Сама Алла Валентиновна Бородина, член Союза писателей России, кандидат культурологии, выступила на Секции «Духовно-нравственное просвещение в учреждениях образования и культуры: методические аспекты» с докладом «Универсальное и региональное в преподавании курса ОПК». Раскрывая эту тему, она привела важный тезис, прозвучавший весной этого года на конференции в Нижнем Новгороде. Специалист Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, занимающийся внедрением ОРКСЭ, говорил, что эксперимент по ОРКСЭ призван не подменять и не вытеснять имеющийся в регионах опыт, а дополнить его и помочь распространению там, где раньше регионы вообще отказывались работать по ОПК. О том, как на местах организуется преподавание курса ОПК рассказали глава Администрации Боровского района Геннадий Станиславович Новосельцев, глава города Тарусы Наталья Денисовна Верзилина, начальник управления образования города Калуги Снежанна Анатольевна Терехина, а также секретарь комиссии по религиозному образованию и духовному просвещению Калужской епархии иерей Алексий Фролов, заметивший, что по данным, имеющимся на сегодня в Епархиальной комиссии, около 70% учителей нашей области используют учебно-методический комплект, разработанный А.В.Бородиной. В завершение Пленарного заседания состоялось награждение учителей, преподающих курс ОПК, победителей областного этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя в 2о11 году»: Н. В. Новиковой, учителя МОУ «Барятинская СОШ» Барятинский район, Г. Е. Коряевой, учителя МОУ «Товарковская СОШ п. Товарково, Е. С. Ганичевой, учителя МОУ «СОШ с углубленным изучением некоторых предметов» г. Людиново. В списке награжденных была и Н. О. Криволуцкая, учитель МОУ «СОШ г. Балабаново, которая в это время находилась на конференции в Санкт-Петербурге. Чтобы обратить внимание участников Чтений на курс ОПК, во время регистрации было организовано знакомство с лучшим опытом преподавания курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах Калужской области. Опыт представили учителя из города Калуги и районов Калужской области: Барятинского, Боровского, Дзержинского, Жиздринского, Козельского, Людиновского, Малоярославецкого, Тарусского. Кроме этого специалисты КГИМО подготовили презентацию материалов по духовно-нравственному воспитанию, а также позаботились о том, чтобы при входе в фойе Концертного зала участников Чтений встречала выставка литературы по духовно-нравственному воспитанию. Книги по теме Чтений можно было приобрести в фойе Концертного зала у представителя Калужской епархии и представителя книжной выставки-ярмарки «Радость слова».

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/30/...

Наталья (другая) 30 января 2020, 16:23 Еще раз о словах француженки. Знаю, что европейцам сразу же бросаются в глаза образчики неджентельменского поведения мужчин в России. Может, кто-то не поверит, уверившись, что на Западе уже все " нетрадиционной ориентации " . Но на Западе все еще много нормальных мужчин. Которые не перекладывают все на женщин, заставляя пахать тех и дома, и на работе, не получая даже доброго слова от мужа. И там все еще принято, чтобы мужчина не вламывался вперед женщины, а предваритально открыв и придержав перед ней дверь, пропускал ее вперед.Настоящий мужчина - тот, кто принимает участие в воспитании своих детей, а не ругает жену, что та плохо воспитывает. Примеры можно долго продолжать... Читательница (Подмосковье) - продолжение 30 января 2020, 13:41 В день открытия Чтений всем участникам форума были подарены книги, одна из которых «Непобежденные» — о героях Людиновского подполья — не голубых кровей, но своими жизнями ковавшими Победу в те годы, когда «элита» любила родину с Лазурного берега. Да, мужественность нужно воспитывать в молодых людях, но не следует прививать им чувство исторической вины и национальной неполноценности. Судя по комментариям, и не получится. Слава Богу, у нас много здравомыслящих, патриотически настроенных людей, любящих наше Отечество, понимающих смысл истории и для которых собирательный образ русского мужчины, со всеми его «неправильными» генами, — это образ настоящего человека и мужественного защитника. Читательница (Подмосковье) 30 января 2020, 13:39 Скоро наш народ будет праздновать 75-летие Великой Победы. В эти дни проходили Рождественские чтения «Великая Победа: наследие и наследники». Святейший Патриарх в своем докладе подчеркнул: «Никакой народ не может иметь будущего, если не станет бережно хранить в своем сердце память о прошлом, о подвигах и делах своих предков… На нас, потомках и преемниках победителей, лежит огромная ответственность: сохранить и передать грядущим поколениям правду о событиях того периода, противостоять настойчивым попыткам переписать и исказить историю…Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне открыл невероятную духовную силу нашего народа».

http://pravoslavie.ru/127481.html

Т. 7. М., 1991. С. 248). Надпись следователя КГБ на обороте фотографии: «Руководители антисоветского группирования сектантов-старообрядцев». Арестованные обитательницы Дубчесских скитов. Слева – направо: матушка Валентина (Вера Григорьевна Тюрина), игуменья матушка Тавифа (Татьяна Михайловна Людиновскова), матушка Флена (Татьяна Кондратьевна Шабаршина). О жизни и христианских подвигах каждой из них рассказано во втором томе Урало-Сибирского патерика. Интересно, что они сами участвовали в создании этого обширного собрания скитских житийных биографий (Собр. ИИ СО РАН. 11/90г. Л. 94 об – 97, 36 об. – 50, 103, 107). «Повесть о матери Тавифе» опубликована: Духовная литература… с. 108-115. Надпись следователя КГБ на обороте фотографии: «Старшие монастырей антисоветского группирования, руководимого Лаптевым Сафоном Яковлевичем (о. Симеоном)» Матушка Маргарита позднее скончалась в заключении, рассказ о ее гибели приведен в Урало-Сибирском патерике (см.: Духовная литература… с. 120-122) Предание о разорении скитов Существует живописное предание о том, как происходил разгром скитов. Солдаты Красной Армии в зимнее время были заброшены в близлежащие заимки с помощью вертолетов и стали пытать жителей заимок, чтобы те открыли местонахождение скитов. После долгих физических и психологических истязаний им удалось выяснить расположение скитов. Придя туда, они какое-то время жили в кельях иноков, согнав их в храм. Днем они подвергали их изощренным пыткам. Например: отцов раздевали и, нагишом запрягая в сани, ездили на них наперегонки, стегая кнутами из ветвей. Пока не наступило половодье, солдаты находились в скитах, резали рабочий скот, волов, на которых иноки пахали поля для засева пшеницы. Черноризцев морили голодом для того, чтобы их стало меньше. И действительно многие тогда скончались от истощения. После того как прошел лед, солдаты приказали отцам срубить плоты и стали их сплавлять по реке Дубчес. Уходя, солдаты подожгли все деревянные строения, оставив после себя разоренное пепелище. Заимки, которые находились на берегу Дубчеса, опустели, их жители покинули насиженные места и ушли вглубь тайги. Но и новые заимки были разорены и сожжены. В одной из них, по рассказам отцов, солдаты нашли самодельное спиртное. Они выпили его и после того, как они уснули и плывший плот приблизился к берегу, часть черноризцев успели бежать.

http://pravoslavie.ru/2286.html

Так и было. Вот та же белая эмиграция. Вначале они верили, молились, были убеждены в России. Они жили, продолжали существовать и воспитывать поколения. Так же и здесь, в Советском Союзе, когда люди знали, что это их Родина и земля, они сражались за нее, как в Отечественную вой­ну в 1941 году. У меня есть такой очерк, который называется «Русская советская литература в годы Великой Отечественной войны. Нелитературоведческие заметки на фоне воспоминаний и сегодняшних реалий». Ведь она тогда перевернулась и перевернула образ жизни – эта литература. Она должна была воспитать любовь к Родине. Да, это Советский Союз, но это и Россия. В тот момент, когда, скажем, Прокофьев пишет: «...это Россия твоя и моя», когда Симонов пишет: «...в бой провожают нас русские женщины», – это Россия. Второе – это герои. Нас мог спасти только герой. И тут, в 1941–1942 году, наши писатели пишут: Леонид Леонов создает очерк «Твой брат Володя Куриленко», пишет о Лизе Чайкиной, о Людиновском подполье, о Молодой гвардии – вот они, герои.    – Вот сейчас разрабатывается стратегия межнациональных отношений. В этой стратегии, в том варианте, который я видел, не упоминались слова «Русский народ», «русская культура». Русский язык там упоминался как средство государственного общения, хотя у русского языка есть самодостаточное отношение к самому себе, и народ должен его развивать. Тогда мы сказали: «Хорошо, если не хотите, то пусть будет это направление, так сказать, общецивилизационное для России – оно нужно, но нужно разработать такую же стратегию или принцип, обращенные к Русскому народу. Поэтому нужно принять документ, если вообще документ может чему-то помочь, о русской цивилизации, в котором мы, не боясь, будем говорить о наших взаимоотношениях, о наших принципах». Туда, наверное, входит много принципов, много понятий, много факторов. Безусловно, это культура; безусловно, это язык; безусловно, это территория; безусловно, это история; безусловно, это взаимоотношения с другими народами, в которых мы видим своих союзников, собратьев.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/04/russki...

Руська Православна Церква сайт Московського новини наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Кирил очолив роботу чергового Ради Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко   Головна / Церква й центром допомогу " ям, опинилися у для друку 12 2020 р. 12:49 Социальный центр Козельской епархии «Рождественский» оказывает помощь десяткам семей, оказавшимся в настоящее время в трудной жизненной ситуации. Особое внимание уделяется многодетным семьям. Уже роздано несколько сот килограммов свежих огурцов и помидоров, выделенных Людиновским холдингом «Агро-Инвест». Несколько десятков килограммов творога, пожертвованных фермерским хозяйством, раздали в семьи с маленькими детьми. Ни один звонок с просьбой о помощи не остается без ответа. Благотворителями закуплены продукты питания, из которых формируются наборы. В продуктовый набор входят крупы, макароны, чай, сахар, сгущенное молоко, повидло, печенье, рыбные и мясные консервы, куриные окорочка и постное масло, овощи, фруктовое пюре для младенцев. Сотрудниками центра все собранное развозится по епархии и передается нуждающимся. По материалам сайта Козельской епархии Патриархия.ru за темою У святителя провели навчання з догляду за тяжкохворими У громадсько-церковний притулок для безпритульних «Теплий прийом» виробництво передають допомогу в та Казахстану, постраждали центр доставив 14 тонн допомоги до зони про допомогу 12 2024 року) [Стаття] Завершилося XII з «Православ " я — У XII з " Православ " я — " Кирила учасникам XII з «Православ " я — : та звернення] У церковних зв " пройшов круглий присвячений громад з ключовими словами – пандемия коронавируса   новини У святителя провели навчання з догляду за тяжкохворими В.о. голови Синодального з тюремного взяв участь у духовенства та системи У турецькому перше для Московського Голова ради з розвитку руського церковного взяв участь у слуханнях «Роль хорового у у У громадсько-церковний притулок для безпритульних «Теплий прийом» виробництво У круглий Церкви, Червоного Хреста та державних передають допомогу в та Казахстану, постраждали секретар Синодального з козацтвом взяв участь у круглому в РФ, присвяченому урокам 1812 року у 1812 року у Синодального з козацтвом провели з та отаманами та козацьких перше ради Високо-Петровського монастиря з до святкування Петра Московського   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5623556...

Глеб подал свою и слегка шаркнул. – Вам придется заняться им, нынешнюю зиму с нашим переездом сюда настоящих уроков не было. А ему предстоит гимназия… Глеб, все прильнув к матери, рассматривал, однако, и новую учительницу. Заметил большой рот, огромные, серо-зеленые глаза. Цвет лица слегка воспаленный – точно бы она с сильного ветра, обожжена им. – Ну что же, будем заниматься. – Голос у ней был грудной и певучий, довольно низкий. – Вы и на рояле играете? – спросил вдруг Глеб, глядя на ее длинные пальцы. Софья Эдуардовна засмеялась. – Почему ты думаешь? – Так. Я подумал. Мать положила руку ему на голову, приглаживая вихорчик. – Пение и музыка для Лизы. А для него русский, математика, немецкий… Она перевела взор на Софью Эдуардовну, и он стал обычно прохладен, с оттенком начальственности – не тот, полный любви, каким глядела на сына. Начался разговор о занятиях и учебниках. Вошла Лиза с туго затянутыми назад, под гребенку, косицами, в пестреньком платьице. Ее тоже представили. Она слегка робела, но скоро освоилась, и через десять минут разговаривала с Софьей Эдуардовной как с давно знакомой. – Давайте попробуем что-нибудь в четыре руки, – сказала Софья Эдуардовна. Лиза достала ноты и они уселись. Глеб подошел сзади. На развернутой, узкой тетради нот, лежавших на рояльном пюпитре, прочел: «Лунная соната». Софья Эдуардовна и сидя была много выше Лизы. Ее большие, сильные и гибкие пальцы с первых же ударов поразили Глеба. Да, это не устовская Лота, скромно тараторившая в басах… Лиза играла хорошо, но было видно, что рядом с Софьей Эдуардовной она дитя, изо всех сил старающееся. – Сыграйте что-нибудь одна, – сказала Лиза, когда закончили. Софья Эдуардовна сидела несколько задумчиво. – Вы позволите? – спросила, обернувшись к матери. Та молча и холодновато наклонила голову. Теперь никаких нот не было. Она понизила винтовую табуретку, на которой сидела, примерилась, поправилась, попробовала ногами педали… – после мгновенного молчания пальцы ее ринулись к клавишам. Нечто бурное, светло-мощное понеслось из-под них. В весеннем утре людиновском звуки наполнили залу с сиявшим паркетом, сами сияли…

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Но чтобы все это надеть, выйти в доспехах на улицу, надо еще выдержать экзамен. Пока же что, после привольной, почти роскошной людиновской жизни, приходится ютиться в домике Тарховой, видеть, как сухой ветер гонит по улице пыль и желтеющие листья, волноваться, волнение свое скрывать. Оно достигло предела в то утро, когда приближались они с матерью к зданию гимназии. Подходили и другие мальчики. Подъехал на извозчике учитель. За парадной дверью все новое, Глебу казалось – огромное, стройное. Даже и мать, в Людинове барыня, здесь, «в большом городе», среди беспрерывного начальства, стушевывалась – да, но все-таки это уголок дорогого, любимого мира! Мать поцеловала его, оставила одного. По каким-то лестницам, коридорам он прошел куда надо, очутился в светлом классе. Мальчики, такие же, как он, сидели в классе за партами. Вдалеке, у зеленого стола, учителя и среди них батюшка в коричневой рясе, с наперсным крестом, в золотых очках. Долго ждал Глеб очереди. Наконец, услыхал свое имя – много раз потом выходил на подобный зов к таким же столам, где сидели такие же чуждые и скорее враждебные люди. Теперь это было впервые. Не чувствуя ни ног, ни сердца, ни паркета, по которому лунатически шел, остановился он у стола под зеленым сукном. О. Остромыслов глядел на него из-за очков выпуклыми глазами, очень близорукими, не страшно. Он поглаживал бороду, когда брал ручку, чтобы ставить отметку, придерживал рукав коричневой рясы. Но в сидевшем рядом худеньком, гибком старике в пенсне, лысом, с острыми чертами лица, сразу почуял Глеб ястребино-враждебное: не может инспектор гимназии быть сладковатым, округлым. Глеб стоял совсем близко к столу. В волнении перебирал пальцами край сукна. Инспектор смотрел на него сухими, блестевшими за пенсне глазками. – Ты где учился? – Ддома… Глеб робел и мучился за свою робость. – Почему же тебя так плохо воспитывали? – А… что? – Как же это ты разводишь музыку по столу? Что это, рояль? И разве взрослым отвечают так? Глеб был поражен. С ним разговаривают в таком тоне, будто он совершил преступление. Задевают и родителей… Он никак не считал себя невоспитанным и готов был возражать, но ничего не успел ответить: о. Остромыслов стал задавать свои вопросы. Как ни было горько, все же память заработала. В косых лучах августовского солнца, падавших из окна, Глеб довольно успешно осведомлял и о Ное, и о ковчеге, о голубе. Правда, неточно дал возраст патриархов, но о. Остромыслов поправил без раздражения. Зачем волноваться о. законоучителю? В мире все прочно, разумно, ясно. Вся эта гимназия, и город Калуга на реке Оке, и Российская Империя, первая в мире православная страна – все покоится на незыблемых скалах (и никогда с них не сдвинется) – что значит мелкая ошибка маленького Глеба! Все равно, Дарвин давно опровергнут, вечером можно будет сыграть в преферанс, послезавтра именины Капырина, все вообще превосходно.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Все это не могло Глеба не опьянять, хотя держаться он продолжал замкнуто. Дни Святок шли для него под знаком триумфа. Сидел ли он на трапеции, покачиваясь, рисовал ли, катался ли на коньках, всюду его сопровождало ощущение чего-то необыкновенного. Оно несло его. Он не был даже в силах и сопротивляться. Не был в силах чувствовать что-либо иное. А между тем, с ясною неумолимостью надвигался день, когда надо будет вновь ехать в Калугу, с Лизой, в убогий дом Тарховой, постылую гимназию. Совершенно очевидно, что из знаменитого охотника он превратится вновь в жалкого гимназиста, которого в любой день можно оставить без обеда, всячески ущемить, обидеть. Здесь имя его попадет в печать, а там, если «Природу и Охоту» увидит инспектор, то ему сбавят балл по поведению. И кто из товарищей поверит, что это о нем, нелепом дежурном, а то и «ябеднике», написано в охотничьем журнале! Впрочем, он и думать почти не мог о Калуге – не вмещалась она в него. И себя вообразить иным, чем сейчас, познавшим славу Глебом, не был он в состоянии. Так же и когда пришла из Киева телеграмма, что скончалась бабушка Франя, он отнесся к этому равнодушно. Да, слегка помнит ее по Устам, важная, польского вида дама. Но к нему и его чувствам не имеющая отношения. Поразил его только отец. Отец, всегда над всем возвышавшийся, недосягаемый, несмотря на свою веселость, полугерой охотник, проявил слабость, Глеба взволновавшую. На панихиде в огромной людиновской церкви он плакал так, что уткнул лицо в платок, под которым вздрагивала рыжеватая борода, и тяжело сотрясался плечами. Глебу очень жаль было этого прекрасного на его взгляд человека. Когда панихида окончилась, он печально шел с ним домой из церкви, взял под руку, будто поддерживая. Головой приложился к локтю, а другою рукой погладил. – Мне тоже очень жаль бабушку. А ты не плачь. Я приеду к тебе на Пасху, мы поедем стрелять вальдшнепов, на Горскую мельницу. На тягу. Ты мне обещал. Отец улыбнулся, смахнул слезы. – Поедем, братец ты мой, поедем. Полуобнявшись, шли они, возвращаясь к жизни обыденной. Был серый людиновский зимний день, озеро в снегу, туманные леса за ним. Завод пыхтел, как всегда, языки пламени над домной. Бабушка Франциска Ивановна со своими четками, католическим Распятием, жизненными взглядами и видом королевы из провинциального театра находилась уже в Вечности, бедные же ее останки покоились в граде Киеве. И отец, и мать, и Глеб, и другие совершали таинственно данный им путь жизни, приближаясь – одни к старости и последнему путешествию, другой к отрочеству и юности. Никто ничего не знал о своей судьбе. Глеб не знал, что в последний раз видит Людиново. Отец не знал, что чрез несколько лет будет совсем в других краях России. Мать не знала, что переживет отца и увидит крушение всей прежней жизни. И лосиха, в роковой для нее день вышедшая на вооруженного ребенка со своим ребенком, не знала, что в последний раз идет этим осинником.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

В другой машине-участнице столкновения погибли две девочки 3 и 7 лет 12 апреля. ПРАВМИР. В дорожной аварии на трассе Брянск — Киров погиб священник Александр Довганюк. Как сообщают в региональном управлении ГИБДД, около полуночи на 61-м километре трассы Брянск — Киров в Людиновском районе произошло столкновение машины ВАЗ-2107 и микроавтобуса Renault Trafic, в котором ехали две семьи. Инцидент произошел накануне, сообщает миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева. По предварительной информации, водитель легковушки стал объезжать пешехода, который двигался вне зоны пешеходного перехода, выехал на полосу встречного движения, где допустил лобовое столкновение с микроавтобусом. Водитель ВАЗа и двое детей 3 и 7 лет погибли. Женщины, ехавшие в микроавтобусе, их дети 2 и 8 лет, водитель Renault и пешеход с ранениями разной степени тяжести госпитализированы. По факту случившегося проводится проверка. Просим молитв о новопреставленном иерее Александре и других погибших и раненых. Просим молитв о непраздной Анастасии — это вдова батюшки. Она ждет второго ребенка. Погибшие девочки — Пелагея и отроковица София, обе они крещеные. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/na-trasse-bryansk-kiro...

была передана Западной обл. (1929-1937), туда же были переданы Глодневский р-н Орловского окр. и части территорий Сосковского и Узкинского районов Орловского окр. В результате разделения Центральночернозёмной обл. большая часть находившихся в ее составе земель О. о. стала принадлежать Курской обл., оставшаяся часть - Воронежской обл. О. о. образована 27 сент. 1937 г. В ее состав вошли 25 районов Курской обл. (Болховский, Верховский, Волынский, Должанский, Дросковский, Залегощенский, Знаменский, Измалковский, Колпнянский, Корсаковский, Краснозоренский, Кромской, Ливенский, Моховской, Мценский, Никольский, Новодеревеньковский, Новосильский, Орловский, Покровский, Русско-Бродский, Свердловский, Сосковский, Тельченский и Урицкий), 5 районов Воронежской обл. (Елецкий, Задонский, Краснинский, Становлянский и Чибисовский) и 29 районов Западной обл. (Брасовский, Брянский, Гордеевский, Дубровский, Дятьковский, Жиздринский, Жуковский, Карачевский, Клетнянский, Климовский, Клинцовский, Комаричский, Красногорский, Людиновский, Мглинский, Навлинский, Новозыбковский, Погарский, Почепский, Рогнединский, Севский, Стародубский, Суземский, Суражский, Трубчевский, Ульяновский, Унечский, Хвастовичский, Шаблыкинский). 21 авг. 1939 г. образованы Выгоничский, Жирятинский, Злынковский, Понуровский и Хотынецкий районы, 22 сент. того же года в О. о. из Курской обл. передан Долгоруковский р-н, 12 дек. 1940 г. образован Володарский р-н. Т. о., к 1941 г. О. о. включала 66 районов. В годы Великой Отечественной войны, с окт. 1941 по авг. 1943 г., территория О. о. (за исключением Задонского и Краснинского районов) была оккупирована герм. войсками, хозяйству и культуре региона нанесен значительный ущерб. В дек. 1941 г., во время Московской битвы 1941-1942 гг., в ходе Елецкой операции освобождены Елецкий, Измалковский, Корсаковский, Краснозоренский, Новодеревеньковский и Становлянский районы, города Елец, Ливны и Новосиль. В февр.-марте 1942 г. велись ожесточенные бои под Болховом, в районе дер. Кривцово.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010