А.М. Величко XLIII. Император Александр (912–913) Глава 1. 13 месяцев царствия патриарха Строго говоря, царствование 42-летнего императора Александра началось не в тот день, когда Лев VI Мудрый закрыл веки, а раньше: после совершения Таинства венчания над ним при Василии I Македонянине. Однако во времена правления старшего брата Льва VI Мудрого Александр оставался лишь номинальным соправителем Римской империи, прожигая время в развлечениях. Страсть к шумным кампаниям не позволила ему стать семьянином и обзавестись собственным наследником престола – обстоятельство, вынудившее императора Льва VI настаивать на легализации своего четвертого брака и признания законнорожденным сына Константина Порфирородного. А отстраненность от государственных дел не дала возможности Александру приобрести необходимый опыт по управлению Римской империей. Как станет вскоре очевидным, Льва не случайно прозвали Мудрым – если бы не его «упрямство», Византия, чье состояние напрямую зависело от стабильности правящей династии, могла бы испытать жестокий кризис – почти наверняка смертельный на фоне арабской и болгарской угроз. Возможно, последующие историки несколько исказили образ василевса Александра, но все же остается несомненным тот факт, что новый император заметно уступал в силе характера и понимании царского служения своим отцу и старшему брату. Перемена в статусе не изменила привычек и обычного образа жизни Александра – он по-прежнему проводил все время на охоте в сопровождении веселой компании фаворитов, на которых не жалел государственных денег. Его легкомыслие и равнодушие к делам государства были таковы, что уже в скором времени он навел большую беду на Римскую империю. Когда в Болгарию поступили известия об изменениях, произошедших в византийской столице, царь Симеон направил посольство в Константинополь, дабы по традиции подтвердить условия заключенного при Льве Мудром мирного договора. Прибывшие во дворец послы были допущены к василевсу на аудиенцию. Каково же было их удивление, когда вместо торжественных, хотя и протокольных форм пролонгации старых соглашений, принятых в подобных случаях, пьяный Римский император попросту выгнал их вон, заявив, что не намерен платить дань варвару 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН СИНАДСКИЙ [греч. Κωνσταντνος π τν Συνδων] (IX в.), прп. (пам. 26 дек.), называемый также Константин «из иудеев» ( ξ Ιουδαων). Житие прп. К. С. сохранилось в единственной рукописи - Laurent. IX 14 (нач. XI в.), хранящейся в б-ке Медичи во Флоренции, текст издан И. Делеэ (De S. Constantio quondam Iudaeo, monacho in Bithynia/Ed. H. Delehaye//ActaSS. Nov. T. 4. P. 627-656; рус. пер.: Житие прп. отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исп. Никиты, игум. Мидикийского/Пер., сост.: Д. Е. Афиногенов. М., 2001. С. 7-96). Из текста следует, что автор писал его при имп. Льве VI Мудром (886-912), а К. С. подвизался при императорах Михаиле III (842-867) и Василии I Македонянине (867-886). Согласно Житию, К. С. род. в г. Синада (Фригия, М. Азия) в евр. семье. Его мирское имя неизвестно; очевидно, что Константин - христ. имя, данное при крещении. Повитуха, принимавшая роды у матери К. С., сообщила, что ребенок будет особенным. В детстве К. С. усердно изучал ВЗ и чувствовал интерес к христианству. Вскоре родители К. С. умерли; во время похорон матери он горячо оплакивал ее. Когда гроб проносили мимо храма мч. Трофима, из церкви вышел сам Трофим, подошел к юноше и утешил его, после чего скорбь рассеялась. Родственники стали убеждать К. С. жениться, но он, понимая, что его ничего не связывает с родным домом, ночью бежал в Никею. По пути он увидел мон-рь, в Житии названный Флувута. К. С. попросил настоятеля о крещении. Настоятель велел принести крест и попросил К. С. поцеловать его. Когда тот исполнил просьбу, крест вдруг опустился на его голову и оставил отпечаток в месте прикосновения. В обители К. С. начал постигать иноческий образ жизни, будучи особо усерден в посте и молитве. Он также шил обувь для братии. После 6 лет пребывания в мон-ре он решил удалиться в пустыню и, с трудом получив разрешение настоятеля, поселился на горе Олимп Вифинский, т. н. «горе монахов», где находилось неск. десятков монастырей. Вскоре после его ухода игумен монастыря Флувута был переведен в К-поль, а новый настоятель, который завидовал добродетелям и славе К. С., велел вернуть его и наказать как беглеца, заковав в кандалы. К. С. принял это испытание с такой кротостью и смирением, что игумен со слезами просил прощения у святого. К. С. остался во Флувуте на неск. лет. Однажды во время молитвы свт. Спиридон Тримифунтский повелел К. С. отправиться на Кипр. В тот же час К. С. вышел из своей кельи, покинул обитель и отправился в путь.

http://pravenc.ru/text/2057104.html

Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу (Конд. празд.). В начале десятого века, в 910 году по Рождестве Христовом, при греческом императоре Льве Мудром и патриархе Тарасие, во Влахернской константинопольской церкви, при отправлении всенощного бдения явилась однажды взору избранных человеков Матерь Божия с ликами Ангелов и святых. Покрывая честным Своим омофором предстоящий народ, Она молилась Сыну Своему и Богу о спасении его от врагов, грозивших столице разрушением, а народу — рабством и смертью. Предстательством небесной Заступницы неприятель был прогнан, и город спасен. В память милостивого покровительства Матери Господа и нашему отечеству, православная русская Церковь с древнейших времен установила ежегодно совершать празднственное воспоминание Покрова Божией Матери. Уже тысячу с лишком лет существует царство Русское, и трудно перечислить, сколько раз небесная Заступница покрывала его от бед Своим молитвенным предстательством у Господа Сил. Но, покровительствуя столько целому отечеству, народу, Она простирает державный покров Свой на города и веси и на частных лиц. Всякий православный знает это, потому что примерами Ее покрова и заступления полны города, селения и жизнь весьма многих благочестивых христиан. В честь праздника и для вашего и своего назидания, побеседуем, братия, о том, сколь нужно для нас молитвенное предстательство о нас Божией Матери. Мы далеко, далеко не понимаем, братья, того, сколь необходимы молитвы за нас Пречистой Матери Господа, и, чтобы видеть эту необходимость, нужно око или ум гораздо чище и светлее нашего. Одна только нежнейшая мать наша, от смысла чистая, светлая Церковь, во всем свете видит, сколь необходимо для нас Ее предстательство о нас пред Богом, и потому всякий раз, когда только начинает с нами молиться Богу, непременно призывает Ее, избранную в женах, высшую тварей небесных и земных, и по Ее ходатайству просит или даровать нам какое-либо благо, или избавить от какого-нибудь несчастья, так что трудно найти молитву без имени Пречистой Матери Божией.

http://pravoslavie.ru/49247.html

Армия Византии была, несомненно, одной из сильнейших в мировой военной истории, что и позволило империи просуществовать более тысячи лет в крайне агрессивном окружении. Будучи империей христианской, она и для армии своей формулировала задачи исходя из мировоззрения христианского – так, высшее предназначение воинов было определено как «быть «защитниками и первыми вслед за Богом спасителями христиан». (1) По словам одного из историков, «в основе высокой боеспособности этого войска лежали уже не столько старые античные рациональные принципы стратегии и тактики, сколько мистическая вера в справедливость военных действий, ведомых Воинством Христовым под знаменем с изображением Спаса Нерукотворного на битву с врагом Христа».(2) Перед сражением воины должны были соблюдать трехдневный пост, принести покаяние в грехах, а непосредственно перед боем причаститься Святых Тайн на Литургии, отслуженной военными священниками. Особенно эта деятельность активизировалась при императоре Льве Мудром (+912), что было вызвано в первую очередь военными успехами наиболее агрессивных из всех окружающих Византию народов – сарацин (арабов), создавших к тому времени могучий халифат, подчинивший себе окружающие народы, в первую очередь персов. Император Лев объяснял эти успехи как спецификой военной организации, так и особым морально-психологическим состоянием войска, воодушевленного идеей священной войны – джихада, важное место в которой как раз и занимало положение о том, что все павшие воины становятся шахидами, то есть получают в раю высшую степень блаженства, на чем мы подробнее остановимся ниже. В противовес этой концепции император Лев разработал концепцию «христолюбивого воинства», согласно которой высшее предназначение воинов состоит в том, чтобы ратоборствовать во имя торжества православия. Оппонируя своему идейному противнику, он фактически обосновывает собственную теорию «священной войны», противопоставляя ее христианский вариант мусульманскому прототипу. По его мысли, ромейский стратиот сражается на поле боя за спасение своей души, и если ему уготована гибель, он может твердо уповать на вознаграждение своей жертвенности - всех тех, кто положил жизнь за веру и братьев по вере, ждет вечное блаженство в раю.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/26/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВАСИЛИКИ» [греч. τ Βασιλικ], законодательный свод, изданный в кон. IX в. по Р. Х. при визант. имп. Льве VI Мудром (886-912). Название, вероятно, происходит от греч. τ βασιλικ νμιμα - имп. установления; первоначально применялось также наименование «императорские 60 книг» (τ βασιλικ ξ βιβλα). Создание «В.» явилось воплощением задуманной еще при имп. Василии I (867-886) программы по «очищению древних установлений» (см. ст. Анакатарсис ). В. представляют собой переработку законодательства имп. Юстиниана I (527-565). Источниками их являются составные части юстиниановского Гражданского свода (Corpus juris civilis): Институции, Дигесты и Кодекс, а также Новеллы Юстиниана. Помимо этого в разделе, посвященном уголовному праву, присутствуют заимствования из Исагоги при заметном влиянии Эклоги . Латиноязычный текст законодательного свода Юстиниана был использован опосредованно, через греч. переработки и переводы: Парафраза Феофила послужила источником сведений об Институциях, Эпитома Анонима - о Дигестах, комментарии Фалелея и Анатолия - о Кодексе. Греч. конституции Кодекса Юстиниана воспроизводятся, хотя и не полностью, непосредственно на основании подлинного текста. Греч. новеллы были заимствованы из собрания 168 Новелл Юстиниана. Лат. юридические термины или заменены соответствующими греч., или грецизированы. Почти в каждом из титулов «В.» соблюдается определенный порядок расположения фрагментов Гражданского свода Юстиниана: сначала воспроизводится текст из Институций (но не всегда), затем из Дигест, далее из Кодекса и, наконец, из Новелл. Сведений о работе комиссии, подготовившей издание «В.», почти не сохранилось. Вероятно, во главе ее стоял протоспафарий Симватий, к-рого позднее, по всей видимости, сменил советник имп. Льва VI василеопатор (имп. тесть) Стилиан Зауца. Во вводной конституции Льва VI к «В.» (подлинность к-рой долгое время подвергалась сомнению) определяются цели и задачи создания свода. Хотя в тексте введения содержатся ошибки, его автор обнаруживает явное знакомство с текстом вводной конституции Юстиниана «Δδωκεν» (греч. вариант конституции «Tanta»). Лев Мудрый отмечает, что имп. Юстиниан собрал установления древних рим. императоров, но не завершил начатое им предприятие, поскольку не объединил Дигесты, Кодекс, Институции и созданные позднее Новеллы в общий свод законов. Необходимо было все собранные законы упорядочить и устранить вышедшие из употребления нормы и противоречия, под к-рыми, вероятно, следует понимать внутренние противоречия самого юстиниановского свода, а не расхождения с юридической практикой IX в. Тем более что, когда речь идет об исключении законоположений, вышедших из употребления, подразумеваются только те нормы, к-рые были отменены самим Юстинианом в его Новеллах.

http://pravenc.ru/text/149783.html

VIII. Папа Иоанн VIII в новой и последней борьбе против патриарха Фотия Недовольство Иоанна собором Константинопольским 879 года, – сдержанность его в выражении этого чувства, почему так? Папа не хочет утверждать деяний этого собора; – он же ожидает от Фотия преданности папской власти; – папа снова подымает болгарский вопрос и требует от византийских властей передачи болгарской церкви в ведение римской кафедры; – полное разочарование папы в указанных отношениях. – Папа Иоанн проклинает Фотия в храме св. Петра, с Евангелием в руках. – Вторичное низложение Фотия при императоре Льве Мудром (и смерть этого иерарха). – Значение борьбы патриарха Фотия с церковным главенством пап – в истории разделения церквей. Понятно, папа Иоанн VIII остался не доволен собором 879 – 880 года, потому что, как замечает один немецкий церковный историк, «папа потерпел на этом соборе самое решительное поражение и сверх того самым постыдным образом был осмеян 366 . Но он еще не вдруг выражает свое неудовольствие. Появление около берегов Италии Византийского флота, которое обещало помощь Риму против сарацин, заставило Иоанна сначала молчать о своем неудовольствии. Политические дела пап не только не улучшились, а даже ухудшились. Так папа, в одном письме в октябре 880 года жаловался: «ярость сарацин так велика, что никто не осмеливается выйти за ворота Рима, никто не может заниматься работою за стенами его и не может исполнять дел религии 367 . Поэтому хотя папа был очень недоволен случившимся на соборе Константинопольском, однако на первый раз не высказывает открыто своего неудовольствия. В письмах к императору и Фотию 880 года он говорит в очень умеренном тоне о случившемся, хотя и не одобряет собора. В письме к императору, после выражений благожеланий и благодарности ему, папа замечал о соборе: «если же что на этом соборе наши легаты сделали вопреки предписаниям апостольской кафедры, того мы не принимаем и не утверждаем» 368 . Несколько резче, но все же довольно благосклонно папа Иоанн пишет и в письме к Фотию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Ок. 640 г. благодаря почитанию св. Феодора Е. получили статус автокефального архиеп-ства ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. 206). С VII в. город фигурирует под 28 в списке автокефальных архиеп-ств К-польского Патриархата (Ibid. N 1. 206; 4. 250; 5. 266). В нач. IX в. Е. значились в списке уже под 29 (Ibid. N 2. 218). Статус митрополии Е. получили в 80-х гг. IX в., при имп. Льве VI Мудром (Ibid. N 16. 388). В списке митрополий того времени город занимал 51-е место; в подчинении у митрополита Е. находились епископии Газалы, Котзиагры, Сивикт и Вариана (Ibid. N 7. 287). В списке митрополий Нила Доксопатра (XII в.), где Е. значатся под 54, также указывается, что Е. подчинены 4 епископии (Ibid. N 14. 376). Однако во мн. рукописях отмечается, что эти епископии подчинялись митрополии Нов. Патр, а митрополия Е. не имела подчиненных епископий ( Parthey. 1866. S. 127). В дальнейшем Е., как правило, сохраняют 51-е место в иерархии кафедр К-польской Церкви ( Darrouz è s. Notitiae. N 7. 272). Ок. 940 г. Е. упоминаются под 51 в Να Τακτικ Константина Багрянородного в списке из 53 митрополий (Ibid. N 8. 292). При имп. Алексее I Комнине (1081-1118) Е. числилась 51-й митрополией (Ibid. N 12. 349), при имп. Андронике III Палеологе (1328-1341) - 50-й (Ibid. N 19. 413). В нояб. 1318 г. имп. Андроник II Палеолог уравнял в правах с митрополией Е. митрополию Апра, тогда же и Синод одобрил это решение ( Miklosich, M ü ller. T. 1. P. 89-91). В янв. 1327 г. по причине того, что мн. кафедры М. Азии оставались без пастырей, Синод назначил митрополита Кесарии Каппадокийской экзархом всей Анатолии. В числе других митрополий (Икония, Севастии, Мокисса, архиепископии Назианз) в юрисдикцию экзарха попали и Е. На К-польском Соборе 2 февр. 1347 г., низложившем К-польского патриарха Иоанна XIV Калеку, а также на Соборе 1351 г., на к-ром восторжествовало учение св. Григория Паламы и были осуждены Варлаам и Акиндин, вместо митрополита Е. присутствовал Гавриил, митр. Апра. В кон. XV в. Е. исчезают из списка митрополий. В документах XVII в. упоминается, что митрополия Е., имевшая в юрисдикции 4 епископии, теперь не имеет ни одной. В 1-й пол. XVII в. митр. Е. Мелетий отмечал, что его митрополия была вакантной по причине малого числа верующих. В тот период Е. уже не были действующей митрополией, хотя и тогда и позднее туда назначались титулярные митрополиты. В списках митрополий 1645 и 1715 гг. Е. не упоминаются. Архиереи

http://pravenc.ru/text/187898.html

Переиздан труд протоиерея Николая Попова «Император Лев VI Мудрый и его царствование в историческом отношении» 28 июля 2008 г. 12:33 Издательство Крутицкого Патриаршего подворья Отдела по делам молодежи совместно с Обществом любителей церковной истории выпустило в свет книгу профессора Московского университета, магистра богословия, видного церковного историка рубежа XIX-XX вв. протоиерея Николая Попова (1864-1932) «Император Лев VI Мудрый и его царствование в историческом отношении». Труд о. Н.Г. Попова впервые увидел свет в 1892 году. Эта работа была представлена автором в качестве кандидатской диссертации по окончании Московской Духовной академии. По отзыву рецензента — известного церковного историка профессора А.П. Лебедева исследование Н.Г. Попова «по обстоятельности, основательности и обработанности принадлежало к разряду таких, за которые можно присуждать не только степень кандидата, но и магистра богословия». Высокую оценку работа Н.Г. Попова получила и у крупного отечественного историка-византиниста профессора Ф.И. Успенского. В своем труде Н.Г. Попов подробно остановился не только на внешних обстоятельствах царствования императора Льва Мудрого, но и на церковной жизни того времени. Он обратил внимание на правление всех византийских патриархов этого исторического периода, в том числе подробно остановился на последнем этапе деятельности знаменитого Патриарха Фотия. Автор рассмотрел законодательство того времени, дал оценку состояния духовного образования, церковного управления, положения монашества, духовенства и общества в целом. Ценностью работы было привлечение многих источников, в том числе и некоторых недавно открытых западными исследователями памятников исторической мысли. В приложении к книге были помещены «Слова» императора Льва и послание Арефы, митрополита Кессерии Каппадокийской в авторском переводе. 14 марта 1893 года за свое исследование об императоре Льве Мудром Н.Г. Попов был удостоен звания магистра богословия. Всю свою последующую жизнь вплоть до революции 1917 года протоиерей Николай Попов посвятил преподавательской деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/441748.htm...

Скачать epub pdf Память святого праведного Лазаря Четверодневного Память 17 октября Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения ( Иоан. 11:3 .). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом ( Иоан. 11:11 .), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе 6750 . После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь ( Иоан.12:1–2 ). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря ( Иоан.12:9–11 .). Более о Лазаре из Евангелия нам ничего неизвестно. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипре 6751 , где подобно апостолам много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался. В IX веке по рождестве Христовом св. мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии 6752 , где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на коем было написано: «Лазарь четверодневный, друг Христов». Честное сокровище сие было вынуто из земли и положено в серебряную раку, а при императоре Византийском Льве Мудром перенесено в Константинополь, и положено в храме во имя праведного Лазаря, построенном еще императором Василием Македонянином. Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому: Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Именно после чуда воскресения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса. А святой Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство. Мощи его были перенесены из Кипра в Царьград в IX веке, при Льве Мудром Когда наступает Лазарева суббота в 2024 году? Какие истории и традиции существуют у этого праздника? Обо всем Вы узнаете в нашей статье! Лазарева суббота в 2024 году — 27 апреля Лазарева суббота Лазарева суббота – суббота перед Вербным воскресеньем, в этот день Православная Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл Своим другом. Однажды Лазарь заболел, и, когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился», – говорится в Евангелии (Ин. 11, 35). Из Писания мы знаем о том, что Христос плакал трижды в земной жизни, сейчас это были слезы «о том, что Лазарь должен был умереть, потому что мир во зле лежит и всякий человек смертен из-за того, что грех владеет миром. Христос тут плакал о Своем друге Лазаре, и в более широком смысле — об этом ужасе: Бог дал всей твари вечную жизнь, а человек грехом ввел смерть , и вот светлый юноша Лазарь должен умереть, потому что когда-то грех вошел в мир», – поясняет митрополит Сурожский Антоний . Но Христос велел «отнять» камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел из погребальной пещеры. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы. Именно после чуда воскресения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса. А святой Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

http://pravmir.ru/lazareva-subbota/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010