249. Слав. коемуждо из них соотв. καστον τν ζων — в компл., 51, 237, а в большинстве: ν, в ват., text. recept. и мн. др. нет всего 14-го ст., в alex. char. min. и у Фильда есть. 250. Του νς — слав. единому, в рус. син. первое, этим уклонением сообразным с контекстом и допускаемым всеми переводчиками, пользуемся во всем стихе. 251. Во всех гр. спп. добавл. πρσωπον, по слав. нет. 252. Τοτο τ ζον, т. е. каждое животное имело вид херувима, рус. синод. таковы. 253. Т. е. неопределенно названныя в 1 и 3 глл. „животными“ существа духовныя теперь точнее называет пророк херувимами. 254. Слав. их нет соотв. в греч., лат. и евр. т., следовало бы оскобить. 255. Οκ πστρεφον — необращахуся, пользуемся рус. синод. пер. 256. Ατ — херувимы. 257. О духе жизни см. прим. к 1, 12. 258. Слав. к востоку соотв. κατ’ νατολς — в 88 и 238, в вульг. orientalis и в евр., а в др. κατναντι — напротив. 259. См. прим. к 15 ст. 260. ποκατω — слав. под, пользуемся рус. синод. пер. 261. Слав. четыри соотв. τσσαρες — в XII, 49, 86, 88, 90, 91, 228, компл. и альд., а в алекс., ват., text. recept. и в др. κτ — 8. 262. Букв. и подобие лиц их. 263. Был и теперь, т. е. лице человека, орла, тельца и льва, а равно и устройство и положение их, описанныя в 1, 10. 264. καστον, т. е. τ ζον, а сл. херувим по гр., в ед. ч. употребл. в мужск. роде: χεροβ — 1 ст. 265. Этою поговоркою выражалась насмешка над пророчествами о скором падении Иерусалима. 266. Οτως — букв. так, т. е. действительно Иерусалим подобно котлу наполнен мясом избитых людей (ср. 6 – 7 ст.). 267. Толковники разумеют избиения, совершавшияся Иудейскими правителями и судьями посредством кровавого суда и расправы над слабыми и беззащитными бедняками. Ср. 7, 23. 22, 2 – 3. 24, 6 – 11. 43, 7. 268. 11 – 12 стт. во многих спп. (ват., text. recept., син. и др.) нет, в alex. char. min. у Фильда, в компл. и лук. спп. есть. 269. Слав. мужи плена твоего. 270. Скончася, т. е. погибли политически, как самостоятельное Иудейское, бывшее до плена, царство, но не погибли духовно и теократически (16 – 17 стт.).

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

24 «Надобно мне знать, какой ответ дать желающим дознать от меня это» (Феод.), т. е. смысл пророчества о Халдеях, возвещенного в 1-й главе. 25 Греч. πυξ ον – доска буковая, на которой писали важные памятники; в синод. переводе: скрижали. 28 Греч. ρχ μενος – Иероним и Феодорит относили к видению: оно исполнится и не замедлит, но можно и к халд. народу: он придет. 41 Слав. в мори нет соотв. в алекс, ват., text. rec., но во многих лук. и иных спп. 22, 36, 42, 70, 86 и др., 6 код. Сергия, компл., у Злат., в моск. и у Феодорита есть: φαλσσας, φαλσσης, альд. π φαλσσης. 43 Греч. νατροπ – слав. развращением, букв. перевернутым, тем, что остается на дне бутылки, по нашему: подонками. 44 Греч. τ σπ λαια – слав. пещерам, т. е. срамныя, тщательно покрываемыя, части тела. Schleusner. I. c. 5, 82 p. 49 Т. е. вера в языческих богов – пустая мечта, а идолы лишь мертвые куски дерева или камня, обложенные золотом или серебром. 50 По греч. δ – по слав. напрасно опущено, вполне уместно противоположение храма Божия языческим капищам, существует и в евр. и в вульг. autem. 51 Толковники во второй главе, 5–20 стт., видят пророчество о Халдеях и их погибели. Knabenbauer. 1. с. 2, 77–90 р.р. Читать далее Источник: Книги XII малых пророков в русском переводе с греческого текста LXX, с введением и примечаниями. П. Юнгеров . - Казань: Центральная типография, 1913. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

48 . К той же. Я не скорблю на тебя, а сожалею о твоих скорбях и о твоем устроении, которое ты, кажется, плохо понимаешь. Выражение твое: «я не сотворена двоякою», – к чему относится? Однако ты считаешь это «главною и непростительною твоею виною». Почему же вина – когда ты, по твоим словам, сотворена так? Это очень опасно и греховно. Я не имею права входить в подробности действий ваших и причиняемых тебе скорбей, ибо не сделаю тебе сим никакой помощи, а что нахожу нужным к твоей пользе, то должен сказать. Есть в Писании: судьбы Господни по всей земли ( Пс.104:7 ), а ведь мы находимся под промыслом Божиим. Если и влас главы нашей не погибнет без воли Божией ( Лук.21:18 ), и птица не падет без оной ( Мф.10:29 ), то и все случающееся с нами без сомнения устраивается премудрым промыслом Божиим. Бог сего смиряет, а сего возвышает, убожит и обогатит, мертвит и живит ( 1Цар.2:6–7 ). И кто может противиться Его воле и промыслу? Св. Апостол Павел, при всей его премудрости и святости, воскликнул: «о глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яко неиспытаны судьбы Его и неисследовани пути Его. Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть ( Рим.11:33–31 ). Что же мы скажем о себе? Не должны ли мы все скорбное и невольное, случающиеся с нами, относить к промыслу Божию, пекущемуся о нашем спасении? И если бы мы так принимали оное, обвиняя себя и считая себя достойными не только таковых, но и больших скорбей, то скоро избавились бы от них и успокоились бы, а если в скорбях ожесточаемся, и ропщем, и обвиняем других, то еще более умножаем и отягощаем себе оные. Это не мои слова, а св. Исаака Сирина , в 51-м сл. написанные. Скорби попускает на нас Бог, а люди оскорбляющие нас, суть только орудия Его промысла; но мы оставляем Бога и виним людей, и по слову св. аввы Дорофея , «песие страждем.» На собаку если кто бросит камень, то она оставляет бросившего, и грызет камень. Вникни в твое положение и устроение. Ты скорбишь и ропщешь, полагаешь виновными других, а не относишь всего этого к Богу, попускающему так быть, к твоей пользе и к излечению душевного твоего устроения. Ведь Сын Божий пролил кровь Свою за спасение всех нас, и за тебя. Он дорогою ценой искупил нас от греховного плена и смерти, и ищет нашего спасения! Посылает скорби, чтобы мы ими исцелились и очистились от грехов и страстей. Итак, советую тебе переменить свои мысли, согласно со св. Писанием и заповедями Божиими. Сознавай свою греховность в гордости и нетерпении, и смирись под крепкую руку Божию, никого не обвиняя кроме себя: тогда и увидишь помощь Божию: как Бог тебя успокоит и расположит к тебе сердца противящихся тебе. Лучше сего я не могу тебе посоветовать и остаюсь, желатель твоего здравия и спасения. Многогрешный И.М. 14 октября 1855 года. 49

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Песнь Богородицы временами почти дословно повторяет песнь, которую воспела св. Анна в благодарность Богу о рождении сына — пророка Самуила (приводим большую ее часть): 1 Цар. 2, 1-10 Лк. 1, 46-55 1 И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. 46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 2 Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 3 Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 4 Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; 49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 5 сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. 50 и милость Его в роды родов к боящимся Его; 6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; 51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 7 Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего... 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Другой, не менее ветхозаветный пример — песнь Захарии (Лк. 1, 68-79). Начало: 68 Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, 69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, 70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, 71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас... Косвенно показательно здесь одно обстоятельство из области православной литургики. Как известно, все прокимны представляют собой короткую строчку из того или иного ветхозаветного псалма. Исключение составляют два — взятые из песней Богородицы и Захарии, как близко соответствующие стилистике псалмов:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? 33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; 34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; 35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук. 36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня. 37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои. 38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их; 39 поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои, 40 ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня; 41 Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня: 42 они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, - но Он не внемлет им; 43 я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их. 44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; 46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих. 47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего, 48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы, 49 и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня. 50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему, 51 величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки. Псалом 18 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. 3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. 4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. 5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, 6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: 7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/466/...

33 Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь; 34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах поставляет меня; 35 научает руки мои брани и мышцы мои напрягает, как медный лук. 36 Ты даешь мне щит спасения Твоего, и милость Твоя возвеличивает меня. 37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои. 38 Я гоняюсь за врагами моими и истребляю их, и не возвращаюсь, доколе не уничтожу их; 39 и истребляю их и поражаю их, и не встают и падают под ноги мои. 40 Ты препоясываешь меня силою для войны и низлагаешь предо мною восстающих на меня; 41 Ты обращаешь ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня. 42 Они взывают, но нет спасающего,- ко Господу, но Он не внемлет им. 43 Я рассеваю их, как прах земной, как грязь уличную мну их и топчу их. 44 Ты избавил меня от мятежа народа моего; Ты сохранил меня, чтоб быть мне главою над иноплеменниками; народ, которого я не знал, служит мне. 45 Иноплеменники ласкательствуют предо мною; по слуху обо мне повинуются мне. 46 Иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих. 47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего, 48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы 49 и избавляющий меня от врагов моих! Над восстающими против меня Ты возвысил меня; от человека жестокого Ты избавил меня. 50 За то я буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему, 51 величественно спасающий царя Своего и творящий милость помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки!   23   1 Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: 2 Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. 3 Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. 4 И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, 5 не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/452/...

И услышали слова, которые говорил Давид, и пересказали Саулу, и тот призвал его» (31). «И сказал Давид Саулу: пусть никто не упадает духом из-за него: раб твой пойдет и сразится с этим филистимлянином» (32). Далее в ст. 33–48 передается разговор Саула с Давидом и выступление последнего на единоборца Голиафа. «И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень и бросил из пращи, и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю (49). Так одолел Давид филистимлянина пращею и камнем, и поразил филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида (50). Тогда Давид подбежал и наступил на филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его. Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали» (51). Израильтяне преследовали филистимлян; а Давид, взяв голову Голиафа, отнес ее в Иерусалим, а оружие его положил в шатре своем (52–54). «Когда Саул увидел Давида, выходившего против филистимлянина, то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир, чей сын этот юноша? Авенир сказал: да живет душа твоя, царь, я этого не знаю (55). И сказал царь: так спроси, чей сын этот юноша? (56). Когда же возвращался после поражения филистимлянина; то Авенир взял его и привел к Саулу, и голова филистимлянина была в руке его (57). И спросил его Саул: чей ты сын, юноша? И отвечал Давид: сын раба твоего, Иессея из Вифлеема (58). Когда кончил (Давид) разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу (18:1). И взял его Саул в тот день, и не позволил ему возвратиться в дом отца его (2). Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его как свою душу (3). И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои и меч свой и лук свой и пояс свой (4). И Давид действовал благоразумно везде, куда ни посылал его Саул, и сделал его Саул начальником над военными людьми, и это нравилось всему народу и слугам Сауловым (5). Когда они шли, при возвращении Давида с победы над филистимлянином, выходили навстречу Саулу царю (LXX: Давиду) женщины из всех городов израильских с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Иер. 51 :46. Да не ослабевает 1283 сердце ваше и не бойтесь слуха, который будет слышен по земле: и придет в (один) год слух, и чрез год слух, и скорбь, и неправда на земле, и властелин на властелина (возстанет) 1284 . Иер. 51 :47. Посему, вот наступают дни 1285 , и Я посещу идолов Вавилона, и вся земля его будет посрамлена, и все пораженные его падут среди него. Иер. 51 :48. И восторжествуют над Вавилоном небеса и земля и все, что на них, ибо с севера придут опустошители на него, говорит Господь. Иер. 51 :49. И как Вавилон повергал пораженных 1286 Израильтян, так в Вавилоне падут пораженные всей земли. Иер. 51 :50. Избегшие меча 1287 , уходите, не стойте, а находящиеся далеко вспомните о Господе, и Иерусалим да взойдет на сердце ваше. Иер. 51 :51. Нам было стыдно, ибо мы слышали ругательство над нами, безчестие покрыло лице наше, ибо чужие вошли во святыню нашу, в дом Господень. Иер. 51 :52. Посему, вот наступают дни, говорит Господь, и Я посещу идолов его, и на всей земле его падут пораженные. Иер. 51 :53. Хотя бы Вавилон взошел на небо 1288 и на высоте утвердил-бы крепость свою, но придут от Меня опустошители его, говорит Господь. Иер. 51 :54. Голос вопля в Вавилоне и великое разрушение в земле Халдейской. Иер. 51 :55. Ибо разрушил Господь Вавилон и прекратил в нем горделивый и шумный, как большия воды, голос, заставил умолкнуть 1289 голос его. Иер. 51 :56. Ибо пришел в Вавилон хищник 1290 , взяты ратоборцы его, опустился 1291 лук их, ибо Бог воздает им. Иер. 51 :57. Господь воздаст ему воздаяние и напоит (до пьяна) князей его, и мудрецов его, и военачальников его, и воинов его 1292 , и сильных его, и уснут сном вечным, и не пробудятся, говорит Царь, Господь Вседержитель — имя Его. Иер. 51 :58. Так говорит Господь Вседержитель 1293 : широчайшая 1294 стена Вавилонская будет глубоко подкопана, и высокия ворота его будут огнем сожжены, и, будут трудиться люди напрасно 1295 и народы в начале 1296 погибнут. Иер. 51 :59. Слово, которое заповедал Господь Иеремии пророку передать Сарею, сыну Нирия, сына Маассеи, когда он пошел от Седекии, царя Иудейского, в Вавилон, в четвертом году царствования его, а Сарей был начальником над (посольством с) дарами.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Слыша в приветствии Елисаветы повторение Архангельского благовестия Ей, Мария отсюда узнает, что Елисавете свыше открыто о Ее Благовещении. Обрадованная и возвышенная душа Пренепорочной спешит ответом, выраженным Ей в словах многознаменательной песни, и ныне поемой на всенощном бдении перед 9–й песней канона. «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» ( Лук. 1:46,50 ). Эта величественная песнь Приснодевы, по характеру подобная песни Анны, Матери Самуила ( 1Цар. 2:1 и след.), Моисея и Мариамны ( Исх. 15:1 и след.), пророчицы Девворы ( Суд. 5:1 и след.) и Давида ( 2Цар. 22 и след.; псал. 113 и 126), прославляет Божью милость (ст. 48, 50, 54), всемогущество (ст. 49, 51), святость (49, 51, 54), правду (52, 53) и, в особенности, верность Бога Иеговы завету Своему (54, 55) 37 . Мария, смиреннейшая из всех жен, видит во всем происходящем с ней только одну милость Божию, а посему и величания, предпосланные Ей Елисаветой, относит всецело к величию и всемогуществу Божию. И, вдохновленная свыше, отвечает на приветствие Елисаветы высоко знаменательной песнью. «Дух Святый, Которому предалась Она в восторге молитвы, замечает Учитель Церкви, просветил в сие время Ее ум подвигнув Ее уста, и Она изрекла то, что предопределил о Ней Бог» 38 . Но и мало того, Она, движимая благодатью Святого Духа, действующего в Ней, кратко, но ясно в своей ответной речи к Елисавете – священной песни изображает всю ветхозаветную историю народа Божия, вспоминая все важные исторические события, постепенно предуготовлявшие народ к принятию Мессии. Продолжая далее свою высокую по содержанию песнь, Мария, восхваляя всепромышляющее правосудие Божие, говорит Елисавете: «Явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а боготящихся отпустил ни с чем ( Лук. 1:51–53 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» ( Луки 21; 31 ). Посему верные должны бодрствовать ( Лук. 21; 36 ), а нечестивые, как во дни Ноя, будут, продолжать грешную и порочную жизнь ( Мф. 24; 37–39 ); кроме того, появилось уже много ругателей, глумящихся над учением о скором втором пришествии ( 2Петр. 3; 3–4 . Иуд. 17, 18 ), и ныне даже пастыри и миссионеры на публичных беседах говорят народу: «мир и безопасность!» ( Мф. 24; 48–51 . 1Фес. 5; 3 ). Но пришествие Христово совершится внезапно, как тать является ночью ( 1Фес. 5; 2 ). Явление Христа Спасителя будет личным ( Деян. 1; 9–11 ). «Сам Господь при возвращении, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде ( 1Фес. 4; 16 ). Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках на воздух, в сретение Господу, и таким образом всегда с Господом будем» (ст. 17). Во время второго пришествия Христова земля будет опустошена (Иса. 13; 9. 34; 1–15. Иер. 4; 20, 27. 25; 32–38 . Соф. 1; 2, 3, 7, 18. 3; 6–8 ), а нечестивые заключены будут в ров и после многих дней будут истреблены ( 2Фес. 1; 7–10. 2; 7–8 . Мф. 13; 24–30, 37–49 . Лук. 17; 28–30 . Откр. 19; 11–18, 21 ). После этого сатана будет связан и низвержен в бездну и над ним положена будет печать на 1000 лет ( Откр. 20; 1–3 ), а святым (адвентистам) будут даны престолы и они будут со Христом царствовать на небе тысячу лет. По прошествии тысячи лет, сатана будет освобожден ( Откр. 20; 7 ), а нечестивые воскреснут ( Откр. 20; 5 ), и он станет обольщать народы, совершая великие знамения и побуждая людей на брань со святым городом, который сойдёт с неба одновременно с воскресением нечестивых ( Откр. 21; 2–3 ). И вот, когда они окружат святой город, Христос убьет антихриста духом уст Своих. ( 2Фес. 3; 8 ) и ввергнет его в горящее озеро ( Откр. 20; 10 ): земля и все, что на ней, сгорит ( 2Петр. 3; 13 ); нечестивых Господь истребит небесным огнем навсегда, уничтожив их тела и души ( Откр. 20; 9 ), и воцарится навеки со святыми (адвентистами), и царству Его не будет конца ( Дан. 7; 27 . Иса. 6о; 21. Мф. 5; 5 . Откр. 21; 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010