Политика Киева — деградация украинской государственности Помните как в разгар «оранжевых» площадных сидений в Киеве немедленно объявились поляки и литовцы, как будто вернулись времена Люблинской унии. Да только гордиться Киеву при этом нечем – Украина для тех и других – вожделенный приз, всего лишь материал для укрепления собственного потенциала! 19 августа, 2009 Помните как в разгар «оранжевых» площадных сидений в Киеве немедленно объявились поляки и литовцы, как будто вернулись времена Люблинской унии. Да только гордиться Киеву при этом нечем – Украина для тех и других – вожделенный приз, всего лишь материал для укрепления собственного потенциала! Известный политолог Наталия Алексеевна Нарочницкая специально для « Правмир » о новых векторах русско-украинских отношений. — В послании президенту  Украины Виктору  Ющенко президент России Дмитрий Медведев отметил, в частности, что политика Украины стала по своей сути антироссийской. В качестве примера президент привел намерение вступить в НАТО несмотря на несогласие украинского народа, «газовую проблему» и многое другое, в том числе и вмешательство органов государственной власти в дела Церкви. Как вы можете прокомментировать в целом это послание? — Это очень серьезный документ, в котором в концентрированном виде выражена суть нашего разочарования по проблемам межгосударственных отношений и мировоззренческая сторона курса, взятого официальным Киевом. Нынешняя антироссийская политика настолько не соответствует культурной и цивилизационной общности, вероисповеданию наших народов, что ее нельзя рассматривать иначе, как попытку изменить смысл исторической жизни украинского народа и тем самым нанести ему самому непоправимый ущерб. В этом документе изложены все конкретные действительные, реальные проблемы, которые создает нынешнее украинское руководство в наших отношениях, демонстративно поворачиваясь спиной к России даже вопреки экономическим и прочим краткосрочным интересам Украины, не говоря уже о долгосрочных, стратегических направлениях, насильственное изменение которых лишь может расколоть украинское общество и привести к непредсказуемым последствиям для самой Украины, которая переживает не лучшие времена во многом и из-за политики нынешней власти. В угоду политической конъюнктуре Киев торпедирует даже проекты, послужившие бы не только сотрудничеству между нашими народами, но и благосостоянию, росту экономики, умиротворению обнищавшего населения Украины.

http://pravmir.ru/politika-kieva-degrada...

В октябре 1920 года поляки захватили Вильнюс и около трети территории Литовской Республики, границы которой были так же определены в Версале, как и границы Польской Республики. Но Польша утверждала, что такой страны, как Литва никогда не было. Польская шляхта забыла о том, что в 1569 году по акту Люблинской унии добровольно объединились Польское королевство и Великое княжество Литовское. Общий сейм созывался в Польше, но при этом сохранялась отдельная администрация Великого княжества Литовского, а также собственные права и законы, отдельное войско и казна. Великое княжество Литовское состояло в то время наполовину из западнорусских княжеств, государственным языком был русский. В результате Люблинской унии Польше и достались в то время земли нынешней Украины и Белоруссии. Вильнюс, захваченный в 1918 г. поляками, был столицей Великого княжества Литовско-Русского со времен Ольгерда и Гедимина. Возможно, не погибло бы могущественное и обширное государство Европы Речь Посполита, если бы польская шляхта не стремилась насильно окатоличить западнорусские земли и превратить население Малой Руси в бесправное крепостное " быдло " . Напомним, что борьба православного народа Западной и Южной Руси за свои права, многочисленные казацкие войны, как называли их в Польше, подорвали мощь Речи Посполитой. А первый раздел Польши произошел после того, как заносчивые поляки отвергли требование императрицы Екатерины II всего лишь предоставить православным подданным королевства равные права с католиками. Русская Царица как покровительница Православия, увидев, что с поляками не договоришься добром, присоединила к Российской империи земли Украины и Белоруссии, населенные православным русским народом. В 1918 г. польская шляхта вспомнила, что когда-то Киев входил в состав Русского воеводства Речи Посполитой. В середине XVII Московское царство отвоевало у Речи Посполитой древнюю столицу Руси Киев и древний русский город Смоленск - " свои отчины и дедины " - исконные русские земли. В 1919 г. поляки, воспользовавшись гражданской войной в России, двинулись возвращать " Восточные Крессы " . В том числе и Киев. (О советско-польской войне см. в предыдущей части «Фальсификаторы…».)

http://radonezh.ru/2020/02/18/falsifikat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ Соглашение 1569 г. об объединении в одно государство («Речь Посполитую обоих народов», см. Речь Посполита ) Литовского великого княжества (далее ВКЛ) с Польским королевством. Если ранее 2 государства объединяла только особа монарха, то теперь создавался общий парламент - Сейм, который должен был принимать важные общегосударственные решения и издавать для нового государства единые законодательные акты. Лица, занимавшие высокие государственные должности, должны были войти в состав высшего государственного органа - Сената, хотя в каждом из государств сохранялись особая система управления, вооруженные силы, действовало и прежнее законодательство. В новом государстве, в Сейме и Сенате доминирующая роль принадлежала представителям Польского королевства. Исследователи указывают 2 основные причины, побудившие литовскую сторону согласиться на это решение. ВКЛ было не в состоянии противостоять начавшемуся русскому наступлению (в 1563 был потерян Полоцк) и нуждалось в военно-политической поддержке. Поэтому для него было важно, чтобы части Речи Посполитой имели единую внешнюю политику и в случае начала войны совместно участвовали в военных действиях. Кроме того, дворянство ВКЛ стремилось к заключению унии, рассчитывая приобрести «права» и «вольности», которыми пользовалась польск. шляхта (в частности, речь шла об установлении юридического равенства всех членов дворянского сословия). Важной частью заключенных соглашений было отделение от ВКЛ и включение в состав Польского королевства ряда западных и юж. территорий этого гос-ва (Подляшье, Волынское, Брацлавское и Киевское воеводства). Такое решение не встретило сопротивления со стороны местного дворянства, которое рассчитывало на защиту Польши от русского наступления. Польская знать надеялась использовать плодородные и малозаселенные укр. земли ВКЛ для своей феодальной колонизации. В актах унии не затрагивался вопрос о религиозной принадлежности жителей ВКЛ и Польши, однако он был поднят на Сейме в Люблине, когда обсуждались условия вхождения в Польское королевство юж.

http://pravenc.ru/text/2561040.html

Кн. 5 (1427-1506); 1995. Кн. 3 (1440-1498), 225 (1528-1547); 1996. Кн. 564 (1553-1567); 1997. Кн. 10 (1440-1523), 11 (1518-1523), 224 (1522-1530); 1998. Кн. 1 (1380-1584), 25 (1387-1546); 1999. Кн. 227 (1533-1535), 530 (1566-1572); 2000. Кн. 51 (1566-1574); 2001. Кн. 230 (1542), 531 (1567-1569); 12 (1522-1529); Пётр Дусбургский. Хроника земли Прусской/Изд. подгот. В. И. Матузова. М., 1997; Хорошкевич А. Л. Документы нач. XV в. о рус.-литов. отношениях//Культ. связи России и Польши XI-XX вв. М., 1998. С. 39-57; Метрыка Bялikara княства (Koniя канца XVI ст.). Mihck, 2001. T. 28: 1522-1552; T. 44: 1559-1566; 2003. Т. 43: 1523-1560; Кн. 523: Nepanic войска Bялikara княства 1528 г.: Кн. публ. 1; Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII в.- 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002; Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. М.; Варшава, 2002. Т. 6: Радзивилловские акты из собр. РНБ. 1-я пол. XVI в./Сост.: М. М. Кром. Лит.: Boniecki A. Poczet rodów w Wielkiem Ksistwe Litewskiem w XV i XVI w. Warsz., 1887; Ясинский М. Н. Уставные земские грамоты Литовско-Русского гос-ва. К., 1889; Любавский М. К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского гос-ва ко времени издания 1-го Литов. статута. М., 1893; он же. Литовско-Русский сейм: Опыт по истории учреждения в связи с внутренним строем и внешнею жизнью гос-ва. М., 1900; он же. Очерк истории Литовско-Русского гос-ва до Люблинской унии. М., 1910; Лаппо И. И. Великое княжество Литов. за время от заключения Люблинской унии до смерти Стефана Батория (1569-1586). СПб., 1901; он же. Великое княжество Литов. во 2-й пол. XVI ст.: Литовско-Русский повет и его сеймик. Юрьев, 1911. Т. 2; Грушевский А. [С.] Пинское Полесье: Ист. очерки. К., 1903. Ч. 2; Малиновский И. А. Рада Вел. княжества Литов. в связи с боярской думой древней России. Томск, 1904. Вып. 1: Рада Вел. княжества Литов.; Довгялло Д. И. К истории правосл. западнорус. Церкви до пол. XVII в. Вильна, 1908; Chodynicki K. Proby zaprowadzenia chrze cijastwa na Litwie przed r.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

Так в 1481 г . в Киеве был раскрыт заговор против короля Казимира, который был организован православными магнатами: Слуцким князем Михаилом Олельковичем, его двоюродным братом Федором Бельским и одним из князей Гольшанских. В конце 80-х – начале 90-х гг. XV в. ВКЛ потеряло территории принадлежавшие православным князьям Воротынским, Белявским, Мерецким, Вяземским, которые перешли на службу к Московскому Великому князю вместе со своими уделами. Эти тенденции усугублялись тем, что Москва, видя цивилизационную политику правителей Речи Посполитой, не могла не выступить как правопреемница Киевской Руси и не претендовать на принадлежащие Литве территории с исконно русским православным населением. Так же в это время – XVI в. - Московское княжество боролось за решение государственно-политических проблем на своих западных рубежах. Это вело к постоянным и губительным для ВКЛ вооруженным конфликтам между Вильно и Москвой. В этих войнах ВКЛ потеряло 1/4 часть своей территории. Совокупность таковых причин, являвшихся прямыми или опосредованными последствиями цивилизационных аспектов Кревских и Городельских соглашений, ослабляло ВКЛ и все более толкало его правителей на укрепление союза с Польшей. В результате литовские патриоты, несмотря на то, что они неоднократно добивались королевских грамот с подтверждениями независимости ВКЛ, не сумели сохранить суверенитет страны. В 1569 г . на созванном в Люблине сейме произошло объединение Польши и ВКЛ в одно государство – Речь Посполитую. Некоторые исследователи полагают, что «положение ВКЛ в составе Речи Посполитой не было… трагичным». Однако большинство историков справедливо находят, что заключение Люблинской государственной унии – это не только аннексия и инкорпорация Литвы в королевство Польское, но и цивилизационная трагедия для исконно русского населения Литвы, т.к. эта уния несла в себе угрозу полного окатоличивания и полонизации края. Вина за эту трагедию ложится на литовских князей. В частности, согласно мнению профессора Я.А.Юхо акт люблинской унии просто прикрывал государственную измену великого князя, а так же насилия польских феодалов и высшего католического духовенства.

http://pravoslavie.ru/5276.html

1. Киевская (988 г.). 2. Черниговская (992 г.). 3. Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4. Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5. Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515—1616, 1639—1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в1848—1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6. Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733—1785 годы –самостоятельная, в 1785—1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7. Полоцкая (1104 г., в 1596—1620, 1661—1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8. Смоленская (1137 г.). 9. Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10. Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11. Холмская (1233, 1650—1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12. Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена). 13. Тверская (1271 г.). 14. Суздальская (1347 г., в 1788 году упразднена). 15. Коломенская (1353 г., в 1799 г. упразднена). 16. Пермская (1383 г., кафедра в Усть-Выме, с 1472 года – в Вологде, 1556 года переименована в Вологодскую, с 1799 года восстановлена с кафедрой в Перми). 17. Московская (с 1325 года Москва – резиденция Киевского митрополита, с 1461 года – митрополия Московская и всея Руси, с 1589 по 1721 годы – патриаршаяобласть, с 1721 по 1742 годы – синодальная область, с 1742 года – Московская епархия). 18. Казанская (1555 г.). 19. Вологодская (с 1472 года – кафедра Пермской епархии, с 1556 года – Вологодская). 20. Псковская (1589 г.). 21. Астраханская (1602 г.). 22. Тобольская (1620 г.). 23. Могилевская (1632 г.). 24. Вятская (1657 г.). 25. Белгородская (1667 г., в 1787 году переименована в Курскую). 26. Нижегородская (1672 г.). 27. Воронежская (1682 г.). 28. Тамбовская (1682 г., в 1699 году упразднена, в 1758 году восстановлена). 29. Холмогорская (1682 г., в 1731 году переименована в Архангельскую). 30. Великоустюжская (1682 г., в 1788 году упразднена). б) епархии, открытые в Синодальную эпоху:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Они-то, во второй половине XVI столетия 22 , и подписали на Люблинском сейме акт соединения Литвы с Польшею. Прочим, протестовавшим против этого соединения, король объявил, что если они не переменят своего решения, то имения их будут конфискованы. Само собою разумеется, что многочисленное русское духовенство и народ русский не были о том спрошены. Вот как состоялось прославляемое поляками люблинское соединение Литвы с Польшей – соединение, на основании которого нынешние поляки и мечтают о вторичном порабощении себе западных русских губерний. 23 · Сбылось затем предчувствие русского народа: вслед за Люблинскою унией приняты были враждебные меры к изнасилованию совести народной, к подчинению русской церкви папе римскому. Встречая сильное сопротивление в стараниях привлечь русских в латинство, придумали менее тягостное, предуготовительное к тому средство – церковную унию, то есть подчинение русской церкви папе римскому с оставлением в богослужении языка славянского, греческих обрядов и законов церковных, свойственных греческой церкви. Душою этого проекта были иезуиты, а орудиями их – король польский Сигизмунд III, паны польские, ополяченные русские и настроенные ими два православных епископа Поцей и Терлецкий, посланные королем Сигизмундом в Рим в 1595 году для изъявления послушания папе римскому. Говорят, что Поцей и Терлецкий употребили для этой цели бланки с подписями митрополита и некоторых других епископов, данные им затем, чтоб они могли писать польскому правительству жалобы на притеснения и преследования православных. Хотя митрополит Рагоза и протестовал, что он не причастен делу унии и останется верным православию, однако ж, по возвращении делегатов из Рима с грамотою об унии, он на Брестском соборе 24 согласился быть униатом, равно как и другие архиереи, кроме двух, львовского и перемышльского. Необлатиненное дворянство, прочее духовенство и мещанство протестовали против измены православию; не желая быть в общении с архиереями-изменниками, они избирали себе православных пастырей, рукоположенных в архиерейство иерусалимским патриархом 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

воеводств ВКЛ. Выступая от имени представителей Волыни, кн. К. К. Вишневецкий указал на необходимость определенных гарантий для православных «греков», чтобы их из-за религиозной принадлежности не принижали и не заставляли принимать др. веру. Эти пожелания были учтены при подготовке привилеев, оформлявших включение Волыни и Киевщины в состав Польского королевства. Так, в привилеях, где говорилось о распространении на новых жителей Польского королевства положения об освобождении от налогов и повинностей в соответствии с польск. «вольностями», отмечалось, что всем этим должна пользоваться и шляхта и «duchowne stany t rymskiego i greckiego zakonu» (Akta unji. S. 303, 314). Здесь же указывалось, что шляхтичи земли как «греческой», так и «римской» веры сохраняют все свои права, в т. ч. право занимать разные должности («уряды»). Привилеи содержали также обязательство полностью сохранять на территории земли все должности, светские и духовные, великие и малые, «римские» и «греческие» (Ibid. S. 306, 316). Тем самым власть поддерживала традиционно сложившиеся на этих землях межконфессиональные отношения. Именно так понимали установление правосл. полемисты - противники унии,- которые видели в действиях королевской власти, предпринятых после заключения Брестской унии , нарушение этих обязательств. Ближайшие и более отдаленные последствия Л. у. имели для судеб Православия на укр. землях разное значение. Последние десятилетия XVI в. на землях, вошедших в состав Польского королевства, оцениваются как время, благоприятное для Православия. В условиях, когда связи с ВКЛ, где господствовала литов. католич. знать, были разорваны, а связи с Польским королевством только устанавливались, главной силой на этих землях стала местная (большей частью православная) знать во главе с кн. Константином Константиновичем Острожским, к-рая в лице своих лучших представителей оказывала активную поддержку правосл. Церкви. Но на рубеже XVI и XVII вв. обстановка изменилась к худшему. Владения местной знати постепенно переходили в собственность польских магнатов, к-рые все чаще занимали важные адм. посты на этих территориях. Королевская власть в их лице получала социальную опору для своей политики распространения и насаждения унии. Ист.: Дневник люблинского сейма 1569 г.: Соединение великого княжества Литовского с королевством Польским. СПб., 1869 (на польск. и рус. яз.); Akta unji Polski z Litw, 1385-1791/Wyd. S. Kutrzeba i W. Semkowicz. Kraków, 1932. Лит.: Halecki O. Dzieje unii Jagielloskiej. Kraków, 1919. Warsz., 2013. T. 2; Pelenski J. The incorporation of the Ukrainian Lands of Old Rus into Crown Poland//American Contributions to the 7th Intern. Congr. of Slavists. The Hague; P., 1973. Vol. 3. P. 51-52; Яковенко Н. М. Украïнська шляхта з kihцa XIV до сер. XVII ст.: Волинь и Центр. Украïна. К., 1993, 20092. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова: ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, существовавшее в XIII - 1-й пол. XVI в. в Вост. Европе

http://pravenc.ru/text/2561040.html

Возведение в 1589 году Митрополита Московского и всея Руси в сан Патриарха возбудило в Речи Посполитой боязнь распространения его авторитета среди православного населения Украины и Белоруссии, всегда в невзгодах обращавшего свои взоры к единоверной Московской Руси в надежде на помощь. К этому времени иезуиты, достигнув в Польше значительных успехов в борьбе с протестантами, начали активную борьбу с православными. Убедившись в бесплодности намерений обратить их в латинство, иезуиты принялись настойчиво и спешно готовить унию Православной Церкви в Польше с Римом. По мысли энергичных членов ордена Иисуса, уния, сохраняя на некоторое время привычные для народа восточные богослужебные обряды и обычаи, должна была впоследствии стать средством постепенного приведения униатов к вере, обряду и обычаям Римской Церкви – «учительницы всех Церквей». Уния в Речи Посполитой была желательна для Рима и как восполнение урона, причиненного ему Реформацией, и прежде всего потому, что Рим и его первосвященник, а также латинское духовенство в Польско-Литовской державе издавна лелеяли мечту о подчинении всей Восточной Православной Церкви Римскому престолу. Иезуит Антоний Поссевин выражал общее мнение католического руководства, когда говорил, что, только обратив Западную Русь, можно достичь единения с Римом и Руси Московской. Идея унии Православной Церкви с Римом находила горячую поддержку польского королевско-магнатского правительства. Будучи вернейшим средством ассимиляции, ополячивания православного населения Речи Посполитой, она должна была укрепить политическую основу Люблинской унии. Поскольку Флорентийская уния здесь не имела никакого успеха, стало необходимым провести новое «согласие церковное», в соответствии с которым украинское и белорусское население, подчиненное «апостольской столице», стало бы чуждым Православной Руси, было бы отторгнуто от нее навсегда, постепенно ополячено и окатоличено. Исполнителей своих замыслов относительно церковной унии король Сигизмунд III Ваза (1587–1632), «воспитанный иезуитами, всем существом своим преданный иезуитскому ордену, сам бывший членом этого ордена», 12 а также иезуиты и правительство Речи Посполитой нашли среди иерархов Православной Церкви. Уже в течение целого столетия, не считаясь с церковными канонами, злоупотребляя правом патроната и «подавания хлебов духовных», т.е. назначения кандидатов на архиерейские кафедры, игуменов монастырей и даже священников приходских храмов в королевских имениях, польские правители раздавали церковные награды и даже продавали высокие церковные должности. Вследствие этого чрезвычайно снижался духовный уровень иерархии, уже не имевшей никакой связи с православным церковным народом. «Такой порядок, вернее беспорядок, в распределении архиерейских кафедр и в управлении монастырями и церквами продолжался в Литовской православной митрополии долгое время и имел самые гибельные для нее последствия». 13

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. возглавлял торжества воссоединения в Люблинской губ.: 11 мая 1875 г.- в Варваринской ц. в г. Холме (47 приходов), 13 мая - в Никольской ц. в г. Грубешове (49 приходов), 14 мая - в Никольской ц. в г. Замостье (51 приход). В 1875 г. в Православие перешли 187 священнослужителей, 241 приход и ок. 241 тыс. чел. в Люблинской, Седлецкой и Сувалкской губерниях. Столь массовый характер движение приобрело преимущественно по инициативе светской власти. Архиепископ считал, что воссоединение должно происходить добровольно и готовиться более тщательно, но действовал в русле политики гражданских властей, проявляя, по словам митр. Леонтия (Лебединского) , «робкую нерешительность». В день воссоединения И. в присутствии гражданских властей и полиции устроил экзамены по богословским предметам для священнослужителей из числа бывш. униатов, проверяя их преданность правосл. вероучению. По различным причинам с 1865 до 1875 г. из епархии выбыло 170 священников - ок. 2/3 местного духовенства. Не вполне доверяя священникам-законоучителям, во время унии исполнявшим правосл. требы и преподававшим Закон Божий правосл. ученикам, И. заменил многих из них клириками с Волыни, из Киевской и Литовской епархий, а еп. Маркелл привлекал духовенство из Галичины. 16 нояб. 1875 г. И. был переведен в Херсонскую и Одесскую епархию. Непосредственной причиной перевода послужила некая интрига, вероятно устроенная галичанами. В результате имп. Александр II «разгневался на нерешительность и слабость» И. Преемник И. архиеп. Леонтий (Лебединский) нашел его «удрученным и по телу и по духу… самолюбие его уязвлено было сильно». В Варшаве И. оставил капитал в 4 тыс. р. в пользу Попечительства о бедных духовного звания. 7 февр. 1876 г. И. прибыл в Одессу «изнуренным болезнью, едва дышащим. Тем не менее, и тут в промежутки, когда силы вспыхивали, на краю гроба занимался по привычке делами с такой же точностью, аккуратностью, как и всегда» ( Петровский. 1894. С. 131). Был избран членом-соревнователем Одесского об-ва служащих на разных фабриках и заводах (20 апр.

http://pravenc.ru/text/577966.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010