Три тарелки окрошки для посла – Наличие большого количества супов – тоже отличительная черта русской кухни? – Да, тоже. Попробуйте какого-нибудь иностранца накормить окрошкой. У меня однажды был потрясающий случай, когда посол Аргентины в России съел сразу три порции окрошки, которую я приготовил. Для них это какая-то полная экзотика, впрочем, как и студень. Это те блюда, к которым с детства нужна привычка, как квас. Кстати, финны с удовольствием пьют ржаной квас и готовят его, но окрошки не готовят. В квасе запекали мясо, мариновали дичину. И никакого сахара в квасе! Так что кроме рассольных у нас есть еще и квасные блюда. Это те же окрошки, ботвиньи, тюри. В квасе запекали мясо, мариновали дичину. Причем ржаной квас – это не тот квас, который у нас сейчас. Мы уже потеряли полное представление, какой он, настоящий русский квас. В нем и в помине не должно быть сахара. Ну какой сахар в квасе? У моей родной бабушки в летний период постоянно был квас в доме. Когда он заканчивался, она быстренько заваривала, разбавляла водой, и дальше шло брожение на старых дрожжах. Какой там сахар? Тем более что 200 лет назад сахар был дорогой. Русская окрошка тоже не была сладкой. 100 лет назад никому бы в голову не пришло делать окрошку на сладком квасе. А сейчас у нас любой напиток надо превратить в пепси-колу. Вот мы и отвыкли. Попробуйте молодых напоить несладким квасом. Квас – это дрожжевое брожение, хлебное, как мы бы сейчас сказали. В поваренных книгах сахар в квасе появляется только в конце XIX века. Кстати, первая книга, изданная о традиционных русских напитках, вышла за 11 лет до первой поваренной – в 70-х годах XVIII века, и называлась она «Старинный русский квасовар, пивовар, винодел, уксусник и погребщик». Там очень много рецептов кваса и пива, и никакого сахара в помине. Я еще застал то время, когда в мае переходили от щей к окрошке. До этого каждый день щи, потом тепло настало, появилась зелень, укропчик, лук – всё, переходим на окрошку и всё лето ее едим. Потом снова перешли к щам. Притом щи разные: из свежей капусты, из квашеной, крошево (т.н. серые щи), зелёные щи, репные щи и т.д. Не говоря уже о том, что они могли быть на мясе, на головизне, на снетках или постные щи, или на грибах – так называемые валаамские. Но летом это была окрошка, опять же разная: мясная, постная. В Успенский пост готовили строго постную, а в Петров – могли и рыбную окрошку. Кстати, в одном из первых изданий «Larousse gastronomique» 60-х годов ХХ века, известном французском кулинарном справочнике, была сводка сведений по русской кухне. Там было написано, что в России есть очень популярное блюдо «окрошка», которое представляет собой смесь из лука, огурца и чего-то еще, залитого смесью… пива и водки (!).

http://pravoslavie.ru/113902.html

4. Теперь разсмотрим и то, что монах и что царь доставляет подданным: этот - золото, а тот - благодать Духа, этот избавляет от бедности, если он добр, а тот молитвами освобождает души, одержимыя демонами. И если кому либо случится подвергнуться таким несчастиям, то он проходит мимо царя, как бы бездушнаго предмета, и поспешает в жилище монахов, как бы избегая волка и прибегая к зверолову, имеющему меч в руке; ибо что для зверолова меч, то для монашествующаго молитва. Подлинно, не так страшен для волков меч, как для демонов - молитвы праведников. Посему не только мы в нуждах прибегаем к святым монахам, но и сами цари прибегают к ним в опасных обстоятельствах, как бедные во время голода - к жилищам богатых. Ахав, царь иудейский во время голода и недостатка хлеба не полагал ли надежду спасения в молитвах Илии (3 Цар. XVII)? Езекия, имевший такую же власть и державу, находясь в болезни и ожидании кончины, видя наступающую смерть, не прибег ли к пророку, как сильнейшему смерти и подателю жизни (4 Цар. XX)? Также, когда разразилась война и Палестина была в опасности разориться до самаго основания, то цари иудейские, распустив войско, и пеших воинов, и стрельцов, и всадников, и военачальников и полководцев, прибегли к молитвам Елисея, так как думали, что служитель Божий заменит для них многия тысячи воинов (4 Цар, III). Точно также и царь Езекия, когда наступила персидская война, и город с величайшею опасностию колебался до самаго основания, и находившиеся на стене дрожали, страшились и трепетали как бы в ожидании грома или всеколеблющаго землетрясения, противопоставил молитвы Исаии многим тысячам персов, и не обманулся в надежде (4 Цар. XIX); ибо, как только пророк поднял руки к небу, Бог небесными стрелами прекратил персидскую войну, внушая царям почитать служителей Его общими спасителями земли, дабы они научились, принимая от праведников увещания ко всякому доброму и человеколюбивому делу, уважать эти советы и следовать благим внушениям. И не из этого только можно видеть различие того и другого, но, если случится тому и другому пасть, лишиться одному добродетели, а другому царства, то первый легко может придти в себя и скоро, очистив грехи молитвою и слезами, скорбию и попечением о бедных, опять удобно достигнуть прежней высоты; а ниспавший царь будет нуждаться во многих союзниках, многих воинах и всадниках, и конях и деньгах, (пребывая в) опасностях; последний всецело полагает надежду спасения в других, а первый получает спасение быстро вслед за желанием, усердием и переменою нрава; ибо царствие небесное, говорится в Писании, внутрь вас есть (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Десять заповедей даны евреям, для них они и обязательны, а для нас христиан довольно знать только две заповеди, которые даны Христом: люби Бога всем сердцем и всей душой и люби ближнего, как самого себя“ (сн. сентябрьские Гражданина в Киевлянина за 1892 г.). И этот взгляд, как слышно, имеет в военной среде своих последователей и защитников, которые стараются проводить его и далее. Чтобы яснее показать ошибку этих авторов, предложим вниманию читателя ряд выписок из книг ветхого завета и за ними места из нового завета, в которых буквально повторяются слова ветхого, подавшие вышеприведенным авторам повод в их суждениям, – чтобы сам читатель мог определить, насколько справедливы их суждения. 1) «Слыши Израилю: Господь Бог наш, Господь един есть: и возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и от всея силы твоея“ (Второз. VI:4 – 5). 2) „Возлюбиши ближнего своего яко сам себе“ (Лев. XIX:18). а) „И приступль един от книжник.., вопроси Его: кая есть первая всех заповедей; Иисус же отвеща ему: яко первейши всех заповедий: слыши Израилю: Господь Бог ваш, Господь един есть: и возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею: сия есть первая заповедь. И вторая подобна ей: возлюбиши ближнего своего яко сам себе» (Марк. XII:28 – 31). б) „Законник некий воста, искушая Его и глаголя: Учителю, что сотворив живот вечный наследую: Он же рече в нему: в законе что писано есть; како чтеши: он же отвещав рече: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближнего своего яко сам себе. Рече ему: право отвещал еси: сие сотвори и жив будеши“ (Лук. X:25 – 28). Может ли быть что-либо яснее этих доказательств в пользу той истины, что сокращенная редакция заповедей о любви Богу и ближнему сделана и впервые произнесена не Иисусом Христом, а самим же Моисеем, и что в этой именно редакции заповеди о любвик Богу и к ближнему были всего более известны евреям, современникам И.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

«Чернобыль-ленд» — беды и будни зоны отчуждения Народ здесь разный. Друг другу стараются помогать. Между собой не воюют 26 апреля, 2016 Народ здесь разный. Друг другу стараются помогать. Между собой не воюют Когда почки становятся листьями, и деревья, как невесты, наряжаются в цветы, когда исцеляющий дождь смывает грязь городских улиц и опускается, как благодать, на поля пересохшей земли, я еду в пустынную местность подальше от городского шума. Там природа, несмотря на все старания человека её уничтожить, возрождается и дает новую жизнь, там в воздухе витает смерть, но живёт и не умирает надежда… О сражениях за город нигде нет упоминаний Впервые узнаём о Чернобыле из Киевской летописи века. После второго раздела Польши в 1793 году Чернобыль оказался в составе Российской империи как местечко Радомысльского уезда Киевской губернии. По переписи 1897 года, из общего числа жителей в 9351 человек евреев было 5526 (59,4%). В XIX — начале XX века основными занятиями еврейского населения были ремесла, торговля, рыболовство и огородничество. Три раза в год в Чернобыле проводились ярмарки, куда съезжались евреи-торговцы из близлежащих городов и местечек. В 1900 году в Чернобыле жителей обоего пола проживало: православных — 2100, раскольников — 566, римских католиков — 84, евреев — 3683. Из них купцов 3-й гильдии — христиан — 2, евреев — 24. Домов насчитывалось: крестьянских — 320, раскольников — 120 и еврейских — 378. «Крестьяне и раскольники разводят в огородах в большом количестве лук, коего в Киеве продается до 8 тысяч пудов…» Городок, несмотря на разношерстное население, жил мирной жизнью, и нигде в летописях не упоминается о сражениях за него. Только в начале ХХ века в город приходит смута. В октябре 1905 года близ Чернобыля разгромили водную станцию Шепелич, в самом Чернобыле в течение нескольких дней грабили и избивали сходящих на берег с пароходов пассажиров-евреев. В погроме участвовали также местные крестьяне. Три жизни единственной церкви Первые упоминания о единственной в Чернобыле церкви — Ильинской — датированы в летописях XVI cmoлemueм. Храм, видимо, был небольшой, деревянный. В 1853 году сгорел. Император Александр II, проезжая здешними местами, возмущенный отсутствием златоглавых куполов, распорядился выдать из казны 30 тысяч рублей на постройку церкви…

http://pravmir.ru/chernobyil-lend-bedyi-...

6. Итак, облекшись в такия оружия, не станем бояться брани и бегать борьбы, но не будем и безпечны, потому что как при нашей бдительности злой тот демон не может одолеть силы наших оружий, если только мы захотим разрушить козни его, так, напротив, если мы будем безпечны, то не будет вам никакой пользы: враг нашего спасения постоянно бодрствует и все предпринимает против вашего спасения. Итак, вооружим себя со всех сторон, будем остерегаться и слов и удерживаться от дел, могущих вредить нам, и, вместе с воздержанием в пище и другими добродетелями, станем подавать и щедрую милостыню бедным, зная, какое уготовано нам воздаяние за попечение о них. Милуяй нища, говорит (Писание), взаим дает Богови (Притч. XIX, 17). Смотри, какой новый и необыкновенный роль займа: один получает, а другой становится должником. Но, кроме того, здесь необычайно и то, что, давши в займы, не испытаешь неблагодарности и никакого другого вреда. Нет, Бог, обещает дать не сотую только часть прибыли, как это бывает здесь, но во сто крат больше даннаго в займы: не довольствуется даже и этим, но, воздавая так в настоящем веке, в будущем (даст) жизнь вечную. В настоящей жизни, если бы кто обещал нам уплатить только вдвое больше того, что получить от нас, мы с охотою отдали бы ему все наше имущество, между тем сколько здесь бывает неблагодарности и сколько обманов со стороны корыстолюбцев! Многие и из самых порядочных людей не отдают самаго долга или по безразсудству, или часто даже по бедности. Но о Владыке вселенной ничего этого подумать нельзя; напротив, и данная сумма остается в сохранности, и за одолжение Он обещает заплатить во сто крат, а в будущем веке уготовляет нам жизнь (вечную). Какое же будет нам оправдание, когда мы не стараемся и не спешим получить за малое во сто крат больше, за настоящее - будущее) за временное - вечное, но с наслаждением запираем деньги дверями и затворами, и этих денег, которыя лежат без пользы и напрасно, не хотим теперь дать нуждающимся, чтобы в будущем веке найти нам в них своих заступников? Сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

Возвратившись из плена, евреи, побуждаемые как личным стремлением знать закон Божий, так и внушениями Ездры, а также других руководителей общины, устрояли особые собрания, сперва в Иерусалиме ( Неем. 8:1 ), а потом и в других городах, посвященные чтению закона и общественной молитве. Особенно много возникло новых синагог со времени торжества Маккавеев. Во время земной жизни Христа Спасителя в Иерусалиме, по иудейскому преданию, было 480 синагог 431 . Синагоги во время земной жизни Христа Спасителя были в Назарете ( Мф. 13:54 ; Мк. 4:2 ; Лк. 15:16 ), в Капернауме ( Ин. 6:59 ) и в других местах как Иудеи, так и Галилеи. Но были также синагоги и вне Палестины, как то: в Дамаске ( Деян. 9:2, 20 ), Антиохии Писидийской (ibid. XIII, 14, 42), Антиохии Сирийской 432 , Иконии (ib. XIV, 1), Солуни (ib. XVII, 1), Берии (ib. XVII, Ю), Ефесе (ib. XVIII, 19; XIX. 8), Коринфе (ib. XVIII, 4), Афинах (ib. XVII, 17), Александрии 433 , Риме 434 и других местах. По еврейскому закону синагоги могли устроиться везде, где было не менее десяти богатых, свободных от труда, иудеев (asara batlanim) 435 . Обыкновенно они строились на средства той общины, которая в них нуждалась, но нередко также на средства одного какого-либо богатого лица ( Лук. 7:5 ). Здания синагог ставились обыкновенно близ воды или кладбища, на видном, по возможности, открытом месте и строились по определенному плану. Они обыкновенно имели продолговатую четырехугольную форму и своей задней стеной, противоположной входу, обращены к месту древне-иерусалимского храма 436 . Стены их делались из камня и имели окна. Их кровли были плоскими, полы вымащивались каменными плитами. Внутренность синагог представляла четырехугольную залу, разделенную рядами колонн на несколько нефов, число которых простирается от 3 до 5. Внутри каждой синагоги обыкновенно было по три отделения: а) амвон для чтения и объяснения священного писания, б) отделение для мужчин и в) отделение для женщин (гинекон). Амвон устроился ближе к задней стене, по середине синагоги, на некотором возвышении, сравнительно с общим уровнем ее пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

8. C- 27) (см.: Соловьев Вл, Стихотворения и шуточные пьесы, Л., 1974. C, 104). Братство Сенусси, Сенуссия — мусульманский религиозно-политический орден, основанный в 1837 Г, по имени Сиди-Сенусси, известного деятеля мусульманства в Африке. Цель братства — искоренение неверных и образование могущественного независимого магометанского государства. В 1883 г, было три миллиона сенуссистов. Братство Келанов, как пишет Вл. Соловьев в рецензии на книгу E, Блаватской (Собр, соч.Т. 6. С. 287—292), обнаружено французским миссионером Гюком в Тибете в начале 40-x годов XIX в. Вл. Соловьев — автор книги «Мухамед» в Павленковской серии ЖЗЛ. Вл. Соловьев писал o Е. Блаватской дважды. Один раз — очень краткую рецензию на книгу: The key to Theosophy. London; New Уогк, 1889 (Русское обозрение, 1890. Август, Собр, соч, T- 6. C- 287—292). Второй — небольшую статью в Словаре С. А. Венгерова (Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых, СПб., 1892. T, 111. C- 315-319; Собр, соч, T, 6. 0. 394-400). Путаница c братом Всеволодом Сергеевичем Соловьевым, серьезно занимавшимся творчеством Блаватской, преследовала Вл. Соловьева до конца жизни. 22 апреля 1900 г, он пишет в письме к А. Н. Шмидт: «Вы продолжаете меня путать c моим старшим братом Всеволодом Сергеевичем, вмевшим какие-то темные дела c госпожою Блаватскою и написавшим об этом какую-то серую книгу, чему я ни душой, ни телом не причастен» (Шмидт A, H, Из рукописей, М., 1916. 285). Cp.: Откр, 13, 3-5. Матф. 4, 1-11; Марк 1, 12—13; Лук. 4, 1-13. Имеются в виду статьи: Немезида; Россия через сто лет; О соблазнах; Словесность или истина, a также семь пасхальных писем: Христос Воскрес!; О добросовестном неверии; Женский вопрос; Восточный вопрос; Два потока; Слепота и ослепление; Значение догмата. В настоящем издании они опущены. Здесь, начиная co второго издания книги «Три разговора», печатается следующее примечание М. С. Соловьева: «Предисловие это было помещено в первоначальном виде в газете «Россия» под названисм «О поддельном добре».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Так и когда говорит: Господь созда Мя начало путий Своих (Притч. VIII:22), говорит сие о Церкви, в Нем созидаемой; потомучто Творец всяческих не есть тварь и произведение, но в Творце обновляется тварь, по сказанному Павлом: Того есмы творение, создана во Христе Иисусе на дела благая (Ефес. II:10); и как еще говорит: да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия, по предложе­нию век, еже сотвори о Христе Иисусе Господе нашем, о Немже имамы дерзновение и приведение в надеянии верою Его (Ефес. III:10—11); и еще: я ко избра нас в Нем прежде сложения мира быти нам святым и непорочным пред Ним в любви, прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в Него (Ефес. I:4—5); и также говорит о двух народах: да оба созиждет Собою во единаго новаго человека, творя мир: и примирит обоих во единем теле Богови кре­стом, убив вражду на нем (Ефес. II. 15).    И если говорит: что Мя глаголеши блага? никто-же благ, токмо един Бог (Марк. X. 18), то го­ворит сие Бог, по плоти Своей и Себя сопричисляя к человекам, и сообразуясь с понятием пришед­шаго к Нему; потомучто юноша почитал Его про­стым человеком, а не Богом. И ответ имеет следующий смысл: «если почитаешь Меня человеком, а не Богом, то не называй Меня благим: ибо никтоже благ, потомучто благость свойствен­на не человеческому естеству, но Богу». Потом присовокупляет: заповеди веси? Когда же на во­прос юноши: какия? Господь сказал: не прелюбы сотвориши, не yбiй и проч., и юноша ответствовал, го­воря: сия вся сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал? тогда говорит ему: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь uмehie твое, елика имаши, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси: и взем крест твой, гряди вслед Мене (Мате. XIX 16—21. Марк. X:17—21. Лук. XVIII:18—22). А сим Господь показал, что и Ему свойственна благость. Ибо кто идет вслед не благаго, тот может ли наследовать вечную жизнь?    И когда говорит о последнем дне: никтоже весть, ни Сын, токмо Отец, говорит по челове­честву. Ибо если знает Отца, то как не знать Ему последняго дня? Никтоже знает Отца, говорит Он, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Матф. XI:27). II если Дух Святый знает все Божие, то как Сыну не знать дня, который Им сотворен? И если Им сотворены веки и времена, то очевидно, что и последний день включается в сих веках и временах, и Ему невозможно не знать сего дня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

145. Мало также похвальнаго (nec probatur) и в той щедрости, когда кто либо дарит кому нибудь то, что он отнял у другого, (или) если кто либо считает необходимым распределять по справедливости то, что он приобрел незаконно; (в подобном случае ты только тогда и можешь надеятьея на милость Божию), если подобно евангельскому (ille) Закхею (Лук. XIX:8) возвратишь предварительно вчетверо тому, у кого ты отнял (fraudareris), и языческие пороки не возместишь любовию к вере и (своею) деятельностию по вере. Итак, пусть твоя щедрость будет (строго) обоснованной (fundamentum habeat). 146. Первое правило, чтобы ты твердо (cum fide) исполнял (данное слово), и не обманывал (других) в своих обещаниях. Не говори, что ты дал больше, когда на самом деле тобою дано меньше (обещаннаго). К чему тогда и обещать? В самом обещании уже кроется обман (fraus promissi est), так как разве не в твоей власти (теперь же) дать то, что ты хочешь дать? Обман рушит фундамент и губит труд. Почему Петр так воспалился гневом, что даже решил погубить Ананию с его женою (Деян. V, 3 и сл.)? Потому, что он не хотел, дабы, по примеру их, погибли и другие. 147. Точно также щедрость твоя не будет ценною, если ты одаряешь по тщеславию, а не помилосердию. Твое (истинное) настроение сообщает имя и самому делу, так как последнее ценится по твоим побуждениям к благотворительности (quomodo a te proficiscitur, sic aestimatur). Обрати внимание, какого нравоучительнаго судию ты имеешь. Он тебя привлекает на совет (по вопросу о том), как Ему оценить (suscipiat) твой поступок; при этом он предварительно обращается к твоему уму. «Пусть левая рука твоя, — говорит он, — не знает, что делает правая» (Мф. VI:8). Не о теле он говорит, но о том, чтобы даже искренний (unanimus) и брат твой не знали о твоих делах, дабы ты в тщеславной погоне за наградой здесь, не потерял плода воздаяния там. Совершенная щедрость проявляется тогда, когда человек (quis) умалчивает о своем поступке, когда он тайно приходит на помощь ближним в их нуждах (necessitatibus singulorum); такого прославляют уста бедняка, а не его собственныя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Давайте же еще вспомним сегодня эти дивные слова: Город Святого Спаса! Когда-то так называлась наша Тверь. Вспомним со слезами припадем к тому, кто крови своей не пожалел за нас и от сердца возопим ему: Благоверный княже Михаиле, моли Бога о нас грешных! Принцип меры На этот принцип указывают практически все великие педагоги. В образной и красивой форме он сформирован еще в IV в. Антонием Великим . Египетский патерик повествует: «Пришел некто в пустыню поохотиться на диких зверей застал Антония, когда тот говорил братии речи шутливые, и подумал о нем не хорошо. А старец, желая изъяснить ему, что иногда братии должно быть оказано снисхождение, говорит ему: – Положи-ка стрелу на лук твой и напрягай тетиву. Тот сделал по слову его. Старец опять говорит: – Еще напрягай! Тот напрягает вовсю; а старец снова за свое: – Напрягай! Отвечает ему охотник: – Знаешь, если напрягу чересчур, тетива порвется. И тут молвит старец: – Вот так-то и с делом Божьим. Если беседуя с братьями, напрягать тетиву превыше данной им меры, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им чуточку снисхождения. И охотник, получив многую пользу душевную, удалился; и братья, утешаясь от шутки, отошли восвояси 26 . Принцип меры имеет и свой аскетический аспект. Мы говорим об этом, когда касаемся молитвенной нагрузки наших детей. Она должна быть дозирована – не больше и не меньше. Молитва имеет момент трудничества, но для ребенка она должна быть преимущественно в радость. Принцип меры имеет также психофизиологический или клинический аспект. Он необходим нам, когда мы строим различные образовательные программы (особенно альтернативного типа), часто без учета уровней утомляемости и истощаемости современных детей. Надо, в частности, задуматься в связи с этим – а нужно ли сегодня нашим детям гимназии изучение греческого и латинского языков. Не есть ли это просто слепой, механистический, реставрационный подход. Но в XIX веке и воздух, и вода, и продукты были другого качества! Все эти проблемы, которые ныне требуют самого серьезного исследования, в том числе и клинического. Что касается самого качества и содержания образовательных и религиозных программ, то я полностью солидаризируюсь с позицией митрополита Сурожского Антония (Блума). Он пишет: «Детям нужна не осведомленность, а живой контакт, который может взволновать душу, вдохновить, нужна не просто история...» Родители должны...«не превращать опытное знание (ребенка – Б. Н.) в мозговой катехизис». Я думаю, что если дети говорят, что отец Иван или отец Петр «рассказывает интересно», то цель во многом достигнута и семена веры, надежды и любви будут посеяны. На Рождество Христово 27

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010