Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЬВОВСКАЯ И ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ, образована в 1539 г. В 1539-1700 гг. именовалась Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская, в 1941-1945 гг.- Львовская, в 1945-1988 гг.- Львовская и Тернопольская, в 1988-1998 гг.- Львовская и Дрогобычская, с 1998 г. имеет совр. название. Кафедральные соборы - львовский Георгиевский (временно) и дрогобычский во имя прп. Иова Почаевского. Правящий архиерей - митр. Филарет (Кучеров; с 20 июля 2012). Территория епархии включает Львовскую обл. Украины и разделена на 13 благочиннических округов: Бродовский, Дрогобычский, Жолковский, Мостисский, Пустомытовский, Радеховский, Самборский, Сокальский, Старосамборский, Стрыйский, Турковский, Центральный, Яворовский. К нач. 2016 г. имелось 2 мон-ря (мужской и женский), 72 прихода; в клире состояли 72 священника и 11 диаконов. При ЕУ действуют следующие отделы: религ. образования, катехизации и миссионерства, информационно-просветительский, по благотворительности и социальному служению, по делам молодежи, по делам семьи, по взаимодействию с Вооруженными силами и др. военными формированиями Украины, по делам пастырской опеки пенитенциарной (тюремной) системы, а также протокольная служба епархии. Православие в Галицкой Руси до 1539 г. После упразднения самостоятельной Галицкой епархии как церковно-адм. единицы, территория к-рой была присоединена к Западнорусской митрополии , церковная власть в регионе сосредоточилась в руках митрополичьих наместников. В сер. XV в. впервые упоминаются наместники, имевшие постоянное местопребывание во Львове: протопоп Василий (под 1450) и свящ. Осия, настоятель Воскресенского храма на Краковском предместье г. Львова (под 1456). Нек-рое время местопребыванием наместников был Ст. Галич (Крылос), но уже в нач. 90-х гг. XV в. должность галицкого наместника традиционно занимали архимандриты львовского мон-ря св. Георгия (Свято-Юрского): Иоасаф, также являвшийся настоятелем львовского Онуфриевского мон-ря (до 1493), Афанасий (в 1493-1509).

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Вольск. Часовня Животворящего Креста. Львовская часовня (старообрядческая) /// Епархия неизвестна Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Животворящего Креста Год постройки:приблизительно 1800 - 1810. Адрес: Россия, Саратовская область, г. Вольск, сквер между улицами Максима Горького и Революционной Координаты: 52.049615, 47.383589 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Львовская часовня – ныне закрытый старообрядческий вольский храм. Здание расположено в сквере между улицами Максима Горького и Революционной. В начале XIX столетия при губернаторе П. У. Белякове и богатом покровителе раскольников В. А. Злобине вольское старообрядчество переживало расцвет и активно строило храмы. Одним из них была так называемая Львовская беглопоповская часовня, самовольно открытая в 1800-х годах. Под неё на имя брата Льва старовер Семён Расторгуев выкупил на Безымянном ключе каменную солодовую Яковлева, которую затем реконструировал, надстроил главы и установил крест. В 1809 году епископ Моисей узнал о строительстве храма и потребовал оформить его официально, выразив готовность закрыть дело задним числом. Расторгуев сначала открестился от " моленной " , но к концу года всё же зарегистрировал часовню, после чего в ней начали открыто совершать богослужения. С переходом престола к Николаю I и началом гонений на раскол Львовская часовня продолжала работать и лишь ненадолго закрывалась в 1829 году. Число её прихожан достигало 10 тысяч, а священник-настоятель Прохор имел разрешение правительства на отправление служб. Когда в 1844 году Христорождественскую церковь отдали единоверцам, Львовская часовня фактически стала главным старообрядческим храмом Вольска. На тот момент она представляла собой небольшой, прекрасно отделанный снаружи и внутри каменный храм с резным иконостасом, древними иконами высокого письма и одним престолом без антиминса. В том же 1844 году власти распорядились закрыть Львовскую часовню и снять с неё кресты, но богослужения, вопреки запрету, продолжались вплоть до 1853 года. Окончательно закрыли часовню из-задовольно казусного случая: пьяный попечитель Гринин (курировал храм после смерти Расторгуева) устроил дебош, упал с паперти и расшибся, после чего наклеветал на часовню полиции и православному духовенству. Несмотря на приставленный караул, часть утвари была вскоре ночью похищена.

http://sobory.ru/article/?object=57841

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАКОВСКАЯ, ЛЕМКОВСКАЯ И ЛЬВОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Польской Православной Церкви, существовала в 1940-1946 гг., создана на оккупированной Германией территории Польши и Украинской ССР, в 1940-1941 гг. имела название Краковская и Лемковская. Православие на Лемковщине Историческая обл. Лемковщина (Лемковская Русь, Прикарпатская Русь; юго-вост. повяты совр. Польши в составе Малопольского и Подкарпатского воеводств, отдельные соседние районы совр. Украины и Словакии) до кон. XVII в. входила в правосл. Перемышльскую епархию . После перехода в 1691 г. Перемышльского еп. Иннокентия (Винницкого) в греко-католич. Церковь в регионе началось распространение униатства, вскоре ставшего господствующим. После 3-го раздела Польши (1795) регион вошел в Габсбургскую монархию, среди населения усиливались проукраинские и русофильские настроения, симпатии в отношении к Православию (см. в ст. Галицкая Русь ). Появление правосл. общин на Лемковщине связано с деятельностью свящ. сщмч. Максима Сандовича , под влиянием к-рого в 1911 г. в Православие вернулся приход в с. Граб (ныне Подкарпатского воеводства, Польша). Такое же решение приняли верующие в соседних селах Длуге, Радоцына и Незнаёва. Архиеп. Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) принимал в Волынскую ДС выходцев из Галиции, рукополагал их в священный сан, и они уезжали на родину. 6 сент. 1914 г. нек-рые активные церковные деятели, включая свящ. М. Сандовича, были расстреляны по обвинению в шпионаже в пользу Российской империи. Мн. лемки-русофилы прошли через концлагеря Терезин (Чехия) и Талергоф (Австрия). К кон. 1914 г. в результате занятия рус. войсками приграничных территорий и благодаря активной миссионерской деятельности архиеп. Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) в Галиции насчитывалось ок. 80 правосл. общин. Их число резко уменьшилось после контрнаступления австро-венг. войск в следующем году: новосозданные приходы в составе целых сел эвакуировались в тыл Российской империи.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Церковь во имя вмч. Пантелеимона в с. Шевченкове. Ок. 1200, 1998 гг. Фотография. 2007 г. (до нач. 90-х гг. XX в. в юрисдикции УПЦ) Территория И.-Ф. е. является частью исторической области Галицкая Русь (Галичина) на сев.-вост. склонах Карпат (совр. Зап. Украина). В XI в. эти земли входили во Владимиро-Волынскую епархию , с сер. XII до нач. XVI в.- в Галицкую епархию , к-рая в XIV в. неск. раз преобразовывалась в митрополию. После 1415 г. Галицкие епископы неизвестны. С 1458 г. территория совр. Ивано-Франковской обл., ставшая частью Западнорусской митрополии , находилась под управлением Киевских митрополитов. Галицкая кафедра не замещалась, в Галиче (ныне районный центр в Ивано-Франковской обл.) действовали наместники митрополита, но фактическая адм. власть над духовенством принадлежала старостам, назначавшимся польск. королем. В кон. 40-х гг. XV в. на Галицкую митрополию из Рима был поставлен униат Иоаким, 16 янв. 1458 г. папа Каллист III объявил о поставлении на Галицкую кафедру униата Макария Серба. Позднее назначений униат. епископов в Галич не было, поскольку главным направлением политики польских духовной и светской властей было насаждение в регионе католичества, а не поддержка унии. В 1539 г. территория И.-Ф. е. вошла в состав новообразованной правосл. Львовской и Каменец-Подольской епархии (см. Львовская и Галицкая епархия ), в 1700 г. перешедшей в унию. В 1772 г., по 1-му разделу Польши, основная часть Галиции, в т. ч. территория совр. И.-Ф. е., вошла в Австрийскую империю. В XVIII в. главным оплотом Православия в Галиции был Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит близ совр. Ивано-Франковска, единственный начиная с 20-х гг. XVIII в. правосл. мон-рь в Галиции. В 1785 г. имп. Франц Иосиф II издал указ о его закрытии и обитель была разрушена. Юж. и вост. части территории И.-Ф. е. с кон. XIX в. входили в униат. Станиславскую епархию, которая выделилась в 1885 г. из Львовской архиепархии. Станиславская епархия охватывала значительную часть территории совр. Ивано-Франковской и юго-запад совр. Тернопольской областей Украины, включала Буковину С 1921 по сент. 1939 г. Галиция являлась частью Польши.

http://pravenc.ru/text/200517.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви X. Русская Православная Церковь в 1980-е годы К оглавлению Ввиду приближения юбилейной даты - 1000-летия Крещения Руси, Священным Синодом в 1981 году была образована Юбилейная Комиссия под председательством Святейшего Патриарха Пимена, которая возглавляла работу по подготовке юбилейных торжеств. В 1983 году по просьбе Священноначалия Русской Церкви Правительство передало Московскому Патриархату древнейший в Москве монастырь святого благоверного князя Даниила. В монастыре развернулись реставрационные и строительные работы. Данилов монастырь стал административным центром Русской Православной Церкви, резиденцией Патриарха и Священного Синода. Весной 1985 года политическим руководителем СССР стал М.С.Горбачев. Перемены, получившие название «перестройки», начались во всех сферах жизни. Демократизация политической системы, широкое освящение в печати беззаконий 30 - 50-х годов, в результате которых тяжело пострадала Церковь, озабоченность широких общественных кругов проблемой духовного оздоровления народа создали обстановку, в которой для Русской Церкви открылись новые возможности. Юбилейный 1988 год принес с собой существенные перемены в церковной жизни. Самой серьезной проблемой, начиная с 60-х годов, было недостаточное количество приходов, которое не соответствовало числу членов Церкви. В 1986 году Русская Православная Церковь имела 6794 прихода; с 1981 по 1986 года их число уменьшилось на 213, но в 1987 года впервые после середины 50-х годов количество их начало возрастать, а в 1988 года было открыто уже более тысячи приходов; этот процесс продолжался и в 1989 году, в конце которого число православных приходов приблизилось к десяти тысячам. В 1988 - 1989 годах были замещены правящими архиереями кафедры, не имевшие епископов в течение десятилетий: Ижевская, Хабаровская, Ульяновская, Челябинская, Сумская; учреждена была новая - Тернопольская епархия, выделенная из Львовской. Русской Православной Церкви были возвращены монастыри: Толгский - в Ярославской епархии, знаменитая Оптина Пустынь - в Калужской, древняя святыня Руси - Киево-Печерская Лавра. 29 новых монастырей открылось в других епархиях: Московской, Рязанской, Ивано-Франковской, Курской, Кишиневской, Львовской.

http://sedmitza.ru/lib/text/440016/

Часть вторая. Западнорусская митрополия, её епархии и сибирская церковь в XVI–XVII вв. Глава I I. Западнорусские епархии после отделения Московской митрополии; их состояние и положение иерархии. Судьба Галицкой и Черниговской епархий. Учреждение Львовской, точнее, восстановление Галицкой епархии (1539 г.). Полоцкая епархия. Её разделение на две (1563–1580 г.): на Полоцкую и Великолуцкую – под властью Москвы, и Полоцкую, Витебскую и Мстиславскую – под властью Польши. Объединение их под властью Польши после 1580 г. Право поданья или подаванья архиерейских кафедр и внутреннее расстройство епархиального управления в Западно-русской митрополии, вносимое недостойными владыками, занимавшими столицы (кафедры). Приезд Иеремии п. константинопольского. Упорядочение им церковных дел в Киевской митрополии и неожиданные результаты. Униатские движения среди высшей иерархии, разрешившиеся Брестским собором (1596 г.), принявшим унию; верными православию и патриарху остались лишь два владыки галице-львовский Гедеон Балобан и премышльский Михаил Копыстенский. Краткий обзор территории Галице-Львовской (с прикрытой Червенской), Перемышельской епархий и митрополичьей области с краткой заметкой об остальных епархиях. II. Тяжелое положение православия после Брестского собора. Деятельность униатского митрополита Ипатия Поцея и борьба его с патриаршим экзархом Гедеоном Балобаном, архиеписк. львовским, управлявшим вместе с Михаилом Копыстенским всей православной зап. русской церковью. Смерть Гедеона (1607 г.) и назначение Иеремии Тиссаровского, к огорчению униатов, оказавшегося ревнителем православия. Назначение униата Иосифа Вельямина Рутского митрополичьим викарием в сане епископа галицкого. Смерть Михаила Копыстенского (1610) и переход Перемышльской епархии во власть епископу униату. Рутский делается митрополитом после Поцея († 1613). Его сотрудник Иоасафат Кунцевич, архиеписк. полоцкий. Состояние епархий в их время, когда у православных остался лишь один владыка львовский. Восстановление западно-рус. иерархии Феофаном п. иерусалимским (1620 г.). Угнетенное положение и печальная судьба восстановленной иерархии. Казаки – защитники её и православия. Варшавский избирательный сейм (1632 г.). Утверждение прав православной западнорусской иерархии и признание законным существование Киевской митрополии, а также епархий: Львовской, Перемышльской и Луцкой. Открытие Мстиславской и Могилевской (Белорусской) епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Должно отнести к особенному Божию промышлению о Почаевском монастыре, что в нем, со времени Брестского собора, положившего начало злосчастной унии, в течении 125 лет сохранилось православие. Впрочем, для унии и не легко было в продолжении этого времени простирать посягательство на эту обитель. По договору между Россией и Польшей, заключенному в 1686 году, Луцкая православная епархия вместе с Перемышльской, Львовской и Белорусской должна была навсегда оставаться таковой, и православные луцкие архипастыри, имея в своем управлении, как вообще Волынскую страну, так и в частности Почаевскую обитель, заботились особенно о ней. История говорит, что когда иезуиты успевали отторгать храмы и лица в этой стране от лона Православной Восточной Церкви в унию или латинство, то это насильственное дело не оставалось безгласным со стороны православных пастырей: оно встречало сильную борьбу, и сопровождалось непрестанными жалобами и требованием правосудия и правительства. Даже сами короли останавливали буйство и своеволие в этом деле. Но Почаевская святыня особенно обращала на себя внимание самих благонамеренных поляков. Древность ее, святость места, столько веков прославляемого благоволением к нему Божией Матери, в чудотворной Ее иконе и Живоносном источнике, а также ознаменованного видимым залогом благодати Божией в цельбоносных мощах Преподобного Иова, приобретали для нее всеобщее уважение христиан, и нападение на нее делали преступным, даже в глазах самих латинских исповедников. К безопасности сего святого места не мало способствовало глубокое всеобщее уважение, которое питал православный простой народ, повсеместно населявший край Волынский, к Почаевскому монастырю; это же уважение производили в народе благочестивая и безукоризненная жизнь Почаевских иноков, строгое соблюдение ими монашеских, по уставу восточной Церкви, обетов и мирное управление обители – игуменов. Но когда религиозный римский фанатизм на Волыни дошел до того, что знаменитейшие роды, оставив прародительскую православную веру, перешли в латинство, когда вместе с этим буйством польской шляхты не стало уважать королевских повелений, а необузданное своеволие вельмож делало, что хотело: в то время гонения на православных усилились, изуверы начали преследовать их безнаказанно, изгнали православного епископа из Луцка, дабы не кому было защищать гонимых православных, – в то время и обитель Почаевская подверглась опасности уступить насилию в отношении православия. Объясним это фактами.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинский дневник 13.05.2014 445 Время на чтение 27 минут (Продолжение. Начало в 703 , 704 , 705 ) Из путевых записок Игоря Иванова: Вера и привычка - Скажите, отец Николай, как в 90-е годы получилось, что ваш храм остался незахваченным? - Думаю, дело в том, что во Львове все знали, что это именно русский храм. Он с самого основания 113 лет тому назад жил в соответствии с киевской традицией. Даже в годы, когда здесь была мощная Львовская православная епархия, он стоял особняком. Храм ориентирован на русскоязычное население, так и должно быть. Если вдруг здесь кто-то выступает на украинском языке - бывают гости, священники, - прихожане порой возмущаются: почему это в русской церкви говорят на украинском?! Но если мы возьмёмся узнать национальный состав прихожан, то удивимся, как много здесь галичан - процентов десять, наверно. Мы должны понимать, что храм-то у нас фактически один в городе остался. Нужен ещё один храм, ориентированный на местную традицию. Но власти не дают разрешения на его строительство, и потому галичане, которые понимают, что только здесь они себя реализуют как православные христиане, что здесь - каноническая Церковь, Евхаристия, полнота благодати, идут в наш храм. - А в чём отличие галицкой православной традиции от русской, киевской? - Отличается не вероучение, но именно традиции и обряды. Например, язык богослужения. Здесь обычай служить на галицийской мове. Мы говорим: «Тебе, Господи», по-украински звучать будет как «тоби», а в галицийской традиции будет «тибы». «Мыром Господу помолымся» - это не украинский язык. Другие распевы, облачение священников, похожее на греческое... - Вы полагаете, прихожанин чем-то жертвует, когда решается идти сюда? - Конечно, кто-то жертвует какими-то национальными предпочтениями, кто-то временем, приезжая издалека, кто-то - социальным благополучием. Если бы наши прихожане жили, скажем, в Донецке , там бы не было вопросов, в какую церковь ходишь. А во Львове... «Ты куда пошёл?» - «В Юра». - «Это католическая, это нормально». - «А ты куда?» - «На Короленко». - «О-о, что-то с тобой не то, ты ходишь в москальскую церковь!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Заявление Пресс-службы Одесской епархии Украинской Православной Церкви по поводу возможного открытия в Одессе католической семинарии 7 жовтня 2005 р. 13:24 Пресс-служба Одесской епархии распространила официальное заявление, предостерегающее представителей Ватикана от очередного недружественного шага, которым может стать открытие семинарии в Одессе. Приводим текст распространенного заявления: «Как уже сообщалось в средствах массовой информации, глава Одесской областной администрации В. Цушко 27 сентября встретился с Апостольским нунцием в Украине архиепископом Иваном Юрковичем и епископом-ординарием, управляющим Одесско-Симферопольской диецезией Римо-Католической Церкви Брониславом Бернацким. В ходе беседы представители Ватикана высказали просьбу о возвращении помещения в Одессе, которое когда-то принадлежало этой Церкви, чтобы открыть в нем духовную семинарию для подготовки священников. Почему служители папского престола зачастили в Одессу, где католиков всегда было весьма немного? Для кого открывается семинария, и кто в ней будет учиться? Попробуем ответить на эти вопросы. Последние события наглядно показывают, что опасность католического прозелитизма в Украине отнюдь не безобидна. Сегодня, воспользовавшись, как всегда в истории, смутным временем и ослаблением нашего многострадального Отечества, Ватикан осуществляет очередной натиск на Восток, на Православие: в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия на Западной Украине произошел наглый насильственный захват униатами православных храмов, осуществленный по благословению Папы; в 2002 году учреждены новые католические епархии, в том числе и у нас в Одессе. Напомним, что до 1917 года на территории Российской империи существовала только одна католическая епархия в Могилеве. В Одессе же ее никогда не было. А вот теперь — сообщение о возможности открытия католической семинарии в нашем богоспасаемом граде. И это при том неоспоримом - даже для самого Ватикана — факте, что подавляющее большинство украинских католиков проживает в трех западных областях страны — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202091...

Каменец-Подольская Основана 05.1681. 1814 Упразднена в 1691 г. Возобновлена 12.04.1795. Минское викариатство. Самостоятельная с 1799 г. Территория епархии образована из частей Львовской и Екатеринославской епархий, а также из части Минской епархии, потребовавшей разукрупнения после присоединения к ней территорий, отошедших к России по 3-му разделу Польши (представлявших собою весь западный край империи). «... В 1793 году... совершилось воссоединение Подолии, Брацлавщины и Волыни с единоверной и единокровной Россией. ... Императрица Екатерина... воссоединив юго-западный край с своей державой из бывших Подольского и Брацлавского воеводств образовала Брацлавскую губернию, подчинив ее в иерархическом отношении архиепископу Виктору Садковскому (1793–1795), который, проживая в Слуцке, был архипастырем кроме Брацлавской, еще Изяславской и Минской губернии, составлявших тогда его обширную епархию и носил титул архиепископа Минского, Изяславского и Брацлавского.... В указе от 12.04.1795 г. Синоду между прочим говорилось: «...признали мы за нужное учредить на первое время одного местного архиерея под названием Брацлавского и Подольского, с содержанием, какое положено для второклассной епархии...» ... Скоро епископ новоучрежденной епархии получил титул Подольского и Брацлавского; вместе с ним и епархия претерпевала незначительные изменения в границах своих, то расширяясь, то уменьшаясь, пока не получила окончательный свой вид в самом конце протекшего столетия (16 октября 1799 г.) и не совпала в границах своих с Подольской губернией... (в 1804 г. 19 июля)». (Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. С. 1–2). Кафедра находилась: в Каменец-Подольске (1681–1691, с 1799 г.), в Николаевском монастыре у местечка Шаргород (1795–1799 гг.) (Н.Д. Иерархия... С. 240). Архиепископия с 1801 г. Возобновлена 09(22)06.1993 (выделена из Хмельницкой епархии). Именовалась: в 1681–1691 гг. – Каменец-Подольская; с 12.04.1795 – Брацлавская и Подольская; с 16.10.1799 – Подольская и Брацлавская; Каменец-Подольская и Брацлавская;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010