22 июля 1176 г. с санкции кор. Людовика VII, по желанию его брата еп. Шартрского Вильгельма ( 1202), к-рый стал архиепископом Реймса, И. С. был избран его преемником на кафедре Шартра «в память о Бекете»; 15 авг. состоялась его интронизация в Шартрском соборе. Об архипастырской деятельности И. С. известно крайне мало: сохранились лишь отрывочные замечания в различных документах, свидетельствующие, что он отличался мягким характером и уделял много времени заботе о пастве. В марте 1179 г. И. С. принимал участие в Латеранском III Соборе , где предложил ряд мер, направленных на упрощение и реформирование церковной жизни в духе евангельского благочестия. По сообщениям средневек. источников, после кончины И. С. не осталось никакого личного имущества, кроме книг, облачений и сосуда с кровью архиеп. Фомы - все это он завещал Шартрскому собору. Похоронен И. С. в церкви аббатства Нотр-Дам-де-Жозафа в Леве близ Шартра; его мраморное надгробие сохранилось до наст. времени. Сочинения и взгляды Лит. наследие И. С. разнообразно. Благодаря своим сочинениям он прославился как теоретик государственной власти и мыслитель гуманистического склада. В сочинениях И. С. нашли отражение и его собственные философские размышления, и актуальные мировоззренческие и общественные вопросы его времени. Следуя распространенному в XII в. обычаю, большинству сочинений И. С. давал «греческие» названия, хотя греч. языка он, судя по всему, не знал. Первое полное издание сочинений И. С. было выпущено в 1848 г. под редакцией Ж. А. Жиля; позднее оно было взято Ж. П. Минем за основу при публикации текстов И. С. в 199-м томе «Латинской патрологии». В XX в. все основные произведения и письма И. С. вышли в критических изданиях. На рус. язык ни одно из сочинений И. С. полностью не переводилось; в кон. XX - нач. XXI в. были изданы переводы небольших фрагментов из «Поликратика» и «Металогика». Наиболее ранним сочинением И. С. является поэма «Entheticus de dogmate philosophorum» (Энтетик, об учении философов; также называется «Entheticus Major», «Большой Энтетик»). Точная дата создания сочинения неизвестна; исследователи полагают, что поэма была написана между 1154 и 1162 гг. Возможно, что предварительные наброски отдельных частей поэмы относятся к более раннему времени - к периоду обучения И. С. Стоящее в заглавии поэмы слово «entheticus», по-видимому, было изобретено И. С.; наиболее убедительно выглядит предположение о том, что И. С. придавал этому слову смысл «предварительное введение», «обзор для начинающих». Главной задачей И. С. в поэме было представить защиту классического образования, предполагавшего, в числе прочего, знакомство с античной «языческой» философской мыслью. И. С. критически рассматривает в поэме взгляды мн. греч. и рим. философов, доказывает превосходство «христианской философии» и обосновывает допустимость для христианина обращаться к античному наследию в поисках разумных аргументов и моральных примеров, подтверждающих истины христ. веры.

http://pravenc.ru/text/471506.html

Солемское аббатство св. Петра. XI в., XIX в. Солемское аббатство св. Петра. XI в., XIX в. Во 2-й пол. XVIII в. среди М. возникло движение за ослабление чрезмерно суровых требований устава. В 1765 г. 28 монахов Сен-Жермен-де-Пре обратились к кор. Людовику XV (1715-1774) с письмом, осуждавшим сложившиеся практики. Это стало причиной серьезного конфликта внутри конгрегации, генеральный настоятель М. Ж. Дельрю и др. лидеры М. сурово осудили авторов письма. Однако этот конфликт и политика французских властей, направленная на ограничение влияния монашеских орденов и конгрегаций (в 1766 была создана Комиссия по делам монашествующих, франц. Commission des réguliers), сделали необходимым составить новую версию конституции М. (принята на генеральном капитуле в 1769; опубл. в 1770), но в ней практически не содержалось послаблений по сравнению с предыдущей версией. Наиболее значительным новшеством стало включение в состав генерального капитула делегатов из числа рядовых монахов ( Lemoine. 1965. P. 243-246). Конгрегация М. была ликвидирована в 1790 г., во время Французской революции (1789-1799). 2 сент. 1792 г. в Париже казнили последнего генерального настоятеля Амбруаза Шеврё и 2 монахов-М. (беатифицированы Римско-католической Церковью в 1926). После реставрации во Франции династии Бурбонов вернувшимися из эмиграции М. была предпринята попытка возродить конгрегацию, закончившаяся неудачей. В 1817 г. конгрегация была формально упразднена папой Римским Пием VII . В 1837 г. папа Римский Григорий XVI создал во Франции бенедиктинскую конгрегацию во главе с аббатством Солем; она стала правопреемницей всех франц. бенедиктинцев, в т. ч. и М. Продолжая традиции средневек. «ученого монашества», М. уделяли огромное внимание высокому уровню образованности монахов. В каждой провинции существовали 1 или 2 мон-ря, предназначенные для подготовки новициев, а также несколько обителей, где велись научные исследования. Принесению монашеских обетов и монашескому постригу предшествовал 2-летний период новициата, а рукоположению во священники - не менее 5 лет обучения, включавшего изучение не только теологии и философии, но и древних языков (в т. ч. древнегреческого и древнееврейского), а также истории. М. заботились о комплектовании монастырских б-к в соответствии с запросами ведущих ученых как новейшими печатными изданиями, так и старинными рукописями. Главным интеллектуальным центром конгрегации было аббатство Сен-Жермен-де-Пре, куда привлекали наиболее способных монахов из других мон-рей. М. также поддерживали контакты с историками-эрудитами, пользовались их б-ками, состояли с ними в переписке, организовывали в Сен-Жермен-де-Пре регулярные собрания для обсуждения различных научных проблем. Видные ученые-М. предпринимали длительные путешествия по Франции и Зап. Европе для сбора необходимых материалов ( Knowles. 1959. P. 174).

http://pravenc.ru/text/2561154.html

К. было уделено налаживанию отношений с крестоносцами, с поддерживавшими их европ. гос-вами и преодолению невыгодных для Византии последствий крестового похода. Летом 1147 г. на Балканы пришло войско нем. крестоносцев во главе с имп. Конрадом III, участником 2-го крестового похода. Византийцы пытались препятствовать грабежам рыцарей на своей земле, что вскоре привело к стычкам и настроило византийцев и крестоносцев враждебно. Византийцы фактически оборонялись от войска Конрада III, позволяя рыцарям двигаться только по согласованным маршрутам. В нач. осени 1147 г. Конрад был переправлен М. К. в М. Азию, где вскоре был разбит тюрками. М. К. предлагал военную помощь крестоносцам в М. Азии, но получил отказ. Одновременно враждебность европейцев и возможность их союза против Византии подтвердились после нападения летом 1147 г. флота кор. Рожера II Сицилийского на греч. побережье и захвата им Корфу (Керкиры). Франц. крестоносное войско кор. Людовика VII подошло к К-полю в кон. осени 1147 г. Людовик стремился сохранять дружественные отношения с М. К. и отвергал предложения нек-рых своих сеньоров поддержать сицилийцев и вступить с Византией в войну. М. К. торжественно принял Людовика и вскоре переправил его войска в М. Азию, где под Никеей они соединились с остатками войска Конрада. Раненый Конрад вскоре вернулся в К-поль и провел при дворе М. К. зиму 1147/48 г., а весной отправился на Св. землю морским путем. После фактической неудачи 2-го крестового похода, возвращаясь в Европу, осенью 1148 г. Конрад вновь встретился с М. К. в Фессалонике; союз между 2 империями был упрочен. Конрад выражал готовность выступить против Сицилии одновременно с византийцами. В 1148/49 г. был заключен брак между племянницей М. К. Феодорой и племянником Конрада Генрихом Бабенбергом, герц. Австрийским. Весной 1150 г. также велись переговоры о династическом браке между принцем Генрихом Германским и одной из родственниц М. К. Брак, однако, так и не состоялся (вероятно, из-за смерти Генриха в 1151). Союз М.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

Рожер, видя, какая опасность может ему грозить от союза Византии с Германией, обещавшей сухопутное войско, и Венецией, приславшей флот, развил искусную дипломатическую деятельность, которая должна была создать Византии всевозможные затруднения. Благодаря сицилийскому флоту и интригам, против Конрада внутри Германии поднялся герцог Вельф, давний враг Гогенштауфенов, что помешало германскому государю выступить в Италию в союзе с Византией; сербы, поддержанные уграми (венграми), также открыли военные действия против Мануила, что отвлекло внимание последнего на север. Наконец, Людовик VII, огорченный неудачей Крестового похода, раздраженный против греков и вступивший на обратном пути в дружественное соглашение с Рожером, снова готовил Крестовый поход, который грозил Византии неминуемой опасностью. Аббат Сугерий, управлявший Францией во время отъезда Людовика во второй поход, являлся инициатором нового крестоносного предприятия, а знаменитый Бернард Клервоский был даже готов сам стать во главе ополчения. Один французский аббат писал сицилийскому королю: “Наши сердца, сердца почти всех наших французов горят стремлением и любовью к миру с вами; к этому побуждает нас низкое, неслыханное и подлое предательство греков и негодного короля (regis) их в отношении к нашим пилигримам... Восстань на помощь народа Божия... отомсти за толикие обиды!” 143 Рожер сблизился и с папой. Кроме того, Запад вообще относился неодобрительно к союзу “правоверного” германского государя со “схизматическим” византийским императором. В Италии находили, что Конрад был уже заражен греческим непослушанием, и папская курия делала попытки повлиять на его возвращение на путь истины и усердного служения католической церкви. Папа Евгений III, аббат Сугерий и Бернард Клервоский прилагали старания, чтобы разорвать союз двух империй. Таким образом, в середине XII века, по словам В. Г. Васильевского , “против Мануила и Византии готовилась образоваться сильная коалиция, во главе которой стоял король Рожер, к которой уже принадлежала Венгрия с Сербией, к которой готовилась присоединиться Франция, а также и папа, к которой старались привлечь Германию и ее короля. Если бы удалось последнее, то Константинополю уже теперь грозил бы 1204 год.” 144

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В период Каролингского возрождения основанные в VII-VIII вв. мон-ри становятся центрами образованности. С мон-рем в г. Лоб связаны имена поэта св. Эрминия ( 737) и агиографа Анзона Лоббского ( 800); биограф Карла Великого Эйнгард был настоятелем мон-рей св. Петра и св. Баво в Генте, мон-рь в Стабло получил европ. известность благодаря скрипторию. При императорах Карле Великом и Людовике Благочестивом на территории Б. закрепилось то епархиальное деление, к-рое исторически сложилось в предшествующую эпоху; все 3 еп-ства подчинялись Реймсскому архиепископу. Христиан на юго-востоке страны окормлял архиепископ Трирский. Самым значительным еп-ством на востоке Б. было Моза-Траектское, епископы к-рого между 810 и 831 гг. перенесли кафедру в г. Леодий (совр. Льеж). После распада империи Каролингов по Верденскому договору 843 г. и в результате последующих разделов на территории Б. возник ряд самостоятельных гос. образований. В зап. части, отошедшей к Западнофранк. королевству, в IX в. сложилось графство Фландрия. Территория Вост. Б. стала частью герц-ства Лотарингия в составе Восточнофранкского королевства (с 962 г.- Римско-Германская империя). С сер. IX в. начинаются вторжения норманнов: Б. и Нидерланды, находящиеся на морском побережье и в нижнем течении крупных рек, оказались наиболее пострадавшими от морских завоевателей районами Европы. В IX-X вв. в стране приходят в упадок города и более мелкие поселения на побережье. Постоянная угроза внешних вторжений и необходимость обороняться постепенно приводит к росту влияния военного сословия - феодалов, к-рые строят замки, берут под свою защиту селения, города и мон-ри, одновременно присваивая мн. привилегии в управлении ими. Узурпация мон-рей светскими феодалами не способствовала расцвету христ. благочестия и образованности. Классическое средневековье (X-XIII вв.) После присоединения Лотарингии к Римско-Германской империи (925) еп-ства Льежа и Камбре оказались под прямым контролем императоров, к-рые сами назначают туда епископов; право назначения епископа Тарвенского сохраняли за собой графы Фландрии. В X - нач. XI в. возрастает политическая власть епископов (особенно Льежа), получавших от императоров различные привилегии (в т. ч. право чеканить свою монету). К этому времени относится возрождение монашеской жизни: бенедиктинский аббат св. Герхард Бронский ( 959) провел реформу фландрских мон-рей, центром монашеской реформы для Вост. Б. стал мон-рь Горц, откуда в X в. вышли св. Одилон , основавший в 937 г. мон-рь Жамблу, его преемник Эрдуин. В X в. в Льеже сложилась богословская школа, получившая благодаря деятельности Седулия Скотта и 2 епископов Льежа, Франкона (851-901) и Стефана (903-920), европ. известность.

http://pravenc.ru/text/77978.html

По распадении готского государства или, точнее, готского союза народов выделившиеся две ветви их, удалясь на запад, оглашают своим именем историю юго-западной Европы V–VII веков. Но небольшие готские владения или поселения оставались на берегах Черного моря. Таково готское владение в Тавриде неподалеку от Херсона в области Даури или Дори, как назвали готы Тавр по своему скандинавскому произношению. Другое готское поселение было у азовского Босфора сперва на Керченском, потом Таманском полуостровах, известное своими сношениями с Византией особенно со времени Юстиниана I. Было небольшое готское владение на юг от устья Дуная в городе и области Томи. Существование этих готских владений в течение ряда веков есть факт исторический, достаточно выясненный и неоспоримый. В IX веке готы доринские, соседние с Херсонской областью, находились в полузависимых отношениях к империи и в ближайших отношениях к Херсону, к его правительственной власти. Босфорский готы подпали зависимости от утвердившихся у Босфора хазар. Но с этого века, если не ранее, уже началось новое движение скандинавских дружинников или варяго-руссов в пределы нынешней России и одно из таких движений направлялось старым, памятным по преданию, восточным путем, достигло азовско-черноморского прибрежья, основало свое владение на полуострове Тамани у древней Фанагории, поблизости от своих земляков и единоплеменников босфорских готов. Подобно им они должны были признать некоторую власть над собой хазаро-босфорского кагана или хакана, представителя власти великого итильского кагана, властвовавшего от устьев Волги, Дона до Днепра и Киева. Первое определенное и общеизвестное свидетельство об этих руссах, подчиненных кагану, относится к 839 году, за двадцать лет до хазарской миссии Константина. В этом году дружинники из руссов этих были в Царьграде и просили императора Феофила, отправлявшего тогда посольство к западному императору Людовику Благочестивому, дозволить им присоединиться к посольству и дать грамоту к западному императору для пропуска их через его землю на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

265 У Грегоровиуса в его списка пап, приложенном к его История Рима, этот антипапа обозначен IV, у Боуера же III. VII Th. § 209. 268 В июле 1203 г. был только общий приступ латинян; окончательно город был взят уже в 1204 г. 12 Апр. 270 Движение монголов под предводительством Чингис-хана отбросило тюрские племена и одно из них, нанятое египетским султаном, победой при Газе, отняло у христиан почти всю Палестину. 273 Эта прогматическая санкция, крайне неприятная папе, отстаивала некоторые права Галликанской церкви, а также верховенство соборов над папами. См. Bow. H. д. Р. 9 Th. § 193. 275 pourquoi, pouvant reconaftre tes bienfaits, ton par tronage» Miss. Ch. VIII p. 179. Папа предлагал Магомету II креститься. «Нужна безделица», писал он ему, «чтобы сделать тебя самым великим самым могущественным и самым знаменитым из смертных. Ты спросишь: что именно? Вещь не трудная, и находящаяся у тебя под руками, а именно, капля воды для твоего крещения. Если ты согласен на это, то в мире не будет государя, который мог бы превзойти тебя славою и могуществом. Мы наименуем тебя императором Греции и всего востока. И подобно тому, как наши предшественники Стефан, Адриан и Лев воздвигли Пипина и Карла великого против Астольфа и Дидье, королей ломбардов, и перенесли греческую императорскую корону на голове своих избавителей, и мы обратимся к твоему покровительству в нуждах церкви и таким образом признаем твои благодеяния». Ланфре. История пап гл. XVI, стр. 288–289. 277 Автор разумеет или Фердинанда, короля неаполитанского, оставившего престол при приближении войск Карла VIII Французского, и снова вернувшегося потом, или Фердинанда Католика Испанского, тоже вступившегося за него. Bow. 9 Th. §§ 288–291. 279 Цезарь Борджиа, второй сын папы, был сначала кардиналом, потом пожелал снять с себя духовный сан. Папа вел на его счет переговоры сначала с королем Неаполитанским, выговаривая в замужество Цезарю дочь последнего и богатого герцогство в приданное. Король Неаполитанский не согласился; тогда папа обратился с таким же переговорами к Людовику XII Французскому, и тут сделка была заключена Jbid. §§ 296–297. 299–300.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Пример кардинала заразительно подействовал и на других римских вельмож. Слух об этом несчастье пробудил у папы настойчивое желание возвратиться в Рим. Но прежде чем отправиться в обратное путешествие, он предъявил (в феврале или марте 1805 года) императору свои требования. Он потребовал устранения различных злоупотреблений и некоторых, противоречащих церковному учению, законов, как содержавшиеся в Наполеоновом кодексе постановления о разводе, а также некоторые органические члены, именно о галликанских положениях. Для епископов он требовал их старого права наблюдать за нравственностью и жизнью священников, а также восстановления прежних законов о святости воскресных и праздничных дней, запрещения женатым священникам преподавать в школах, допущения монашеских орденов. Наконец, он требовал, чтобы римско-католическая религия была объявлена господствующей во Франции. Свое письменное заявление папа сопроводил второй запиской, в которой коснулся понесенной им потери нескольких областей церковного государства. Следуя велениям своей совести, как и уповая на благосклонность императора, папа доказывал, что в виду связанных с папством расходов он никак не может обойтись без провинций, отнятых у него французами. «И вообще было бы полезно для равновесия Италии возвратить земли государю, который не обладает никаким другим оружием, кроме политической слабости и духовного достоинства». Император должен подражать Карлу Великому, который возвратил папе то, что отнято было у него лонгобардами; и если когда-либо состоится мирный конгресс, то папский престол должен послать на него своего уполномоченного, не для того, чтобы мешаться в политические дела государей, но для того, чтобы заявить о нуждах папства. Папское представление заключалось пожеланием, чтобы Пий VII и Наполеон I приобрели себе такую же славу, как Стефан IV и – Людовик Благочестивый. Этот документ папа лично передал Наполеону. Наполеон принял его дружелюбно, но предоставил себе позже ответить на отдельные пункты; и как пишет кардинал Антонелли к Консальви, по всему было видно, что совсем нельзя было питать надежды на возвращение потерянных провинций.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В 1221 г. распря посланников пизанского и флорентинского в годину коронования короля Фридриха II послужила поводом к разрыву между обеими республиками: флорентинцы соединились с луккийцами и разбили пизан у крепости Боско. Несмотря на то, Пиза осталась приверженной к оному королю и поддерживала его своими 52-ю галерами. В 1241 г., предпринявши поход против генуэзцев, пизане взяли у них в плен 22 галеры и 4000 солдат. Не упоминаю о дальнейших битвах их то с луккийцами, то с флорентинцами, и спешу сказать, что с падением дома Гогенштауфенов и по обессилении партии Гибеллинов, к которой принадлежала Пиза, обессилела и эта республика. Генуя нанесла флоту ее страшный удар в морском сражении при Меллории в 1284 г. Потом четыре гвельфские города: Флоренция, Пистойя, Лукка и Сиена соединились между собой, дабы ослабить великую республику Гобеллинскую, о которой идет речь. Генуя отняла у нее остров Эльбу, разрушила самую пристань ее и принудила отдать ей Корсику (1290–1297 гг.). Тогда пизане призвали в Италию немецкого императора Генриха VII. Но он умер в самом начале покорения этой страны. По смерти его Пиза, угрожаемая всеми Гвельфами, т.е. сторонниками римского папы, предалась сицилийскому королю Фридриху II, однако, через то ничего не выиграв для себя, освободилась от него в 1316 г. Ее покорил было Людовик Баварский, но она возвратила себе независимость в 1327 г. и благодаря усилиям Фацио делла Герардеска даже овладела городами Луккой, Пистойей и Волатеррой, но потеряла их в годы 1351 и 1361. После сего эта республика уже не могла процветать и состояла под владычеством Агнелла (1361 г.), императора Карла IV (1368 г.), Иакова Анпиана (1392 г.), которого сын уступил ее миланскому князю Иоанну Галеасу (1399 г.). А сын сего князя, Гавриил-Мария, продал ее Флоренции. Пизане не хотели подчиниться этой покупщице своей и в течение двух лет, 1405–1406, геройски выдерживали осаду, но принуждены были сдаться и с той поры остались под властью флорентинцев. С 1807 г. до 1814 г. ими управляли французы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В Германии каролингская династия угасла вместе с Людовиком Дитятей в 911 году. В Западно-франкском королевстве короли стали выборными и на престоле до 987 года чередовались Каролинги и представители рода графа Иль-де-Франса, Одо. Но это уже другая история... Всякая эпоха оставляет о себе память в истории в виде предметов быта, архитектурных сооружений, произведений искусства, письменности и т.д., словом, всего того, что принято называть материальной и духовной культурой, созданной стараниями ее современников и несущей в себе ее особый колорит и неповторимость. О людях прошлого, их образе жизни нам повествует практически все, сотворенное их руками. Так, орудия труда укажут на уровень развития производительных сил, клады монет – на торговые связи, существующие между разными землями. Фрески и скульптуры, украшающие стены соборов, религиозные обряды позволят разобраться в образе мыслей, системе представлений, мировоззрении людей давно прошедших времен. Но ничто не дает нам возможность так глубоко почувствовать сам дух эпохи, ощутить ее живую ткань, увидеть людей, творящих историю своими деяниями, как литература, особенно исторические произведения. Время, о котором мы рассказываем, не является в этом плане исключением. Главными жанрами сочинений исторического плана в тот период являлись анналы, хроники и биографии. Анналами (от лат. annus – год) в Западной Европе называли погодные записи событий. Они появились еще в Риме во горой половине II века до н.э. и поначалу представляли собой так называемые tabulae pontificum, куда вписывали все события достойные упоминания. Годы в них обозначаясь по консульским правлениям. С конца VII века ежегодные заметки велись уже по пасхальным годам. Поначалу записи были весьма краткими, но постепенно объем их возрастает и они стали заноситься в специальные рукописи. Наконец, при Карле Великом возникает официальная анналистика, сначала в австразийских монастырях, особенно в Лорше, а затем и при дворе, где составляются крайне тенденциозные «Королевские анналы».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010