И когда сохранишь сие, не лишишься милости Божией, а брак твой и сожитие с женою в благочестии не воспрепятствуют тебе внити в Царствие Небесное, поелику Церковь, основываясь на вышеписанном Священном Писании, установила в числе семи таинств церковных и таинство брака, которое служит освящением к размножению рода человеческого, и потому, без сомнения, живущие по заповедям Божиим и повинующиеся Церкви наследуют Царство Небесное. Недостойный богомолец, иеросх. Лев». 1852 год 29 января. Вторник утром в 8 часов скончался престарелый трудник в обители сей, Антоний Никитин; от роду имел более ста лет, а в монастыре находился с 1834 года на монастырских трудах в числе послушников, с дозволения своего господина, помещика Егорьевского уезда Рязанской губернии, Гвардии штабс-капитана Николая Петровича Полозова. По паспорту покойному было до девяноста четырех лет. Крепок телом, был обходчиком монастырского леса. С 1849 года ослабело у него зрение, а потом ослеп. Пред смертию поболел, исповедался, приобщился Св. Таин, особоровался в совершенной памяти и удостоился видеть внутренними очами посещение его Богоматерью, но не мог подробно изъяснить того посещения. Тихо почил о Господе. 31-го по Литургии погребен на братском кладбище. Как от земли до неба, так и наша современная жизнь монашеская от жизни тех великих духом, кто положил основание чудному житию монашескому! А все-таки нет на земле ему равного, и не оставляет нас Господь Своею милостию: хотя плохо, с трудом, хромая на оба колена, а тянемся мы, нерадивые монахи, к Царству Небесному. Не то в миру: там о Царстве Божием, кажется, и вовсе забыли. Чем только все это кончится?.. Сказывал мне иеросхимонах Антоний: «Один отставной военный спрашивает меня: — Можно ли поминать мне мою родную матушку? — А сам заплакал. — Почему ж не поминать? Ведь ты — сын, кто ж должен более поминать, — отвечаю, — как не ты? — Так-то так, батюшка! Да вот наш священник запретил; даже поминанье выбрасывает в окно из алтаря, где имя ее вписано. «Пожгу, — говорит, — ваши поминанья, где эти проклятые вписаны. Или вымарайте их, а так не носите в церковь!» — Да почему ж, — спрашиваю, — такое запрещение? — Да они, вишь, в бунте побиты, их много. — Какой же это бунт и по какому случаю он был? — Я в это время не был дома, а состоял на службе. Вот сестра моя, тоже солдатка, та вам все расскажет: она была это страшное время дома, все видела и потонку все знает… Когда меня отдавали в солдаты, наш народ был зажиточный, благочестивый; хлеба, скота — всего вдоволь. А как отслужился, пришел в свое село да как глянул — сердце замерло!… Ну ты, сестра, рассказывай, что своими-то глазами видела!

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

«Как? Что?» – спросила Екатерина. «Пассек арестован», – отвечал Орлов. Екатерина более не спрашивала, поспешно оделась кой-как и села в карету, в которой приехал Орлов. Орлов сидел на козлах, у дверец ехал другой офицер, Вас. Ил. Бибиков. За пять верст от Петербурга они встретили Григория Орлова и младшего князя Борятинского, который уступил свой экипаж императрице, потому что ее лошади выбились из сил. Она подъехала прямо к казармам Измайловского полка. Здесь начинают бить тревогу, солдаты выбегают, кидаются к императрице, целуют ее руки, ноги, платье, называют ее своею избавительницею. Двое солдат ведут под руки священника с крестом, и начинается присяга. Потом просят императрицу сесть опять в карету; священник с крестом идет впереди, отправляются в Семеновский полк. Семеновцы выходят навстречу с криком «ура!». В сопровождении измайловцев и семеновцев Екатерина поехала в Казанский собор, где была встречена архиепископом Димитрием; начался молебен, на эктениях возглашали самодержавную императрицу Екатерину Алексеевну и наследника великого князя Павла Петровича. Из Казанского собора Екатерина отправилась в новоотстроенный Зимний дворец. Между тем в Преображенском полку, в третьей роте, часу в осьмом увидали скачущего из конной гвардии рейтара, который кричал, чтоб шли к матушке в Зимний каменный дворец (новый). В Измайловском полку был слышен барабанный бой, тревога, и в городе повсюду движение. Солдаты выбежали на плац, прибежали и офицеры, запыхавшись, из них некоторые были совершенно равнодушны, как будто знали о причине тревоги. Так как все офицеры молчали, то солдаты, без всякого от них приказания, заряжая ружья, примчались к полковому двору. На дороге встретился штабс-капитан Нилов, останавливал, но его не послушались и вошли на полковой двор. Тут нашли майора Текутьева: ходил он в задумчивости взад и вперед и не говорил ни слова, его спрашивали, куда прикажет идти, но он ничего не отвечал; рота на несколько минут приостановилась, но увидала, что по Литейной идет гренадерская рота; майор Воейков хотел ее остановить, подъехал верхом с обнаженною шпагою и бранился, гренадеры не слушались; Воейков стал шпагою рубить их по ружьям и шапкам, тогда они крикнули и бросились на него с устремленными штыками, Воейков бросился скакать от них во всю прыть и, боясь, чтоб не захватили его на Симеоновском мосту, повернул направо и въехал в Фонтанку по грудь лошади; тут только гренадеры отстали от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1878 г. состоялась знаменательная и многое предрешившая в последующей жизни Л.М. Чичагова встреча его с великим пастырем Русской Церкви святым праведным Иоанном Кронштадтским, который разрешил почти все нравственные и религиозные вопросы, мучившие молодого офицера, и стал для него непререкаемым духовным авторитетом. Весной следующего года 23-летний поручик Леонид Чичагов вступил в брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Натальей Николаевной Дохтуровой. Казалось бы, что дальнейшая судьба этого блестящего русского аристократа уже предопределена. Но ни успешное продвижение по ступеням военной иерархии (уже в 1882 г. штабс-капитан Л.М. Чичагов был удостоен 10 российских и иностранных орденов), ни благополучно складывающаяся семейная жизнь, ни научная работа по военной теории и медицине (будущий святитель был автором фундаментального двухтомного труда по фитотерапии " Медицинские беседы " ), ничто не могло удовлетворить его ищущей высшего смысла души. 34-х лет Л.М. Чичагов в чине гвардии капитана увольняется в отставку и по благословению святого Иоанна Кронштадтского начинает готовиться к пастырскому служению. 26 февраля 1893 г. в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов будущий святитель был рукоположен в сан дьякона, а через 2 дня в той же церкви – в сан иерея. В 1895 году после тяжелой болезни отошла ко Господу матушка Наталья. На попечении овдовевшего священника остались четыре дочери, старшей из которых было 15, а младшей – 9 лет. Но отец Леонид не стал унывать и отчаиваться: Духовное укрепление и нравственную поддержку он находит, с одной стороны, в общении со своим духовным наставником, святым праведным Иоанном Кронштадтским, с другой – в работе над составлением " Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря " , открывшей ему не только историю одной из замечательнейших монашеских обителей России, но и монашеские подвиги одного из величайших подвижников Православия – преподобного Серафима Саровского. В 1898 году священник Леонид Чичагов был зачислен в число братии Свято-Троице-Сергиевой Лавры. При пострижении в мантию ему нарекли имя " Серафим " .

http://pravoslavie.ru/12111.html

Кто были эти Георгиевские кавалеры России. Рассмотрим только несколько подвигов этих героев. Сразу хотелось бы отметить знаменитого русского летчика Петра Николаевича Нестерова. Родом он из Нижнего Новгорода из семьи офицера-воспитателя кадетского корпуса. Перед войной он окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине и в дальнейшем Нестеров стал одним из самых знаменитых русских летчиков Первой мировой войны. Как сказано в представлении к награде: « В бою 26 августа 1914 года, штабс-капитан Нестеров заметив в воздухе над гор. Жолкиевом неприятельский аэроплан, производивший разведку, по личной инициативе, поднявшись на аппарате, протаранил неприятельский аэроплан, упавший с двумя летчиками около д. Вола-Высоцка, при этом сам погиб славной смертью героя». Высочайшим повелением от 23 апреля 1915 г. Петр Николаевич Нестеров был пожалован орденом Святого Георгия IV степени посмертно. Хорунжий Лейб-гвардии казачьего Его Императорского Величества полка Дмитрий Евгеньевич Боткин, сын Евгения Сергеевича Боткина, лейб-медика Императора Николая II, 3 декабря 1914 г. находился в разведке и попал под сильный перекрестный огонь. Приказав казакам немедленно вернуться в штаб полка, Боткин остался один прикрывать отход подчиненных. Расстреляв все патроны, раненый, он отказался сдаться и был убит. За героизм и смелость, проявленную в этом последнем бою, Дмитрий Евгеньевич Боткин Высочайшим повелением от 29 декабря 1914 г. был награжден орденом Святого Георгия IV степени посмертно. Первым кто заслужил Георгиевский крест IV степени во время Великой войны и ставший сразу знаменитым был приказной (ефрейтор) 3-го Донского казачьего Ермака Тимофеевича полка Козьма Крючков. Встретив с четырьмя рядовыми казаками вражеский разъезд из 22 немецких кавалеристов, он лично убил офицера и нескольких всадников, всего 11 врагов, получив при этом 16 ран. Уже 11 августа 1914 г. он был награжден Георгиевским крестом IV степени. Позднее он стал полным георгиевским кавалером.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

Скончался в 1974 году, в возрасте 74 лет. Братия монастыря оставила о нем очень хорошие воспоминания. С ранней юности до самой смерти он служил Церкви и Богу… Признан «не подлежащим реабилитации» … Увы, мне не удалось найти сведений о послереволюционной судьбе колоритнейшего протодиакона Крестовского, послужившего прообразом «отца Сергия-старшего». Да-да, это вполне реальная личность именно с таким характером, как я и описывал. (Вот он, на фото, во время службы в соборе Семеновского полка, рядом с настоятелем.) Офицер Семеновского полка Юрий Макаров в воспоминаниях «Моя служба в старой гвардии» пишет: «Бесспорно, самой красочной фигурой нашего причта был протодиакон Николай Васильевич Крестовский. Гвардейского роста, с черной бородкой и гривой вьющихся волос, всегда веселый, с громоподобным голосом, он был любимцем полка и всего Введенского прихода. Выпить мог — море, каковое обстоятельство не могло не способствовать его широкой популярности. Он был не только добродушен, но и очень сострадателен и активно добр. Ночлежный дом, столовая и оказание всяческой помощи — находились в непосредственном его ведении, и не бывало церковной службы, чтобы, при выходе, его не ожидало несколько скудно одетых личностей. Приходская голытьба стояла за него горой. Когда его произвели в протодиаконы, он был этим очень горд и на обращение «отец диакон» отзываться перестал. Рассказывали, что какая-то старуха раз после службы долго плелась за ним по церкви, взывая: — Отец диакон! Отец диакон! Тот никакого внимания. Наконец, на пятый раз, Николай Васильевич наклонил голову и бархатной октавой в нижнем «до» пустил: — Прото! — Отец диакон! — Прото… Наконец, старуху осенило: — Отец протодиакон! — То-то! — отозвался он на два тона ниже и остановился…» В Троицком соборе он служил два года, и дальнейшая его судьба мне неизвестна. Хочется верить, что большевики пощадили хотя бы его седины, но… Уж больно горячим был характер этого замечательного хулигана… А вот образ штабс-капитана Касаткина я «составил» из судеб двух людей.

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-pod-z...

В 1419 году жители добились от епископа и графа разрешения на создание выборного органа – Совета земли (впоследствии – Генеральный совет). Главы наиболее влиятельных семей избирали своих представителей в этот орган. Благодаря своему географическому положению и соблюдению нейтралитета, страна смогла в последующие века сохранить независимость. Права графов де Фуа перешли сначала к королям Наварры, затем к королям Франции, а позже – к президенту Французской республики. С испанской стороны сюзеренами Андорры остались Уржельские епископы. В 1793 году французская республика отказалась от сюзеренитета над Андоррой, но император Наполеон в 1806 году восстановил по просьбе андоррцев действие «акта-пареажа». В 1866 году в Андорре была введена конституция, учрежден Генеральный совет, ограничена светская власть епископа. Построенные в начале ХХ века шоссейные дороги соединили страну с Испанией и Францией. Король Андорры Борис Скосырев В 1933–34 годах в Андорре происходят беспорядки (вызваны попытками ограничить избирательные права), получившие название «андоррской революции». В июле 1934 года к власти приходит белоэмигрант штабс-капитан Борис Скосырев, с согласия Генерального совета объявивший себя королем Андорры (подробнее об этом ниже), однако вскоре он был свергнут отрядом испанских гвардейцев, вызванным епископом Уржельским, доставлен в Барселону, осужден и выслан из Испании. В 1944 году германские части и отряд испанской гражданской гвардии вступили в Андорру, но уже в следующем году они были выведены из страны. После проведенного в 1993 году референдума в Андорре вводится новая демократическая конституция, которая упраздняла существовавшую с XIII века феодальную систему власти. Управление Андоррой передается гражданам и представительным органа страны. Князья остаются формальными главами государства с сохранением права вето в вопросах международных отношений и законодательства. Религия: католики – 99,1 %; протестанты – 0,5 %; другие – 0,4 % . Санта Колома (церковь, построенная до IX века). Андорра Православие. Христианизация андоррцев, вероятнее всего произошла при вестготах. В церковном отношении Андорра всегда подчинялась Римскому престолу, и после отпадения в 1054 году Западной Церкви от Православия, соответственно, местная паства также отпала, последовав католичеству. Впрочем, доныне сохранились храмы, построенные еще в те времена, когда андоррцы были едины с Православной Церковью – например, древнейшая в стране церковь в городке Санта-Колома, впервые упомянутая в документах IX века.

http://pravoslavie.ru/3166.html

2 См. в интернете сайт Белоликовых, где приведены родословные Белоликовых, Орнатских и других их сродников: 3 . Матушка о. Философа – Елена Николаевна (р.21.05.1865), дочь Мария Философовна (род. 31.05.1895), в замужестве Балыкова (её супруг – прот. Петр Павлович Балыков, род.1.02.1892 – ?), и сын Александр Философович (род. 21.10.1905) – умерли в блокаду; старшие два сына – мч. Николай Философович (р.4.05.1886, военный врач, после оконч. Мировой войны вернулся домой, занялся частной врачебной практикой и пел в храме в церк. хоре; женат на дочери прот. Иоанна Успенского, полкового священника лейб-гвардии Финляндского полка; имел двух дочерей – Ирину,1917 г.р. и Елену) и мч. Борис Философович (р.30.05.1887, штабс-капитан артиллерии, награжден пятью орденами; после возвращения с фронта жил вместе с родителями, помогая в храме отцу) расстреляны в августе 1918 года вместе с их отцом; третий сын Владимир (р.15.07.1888) по одним данным также был расстрелян вместе с братьями, по другим, – умер в 1939/1940 гг. Годы жизни остальных детей о. Философа Орнатского : Вера (род.13.08.1889–1967), в замужестве Яворская (её супруг – прот. Михаил Семенович Яворский, р.1883–28.09.1937); Лидия (р.15.02.1892–1967), в замужестве Рюмина (её супруг – Константин Рюмин, г. Л-д – Канада); Сергей (р.2.03.1898–1924, г. Лен-д); Елена (р.18.02.1903 – ум. в юности); Константин (р.6.05.1908–1985), топограф, его супруга – Клавдия Иосифовна (г. Лен-град). 4  Иоанн Орнатский в 1892/93–1894гг. – псаломщик Благовещенской церкви в Череповце, а с августа 1894 г. определен псаломщиком в храм Иоанна Богослова в СПб. Леушинское подворье. Через месяц, 25 сент. ст. ст, он посвящен в сан диакона, а на следующий день, в праздник св. ап. и еванг. Иоанна Богослова –– в сан пресвитера. Здесь о. Иоанн Орнатский прослужил десять лет, а потом по ходатайству о. Иоанна Кронштадтского был переведен в Иоанновский монастырь на Карповке: он был первый священник Леушинского подворья и последний священник Иоанновского монастыря, закрытого в 1923 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

В приходе есть предание о бывшем Никольском монастыре и о церкви, бывшей у деревни Савиновщины: ряды камней там напоминают церковный фундамент. Говорят, что здесь когда-то нашли серебряный крест. За Сиженкою на 1/4 версты от погоста, есть «Городище» — холм в 2 версты длины и высотой до 3 сажень. Часть холма, ближайшая к погосту, называется Коломище; тут попадаются камни, в виде плиты. Около деревни Шевцова есть холм в виде стога сена. Попечительство открыто в 1871 году. Председатель его сперва был отставной штабс-капитан гвардии Никита Кондратов Шмит (очевидно, один из владельцев усадьбы Сижно – Б.В.), потом — коллежский советник Яков Андреев Тягунов (владевший небольшой мызой Шапки близ деревни Кушела – Б.В.), ныне — местный священник (Петр Семенов Фортификантов – Б.В.). Попечительством построена в 1883 году новая деревянная сторожка ценою в 87 рублей. В последние три года собрано до 450 рублей и они истрачены на поддержку храма. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии Выпуск Х СПБ. 1885 Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда Из записок крестьянина Ефима Андреева Сижно Погост Сижно, до 1780 года состоял в Псковской епархии, Гдовского уезда, Кушельской губы; ныне находится в северной части Гдовского уезда, в 7-ми верстах от погоста Полей, к востоку, при речке Сиженке и усадьбе, называемой «Малое Сижно». С трех сторон окружен лесом и рощами. Древнейшая церковь Сиженского прихода находилась в 10-ти верстах от настоящей к востоку, близ деревни Савиновщины; она была каменная, складенная из известковой плиты, во имя Воздвиженья креста; разрушена шведами или Литвой; основание ее и кладбище видны доселе. В начале нынешнего века, у деревни Савиновщины, в корнях березы, нашли древний крест, обложенный серебряной позолоченной басмой (позументом), вероятно скрытый туда во время нашествия неприятелей. Местность погоста Сиженского получила свое имя от бывшего, во вре¬мена Иоанна 3-го и Иоанна 4-го, в здешнем краю «Сиженья», т.е.

http://sobory.ru/article/?object=00114

" Тобой вдохновлен этот мир... " На свадьбу дядя невесты, Петр Александрович Черевин, подарил Лидии три тысячи рублей. По его же просьбе Государь Император Александр III пожаловал ей еще десять тысяч рублей. Молодожены поселились на Загородном переулке, в доме 28. Горничной у молодой хозяйки была католичка Анна Федоровна Поушевская. Только два года семейная жизнь для Лидии была радостной. В то время она познакомилась с женой штабс-капитана лейб гвардии Павловского полка Евгенией Антоновной Пасыпкиной, и сразу с ней подружилась. Евгении Антоновне нравились благородные манеры Лидии, ее гостеприимство, стремление содействовать мужу в его трудах и занятиях. Однако супруг Лидии был человеком другого склада: " Характер у него невозможный - раздражительный и придирчивый " , - свидетельствовал близкий его родственник, князь Павел Николаевич Кантакузины жили в собственном доме на Каменном ocmpobe.(V) С ними жила сестра Павла Николаевича, Чернявская, с дочерью Софией. Всеволод бывал у них несколько раз, но затем " прекратил знакомство, т.к. они жили слишком далеко, вечеров не устраивали и не приглашали, а знакомство ограничивалось визитами " Всеволод же любил посещать балы. Е.А. Пасыпкина замечала, что Лидия относилась к мужу с удивительной скромностью и доверчивостью, а получала в ответ лишь грубости. Денежные дела семьи были расстроены, и 6 февраля 1898 года Лидия Васильевна вынуждена была продать за одиннадцать тысяч рублей часть имения, доставшуюся ей в наследство. Деньги она положила на свое имя в банк, где уже хранились пожалованные на свадьбу три тысячи рублей. Помимо денежных затруднений, отношения между супругами осложнялись отсутствием в их семье детей. Сожалея об этом, в апреле 1899 года Всеволод прямо спросил жену: - Не прикроешь ли своим именем могущий появиться на свет плод моей любви к одной молодой девушке, которую надеюсь соблазнить? " (Впоследствии она стала его содержанкой.) - Могу усыновить и двоих твоих детей, - ответила тогда Лидия. И хотя разговор был весьма мирный, через неделю муж крикнул жене: - Убирайся! Лидия Васильевна впервые уехала от Всеволода сначала к свекру, в Ялту, а затем в Херсонскую губернию, в имение кн.

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/08/...

Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о том, что бывший казначей заявил о недоимке денег и представил заемное письмо отставного гвардии штабс-капитана с обязательством в шестимесячный срок заплатить деньги: «Побудить иеромонаха Анастасия, чтобы он, не затрудняя себя и начальство, очистил недоимку деньгами, и потом заемное письмо употребил для себя по своему усмотрению или по крайней мере передачу письма привел в законную точность Между тем имение его (о котором он безстыдно говорит, что оно ему надобно: на что надобна ему электрическая машина или глобус и ландкарты?) удержать под секвестром неослабно. Заслуженное им жалованье и доходы немедленно обратить и обрашать в пополнение недоимки» (Резолюции. Т. 4. С. 67–68. 9206). Резолюция на рапорте учрежденного при Лавре собора о том, что собор рассмотрел представленные бывшим лаврским казначеем, соборным иеромонахом, ведомости о приходе, расходе сумм и обнаружил недостачу: «От иеромонаха Анастасия взять объяснение, в какия времена и по каким случаям забрал он столь значительное количество лаврских сумм» (Резолюции. Т. 4. С. 68–69. 9207). Резолюция на прошении вдовы диакона о выдаче ей и ее дочери пособия из попечительства: «Имеет сына причетника. Оставить сию неискреннюю и незаконную просьбу без действия» (Резолюции. Т. 4. С. 79. 9228). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Осуждать Вас не желаю и за совет: не гневаться – благодарю. Письмо, по случаю которого сие пишете, писал я, сколько себя чувствую, вовсе без гнева, и даже без большаго огорчения; хотел только представить Вам вид дела, и когда заметил, что выражения жестки, тогда же в сем признался. Письмо, на которое теперь отвечаю, мне показалось прискорбным более дела» (Письма преподобному Антонию. С. 198. 237). 11 августа. Совершено освящение внутреннего убранства пещеры Гроба Господня в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, затем отслужена литургия и молебен (MB. 1839. 69. С. 492). 12 августа. Резолюция на консисторской справке с просьбой об избрании дьячка: «Спросить просителя: 1) В церкви ли, как закон велит, происходило избрание? 2) Все ли точно прихожане были согласны?» (Резолюции. Т. 4. С. 46–47. 9153–9154).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010