имели причины жаловаться 187 , немедленно отвечать бумаги пасторов к ним; а пасторов и лютеранскую консисторию просил не винить священников в медленности, когда они найдут нужным сперва испросить себе наставления от своего начальства; причем желал, чтобы православные священники в своих сношениях с лютеранами были точны и вежливы 188 , требовал, чтобы они даже при совершении церковных обрядов были осторожны 189 , делал распоряжение, чтобы депутатами в судных делах выбирались из духовных люди опытные 190 , требовал, чтобы священники не вмешивались в полицейские и другие посторонние дела 191 , убедительно просил супер-интенданта Вальтера, чтобы он послужил не к увеличению, а к ослаблению и прекращению вражды, существующей между православным и лютеранским духовенством 192 ; выставлял на вид лютеранской консистории, что православное начальство всемерно старается о водворении мира между православным и лютеранским духовенством 193 ; делал распоряжение, чтобы приходские и гражданские суды в случае обвинения православного духовенства не производили следствия без ведома епархиального начальства и депутата с духовной стороны 194 ; заботился, чтобы мызные правления относились к православным священникам на понятных последним языкам – латышском и эстском, а не на немецком, которого некоторые из них не знают, дабы избавить православное духовенство от ненамеренных ошибок 195 ; просил лютеранскую консисторию о внушении проповедникам не делать на православных священников неосновательных жалоб 196 ; для того чтобы хоть сколько-нибудь ослабить отчужденность лютеран от православных, духовенству рижской епархии вменялось в обязанность отнюдь не допускать ни в проповедях, ни в других сочинениях обидных для лютеран выражений, даже не употреблять названия: лютеранин, но заменять оное словом иноверец 197 . Употребляя с своей стороны все к водворению мира между православным и лютеранским духовенством, преосвященный Платон ходатайствовал и перед правительством о том, чтобы и оно приняло свои меры к тому 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

При этом сходстве между учением Лютера и Меланхтона о церкви, по взгляду Гёнига, существует однако ж и очевидное различие (unverkennbar Unterschied), проявляющееся в том, что первый, т. e. Лютер, в разработке рассматриваемого вопроса исходит из понятия о невидимой церкви, как единственно истинной, и приходит к внешним учреждениям... Меланхтон напротив исходит из понятия о видимой церкви и приходит... к понятию о церкви в идеальном смысле. Теоретически различие между ними является малосущественным... практически имеет значение...» Из этого изложения 70–71 стр. книжки Гёнига следует тот вывод, что и на указанных стр., как и на стр. 69–70, говорится совсем не о том, что находит о. П. Светлов, т. е. будто на этих страницах «Гёниг признает правильным разъяснение Меланхтона, что учение Лютера о церкви, как обществе главным образом fidei et Spiritus Sancti in cordibus (так определяется Гёнигом учение не Лютера, а Меланхтона) оставлено в Augustana в полной силе, будто он, Гёниг, старается установить противоречие между лютеровским учением о церкви и учением Меланхтона по тому же вопросу» и проч. Курьезнее всего то, что, совсем не поняв 69–71 стр. книжки Гёнига, о. П. Светлов однако ж пускается в суровую критику не только г. Керенского, но и даже Гёнига. «Из всего сказанного, пишет он, с достаточной ясностью обрисовалось пред нами совершенное отсутствие данных у г. Керенского для предпринятых им исправлений моего изложения лютеранского учения о церкви. Не касаясь общих сведений г. Керенского в протестантском богословии, наскоро схваченные у Гёнига по данному частному вопросу сведения являются совершенно непригодными для его цели. Изложение у Гёнига лютеранского учения о церкви страдает недостатком научной объективности; оно имеет цель дать теоретико-догматическую подкладку теории свободной церкви (ср. стр. 126–133)...» По моему мнению, из всего сказанного обрисовывается с достаточной ясностью совсем иное и именно: о. П. Светлову надо подучиться немецкому языку, потом уже браться за чтение немецких книжек и тем более за критику их; в противном случай он найдет в них совсем не то, о чем они повествуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В Берлине состоялась очередная встреча участников рабочей группы «Церкви в Европе» форума «Петербургский диалог» 20 сентября 2013 г. 15:27 18 сентября 2013 года в Берлине состоялась встреча представителей рабочей группы «Церкви в Европе» форума «Петербургский диалог». В мероприятии приняли участие: со стороны Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — заместитель председателя Отдела, руководитель российской части рабочей группы архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, сотрудник Секретариата  по делам дальнего зарубежья Святослав Очканов; с немецкой стороны — директор Института экуменики имени Иоханна-Фридриха Меллера, руководитель немецкой части рабочей группы доктор Йоханнес Эльдеманн, старший пастор Евангелическо-Лютеранской Церкви Зигфрид Каспарик, старший член церковного совета, референт по Цернтральной и Восточной Европе Евангелическо-Лютеранской Церкви Михаель Хюбнер и руководитель управления по вопросам веры и образования Епископской конференции Германии доктор Франк Ронге. Участники заседания наметили основные направления сотрудничества. Особое внимание было уделено вопросам помощи Церквей социально незащищенным слоям населения, проблемам религиозной свободы в современном демократическом обществе и задачам религиозного образования. Российские и немецкие участники заседания отметили важную роль группы «Церкви в Европе» в развитии диалога между гражданскими обществами двух стран, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . «Петербургский диалог» — форум гражданских обществ России и Германии. Созданный в 2001 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина и Федерального канцлера ФРГ Г. Шрёдера, он призван способствовать углублению взаимопонимания между Германией и Россией, дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества во всех сферах общества. Число участников «Петербургского диалога» составляет 100-150 человек с каждой стороны. Они представляют разные тематические группы. Рабочая группа «Церкви в Европе» — самая «молодая» в структуре «Петербургского диалога». Впервые она заседала в Висбадене в 2007 году. В состав группы входят представители христианских конфессий России и Германии. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3247709.ht...

собора Товинского 527 г.) и постановления армяно-грегорианских патриархов-католикосов. По присоединении части Армении к России и в частности города Эчмиадзина – местопребывания патриарха-католикоса – (в 1828 г.), при последнем учрежден постоянный синод. Постановления этого синода служат также источником права для армяно-грегорианской церкви, как находящейся в пределах, так и вне пределов России. Для русской армяно-грегорианской церкви в частности имеет особенное значение устав армяно-грегорианской церкви (утвержденный в 1836 г.). 4. В евангелическо-лютеранской церкви особенными источниками церковного права являются: 1) Правила, в которых изложено вероучение этой церкви, так наз. Символические книги или Исповедания (Bekenntnisschriften), содержащие принципиальные учения относительно управления делами евангелическо-лютеранской церкви. Таковы у лютеран: Аугсбургское исповедание 1530 г. и его апология 1531 г., Шмалькальденские артикулы 1537 г., катихизисы Лютера – малый и большой 1528 и 1529 гг. и отчасти формула соглашения (Concordienformel) 1580 г.; у реформатов – Гейдельбергский катехизис 1562 г. и др. 2) Церковные уставы (Kirchenordnungen), изданные светскими государями, а также имперскими городами и определяющие подробности церковного устройства и управления. 3) Государственное законодательство, дополняющее и изъясняющее эти церковные уставы. Главным основанием устройства и управления протестантских общин в России служит устав 1832 г. А. Сборники церковного права на Востоке § 9. Апостольские постановления и правила Первыми законодателями христианской церкви были Апостолы. По смерти их, христианские общины управлялись своими епископами по тем нормам, которые даны были в посланиях и преданиях Апостольских и которых все держались с неизменною верностью, как общего и необходимого канона церковной жизни и дисциплины. Когда христианские церковные общины распространились далеко за пределы Римской Империи и когда поэтому возникла опасность забвения или искажения церковно-юридических норм, открылась потребность письменного изложения их, в форме положительных обще-обязательных правил: в конце III или начале IV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Поскольку Смоленское лютеранское кладбище находилось в ведении церкви св. Екатерины, то ее прихожанам предоставлялись льготы. Церковному совету принадлежало право установки платы за погребальные услуги. С прихожан Екатериненкирхе за квадратный аршин земли взималось 20 рублей, а с членов иных приходов – 50 рублей. 404 В 1775 году немецкий художник Лукас Конрад Пфандцельт (1716–1786) вступил в «Gesellschaft fuer Sterbefaelle» (Общество вспоможения на смертные случаи), основанное при лютеранской церкви св. Екатерины пастором И. Гротом и К. Книппером. В документах общества Л.К. Пфандцельт значился под номером 69 как придворный живописец. 405 А 20 марта 1777 года он был избран одним из настоятелей «Gesellschaft fuer Sterbefaelle». 406 В церкви св. Екатерины за престолом у алтаря размещалось изображение Тайной вечери – варьированная копия Л. К. Пфандцельта с картины Рубенса (после закрытия церкви находилась в фондах Государственного Эрмитажа). 407 11 мая 1786 года Лукас Конрад Пфандцельт скончался в 70-летнем возрасте, прожив в С.-Петербурге не менее 45 лет. 14 мая – кафедральная речь пастора И. X. Грота в церкви св. Екатерины в память Л.К. Пфандцельта и погребение на Смоленском лютеранском кладбище. 408 Это кладбище стало местом упокоения целого ряда выдающихся деятелей, живших в России. Одним из них был известный физик Мориц Герман Якоби (1801–1874). (Изобретатель гальванопластики и применения электромагнетизма как двигательной силы, «Борис Семенович» в 1837 г. стал членом С.-Петербургской Академии наук). В записках известного литератора А. В. Никитенко сообщается о кончине этого видного ученого и о его погребении. «2 марта, суббота. Похороны академика Якоби. Многочисленная публика собралась в церкви св. Екатерины на Васильевском острове; многие пошли за гробом на Смоленское (лютеранское. – а. А.) кладбище», 409 – отметил А. В. Никитенко в своем дневнике. На Смоленском лютеранском кладбище были похоронены директор Царскосельского Лицея Егор Антонович Энгельгардт (1775– 1862); 410 генерал от артиллерии Владимир Карлович Клодт фон Юргенсбург (1803–1887), 411 брат скульптора П. К. Клодта, знакомый А. С. Пушкина; врач и академик Христиан Христианович Саломон (1796–1851), 412 принимавший участие в лечении раненого Пушкина...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Представители Русской Православной Церкви присутствовали на приеме, посвященном началу празднования 500-летия Реформации 23 марта 2017 г. 10:41 22 марта 2017 года в «Президент-отеле» в Москве состоялся организованный Евангелическо-Лютеранской Церковью России торжественный прием, который был посвящен открытию программы празднований 500-летия Реформации, сообщает служба коммуникации ОВЦС .  В мероприятии участвовали представители христианских конфессий России, государственной власти и дипломатического корпуса, общественные деятели. По благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона со стороны Русской Православной Церкви на приеме присутствовали секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Валентин Васечко, сотрудник секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям Филипп Чэмпион. От имени митрополита Волоколамского Илариона собравшихся приветствовал иеромонах Стефан (Игумнов). Отметив неоднозначный характер событий 500-летней давности, он выразил удовлетворение тем фактом, что представители Римско-Католической Церкви и протестантских деноминаций используют юбилейную дату как повод для исторического примирения и взаимного прощения, созидания почвы для дальнейшего развития межконфессионального сотрудничества. В качестве примера такого сотрудничества иеромонах Стефан привел Россию, где оно активно развивается в сферах совместного отстаивания традиционных нравственных ценностей, социального служения, поддержки христиан в тех регионах, где верующие во Христа претерпевают гонения. На мероприятии также выступили: архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви России Дитрих Брауэр, специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, Чрезвычайный и Полномочный посол Федеративной Республики Германии в Российской Федерации Р. фон Фрич, заведующий кафедрой журналистики Института массмедиа РГГУ Н.К. Сванидзе, Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре, начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) С.В. Ряховский, референт Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике С.А. Мельников и другие. В 2017 году во многих странах проходят мероприятия, посвященные 500-летию Реформации. 31 октября 1517 года Мартин Лютер выступил с 95 тезисами, в которых содержалась острая критика различных аспектов вероучения и практики Католической Церкви. С этой даты отсчитывается начало Реформации и история протестантизма. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4841961.ht...

Мы с глубокой обеспокоенностью восприняли заявление примаса Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии Кари Мякинена о возможности пересмотра позиции этой Церкви по вопросу благословения однополых союзов. Мы уже были вынуждены были прервать наши отношения с Церковью Швеции из-за аналогичного вопроса. Не хотелось бы, чтобы наши отношения с Лютеранской Церковью Финляндии постигла та же участь. Мне в течение долгого времени довелось общаться с нашими братьями и сестрами из Англиканской Церкви. Недавно по приглашению архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса я выступал на торжественном ужине в Никейском клубе . В своем выступлении я решил высказать все то, что нас беспокоит в отношениях с Англиканской Церковью. Возможно, это показалось неполиткорректным, однако я решил, что будет правильнее высказать открыто нашу позицию, чем говорить о ней «за глаза». К сожалению, сегодня процессы, которые происходят в Англиканской Церкви, сродни процессам, происходящим в протестантизме. С большим беспокойством и тревогой мы наблюдаем за этими процессами. Надеемся, что в Англиканской Церкви возобладает мнение тех епископов — не буду называть их имена, — которые стараются остановить сползание Англиканской Церкви в бездну либерализации. Надеюсь, их голос будет услышан. Мы все очень устали от красивых слов и заявлений. Нужно открыто говорить между собой о тех проблемах, которые нас беспокоят. Мы должны помнить о настоятельности задачи, которая стоит перед нами, о необходимости христианского единства. Почему эта задача столь насущна? Потому что с каждым днем нашего разделения мы упускаем те возможности, которые могли бы иметь, если б были едиными. Сегодня тысячи молодых людей уходят из жизни, потому что не поняли, зачем живут, а мы им этого не подсказали. Они умирают от наркотиков, алкоголя, СПИДа, и вместе мы могли бы сделать гораздо больше для них. Мы должны больше думать о реальных нуждах людей. Хотел бы закончить свое выступление следующим призывом: давайте делать вместе то, что можем. Есть много вещей, которые мы могли бы делать вместе, имеется широкое поле для взаимодействия. Но будем говорить открыто о наших разногласиях, не страшась быть недипломатичными или неполиткорректными, не пытаясь скрыть наши разногласия за красивыми словами и вежливыми благопожеланиями.

http://patriarchia.ru/db/text/1294999.ht...

При поддержке нем. дворян Кристиан III сломил сопротивление противников Л. в гос. совете Дании и в 1536 г. объявил о конфискации церковного имущества в пользу короны и о создании гос. лютеран. церкви, подчиняющейся королю. Сохранившие верность католицизму епископы подвергались преследованиям, жестокость которых вызвала несогласие даже со стороны Лютера, призывавшего короля к терпимости. Новая структура лютеран. Церкви Дании была разработана под рук. Бугенхагена, бывшего религ. советником короля; вместо прежних епископов Бугенхаген рукоположил 7 суперинтендантов. Впосл. суперинтенданты в Церкви Дании стали именоваться епископами, однако, поскольку Бугенхаген не был католич. епископом и с т. зр. канонического права не мог рукополагать епископов, епископское преемство в Церкви Дании считается утраченным. В 1550/51 г. была издана 1-я Библия на датском языке; в это же время сложился реформированный богослужебный обряд. Нормативными изложениями вероучения в Церкви Дании наряду с Символами веры древней Церкви были признаны Аугсбургское исповедание и «Малый катехизис» Лютера; остальные вероисповедные документы Книги Согласия не имели офиц. статуса. Реформационные процессы, проходившие в Дании, распространились также на зависевшие в этот период от Дании в политическом и церковном отношении Норвегию и Исландию, к-рые к сер. XVI в. стали полностью лютеранскими. В Швеции кор. Густав I Ваза (1523-1560), пришедший к власти в процессе борьбы за независимость Швеции от Дании, был вынужден считаться с входившими в кор. совет могущественными швед. епископами и видел в церковных реформах способ ограничения их власти. Идейными вдохновителями швед. реформации стали братья О. Петри (1493-1552) и Л. Петри (1499-1573); оба в разные годы учились в виттенбергском ун-те, были хорошо знакомы с лютеранскими теологами и развивали их идеи в своих проповедях и сочинениях. В 20-х гг. XVI в. О. Петри при покровительстве короля начал совершать в Стокгольме богослужение по лютеран. чину; это привело к многочисленным диспутам между швед.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

Я ничуть не преувеличиваю, говоря о существовании такого лобби. При сегодняшнем положении дел в ЕЛКРАС, да и в Церкви Ингрии, другого и не может быть. Большинство пасторов приехавших из-за рубежа, плоть от плоти и кровь от крови западной либеральной традиции. И нет ничего удивительного, что, приехав в Россию, они стремятся донести ее до своих прихожан. Хотя их влияние не стоит преувеличивать, здоровая российская духовная ментальность с трудом принимает либеральное влияние. Каково отношение Евангелическо-Лютеранской Церкви России к возможности женского священства и однополым " бракам " . Есть ли у российских лютеран единая позиция по этому вопросу? Какова позиция по этим вопросам у Вас? В случае с женским священством Вы опираетесь исключительно на церковную традицию, говоря об отсутствии однозначного разрешения или запрещения в Новом Завете. Насколько я понимаю, ваша статья, осуждающая однополые браки, вызвала недовольство у руководства ЕЛЦ ЕР и стала одним из формальных поводов потребовать Вашей отставки? По вопросу женского священства вопрос действительно не однозначный. Если мы говорим о служении кафедры и алтаря, то женское священство считаю не целесообразным в России. Если же подходить с позиции всеобщего священства верующих в церкви, то, несомненно, роль женщины в приходе велика. Хотя, если женщина была уже ординирована, никто не может запретить ей быть пастором, только потому, что она женщина. Поэтому я считаю необходимым ввести мораторий на дальнейшую ординацию пасторов женщин. А повод действительно был формальным, дело было конечно не в моей статье, просто руководству Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России очень хотелось убрать меня из Москвы. Александр Церр и Давид Рерих инициировали обсуждение статьи " Об однополых браках и женском священстве " , ну а наши немецкие пасторы охотно за ними пошли. Вопрос был чисто экономический, хотя ему пытались придать теологическую окраску, чтобы привлечь к моему осуждению пасторов из Германии. Конечно, ничего более глупого и вредного для Церкви они не могли и придумать, но очевидно для них, для достижения своей цели все средства хороши.

http://religare.ru/2_31780.html

Периоды тяги финских лютеран к автономии в истории достаточно кратки. Строго говоря, вопрос о создании национальной финской церкви всерьез ставился только дважды – в годы Гражданской войны и на заре постсоветской России. Исторически и в том, и в другом случае, эти всплески финского лютеранского самосознания приходились на время крушения государственности – в первом случае это был развал Российской империи, во втором – Советского Союза. И в обоих случаях стремление к " самостийности " было своеобразной реакцией на насильственную русификацию и пренебрежение национальным достоинством финнов со стороны тоталитарного режима. Так, первая волна национального возрождения у финнов Российской империи приходится на pyбeж XIX-XX bb., время Победоносцева и Плеве, когда были ликвидированы последние остатки автономии Финляндии, а финнов лишили не только национальной валюты, но даже национальных школ. Последнее приводит к активизации культурной и общественной деятельности финских лютеранских приходов, – последних островков национальной свободы. При церквях возникают финские воскресные школы, певческие хоры, библиотеки. Многие приходы выпускают свои газеты и духовную литературу. Пасторы и канторы берут на себя функцию народных учителей и обучают финских крестьян элементарным знаниям. Некоторые священнослужители берутся за изучение финской этнографии, собирают сведения о традиционном быте финоязычного населения Петербургской губернии – води и ижорцев. Растет влияние финнского пастората и в ЕЛЦР. Казалось, что создание отдельной финской лютеранской церкви не за горами, ведь к 1917 г. финны-ингерманландцы были преобладающей этнической группой среди лютеранского населения Петербургской губернии (более 140 тыс. прихожан). Первую попытку создания собственной национальной церкви финны-ингерманландцы предприняли после Февральской революции. По инициативе финского просветительского общества " Сойхту " ( " Факел " ) 23 апреля 1917 г. в Петрограде состоялся первый съезд ингерманландских финнов, на котором был поставлен вопрос об автономии Ингерманландской Церкви. После серии промежуточных переговоров между представителями общин 27 января 1919 г. был образован Комитет финских евангелическо-лютеранских общин, который разработал проект " Устава Финской Евангелическо-Лютеранской консистории в России " . 5 декабря 1921 г. был рукоположен ее первый епископ – Феликс Реландер.

http://religare.ru/2_31484.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010