Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮДОВИК XIII [Людовик Справедливый; франц. Louis le Juste] (27.09.1601, Фонтенбло - 14.05.1643, Сен-Жермен-ан-Ле), кор. Франции и Наварры (с 1610). Из династии Бурбонов; старший сын кор. Генриха IV (1589-1610) и его 2-й жены Марии Медичи. Детство Л. провел в королевской резиденции Сен-Жермен-ан-Ле вместе с др. детьми Генриха IV, рожденными как в браке, так и от связей с фаворитками. Крещен 14 сент. 1606 г. в парижском соборе Нотр-Дам; его восприемником был папа Римский Павел V (1605-1621), от лица к-рого выступал кард. Франсуа де Жуайёз. Ранние годы жизни Л. (с 1601 по 1628) подробно описаны в дневнике королевского медика Ж. Эроара (изд.: Journal de J. Heroard/Éd. M. Foisil. P., 1989. 2 vol.). В нач. 1609 г. Л. переехал в Лувр. Он изучал математику, географию, историю; занимался танцами, игрой на муз. инструментах и рисованием, конной ездой; учился владеть холодным и огнестрельным оружием. Как и мн. франц. короли, всем др. занятиям предпочитал охоту, псовую и соколиную (в 1635 посвятил соколиной охоте «Мерлезонский балет», выступив либреттистом, композитором, автором эскизов декораций и костюмов, а также хореографом и исполнителем неск. ролей). После убийства Генриха IV (14 мая 1610) регентшей при малолетнем Л. была объявлена Мария Медичи. Желая укрепить положение сына, она организовала его коронацию в Реймсе (17 окт. 1610); 21 окт. Л. впервые совершил обряд исцеления золотушных (мальчик коснулся более 900 больных со словами «Король касается тебя, Бог тебя исцеляет»; серьезно относящийся к своим обязанностям «христианнейшего монарха», Л. и впосл. регулярно исполнял этот ритуал). Кор. Людовик XIII. Ок. 1643 г. Худож. Ю. ван Эгмонт (Музей истории Франции. Версаль) Кор. Людовик XIII. Ок. 1643 г. Худож. Ю. ван Эгмонт (Музей истории Франции. Версаль) Во внешней политике Мария Медичи в отличие от Генриха IV стремилась поддерживать дружественные отношения с Испанией и со Свящ. Римской империей.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

При еп. Альдрике из-за угрозы нападений норманнов мощи святых Иулиана и Л. были перенесены в новый кафедральный собор Ле-Мана. В 836 г. имп. Людовик Благочестивый распорядился отправить мощи Л. в еп-ство Падерборн, основанное в 799 г. на саксон. землях, где не было никаких святынь. Альдрик согласился отдать падерборнским клирикам мощи Л., кроме руки, к-рую поместил в мон-ре Спасителя в Ле-Мане. Послы из Падерборна во главе с архидиак. Мейнольфом прибыли в Ле-Ман 29 апр.; 28 мая они вернулись в Саксонию; их путешествие сопровождалось многочисленными чудесами. Перенесение мощей Л. описывается в нескольких сказаниях (в «Деяниях...» оно не упом.; см.: Goffart. 1966. P. 69-71, 327-334). Сказание, сохранившееся в рукописи Avranches. Bibl. municip. 157 (XIII в.) и приписываемое пресв. Идону, было составлено после кончины еп. Альдрика на основе «Деяний...» (BHL, N 4911b; изд.: Poncelet. 1903; MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 806-813). Др. версия является приложением к Житию Л., составленному в Падерборне на рубеже IX и X вв. и посвященному еп. Бизону (ок. 886-909) (BHL, N 4912-4913; изд.: ActaSS. Iul. T. 5. P. 409-424; MGH. SS. T. 4. P. 149-157; Vry. 1997. S. 177-221). В 1958 г. в единственной рукописи XV в. среди дополнений к «Золотой легенде» Иакова из Варацце было обнаружено 3-е сказание о перенесении мощей Л., автором к-рого назван участник этого события ле-манский диак. Эрконрад (BHL, N 4911a; ркп.: Bielefeld. Ratsbibl. 2. Fol. 146r-149r). Некоторые исследователи полагали, что сказание Эрконрада - самое раннее свидетельство о перенесении мощей Л. ( Straeten. 1967. P. 501-508); по мнению др. ученых, оно является компиляцией кон. IX или X в. ( Vry. 1997); при его составлении могло быть использовано утраченное ныне сказание, написанное в Падерборне вскоре после 836 г. ( Goffart. 1969). Высказывалось также мнение о том, что сказание является псевдоэпиграфом XV в. ( Schoppe. 1967). В средневек. герм. легендариях и пассионалах сохранились краткие Жития Л., основанные на Падерборнском Житии (BHL, N 4912-4913); с XIV в. их включали в местные дополнения к «Золотой легенде» (о рукописях агиографических и литургических текстов, посвященных Л., см.: Vry. 1997. S. 225-338).

http://pravenc.ru/text/2463657.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава 1. Краткий очерк разработки истории Византии на Западе А.А.Васильев. История Византийской империи Начало разработки. Эпоха итальянского Возрождения главным образом увлекалась произведениями классической греческой и римской литературы. Византийской литературы в Италии в то время почти не знали и знакомиться с ней не стремились. Но постоянные поездки на восток за греческими рукописями и изучение греческого языка невольно заставляли мало-помалу отказываться от пренебрежительного отношения к средневековой греческой литературе. Первоначальное знакомство с писателями как классическими, так и византийскими сводилось к переводу греческого текста на латинский язык. Однако в XIV-XV веках интерес к византийской литературе проявляется лишь случайно и совершенно поглощается интересом к классическому миру. Но уже в XVI веке и начале XVII отношение к византийской истории и литературе меняется, и целый ряд византийских авторов, правда довольно случайных и неодинаковых по значению, издается в Германии (напр., Иеронимом Вольфом), Нидерландах (Меурсием) и Италии (двумя греками - Алеманном и Алляцием). Роль Франции. Время Дюканжа. Настоящей же основательницей научного византиноведения является Франция XVII века. Когда французская литература в блестящую эпоху Людовика XIV стала образцом для всей Европы, когда короли, министры, епископы и частные лица наперебой основывали библиотеки, собирали рукописи и осыпали знаками своего внимания и уважения ученых, тогда и занятия византийским временем нашли во Франции почетное место. В начале XVII в. Людовик XIII перевел на французский язык наставления диакона Агапита императору Юстиниану. Кардинал Мазарини, будучи любителем книг и неутомимым собирателем рукописей, создал богатую библиотеку с многочисленными греческими рукописями, перешедшую после смерти кардинала в парижскую королевскую библиотеку (теперь Национальная библиотека), настоящим основателем которой был в XVI веке король Франциск I.

http://sedmitza.ru/lib/text/434214/

Годы регентства были отмечены волнениями, Фрондой. Против политики кор. Анны Австрийской и кард. Дж. Мазарини последовательно выступили Парижский парламент (т. н. Парламентская Фронда (1648-1649)) и высшая знать (т. н. Фронда принцев (1650-1653)). Недовольство вызвали взимание высоких налогов и адм. методы управления, введенные главным министром Людовика XIII кард. Арманом Жаном дю Плесси де Ришелье в годы Тридцатилетней войны (1618-1648) и поддержанные Мазарини; чрезвычайные меры оправдывались, в частности, продолжавшейся войной с Испанией. Весной и летом 1648 г. магистраты 4 парижских верховных судов (парламента, Счетной и Налоговой палат и Большого совета) выдвинули политическую программу, к-рая предполагала расширение их контроля над гос. делами. Первоначально речь шла о защите интересов судейской элиты, однако вскоре члены парламента стали говорить о необходимости защиты народа, пострадавшего от тягот войны. В итоге программа встретила широкую поддержку в стране; начались массовые отказы от уплаты налогов. После ареста лидера оппозиции П. Брусселя в Париже стали строить баррикады («Дни баррикад», 26-28 авг. 1648). Королевский дворец был окружен, жителям города удалось добиться освобождения Брусселя. 22 окт. 1648 г. двор был вынужден одобрить декларацию, текст к-рой подготовил парламент. В декларации утверждался контроль парламента над гос. финансами и предусматривалось снижение поземельного налога (тальи) и нек-рых косвенных налогов. В результате правительство приняло решение блокировать Париж. После тайного бегства из города Анны Австрийской с Л. и Мазарини (в ночь на 6 янв. 1649) началась т. н. Парижская война (янв.-март 1649) - кульминационное событие Парламентской Фронды. Главным требованием была отставка Мазарини, что привлекло на сторону парламента значительное число аристократов. Однако военный перевес был на стороне правительственных войск во главе с 1-м принцем крови Луи II де Конде (Великий Конде). В итоге парламент вступил в переговоры с правительством, завершившиеся подписанием Сен-Жерменского мира (1 апр. 1649).

http://pravenc.ru/text/2561072.html

Православие в Андорре и в Антигуа и Барбуда Андорра и Антигуа и Барбуда – крохотные страны, расположенные далеко друг от друга. В них на сегодня нет общин канонической Православной Церкви, однако в истории каждой из этих стран есть православные страницы, на которые стоит обратить внимание. Православие в Андорре Карта Андорры Местоположение: Восточные Пиринеи; граничит на севере с Францией, на юге – с Испанией. Площадь: 468 км 2 . Численность населения: 71 201 человек (по состоянию на июль 2006 года). Официальный язык: каталанский. Краткая история страны. В античное время территория современной Андорры была частью Римской империи; очагами романизации тогда были нынешние города Сан Жулья да Лориа и Эскальдес. В V–VIII веках эти земли входили в состав Вестготского королевства. В начале IX века они перешли к Испанской марке, основанной Карлом Великим. Его сын император Людовик Благочестивый даровал в 819 году жителям Андорры «Великую хартию свободы» в награду за мужество, которое они проявили во время войн с маврами. В 843 году король Франции Карл II отдал территорию Андорры графу города Ла Сеу дУржель Сунифреду I в благодарность за помощь в отражении набега норманнов. В 1133 году Уржельский граф Армангол IV «навечно» продал все права на долины Андорры Уржельскому епископу Беренгеру. Позже епископы передали Андорру феодальному роду Кабоэ, получившему права собственности в обмен на присягу верности епископам. Посредством династических браков к XIII веку эта привилегия перешла к графам де Фуа, которые отказались повиноваться епископам и развязали войну. В 1278 году король Арагона Педро III принудил графа и епископа заключить соглашение. Так был подписан Акт о разделении («акт-пареаж»), который устанавливал совместное правление в Андорре епископа Уржельского и графа де Фуа. Оба они считались князьями Андорры и назначали в нее своих представителей – викариев, каждый из которых ежегодно поочередно управлял страной. Андоррцы платили дань обоим князьям: по четным годам епископу, по нечетным – графу де Фуа.

http://pravoslavie.ru/3166.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИТ диак. Великой ц. в К-поле. Написал в начале царствования св. Юстиниана I (527-565) 72 «Увещательные главы» с акростихом : «τ θειοττ κα εσεβεσττ βασιλε μν Ιουστινιαν Αγαπητς λχιστος δικονος» (Божественнейшему и благочестивейшему царю нашему Юстиниану - Агапит, малейший диакон). Сознание величия царского звания («Богосозданный образ благочестия», «по власти и сану, не имея никого выше себя, подобен Верховному Владыке, Богу») умеряется в сочинении А. тем, что, по утверждению автора, все люди - «сорабы» Божии. Достоинство Юстиниана в том, что он «царствующий философ»; но сама «философия» понята по-христиански как благочестие, начало коего - страх Господень. Царь призывается презирать земные блага и видеть в царствовании «лествицу к небесной славе». Он должен быть в высокой степени строг к себе и «пещись о подданных как о собственных членах, дабы они совершенствовались в добродетели и удалялись порока». Изощренная риторическая форма, постоянная игра слов превращают произведение А. в небольшой шедевр, самое известное сочинение жанра дидактической словесности, называемого «княжеское зерцало». А. более или менее значительно повлиял на всех последующих визант. представителей этого жанра. Первый слав. перевод («Поучение благаго царьства») был сделан уже в эпоху Первого Болгарского царства (Х в.); извлечения из него вошли в «Изборник» Святослава (1076), «Пчелу» и др. древнерус. книги; в XVI в. в Московской Руси появляется новый полный перевод («Изложение совещательных глав»), а в 1628 г. Петр (Могила) подготовил в Киеве его издание. В эпоху европ. абсолютизма сочинение А. пользовалось особой популярностью: вышло более 20 его изданий (1-е - в Венеции, 1509), десятки переводов на лат. и новые языки; среди переводчиков - франц. кор. Людовик XIII. Соч.: Agapetos Diakonos. Der Fürstenspiegel für Kaiser Iustinianos/Erstmals kritisch hrsg. v. R. Riedinger. Athen, 1995. (Рец. с исправлениями: Prinzing G.//BZ. 1998. Bd. 91. S. 577-579); PG. 86/1. Col. 1164-1185; Изложение главизн поучителных, написанное от Агапита, диакона святейшиа Божиа Великиа церкве. К., 1628; Анфологион. М., 1660. М., 1766р. СПб., 1771; Агапит, диакон святейшей великой церкви Божией. Увещательные главы/Пер. прот. Д. С. Вершинского//ХЧ. 1827. Ч. 27. С. 248 сл.; Byzantinischer Fürstenspiegel/Übers. v. W. Blum. Stuttg., 1981 [нем. пер.].

http://pravenc.ru/text/63132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБИГОЙЦЫ [лат. albigenses от г. Альби, Лангедок, Юж. Франция], еретическое движение в Лангедоке XII-XIII вв.; часто понятие «А.» используется как синоним катаров и вальденсов . В действительности с сер. XII в. А. стали называть тех из них, кто подчинялся южнофранц. диоцезу церкви катаров. Придерживаясь обычного для катаров дуализма , они, кроме того, восприняли радикализм богомильства . Окончательно структура А. оформилась ок. 1170 г., когда на собрании А. в г. Сен-Феликс главой общин (perfectus) был признан богомил Никита, выходец с Балкан. А. создали 4 местные общины с центрами в Альби, Тулузе, Каркассоне и Валь-д " Аране. Для борьбы с ересью А. в Лангедок в разное время специально приезжали Бернард Клервоский и Доминик . Их проповеди в среде А., видимо, не остались незамеченными, но не возымели должного действия, как и диспуты, проводившиеся папскими легатами в 1165 и 1178 гг. Крестовый поход против А. был объявлен Латеранским III Собором в 1179 г., но из-за недостатка сил закончился безрезультатно: войска ограничились разорением нек-рых областей. В 1208 г., после убийства А. папского легата, Иннокентий III принял решение возобновить войну. На папский призыв откликнулись северофранц. рыцари во главе с бароном Симоном де Монфором. Латеранский IV Собор (1215) объявил новый крестовый поход, приняв ряд кардинальных мер против еретиков и феодалов, не преследовавших ересь в своих владениях: их объявляли низложенными, владения конфисковывали и передавали верным католикам, вассалов освобождали от клятвы сеньорам. По этому постановлению большая часть графства, отнятая у Раймонда VI Тулузского, перешла к Симону де Монфору, к-рому пришлось фактически завоевывать эти территории; при осаде восставшего г. Тулуза он погиб (июнь 1218). Боевые действия затянулись до 2-й пол. 20-х гг., пока в «альбигойские войны» активно не вмешался кор. Франции Людовик VIII. По подписанному в г. Мо мирному договору (1229) Лангедок потерял независимость, а графы Тулузские сохранили свою власть лишь в Каркассоне и Бокере.

http://pravenc.ru/text/115948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798) ПАВЕЛ [Олмари Ирьё; Гусев Георгий] (1914-1987), архиеп. Карельский и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) (29 авг. 1960 - 15 сент. 1987), церковный писатель, музыкант ПАВЕЛ АВРЕЛИАН (VI в.?), св. (пам. зап. 12 марта), 1-й епископ Леон (ныне г. Сен-Поль-де-Леон) в Арморике (Бретань, Франция), один из 7 св. покровителей Бретани ПАВЕЛ АНТИОХИЙСКИЙ [Булус ар-Рахиб аль-Антаки] (XII-XIII вв.?), еп. г. Сидон (Сайда, Ливан), правосл. арабоязычный богослов ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ Павел Высокий († 1.01.1383), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель ПАВЛИН II архиеп. Антиохии (362-388), глава евстафианской (строго православной, никейской) общины этого города; противник свт. Мелетия I Антиохийского (360-381) ПАВЛИЦА (Нова-Павлица), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви ПАВЛОВСКИЙ (Корвин-Павловский) Игнатий Людовик (1776 - 1842), католич. архиепископ Могилёвский и митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи

http://pravenc.ru/rubrics/121236_190.htm...

Мониторинг СМИ Золотой петушок пропел над Парижем Объявлены даты завершения реставрации Нотр-Дама 29.02.2024 15:19 Фото: kommersant.ru Главный собор Франции, ее символ, едва не погибший в пожаре пять лет назад, будет отреставрирован к этому лету и откроется для прихожан торжественной службой в начале декабря. В этом уверены и власти, и реставраторы, и священники. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов. Гости летних Олимпийских игр в Париже увидят собор почти таким же, как до пожара. Почти — потому что задняя его часть и апсида останутся в лесах до 2030 года. Со стороны острова Сен-Луи еще шесть лет будут приводить в порядок большие аркбутаны и внешние стены обходящего главный алтарь деамбулатория. Строители могли бы продвинуться дальше и сделать это быстрее, если бы не два встретившихся им непреодолимых препятствия. Первым стала эпидемия COVID-19, остановившая работы, вторым — обнаружившееся загрязнение острова Сите и окрестных кварталов буквально испарившимся от жара свинцом кровли, что потребовало особого протокола реставрации и защитных мероприятий. Формально обещание президента Эмманюэля Макрона полностью восстановить собор к 2024 году, данное вскоре после пожара, не нарушено, ведь оставшиеся в лесах части здания не пострадали от огня, а просто давно требовали реставрации. Теперь ее наконец-то можно провести: пожертвований, поступивших со всего света, хватит и на это — 340 тыс. донаторов из 150 стран мира отдали во спасение Нотр-Дама в общей сложности 846 млн. евро. К этому лету предстоит завершить кровлю и покрыть ее свинцовыми листами. Под ними будет поставлена на дежурство новая совершенная система противопожарной защиты деревянного чердака — «леса», где 15 апреля 2019 года зародился огонь. Во время Олимпийских игр и после них, до конца осени, будут продолжаться работы в интерьере храма. Предстоит заново смонтировать звучавший во время служб главный орган (он не пострадал от огня, но деревянные его части пришлось сушить из-за попавшей на них воды, а 8 тыс. его труб надо было очистить от осевших на них частиц свинца) и настроить его, установить сиденья для молящихся, вернуть на свои места спасенные от огня в день пожара скульптуры и живопись, а также главные реликвии собора. В их числе терновый венец Христа, который Людовик Святой привез в свою столицу в XIII веке. Он уцелел, как и частица Животворящего Креста и гвоздь распятия. По заказу архиепископа Парижского художник Сильвен Дюбюиссон спроектировал новый реликварий для установки близ алтаря.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНРИХ IV [франц. Henri] (13.12.1553, замок По, Наварра-14.05.1610, Париж), кор. Наварры с 1572 г., кор. Франции с 1589 г. Из династии Бурбонов, сын герц. Вандомского Антуана Бурбона и Жанны д " Альбре, кор. Наваррской (с 1555). От брака с Маргаритой Валуа детей не было, от брака с Марией Медичи - 6 детей, в т. ч. буд. кор. Людовик XIII. Г. был крещен в католич. вере 6 марта 1554 г. После смерти деда Генриха д " Альбре королевой Наварры и виконтессой Беарна стала мать Г., а наследным принцем - сам Г. С 1556-1557 гг. при поддержке королевской четы на территории Наварры и Беарна стал распространяться кальвинизм . На праздник Рождества 1560 г. Жанна д " Альбре официально отреклась от католич. веры, став одной из самых одиозных сторонниц «реформированной религии». Вместе с ней в кальвинизм перешли ее муж Антуан Бурбон и сын Г. Однако Антуан Бурбон, как принц крови претендовавший на регентство при малолетних королях Франциске II († 1560) и Карле IX , после назначения генеральным наместником Французского королевства вернулся к католич. вере. В авг. 1561 г. Г. вместе с матерью прибыли к королевскому двору. После «резни в Васи» (1562), когда дворяне герц. Гиза избили гугенотов, положив начало религиозным войнам во Франции (1562-1594), Жанна д " Альбре демонстративно удалилась в замок Вандом (кон. марта 1562), Г. остался при франц. дворе и сменил вероисповедание, став католиком (1 июня 1562). После смерти Антуана Бурбона (17 нояб. 1562) королева-мать Екатерина Медичи разрешила Жанне д " Альбре взять на себя религ. воспитание сына. Вернувшись к кальвинизму, Г. тем не менее вместе с герцогом Анжуйским (буд. кор. Генрих III) и герц. Генрихом Гизом начал изучение основ католич. богословия в Наваррском колледже в Париже. Кор. Генрих IV Наваррский. Рис. Фр. Клуэ (?). XVI в. (ГЭ) Кор. Генрих IV Наваррский. Рис. Фр. Клуэ (?). XVI в. (ГЭ) В кон. янв. 1567 г. Жанна д " Альбре с сыном вернулись в свои владения. После гибели дяди, принца Луи де Конде , в сражении при Жарнаке (13 марта 1569) Г. стал формальным лидером партии гугенотов (реальное военно-политическое руководство перешло в руки адмирала Г. Колиньи ).

http://pravenc.ru/text/162135.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010