Заключив в 1611 г. союз с Испанией, королева обручила Л. с инфантой Анной Австрийской (1601-1666), дочерью испан. кор. Филиппа III, а сестра Л. Елизавета стала невестой принца Астурийского, буд. испан. кор. Филиппа IV (1621-1665). Смена внешнеполитических ориентиров обеспокоила франц. гугенотов , к-рые увидели в этом курс на католич. реакцию. Министры покойного короля, недовольные пересмотром принципов внешней политики и мн. решениями регентши во внутренних делах, были отправлены в отставку. Мария Медичи практически полностью опустошила королевскую казну: деньги шли на подкуп мятежных принцев, на строительные проекты регентши, на покупку драгоценных камней и пенсии фаворитам. Принцы крови и гранды королевства, возмущенные возвышением итал. фаворитов регентши - ее подруги детства Леоноры Галигай и мужа последней Кончино Кончини (в 1611 он был назначен королевским наместником Пикардии и губернатором Амьена, в 1613 стал маршалом Франции), оставили двор и начали готовить вооруженный мятеж. Однако 15 мая 1614 г. в Сен-Мену они заключили мир с королевой. Главными требованиями недовольных стали смена правительства и реорганизация королевского совета, в к-ром ведущая роль должна была принадлежать представителям высшей аристократии. Близившееся совершеннолетие Л. мятежные гранды связывали с концом периода регентства (с XIV в. короли Франции считались способными править самостоятельно с 13 лет). 2 окт. 1614 г. было отпраздновано совершеннолетие короля. По настоянию оппозиционеров, в Париже собрались Генеральные штаты (27 окт. 1614 - 23 февр. 1615), но политические притязания принцев там не встретили поддержки. На церемонии закрытия речь от сословия духовенства произнес Арман Жан дю Плесси де Ришелье , еп. Люсона, буд. кардинал. 28 нояб. 1615 г. в Бордо были заключены оба брака, Л. и его сестры. Отношения Л. с Анной Австрийской сразу не сложились. Л. предпочитал проводить время в обществе своих фаворитов, среди к-рых выделялся Ш. д " Альбер де Люин (1578-1621). Др. знаменитый фаворит короля - А.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

Леонардо взглянул на него с бесконечною нежностью. В темноте глаза ребенка сияли таинственным светом. Он протянул к нему свои губы доверчиво, точно в самом деле к матери. Учитель поцеловал их – и ему казалось, что в этом поцелуе Франческо отдает ему душу свою. Чувствуя, как у сердца его бьется сердце ребенка, твердым шагом, с неутолимою пытливостью, за тусклым фонарем, по страшной лестнице железного рудника, Леонардо спускался все ниже и ниже в подземный мрак. XIII Возвратившись домой, обитатели Ваприо были встревожены вестью, что французские войска приближаются. Разгневанный король в отмщение за измену и бунт отдавал Милан на разграбление наемникам. Кто мог, спасался в горы. По дорогам тянулись возы, нагруженные скарбом, с плачущими детьми и женщинами. Ночью из окон виллы виднелись на равнине «красные петухи» – зарево пожаров. Со дня на день ожидали сражения под стенами Новары, которое должно было решить участь Ломбардии. Однажды фра Лука Пачоли, вернувшись на виллу из города, сообщил о последних страшных событиях. 10 апреля назначена была битва. Утром, когда герцог, выйдя из Новары, уже в виду неприятеля строил войска, главная сила его, швейцарские наемники, подкупленные маршалом Тривульцио, отказались идти в сражение. Герцог со слезами умолял их не губить его и клялся отдать им, в случае победы, часть своих владений. Они остались непреклонны. Моро переоделся монахом и хотел бежать. Но один швейцарец из Люцерна, по имени Шаттенхальб, указал на него французам. Герцога схватили и отвели к маршалу, который заплатил швейцарцам тридцать тысяч дукатов – «тридцать сребреников Иуды-предателя». Людовик XII поручил сиру де ла Тремуйлю доставить пленника во Францию. Того, кто, по выражению придворных поэтов, «первый после Бога правил колесом Фортуны, кормилом вселенной», повезли на телеге, в решетчатой клетке, как пойманного зверя. Рассказывали, будто бы герцог просил у тюремщиков, как особой милости, позволения взять с собой во Францию «Божественную Комедию» Данте. Пребывание на вилле с каждым днем становилось опаснее. Французы опустошали Ломеллину, ландскнехты – Сеприо, венецианцы – область Мартезаны. Разбойничьи шайки бродили по окрестностям Ваприо. Мессер Джироламо с Франческо и теткою Боною собирался в Киавенну.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Годы регентства были отмечены волнениями, Фрондой. Против политики кор. Анны Австрийской и кард. Дж. Мазарини последовательно выступили Парижский парламент (т. н. Парламентская Фронда (1648-1649)) и высшая знать (т. н. Фронда принцев (1650-1653)). Недовольство вызвали взимание высоких налогов и адм. методы управления, введенные главным министром Людовика XIII кард. Арманом Жаном дю Плесси де Ришелье в годы Тридцатилетней войны (1618-1648) и поддержанные Мазарини; чрезвычайные меры оправдывались, в частности, продолжавшейся войной с Испанией. Весной и летом 1648 г. магистраты 4 парижских верховных судов (парламента, Счетной и Налоговой палат и Большого совета) выдвинули политическую программу, к-рая предполагала расширение их контроля над гос. делами. Первоначально речь шла о защите интересов судейской элиты, однако вскоре члены парламента стали говорить о необходимости защиты народа, пострадавшего от тягот войны. В итоге программа встретила широкую поддержку в стране; начались массовые отказы от уплаты налогов. После ареста лидера оппозиции П. Брусселя в Париже стали строить баррикады («Дни баррикад», 26-28 авг. 1648). Королевский дворец был окружен, жителям города удалось добиться освобождения Брусселя. 22 окт. 1648 г. двор был вынужден одобрить декларацию, текст к-рой подготовил парламент. В декларации утверждался контроль парламента над гос. финансами и предусматривалось снижение поземельного налога (тальи) и нек-рых косвенных налогов. В результате правительство приняло решение блокировать Париж. После тайного бегства из города Анны Австрийской с Л. и Мазарини (в ночь на 6 янв. 1649) началась т. н. Парижская война (янв.-март 1649) - кульминационное событие Парламентской Фронды. Главным требованием была отставка Мазарини, что привлекло на сторону парламента значительное число аристократов. Однако военный перевес был на стороне правительственных войск во главе с 1-м принцем крови Луи II де Конде (Великий Конде). В итоге парламент вступил в переговоры с правительством, завершившиеся подписанием Сен-Жерменского мира (1 апр. 1649).

http://pravenc.ru/text/2561072.html

Монахи Л. под рук. Дени Фоше неоднократно ходатайствовали перед королем об отмене комменды, судились с аббатами из-за доходов и имущества. В 1592 г. избранный монахами аббат Анж де Фрежюс получил утверждение Папского престола, но кор. Генрих IV отказался его признать и в 1594 г. назначил своего кандидата. После переговоров с Римской курией король одобрил присоединение Л. к конгрегации Санта-Джустина при условии, что мон-рем будет руководить аббат-француз (1597). В 1611 г. монахи откупились от назначенного королем аббата, передав ему о-в Сент-Маргерит, но в 1638 г. комменда была восстановлена. Причиной этого была оккупация Л. испанцами, к-рые изгнали с острова монахов и франц. гарнизон (в 1635-1637 монахи жили в замке Валлорис). После освобождения острова кард. Луи де ла Валетт обвинил монахов-итальянцев в сговоре с неприятелем и, получив должность аббата, велел им покинуть Л. В 1639 г. кор. Людовик XIII включил аббатство во франц. бенедиктинскую конгрегацию св. Мавра (см. Мавристы ), но папа Римский не утвердил это решение. Положение мон-ря оставалось неопределенным. Кард. Джулио Мазарини (аббат Л. в 1654-1661) признал союз аббатства с конгрегацией Санта-Джустина в обмен на ежегодную выплату пенсии, но отказал монахам, просившим вывести с острова франц. гарнизон. В 1732 г. должность аббата Л. была объединена с епископской кафедрой Граса; протестовавшие против этого монахи проиграли тяжбу, и в 1756 г. Королевский совет постановил включить аббатство в конгрегацию Клюни как общину «старой обсервации». Борьба монахов с аббатами, назначенными франц. королем, привела к ослаблению дисциплины, сокращению доходов и падению авторитета Л. В XVII в. мон-рь утратил значение духовного центра и места паломничества, а почитание св. Гонората в Провансе заметно ослабело. Однако нек-рые насельники Л. внесли вклад в изучение истории мон-ря, особенно раннего периода. Гуманист Джованни Андреа (Грегорио) Кортезе (регулярный аббат Л. в 1524-1527; кардинал с 1542) составил неск. поэм о св. Гонорате и о мон-ре ( Gregorii Cortesii Omnia, quae huc usque colligi potuerunt, sive ab eo scripta, sive ad illum spectantia.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Это совпадение, по мнению Бернаноса, объясняется тем, что раньше солидаризироваться с войной против поддерживающих Республику басков, среди которых преобладали католики, а анархисты и коммунисты находились в незначительном меньшинстве, духовенству, опасавшемуся негативной реакции общественного мнения, было бы неудобно. 105 Выставка — имеется в виду Всемирная выставка в Париже, открывшаяся 25 мая 1937 г. 106 Жуо Леон (1879–1954) — французский профсоюзный деятель; в 1909–1940 и 1945–1947 гг. был лидером Всеобщей конфедерации труда. В 1919–1940 г. был одним из руководителей Амстердамского интернационала профсоюзов. После раскола ВКТ основал «Форс увриер». В 1951 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира. 107 Лига — «Святая Лига», католическая партия, созданная во Франции во время религиозных войн в XVI b. для борьбы против протестантов. 108 Гиз Анри де (1550–1588) — один из представителей семейства герцогов Гизов, был одним из организаторов расправы над протестантами в Варфоломеевскую ночь, а в 1576 г. возглавил Католическую лигу. Пытался свергнуть Генриха III и захватить трон, но был убит по приказу последнего. 109 Реформация — широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI b., носившее антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католической церкви. Реформация началась в Германии с выступления Мартина Лютера, отрицавшего необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще. Реформация положила начало протестантизму. 110 Кончини Кончино (?-1617) — итальянский авантюрист, который вместе со своей женой Леонорой Галиган оказывал большое влияние на Марию Медичи, пожаловавшую ему титул маркиза д " Анкр и звание маршала Франции. Его поведение раздражало некоторых высокопоставленных лиц, и Людовик XIII приказал его арестовать, а поскольку тот оказал сопротивление, стража его убила. 111 …бросились вырывать Нидерланды у лисиц из Эскуриала, делать нашу страну хозяйкой в Европе. — Благодаря успешным военным действиям Генриху IV удалось ослабить влияние Испании в Европе и, следовательно, укрепить положение Франции. 112 Жакерия — производное от «Жак-Простак», прозвища, данного крестьянину французскими дворянами, название крестьянского антифеодального восстания 1358 г., вызванного усилением феодального гнета, экономической разрухой в период Столетней войны 1337–1453 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

17 Т.е. чтобы нам было меньше муки по смерти. Ибо если мы будем посвящены в таинства и не оправдаем их в своей жизни, как надо, то говорит Господь: “...земле Содомской отраднее будет в день суда...” и проч. ( Мф. 11, 21 – 24 ). 19 М. Метерлинк. “Погребенный храм”, гл. III, IV, V (“Будущее”). Полн. собр. соч., т. III, с. 404. 20 Еще поразительнее пример в “Дневнике” нашей знаменитой художницы (ее картина “Митинг” в Парижском Лувре; пять ребятишек сговариваются насчет какой-то шалости) Марии Башкирцевой (цит. книга, с. 139 след., Москва, изд-во Вольфа, 1910, изд. 3-е). Сам по себе дневник этой девушки для интересующихся интимной психологией представляет исключительный интерес в своем роде, о чем говорит уже количество изданий на разных языках. 21 См. Погодин. Мих., “Простая речь о мудреных вещах”, ч. II. Кто и что Погодин, говорить не приходится, каждый должен знать. А книга эта его – теперь библиографическая редкость. Но стоит того, чтобы ее поискать. 22 Имеется в виду сальпетриерский городок в Париже (Salpetriere). Сначала Людовик XIII хотел сделать тут арсенал, а потом место было отведено под убежище для престарелых и безумных женщин, а теперь вообще это клиника для нервных и психических больных. Городок заключает 45 корпусов и насчитывает 4682 окна (сведения эти относятся ко времени до революции; теперь, может быть, еще более разросся). В последнее время ученые Западной Европы и Америки много занимаются этими вопросами (т.н. “метапсихисты”, Richet, Gelsy, Osmy), так что даже советские ученые не могут их более замалчивать и как-то тоже стараются “признать факт” ясновидения, чтения мыслей, событий и проч. и объяснить его. См. Вестник Знания, 23, 1927, ст. проф. Боричевского; подробнее см. у меня в рукоп. кн. “Мирты и железные рога”. 23 Разумеется, как действительное лицо, кроме тренирующихся боксеров, да и то на кожаном чучеле упражняющихся. Кажется, эту мысль хотел выразить Апостол (1 Кор. 9, 26). 25 Даже безбожники понимают это в интеллектуальной области и пользуются силой идей для пропаганды и влияния на массы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮДОВИК XIII [Людовик Справедливый; франц. Louis le Juste] (27.09.1601, Фонтенбло - 14.05.1643, Сен-Жермен-ан-Ле), кор. Франции и Наварры (с 1610). Из династии Бурбонов; старший сын кор. Генриха IV (1589-1610) и его 2-й жены Марии Медичи. Детство Л. провел в королевской резиденции Сен-Жермен-ан-Ле вместе с др. детьми Генриха IV, рожденными как в браке, так и от связей с фаворитками. Крещен 14 сент. 1606 г. в парижском соборе Нотр-Дам; его восприемником был папа Римский Павел V (1605-1621), от лица к-рого выступал кард. Франсуа де Жуайёз. Ранние годы жизни Л. (с 1601 по 1628) подробно описаны в дневнике королевского медика Ж. Эроара (изд.: Journal de J. Heroard/Éd. M. Foisil. P., 1989. 2 vol.). В нач. 1609 г. Л. переехал в Лувр. Он изучал математику, географию, историю; занимался танцами, игрой на муз. инструментах и рисованием, конной ездой; учился владеть холодным и огнестрельным оружием. Как и мн. франц. короли, всем др. занятиям предпочитал охоту, псовую и соколиную (в 1635 посвятил соколиной охоте «Мерлезонский балет», выступив либреттистом, композитором, автором эскизов декораций и костюмов, а также хореографом и исполнителем неск. ролей). После убийства Генриха IV (14 мая 1610) регентшей при малолетнем Л. была объявлена Мария Медичи. Желая укрепить положение сына, она организовала его коронацию в Реймсе (17 окт. 1610); 21 окт. Л. впервые совершил обряд исцеления золотушных (мальчик коснулся более 900 больных со словами «Король касается тебя, Бог тебя исцеляет»; серьезно относящийся к своим обязанностям «христианнейшего монарха», Л. и впосл. регулярно исполнял этот ритуал). Кор. Людовик XIII. Ок. 1643 г. Худож. Ю. ван Эгмонт (Музей истории Франции. Версаль) Кор. Людовик XIII. Ок. 1643 г. Худож. Ю. ван Эгмонт (Музей истории Франции. Версаль) Во внешней политике Мария Медичи в отличие от Генриха IV стремилась поддерживать дружественные отношения с Испанией и со Свящ. Римской империей.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

Лев Торникий , глава восстания против имп. Константина IX – 417 Лев Триполитанский (кон. IX – нач. Х в.), пират – 404, 405 Лев IX (1002–1054), папа Римский в 1049–1054 гг., укреплял централизацию Западной церкви на основе принципов Клюнийской реформы – 443 Левчеяко Митрофан Васильевич (1890–1955), историк-византинист – 88, 89 Леконт де Сегюр Луи-Филипп (Le Cornte de Segur), французский византинист – 52 Лекьен Мишель (Le Quien, 1661– 1733), французский византинист, доминиканский монах – 44 Лемерль П. (Lemerie), французский византинист – 75 Леонтий , византийский император в 695–698 гг. – 267 Леонтий Византийский (VI в.), богослов, автор догматических и полемических сочинений – 257 Леонтий (VII в.), епископ Неаполя на Кипре, агиограф – 313, 314 Либаний (Ливаний, 314 – ок. 393), позднеантичный греческий ритор (родом из Антиохии), языческий философ, виднейший представитель «второй софистики», учитель Иоанна Златоуста и Аммиана Марцеллина, учитель и панегирист имп. Юлиана – 124, 127, 152, 179, 185 Липшиц Елена Эммануиловна (1901–1990), византинист, историк права – 328 Лициний (Валерий Лициниан, ок. 265–325), римский император в 308–324 гг. – 94, 100, 103, 141, 180 Лиутпранд (ок. 920–971), епископ Кремоны, историк и дипломат – 431 Ломбар A. (Lombard), французский византинист – 340 Лоран В. (Laurent, 1896–1973), французский византинист – 468 Лот Фердинанд (Lot, 1866–1952), французский антиковед и медиевист – 99 Лукиан Самосатский (f 312), антиохийский пресвитер, ученик (?) Павла Само-сатского, основатель сирийской богословской и экзегетической школы – 107 Людовик I Благочестивый (778–840), сын имп. Карла Великого, король Аквитании с 806 г., император франков в 814–833 и 834–840 гг. (из династии Каролингов) – 360 Людовик II († 875), король Италии и император франков в 855–875 гг. (из династии Каролингов) – 403, 429, 430, 472 Людовик XIII (1601–1643), французский король в 1610–1643 гг. (из династии Бурбонов) – 41 Людовик XIV (1638–1715), французский король в 1643–1715 гг. (из династии Бурбонов) – 41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Наконец, за каждое бранное или клятвенное слово, не вольно сорвавшееся с языка, терциарий должен в качестве эпитимии в тот же вечер прочитать трижды молитву Господню. – Этот третий орден быстро распространился почти по всем странам западной Европы. В состав его членов вступали весьма многие представители самых высших классов общества и даже царственные особы, каковы были напр.; император Карл IV, Людовик Святой, король французский, королева Бланка Кастильская, Маргарита Прованская, Елизавета, королева Португальская, Филипп III, король Испанский, Анна Австрийская, жена Людовика XIII-ro и Мария-Терезия Австрийская, жена Людовика XIV-ro. Влияние третьего ордена было тем сильнее, что члены его, не отделяясь от жизни мира, действовали повсюду и, таким образом, всегда и везде, при всяких удобных обстоятельствах, являлись проводниками своих воззрений и своего настроения 11 . Вот к этому-то ордену и принадлежала, с согласия своего мужа, Анна Печчи, благочестивое влияние которой определяло строй жизни всей семьи. Правильное совершение молитвы, соблюдение постов и вообще возможно строгое исполнение всех церковных уставов было для семьи законом, не допускавшим никаких уклонений, а тем более сомнений. Самые удовольствия и игры детей имели нередко религиозный характер; дети прислуживали в церкви за богослужением, принимали участие в церковных процессиях и церемониях, а дома, под руководством матери, разыгрывали религиозные мистерии. За влиянием религии следовало затем в семье Печчи влияние политики, причем руководственное значение принадлежало характеру и настроению отца. Итальянцы вообще очень любят заниматься политикой, вероятно унаследовав в этом отношении свойства своих древних предков, Цицеронов и Цезарей, некогда руководивших политическими судьбами мира. Людовик Печчи хотя и сидел в своем „орлином гнезде», при тогдашних первобытных путях сообщения почти совсем отрезанным от мира, страстно интересовался ходом политических событий и принимал все доступные ему меры, чтобы обеспечить себе возможно большее и благовременное получение текущих новостей. Постоянными обязательными поставщиками его в этом случае были, прежде всего, брат Антонио, занимавшийся адвокатурой и постоянно живший в Риме, а потом и сын, когда поступил учиться в римскую коллегию. Людовик требовал, чтобы ему присылали все журналы, допускавшиеся тогда цензурой папского правительства, а также и в письмах сообщали известия о событиях внешней и внутренней политики, о разных пере менах и мелких происшествиях при папском дворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

474 Климент VIII (1536–1605) – папа римский с 1592 г. В миру Ипполито Альдобрандини. Кардинал с 1585 г. Стремясь противостоять испанскому влиянию, после признания в 1595 г. Генриха IV возвратившимся в лоно Католической Церкви, улучшил отношения с Францией и способствовал заключению ею в 1598 г. мира с Испанией. Пытался обратить в католичество английского короля Якова I. При Клименте VIII римская инквизиция осудила Дж. Бруно. Климент VIII был инициатором исправления многих богослужебных книг и нового издания Вульгаты в 1592 г., улучшенного по сравнению с изданием Сикста V. 476 Абдул Меджид (1823–1861) – султан Турции (1839–1861) Законы, обнародованные султаном в феврале 1856 г., развивали принципы его манифеста 1839 г., в котором говорилось, в частности, об обеспечении безопасности всем подданным султана вне зависимости от их вероисповедания. В документе 1856 г. провозглашалось равенство всех подданных без различия вероисповедания и национальности; он также отменял закон о смертной казни за переход из ислама в другую религию. 478 От первого и второго Вселенских соборов, как известно, вовсе не осталось актов, а от пятого – только в латинском переводе. 480 Людовик IX Святой (1214–1270) – король Франции с 1226 г. Рыцарь, аскет и мистик. Укрепил союз династии Капетингов с папством, защитив Иннокентия IV в борьбе со Священной Римской империей (Гогенштауфенов). При папах-французах (Урбане IV и Клименте IV) помог своему брату Карлу Анжуйскому стать королем Сицилии (1266). Преследуя еретиков и иноверцев, Людовик утвердил во Франции инквизицию (1233). Возглавил крестовые походы в Египет (1248–1254), где был пленен, и Африку (1270), где умер. Сказания о «брате Людовике» сходны с преданиями о Франциске Ассизском. В Италии Людовик был зачислен в члены францисканского ордена. Во Франции считался целителем от слепоты и глухоты, покровителем «Книги ремесел» Парижа XIII в. и многих цехов. Канонизирован в 1297. В XVI в. объявлен покровителем ордена иезуитов, в XVII в. – французской монархии. С 1945 г. «Ассоциация друзей Людовика» распространяет культ «самого христианского короля» Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010