Этимология слова темна. М. MülIer (Asien und Europa nach altägypt. Denkmalern, 143–147) склонен производить это имя от семитического lason «язык», но заимствованного у сев. семитов в смысле «страна имеющих язык», говорящих понятно. 44 Весьма ценное указание на оживленные сношения в эпоху Среднего Царства Египта с Азией. Имеются в виду, вероятно, подобные же эмигранты. 45 Совершенно такая же фраза в той же редкой изысканной форме влагается в уста пунтийцам при встрече египетской экспедиции царицы Хатшепсут. Возможно школьное влияние нашего текста. 49 В «R» пропущено после «в лицо», вм. «кажется – это воля Божия» было заимствовано из B-224–6: «это было как сон, как если бы житель Дельты увидал себя в Елефантине, обитатель болот – в Нубии». 50 Богиня Мемфиса с львиной головой, супруга Птаха, считалась, особенно в эту эпоху, грозной богиней войны и т. п. Ср. кахунский гимн Сенусерту III: «он натягивает лук, как делает Сахмет» (7), «он – как Сахмет против врагов» и т. п. 51 Начинается похвальная речь царю в стиле и во вкусе эпохи. Можно привести для сравнения и оду Сенусерту III, найденную в Кахуне, и наставления Схотепибра на абидосской стеле и т. п. 52 Ср. у Схотепибра: «Царь есть питание, его уста – умножение; он создатель всего сущего... почитающий его избавится от руки его, но он Сахмет против преступающих его повеления». Он – владыка насыщения и податель питания, ибо он виновник бытия, а также потому, что награждает своих верных слуг и при жизни их, и по смерти. 53 Известно, что XII дин. практиковала соправительство царя с сыном; и поход Сенусерта на ливийцев, с которого начинается наш рассказ, был еще при жизни Аменемхета I 54 Он нападает внезапно. Две последние фразы встречаются, как эпитеты Тутмоса III, в надписи из Вади-Хальфы (Urkunden d. XVIII Dyn., IV, 809). Возможно предположить и здесь литературное влияние нашего текста. 55 «Ра-пидатиу» – неясное по смыслу видоизменение (по Масперо – обобщающее) «Пидатиу» – « лучники» обычное наименование племен, особенно иноземных.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/r...

    + Комментарии Всего комментариев: 5 2019/01/23, 04:49:57 Дай то Бог !!! Это настоящее сито для тех кто хочет стать священником !!! Спасибо очень поучительно!!! 2019/01/22, 16:12:13 " ...Он воспринял мировоззренческую модель православную... А дальше что.. ? " Так не здесь ли и суть проблемы... Сравним с узревшими Христа, с первыми христианами. Было ли возможно такое противоречие ? Воспринял, стало быть ясен и Путь. Да, нужна теперь ладья, парус, весла, попутный ветер и, конечно же, братья-единомышленники. Но - вперед ! Дай Бог доплыть... Какая все-таки сегодняшняя " мировоззренческую модель православия " ? Изжила ли себя в полной мере советская мировоззренческая модель, где не было места Богу, бытие определяло сознание, а пропаганда - умы ? Насколько это наша новая, теперешняя православная модель завладела сердцами, и если да, что это все-таки такое, если не дает ответ на главный вопрос: что делать а дальше что ?! Может, православного мировоззрения в действительности так и нет ? Василий 2019/01/21, 21:50:03 Замечательное выступление. Как жаль, что такое удается услышать крайне редко. Александр 2019/01/21, 10:07:47 Спасибо, отцы дорогие Спасибо!! Какая колоссальная разница.... эта трезвая оценка нынешнего печального состояния с обращением к внутреннему Православию, где есть ответы на все вопросы, и критиканством и уныльством Мещеринова с уходом его поисков к протестантам и Баху... такое облегчение и разрешение противоречий... Спасибо!!! 2019/01/20, 17:36:51 +++Исихазм и Слово Сотериологии+++ " И узрит всякая плоть СПАСЕНИЕ Божие " (Лук.3:6). О Христово Софийное Спасение! Какое Чудное,Нездешнее Учение! Оно нас посвящает в Брачный Крест: В сияющий СемиСловесный Благовест! И направляет в Его дивный Гроб, Где в исихазме расцветает Златокоп! Спасенье миру Златом Неба открывает И обрести его в Любви всем предлагает! Вне Тайны Гроба и Креста Христа Добыть Спасения нельзя! Вот отчего страдает,ищет и мятётся, Безмолствует,томится,не сдаётся Змеёй пленённая Монаршая Душа, В неведении погибая от своего пажа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3011

49-51. Смысл: " Как световой луч дает начало отраженному лучу, напоминающему скитальца, прошедшего полпути и стремящегося вернуться домой... " 57. По его мерилу — то есть применительно к высшей мере его способностей. 68. Главк — рыбак, отведавший чудесной травы и превратившийся в морского бога (Метам., XIII, 898-968). 71. Пример мой — пример Главка. 70-72. Пречеловеченье (Trasumanar) — превращение в нечто большее, чем человек. 73-74. Только тем, что в теле этом всего новей — то есть только душой, которая создается позже всего (Ч., XXV, 67-75). 76-77. Круги, которых вечный ход стремишь, желанный, ты — то есть небесные сферы, вращаемые девятым, кристальным небом, или Перводвигателем, который, в свою очередь, вращается с непостижимой быстротой, потому что, как Данте поясняет в " Пире " (II, каждая его частица жаждет соединиться с каждой из частиц объемлющего его неподвижного Эмпирея. 77-78. Мой дух призвали гармонией — то есть привлекли мое внимание гармоническими созвучиями, производимыми, как учил Платон, вращением небес (Ч., XXX, 93). 79-81. Солнцем загорелись дали... — То, что Данте принял за солнечное сияние, было, очевидно, сферой огня (Ч., IX, 30 и прим.). 92-93. Смысл: " Молния, покинув свой предел, то есть сферу огня (см. прим. 133-134), мчится вниз с меньшей быстротой, чем мчишься ты обратно к нему, то есть к твоему пределу, к небу " . 116. В смертном сердце животных. 118. Лук этот — то есть этот позыв (ст. 114), этот инстинкт. 133-134. И как огонь, из тучи упадая... — В средние века полагали, что молния, то есть огненный пар, зажатый в водяных парах тучи, расширяясь, прорывает их в наиболее слабой их стороне, а именно в той, которая обращена к земле, и потому устремляется вниз, хотя огню свойственно стремиться ввысь, к сфере огня (ср. ст. 115). 16-18. Смысл: " Читателей " Рая " ждет еще большее удивление, чем приплывших в Колхиду аргонавтов, когда они увидели, как их вождь Ясон вспахивает на огнедышащих быках заветное поле, сеет на нем драконьи зубы и одолевает вышедших из-под земли воинов " (Метам., VII, 100-143).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Слыша сие и ты, широкое и пространное чрево имеющий, всего себя возложи на Бога и веру, отрясши всякую мipckyю заботу и ум многопопечительный, и не будь неверен, но верен. 49. Если желаем воистину угодить Богу и блаженнейшей возлюблены быть от Него любовью, представим Богу ум наш нагим, ничего от века сего не влекущим с собою и в себе, ни искусства, ни знания, ни софистического мудрования, хотя бы мы изучили всю премудрость мipckyю. Ибо Бог отвращается от того, кто приступает с самомнительным нравом, упитан тщеславием и надмен. Добро некоторые истолкователи назвали суетное самомнение упитанием себя собою и дмением. 50. Как можем мы преодолеть укоренившийся прежде грех ? Нужно самопринуждение (или насилие делать желаниям воли своей). Ибо говорится: «муж в трудех трудится собою, и изнуждает» (насильно прогоняет) «погибель свою» ( Прит. 16, 26 ), всегда любопрясь возводить помыслы свои, горе к святыне. Насилие насилием разрушать не воспрещено законами (т.е. насилие греха насилием добрых стремлений). Когда вносим самопринуждение к какому-либо доброму тщанию (т.е. сами себя насильно заставляем в дело произвесть доброе стремление), тогда ожидаем прочее имеющую придти к нам с высоты силу, сидя во Иерусалиме ( Лук. 24, 49 ), т.е. в непрестанной пребывая молитве и в прочих добродетелях, пока придет к нам сия сила державная, действующая не как наши немощные усилия, но такая, которой нельзя выразить телесными устами, мощно побеждающая и одолевающая и греховный нрав и злобу бесов, побеждающая и наклонность наших душ к худому, побеждающая и все непотребные движения телесные «Бысть», говорит, «шум с неба, яко носиму дыханию бурну» ( Деян. 3, 2 ), чтоб нудительно изгнать из нас зло, всегда нудительно нас влекущее к худому. 51. «Приседит» враг «в ловитве, яко лев во ограде, своей» ( Пс. 9, 30 ), скрывая для нас сети и мрежи помыслов нечистых и нечестивых, Но и мы, если не спим, можем еще большие и опаснейшие для него поставить сети, тенета и засады. Ибо молитва и псалом, бдение и смиренномудрие, послужение ближним и милость, благодарение и божественных словес слушание – вот засада врагу; и сеть, и яма, и бичи, и тенета, и удавление.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   Чудеса И. Христа были чрезвычайно велики и многочисленны и вообще такие, ихже ин никтоже сотвори (Иоан. XV:24). Здесь Он явит Себя – а) владыкою внешней природы, когда претворил воду в вино (Иоан. II:1 – 11), повелевал ветрам и морю, и они повиновались Ему (Лук. VIII:24; Матф. VIII:23 – 27); шествовал по водам (Матф. XIV:26); немногими хлебами и рыбами напитал однажды пять, в другой раз четыре тысячи мужей, кроме жен и детей (Матф. гл. XIV и XV); б) владыкою природы человеческой, когда одним словом, одним прикосновением своей руки или одежды исцелял всякие болезни (Матф. IX:20 – 23; XIV, 35 и 36; Лук. IV:40); давал зрение слепым (Матф. XX:29 – 34; Марк. X:46 – 52); слух глухим, язык немым (Матф. IX:32 – 35; XII, 22; Лук. XI:14), исцеление прокаженным (Матф. VIII:1 – 5); в) владыкою самой преисподней, когда одним приближением своим к людям, одержимым духами нечистыми, заставлял трепетать последних и одним словом изгонял их из людей вон (Матф. 28 – 34; Лук. VIII:26 – 40); г) владыкою жизни и смерти, когда воскресил сына бедные вдовы Наинские (Лук. VII:11), дщерь Иаира, начальника синагоги (Матф. IX:18 и 19; Лук. VIII:49), и воскресил Лазаря, находившегося во гробе уже четыре дня (Иоан. гл. XI). Ко всему этому надобно присовокупить еще необыкновенные знамения, которые совершены не Самим Спасителем, а ради Спасителя, в разных обстоятельствах Его земной жизни, как-то: а) вдруг после Его крещение, когда, при выходе Его из воды, над Ним разверзлись небеса, явился Дух Святой в виде голубя сходящим на Него, и слышан был с высоты глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. III:16 и 17; Марк. I:10 и 11; Лук. III:21 и 22); б) во время Его преображение на Фаворе пред тремя апостолами, когда просветится лицо Его яко солнце ризы Его быша белы яко свет, когда явились к Нему Моисей и Илия для собеседование, и опять последовал из облака глас: Сей есть Сын Мой возюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте (Матф. XVII:1 – 5); в) однажды в Иерусалиме, в присутствии многочисленного народа, когда, по молитве Господа к Отцу небесному; да прославить Он имя Свое, прииде же с небесе глас и прославь их и паки прославлю (Иоан. XII:28 – 31); г) наконец, во время крестных страданий Искупителя, когда от шестого часа тма бысть по всей земли до часа девятого, и как только предал Он дух Свой в руки Отца небесного, завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижнего и земля потрясеся, и камение распадеся: и гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых воссташа (Матф. 45, 51 и 52). Словом: жизнь нашего Спасителя, которая сама есть чудо в нравственном отношении, исполнена и окружена чудесами со всех сторон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

42. Беседа во время крестного хода, по случаю большой смертности; 43. Беседа на усекновение главы честного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; 44. Беседа в четырнадцатую неделю на притчу от Матфея, призывающую на браки Сына – против говорящих: почему Бог призвал их, если знал, что они нисколько не будут повиноваться Ему делами своими, и почему сделал их достойными наказания; 45. Беседа на рождество Пресвятой Богородицы; 46. Беседа в семнадцатую неделю на Евангелие от Матфея о жене Хананейской: о ничтожестве человека и похвальном смирении; 47. Беседа в день Евангелиста Иоанна: о любви к Богу и ближнему; 48. Беседа на Евангелие от Луки, во вторую неделю из текста: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде ( Лук.6:31 ). – В ней говорится и против ростовщиков; 49. Беседа на Евангелие от Луки, в четвертую неделю, из текста: изыде сеяй сеяти Семене своего ( Лук.8:5 ); 50. Беседа на Евангелие от Луки пятой недели из текста: человек некий бы богат и облачашеся в порфиру и виссон ( Лук. 16:19 ), о том, кто из богатых и бедных будет спасен; 51. Беседа на Евангелие от Луки шестой недели, которое начинается: изшедшу Ему (Иисусу) на землю, срете Его муж некий от града и проч. ( Лук.8:27 ); 52. Беседа о том, что частая беседа с Богом в молитве и псалмопении есть утверждение и безопасность во всяком благе, и отвращение и освобождение от всякого зла и нечестия. 53. Две беседы на вход во Святая Святых и о проведении там жизни Пресв. Богородицы и Преснодевы Марии; 54. Беседа о таинствах; 55. Беседа о наградах, уготованных добродетельным и наказаниях – порочным; 56. Беседа в неделю Праотец против неслушающих поучений; 57. Беседа в неделю перед Рождеством Христовым, или св. Отец: о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и в девстве родившей Его Пресв. Девы Марии; 58. Беседа на Рождество Христово; 59. Беседа о покаянии; 60. Беседа в праздник Светов – о таинстве крещенния Христова; 61. Беседа о исцелении десяти прокаженных и о мире с Богом и с ближними;

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Глава 5. Священство в церкви вечно и неодоленно Беспрерывность существования епископов служит лучшим доказательством вечного пребывания их в созданной Христом церкви, о чём в писании сказано. «Прилежи ему, сказал Христос гостиннику: и еже аще прииждивеши, Аз, егда возвращуся, воздам ти». 46 ( Лук. 10:35 ). Он же говорит: «Куплю дейте, дóндеже прииду» 47 ( Лук. 19:13 ). Ещё Христос же говорит; «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века 48 (Мф. 28:20). «Аз бо вем сие, говорит ап. Павел, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящие стада и от вас самех востанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе». ( Деян. 20:29–30 ) 49 . «И той дал есть овы же... пастыри и учители... дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» 50 ( Еф. 4:11, 13 ). «Ангелу Филадельфийские церкве напиши... Яко соблюл еси слово терпения, читаем в апокалипсисе, и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущыя на земли 51 ( Апок. 3:7, 10 ); «Павел и Тимофей, раби Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущым в Филиппех, с епископы и диаконы... Надеявся на сие истое, яко начный дело благо в вас совершит е даже до дне Иисус Христова». 52 (Филип, гл. I, ст. 1, 5). «Она ( церковь ) во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением писаний», 53 говорит св. Ириней Лион. (кн. IV, гл. 33, стр. 409, читай выше). «Никогда не обольстит он (диавол) церкви, говорит Августин, предназначенной и избранной до создания мира, о которой сказано: «позна Господь сущыя своя». ( 2Тим. 2:19 ). И, однако же, церковь эта будет здесь и в то время, когда получит свободу диавол ( Апок. 20:3 ), как была здесь со времени своего учреждения и будет всё время в тех членах своих, которые, рождаясь, заступают место умирающих», (т. VI, кн. 20, гл. 8, стр. 196–7; – ещё его см. выше) – «Апостол говорит, что священство аароново, т. е. народа иудейского, говорит Иероним, имело и начало и конец, а священство Мелхиседеково, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Вернувшись в Капернаум, Иисус исцелил женщину, страдавшую кровотечением, и воскресил 12-летнюю девочку ( Марк. 5:21–43 ). Совершается ли подобное в союзе с сатаной? Большинство людей не приняли такое объяснение. Восторг продолжался, поскольку ничего похожего ранее в Израиле не видели ( Матф. 9:27–33 ). 6. ОТВЕРЖЕНИЕ В НАЗАРЕТЕ, Марка 6 Иисус был вторично отвергнут в Назарете. Видя людей как овец без пастыря. Он послал 12 Апостолов проповедовать и исцелять тёмно-красные стрелки от Назарета). Затем Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя ( Матф. 4:12; 14:1–13 ). Смерть Иоанна была предвестием смерти Самого Иисуса, и Он стал завершать Своё публичное служение в Галилее ( Матф. 17:12–13 ). Насыщение пяти тысяч и хождение по воде Иисус удалился с учениками в пустынное место на восток от моря Галилейского близ Вифсаиды ( Лук. 9:10 ). Но толпы пошли за Ним. Вероятно, Иисус пошёл дальше на юго-восток, мимо Вифсаиды. Здесь незадолго до Пасхи ( Иоан. 6:1–4 ) Он чудесным образом накормил более 5 тысяч человек. Люди хотели сделать Иисуса царём ( Иоан. 6:14–15 ); однако чудо означало то, что Его смерть даст жизнь другим ( Иоан. 6:33, 50–51 ). Отправив учеников в сторону Вифсаиды, Иисус отпустил народ и пришёл к ним по морю, идя ночью по воде (белая стрелка). Тесная связь насыщения 5000 с хождением по воде предполагает взаимосвязь значения. Насыщение 5000 было символом смерти Иисуса; хождение по воде – прообразом Его воскресения ( Марк. 6:49–50 ; Лук. 24:37–38 ). Проповедь в синагоге Капернаума, Иоанна 6:22–71 На следующий день Иисус прибыл в Капернаум, где сказал в синагоге проповедь, объяснив насыщение пяти тысяч. Учение о необходимости смерти одного человека за всех даже для учеников было трудно приемлемым. Но Пётр знал, что больше им идти не к кому. Эта проповедь завершила полуторагодичное публичное служение Иисуса в Галилее. Последующие 6 месяцев Он наедине говорил Двенадцати о Своей грядущей смерти и воскресении. Личное служение Иисуса в Галилее 31 по Рождестве Христове Личное служение Иисуса в Галилее длилось около шести месяцев – первую половину последнего года Его жизни на земле. Оно пришлось на летний период между Пасхой и праздником Кущей ( Иоан. 6–7 ). Все шесть месяцев Иисус искал уединения, чтобы объяснить ученикам, что Он пострадает, умрёт и воскреснет из мёртвых. В это время Иисус дважды ходил с учениками в северные, преимущественно языческие регионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

26. «Линяющий» — доб. в синод. перев. В 16 ст. пророк обращается к Иерусалиму и всему Иудейскому царству и велит ему носить знаки траура о пленении Иудеев. 27. Греч. κπους — слав. труды, т. е. причинение насилий людям. 28. Молитвенно. 29. А согнувшись от тяжких страданий. 30. Греч. πονηρς — слав. зло, т. е. под видом мира и блогополучия заключает страдания и несчастия; см. примеч. к Ам. 5:13. 31. Греч. το ποστρψαι — еже отвратитися. 32. Врагами между собою. 33. Как было при Иисусе Навине. Нав. 14:1-4; 18, 6. 34. Греч. ρθο πεπρενται — правии ходиша, исполнители закона Господня так ли поступали, как современные Иудеи? 35. Господу. 36. Вражда против Бога нарушала мир и блогополучие Еврейского народа. 37. Враги лишили Евреев необходимой защиты и подвергли их полному раззорению и беззащитности. 38. Т. е. уходите в плен в горы, издревле созданные Богом, каковы Вавилонския, Араратския, Мидийския. Феодорит, Кирилл Алекс., Феофилакт. 39. Собственные грехи изгнали вас из Палестины. Феодорит. Пр. 28, 1. 40. «Дух лжи, прорицающий в лживых пророках, искапал тебе лживые предречения, коими упоил тебя» (срав. Ис. 28:7-10; 29, 9—11). Феодорит. 41. Греч. συν πασιν со всеми, т. е. в лице всех своих членов. 42. Греч. ξαλονται — слав. изскочат, т. е. быстро и со страхом разбегутся, как испуганные овцы. Феодорит. 43. Слав. взыди соотв. ναβηθι — лук. и исих. спп., компл. и альд. изд., у Иеронима: ascende, а в алекс., ват. и др. нет. 44. По изъяснению Ефрема Сирина, Кирилла Алекс., Иеронима и Феодорита, здесь заключается пророчество о падении Иерусалима и пленении Седекии (ср. Иер. 39:1-5). 45. «Чтобы взять царя (Седекию) и предать его гонителям». Ефрем Сирин. 46. Господь. Иероним. 47. «Лишали бедных всего достояния». Феодорит. 48. Слав. костей соотв. στως в алекс. и XII, 26, 49, 106, 153, 198, 233, в др. нет. 49. Греч. οτος — слав. тако, т. е. таким образом, на основании всего сказанного. 50. Т. е. богатые и знатные грешили против бедных. 51. Т. е. лжепророков. 52. В синод. переводе вместо.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Структурно молитва состоит из возгласа радости с последующими перечислениями благодеяний, за которые Мария благодарит Господа. После краткой хвалы Богу за свою избранность, она говорит обо всем, что Господь сделал для ее народа (посрамление сильных и возвеличивание кротких), исполняя Свои древнейшие обетования. В стихах 51–54 употреблено прошедшее время в ознаменование того, что миру вот–вот явится Мессия, чтобы через Него Господь послал спасение Своим детям. В какой–то мере молитву Марии можно воспринимать как метафорическое описание миссии, предстоящей Иисусу. Примечания. 41 Ничего не сказано о том, что два еще нерожденных ребенка впоследствии встретятся друг с другом. Позднее Иоанн не сразу узнает Мессию ( Ин. 1:31 ; Лук. 7:19 ), в дальнейшем повествовании нет никакого намека на то, что они были родственниками. 46 В некоторых рукописях в качестве автора песни указана Елисавета, а не Мария, и существует мнение, что выраженные здесь чувства подходят ей в большей степени. Однако подавляющее большинство свидетельств говорит в пользу того, что хвалу возносила именно Мария, тем более что после слов Елисаветы в стихах 42–45 ответ Марии является уместным и необходимым завершением сцены (ср.: ст. 38). 48 Смирение Марии проявляется в том, что она чувствовала себя недостойной оказанной ей Господом чести. Слова смиренный и алчущий (53) часто употребляются применительно к набожным людям, однако не исключено, что так же называли в Израиле малоимущих и бесправных людей. Мессия благовествовал для них, говоря о пришествии Царства Божьего и одновременно обличая надменных (51) и богатых (53), которые за свою неправедность оказались недостойными Царства. 49 Святость Господа проявляется в том, что Он совершает действия, спасительные для Его народа (как в Пс. 110:9 ). 1:57–80 Рождение Иоанна Соседи и родственники Елисаветы радовались вместе с нею: она наконец–то родила, хотя долгое время считалась бесплодной. По иудейскому закону на восьмой день полагалось совершать над младенцами мужского пола обряд обрезания, что символизировало посвящение ребенка Богу ( Лев. 12:3 ). Наречение имени при обрезании необычно, поскольку, как правило, это происходило сразу после рождения. Однако это давало удобный поводдля публичной церемонии, во время которой присутствующие были удивлены, что ребенка назвали не по обычаю, в честь отца, но Иоанном. И все изумились еще больше, когда онемевший ранее отец подтвердил согласие на это имя. (Маловероятно, что это согласие было дано сверхъестественным образом. Скорее всего, он заранее согласовал имя с Елисаветой, написав его на дощечке.) Сразу после этого Захарйя обрел дар речи и восславил Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010