Киевская Русь (XI в. – 1237 г.) 678. Августин (Никитин) , архим. Новгород Великий и Скандинавия//БТ. 1990. Сб. 30. С. 176–199. 679. Августин (Никитин) , архим. Новгород Великий и православная миссия (11–16 вв.)//ППр. 1993. 2. С. 144–182. 680. Баранкова Г. С. [Рец. на кн.:] Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.)//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 140–145. 681. Вертоградов В. С. Православная Церковь в Галиции в древнейший Русский период//БТ. 1990. Сб. 30. С. 241–278. 682. Мошин А. Н. Легенды Великих Лук//БТ. 1986. Сб. 27. С. 195–211. 683. Никитин В. А. Слава и щит Руси: (Новгород Великий в X-XV вв.)//БТ. 1984. Сб. 25. С. 276–320; 1985. Сб. 26. С. 269–279; 1989. Сб. 29. С. 74–105. 684. Оксиюк И. Ф. Первые столетия христианства на Руси и латинский Запад//БТ. 1987. Сб. 28. С. 192–216. См. также 307, 1210, 1239, 1282, 1729, 2234, 2257. 1237–1589 гг. 685. Макарий (Веретенников) , архим. Всероссийский митрополит Афанасий/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1984. Сб. 25. С. 247–259. 686. Макарий (Веретенников) , архим. Участие Русской Православной Церкви в освобождении Древнерусского государства от монголо-татарского ига/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1987. Сб. 28. С. 112–119. 687. Макарий (Веретенников) , архим. Стоглавый Собор 1551 г.//АиО. 1996. 1(8). С. 88–104. 688. Макарий (Веретенников) , архим. Церковный собор 1549 г.//АиО. 1998. 2(16). С. 141–145. 689. Махнач В. Л. Основание Сарайской (Крутицкой) епархии: забытые причины//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 124–128. 690. Найденова Л. П. Православие в повседневной жизни XVI века//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 53–58. 691. Огицкий Д. П. Великий князь Войшелк: (Страница из истории Православия в Литве)//БТ. 1983. Сб. 24. С. 171–196. 692. Салтыков А., прот . Вопросы церковного искусства на Стоглавом Соборе 1551 года//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 32–51. 693. Флоря Б. Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.): Гл. 4. Русь, ее западные соседи и папство в первой трети XIII в.//ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 141–155.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В память перенесения образа установлен Церковию в 16 день августа праздник. В XIII веке от константинопольского патриарха Германа Церковь приняла канон на перенесение нерукотворенного образа из Эдессы в Константинополь. Церковь прославляет нерукотворенный образ Господа, яко свидетельство неложного Его воплощения и иконопочитания. «Яко да твой образ зряще, нас ради воплощшагося и пострадавшаго волею, к Твоей любви распаляемся, юже за нас излия великия ради Твоея милости». Евангелие на утрени и на литургии в день перенесения нерукотворенного образа благовествует о самарянах, иже не прияша Господа, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим ( Лук.9:51–56 ); а Апостол о благодатном царстве Сына Божия, иже есть образ Бога невидимаго ( Кол.1:12–17 ). О последующей судьбе нерукотворенного образа можно сообщить два предания. По первому: нерукотворенный образ, около половины XIV века, Иоанном Палеологом отдан был в дар генуэзцам, которые под начальством генуэзского дожа Леонарда Монтольто возвратили императору Иоанну Тенедос и другие места от ига сарацин. По завещанию Монтальто, умершего в 1384 году, образ, с благоговением хранимый им, отдан в базилианский монастырь св. Варфоломея и в 1384 году торжественно поставлен для всенародного поклонения. В 1654 году монастырь с иконою передан Варнавитянам. В 1810 году посланные из Франции в Геную комиссары объявили, что показанный образ не древней живописи и малоценный. По другому преданию нерукотворенный образ, по разграблении Константинополя в 1204 году крестоносцами, похищен из храма Фарос венецианским дожем Дандоло и отправлен на корабле в Венецию. Но корабль погиб в Мраморном море и святыня сокрылась в волнах. Греческие судовщики доселе с благоговением указывают место, где погиб корабль. Впрочем сохраняется и третие предание о нерукотворенном образе в Грузии. Память св. муч. Диомида Св. Диомид, уроженец города Тарса, верою христианин, художеством врач, врачевал не только тела, но и души человеческие, ибо язычников научал вере во Христа и ко крещению приводил их. В царствование Диоклитиана прибыл в Никею и, по обычаю врачуя народ, при этом распространял славу имени Христова. Император послал воинов взять его и представить на суд. Воины везли его из Никеи в Никомидию; дорогою сошел он с телеги, помолился и умер. Воины в доказательство, что они исполнили порученное им дело, отрубили голову и представили ее императору, но сами при этом потеряли зрение. Император велел им отнесть голову и приложить к телу, на ее место. После сего воины прозрели и уверовали во Христа, истинного Бога. † В тот же день память преп. Иоакима Осоговского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Незадолго до Своих спасительных страстей, Он, как повествуют евангелисты ( Мф.17:1–9 ; Мк.2:2–9 ; Лук.9:28–36 ), взял с Собой любимейших учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую наедине, чтобы здесь помолиться. И во время молитвы Он преобразился пред учениками, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белые яко свет ( Мф.17:2 ) – белы зело, яко снег, яцех же не может белилник убелити на земли ( Лук.9:3 ). С этим небесным светом и славой явились два великих служителя ветхого завета – Моисей и Илия, и беседовали с Ним о Его кончине, о которой апостолы только-что предварены были Господом ( Мф.16:21–23 ; Мк.8:31–33 ; Лук.9:22 ). Апостолы отягчены были сном, но, пробудясь, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Неизяснимо-сладостное чувство восторга наполняло сердца апостолов, и когда мужи готовы были удалиться, то ап. Петр, изумленный, пораженный и восхищенный, опасаясь скорого их удаления, воскликнул: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощещи, сотворим зде три сени (палатки), Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии ( Мф.7:4 ). Вдруг светлое облако осеняет и апостолов, и они слышат из облака голос, говорящий: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте. Но еще не очищенные от естественной слабости, они не могли перенести небесного света. Объятые страхом, они падают ниц, на лица свои. В это время видение прекратилось, но апостолы боялись подняться. Тогда Иисус приступил к ним, коснулся их и сказал: востаните, и не бойтесь. Когда апостолы возвели очи свои, то уже ничего не видели. Так Господу угодно было показать ученикам Своим небесную Свою славу перед тем, когда предстояло Ему понести крайнее унижение и позор крестной смерти за грехи наши, и, по древнему и общему преданию Церкви, это откровение славы Господа нашего совершилось именно на горе Фаворе. Св. равноап. царица Елена в свое время воздвигла здесь храм во имя свидетелей преображения: св. апп. Петра, Иакова и Иоанна, или, по другим, Господу Иисусу Христу, Моисею и Илии. С древнейших времен сюда стекалось множество богомольцев, особенно ко дню Преображения Господня, при чем здесь совершалось торжественное богослужение. Сарацины разрушили совершенно все христианские церкви, монастыри и укрепления. С того время (с XIII в.) вершина Фавора была совершенно необитаема. Только богомольцы от времени до времени заходили сюда и совершали богослужение в развалинах двух древних церквей – византийской, устроенной св. Еленой, и латинской, устроенной крестоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первом звании несомненно открывается величие и достоинство положения христианских священников; во втором — их обязанность служить обществу верующих с сознанием ответственности пред Богом за нерадение. Отсюда же следует, что к христианскому священству вполне приложимы такие наименования, как, с одной стороны, εραρχα, ερτευμα, ερωσνη, ερατεα, ερουργα, sacerdotium — священство в собственном смысле слова, и какие наименования, действительно, прилагаются, как мы раньше видели, и к служению христианских пастырей; так, с другой, — священство есть истинное служение; διακονα, λειτουργα, ministerium.    Мы предполагаем ответить на настоящий вопрос только кратко, в общих чертах, согласно основной цели нашего исследования.    Ответ на 107 вопрос.    Не эту — нашу; а пока иудейскую» — говорит св. Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос о том, какую пасху приготовили Апостолы; «ту именно приготовили Апостолы, а эту нашу Он Сам приготовил, и не только Сам приготовил, но и Сам же Он стал пасхой». 1 беседа «о предательстве Иуды», т. 2, ч. 1, стр. 414, 415 русского перевода, изд. 1896 года.    «Для чего Христос совершил сие таинство во время Пасхи» — спрашивает св. Иоанн Златоуст; — для того, чтобы мы из всего познавали, что Он есть Законодатель ветхого завета, и что написанное в ветхом завете служит прообразованием новозаветных событий. Посему-то Христос Спаситель вместе с образом полагает и самую истину». «Бесед. на Ев. Me.», бес. 82, т. 7, ч. 2, стр. 820, изд. 1901 г.    1 Петр. I:19 — 20.    Исх. XII:27.    Корф. XI, 24, ср. Мф. XXVI, 26; Мрк. XIV:22; Лук. XXII:19.    Мф. XXVI, 28; Марк. XIV:24; Лук. XXII:20; I Коре. XI, 25.    1 Кор. XI:26.    Лук. XXII:19; 1 Кор. XI:24 — 25.    1 Кор. X:16 — 21.    1 Кор. XI. 26 — 29.    Евр. XIII:10.    Именно, у св. Игнатия Богоносца мы находим такое выражение: «старайтесь иметь одну Евхаристию, ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Крови его (μα γρ σρξ το Κυρου μν ησο κα ν ποτρτον ες νωσιν το αματος ατο), один жертвенник (ν θυσιαστριον), как и один епископ с пресвитерством и диаконами».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

3. Но то, скажешь, были апостолы. Что же из того? Не находились ли они в одинаковых с тобою обстоятельствах? Не в обществах ли жили? Не ту же ли несли участь, не занимались ли ремеслами? Разве ангелы они были? Разве с неба сошли? Но, скажешь, они имели дар чудотворения. Но не по чудотворениям они сделались сами чудными. И долго ли эти чудеса будут служить для нас прикрытием нашего нерадения? Посмотри на целый сонм святых, просиявших не чудесами. Многие изгоняли даже бесов, но потому, что творили беззаконие, не только не сделались чудными, но еще подверглись и наказанию. Что же такое, спросишь, соделало апостолов великими? Пренебрежение богатства, презрение славы, свобода от житейских попечений. Если бы не имели они этого, но оставались рабами страстей, то хотя бы и тьмы мертвецов воскресили, не только бы не принесли никакой пользы, но сочтены были бы еще и обманщиками. Итак, одна жизнь блистает всюду; ею только привлекается и благодать Духа. Какое знамение сотворил Иоанн, привлекший к себе многие города? Что он не чудодействовал, о том послушай евангелиста, говорящего: яко Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго (Иоан. X, 41). Отчего и Илия соделался чудным? Не от дерзновения ли пред царем? Не от ревности ли по Боге? Не от нищеты ли, не от милоти ли, пещеры и гор? Чудеса сотворены им уже после всех этих подвигов. Чудом ли каким Иов изумил дьявола? Никаких чудес не творил он, а показал блистательную жизнь и терпение, тверже адаманта. Какое знамение сотворил Давид, находясь еще в юности, когда Бог сказал о нем: обретох Давида, сына Иессеева, мужа по сердцу Моему (Деян. XIII, 22)? И Авраам, Исаак, Иаков воскресили ли кого из мертвых? Очистили ли кого от проказы? Знаешь ли, что дар чудотворения, при нашей беспечности, может часто даже вредить? Так многие из коринфян впали в расколы; многие из римлян возгордились; Симон извержен, и пожелавший идти за Христом оказался недостойным, услышав, что лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда (Лук. IX, 58). Все они, желая себе от чудотворения или денег или славы, отпали и погибли. Но ревностная жизнь и любовь к добродетели не только не рождают такого желания, но, если бы оно и было, истребляют его. И что говорил Христос, когда изрекал законы ученикам Своим? Сказал ли: творите чудеса, чтобы видели человеки? Совсем нет! Так что же? Да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрыя дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Матф. V, 16). И Петру не сказал: если любишь Меня, то твори чудеса; но — паси овцы Моя (Иоан. XXI, 17). И если его с Иаковом и Иоанном Господь всегда предпочитал прочим апостолам, то скажи мне, за что такое предпочтение? За чудеса ли? Но все они одинаково очищали прокаженных, воскрешали мертвых; всем равно Господь дал всякую власть. В чем же было их преимущество? В душевной доблести. Итак видишь, везде потребна жизнь и явление дел. От плод бо их, говорит Господь, позн а ете их (Матф. VII, 16).

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

16, без доказательств предъявляет 12-е атир и считает эту дату до такой степени само собою разумеющеюся, что в п. 24, установив факт, что Христос крестился на 30 м году Своей земной жизни, день крещения, 12-е атир, указывает с тем же характерным τουτ στι, с каким в прим. 77 обозначен и день рождества Христова. То и другое для него, следовательно, ясно как 2 X 2=4. Едва ли он был бы так уверен в этом, если бы против него был авторитет александрийской церковной практики.–Косвенным подтверждением александрийского эортологического происхождения даты 12. атир могут служить два обстоятельства. а) Признавая (несомненно и с александрийскою церковью), что Господь родился на 6-е января (11-е тиви), и понимая Лук. 3, 23 σε τ ν τρι κοντα в смысле тридцать лет невступно, Епифаний должен был полагать крещение за несколько дней или месяцев до 11-го тиви, но выбрать именно атир и не 11-е, а именно 12-е, атир ничто его не вынуждало. b) Эта цифра между тел для него даже была не совсем удобна. Полагая согласно c Мф. 4, 1 τ τε. Мрк. 1, 23 κα ε θ ς, что Христос постился 40 суток сряду после крещения, св. Епифаний получает 22 хиак (18 декабря) Последний день поста. Из Иоанн. 1, 19. 29. 35. 43; 2, 1. 12. 13. 23 получаются даты: некоторого числа некоторого месяца, допустим–1-го адар, Иоанн дает ответ с себе посланным из Иерусалима; 2-го адар Господь приходить к Иоанну; «3-го адар оба ученика пошли за Иисусом; 4-го адар Иисус находит Филиппа·, 5-го адар был брак в Кане Галилейской; после сего Господь пробыл в Капернауме немного дней, потому что приближалась пасха, и Он пришел в Иерусалим. Ясно, что хронологически ничто не противоречить предположению, что брак в Кане мог быть 5-го адар. Латинский компутист XII в. Ламберт полагает (Piper Ang., 13) «XIII (corr. XIIII) Kal Mart. Ihc ad nuptias die tercia post jejunium XL». Действительно 6 января 40 3=18 февраля. По якобитским богослужебным книгам (месопотамского типа, WrSyr. 287. 255) брак в Кане воспоминается (на утрени?) в неделю сыропустную, следовательно приурочивается к 26-му шебат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

828 Иванцов-Платонов А-р Мих. магистр XXII к., действительно, по хода­тайству А. В. Горского, был назначен бакалавр. церковн. истории в СПБ. Академии. 829 Репловский, Парф. Лук. По окончании курса назначен в Ярославск. семин. на класс Свящ. Писания, в феврале 1861 г. определен диаконом Штутгардтской придворной церкви. С 1869 г. доцент церковн. истории в Киевской Академии; ум. в 1870 г. 830 Речь, вероятно, идет о каком-либо поручении духовно-учебного правления относительно составления программ или учебников по всеобщей и русск. гражданской истории (С. К. Смирнов с 1844 по 1870 г. состоял бакалавр. и проф. русской гражд. истории). Означенные поручения неоднократно давались тем или другим лицам академической корпорации. В 1863 г. по такому поручению, между прочим, была составлена и издана учебная книга, именно по всеобщей истории, проф. Моск. Ак. П. Сим. Казанским (1-я часть, до Конст. Великого) Подобное же поручение составить учебную книгу по русск. гражд. истории дано было С. К. Смирнову, кажется, еще при обер-прокуроре Св. Синода гр. Н. А. Протасове, но за смертью последнего (16 янв. 1855 г.) и за переменой дальнейших обстоятель­ств о прежнем поручении вновь не вспомнили и обширный курс С. К-ча по пред­мету гражд. истории, доведенный до царствования Петра Вел., остался (и доселе остается) в рукописи. 832 Варлаам (Денисов), род. в 1804 г., учился в Новгородской семинарии, но академического образования не получил; в 1860 г. был назначен епископом екатеринбургским, викарием Вятской епархии, – а через два года епископом оренбургским; с 1866 г. был переведен в Чернигов и в 1868 получил архиепископство; скончался в 1873 г.; после себя оставил немало церковно-исторических н богословских трудов. 835 Ольга Косминична, ум. 1872 г. 3 марта, похоронена на кладбище близ лаврской Смоленской церкви. 836 Сочинение С. К. Смирнова: «История Троицкой Лаврской семинарии», вышед­шее в 1867 г., ранее печаталось отделами в «Прибавл. к твор. св. о.» за гг. 1861–1864 и предварительно просматривалось м. Филаретом (см. замечания на нее в письмах м. Филарета к А. В. Горскому в прибавл. к «Твор. св. о.» 1882 г., ч. XXX, стр. 61.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И возвеселишися пред Господом Богом твоим ты и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, иже во градех твоих, и пришлец, и сироты, и вдова, яже в вас. И помянеши, яко раб быле еси ты в земли египетстей» ( Bmop. XVI, 11 – 12 ). Новозаветная пасха, как время славы и торжества, предсказана была пророками ( Ncaл. XV, 10 . Ос. З. XIII, 14) и Самим Спасителем (Марк. ИХ, 9), и великою радостию для верующих сопровождались все явления им воскресшего Господа. «Вы печаль имате ныне, говорит Иисус Христос апостолам пред Своими страданиями и смертию: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас» ( Uoah. XV, 22 ). Жены мироносицы, услышавши от ангела о воскресении Господа, «с радостию велиею текли возвестит об этом апостолам. И се Иисус срете я, глаголя: радуйтеся» (Мат. 8 – 9). Равно «возрадовашася и ученицы, видевше Господа воскресшего» ( Иоан. ХХ, 20 ). И как не исполняться верующим, в Него высокою радостию при мысли о воскресении Христовом, коим Спаситель во всей силе открылся Сыном Божиим ( Рим. 1, 4 ) и запечатлел искупление рода человеческого ( Puм. IV, 26 ), утвердив нашу веру и положив основание нашему блаженному воскресению! «Аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша» ( 1Kop. XV, 14 ), говорит ап. Павел; и он же в друтом месте глаголет: «воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша живущим Духом его в вас» 125 ( Puм. VIII, 11 ). 10. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо Наступил сороковой день по воскресения Господа. Апостолы собрались в Иерусалим; приближалось время исполнения обетований, данных ученикам Господом накануне дня страданий и смерти ( Иоан. 14, 16. 17. 26. 16, 26 ); апостолы, прежде исшествия на всемирную Проповедь, должны были принять совершительное действие Святого Духа – Утешителя. В явлении этого Божественного Утешителя они могли найти для себя замену своего Учителя (14, 26), утешение в разлуке с Ним (16, 7), освящение на великое служение церкви ( Еф. 4, 11 – 13 ), окончательное просвещение Богооткровенною истиною ( Иоан. 16, 26 ), и наконец ту силу свыше ( Лук. 24, 49 ), которая была необходима для предоления всех трудностей и препятствий, предстоявших им в деде проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, просил Себе славы и сказал: вся Мне предана быша (Лук. X:22). И по вос­кресении говорит, что приял всякую власть. Но и прежде нежели сказал: вся Мне предана быша, был Господом всего: ибо вся Тем быша (Иоан. I:3), и един Господ, Имже вся (1 Коринф. VIII. 6). И прося славы, был и есть Господом славы, как говорит Павел: аще быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Коринф. II:8). Ибо имел и ту славу, о какой просил, говоря: славою, юже имел у Тебе, прежде мир не бысть (Иоан. XVII, 5). И ту власть, какую приявшим Себя наименовал по воскре­сении, имел прежде сего приятия и прежде воскре­сения, потомучто Сам от Себя запрещал сатане, говоря: иди за Мною, сатано (Матф. IT, 10), ученикам же дал над ним власть, когда возвратив­шимся им сказал: видех сатану яко молнию с небесе спадша (Лук. X:18). Но чтò и еще именовал Себя приявшим, тò оказывается имевшвм и до при­ятия, потомучто изгонял бесов, Сам разрешал, чтò было связано сатаною, как учинил сие над дщерию Авраамлею (Лук. XIII:16); отпускал грехи, говоря разслабленному и жене, помазавшей ноги: отпущаются греси твои (Матф. IX:2. Лук. VII:48); воскрешал мертвых; обновил бытие слепаго, даро­вав ему зрение, и совершил это, не отложив до того времени, когда приимет, но как властитель. Почему и из сего явствует, что, соделавшись че­ловеком и по воскресении, то самое, чтò имел Он, как Слово, именует Себя приявшим по человече­ству, чтобы чрез Него люди на земле, как соде­лавшиеся причастниками Божественнаго естества, имели наконец власть над бесами, а на небесах, как освободившиеся от тления, вечно царствовали. Вообще же надобно знать, что если именует Себя приявшим что-либо, не как неимевший приял Он сие, потомучто Слово, будучи Богом, имело это всегда, именуется же теперь приемлющим по чело­вечеству, чтобы, по приятии сего плотию в Нем, от нея уже твердым пребыло и в нас. Такой имеет смысл и сказанное Петром: приемь от Бога честь и славу (2 Петр. I. 17), покоршымся Ему Ангелом (1 Петр. III:22). Как по человечеству Он вопрошал и по Божеству воскресил Лазаря, так говорится по человечеству о Нем: приемь: покорность же Ангелов доказывает Божество Слова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

   В Писании нередко предметы естественные представляются людям в образ и пример. И это для того, чтобы из естественнаго виднее были произволь­ныя движения в людях. И таким образом, пока­зывается или дурный, или правдивый, человеческий нрав. Так, дурные нравы имеет в виду, если заповедует: не будите яко конь и меск, имже несть разума (Псал. XXXI:9); или когда, укоряя сделав­шихся таковыми, говорит: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Псал. XLVIII:13); и еще: кони женонеистовни сотворишася (Iepeм. V, 8). И Спаситель, показывая, ка­ков Ирод, сказал: рцыте лису тому (Лук. XIII, 32); и Апостолам заповедал: се, посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко roлyбie (Матф. X:16). Сказал же сие не с тем, чтобы мы по природе сделались подобными скотам, стали змиями, или голубями (не такими сотворил Он нас, посему и природа не допускает сего), но с тем, чтобы избегали мы неразумных стрем­лений, зная же мудрость змия, не вдавались в его обман, и присвоили себе кротость голубя. В разсуждении же Божественнаго, представляя опять лю­дям образы, Спаситель говорит: будите милосерди, якоже и Отец ваш, Иже на небесех, милосерд есть (Лук. VI:36); и: будите вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Матф. V:18). Сказал же сие не для того опять, чтобы стали мы такими же, каков Отец, потомучто нам тварям, из ничего приведенным в бытие, невозможно сделаться та­кими же, каков Отец; напротив того, как запо­ведал: не будите яко конь не с тем, чтобы не сде­лались мы скотами, но чтобы не подражали их не­разумию,-так сказал: будите милосерди якоже Отец не с тем, чтобы стали мы такими же, каков Отец, но чтобы, взирая на Его благодеяния, когда делаем чтò доброе, делали не ради людей, но ради Его, ожидая наград от Него, а не от людей. Как, хотя один есть Сын по естеству, истинный и единородный, но и мы делаемся сынами, не Ему подобно, не по естеству и не в действительности, но по благодати Призвавшаго; и, будучи земными людьми, именуемся богами, не такими, каков Бог и каково истинное Слово Его, но как восхотел даровавший сие Бог: так подобно Богу делаемся милосердыми, не приходя чрез сие в равенство с Богом, не делаясь по естеству и истинными благо­детелями-потомучто благодетельствовать-не наше, но Божие изобретение,-но, поколику совершаемое по благодати для нас Самим Богом делаем мы общим и для других, не разсуждая, но просто на всех простирая благотворительность. Сим только, а не иным образом, можем и мы соделаться несколько подражателями Бога, потомучто даруемым от Него услуживаем друг другу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010