Род Аргиров, 539 как и другие знаменитые византийские роды – Фоки-дов, Склиров, Куркуасов – не восходит по своей древности далее IX в. По крайней мере первый, известный в истории Аргир, на которого можно смотреть как на родоначальника, по имени Лев, жил в IX в., во время Михаила III; он имел обширные земельные владения в феме Армениаке и настолько был богат, что мог собственными средствами отразить нападение павликиан из Тефрики и сарацин из Мелитины; он основал также за свой счет монастырь св. Елисаветы, сделавшийся усыпальницей для его потомков. Известен затем внук этого Льва, Евстафий Аргир, достигший при Льве VI Мудром высших почестей, с успехом сражавшийся против сарацин, но потом впавший при дворе в немилость и умерший от яда. Сын Евстафия, Лев Аргир, опять достиг высокого положения: Роман Лака-пин, соправитель Константина Багрянородного, выдал за него в 920 г. одну из своих дочерей, по имени Агафию, между тем как другая, Елена, выдана была за Константина Багрянородного. 540 У этого Льва Аргира был сын, не известный по имени, который, если верить венецианским историкам, 541 был женат на дочери Романа II, сестре Василия Болгаробойцы и Константина VIII. От него родились два сына и три дочери: Роман, Василий, Мария, Пульхерия и еще одна, имени которой не знаем. Василий известен тем, что одна его дочь, Елена, была выдана за грузинского царя Баграта в 1029–1030 гг/. другая за Константина Диогена. 542 Мария была выдана в 1004 г. замуж за Иоанна, сына дожа Венеции, Петра II Орсео-ло, 543 Пульхерия вышла замуж за Василия Склира, который был ослеплен Константином VIII, и от этого брака родилась единственная дочь, выданная замуж за Константина Мономаха, впоследствии византийского императора. 544 Неизвестная по имени была замужем за Константином Карантином 545 и, может быть, родившаяся от этого брака дочь разумеется под племянницей Романа III, выданной за царя армянского 546 в 1031–1032 гг. Наконец, что касается Романа Аргира, то он еще шестилетним ребенком был обручен/а по достижении совершеннолетия женился на некоей Елене, окончившей свои дни в монастыре в 1032 г., 547 и от нее имел дочь, которую император Конрад II сватал для своего сына Генриха III. 548 Этот Роман при Василии II был одним из судей ипподрома, 549 при Константине VIII был сенатором, эпархом 550 и экономом Великой церкви. 551 В 1028 году ему было 60 лет. 552 Этого-то Романа Аргира друнгарий виглы Симеон выставил кандидатом на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

А.М. Величко XLIII. Император Александр (912–913) Глава 1. 13 месяцев царствия патриарха Строго говоря, царствование 42-летнего императора Александра началось не в тот день, когда Лев VI Мудрый закрыл веки, а раньше: после совершения Таинства венчания над ним при Василии I Македонянине. Однако во времена правления старшего брата Льва VI Мудрого Александр оставался лишь номинальным соправителем Римской империи, прожигая время в развлечениях. Страсть к шумным кампаниям не позволила ему стать семьянином и обзавестись собственным наследником престола – обстоятельство, вынудившее императора Льва VI настаивать на легализации своего четвертого брака и признания законнорожденным сына Константина Порфирородного. А отстраненность от государственных дел не дала возможности Александру приобрести необходимый опыт по управлению Римской империей. Как станет вскоре очевидным, Льва не случайно прозвали Мудрым – если бы не его «упрямство», Византия, чье состояние напрямую зависело от стабильности правящей династии, могла бы испытать жестокий кризис – почти наверняка смертельный на фоне арабской и болгарской угроз. Возможно, последующие историки несколько исказили образ василевса Александра, но все же остается несомненным тот факт, что новый император заметно уступал в силе характера и понимании царского служения своим отцу и старшему брату. Перемена в статусе не изменила привычек и обычного образа жизни Александра – он по-прежнему проводил все время на охоте в сопровождении веселой компании фаворитов, на которых не жалел государственных денег. Его легкомыслие и равнодушие к делам государства были таковы, что уже в скором времени он навел большую беду на Римскую империю. Когда в Болгарию поступили известия об изменениях, произошедших в византийской столице, царь Симеон направил посольство в Константинополь, дабы по традиции подтвердить условия заключенного при Льве Мудром мирного договора. Прибывшие во дворец послы были допущены к василевсу на аудиенцию. Каково же было их удивление, когда вместо торжественных, хотя и протокольных форм пролонгации старых соглашений, принятых в подобных случаях, пьяный Римский император попросту выгнал их вон, заявив, что не намерен платить дань варвару 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1479 Село Лежнево – село Лежнево Ковровского уезда Владимирской губернии расположено на реке Ухтохме, основано в 1239 г. Со второй пол. XVII в. селом владели несколько поколений предков А. С. Пушкина. В настоящее время – поселок городского типа в Ивановской области России. 1481 ...императора Александра Павловича... – Александр Павлович Романов (12.12.1777–19.11.1825), император Всероссийский. 1482 ...адестский начальник, граф... – Губернатором Одессы во время посещения ее Анной Алексеевной был граф Александр Федорович Ланжерон. См. также коммент. 726. 1485 ...которая писана была... самим евангелистом Лукою. – Паломница имеет в виду икону Божией Матерн Киккская, по предаиию, это одна из икон, написанных евангелистом Лукой. 1486 ..лику ея никто не может видеть: лик ея покрыт пеленою. – Паломница отсылает к местному преданию, согласно которому Киккская икона Божией Матери из одноименного монастыря была принесена из Константинополя неким богатым вельможей по наставлению местного подвижника Исайи. Император Алексей Комнин (1057–1118) согласился отдать чудотворную икону с условием, что лик Божией Матери навсегда будет закрыт, дабы молящиеся имели большее благоговение. По сей день икона почти полностью завешена бархатным покровом. 1488 ...Божия Матерь, когда изволила посещать Афонския горы... – Паломница имеет в виду известный апокриф о путешествии Богородицы на Афон, пересказ которого содержит Путешествие Якима Васильева (см. наст. изд. раздел «Описание афонских монастыркй, в которых был 1819-го года июня 1-го дня», п. 4-й). 1489 ...святое его тело в Цареграде. – Часть мощей праведного Лазаря была перевезена с Кипра в Царьград при византийском императоре Льве Мудром (866–912), однако из Царьграда они были похищены крестоносцами и увезены на Запад. 1499 ...тут мы увидели первое чудо... на столпе мраморнем опаление Божественнаго огня. – См. описание этого чуда у Ильи Сысоева и Якима Васильева: в наст. томе и коммент. к ним. 1501 ...где Божия Матерь смотрела на страдание Господне, на том святом месте камень мраморный и решеткою железною огорожен, и паникадила масла горят. – См. коммент. 771.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью на престоле– мозаика южного вестибюля храма Св. Софии, по общему мнению, возникла при Константине VII Багрянородном, около 950 г. 50 . Так же как при создании мозаики западного входа над Императорскими вратами, здесь стояла задача импозантного обрамления входов главного храма империи. Южный вход должен был, как и западный, демонстрировать единство императорской власти и Церкви, благочестие василевсов. С точки зрения эволюции стиля перед нами поиски нового синтеза, определенного стремлением более жестко и тесно соединить классику с отвлеченностью. Надо сказать, что эти тенденции прекрасно вписываются в общее русло развития искусства при Константине Багрянородном – личности несколько начетнического плана, умственной, дидактичной. Рисунок. См. изображение в оригинале Иконография сцены заключает в себе особый внутренний смысл. Образ Богоматери с Младенцем точно копирует изображение в конхе храма, воспроизводя даже мельчайшие детали ранней мозаики (абсолютно совпадают позы Матери и Младенца, положение рук и ног, форма и орнаментация трона, характер одеяний; единственное отступление – плат, который Богородица конхи держит, отчетливо обернув им большой палец левой руки, в сцене же южного вестибюля объемная и отчетливая петля плата превратилась в тонкую белую, едва читаемую линию). Константин и Юстиниан приносят свои дары не отвлеченной святыне, а Владычице главного храма Византии. Этот многозначительный жест идеально корреспондирует со смысловыми акцентами сцены над Императорскими вратами, созданными при отце Константина Багрянородного – Льве VI Мудром. Рисунок. См. изображение в оригинале Композиция упрощается, приобретает строгость, не допускающую асимметричных сдвигов. Особую многозначительность получает геометрическая выверенность построения четкая дуга кругов верхней части сцены (нимбы, медальоны с именем Богоматери), вторя абрису люнета и свода над ним, формирует идеальную замкнутость изображенного. Вписанность в архитектуру носит формульный характер. Силуэты предстоящих Богоматери василевсов копируют друг друга, они подобны створкам триптиха, обрамляющим идеальный центр. Точная рассчитанность пространственных интервалов созвучна симметрии цветовых пятен – золотых, серебряных и фиолетовых. Пространство строго дозировано: его узкий слой определяет глубина сокращающегося подножия под ногами Богородицы, в то время как ее трон имеет уже абсолютно плоскую заднюю стенку и обращенные в обратной проекции боковые.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мария Магдалина Мария Магдалина (равноапостольная) ( Mф. XXVII, 56, 61 , Mk. XV, 40, 41 , Uh. XIX, 25 , Лk. VIII, 2 и др.) – происходила из галилейского города Магдалы в кол. Иссахаровом, близ Капернаума, отчего и получила свое название. Она была исцелена Господом от злых духов ( Лk. VIII, 13 ), и потому в чувствах благодарности к Нему присоединилась к числу тех немногих благочестивых жен, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим имением. При крестных страданиях Господа Мария Магдалина, вместе с другими лицами, стояла при кресте Его и присутствовала при Его погребении. По прошествии же субботы, она с некоторыми другими благочестивыми женами, на рассвете первого дня недели, поспешила на гроб помазать тело своего возлюбленного Учителя принесенными ею ароматами. Она стояла у гроба и плакала. Пламенная любовь ее к Господу удостоилась величайшей награды: Мария Магдалина была первой, которой явился воскресший Спаситель по Своем воскресении, и она же первая удостоилась услышать отрадное повеление Господа идти к ученикам и сказать им, что Он воскрес из мертвых. Когда воскресший Спаситель в первый раз обратился к ней со словами: жена! что ты плачешь? кого ищешь? она не узнала Господа, быть может, глаза ее были полны слез, быть может, все ее внимание было поглощено глубокой скорбью о том, что она не нашла во гробе тела своего возлюбленного Учителя, и сначала она приняла Его за вертоградаря. Когда же слуха ее коснулся дружеский любвеобильный звук голоса Иисусова, когда Он обратился к ней с обычным нежным воззванием: Мария! она тотчас узнала Его по голосу и, преисполненная чувств отрадного изумления, благоговения и благодарности, бросилась было к ногам Его и радостно воскликнула: Раввуни! (что значит Учитель). Но Господь сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еше не возшел к Отцу Моему... ( Ин. ХХ, 11–17 ). После сего в Евангелии мало говорится о Марии Магдалине. По преданию, она проповедовала Евангелие в Риме, принесла жалобу римскому императору Тиверию на Пилата и поднесла ему красное яйцо, как символ страданий и воскресения Господа, затем скончалась и погребена в Эфесе. Еще в половине седьмого века показывали гробницу Марии Магдалины в Эфесе, а при Льве Мудром в 886 г. мощи ее из Ефеса перенесены в Царьград. Св. Церковь совершает память ее 22 июля. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Священство «служит» вещам божественным, оно — «более божественная» (PG. 86А, 1097) 2 часть Церкви, но его отличие от прочих ее членов относительно. Дело священства — «молитва», то есть вся литургическая и сакраментальная жизнь Церкви. Но царство — выше всего на земле. «Что больше, что святее императорского величества?» (Кодекс Юстиниана (далее — К.Ю). 1, 14, 12). Императору подобает верховное попечение о Церквах и забота о спасении подданных, он — блюститель канонов и божественных законов (К.Ю. 1, 1, 42 (43); Новелла 109, эпилог; Новелла 137, предисловие). Царь через соборы священников утверждает правую веру (PG. 86А, 1035). Огромное по объему законодательство Юстиниана — самая полная систематизация римского права с многочисленными дополнениями за подписью самого Юстиниана. Изданный в основном на латинском языке, «Корпус гражданского права» Юстиниана подвергся новой переработке и систематизации и был издан уже по-гречески под названием «Василика», то есть «Царские [законы]», при императоре Льве VI Мудром (886-912). Со временем законы Юстиниана стали основой юриспруденции и на Западе. Они изуча­лись во всех западных университетах и ко времени Петра I могли оказывать непосредственное влияние и на Россию: в библиотеке Феофана Прокоповича, одного из ближайших сподвижников Петра, имелись западные издания законов Юстиниана и комментарии к ним западных ученых. В новейшее время можно по-разному относиться к этим законам и к этой идеологии и тем более к воплощению доктрин Юстиниана в многовековой практике церковно-государственных отношений, но историческим фактом остается подавляющее влияние этой теории и практики и в Византии, и на Руси. А практика не всегда могла соответствовать идеалам теории. Император Лев VI, не только великий законодатель, но также богослов и гимнограф, возвел на патриарший престол своего 16-летнего брата Стефана (886-893). После смерти юного Патриарха он прославил его в лике святых, так же как он прославил свою первую жену Феофано (Феофанию). И Льву удалось создать прецедент.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/14/impera...

VIII. Папа Иоанн VIII в новой и последней борьбе против патриарха Фотия Недовольство Иоанна собором Константинопольским 879 года, – сдержанность его в выражении этого чувства, почему так? Папа не хочет утверждать деяний этого собора; – он же ожидает от Фотия преданности папской власти; – папа снова подымает болгарский вопрос и требует от византийских властей передачи болгарской церкви в ведение римской кафедры; – полное разочарование папы в указанных отношениях. – Папа Иоанн проклинает Фотия в храме св. Петра, с Евангелием в руках. – Вторичное низложение Фотия при императоре Льве Мудром (и смерть этого иерарха). – Значение борьбы патриарха Фотия с церковным главенством пап – в истории разделения церквей. Понятно, папа Иоанн VIII остался не доволен собором 879 – 880 года, потому что, как замечает один немецкий церковный историк, «папа потерпел на этом соборе самое решительное поражение и сверх того самым постыдным образом был осмеян 366 . Но он еще не вдруг выражает свое неудовольствие. Появление около берегов Италии Византийского флота, которое обещало помощь Риму против сарацин, заставило Иоанна сначала молчать о своем неудовольствии. Политические дела пап не только не улучшились, а даже ухудшились. Так папа, в одном письме в октябре 880 года жаловался: «ярость сарацин так велика, что никто не осмеливается выйти за ворота Рима, никто не может заниматься работою за стенами его и не может исполнять дел религии 367 . Поэтому хотя папа был очень недоволен случившимся на соборе Константинопольском, однако на первый раз не высказывает открыто своего неудовольствия. В письмах к императору и Фотию 880 года он говорит в очень умеренном тоне о случившемся, хотя и не одобряет собора. В письме к императору, после выражений благожеланий и благодарности ему, папа замечал о соборе: «если же что на этом соборе наши легаты сделали вопреки предписаниям апостольской кафедры, того мы не принимаем и не утверждаем» 368 . Несколько резче, но все же довольно благосклонно папа Иоанн пишет и в письме к Фотию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Мф. 11, 20–30 : Обличение нечестивых городов Хоразина 428 и Вифсаиды 429 и призыв к Себе труждающихся и обремененных. Иерусалим Лк. 7, 36–50 : Кающаяся грешница 430 у ног Иисуса в доме Симона фарисея. Притча о двух должниках. Лк. 8, 1–3 : Новое путешествие по Галилее с учениками. Служение женщин Иисусу своим имением: Марии Магдалины, Иоанны 431 , Сусанны 432 . Краткая историческая справка – Святая равноапостольная Мария Магдалина: Святая равноапостольная Мария Магдалина происходила из Галилейского города Магдала или Мигдаль, что близ Капернаума. Теперь здесь стоит небольшая церковь от Горненского женского монастыря. Здесь теплый источник, †26?С круглый год. Теплый источник, впадая в озеро, делает акваторию близ монастырского берега самой благоприятной для обитания рыб. После того, как Господь изгнал из нее семь бесов (см. Лк. 8, 2 ), Мария стала его верной ученицей. Во время земной жизни Спасителя Мария Магдалина служила Ему вместе с некоторыми другими женами. При крестных страданиях Господа Мария Магдалина, вместе с другими лицами, стояла при кресте Его и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня недели, после субботы вместе с другими женами она поспешила ко гробу, чтобы помазать принесенными ароматами тело Спасителя. Мария Магдалина была первою, которой явился воскресший Спаситель и она же первая удостоилась услышать отрадное повеление Господа идти к ученикам и сказать им, что Он воскрес из мертвых. По преданию, она проповедывала Евангелие в Риме, принесла жалобу Римскому императору Тиверию на Пилата и принесла ему красное яйцо, как символ страданий и Воскресения Господа. Предание утверждает, что Тиверий был тронут проповедью св. Марии и предложил сенату включить Христа в сонм римских богов, но сенат отклонил это предложение. Затем святая Мария отправилась в Эфес, где помогала святому Иоанну Богослову в его проповеди. С ее слов была написана 20-я глава Евангелия от Иоанна. Скончалась и погребена она в Ефесе. Еще в середине VII века показывали гробницу Марии Магдалины в Ефесе, а при Льве Мудром в 886 году по Р.Х. мощи ее из Ефеса перенесены в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Ин. 11, 17–27 : Иисус и Марфа. Ин. 11, 28–37 : Иисус и Мария 479 . Ин. 11, 38–44 : Воскрешение Лазаря из мертвых. Краткая историческая справка – Лазарь: Лазарь был братом Марфы и Марии. Гроб праведного Лазаря находится неподалеку от дома Симона прокаженного, на правой стороне Иерихонской дороги. По обычаю иудеев, гробы иссекали в скалах; а как Лазарь был человек достаточный, то для него иссечена была особая пещера. Гроб Лазаря, по своему устройству, походит вообще на древние Иудейские гробницы. Вход в гробницу – около 1 метра в высоту и около 60 см. в ширину. С зажженными свечами по 25-ти ступеням спускаются в подземелье или грот, в углу которого сложен из камней престол, на коем франки два раза в год служат литургию. Внутри пещеры некогда была церковь , от которой доныне сохранился один только престол, сделанный из камня, которым, как полагают, был прежде завален вход в пещеру. Из этого подземелья чрез низкое и узкое отверстие сходят по 5 ступеням в небольшую пещеру. Там, на левой стороне, видим в скале гроб, в коем погребен был святой Лазарь. На этом месте благочестивые поклонники читают Евангелие, повествующее о сем событии, и заключают свои молитвы пением тропаря вербной недели. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет и был епископом на острове Кипре (Средиземное море), где и скончался. В городе Ларнаке, служащем пристанью для пароходов и кораблей, над могилою святого Лазаря устроена во имя его греческая церковь , и там в склепе, под алтарем, поставлен каменный его гроб. Мощи же его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Из описания святой Афонской горы мы знаем, что праведный Лазарь сподобился посещения Богоматери. Память Лазаря совершается Церковью 17/30 октября. Ин. 11, 45–46 : Решение первосвященников и фарисеев убить Иисуса. Пророчество о злых замыслах против Спасителя: Пс. 20, 12 : “Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли (выполнить их)”. Иерусалим Ин. 11, 47–54 : Совет Каиафы. Иисус удаляется в Ефраим 480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

" Но еще не поздно - впереди Страстная седмица. Надо найти время прийти в храм, посмотреть, что с нами происходит, в каком состоянии наша душа, очиститься и понять тайну Воскресения Христова. Господь плакал над Лазарем, значит, Он плачет над нами, над всем родом человеческим, который не понимает, для чего живет и для чего создан Богом. Мы должны с радостью, зная, что Господь примет наше покаяние, войти в Страстную седмицу. Он даст нам еще большую радость в Воскресшем Христе, и мы будем прославлять Господа, развязанные от грехов, и приносить себе и другим радость о Господе " , - заключил митрополит Варсонофий. Настоятель поблагодарил правящего архиерея за награду. „Она являет собой часть церковного облачения, украшенная вышивкой и драгоценными камнями. Но на самом деле, соткана трудами колпинских прихожан, священников, благотворителей и тех, кто неравнодушно смотрит на духовное преображение нашего города“, - сказал он. Глава района поздравил митрополита с праздником, поблагодарил за внимание, которое он оказывает земле Ижорской, и преподнес цветы. Как рассказал корреспонденту ИА „Вода живая“ клирик собора иерей Александр Аникин, воскресная школа преподобного Сергея Радонежского, директором которой он является, находится на территории собора, он в свою очередь - там, где часто прогуливаются прихожане. „В рамках воскресной школы мы часто проводим массовые мероприятия. В низ участвуют родители с детьми. У них постепенно разрушаются стереотипы по отношению к Церкви, они приводят детей в воскресную школу. Кроме того, проводим занятия для родителей. И потихоньку люди целыми семья воцерковляются, становятся прихожанами нашего собора“. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифании. Он скончался за четыре дня до прихода туда Иисуса. Услышав о смерти Лазаря, " Иисус прослезился“ (Ин. 11:35). Как поясняет митрополит Антоний Сурожский, Спаситель плакал " о том, что Лазарь должен был умереть, потому что мир во зле лежит и всякий человек смертен из-за того, что грех владеет миром. Христос тут плакал о Своем друге Лазаре, и в более широком смысле - об этом ужасе: Бог дал всей твари вечную жизнь, а человек грехом ввел смерть, и вот, светлый юноша Лазарь должен умереть, потому что когда-то грех вошел в мир“. А святой Лазарь после воскрешения прожил еще 30 лет - он был епископом на Кипре и проповедовал христианство. Мощи его были перенесены из Кипра в Царьград в IX веке, при императоре Льве Мудром.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010