i Полное собрание русских летописей. Т.1. Лаврентьевская летопись. М., 1962, стр.370. ii Имеется еще «Достойно есть» Опекаловское (ГПБ, Кирилловское собрание, л.122 и об. iii Д.В. Разумовский. Материалы для археологического словаря. «древности. Труды Московского археологического общества», т.1. М., 1865–1867. iv В.М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1864, стр.22. v Противодвижение как архитектонический прием можно назвать характерным для творчества Маркела Безбородого. Сочиненный им «вельми изящен» канон Никите, архиепископу новгородскому, представляет два многострофных произведения, акростихом для которых служит сначала алфавит, а затем имя автора. В первом произведении алфавит дан в нисходящей последовательности букв – а, б, в и т.д., а во вором «опрокинутый», т.е. от последней буквы к первой. Акростих первого канона заканчивается согласными буквами из имени автора – МРКЛ, а второй полным именем в «противодвижении» – ЛЕКРАМ. vi Стоглав, издание третье. Казань, 1912, стр. 59. vii Там же стр.59 viii В.М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1894, стр.22. ix Там же. x Н.Ф. Финдзейн. Очерки по истории музыки в России, т.1, вып.3, М.-Л., 1928, стр. 246–247. xi Ф.Г. Спасский. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж, 1951, стр.225 и 226. xii В. М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1864, стр.22. xiii Текст этих стихир принадлежит византийскому гимнографу, императору Льву Мудрому (886–911 гг.). Их содержание – пересказ одиннадцати разделов Евангелия, читаемых в порядке очереди на утренях воскресных дней всего года. Отсюда их название – евангельские. xiv О переложениях Жукова для четырехголосного партесного хора будет сказано в комментариях к разделу V, в котором помещен пример его «Блаженн». xv Н. Финдзейн. Очерки... вып. III, стр. XXVII. xvi Например, рукопись ГПБ, Соловецкое собр. Л.50 об. xvii Например, рукопись Московского исторического музея. Певческое собрание, л.76.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Первый славянский перевод Постной триоди сделан был до 916 г. По свидетельству жития св. Климента, архиепископа болгарского, в этом году св. Климент завершил славянскую триодь переводом второй её части – пентикостария: пред своею смертию ( 916), читаем там, он «дает церквам болгарским прощальный дар, состоящий в прибавлении к триоди того, чего в ней недоставало; именно, все, что поется от недели Новой до самой Пятидесятницы, докончил он в это время» 416 . Вероятно, первая половина триоди переведена была или учениками св. Мефодия, или тем же св. Климентом. Этот перевод дошел до нас уже не совсем в чистом виде. Его памятниками являются следующие наиболее известные триоди: Шафариковская, Орбельская, Погодинская 40, типографская 137, синодальная 319 и Софийская 84 417 . Хотя в основе всех перечисленных рукописей, несомненно, лежит один перевод, но они значительно отличаются одна от другой по своему составу. Заметно также, что во многих из них перевод исправлялся по греческому тексту. Бывают случаи, что некоторые песнопения в одной и той же рукописи записаны в двух переводах – в более древнем и исправленном. Наиболее древней и по составу, и по переводу, а также отчасти и по палеографическим данным, является триодь, принадлежавшая раньше Шафарику. Она содержала в себе полную триодь, т. е. постную триодь и пентикостарий. Входящие в её состав элементы отличаются глубокой древностью. Как было уже указано, она содержит чин нощи св. пятка, которому нет ничего подобного в греческих рукописях: в его антифонах имеется 6 тропарей и 2 седальна, совершенно неизвестных последним. Среди трипеснцев 40-цы в ней есть отрывки из какого-то, повидимому, полного комплекта неизвестных трипеснцев, а также целый ряд стихир и седальнов, представляющих из себя подражание аналогичным песнопениям св. Феодора и тоже не сохранившихся в греческих рукописях. Но в то же время в ней есть песнопения конца IX-ro, или даже начала X века: так на хвалитных в. пятка в ней записана стихира – henpuzзhh7oмъ, принадлежащая императору Льву Мудрому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Лев Мудрый иногда как будто не считает себя в праве законодательствовать по предметам священным, в смысле установления чего-либо несогласного с канонами, даже и самую власть законодательную по этим предметам как будто отклоняет от себя. Юстиниан не ставил для себя границ в выборе предметов для церковного законодательства, но он всегда выходил при этом из мысли о поддержании канонов 915 . Напротив, Лев, по-видимому, отклоняет от себя церковное законодательство по некоторым предметам, по которым даже духовная иерархия требовала издания императорского закона, что однако не мешает на самом деле Льву Мудрому, сделав наперед, как бы из вежливости, оговорку насчет некомпетентности, установить ту или другую норму 916 . На 150 лет позднее Льва живший император, Никифор Ботаниат выводил свое право утверждения синодального решения о незаконных браках из того, что император есть сочлен синода и соучастник в его решениях 917 . А несколькими годами раньше Ботаниата, Константин Дука решительно заявил, что император не может производить каких-либо изменений в порядке и ранге кафедр, установленных св. и богоносными отцами. Ибо если в то время как царь стоит с страхом и трепетом, иерей сидит, то каким образом стоящий сидящему может даровать высший престол? И это относится не только к митрополиту или патриарху, но и к бедному священнику, управляющему волами и пасущему скот 918 . Вопрос об изменении установившегося порядка кафедр и ранга должностей был вообще одним из тех вопросов, по поводу которых императорские законы и распоряжения оказывались противоречащими канонам, и относительно которых ни сами императоры, ни канонисты не выработали себе определенной точки зрения. Тот или другой взгляд высказывался смотря по тому, кто высказывал его, и при каких обстоятельствах он высказывался. Так тот же самый Константин Дука, который не без красноречия рассуждает о неприкосновенности для императора установившегося порядка церковных должностей, возвел епископию на степень митрополии, как видно из другой его новеллы, изданной вскоре после первой 919 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Но неговорливая история тех времен молчит о здешнем крае. В половине IV века мы находим Лихнид епископальным городом. На Сардикийском соборе (347) заседал Дионисий, епископ Лихнидский, а на Эфесском – 449 (так названном – разбойничем) присутствовал Антоний. Из дел Римского престола видно, что в 492 г. Лихнидским епископом был Лаврентий, а в 519 – Феодорит. Затем сведения о Лихнидских архиереях прекращаются и самое имя Лихнида перестает слышаться. В Иерокловом „Синекдиме“, в числе городов империи нет Лихнида совсем 16 . Еще он появляется в „Нотиции“ Епархий, приписываемой императору Льву VI Мудрому, где он причислен к епископиям Диррахийской Митрополии, занимая между ними 12 место. Полагать можно, что это в последний раз оглашается имя исчезающего города. И вдруг, в 877 (или 879) году на Константинопольском соборе, восстановившем в последний раз Фотия в патриаршем достоинстве, читается уже подпись Гавриила Ахридского! Куда девался Лихнид, и откуда взялись Ахриды? Ничего не известно (по крайней мере – нам). Сличение года соборной подписи Гаврииловой с возможным годом составления Нотиции Львовой (886–911) ведет как-бы к заключению, что оба названия города существовали несколько времени вместе, одно при другом, и первое, конечно, по привычке, по уважению к освященному временем титулу, по педантству, наконец, а второе... Чтобы решить вопрос о втором, неизбежно предположить, что в IX веке город или перестал существовать, или отошел к другому народу с другим языком. Весьма могло быть и первое. Мы уже упомянули, что на Певтингеровой карте Лигнид помещен на южном берегу озера, а теперь он находится на Северном. Могло случиться землетрясение, наводнение, вражеское нападение, положившее конец его бытию, и вместе могло возникнуть на тех же берегах озера новое население, перенявшее славу и значение в крае прежнего. Но вероятнее второе предположение. А так-как другой народ заведомо были Болгары (отсюда: „Старая Болгария“), то и остается принять, что новое имя городу дали Славяне, назвав его на основаниях ни исторически, ни филологически нам неизвестных, Охридой, из которого педантство или недоброжелательство греческое сделали Ахриду или точнее Ахриды (мн.ч.) 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

42 ...зиновьянин князь, именем Зустуня... – Генуэзец Джиованни (Иоанн) Джустиниани, по прозвищу Лонг – «длинный», предводитель отряда генуэзских наемников. Его роль в обороне города источники освещают по-разному, порой обвиняя его в пассивности и даже измене своему долгу. Русский автор, напротив, подчеркивает мужество Джустиниани и, в частности, оправдывает его уход с поля боя тяжестью ранения. 44 Β них же пушкы бяху 2 велице... – Турецкая артиллерия была более мощной, чем византийская. Венгр Урбан, перешедший от греков на службу к туркам, отлил две огромные бомбарды, стрелявшие каменными ядрами. Дука так описывает их доставку к стенам Константинополя: «...и запрягли тридцать упряжек, и тащили ее позади себя 60 быков... A c боков бомбарды – по 200 мужчин с каждой стороны, чтобы тянули и уравновешивали ее». Лаоник Халкокондил пишет, что при полете выпущенного из нее ядра «стоял непереносимый гул и земля сотрясалась на 400 стадий вокруг». 45 ...со все стороны полные... – Т. е. со стороны городской стены, пересекавшей полуостров от Золотого Рога до Мраморного моря. 48 ...пажушин Галатцкой... – Имеется в виду, вероятно, пролив, соединяющий Золотой Рог с морем, между Константинополем и генуэзской крепостью Галата, находившейся на другом берегу залива. 49 ...Лименю... – Β рукописи «илменю». Видимо, испорчено слово «лимень», употреблявшееся в древнерусском языке со значением «залив». 51 ...збудуться вся прежереченная ο град сем... Мефодием Паторомским. – Имеется в виду истолкование знамения при основании города, а также предсказания ο его судьбе, приписываемые византийскому императору Льву Мудрому (886–911 гг.) и Мефодию Патарскому – епископу малоазийского города Патар, жившему в III–IV вв. 53 ...янычанин... – янычар. Янычары – гвардия турецких султанов, известная со времени Мурада II. Первоначально она насчитывала три тысячи воинов. 54 Флабурар – от греч. «флампуриариос – знаменосец. Судя по тексту, речь идет ο бейлербеях (далее они именуются в повести бегиларбеями), командующих войсками восточной, азиатской, части Турции (Анатолии) и западной, европейской (Румелии). Западным бейлербеем был Амар-бей, восточным – Мустафа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Увы, все было тщетно – Симеон хорошо понимал интересы своего государства и не поддался на льстивые уговоры. И тогда царь пошел на крайнюю меру: он вооружил арабских пленников, которым пообещал свободу, и направил их на болгар. Только после этого Симеон одумался, и решил заключить мир с Римской империей на условиях выплаты ежегодной дани 174 . Надо сказать, Льву Мудрому сильно повезло, что война с болгарами по времени не совпала с отражением арабских атак. Но вскоре сарацины напомнили о себе. После того как Никифор Фока Старший покинул Италию, отправившись на войну с болгарами, арабы заметно активизировались. В 902 г. халиф аль-Муктафи, считавшийся высшим духовным авторитетом среди мусульман, приказал эмиру Ифрикии Ибрагиму отречься от престола в пользу сына. Тот повиновался, однако, желая найти себе новые владения, объявил, будто собирается в хадж в Мекку, но пройдет туда через христианские земли. С войском во главе он перебрался в Сицилию, осадил и 1 августа 902 г. взял греческую крепость Таормину. Всех пленных, отказавшихся перейти из христианства в ислам , он казнил после жестоких мучений, включая и местного епископа. Через месяц Ибрагим высадился в Южной Италии и осадил крепость Региум, которую также вскоре взял. Планы сарацинского вождя простирались до захвата Рима, но вскоре он умер, а его войско, получив отступное, вернулось на родину 175 . Таким образом, в 902 г. византийцы окончательно утратили свое влияние на Сицилии, которая прочно перешла в руки сарацин. Война с сарацинами продолжалась и на Пелопоннесе, население которого особенно донимали критские и сирийские пираты. В 902 г. правитель Дамиан со своим флотом опустошил острова Эгейского моря, затем вошел в Пегасейский залив и произвел нападение на город Димитриаду. Хотя горожане оказали отчаянное сопротивление, Димитриада была взята штурмом, после чего многие острова Архипелага стали добычей мусульман, включая остров Лемнос, захваченный арабами в 903 г. 176 Весной 904 г. император Лев Мудрый направил громадное войско – говорят, насчитывавшее почти 100 тыс. воинов, – к аль-Хадасу, сжигая все на своем пути и опустошая окрестности. Но ввиду того, что грекам грозила опасность со стороны арабского флота, сухопутная кампания развития не получила 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оба вышеназванные памятника, Прохирон и Эпанагога, вместе с работой над «очищением древних законов», составляют одну из светлых страниц правления Василия, который, стремясь к большему распространению законодательного дела Юстиниана, т. е. возвращаясь к началам несколько забытого в империи римского права, освежал его и приближал к жизни привнесением в законники вызванных течением времени изменений в области права. 973 Василики и Типукит Работы Василия в этой области дали возможность его сыну и преемнику Льву VI Мудрому издать Василики, являющиеся наиболее полным памятником греко-римского или византийского законодательства, где на греческом языке переработаны и слиты в один кодекс все части Юстинианова Свода. Название Василик происходит не от имени, как иногда неправильно полагали, Василия I, при котором, как мы знаем, был подготовлен для них материал, а от греческого слова василевс – царь, император; поэтому Василики в переводе обозначают «императорские законы». Юридическая компиляция Льва VI, распадающаяся на 60 книг, преследовала цель, намеченную его отцом, т. е. восстановить в силе законодательство Юстиниана с опущением законов, потерявших свою силу или чуждых изменившимся условиям византийской жизни, – другими словами, приспособить его к действующему праву. Поэтому Василики не представляют собой полного, буквального перевода Юстиниановых законов. Часть новелл и других законодательных памятников, вышедших после Юстиниана, включая некоторые новеллы Василия I и даже Льва VI, также служили источниками для Василик. 974 975 Ни одна из рукописей не содержит полный текст Василик: в разных рукописях сохранились разные части свода. В общей же сложности мы располагаем двумя третями сборника. Для восстановления утраченных книг Василик большое значение имеет сочинение XI или XII века – Типукит (TipoukeitoV), 976 приписываемый византийскому юристу (jurisconsult) Пацису. 977 Сочинение представляет собой обзор содержания Василик по рубрикам, с указанием основных глав каждого раздела. Типукит содержит также указание повторяющихся пассажей по всем разделам. 978

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Не подвергся ли один из них, подобно злодеям, отсечению головы, попавши в массовое движение вооруженной толпы, хотя по смерти он был почтен большею торжественностью, чем когда носимый на носилках гордился своим достоинством? Другой в звании полководца, удостоившийся той же самой чести, жалко погиб на границах Египта и Ливии, избегая наказания по суду и потом умерши в песках, так как вся страна, чрез которую он бежал, была безводна и необитаема. А что сказать о том отставном полководце и сановнике, подобным же образом проживающем и теперь в стране Колхидской, и спасающемся только благодаря человеколюбию тамошних варваров? Этого бывшаго областеначальника, считавшагося непобедимым и подобным льву по решимости, какая превратность жизни постигла! Сначала он видел, как сын его был обезглавлен, потом и сам получил смертный приговор, и когда уже была веревка поднесена к устам его, царское человеколюбие воспретило палачу совершить действие. Но поживши немного в скорбях и несчастиях, старик, одряхлевший под ощущением бед, в безчестии отошел из жизни, нашедши такой конец своего высокаго сана. А тот, — человек сомнительнаго пола, — который в прошлом году мнил себя больше гигантов? Избегая палок своих господ, он возжелал жезлов консульских; завладел таким количеством земли, что и сказать трудно, а погребен на таком клочке, какой уделил ему кто-то из жалости. Итак все это, раз оно таково, не есть ли, по мудрому Екклезиасту, суета сует? — и сановныя достоинства не суть ли призраки несбыточных сновидений, на короткое время повеселившие, а затем изчезнувшие, разцветшие и увядшие? А мы, здесь полагая конец своему слову, воздадим славу Спасителю. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

[лат. Eugenius Vulgarius], мон., греко-италийский поэт рубежа IX и X вв., писавший на латыни. Сведения о Е. В. черпаются исключительно из его поэтических произведений. Вероятно, уроженец Неаполя, где преподавал в епископской школе. Позже подвизался в мон-ре св. Бенедикта ( Монте-Кассино ). Написал сочинение «В защиту папы Формоза» (In defensionem Formosi papae//Vetera analecta/Ed. I. Mabillon. P., 17232. Vol. 4. P. 28-32), посмертно низложенного и отлученного папой Стефаном VI в 897 г. Сочинение адресовано папе Сергию III , к-рый подтвердил постановление папы Стефана о папе Формозе . В ответ на это сочинение Сергий III повелел Е. В. уйти в затвор. При помощи еп. Виталия и Феодоры, супруги консула и сенатора Феофилакта, влиятельнейшего лица в Риме нач. X в., Е. В. удалось получить прощение Сергия III, после чего Е. В. написал папе 3 стихотворных панегирика. Один из панегириков снабжен акростихом, другой написан довольно редкой для каролингской эпохи сапфической строфой. Нек-рые из стихов снабжены дополнительными посланиями, в которых содержится прозаический парафраз поэтического текста. Подобный же характер имеет стихотворение, приложенное к благодарственному письму еп. Виталию. В послании к Феодоре стихов Е. В. не сохранилось, остался лишь предваряющий их парафраз. Во фрагментах известны стихи, посвященные мон. Бенедикту, вероятно современнику Е. В. (Ad Benedictum monachum//Ibid. P. 420). Также известны стихи Е. В., посвященные епископам Петру Салернскому, Афанасию III Неаполитанскому и герц. Беневенто Атенульфу. Ряд стихов Е. В. рассчитан на зрительное восприятие. Самым знаменитым является его стих, посвященный визант. имп. Льву VI Мудрому . Он построен в виде пирамиды из букв, к-рую от конуса пересекает линия, в свою очередь пересеченная 2 диагональными линиями. Как и проч. свои стихи, данную пирамиду Е. В. снабдил поясняющим прозаическим парафразом. Др. стихи в честь имп. Льва VI Е. В. написал малым асклепиадовым и адонисовым стихом. Поэзия Е. В. свидетельствует о превосходном владении автора лат. языком. Е. В. творчески использует разные стихотворные метры, в т. ч. и довольно редкие, как, напр., асклепиадов стих или сапфическая строфа. Творчество Е. В. было почти забыто в средневек. Италии. Его стихи дошли в единственной рукописи XII в. из Бамберга.

http://pravenc.ru/text/187011.html

Теперь перейдем к Льву Мудрому (886–912 г), при котором, по общепринятому мнению, святой Андрей куплен протоспафарием Феогностом. Здесь черты юноши Епифания, друга Андреева, весьма идут к патриарху святому Полиевкту (956–970 г), а также к патриарху Антонию III Студиту (974–978 г). Сперва сопоставим годы жизни святого патриарха Полиевкта по историкам с годами жизни святого Андрея по житию его. Положим, что святой Андрей родился в 870 году и куплен Феогностом молодой, лет около 17, в 887 году, в начале царствования Льва Мудрого ; при великих его способностях им употреблено восемь лет на изучение греческого языка и вообще на образование и потом на службу в звании нотария. Имея же около 25 лет, следовательно, около 895 года он начал юродствовать. Пред началом подвига он называется юным ( νος) 15 . Подвизавшись довольное время и будучи удостоен от Бога дара прозрения и чудес, он около 923 года познакомился с юношей Епифанием, впоследствии патриархом Полиевктом, о котором спустя некоторое время после знакомства с Андреем говорится, что он не имел тогда еще восемнадцати лет (столб. 111), следовательно, он познакомился с Андреем имея около семнадцати лет неполных, или в начале восемнадцатого года. Дружба святого Андрея с Епифанием началась ранее поставления святого Трифона в патриарха, которое было в 928 году, так как в этом году, как увидим ниже, был великой мороз и язва в Царьграде, о которых в житии святого Андрея говорится после знакомства святого Андрея с Епифанием. После знакомства с Епифанием святой Андрей подвизался около тринадцати лет и скончался в 936 году своей жизни. Тогда Епифанию было около тридцати лет. По кончине Андрея, а потом вскоре и по смерти своего отца, Епифаний постригся в монашество, как должно полагать, с именем Полиевкта, прославился строгой жизнью и ученостью. По историкам Полиевкт в 956 году третьего апреля поставлен в патриарха константинопольского, скончался 16 или 29 января 970 года, следовательно, имея около 64 лет от рождения, если был Епифаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010