Львом Мудрым было введено обязательное правило об обручении брачующихся лиц, согласно которому нарушение обручения противно церковному обычаю и потому неприемлемо (73-я новелла). Запрещено было также обручать лиц моложе 15 и 13 лет (соответственно мужчину и женщину) 116 . Заботясь о своих солдатах, император 33-й новеллой совершенно запретил женам воинов, пропавших без вести, вступать в брак без удостоверения воинскими властями смерти их супругов. За ослушание они подвергались телесным наказанием вместе со своим новым мужем, и военные командиры – большому штрафу. Мужьям и женам пленников также запрещалось вступать в новый брак. Вместе с тем Лев Мудрый расширил перечень оснований для расторжения брака. В частности, согласно 30-й новелле, поводом к разводу считалось соглашение замужней женщины с другим мужчиной о браке, поскольку, как считал царь, прежний брачный союз уже не существует по Божественным заповедям. Аборт также стал считаться основанием для развода – конечно, при желании мужа (31-я новелла). В случае сумасшествия жены муж также мог развестись с супругой. Другим замечательным юридическим памятником являлась «Книга эпарха», также принадлежавшая перу императора Льва Мудрого. Как известно, градоначальник Константинополя, эпарх, занимал высокую ступеньку в византийской «табели о рангах», и «Книга эпарха» детально регламентирует его деятельность. В этом сочинении регулируются также вопросы организации торговли корпорациями, обязанности чиновников по поддержанию порядка торговли на столичных рынках, а также внутренняя организация самих корпораций, торговых и ремесленных цехов 117 . Надо сказать, что свод законодательства Льва Мудрого активно использовался в восточных христианских странах, включая Грузию и Армению. Интересно, что еще в XV веке Молдавский князь Александр Добрый (1401–1433) приказал перевести на молдавский язык «Василики», полученные им из Константинополя. Албанский свод законов, изданный в 1646 г., также включал в себя в качестве важнейшей составной части «Василики» Льва VI. В Валахии в 1634 г. был издан свод государственных и церковных законов, который исследователи считают точной копией «Василик» 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главы 3–16 – оригинальный текст, в котором описаны видения самого Ездры. Первое видение. Ездра просит у Господа объяснения бедствий Сиона, грех которого не больше греха его угнетателя Вавилона. И через Ангела Божия получает ответ, что пути Божии неисповедимы для духа человека. А человек сей, исполненный неправдами и немощью, не может понять того, что обещано праведным в будущие времена. Второе видение Ездры – 5 и 6 глава. Начинается с подробного описания вопроса: «Почему Бог предал другим народам Иерусалим и избранный народ?» Ответ тот же самый: Это непостижимо для понимания человека. Далее идет речь о том, что всякое творение имеет свое окончание и всему приходит конец. Третье видение книги Ездры. Ездра задает вопрос: «Почему Израиль не обладает землей обетованной?» И получает ответ, что он наследует ее в будущем веке. Далее Ездра познает печальную истину, что в будущем веке спасутся только немногие люди, т.к. большинство из них, хотя и создания Божии, но являются грешниками, а грешники сами отвечают за себя и свои поступки. Ездра должен быть доволен тем, что он принадлежит к блаженным. Четвертое видение, это глава 9 и 10. Это образ скорбящей жены и затем Ездра созерцает бедственное положение Иерусалима, его будущее восстановление. Пятое видение. Он видит поднимающееся с моря двенадцатикрылый трехглавый орел, который погибает перед выбегающим из леса львом. Орел – это символ мирового царства языческого. Лев – символ Мессии, который разрушает языческое царство. Шестое видение. Ездра созерцает человека, который выходит со стороны моря, который огненным дыханием своих уст побеждает устремившиеся на него множества и переживает в себе множество другое, мирное. Это символ Мессии, который избавит мир и победит все языческие силы. Он призывает себе множество мирное, т.е. раз мирное множество, то Он ни чему не враг. Седьмое и последнее видение. Возвещается о близкой смерти Ездры. В связи с этим он получает установление восстановить при падении этого города Священное Писание, необходимое для наставления людей. Исполненный духа премудрости, Ездра при помощи пяти писцов восстанавливает 94 книги, из которых 24 канонические и предназначены для обнародования, а прочие 70 – апокалиптические, которые должны храниться в тайне и быть доступными только мудрым. 24 книги до нас дошли, а многие были утеряны, сожжены. Дошли такая, как эта. Может быть некоторые ожидают своего часа в раскопках типа Кумранских и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Следовательно, мы должны думать, что виновники издания Эклоги были соправители, что первый из них, Лев, был старшим по возрасту или рангу, а второй, Константин, младшим в том или другом отношении, либо в обоих, и что, кроме него, у Льва не было в данное время никакого другого соправителя, так как иначе он был бы поименован в надписании. Последнее соображение совершенно устраняет Льва Мудрого и его сына Константина Порфиродного, на которых долго останавливались исследователи. Так, еще Муральт в Византийской хронографии (Essai de Chronographie Byzantine de 395 a 1057. S.-Peters- bourg, 1855) представляет следующие замечания: (1:486): «Константин Багрянородный был коронован своим отцом, императором Львом Мудрым, 9-го июня 911 года. От этого дня до смерти Льва нужно датировать Эклогу Льва и Константина... Имена императоров Льва и Константина находятся в соединении только в 911 и 912 годах” и т. д. Но при этом представляется вопрос: где же Александр, который был соправителем своего брата во все время его правления, всегда писался в документах рядом с ним, и притом так, что после рождения и вскоре последовавшего коронования Константинова занимал средину между братом и племянником? В русской летописи мы можем отыскать обе формулы, засвидетельствованные самым документальным образом. В надписании или заголовке Олегова договора говорится о Льве и Александре, а затем, в самом договоре, о Льве, Александре и Константине. Притом девятый индикт, находящийся во всех рукописях, никем не оспаривается, а он, в правление Льва Мудрого , приходится только на 906 год, когда Константин хотя уже и явился на свет, но еще не был коронован и объявлен соправителем. В 911 году индикт был XIV. Наконец, мы находим, что в одной из новелл Льва Мудрого осуждаются именно те постановления о приданом и предбрачном даре, которые находятся в Эклоге Льва и Константина. После этого мы должны остановиться или 1) на Льве Исаврийском и его сыне Константине, возведенном своим отцом в соправители 31-го марта 720 года, после того как ему исполнился с небольшим год от рождения; или 2) на Льве Хазарском, сын которого также именовался Константином, провозглашен был императором в апреле 776 года, и следовательно, был соправителем своего отца почти во все время его царствования (775–780 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Главы 3—16 — оригинальный текст, в котором описаны видения самого Ездры. Первое видение. Ездра просит у Господа объяснения бедствий Сиона, грех которого не больше греха его угнетателя Вавилона. И через Ангела Божия получает ответ, что пути Божии неисповедимы для духа человека. А человек сей, исполненный неправдами и немощью, не может понять того, что обещано праведным в будущие времена. Второе видение Ездры — 5 и 6 глава. Начинается с подробного описания вопроса: «Почему Бог предал другим народам Иерусалим и избранный народ?» Ответ тот же самый: Это непостижимо для понимания человека. Далее идет речь о том, что всякое творение имеет свое окончание и всему приходит конец. Третье видение книги Ездры. Ездра задает вопрос: «Почему Израиль не обладает землей обетованной?» И получает ответ, что он наследует ее в будущем веке. Далее Ездра познает печальную истину, что в будущем веке спасутся только немногие люди, т.к. большинство из них, хотя и создания Божии, но являются грешниками, а грешники сами отвечают за себя и свои поступки. Ездра должен быть доволен тем, что он принадлежит к блаженным. Четвертое видение, это глава 9 и 10. Это образ скорбящей жены и затем Ездра созерцает бедственное положение Иерусалима, его будущее восстановление. Пятое видение. Он видит поднимающееся с моря двенадцатикрылый трехглавый орел, который погибает перед выбегающим из леса львом. Орел — это символ мирового царства языческого. Лев — символ Мессии, который разрушает языческое царство. Шестое видение. Ездра созерцает человека, который выходит со стороны моря, который огненным дыханием своих уст побеждает устремившиеся на него множества и переживает в себе множество другое, мирное. Это символ Мессии, который избавит мир и победит все языческие силы. Он призывает себе множество мирное, т.е. раз мирное множество, то Он ни чему не враг. Седьмое и последнее видение. Возвещается о близкой смерти Ездры. В связи с этим он получает установление восстановить при падении этого города Священное Писание, необходимое для наставления людей. Исполненный духа премудрости, Ездра при помощи пяти писцов восстанавливает 94 книги, из которых 24 канонические и предназначены для обнародования, а прочие 70 — апокалиптические, которые должны храниться в тайне и быть доступными только мудрым. 24 книги до нас дошли, а многие были утеряны, сожжены. Дошли такая, как эта. Может быть некоторые ожидают своего часа в раскопках типа Кумранских и других.

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

В то же царствование между 879-м и 886-м годами вышло новое издание «Прохирона» под названием «Эпанагога» («Возведение»). В это отредактированное и пересмотренное издание дополнительно были внесены законы, изданные после «Прохирона». Во 2-й и в 3-й титулы вошли законы, говорящие о правах царя и патриарха. По мнению большинства учёных, «Эпанагога» не была официально обнародована и осталась лишь законопроектом. Иной точки зрения придерживается современный греческий канонист митрополит Сардийский Максим, который считает, что «Эпанагога» применялась в Византии, как действующий кодекс 97 . Самый важный для церковного права византийский сборник – это «Василики» («Царские законы» – «Τα βασιλικα νομισμα»). Издание сборника предпринято при Василии Македонянине и завершено его сыном Львом Мудрым. Источником для «Василик» служили Юстиниановы «Дигесты», «Кодекс», «Институции», «Новеллы», а также «Прохирон». В «Василики» вошли в исправленном виде лишь те из старых законов, которые не утратили силы ко времени царствования императора Василия Македонянина. Сборник разделён на 60 книг, книги – на титулы, титулы – на главы, главы – на параграфы. О церковных делах говорится в 1-й, 3-й, 4-й, и 5-й книгах. В XII веке в Византии юридическая сила признавалась лишь за теми канонами из «Корпуса» Юстиниана, которые вошли в сборник «Василики». Вальсамон произвёл пересмотр законов, внесённых в «Номоканон»; при этом критерием сохранения за ними силы действующей правовой нормы он считал следующее обстоятельство: включены ли они в «Василики». Но, поскольку ни «Василики», ни толкования Вальсамона не были переведены в то время на славянский язык, византийская правовая реформа не отразилась на церковном праве славянских народов. 9. Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху Вселенских Соборов 9.1. Классификация законодательных сборников Обилие церковно-канонического материала вызвало необходимость его кодификации, составления сборников, которые бы облегчили практическое пользование им. И такие сборники действительно составлялись как официально-церковными властями отдельных общин, митрополий, диоцезов, так и частным порядком. Но и составленный частным лицом сборник получал широкое распространение и способствовал превращению правил той или иной Поместной Церкви в источник общецерковного права. Объяснялось это тем, что в основе своей церковная дисциплина была везде одной и той же.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Поэтому история представляет нам, с одной стороны, свидетельства о распространенности между христианами обычая обращаться к церкви за благословением брака 936 , а, с другой – доказательства того, что христианские императоры долгое время не предписывали обязательного заключения браков с церковным священнодействием. В 428 г. императоры Феодосий и Валентиниан определили, что между полноправными гражданами, при отсутствии препятствии, брак заключается согласием жениха и невесты, удостоверяемым друзьями 937 . Позднее император Юстиниан указал, что бесформенные браки, при которых достаточным считается всякое изъявление согласия, не связанное ни с какими формальностями, могут иметь место лишь для низших классов народа; лицам средних классов предписано являться к церковному адвокату (экдику) и заявлять перед ним свое согласие на вступление в брак, о чем адвокатом составлялся письменный документ за подписью его и еще, по крайней мере, трех свидетелей; лицам же высших классов указано обставлять бракозаключительное согласие письменным договором о приданом и о предбрачном дарении 938 . Даже в эклоге Льва Исаврянина и Константина Копронима 740 г. богатым людям предписано заключать браки составлением письменных документов о приданном, а людям небогатым предоставлено вступать в браки или в присутствии друзей, или же и посредством церковного благословения 939 . Только к концу IX в. (около 893 г.) был издан императором Львом Мудрым закон, которым зараз предписано было заключать не иначе, как с церковным благословением, два акта: усыновление и вступление в брак 940 . Еще позднее, к концу XI в. (в 1095 г.), император Алексей Комнен распространил церковное благословение браков, как единственный способ заключения правомерного не только в церковном, но и в гражданском отношении, брака, на все несвободное население византийской империи (крепостных и рабов), которое ранее не допускалось к церковному брачному благословению 941 . § 167. Заключение брака на западе; католический церковный брак и протестантский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

990 В новелле CXVII, перечисляющей сполна все поводы к разводу, о вытравлении плода не упоминается, но ранее Юстиниан в XXII новелле (с. 16 § 1) подтвердил постановление Феодосия о вытравлении плода, как основании к разводу, и позднее весьма ясно высказался в этом смысле Лев Мудрый в своей XXXI новелле. 994 По древнейшему римскому праву, жена военного человека, попавшего в плен, или пропавшего беи вести, могла иступить в новый брак по истечении пяти лет со времени исчезновения мужа. При Константине Великом этот срок был сокращен до 4-х лет (1. 7 Cod. de repud. V, 17); при Юстиниан было установлено, что жена отсутствующего солдата может не раньше вступать в новый брак, как пο истечении десяти лет и после бесплодного вызова отсутствующего мужа (nov. XXII, с. 14). К этому в новелле CXVII, гл. 11, присоединено было еще запрещение нового брака до получения верных сведений о смерти мужа, или даже до конца траурного года со времени смерти мужа. Согласно с этим и позднее новеллой Льва Мудрого (XXXIII) воспрещено женам находящихся в плену солдат вступать в новые браки в течение всего того времени, пока продолжается плен. 995 Так было определено Львом Мудрым в новеллах CXI и CVII. До Льва на основании ответа 15 Тимофея Александрийского, сумасшествие не считалось основанием для расторжения брака. 999 См. об этом Суворов. Объем дисципл. суда. Стр. 352–362; Walter. § 713; Döllinger. Christenthum und Kirche in der Zeit der Grundlegung. 393. 1001 Диспенз дается обыкновенно только тогда, когда импотенция, принуждение, ошибка и неисполнение условия морально несомненны, но не могут быть доказаны по всем правилам юридической аргументации (Vering. S. 923). Что касается неисполнения условия (conditio deficiens), то следует заметить, что по воззрениям западного канонического права, брачный довогор, подобно другим юридическим сделкам, допускает суспензивное условие (но не резолютивное). Если бы до наступления суспензивного условия последовало уже фактическое сожительство жениха и невесты, то брак eo ipso получает безусловную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Со временем, вместо венков из листьев масличного дерева, стали употребляться венцы металлические, и составилось особое церковное священнодействие на случай благословения брака. Для юридической крепости брачного союза совершение религиозных обрядов не требовалось, подобно тому как, во времена языческой империи, языческие религиозные обряды не имели значения для установления брачного союза, по римскому праву императорского времени, заключаем был простым выражением согласия на брак (consensus facit nuptias). Поэтому история представляет нам с одной стороны свидетельства и распространенности между христианами обычая общаться в церкви за благословением брака, а с другой – доказательства того, что христианские императоры долгое время не предписывали обязательного заключения браков с церковным священнодействием. Даже и Юстиниан ничего еще не говорил о церковном благословении, как о способе заключения брака. Устанавливая в своих новеллах некоторые обязательные формальности, в видах устранения сомнений и споров относительно того, был ли заключен брак и в какой именно момент был заключен, лицам высших классов он предписал заключать браки не иначе, как составлением письменных документов относительно приданого и брачного дара,– лицам средних классов, в случае нежелания их составлять означенные документы, являться к церковному экдику или адвокату, для составления письменного документа о факте вступления в брак, а лицам небогатым и из низших классов дозволил даже заключать браки без всяких письменных формальностей, sola affectione (), т. е. просто по взаимному согласию, не облеченному ни в какие предписанные формы. Это согласие по общим принципам римского права, могло быть выражено и per epistolam, и per procuratorem. Юстиниановские законы повторены были в эклоге Льва Исавра с той только модификацией, что людям небогатым предоставлено заключать браки или в присутствии друзей, или же и посредством церковного благословения. Только к концу IX в. (около 893 г.) был издан Львом Мудрым закон, которым зараз предписано было заключать не иначе, как с церковным благословением, два акта: усыновление и вступление в брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

868 После вторичного низложения Фотия Львом VI Мудрым на патриарший престол был возведен брат императора Стефан в возрасте не старше 16 лет. И. Попов. Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. Москва 1892, стр. 24. 869 Nicolai I papae ep. VII ad Michaelem imperat. Mansi Collectio conciliorum t. XV, p. 179 seq.; ep. X. ad clerum constantinopol. ibid., p. 246 seq. Mansi XVI, p. 122, p. 124, p. 128 seq., p. 133. 870 Даровитые люди знатного происхождения могли выдвигаться рано, как это известно о Константине (Кирилле) Философе, просветителе славян. Ср. Житие Константина. О. Бодянский. Кирилл и Мефодий. Чтения общест. истор. и древн. Росс. 1865, отд. III, кн. 2, стр. 5. Dümmler und Miklosich. Die Legende vom heil. Kyrillus. Wien 1870 S. 15. Кирилло-Мефодиевский сборник, изд. Погодиным. М. 1865, стр. 13. 871 Nicetas David Paphlago. Vita S. Ignatii. Migne Patr. gr. t. CV. p. 509. Попытка А. Пападопуло-Керамевса доказать неподлинность жития Игнатия не увенчалась успехом. П.-Керамевс признал житие произведением не Никиты Пафлагона, писателя конца IX и начала X века, а неизвестного униата, жившего в XIII или XIV в., который, в целях посрамления православной церкви, составил житие, отчасти на основании старых источников, но добавив к ним много вымышленных рассказов, крайне порочащих личность Фотия (Α. Παπαδοπολου-Κεραμως Ψευδονικτας Παφλαγν κα νθος βος το πατριρχου γνατου. Византийский Временник VI (1899), стр. 13–38. Если бы тезисы П.-Керамевса оказались вполне обоснованными, то было бы устранено несколько тяжелых обвинений, возводимых на Фотия его врагами; хотя большая часть их, как известная из других источников по истории Фотия, сохранила-бы прежнее значение, и среди них даже такие злостные, каких нет у Никиты (Псевдо-Симеон). Однако В. Г. Васильевский , тщательно разобрав тезисы П.-Керамевса, отверг их и подтвердил прежнее мнение о подлинности жития. В. Васильевский. В защиту подлинности жития патр. Игнатия. Визант. Временник VI (1899), стр. 39–56. Ср. Byzantinische Zeitschrift IX (1900), 268–276. Если удастся отыскать утраченное сочинение, касающееся между прочим и Фотия, на следы которого напал Де-Боор, то в нём могут оказаться повторенными все обвинения Никиты. Cf. Byz. Zeitschr. V (1896). S. 17 fig.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каждая из партий стояла за свою патронессу. Сторону которой из этих партий принял патриарх Алексий, историки не говорят; но есть косвенные указания, что он был на стороне Феодоры. Причина, по которой он в данном случае оставил дело Зои, перестал быть ее союзником, заключалась не в какой-нибудь вражде к ней, а в необходимости поддержать значение канонических правил. Зоя уже два раза была замужем, приверженцы ее проектировали третий брак. В Византийской империи в X в. был случай вступления императора даже в четвертый брак 2356 и сделана была Львом Мудрым попытка, благосклонно встреченная в Риме, узаконить четвертый брак. Попытка эта, положившая начало продолжительным смутам в Константинопольской церкви, окончилась неудачей. В «Томе единения», одобренном соборным постановлением 995–996 г., четвертый брак безусловно воспрещен, а третий назван скверной ( ρπασμα), допущен лишь с ограничениями, под условием несения епитимии, лицам же перешедшим за 40-летний возраст и имеющим детей от прежних браков, не дозволен и третий брак. 2357 У Зои от первых двух браков не было детей, зато когда Шла речь о ее третьем замужестве, ей было не 40, а целых 64 года. Неудивительно, что патриарх был против этой скверны, третьего брака в такие годы, и предпочитал первое замужество Феодоры третьему замужеству Зои. Относительно Константина Мономаха, который, как кандидат на руку Зои, взял перевес над другими кандидатами, неизвестно, были ли у него дети от первых двух браков; но, вероятно, были, потому что он после смерти второй жены, будучи частным человеком, не мог вступить в третий брак и рассчитывал сделать это на престоле, основываясь на том соображении, что воля царя насилует законы. 2358 Как бы то ни было, когда дошло дело до бракосочетания Зои с Мономахом, патриарх Алексий, хотя и сдался перед силой необходимости, не согласился однако же совершить брачный обряд, – венчание совершено протопресвитером Стипой, а патриарх только короновал Мономаха на другой день, 12 июня. 2359 Константин Мономах ожидал, может быть, от патриарха большей уступчивости и предупредительности и не совсем был доволен его независимым образом действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010