Лев III, недовольный (как можно думать) тем способом, которым Людовик принял корону, не поздравил его с восшествием на престол и не потребовал от римлян обычной клятвы в верности императору. Вражда, которая несколько раньше подвергала жизнь этого папы опасности, вновь возникла вскоре после смерти его покровителя. В Риме произошли серьезные беспорядки (815 г.) и немало кровопролитий, и Лев взял на себя смелость наказать некоторых своих врагов смертью, каковой акт Людовик счел вторжением в его права, как государя. Поэтому он отправил своего преемника Бернарда, короля Италии, для расследования дела на месте, но папа обезоружил его негодование, согласившись дать объяснение в своем поступке. Лев умер в 816 году. Богатство, которым он располагал, по-видимому было громадным, и папский библиотекарь Анастасий наполняет многие страницы перечислением тех великолепных даров, которые он мог делать своей церкви. Римляне поспешно избрали его преемником Стефана IV, который посвящен был без испрошения на то согласия императора (Июнь 816 года). Стефан сознавал необходимость извиниться в этой неправильности, которую он приписывал нужде времени, когда можно было опасаться народных смятений. Он издал определение, которым постановлялось, что посвящение будущих пап должно совершаться в присутствии императорских уполномоченных 2940 , и, заставив граждан Рима поклясться в преданности Людовику, он сам отправился во Францию (Окт. 816 г.) с целью объяснения дела и извинения,– и быть может также с целью обеспечить себя от насилия со стороны римских партий; но благочестивый император показал ему чрезвычайную предупредительность. Он встретил его на расстоянии мили от Реймса, оба они сошли со своих коней, и Людовик, прежде чем обнять трижды поклонился ему в ноги. В следующий воскресный день первосвященник возложил на голову Людовика великолепную корону, которую привез с собой, и помазал как его, так и его императрицу Эрменгарду. Анастасий рассказывает, что честь, оказанная папе, почти превосходила всякое описание: он получил от императора все, чего только желал, и, по примеру прощения Спасителя, он даровал прощение всем, кто во время Льва вынуждены были искать убежища во Франции вследствие преступлений против церкви, и они сопровождали его при его возвращении в Рим. По смерти Стефана в начале следующего года (817 г.), его преемником был немедленно избран и посвящен Пасхалий. Новый папа отправил посольство с целью уверить императора, что «он скорее вынужден был, чем сам выскочил на свою кафедру», и извинение было принято.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 822 г. тот по приказу отца отправился в Италию, чтобы навести порядок и укрепить законность, но вскоре подозрительный Людовик Благочестивый отозвал сына к себе в Ахен, не разрешив надолго задержаться в Павии – резиденции короля Италии. Узнав об этом, Римский епископ заманил тщеславного (как выяснилось) юношу в Рим, где в Пасху 823 г. венчал его императором Западной Римской империи. По сохранившимся сведениям, отец-император не имел ничего против этого акта, вновь проявив отсутствие того ума и зрелости мысли, какие демонстрировал Карл Великий. Он даже не догадывался, сколько папа Пасхалий выиграл в своих отношениях с императорским престолом, короновав Лотаря в Риме, а не в Реймсе, как некогда самого Людовика Благочестивого. Теперь Римский епископ наглядно продемонстрировал, что Апостольский престол, и только он, является источником власти всех монархов, включая и Франкских королей. Отныне и на многие столетия императором мог стать только тот, кто непосредственно в Риме будет венчан понтификом. Но, надо сказать, и папа недооценил всех последствий своего поступка. Молодой Лотарь с полным сознанием собственных прав начал наводить порядок в Риме, к вящему неудовольствию клириков и восторгу аристократической партии, не признававшей власти папы над городом. И едва юный император отъехал к отцу, в Риме вновь начались волнения, закончившиеся очередными казнями противников Пасхалия – двух министров папского двора Феодора и Льва. Поскольку эти лица относились к высшему сословию и являлись приверженцами императора, Людовик Благочестивый направил в Рим своих сановников для производства дознания. Прибыв в августе 823 г. в Вечный город, те с изумление обнаружили, что папа уклоняется от следствия и открыто бойкотирует приглашение императорских судей прибыть для дачи объяснений. Время шло, папа являл собой пример открытого неповиновения императору и, чтобы раз и навсегда освободиться от необходимости объясняться перед судьями, принес очистительную клятву, попутно предав проклятию убитых и выступив с защитительной речью в пользу убийц. Поняв, что им делать больше нечего, франкские сановники вернулись в Ахен вместе с легатами папы. Людовик Благочестивый был в ярости: как император, он был обязан защищать своих подданных, но, вновь столкнувшись с открытой конфронтацией со стороны папы, не осмелился что-либо предпринять против него. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но вскоре папа Пасхалий умер 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Западной Франкии уже при жизни Карла Лысого (875–877), который все-таки стал императором, один мятеж сменял другой. Аквитания вышла из-под его власти и объявила о своей самостоятельности как независимое королевство. Аристократы, почувствовав свою силу, посчитали совершенно необязательным соблюдать старые клятвы и потребовали от короля, чтобы ни одно серьезное решение с его стороны не было сделано без предварительного совета с ними и их согласия. После 843 г. в течение короткого времени еще 5 раз (!) будут составляться новые и новые договоры о разделе империи Карла Великого, которой попросту не стало 468 . IV В отличие от франков, неспособных вместить в свое сознание имперскую идею, Рим, как уже говорилось выше, по-прежнему мыслил существование мира в старых образах, хотя качественно перераспределил роли в церковной и политической иерархии. Пусть Западная империя разделена, но ведь все три короля – христиане, и все они в той или иной степени признают первенство Римского епископа в Кафолической Церкви. Почему же, спрашивается, не попытаться воссоздать если не Римскую империю, то организовать, например, Тройственный союз всех христианских западных государей? Надо сказать, такие попытки предпринимались, и не раз. В 844 г., в 847 г. и в 851 г. созывались необходимые конференции, где говорилось много красивых слов и давалось множество обещаний, о которых забывали, не успев разъехаться по домам. На самом деле, сохраняя внешне братские отношения, все три наследника Людовика Благочестивого постоянно пытались сговориться двоем против одного, чтобы устранить «несправедливости» раздела их отцом Франкского государства. В 848 г. Лотарь попытался объединиться с Людовиком Баварским против Карла Лысого, а в 854 г. – с Карлом против Людовика. В этом же году Людовик в отместку направил своих людей в Аквитанию, чтобы поднять восстание против брата. Дважды, в 858 и 875 гг., Людовик Баварский нападал на королевство Карла Лысого, пытаясь лишить того короны. После смерти Лотаря, происшедшей в сентябре 855 г., Карл дважды (в 861 и 869 гг.) вторгался в Лотарингию и Прованс, пытаясь отобрать эти земли у законных наследников. Лишь изредка оба брата, Карл и Людовик, договаривались о взаимных действиях, если их интересам угрожали третьи силы, или для того, чтобы посягнуть на чьи-то чужие территории. Поэтому соглашение, которое они заключили в 859 г., как вечное и нерушимое, стоило столько, насколько соответствовало интересам каждого из наследников покойного Лотаря в конкретную минуту 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Словно бич Божий опускался на плечи отпрысков Карла Великого: они один за другим умирали в молодом возрасте или рождались с тяжелыми болезнями. Баварский король Карломан II (879–884) – старший из сыновей Людовика Немецкого, разваливший державу отца, в 35 лет был разбит параличом и через два года отрекся от престола. Но в 880 г. у его брата, Людовика III Молодого, в 33 года также обнаружились признаки тяжелого недуга, и он скончался в 882 г. Папа Марин I (882–884) спешно венчал императором Карла III Толстого (884–887), еще одного сына Людовика Немецкого. Он прилагал титанические усилия для того, чтобы сохранить единство власти в обеих частях Западной империи. И казалось, что такая ситуация объективно может быть на руку смелому претенденту на императорство в Западной империи, поскольку за неимением других наследников можно предъявлять претензии на единовластие. Ведь он уже был королем Восточно-Франкского королевства с 876 г., теперь стал государем Западной части державы Карла Великого. Но Карл Толстый совсем не обладал достоинствами своего деда. В 885 г. он с большой армией не смог предотвратить осады Парижа норманнами, а в 887 г. сильно заболел, отказался от императорской короны и вскоре скончался от инсульта 64 . Теперь императорская корона стала настоящей и ничего не стоящей игрушкой в руках франкских правителей. Единая Западная империя раскололась на Восточно-Франкское и Западно-Франкское королевства. Затем, вследствие борьбы сыновей со своими отцами и между собой, выделились Бавария, Тюрингия, Саксония, Италия, Лотарингия и Аквитания. Междоусобица осложнялась тем, что в это же время жесточайшие по своим последствиям набеги норманнов стали не просто обычным, а системным явлением для побережья Франции и даже внутри Западно-Франкского королевства. Единственной силой, способной обеспечить итальянцев сухопутной армией и флотом, стал Римский император. Уже в 876 г. понтифик Иоанн VIII (872–882) писал Василию Македонянину: «Города, крепости и села уничтожены вместе с их жителями, епископы разогнаны, в стенах Рима ищут приюта остатки совершенно беззащитного народа. За стенами города все разорено и превращено в пустыню. Вся Кампания лишена своего населения; и мы, и монастыри, и другие благочестивые учреждения, и Римский сенат оставлены без средств к существованию. Окрестности города опустошены до такой степени, что в них нельзя найти ни одной живой души, ни взрослого, ни ребенка» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И это не напрасно изобрел блаженный, но желая искоренить из ума верных наблюдение за планетами, что благодатью Христовою и молитвами святых Его, и совершилось в восточных церквах и до сих пор сохраняется всеми благочестивыми. По этой причине установлено святыми отцами для верующих каждый день седьмицы на вечерни воспевать приятно и равномерно составленные песни и пения во славу Божию и в похвалу тех святых, которые случаются на каждый день, и которые, будучи воспеваемы, освящают умы верных, отгоняя от них всякую бесовскую и языческую лесть и вливая в них немалое духовное наслаждение; об Аполлоне же и Артемиде, Меркурие и Марсе, о Юпитере, Венере и Сатурне воспоминания нет у них и следа. Все это они отвергли, предоставив сие еллинам и египтянам, повинуясь изречению Святого Духа, повелевающего: яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки (Пс.  16, 4). И опять: не помяну же имен их устнама моими. Господь часть достояния моего и чаши моея (Пс. 15, 4. 5). Какие же это жестокие пути (от которых сохранил себя пророк), как не злочестивые учения и предания богоборных звездоблюстителей, а в особенности наблюдения злочестивейшего „Альманаха " касательно дней и часов и мгновений, которыми он, как бы путями какими, ведет к погибельной пропасти послушающих его и делает это не только мысленно, но и чувственно. То, что я хочу здесь разсказать слушателям, я видел своими глазами, а не от другого кого слышал, и расскажу как пред Богом, из любви к истине. В Италии есть город славный и многонародный, который и назывался Медиолан, изобилующий бесчисленными благами, потребными в жизни, а в особенности мудрыми и благородными людьми; в нем также процветают страннолюбие и доброта; находится он в стране, называемой Ломбардия. В этом городе был правитель, по латыни дукс, именем Людовик, по прозванию Моро, власть которого уничтожил знаменитый король западных французов Людовик XII. Ибо означенный дукс Людовик к прочим своим бесчисленным злодеяниям,  мучительствам и ухищрениям,  приобрел себе некоторого гадателя по звездному течению магистра,  именем  Амвросия  Розада,  который  считался первым между тогдашними астрологами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

И это не напрасно изобрел блаженный, но желая искоре­нить из ума верных наблюдение за планетами, что благодатью Христовою и молитвами святых Его, и со­вершилось в восточных церквах и до сих пор со­храняется всеми благочестивыми. По этой причине уста­новлено святыми отцами для верующих каждый день седьмицы на вечерни воспевать приятно и равномерно составленные песни и пения во славу Божию и в по­хвалу тех святых, которые случаются на каждый день, и которые, будучи воспеваемы, освящают умы верных, отгоняя от них всякую бесовскую и языческую лесть и вливая в них немалое духовное наслаждение; об Аполлоне же и Артемиде, Меркурие и Марсе, о Юпи­тере, Венере и Сатурне воспоминания нет у них и следа. Все это они отвергли, предоставив сие еллинам и египтянам, повинуясь изречению Святого Духа, пове­левающего: «яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути же­стоки» (Пс. 16:4). И опять: «не помяну же имен их устнама моими. Господь часть достояния моего и чаши моея» (Пс. 15:4—5). Какие же это жестокие пути (от которых сохранил себя пророк), как не злочестивые учения и предания богоборных звездоблюстителей, а в особен­ности наблюдения злочестивейшего «Альманаха» касательно дней и часов и мгновений, которыми он, как бы пу­тями какими, ведет к погибельной пропасти послушающих его и делает это не только мысленно, но и чув­ственно.         То, что я хочу здесь рассказать слушателям, я видел своими глазами, а не от другого кого слышал, и расскажу как пред Богом, из любви к истине. В Италии есть город славный и многонародный, кото­рый и назывался Медиолан, изобилующий бесчисленными благами, потребными в жизни, а в особенности муд­рыми и благородными людьми; в нем также процветают страннолюбие и доброта; находится он в стране, называемой Ломбардия. В этом городе был прави­тель, по латыни дукс, именем Людовик, по прозванию Моро, власть которого уничтожил знаменитый король западных французов Людовик XII. Ибо означенный дукс Людовик к прочим своим бесчисленным злодеяниям, мучительствам и ухищрениям, приобрел себе некоторого гадателя по звездному течению маги­стра, именем Амвросия Розада, который считался первым между тогдашними астрологами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(Chron. Salem. Р. 111) 28 Франкский император и итальянский король Людовик II, внук императора Людовика I Благочестивого, а не восточнофранкский король Людовик II Немецкий, как нередко по недоразумению считается в литературе (Ловмяньский 1985. С. 195; и др.); смешаны эти два Людовика и в указателе к ДР (с. 584). 30 После коронации франкского короля Карла Великого в 800 г. в Риме императорским венцом прения между византийскими василевсами и франкскими государями о законности титулования последних императорами стали постоянной темой в отношениях между двумя державами. С точки зрения византийской политической доктрины, христианская империя может быть только одна, поэтому единственной законной империей была Византийская, или Ромейская, т. е. Римская (по своему происхождению и византийскому самоназванию). Договор между Карлом Великим и византийским императором Михаилом I санкционировал для первого титул «император франков». Между тем Людовик титуловал себя (в том числе и в данном послании) «римским императором» («imperator Romanorum»), а византийского императора – «императором Нового Рима», что и вызвало протест с византийской стороны. Ср. 46/5 и примеч. 42–43. 31 Греческий титул πρωτοσυμβολος (буквально «первый советник») применительно к арабским правителям, в том числе и багдадским халифам, в византийской практике зафиксирован, например, у хрониста рубежа VIII–IX вв. Феофана (Theoph. Р. 225.7) и, в качестве официального дипломатического обращения, у Константина Багрянородного в середине X в. (Const. De cerim. II, 48. Р. 686.14, 16). 32 Слова αρχιτος в греческом языке нет; возможно, путаница в оригинале или протографе Vatic. 5001 с греч. ρχηγóς «главный предводитель, родоначальник, царь», иногда упореблявшимся применительно к арабам (см., например: Theoph. Р. 401.4). 35 Тюркский народ, основавший в 60-е годы VI в. многоэтничную державу на Дунае (Аварский каганат) и равно хорошо известный как в латинской Европе, так и в Византии, где его правитель одинаково именовался хаганом. Аварский каганат был разгромлен Карлом Великим в самом конце VIII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В правление Людовика Благочестивого (814-840), по сложившемуся в историографии мнению, происходит развитие тех принципов, к-рые были определены Карлом. Идея всеобъемлющего единства «народа Божьего» получила выражение в «Ordinatio imperii» 817 г.: «единство империи» рассматривалось Людовиком как богоугодное, богоустановленное и богохранимое - распад империи вслед. «человеческого разделения» неизбежно вызовет гнев Господа (Ordinatio imperii//MGH. Capit. T. 1. P. 270). Тем не менее, согласно тому же документу, Людовик разделил империю между своими сыновьями, сохранив за собой верховную власть. Монета кор. Людовика Немецкого, отчеканенная в Трире. Аверс, реверс Монета кор. Людовика Немецкого, отчеканенная в Трире. Аверс, реверс После смерти императора его сыновья в 843 г., собравшись в Вердене (совр. Франция), заключили договор о разделе территории Франкского гос-ва. Земли герм. племенных герц-ств, т. н. Восточнофранкское королевство, получил средний сын императора Людовик Немецкий (843-876). После смерти Лотаря II (855-869), сына имп. Лотаря I, в Мерсене произошел следующий раздел (870), по к-рому территория королевства Лотаря (Лотарингия) отошла Восточнофранкскому королевству. Тем самым была установлена первая граница между буд. Г. и Францией. Наследниками Людовика Немецкого были его сыновья Карломан (876-880), Людовик Младший (880-882) и Карл III Толстый (882-887). В 881 г. Карлу III удалось в последний раз объединить все земли, входившие в империю Карла Великого. Однако в нояб. 887 г. он был смещен и вскоре умер. Королем стал сын Карломана Арнульф (888-899). Поддержанный знатью, Арнульф сумел завладеть Италией (894) и получить имп. корону (896). Власть сына Арнульфа Людовика Дитяти (900-911), последнего представителя нем. Каролингов, была ограничена местной знатью. Долгое время на герм. землях крупнейшими племенными герц-ствами были Саксония и Бавария, саксон. герцогам подчинялись тюринги. В Швабском герц-стве населявшие его швабы (аламанны) не достигли племенного единства - на их земле ряд знатных семейств оспаривали власть у местных герцогов. Герц-ство Лотарингия, появившееся в результате политических комбинаций, включало области с преобладанием романского населения. Вдоль р. Майн сложилось Франконское герц-ство. Побережье Северного м. и ряд островов занимало племя фризов, в силу окраинного положения не участвовавшее в политической жизни королевства. С пресечением рода Каролингов можно говорить о начале гос. развития собственно Г.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Однако эти благие начинания натолкнулись на жесткую стену «личного права», впечатанного в германское сознание, согласно которому каждый свободный франк, вне зависимости от того, какому суверену он подчинялся, сохраняет неотъемлемое право на жизнь и суд в соответствии с правовыми обычаями своих предков 439 . Почти сразу же после того, как в 817 г. император официально определил вотчины для своих сыновей, начался «парад суверенитетов». В 818 г. восстал король Италии Бернгард, тяготившийся своим статусом императорского наместника полуострова, а не полноправного правителя. Бернгарда активно поддержали лангобарды, в которых не угасали стремление к самостоятельности и желание как можно быстрее сбросить власть ненавистных франков. Но несчастный Итальянский король был обманут в своих ожиданиях: Пипин и Людовик не осмелились открыто выступить против отца, и когда войско Людовика Благочестивого подошло к границам Италии, собственные солдаты оставили Бернгарда. В отчаянии тот поспешил в Авильон, чтобы на коленях выпросить себе прощение у дяди (по другим данным, был обманом завлечен к нему), но его ждал смертный приговор. Равно как и всех епископов и мирян, участвовавших в заговоре 440 . Правда, бывшего короля не казнили, а ослепили – этот относительно «гуманный» способ устранения конкурента с политической арены активно использовался и на Западе, и на Востоке. Но через три дня Бернгард все же скончался 441 . Удрученный Людовик Благочестивый 40 дней постился и затем принес публичное покаяние по поводу смерти племянника, что также не могло не сказаться на падении императорского авторитета и возвышения нравственной роли окружавших его епископов и монахов, под влияние которых он к тому времени попал 442 . Почти два года после этого место короля Италии оставалось вакантным, и только в 820 г. Итальянская корона была возложена на голову Лотаря (818–855). На фоне плохо скрываемого недовольства этим фактом двух других своих детей Людовик довольно благоразумно решил соединить в одном лице титулы императора Западной империи и короля Италии. Но вскоре его ждало новое разочарование – на этот раз от неугомонного папы Пасхалия, решившего во что бы то ни стало вернуть утраченную при Карле Великом духовную власть понтифика над монархом. Для своих планов он решил сыграть на честолюбии Лотаря и его неопытности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНК [лат. Concas, Conchas; франц. Conques], католич. бенедиктинский, впосл. премонстрантский мон-рь Спасителя и св. Веры (деп. Аверон, Франция). История Мон-рь Спасителя и св. Веры Мон-рь Спасителя и св. Веры Аббатство было основано в горном ущелье у слияния рек Дурду и Уш, на территории графства Руэрг (в 37 км к северу от г. Родез). Происхождение названия (от лат. concha - раковина) обычно связывают с формой ущелья и неровной поверхностью горных склонов. Точных сведений о времени и об обстоятельствах основания мон-ря нет. В источниках (часть из них была фальсифицирована в XI в.) содержатся противоречивые данные. В картулярии аббатства, составленном на рубеже XI и XII вв., при аббате Бегоне III (1087-1107), сохранилось только 7 грамот, датируемых ранее 900 г. Самая ранняя грамота, к-рая признаётся подлинной,- дарственная местного сеньора Леутада (801) аббату Мадральду (Медральду) и насельникам мон-ря Пресв. Девы Марии, расположенного в местности Конкас (Concas). В грамоте сообщается, что монахи соблюдали Устав св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ). В завещании Дадилы, аристократа из Септимании (813), упоминается о мон-ре К. (Conchis), посвященном Спасителю. В договоре мены (concambiaria) между К. и монастырем Пресв. Девы Марии в Лане, заключенном в сент. 823 г. при участии Клермонского еп. Стабилиса по поручению имп. Людовика Благочестивого (814-840), аббатом К. назван Анастасий. Ранее основными источниками сведений по ранней истории мон-ря считались грамоты имп. Людовика Благочестивого и короля Аквитании Пипина II (838-864) (эти грамоты не были включены в картулярий). В имп. грамоте, датированной 8 апр. 819 г. (изд.: Cartulaire. 1879. P. 409-411; Oudart. 1997), сообщается, что некогда в место под названием Конк пришел подвижник Дадон, чтобы вести там уединенную жизнь. В ущелье скрывались от сарацин неск. христиан, к-рые решили построить ораторий; Дадон принял участие в сооружении часовни.

http://pravenc.ru/text/1841928.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010