58, ч. 2 и 58 УК РСФСР. О. Симеон получил 25 лет исправительно-трудового лагеря и 5 лет поражения в правах. Он не дожил до освобождения и скончался в Озерлаге, отказавшись, по свидетельству староверов, принимать лагерную пищу. Дата его кончины точно не известна: следственное дело называет 20 августа 1954 года, Урало-Сибирский патерик – 1953 год. В 1951 году Дубчесские скиты были обнаружены с воздуха и затем разгромлены карательным отрядом. Пустынники и поддерживавшие их крестьяне были арестованы, а все постройки, иконы, книги сожжены. Следствие вело Красноярское УМГБ, к суду было привлечено 33 человека. Все обвиняемые были приговорены по статьям 58-10, ч. 2 и 58-11 УК РСФСР к разным (от 10 до 25 лет) срокам лишения свободы. Данная история описана А. Солженицыным в «Архипелаге ГУЛАГ». Двое скончались в советских концлагерях: о. Симеон и мать Маргарита. Остальные были после смерти Сталина амнистированы (12 ноября 1954 года). Ниже представлены их фотографии и краткие описания – по сведениям сайта http://frontiers.nsc.ru/index.html – информационные ресурсы – освоение Сибири, в отделе «Рукописи и документы» – фотодокументы суда над пустынножителями Дубчеса . Подследственные: игумен о. Симеон – слева и о. Антоний. Игумен о. Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев – слева) и о. Антоний (Афанасий Михайлович Людиновсков). Оба из уральских крестьян, оба – интересные старообрядческие писатели, авторы ряда произведений разных жанров, включая многие тексты обширного Урало-Сибирского патерика. Сведения о них и некоторые их сочинения см.: Духовная литература староверов Востока России в XVIII-XX вв. Новосибирск, 2000. Там же: о постепенной миграции главного скита часовенных – скита о. Максима (XVIII век, Урал) на восток. О разгроме этого скита в 1951 года и гибели в Озерлаге о. Симеона см. также: Покровский Н.Н. За страницей «Архипелага ГУЛАГ»//Новый мир. 1991. С. 77-90 (А. Солженицын изложил лагерные рассказы об этом разгроме и судебном процессе: Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ//Малое собрание сочинений.

http://pravoslavie.ru/2286.html

Храмы не должны быть местом, куда заходят только поставить свечку, подать записку, что-то освятить. Сегодня нужно прилагать усилия, чтобы образовательная, социальная, культурная работа стала повседневной реальностью приходского бытия. Приход может и должен стать очагом, опорной точкой нравственного преображения общества. Для успешного осуществления этих важных начинаний особое внимание следует обратить на подготовку достойных, неравнодушных пастырей, ибо, по слову Спасителя, «жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10:2). Опыт, приобретенный тобою в должности председателя епархиальной комиссии по вопросам рукоположения кандидатов в священный сан и проректора по воспитательной работе Калужской семинарии, весьма поможет тебе в этом. Архипастырское бремя, которое тебе предстоит нести, требует много сил, терпения и самопожертвования. Не надейся только на себя. Не думай, что, опираясь лишь на свои знания и умения, на административный ресурс, тебе удастся усовершенствовать жизнь вверенного тебе стада. Всякую твою внешнюю активность сопрягай с усердной молитвой, которая будет твоей поддержкой, опорой и вразумлением в непростом и ответственном епископском служении. Однако, «прекрасны молитва и пост, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — но их укрепляет милостыня, ибо сказано: " Милости хочу, а не жертвы " (Ос. 6:6)» (Поучительные слова к египетским монахам, 26). Доброделание является нашей христианской обязанностью, видимым свидетельством глубины, подлинности нашей веры. Позаботься о развитии различных епархиальных проектов помощи нуждающимся. Привлекай к участию в них деятельных мирян. Ободрением на этом нелегком поприще пусть будут для тебя слова Священного Писания: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит. 19:17). С таким напутствием прими сей жезл — видимый знак архиерейской власти. Опираясь на него, иди и всех, кого найдешь, зови на брачный пир Царствия Небесного (см. Мф. 22:9). А теперь от полноты дарованной тебе благодати преподай свое благословение предстоящим людям, принявшим молитвенное соучастие в твоей хиротонии. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/2248968.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Никите (Ананьеву), епископу Людиновскому, викарию Калужской епархии 27 мая 2012 г. 14:38 27 мая 2012 года, в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, за Божественной литургией в московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Никиты (Ананьева) во епископа Людиновского, викария Калужской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Никиту на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Никита! Ныне в сем храме совершилась твоя личная Пятидесятница. «Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15:26) и Сыном подается, таинственным образом сошел на твою главу. Через возложение рук архипастырских, по усердной соборной молитве здесь предстоящих Царь Небесный Своею Божественною силою возвел тебя в высшее иерархическое достоинство. Не превозносись и не гордись епископским саном, но с любовью и смиренномудрием, терпением и кротостию относись ко всем окружающим тебя, ибо, по слову учителя языков, «кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6:3). Еще в молодом возрасте ты решил вступить на нелегкую и тернистую пастырскую стезю. Насыщая свой ум твердой пищей спасительного учения, ты с усердием постигал преподаваемые в Московских духовных школах дисциплины и возжелал монашеского жития. У раки мощей игумена земли Русской, преподобного отца нашего Сергия, ты дал иноческие обеты, и Господь призывал тебя к исполнению различных ответственных обязанностей в Церкви Божией. Теперь же премудрым промыслом Творца мира по решению Священного Синода на тебя возлагается послушание викария Калужской епархии. Будь верным, единомысленным и деятельным помощником Преосвященного митрополита Климента. Не пренебрегай его опытом и архипастырскими советами. Стремись в тесном с ним соработничестве окормлять словесное Христово стадо. Заботясь о духовном преображении людей, неленостно трудись на благо местной церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2248968.ht...

Церковь Св. Духа в Козельске. 1789 г. Церковь Св. Духа в Козельске. 1789 г. В последующие годы активно шел процесс возвращения храмов епархии: в 1993 г. были переданы храмы Преображения Господня («на Смоленке») и Рождества Христова в дер. Рождествено в Калуге, ц. Спаса Нерукотворного в Кондрове и др., в 1994 г.- калужский храм Покрова Пресв. Богородицы, церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы в Медыни и в с. Высоком (ныне в черте Боровска), храм во имя ап. Иоанна Богослова в с. Кузьмищеве Тарусского р-на, церкви в честь Сошествия Св. Духа в Перемышле и в Козельске. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Калуге. 1780 г. Фотография. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Калуге. 1780 г. Фотография. В 1995 г. начали свою деятельность еще 8 приходов. В дальнейшем продолжились строительство храмов, создание правосл. общин. В 1999 г., к 200-летию основания епархии, в К. и Б. е. было 137 приходов и архиерейских подворий, столько же храмов и молитвенных домов, 5 мон-рей (2 мужских и 3 женских), 2 монашеских общины (мужская и женская). Кроме того, в Калужской обл. действовали 2 ставропигиальных монастыря - муж. Оптина пуст. и Свято-Амвросиевская жен. пуст. в Шамордине. Клир епархии состоял из 145 священников и 20 диаконов. Торжества в честь 200-летия епархии, прошедшие 26-29 июня 1999 г., возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В связи с расширением епархиальной деятельности 27 дек. 1996 г. в К. и Б. е. был назначен викарный Людиновский еп. Георгий (Грязнов) . После его кончины в 2011 г. во епископа Людиновского, викария К. и Б. е., в 2012 г. был хиротонисан Никита (Ананьев) . Пафнутиев Боровский мон-рь. Фотография. 2008 г. Пафнутиев Боровский мон-рь. Фотография. 2008 г. В 90-х гг. XX в. в К. и Б. е. активно возрождалась монашеская жизнь. В марте 1991 г. епархии был возвращен Пафнутиев Боровский монастырь, 13 апр. того же года состоялось освящение монастырского храма св. Илии, архиеп. Климент перенес в храм частицу мощей прп. Пафнутия. В 1994 г. мон-рь посетил патриарх Алексий II.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Архив Пн В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 4 декабря 2015 г. 16:10 4 декабря 2015 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 98-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Серафима (Савостьянова)  во епископа Тарусского, викария  Калужской епархии . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви;  архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Боярский Феодосий , викарий  Киевской епархии ;  епископ Козельский и Людиновский Никита ;  архимандрит Фома (Мосолов) , наместник Воскресенского мужского монастыря г. Самары, избранный и нареченный во епископа Жигулевского, викария  Самарской епархии ;  архимандрит Сергий (Копылов) , клирик  Воронежской епархии , избранный и нареченный во епископа Семилукского, викария Воронежской епархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Димитрий Смирнов , председатель  Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства ;  протоиерей Леонид Ролдугин , благочинный Рождественского округа, настоятель храма Рождества Христова в Измайлово г. Москвы;  протоиерей Владимир Силовьев , главный редактор  Издательства Московской Патриархии;  протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; духовенство  Калужской митрополии  и г. Москвы. В храме присутствовал министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучков.

http://patriarchia.ru/db/text/4287855.ht...

Мстихино. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты В посёлке Мстихино 26 декабря 2010 года освятили храм в честь Сергия Радонежского. Этого события местные жители ждали около двух лет. Именно столько времени прошло с момента закладки первого камня в основании святыни. Но всё могло быть иначе. Вмешательство митрополита калужского и Боровского Климента, избавило жителей посёлка от неприятного соседства. «Мы обращались к Клименту по поводу, что здесь собирались строить завод по производству изотопов. Просили помочь закрыть этот завод. Он высказал мнение, что хорошо было бы построить на этом месте храм», - рассказывает жительница посёлка Наталья Дубровина. Деньги на строительство собирали всем миром, местные жители выходили на воскресники, делились последним. И всё для того, чтобы в посёлке появилось место, куда можно придти и в печали, и в радости. После крестного хода, в освящённом храме прошла первая Божественная литургия. Её в сопровождении духовенства провёл митрополит Калужский и Боровский Климент. Источник: http://kaluga.rfn.ru/rnews.html?id=7926 26 декабря 2010 года состоялось Великое освящение храма в честь преподобного Сергия Радонежского и первую Божественную литургию совершил управляющий Калужской епархией Высокопреосвященнейший митрополит Климент в сослужении викария епархии архиепископа Людиновского Георгия, архимандрита Никиты (Ананьева), протоиерея Иоанна Паюла – благочинного города Калуги и настоятеля храма священника Василия Гадная. Перед началом освящения митрополит Климент обратился с кратким словом к прихожанам. Владыка кратко изложил чин освящения храма, и призывал верующих молиться вместе с духовенством о том, чтобы Господь послал Свое Небесное благословение на вновь сооруженный храм, освящаемый при содействии Святого Духа. Митрополит Климент в сослужении духовенства освятил придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Затем был совершен крестный ход с мощами вокруг храма. Внутри и снаружи он был окроплен святой водой. Окончанием Великого чина освящения было произнесение протодиаконом ектеньи о здравии Святейшего Париарха Кирилла, правящего архиерея митрополита Климента, чьими руками был освящен храм, а также «о благочестивых строителях, благоукрасителях, жертвователях святого храма». Источник: http://eparhia-kaluga.ru/news/news2010/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14337

Святейший Патриарх Алексий посетил женскую обитель в Шамордино 13 августа 2005 г. 11:58 Продолжается трехдневная поездка Святейшего Патриарха Алексия по Калужской епархии. Утром 13 августа Святейший Патриарх Алексий прибыл из Оптиной пустыни в Шамордино, где в Казанском Амровсиевском ставропигиальном женском монастыре Предстоятеля Русской Церкви и сопровождающих его архиереев торжественно встречали игумения монастыря Никона и насельницы обители. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин Великого освящения Казанского собора. Центральный престол был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а четыре придела — в честь свв. Николая Чудотворца, Амвросия Медиоланского, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Затем Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в новоосвященном соборе. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент; архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан; епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, заместитель губернатора Г.В. Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н. Дятлов, мэр Козельска И.М. Богачев. Во время богослужения Патриарх наградил игумению Никону крестом с украшениями за усердные труды по возрождению Свято-Амвросиевской обители. Патриархия.ru Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь в Шамордино Создание монастыря в Шамордино связано с деятельностью иеросхимонаха, старца Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни преподобного Амвросия, который в 18701880 годах участвовал в создании целого ряда монастырских женских общин, главным образом для неимущих женщин. Деньги на строительство были пожертвованы богатейшим московским купцом, чаеторговцем Перловым. Для строительства монастыря было выбрано изумительное по красоте место на высоком берегу реки Серены. Помимо главной достопримечательности — храма, здесь были возведены усыпальница, больница, трапезная, корпус для сестер, келья Амвросия.

http://patriarchia.ru/db/text/35066.html

Миряне и подавляющее большинство священства в К. и Б. е. отрицательно относились к обновленцам. 9 сент. 1922 г. газ. «Коммуна» опубликовала статью Некрасова «Из церковной жизни нашего города», в которой автор обвиняет священнослужителей Калуги в близорукости, в неумении использовать «исторический момент освобождения из-под гнета князей церкви». Обновленцы сделали попытку организовать собственную периодическую печать, но им удалось выпустить только 1 номер газ. «Церковь и жизнь» (1923) и 5 номеров журнала «По стопам Христа» (1925). В сер. 20-х гг. XX в. обновленческая Калужская епархия владела 83 храмами, в к-рых служили 86 священников и 2 диакона. Созданную в сент. 1922 г. обновленческую Калужскую епархию возглавил престарелый Иоанникий (Дьячков). Однако под постановлением обновленческого собора в Москве от 3 мая 1923 г. стоит подпись не Иоанникия, к-рый официально руководил обновленческой епархией до июля 1923 г., а некоего «Калужского епископа» Владимира. Позднее калужскими раскольниками управляли: Петр Виноградов (июль 1923 - июль 1924; 10 апр. 1931 - 13 нояб. 1932), Алексий (Замараев; 25 июля - 9 дек. 1924), ставший членом обновленческого синода, Христофор (Сокольский; 20 дек. 1924 - 24 янв. 1925), Геронтий (Шевлягин; 24 янв. 1925 - 16 янв. 1926), Георгий Добронравов (16 янв. 1926 - 10 апр. 1931; с перерывом в неск. месяцев в 1930, когда его замещал Аристарх (Николаевский)), Арсений Краснов (13 нояб. 1932 - май 1934), Николай Смирнов (май 1934 - окт. 1935), Иннокентий (Копейкин; окт. 1935 - 14 янв. 1936), Александр Рябцовский (14 янв.- нояб. 1936 (снял сан)). В дек. 1936 г. во главе калужских обновленцев встал прот. Андрей Расторгуев, по своим взглядам чуждый обновленчеству, в 1939 г. он покинул Калугу, обновленческие структуры в регионе прекратили существование. 1941-1990 гг. 13 окт. 1941 г. нем. войска вошли в Калугу и удерживали город 2,5 месяца. В кон. дек. в результате Московской операции оккупанты были выбиты из Калуги и прилегающих районов, остальная часть территории епархии была освобождена в 1943 г. Именно на этой территории развивалось широкое партизанское и подпольное движение. Священники епархии поддерживали сопротивление советских людей, иногда активно в нем участвовали. Так, в Людиновском р-не действовал партизанский отряд, а в городе - группа подпольщиков. Для связи с партизанами по просьбе командира отряда был оставлен настоятель Лазаревского храма свящ. Викторин Зарецкий. По заданию штаба отряда он устроил свою 16-летнюю дочь, знавшую нем. язык, работать переводчицей в городскую комендатуру и передавал партизанам полученную от нее информацию. О. Викторин оказывал материальную помощь жителям Людинова, в т. ч. и членам семей партизан. Свящ. Викторин в 2007 г. был посмертно награжден медалью «За отвагу».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В июне 1961 г., в разгар кампании по закрытию Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры , несколько жителей области послали денежные переводы в мон-рь. Совет по делам РПЦ дал указание калужскому уполномоченному Совета «выявить причины, побудившие этих лиц посылать такие переводы» и принять меры. В 1962 г. повсеместно стали вводиться рабочие недели со скользящим графиком выходных, что по замыслу властей должно было лишить верующих возможности присутствовать на воскресных богослужениях. 25 марта Калужский обком КПСС принял решение об усилении научно-атеистической пропаганды, а уполномоченный наметил основные направления работы: недопущение совершения треб на дому, борьба с паломничеством, недопущение церковной благотворительности. Предполагалось также «изучить обстановку в затухающих приходах с целью сокращения сети церквей» и принять «меры по ослаблению материально-технической базы церкви». Под разными предлогами к рукоположению в священнослужители и к поступлению в духовные учебные заведения старались не допустить лиц, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения. Усиливая давление на Церковь, власти наталкивались на скрытое, а иногда и на прямое сопротивление. Начали создаваться подпольные христ. общины. Властям удалось обнаружить 2 незарегистрированные общины в Думиничском р-не: в с. Чернышене и дер. Клинцы. Сопротивлением верующих можно считать и то, что, только по офиц. данным, 35% родившихся в области детей были крещены, в Ульяновском, Людиновском, Сухиничском и ряде др. районов крестили ок. 50% родившихся. Мн. требы совершались тайно и поэтому в офиц. сводки не попадали. 19 июля 1962 г. архиеп. Леонид был уволен на покой, временно управляющим Калужской епархией был назначен викарий Московской епархии Можайский еп. Стефан (Никитин) . В К. и Б. е. оставалось только 29 действующих храмов, один из них, в с. Гостешеве Угодско-Заводского р-на, был вскоре закрыт и переоборудован под спортзал и мастерские. Еп. Стефан принял блаженную кончину во время проповеди в кафедральном Свято-Георгиевском соборе 28 апр. 1963 г.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В 1993 году Успенский собор Тихоновой пустыни был передан Калужской епархии. Первая Божественная литургия в храме, еще не отреставрированном вполне, была совершена 29 июня 1995 года, в день памяти прп. Тихона, архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Восстановительные работы (только основные, не считая внутренней отделки!) в соборе продолжались еще пять лет — что и не странно, учитывая, как велики были разрушения, нанесенные памятнику архитектуры безбожной эпохой. В советское время (начиная с 1918 года) Успенский собор был превращён в склад сельскохозяйственной техники. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы с купола и кровли было снято всё кровельное железо, а качественное покрытие пола разобрано местными жителями и растащено на свои нужды. К концу 1980-х годов на стенах брошеного бывшего храма появились трещины, кое-где даже выросла растительность. В советское время к южной апсиде местными жителями был пристроен сарай со свинарником, а за алтарём сделана выгребная яма. От внутреннего убранства не осталось ничего. В 1993 году полуразрушенный и осквернённый храм был возвращён монастырю. Началась многолетняя реконструкция и восстановление величественного, самого большого храма обители, включающая в себя замену кровельного покрытия, штукатурку и покраску фасадов и внутренних стен, проведения гидроизоляции, системы отопления, электричества, настил гранитных полов и многое другое. Чин освящения отреставрированного братией монастыря и специалистами архитектурной Творческой мастерской архитектора Олега Петровича Гридасова уже трёхпрестольного Успенского собора был совершён митрополитом Калужским и Боровским Климентом в сослужении архиепископа Людиновского Георгия 29 июня 2005 года. С сайта: http://Свято-Тихонова пустынь.рф/hramy/uspenskiy-sobor/ Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы расположен на основной территории монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь. Существующее здание храма, выполненное в русско-византийском архитектурном стиле, было построено в конце XIX века вместо старой каменной надвратной Успенской церкви. Храм был освящен 10 сентября (28 августа по ст. стилю) 1904 года в то время правящим архиереем Калужской епархии епископом Вениамином. Это уже пятый по счету Успенский собор за всё время существования монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05204

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010