Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ Сщмч. Климент, еп. Анкирский. Фрагмент иконы Минея годовая. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Климент, еп. Анкирский. Фрагмент иконы Минея годовая. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. Κλμης; лат. Clemens] (264 (?) - 312 (?)), сщмч. (пам. 23 янв.), еп. Анкирский. Известны 3 Мученичества К.: самое раннее - анонимное (BHG, N 352-352d), его перевел с греч. языка на лат. болландист И. Скапелинк; составленное блж. Симеоном Метафрастом (BHG, N 353) и краткое Мученичество (BHG, N 354d). Сохранилось также Слово К., написанное в стихотворной форме визант. имп. Львом VI Мудрым (BHG, N 354). На сир. языке и в лат. переводе сохранилось Похвальное слово К. архиеп. К-польского свт. Прокла (BHO, N 196). Согласно анонимному Мученичеству, К. род. (по мнению болландистов, в 258 или в кон. 257) в Анкире (ныне Анкара, Турция), в Галатии. Его отец был язычником, а мать Евфросиния - христианкой. Она овдовела, когда К. был еще младенцем, и воспитала его в христ. вере. Когда К. было 12 лет, она умерла, на смертном одре продолжая наставлять его в вере и предсказав ему мученический венец. Сироту К. взяла к себе подруга его матери, благочестивая бездетная женщина по имени София. В 12 лет К. превосходил умом и рассудительностью сверстников. Он подбирал сирот, число которых сильно возросло из-за голода в Галатии, приводил их в дом Софии и наставлял в вере. Сщмч. Климент, еп. Анкирский, и мч. Агафангел. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 97 Сщмч. Климент, еп. Анкирский, и мч. Агафангел. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 97 С юношеских лет К. отличался аскетизмом, служил в церкви. Сначала стал чтецом, затем диаконом, вскоре был рукоположен во пресвитера и через 2 года, когда ему было 20 лет, занял епископскую кафедру. По мнению болландистов, это было в 277 или 284 г., когда императором стал Диоклетиан (284-305), при котором начались гонения на христиан.

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Старец Портрет Изречение Краткое житие Иеросхимонах Лев (Наголкин) , 1768–1841. Дни памяти: 11/24 октября (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь». Основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему. Иеросхимонах Макарий (Иванов) , 1788–1860. Дни памяти: 7/20 сентября (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет». Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях — это смирение, считая её основанием христианской жизни. С именем старца связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Со старцем встречался писатель Н.В. Гоголь. Схиархимандрит Моисей (Путилов), 1782–1862. Дни памяти: 16/29 июня (преставление); 13/26 декабря (обретение мощей) «Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мною братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои». Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

http://azbyka.ru/shemy/optinskie-startsy...

Скачать epub pdf Житие блаженной царицы Феофании Память 16 декабря Блаженная Феофания родилась в Царьграде и происходила из царского рода. Родители ее – Константин, имевший сан иллюстрия 8438 , и мать Анна, живя в честном супружестве, долгое время были бесплодны, почему всегда скорбели о том, что не имели детей. Сильно желая иметь плод своего супружества, они молились Пречистой Владычице нашей Богородице и, часто приходя в Ее всечестный храм, бывший в Форакии 8439 , в прилежном молении изливали пред Нею сердца свои. – Да разрешится, – молились они, – о, Госпожа мира, бесплодие наше Твоим милосердием, и да приимем по ходатайству Твоему от Создателя чадородие! И так как они просили с верою, то и получили просимое благодатью Той, к Которой усердно обращались с молитвою: они прияли разрешение своего бесплодия и родили дитя женского пола, которое назвали Феофаниею. С шестилетнего возраста Феофанию стали обучать грамоте, и наставлять на всякое доброе дело. Еще в детские лета ее, можно было видеть ясные знамения будущих ее великих добродетелей и святости. Видя ее благонравие и ум, родители Феофании очень радовались и надеялись впоследствии утешаться ее благочадием. Посему они искали юношу, подобного ей по знатности рода, благонравию и уму, чтобы сочетать ее по закону браком, так как она уже приходила в возраст и больше сверстниц своих была украшена всеми дарованиями. В это время царь Василий Македонянин 8440 выискивал прекрасную и добродетельную девицу для сочетания браком с сыном своим Львом Мудрым 8441 . Найдя Феофанию лучшею всех других девиц, он сочетал ее браком с сыном своим, уже объявленным наследником престола. Царский брак был совершен при всеобщей радости и ликованиях. Спустя некоторое время, лукавый враг посеял плевелы в доме царском между отцом и сыном, и восстал с гневом великим отец на сына. Взявши его с супругою его Феофаниею, он заключил их в темницу и приставил крепкую стражу. Сие совершилось по тайной злобе и хитрому коварству Феодора Сантаварина, епископа Евхаитского, – волхва, которого царь Лев не любил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОДЕКС ФЕОДОСИЯ (лат. Codex Theodosianus), один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим. императоров; составлен по распоряжению имп. Феодосия II , был обнародован в вост. части Римской империи 15 февр. 438 г. и вступил в силу 1 янв. 439 г. Издание К. Ф. было одним из значительных этапов систематизации рим. права, к-рая началась с создания Законов XII таблиц (451-449 до Р. Х.), продолжилась затем в неосуществленных планах кодификации Юлия Цезаря ; в Вечном Эдикте Сальвия Юлиана, который осуществил в нач. II в. по поручению имп. Адриана окончательную систематизацию преторского права; в кодексах имп. конституций (в Грегориановом и Гермогениановом кодексах) и завершилась созданием Институций Юстиниана , «Дигест» Юстиниана и Кодекса Юстиниана в 528-534 гг. Некоторые исследователи выражают мнение (см., напр.: Falchi. 1989. P. 242; Barone Adesi. 1998. P. 77. N 64; Сильвестрова. 2007. С. 8-15), что завершением процесса систематизации рим. права можно считать и создание «Василик» или же всю работу по «очищению древних законов», предпринятую императорами Македонской династии Василием I Македонянином и Львом VI Мудрым во 2-й пол. IX - нач. X в. Язык К. Ф.- латынь (единственное исключение - написанное на греческом постановление CTh. IX 5. 4; см.: Stolte. 2008). Создание К. Ф. Предпосылки систематизации Непосредственными предшественниками К. Ф. считают составленные в кон. III в. в правление имп. Диоклетиана Грегорианов и Гермогенианов кодексы, к-рые также представляли собой сборники имп. постановлений, однако не получили офиц. признания. Оригинальный текст кодексов не сохранился, за исключением недавно обнаруженных фрагментов Грегорианова кодекса ( Corcoran, Salway. 2010. S. 677-678). О составе кодексов можно судить по их фрагментам, включенным в более поздние своды, в основном в Кодекс Юстиниана. Грегорианов кодекс состоял по меньшей мере из 13 книг. В него вошли преимущественно частные имп. рескрипты, а также эдикты и письма, начиная с правления имп. Адриана и заканчивая правлением имп. Диоклетиана. Затем в Гермогенианов кодекс были добавлены имп. постановления нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/1841632.html

Краткое жизнеописание преподобных старцев Оптиной пустыни Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему. Кончина (день памяти): 11/24 октября 1841 г. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях – это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея. Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: « Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

http://pravoslavie.ru/56920.html

И во второе свое патриаршество Игнатий с большой энергией осуществлял право печалования, являясь, – по свидетельству Никиты Пафлагонского, – защитником обижаемых, скорбя вместе с оскорбленными, помогая бедным и милостиво облегчая, насколько было возможно, их нужду 14 . О патриархе Фотии (857–867 и 878–886 г.) также известно, что он выступал со своими ходатайствами пред императором Михаилом III и кесарем Вардою за низложенного патриарха Игнатия и его сторонников 15 . Затем, патриарх Антоний II Кавлей (893–901 г.) был покровителем бедных, защитником вдов и сирот, ходатаем за угнетенных и преследуемых как пред светскими властями, так и пред самим императором Львом VI Мудрым. Своим покровительственным отношением к пастве патриарх заслужил общее уважение в народе. Император Лев Мудрый также высоко чтил этого добродетельного мужа и охотно исполнял его ходатайства за бедных, несчастных, несправедливо преследуемых и наказанных 16 . Его преемник по кафедре Николай Мистик (901–907 и 911–925 г.), один из наиболее выдающихся патриархов средневековой Византии, заявил себя трудами и в отношении печалования. Так, когда друнгарий византийского флота Евстафий и Карамал проиграли битву с арабами, взявшими (902 г.) г. Таормину в Сицилии, и за это были обвинены в измене и осуждены императором Львом Мудрым на смертную казнь, то патриарх Николай выступил пред василевсом с ходатайством об их помиловании. Просьба патриарха была уважена, и виновные были пострижены в монашество – Карамал в обители Пикридия, а Евстафий – в монастыре Студийском 17 . Затем, из письма патриарха Николая к анфинату Ландульфу, правителю беневентскому (в Италии), видно, что он ходатайствовал за последнего перед императорами Константином VII Порфирородным и Романом I Лакапином и старался снять с него подозрение в измене и восстановить покровительственное к нему отношение со стороны византийских василевсов. И это ходатайство патриарха Николая не осталось тщетным 18 . В XI веке одним из выдающихся патриархов византийских был Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Внешняя деятельность Л. как приора монастыря Бек и авторитетного теолога предполагала взаимодействие как с высшей духовной властью в лице Римских пап и членов папской курии, так и с высшей светской властью, к-рая в Нормандии в этот период была сосредоточена в руках герц. Вильгельма. По некоторым свидетельствам, первоначально отношения между Л. и герцогом складывались сложно, однако уже к 1059 г. Л. стал одним из ближайших советников герц. Вильгельма и выступал в качестве его доверенного лица во мн. церковных переговорах, в т. ч. в Риме. В письме Л. папы Римского Николая II с одобрением упоминается о том, что герц. Вильгельм во всем следует мудрым советам Л. (см.: Southern. 1990. P. 32-33). Действительное участие Л. в управлении Нормандией в 50-60-х гг. XI в. едва ли было значительным; есть основания полагать, что он принимал участие в некоторых провинциальных Соборах, регулярно встречался с герц. Вильгельмом и давал ему советы в области управления монастырями и в сфере церковных реформ, однако в собственно гос. дела Л. не вмешивался. Вместе с тем, преданно защищая интересы герцога в Нормандии и в Риме, Л. смог заручиться его уважением и доверием (см.: Cowdrey. 2003. P. 29-37). С кон. 40-х гг. XI в. имя Л. было хорошо известно в Риме. Поскольку Л. отстаивал духовные и имущественные интересы нормандских мон-рей и был сторонником строгой монашеской дисциплины, у него сложились доверительные отношения с папой Римским Львом IX (1049-1054), к-рый был одним из наиболее активных инициаторов церковных реформ в XI в., считал монашество важнейшей силой, способной оживить и исправить церковную жизнь, проводил многочисленные общецерковные и провинциальные Соборы с целью принятия канонических постановлений, направленных против разного рода злоупотреблений в католич. Церкви. В источниках засвидетельствовано продолжавшееся ок. полугода пребывание Л. в свите Льва IX. Л. присоединился к спутникам папы, совершавшего поездку по Франции, вскоре после Реймсского Собора (окт. 1049; хотя в лит-ре встречаются утверждения, что Л. присутствовал на Соборе, документальных подтверждений этого нет). В нояб. 1049 г. он был участником совершённого папой Львом IX освящения соборного храма в Ремирмоне, после чего сопровождал его на пути в Италию. Весной 1050 г. Л. принимал участие в Римском Соборе, а осенью того же года - в Верчелльском Соборе, после чего вернулся в мон-рь Бек. Хотя основным предметом обсуждения на Соборах были церковные реформы, их участники затрагивали и богословские вопросы, при рассмотрении к-рых Л. зарекомендовал себя как талантливый теолог и полемист (подробнее об отношениях Л. с папами Римскими в 50-60-х гг. XI в. см.: Ibid. P. 38-45).

http://pravenc.ru/text/2463105.html

Никифор Каллист составил описание храма, построенного имп. Львом I, однако очевидно, что автор имел в виду постройку, существовавшую в его время, т. е. в XIV в. (PG. 147. Col. 76-77). По его словам, храм располагался частично выше уровня земли, частично - ниже; по форме он представлял собой прямоугольник, длинная сторона к-рого на 1/3 была длиннее ширины. С 4 сторон церковь была окружена портиками: с востока и запада они были расположены на нек-ром расстоянии от постройки, с 2 же др. сторон примыкали к ней. Внутреннее пространство храма было организовано таким образом, чтобы весь свет концентрировался на водном источнике, который располагался ниже уровня пола. К источнику вели 2 лестницы по 25 ступеней, обрамленные мраморными балюстрадами и обнесенные квадратным мраморным портиком. Из чаши с отверстиями вода текла в мраморный квадратный водоем. Через храм была проложена система водоотвода. Венчал интерьер церкви сверкающий купол, а потолок был покрыт золотом. Никифор повествует также о фресковой росписи храма (см.: B é nay. 1899. P. 225, 227). Из композиций он называет Пятидесятницу, Распятие, Преображение Господне, Сретение, Явление Христа св. женам и Вознесение Господне, а также икону мч. Агафоника и 2 картины с изображениями 2 из описанных им чудес. Из художников, украшавших храм, упомянуты чудесным образом исцеленный Игнатий и иером. Гавриил, написавший образы Спасителя, 3 святителей, прп. Онуфрия и прп. Симеона Столпника. По сведениям Никифора, в «Ж. И.» м. были сооружены 3 часовни, освященные в честь Богородицы, св. Евстратия и св. Анны. Последняя была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) в знак благосклонности к монастырскому эконому Матфею, вначале сосланному императором, а затем возвращенному. В этой часовне каждый день после заутрени монахи совершали соборную молитву Богородице за весь мир. Одна из 2 др. часовен была построена в правление имп. Василия I женой магистра Артавазда Еленой; там совершалась торжественная соборная служба в понедельник 1-й седмицы Великого поста.

http://pravenc.ru/text/182279.html

В VI-VII вв. в связи с распространением почитания Димитрия Солунского его изображения стали появляться за пределами Фессалоники, в т. ч. на территории Италии, что могло быть связано с первоначальным подчинением Фессалоникийской епархии Рим. престолу. Уже в 60-х гг. VI в. фигура Димитрия Солунского была включена в мозаичное изображение процессии святых на юж. стене центрального нефа базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Как и др. персонажи, он представлен с венцом в руках. Эта деталь, неизвестная по греч. памятникам, присутствует и в более позднем изображении мученика, сохранившемся на территории Италии,- фреске ок. 649 г. в рим. ц. Санта-Мария Антиква, где святой показан фронтально, с крестом в правой руке и венцом в покровенной левой; изображение сопровождает греч. надпись (Kaftal G. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Florence, 1965. Fig. 378). Ранним свидетельством почитания Димитрия Солунского в Константинополе служит эмалевая ставротека столичной работы нач. IX в. из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. На верхнем поле ее крышки помещено поясное изображение святого в образе мученика рядом с фигурами святых Евстафия и Лаврентия. Замысел создателей ставротеки предвосхищает многочисленные произведения средневизант. времени с изображениями Димитрия Солунского вместе с др. мучениками. Вероятно, что подобные изображения существовали и в константинопольском храме во имя святого, построенном имп. Львом VI Мудрым. Чтимые изображения и реликварии Димитрия Солунского в средневизантийский период. В X-XII вв. широко распространились изображения святого и существенно расширилась его иконография. В этот период продолжали создаваться образы Димитрия Солунского -мученика, связанные с развитием его почитания в Фессалонике. Там же сформировалось его почитание как целителя-мироточца, благодаря чему возникла устойчивая связь между изображениями Димитрия Солунского и его реликвиями, менее характерная для почитания др. мучеников. Эта тенденция нашла отражение в ряде драгоценных реликвариев XI-XII вв., которые предназначались для мира и крови Димитрия Солунского и отличались сложной структурой, воссоздающей особенности пространства фессалоникийской базилики.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

н. Грузинской иконы Божией Матери (напр. икона 2-й пол. XV в. из собрания А. В. Морозова, ГТГ). Иконы, восходящие к «Корсунскому» образу, имеют ряд отличительных черт: мафорий Богородицы обычно изображается с драгоценной каймой, на фоне к-рого помещаются ручка и обнаженная ножка Младенца. Правая благословляющая рука Христа изображается с именословным или двуперстным сложением, а в левой Он держит нераскрытый свиток. Левая рука Богоматери в молении. Палестинские истоки этого иконографического извода проследить не удается. Известно лишь, что в соборе Св. Софии в К-поле находился чудотворный образ Богоматери, принесенный из Иерусалима имп. Львом Мудрым, к-рому «молилась св. Мария Египетская и услышала голос из уст святой Богородицы» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Пер., предисл. и коммент.: Л. М. Санчес. М., 1996. С. 443), его иконография неизвестна. В надписи, помещенной на полях списка, выполненного в 1701 г., соединены легендарные сведения, присущие наиболее почитаемым к-польским образам Богоматери: Одигитрии из мон-ря Богородицы Одигон и Влахернитиссы «Ласкающая» («Умиление»). Источники упоминают также о существовании в К-поле ц. в честь Иерусалимской Богоматери. Ист.: РИБ. Т. 3. Стб. 296, 389-390, 624, 869-871. Лит.: Снегирев И. М. Памятники Моск. древности. М., 1842-1845. С. 18; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 280-293; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 124. С. 22; Гордиенко Э. А. , Трифонова А. Н. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника//Музей: Худож. собр. СССР. М., 1986. Вып. 6. Кат. 2. С. 215-220; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произв. из собр. Русского музея. СПб., 1995. Кат. 117. С. 192-193; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож. металл XI-XVII вв./Авт.-сост. И. А. Стерлигова. М., 1996. Кат. 57. С. 243-244; Христ. реликвии в Моск. Кремле/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. Кат. 44. С. 169-173 [авт. Т. В. Толстая]; Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XV-XVI вв./Ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000. Кат. 34. С. 155-159; Комашко Н. И. Икона «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» письма Кирилла Уланова//Визант. мир: искусство К-поля и нац. традиции: К 2000-летию христианства. М., 2005. С. 647-662; Толстая Т. В. Икона «Богоматерь Иерусалимская Гефсиманская» из Успенского собора Моск. Кремля и ее легенда//Там же. С. 647-662. Т. В. Толстая Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164925.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010