Итак, просил Себе славы и сказал: вся Мне предана быша (Лук. X:22). И по вос­кресении говорит, что приял всякую власть. Но и прежде нежели сказал: вся Мне предана быша, был Господом всего: ибо вся Тем быша (Иоан. I:3), и един Господ, Имже вся (1 Коринф. VIII. 6). И прося славы, был и есть Господом славы, как говорит Павел: аще быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Коринф. II:8). Ибо имел и ту славу, о какой просил, говоря: славою, юже имел у Тебе, прежде мир не бысть (Иоан. XVII, 5). И ту власть, какую приявшим Себя наименовал по воскре­сении, имел прежде сего приятия и прежде воскре­сения, потомучто Сам от Себя запрещал сатане, говоря: иди за Мною, сатано (Матф. IT, 10), ученикам же дал над ним власть, когда возвратив­шимся им сказал: видех сатану яко молнию с небесе спадша (Лук. X:18). Но чтò и еще именовал Себя приявшим, тò оказывается имевшвм и до при­ятия, потомучто изгонял бесов, Сам разрешал, чтò было связано сатаною, как учинил сие над дщерию Авраамлею (Лук. XIII:16); отпускал грехи, говоря разслабленному и жене, помазавшей ноги: отпущаются греси твои (Матф. IX:2. Лук. VII:48); воскрешал мертвых; обновил бытие слепаго, даро­вав ему зрение, и совершил это, не отложив до того времени, когда приимет, но как властитель. Почему и из сего явствует, что, соделавшись че­ловеком и по воскресении, то самое, чтò имел Он, как Слово, именует Себя приявшим по человече­ству, чтобы чрез Него люди на земле, как соде­лавшиеся причастниками Божественнаго естества, имели наконец власть над бесами, а на небесах, как освободившиеся от тления, вечно царствовали. Вообще же надобно знать, что если именует Себя приявшим что-либо, не как неимевший приял Он сие, потомучто Слово, будучи Богом, имело это всегда, именуется же теперь приемлющим по чело­вечеству, чтобы, по приятии сего плотию в Нем, от нея уже твердым пребыло и в нас. Такой имеет смысл и сказанное Петром: приемь от Бога честь и славу (2 Петр. I. 17), покоршымся Ему Ангелом (1 Петр. III:22). Как по человечеству Он вопрошал и по Божеству воскресил Лазаря, так говорится по человечеству о Нем: приемь: покорность же Ангелов доказывает Божество Слова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

   В Писании нередко предметы естественные представляются людям в образ и пример. И это для того, чтобы из естественнаго виднее были произволь­ныя движения в людях. И таким образом, пока­зывается или дурный, или правдивый, человеческий нрав. Так, дурные нравы имеет в виду, если заповедует: не будите яко конь и меск, имже несть разума (Псал. XXXI:9); или когда, укоряя сделав­шихся таковыми, говорит: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Псал. XLVIII:13); и еще: кони женонеистовни сотворишася (Iepeм. V, 8). И Спаситель, показывая, ка­ков Ирод, сказал: рцыте лису тому (Лук. XIII, 32); и Апостолам заповедал: се, посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко roлyбie (Матф. X:16). Сказал же сие не с тем, чтобы мы по природе сделались подобными скотам, стали змиями, или голубями (не такими сотворил Он нас, посему и природа не допускает сего), но с тем, чтобы избегали мы неразумных стрем­лений, зная же мудрость змия, не вдавались в его обман, и присвоили себе кротость голубя. В разсуждении же Божественнаго, представляя опять лю­дям образы, Спаситель говорит: будите милосерди, якоже и Отец ваш, Иже на небесех, милосерд есть (Лук. VI:36); и: будите вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Матф. V:18). Сказал же сие не для того опять, чтобы стали мы такими же, каков Отец, потомучто нам тварям, из ничего приведенным в бытие, невозможно сделаться та­кими же, каков Отец; напротив того, как запо­ведал: не будите яко конь не с тем, чтобы не сде­лались мы скотами, но чтобы не подражали их не­разумию,-так сказал: будите милосерди якоже Отец не с тем, чтобы стали мы такими же, каков Отец, но чтобы, взирая на Его благодеяния, когда делаем чтò доброе, делали не ради людей, но ради Его, ожидая наград от Него, а не от людей. Как, хотя один есть Сын по естеству, истинный и единородный, но и мы делаемся сынами, не Ему подобно, не по естеству и не в действительности, но по благодати Призвавшаго; и, будучи земными людьми, именуемся богами, не такими, каков Бог и каково истинное Слово Его, но как восхотел даровавший сие Бог: так подобно Богу делаемся милосердыми, не приходя чрез сие в равенство с Богом, не делаясь по естеству и истинными благо­детелями-потомучто благодетельствовать-не наше, но Божие изобретение,-но, поколику совершаемое по благодати для нас Самим Богом делаем мы общим и для других, не разсуждая, но просто на всех простирая благотворительность. Сим только, а не иным образом, можем и мы соделаться несколько подражателями Бога, потомучто даруемым от Него услуживаем друг другу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

В этом убеждают и все сближения, которые не всегда резонно защищаются проф. П. А. Прокошевым по указке Ахелиса. В Дидаскалии читается, якобы «Ирод повелел, чтобы распяли» Христа (XXI, 151), как в Евангелии Петра говорится, что «повелел Ирод царь схватить Господа» и к нему же Пилат прислал просивших тело Его для погребения, равно этот тетрарх Галилеи и Переи обявляется «председателем Иерусалимского суда, произнесшего смертный приговор над Господом» (стр. 120). Этим значительно отягчается вина иудейства, а затем в Дидаскалии называется судьей Пилат (XXI, 151) – согласно каноническим Евангелиям, по которым могла образоваться и вся та история ввиду Лук. XXIII, 7 сл. Сведения о явлении Спасителя Левию (XXI, 145)нет в отрывках Евангелия Петра, где оно лишь предполагается (стр. 120–121), и к нему вовсе не отсылает «с несомненностью» (стр. 121)сходное с ним замечание, что кроме Пилата ни один из иудеев не умыл рук, поскольку этот антииудаистический оттенок совершенно бесспорен по Мф. XXVII, 24–25, раз на такое действие правителя весь народ ответил призыванием крови на себя и на детей своих. Следовательно, нельзя говорить, что «автор Дидаскалии широко использовал Евангелие Петра» (стр. 137), а «вероятность» сего для Евангелия (от)Евреев (стр. 137)вовсе не подтверждается самым сопоставлением, где констатируется «нерешительность» по этому вопросу (стр. 123). О словах Господа (XXVI, 182): «вот я делаю первое последним и последнее первым» категорически замечается, что это– " апокрифическая цитата» (стр. 182, 81), для которой отмечается единственная параллель у Варнавы VI, 13, но прежде всего следовало бы вспомнить Мф. XIX, 30. XX, 16. Мрк. Х, 31 . Лук. XIII, 30, вполне достаточный для объяснения фразы дидаскалиста, всегда свободного при воспроизведении библейских текстов. Известия о просьбе Симона Волхва перед Апостолами в Иерусалиме (XXIII, 160–161) – кроме упоминания места – всецело совпадают с Дeяh. VIII, 14 сл., история же столкновения с ним св. Петра в Риме (XXIII, 161–162)была весьма распространенной и общеизвестной, так что нет надобности обращаться непременно к Acta Petri и Acta Pauli (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

ж) мздоимство: даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых ( Исх. 23, 8 ). Добродетели, предписываемые восьмой заповедью закона Божия. а) милосердие к бедным: когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу: ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды ( Tobum. IV, 8 – 9 ). – Итак Судьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лyk. VI, 36 ). – Не забывайте также благотворения и общительности; ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. XIII, 16). – Во всем показал я вам, что так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать ( Деян. ХХ, 35 ). – Если брат или сестра наги, и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не дает им потребного для тела; что пользы? ( Uak. II, 15 – 16 ). – Каждый уделяй но расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Kop. IX, 7 ). – Благотворящий бедному дает взайны Господу; и Он воздаст ему на благодеяние его (Притч. Сол. XIX, 17). – Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедный введи в дом; когда увидишь ногого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Исаии LVIII, 7). – А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Uoah. III, 17 – 18 ). б) бескорыстие: всякому просящему у тебя дай. ( Лук. 6, 30 ). – Взаим давайте, ничесоже чающе ( Лук. 6, 35 ). в) правосудие: правды научитеся живущие на земле ( Ис. 26, 9 ; Премудр. 6, 2 – 7; сн. 2 Парад. 13, 6 – 10). г) совершенная нестяжательность: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небе ( Мф. 19, 21 ). 2. Объяснение восьмой заповеди закона Божия а) Виды грехов против восьмой заповеди. Восьмая заповедь закона Божия запрещает кражу, или каким бы то ни было образом присвоение того, что принадлежит другим, т. е. запрещает вредить собственности ближнего. Рассмотрим подробнее, это и как согрешает против этой заповеди Божией?.. Согрешает –

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впрочем и в этом случае не указал им прямо на язычников, чтобы не раздражить их против Себя, но намекнул только, сказав: и виноград предаст иным (Лук. XX, 16). Без сомнения, Он и притчу сказал для того, чтобы иудеи сами произнесли приговор, что случилось и с Давидом, когда он произнес осуждение себе, уразумев притчу Нафана. Суди же по этому, как справедлив приговор, когда подвергаемые наказанию сами себя обвиняют. Потом, для того, чтобы они видели, что не только самая справедливость требует этого, но что давно уже предрекла это благодать Св. Духа, и Бог так определил, Христос приводит пророчество и обличает их, говоря: несте ли чли николиже, яко камень егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла? От Господа бысть сие, и есть дивно во о чию нашею. Он всячески уверяет иудеев, что они, как неверующие, будут изгнаны, а язычники приняты. Это дал Он разуметь и обращением с хананеянкою, и избранием осла при входе во Иерусалим, и примером сотника, и многими притчами; на это же указывает и теперь. Поэтому Он и присовокупил: от Господа бысть сие, и есть дивно во очию нашею, давая тем знать, что верующие язычники и те, которые из самых иудеев уверуют, составят одно, несмотря на все их прежнее между собою различие. Затем, чтобы они знали, что все это нисколько не противно Божию совершенству, а напротив весьма сообразно с ним, и даже чудно и поразительно для всякого (а и действительно это было несказанное чудо), — Христос присовокупил: от Господа бысть сие. Камнем называет Себя, а зиждущими — учителей иудейских; то же сказано и Иезекиилем: зиждущие стену, и помазующие неискусно (Иез. XIII, 10). Как же небрегоша? Когда говорили: сей несть от Бога (Иоан. IX, 16); сей льстит народы (там же VII, 12); также: самарянин еси Ты, и беса имаши (Иоан. VIII, 48). Наконец, чтобы они знали, что им угрожает не одно отвержение, указывает на самые казни: всяк падый на к а мени сем, сокруш и тся; а на немже пад е т, сотр ы ет и (ст. 44). Здесь Христос представляет двоякую гибель: одну от преткновения и соблазна, — это означают слова: падый на камени сем; а другую, когда подвергнутся пленению, бедствиям и совершенной погибели, — что ясно выразил словами: сотрыет и.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

1) Всем священникам необходимо относиться к делу исповеди повнимательнее и не только самим на себя смотреть, а чтобы и другие в нас видели и на нас смотрели не иначе, как на слуг Христовых и строителей Тайн Божиих. Присловие: «грехи те же и деньги те же» – пусть более не находит себе оправдания в современной практике духовенства... 2) Точно также – и в отношении вообще к прихожанам пора нам, наконец, вести себя так, как и следует пастырям, – не раболепствуя и не человекоугодничая перед ними. Правда, прихожане не любят, когда священник старается держать себя перед ними с сознанием своего пастырского достоинства: большинство из них смотрело, смотрит и желает впредь смотреть на священника не более, как на раба, обязанного – покорно исполнять все их требы, хотя бы и самые прихотливые и в ущерб главным нашим обязанностям, и вразумлений, обличений сильно недолюбливают, – пусть так; но мы свое дело все-таки должны исполнять по совести, не яко человеком, а Господу служаще и работающе, и... угождающе. Будут недовольные? И слава Богу! Не Спаситель ли изрек в Евангелии: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лук.6:26 .) – Само собою, напрашиваться на неприятности и намеренно досаждать кому бы то ни было – не только не следует, а и грешно: но грешно и прислуживаться... Средний путь – царский путь. Путь Евангельский – самый верный: будьте мудры, как змии и просты, как голуби ( Мф.10:16 ). 3) Почаще нужно заглядывать в чиноположение служб церковных и в книги Правил и постановлений св. соборов и св. отец и – не иначе, как по ним устроять порядки, а не по своему смышлению или принятому обычаю. Правила соборные составлены и уставы церковные писаны – конечно – не для того, чтобы мы оставляли их без внимания. 14 Долго ждали мы от своих собратий отклика за призыв наш потрудиться сообща в обсуждении затронутых нами вопросов относительно совершения таинства исповеди; но увы! – прождали вотще: ни да, ни нет – ни от кого не последовало. Жалко! Приходится продолжать начатый труд без сторонней помощи и поддержки, без возражений и согласия. XIII

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

236Поскольку, конечно, они нам известны. 237«По окончании молитвы: «Иже на всякое время»., читаем напр. в греч. уставе императрицы Ирины XII b., «следуют обычные коленопреклонения; более крепкими (из монахов) они совершаются без подставки для колен, а слабейшие делают их с помощью этой принадлежности. С коленопреклонениями соединяются пятнадцать поклонов (метаний), из которых первые три совершаются медленнее, так чтобы на каждом поклоне можно было всякому произнести три раза: „Боже, милостив буди " … Затем уже преклоняют колена и голову до земли, произнося: „Согреших, Господи, прости ми " … Остальные двенадцать поклонов делаются скорее — так, чтобы также можно было на каждом поклоне и коленопреклонении произнести показанные молитвы по одному разу. Во главе братии стоит при этом экклисиарх или настоятель, движениям которого строго должны следовать иноки, соразмеряя свои поклоны так, чтобы опускание на землю и поднимание происходило у всех в одно время». 238Марк. X, 16; сн. Мф. XIX, 13, 15. 239Деян. VI, 6; XIII, 3; 2 Тим. I, 6. 240Подробнее об этом у Kraus " a в Real-Encyklop. под словом Handauflegung. 241Paedag. 1. HI p. 291, ed. Poter; Тертуллиан в трактате De baptismo замечает: Dehinc manus imponitur, per benedictionem advocans et invitans spiritum sanctum (cap. VIII, изд. Oehler " n p. 626); сн. Август. De bapi. Ill, 16: manus impositio est oratio super hominem. Constit. Apost. 1. VIII с IX not. 22 у Migne Patrol. Graec. t. I, 1083. 242Лев. IX, 22, сн. Лук. XXIV, 50. 243 Kraus, Real-Encyklop. В. II, под словом σφραγς. 244Памятн, др. христ, письменности в рус. перев., т. I стр. 54 гл. 8. 245Quinque digitis quomodo aliqui (Latini) benedicunt, el cum polllce faciem signant, tanquam monotheletae… Blnter., Denkwurd. B. VII. Th. 2 s. 336. 246Преосв. Макарий, на основании исследований Гретзера, замечает, что латиняне совершали в продолжение веков крестное знамение и благословение — и одним, и двумя, и тремя, и всеми пятью перстами безразлично. Братск. Слово, 1875 г. кн. IV, отд. II, стр. 37 примеч. 20.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Возвратившись из плена, евреи, побуждаемые как личным стремлением знать закон Божий, так и внушениями Ездры, а также других руководителей общины, устрояли особые собрания, сперва в Иерусалиме ( Неем. 8:1 ), а потом и в других городах, посвященные чтению закона и общественной молитве. Особенно много возникло новых синагог со времени торжества Маккавеев. Во время земной жизни Христа Спасителя в Иерусалиме, по иудейскому преданию, было 480 синагог 431 . Синагоги во время земной жизни Христа Спасителя были в Назарете ( Мф. 13:54 ; Мк. 4:2 ; Лк. 15:16 ), в Капернауме ( Ин. 6:59 ) и в других местах как Иудеи, так и Галилеи. Но были также синагоги и вне Палестины, как то: в Дамаске ( Деян. 9:2, 20 ), Антиохии Писидийской (ibid. XIII, 14, 42), Антиохии Сирийской 432 , Иконии (ib. XIV, 1), Солуни (ib. XVII, 1), Берии (ib. XVII, Ю), Ефесе (ib. XVIII, 19; XIX. 8), Коринфе (ib. XVIII, 4), Афинах (ib. XVII, 17), Александрии 433 , Риме 434 и других местах. По еврейскому закону синагоги могли устроиться везде, где было не менее десяти богатых, свободных от труда, иудеев (asara batlanim) 435 . Обыкновенно они строились на средства той общины, которая в них нуждалась, но нередко также на средства одного какого-либо богатого лица ( Лук. 7:5 ). Здания синагог ставились обыкновенно близ воды или кладбища, на видном, по возможности, открытом месте и строились по определенному плану. Они обыкновенно имели продолговатую четырехугольную форму и своей задней стеной, противоположной входу, обращены к месту древне-иерусалимского храма 436 . Стены их делались из камня и имели окна. Их кровли были плоскими, полы вымащивались каменными плитами. Внутренность синагог представляла четырехугольную залу, разделенную рядами колонн на несколько нефов, число которых простирается от 3 до 5. Внутри каждой синагоги обыкновенно было по три отделения: а) амвон для чтения и объяснения священного писания, б) отделение для мужчин и в) отделение для женщин (гинекон). Амвон устроился ближе к задней стене, по середине синагоги, на некотором возвышении, сравнительно с общим уровнем ее пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Если же и в третий раз заповедает ему «паси овец Моих» ( Ин. 21:16 ), все-таки не отнял пастырства у других и не низвел их на степень паствы (пот. что и предназначенное Петру – положить душу за овец –предназначено и другим): но поскольку троекратное отречение поколебало столпа благовествования, то премудрый художник Христос благоволил утвердить его троекратным исповеданием. Потому что обычно ему подобное противопоставлять подобному и противным врачевать противное. Как древо противопоставлено древу; это – подобие; Живоносное против смертоносного; это здесь – троекратность и троекратность, отречение и исповедание. В такой последовательности стоит и сказанное: «обратившись, утверди братьев твоих» ( Лук. 22:32 ). Ибо поскольку грехом Петра было отречение, а прочих апостолов – соблазн крестом Спасителя и то, что оставивши Его рассеялись ( Мф. 26:31. 56 ), почему и обуревались страхом, думая, что будут отвержены, то посылает Петра, члена прежнего сообщества. Пот. что если прощен тот, на ком больший грех , конечно будут прощены и те, на ком был меньший. Или : братья Петру суть и все согрешающие и преогорчевающие Бога и проливающие слезы к покаянию, и Учитель хочет через Петра и им образумиться и не отчаиваться; или так как великая ревность Петрова врачевала бы согрешающих даже огнем и железом, не успокаивающими лекарствами, то Господь вразумляет его тою же мерою отмеривать ( Мф. 7:2 . Лк. 6:38 ), мерою успокаивающей сострадательности, какою наделен и сам он, отвергшийся. Ибо говорится, что и самим столпам домостроительно попущено впасть в искушение, чтобы помогали подобострастным. Затем, какое это имеет к тебе отношение? Пусть между апостолами Петр будет отменным; уже ли и тебя, как другого его, воздвиг Бог ? Покажи ж силы свои, так как они выражают внутреннего человека, и я приму тебя. Но ты сказал: престол его есть мой престол. В действительности и это не верно. Потому что в путешествиях апостолов не такой-то пришлец, а такой-то местный обручник для стран земных, но все общее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

Известна е от дълбока древност. Названието си получила от името на витините, които се преселили тук от Тракия. Витиния била живописна, плодородна област, с много добитък. През 546 г. преди Христа тя била завладяна от персите, но през 327 г. отново станала самостоятелна държава. През 75 г. преди Р.Хр., според завещанието на цар Никомид III преминала под властта на римляните, с права на самостоятелна провинция, управлявана от специален проконсул. Като римска колония тя се намирала в съседство с Галатия, Пафлагония и Фригия, с излаз на южния черноморски бряг. Християнството във Витиния се разпространило по време на апостолите ( 1Петр. 1:1 ). По времето на Плиний Младши, управлявал Витиния, и на император Траян (98–117 г.) тук имало твърде много християни. При Диоклетиан (284–305 г.) и Юлиан Отстъпник във Витиния настанало страшни гонения срещу християните и била пролята кръвта на много християнски мъченици. Главни градове на Витиния са били Никомидия, Никея, Еленополис, Пруса (днес Бурса) и др. Никомидия е била една от столиците на римския император Диоклетиан. В Еленополис е бил епископ преп. Паладий Еленополски. През XIII век, когато Цариград е бил превзет и държан от латинците Никея е била столица на византийската империя, наречена Никейска. Градът е получил важно значение и известност в живота и историята на св. Църква с това, че в него са заседавали два вселенски събора – първият и седмият. Извън речника: Св. свмчк Тимотей Пруски (Брусенски). Св. свмчк Патрикий Брусенски и мчци Акакий, Меандър и Полиен. Св. жени-мчци Минодора, Нимфодора и Митродора от Витиния. Витлеем (букв. «Дом на хляба»; Бит 35:19, Мих 5:1 , Мат 2:1, Рут 1:2) – неголям град в Юдея, разположен живописно в плодородна местност на скалисти възвишения сред поля и градини, близо до Юдейската пустиня на изток от тях. Отстои на няколко километра югозападно от Йерусалим. Във Витлеемската пещера в покрайнините на Витлеем се родил Спасителят на света Господ Иисус Христос ( Лк 2:1–7 . Мат. 2:1–12). Във Витлеем е роден и св. цар Давид Псалмопевец (XI-X в. пр.Хр.). Поради това св. ев. Лука нарича Витлеем Юдейски «град Давидов» ( Лук. 2:4–11 ). Тук Иаков погребал Рахил (Бит. 35:16), тук Вооз срещнал Рут, из Витлеемските поля Рут събирала житни класове. Във Витлеем през 386 г. се заселил блажени Йероним и в продължение на много години превел книгите на Стария и Новия Завет на латински език (Вулгата), а в края на живота си тук написал Коментарите си към Св. Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010