495. Т. е. первородное будут проводить чрез огонь в жертву Молоху. 496. Клятвенно. 497. ταξαν θυμν δρων — букв. устрояли гнев даров. Но сл. τασσειν θυμν значут: возбуждать гнев. Иов. 36:13. (Schleusner. 1. с. 3, 87). 498. ββαμ — слав. Аввама – евр. — высота, т. е. возвышенность, на которой устраивали жертвенники языческим богам. 499. παρχας начальныя произведения, приносимыя в жертву. Слав. приношениих. 500. φρισμαотделяемое и возносимое в жертву, слав. нароцех. 501. Ждать от Меня ответа (ср. 3 ст.) и в тоже время хулить Меня и уклоняться в язычество (32 ст.), невозможно. Иероним и Феодорит. 502. По мнению бл. Феодорита, Иеронима и др. толковников, пустынею народов названы страны плена и странствования Евреев от народа к народу, вдали от Палестины, подобно странствованию в аравийской пустыне. Ос. 2:16. 503. В алекс., альд., XII, mg, доб. τε ξγαγον ατος κ… когда вывел Я их из земли Египетской. Слав. и наш перев. соотв. ват., text. recept. 504. Ибо нечестивых разсею, употребив для сего Мой жезл, а достойных включения в число и сделавшихся хранителями Моего завета введу“. Феодорит. Слав. завета соотв. τς διαθκης — в лук. спп. и у Феодорита, в др. гр. нет. 505. Ε εσακοετε о если бы послушали! 506. πιτηδεμασιν — слав. в рукотворениих. Такого перевода еще нигде нет. в вульг. idolis. 507. Слав. Израилеве соотв. σραλ — в XII, лук. спп., компл., альд., а в алекс., ват., text. recept. нет. 508. Слав. глаголет Адонаи Господь соотв. λγει Κριος Κριος в ват., text. recept. и др., а слова Адонаи в гр. спп. нет, есть лишь в евр. т. 509. Слав. на земли соотв. π τς γς — в лук. спп., компл. и евр., в др. гр. нет. В рус. син. доб.: весь сколько его ни есть на земле. 510. γιασθσομαι — т. е. достойно буду почитаем и богослужением и жизнию евр. народа: „благопризнательностию его за Господни благодеяния“. Феодорит. 511. По гр. τ πιτηδεματα — дела; в слав. вся мерзкия грехи – какой-то свободный перифраз, неимеющий себе соответствия в гр. т. В вульг. omnium scelerum; сл. весь по евр. есть, а по гр. нет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В состав перевары Чангольской на Иломаце входили деревни Ковера, Иломанец у погоста, Килдима, Венуя, Чангоя, Пелецала, Тогмоярва, В Пягвияре, На Лексе, Койдера, На Наволоке; Ригинема, Виниярва, Лухтопоя, Тогроярва; пог. Сердовольского – д. Гелюля; – во всей переваре 58 дворов, 83 человека и лука. Перевара Пяльгиярвьская на Иломанце состояла из деревень: На Пяльгиярвьском Острову, На Пяльгиярве, Заболотье, Пертипола, Калдома, Венуй, На Лексе; пог. Сердовольского д. Сулакша, за рекою у Заячья оз., На Лобанцове Наволоке, На Стерлице; – во всей переваре 74 двора, 95 человек и луков. А во всех переварах Иломанского погоста Владыке принадлежали 168 дворов, 233 человека, 233 лука. «А старого дохода шло владыце с четырех перевар с двора по двенадцати денег, а борцю владычню с двора по две деньги, а десятиннику владычню с двора по четвертки ржи» (XII, 178). – Не в таких ли размерах взимался доход и с перевар в других погостах, в Писцовой книге не отмеченный вовсе? Почти полностью принадлежал прежде владыке Соломянский погост. В погосте ему принадлежала (XII, 180) волость Соломяна, в состав которой входили: село Пужэвина Весь, д. Тулома, другая Тулома, Ковера, село Яня Весь, д. Плундоголова, Каргосурья, другая Каргосурья, Ряймола, Варбоселка, Кондуша, Киельская Понги, В Вулахте, Лунгула, Борисов Наволок, В Лойги Таибале – 3, На Уксе, Уская 2, В Уских, На Манецком Острову, Орисело, на Полях, В Яжнеме Наволоке, На Пейбуеве Горе, В Кузьминску, На Кекельском озере, На Кале озере. В волости – 282 двора, 461 человек, 461 лук. «А старого дохода шло со всее волости... денег шестьнадцать рублев и три деньги с четвертцею, а из хлеба пятина» (XII, 187). – Кроме этой волости за владыкою же была д. Ялгалакша Кайбальской Наволок; в ней 20 дворов, 30 человек и луков. «А дохода с них шло владыце четыре гривны и три деньги» (XII, 188). Всего же за владыкою было в Соломянском погосте 302 двора, 491 человек, 491 лук. Соединяя теперь все деревни владыки в Корельском уезде, мы видим, что ему прежде принадлежало: в Городенском погосте 6 дворов 5 ½ обеж в Ровдужском погосте 62 двора 95 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

68. π58; ατς т. е. βασιλεας — царства. 69. Слав. сокрушена соотв. в вульг. contritum, а по гр. συντριβμενον — древне-слав. сокрушаема, т. е. хрупкая, как читается в рус. синод. переводе. 70. В виденных Навуходоносором и разъясненных Даниилом, частях тела толковники, вслед за Ефремом Cup.:I. Златоустом, Феодоритом и Иеронимом, разумели историческия царства всемирныя: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греко-Римское, а в сокрушившем тело камне – Христово новозаветное царство. 71. Σπεσαι — слав. возлияти. Пользуемся перифразом бл. Феодорита. По мнению Иеронима, Навуходоносор принес Даниилу жертву, как представителю единого истинного Бога, а по мнению Златоуста, признал за бога языческого (Деян. 14:11). 72. Σατραπν — областеначальников. 73. В алекс. и XII κα, в др. гр. и слав. нет. 74. Вероятно блюстителями, надсмотрщиками. 75. Гр. ν т. е. оставался на высоком посту придворного сановника (ср. 1, 21). 76. Εκνα — в слав. тело, в рус. синод. истукан. 77. Оскобл. слав. Навуходоносор царь соотв. гр. т. в лук. спп. и 34, 37, 105, у Злат., есть в евр. т., вульг. и в древне-слав., оскоблены по алекс., ват., text. recept. и др. спп., в коих нет этих слов. Оскоблять не следовало-бы. 78. Гр. πατους — слав. ипаты. 79. Слав. мучители по гр. τραννους. 80. Ες τ γκανια — слав. обновление, в рус. синод. открытие, а в древнеславянском „освящение“. 81. Гр. σαμβκης — струнный трехъугольный инструмент высоких тонов. 82. Гр. συμφωνεας — слав. согласие, созвучие, по нашему: оркестр, когда многие инструменты гармонично играют. 83. νδρες — мужие, отступаем по рус. синодальному переводу. 84. Гр. διβαλον — слав. оболгаша, по-русски можно перевести вульгарно: „наябедничали“, злостно донесли. 85. Слав. отвещавше соотв. ποκριθντες — в лук. спп., в алекс. πολαβντες, в ват., text. recept. и др. нет. 86. Слав. иже соотв. ο в ват., text. recept. и лук. спп., а в алекс., исих. спп. νδρες κενοι. 87. Т. е. согласны. 88. Слав. неопр. накл. избавити соотв. вульг. liberare, а по греч. буд. вр. ρσεται­в кирил. избавит.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Богомили – последователи на поп Богомил на Балканите (в Македония, Босна, Сърбия и България) през X-XII век. Възгледите на богомилите са близки до павликянството и манихейството. Виж богомилство. Богомилство – еретично социално-религиозно учение, възникнало в България през първата половина на X век и получило X-XII век разпространение във Византия, Сърбия, Босна, Италия и Франция (виж катари и албигойци). Основоположник и пръв проповедник е поп Богомил, а последователите му се наричали богомили. Богомилите били строги аскети и осъждали богатството, поклонението на Кръста, светите мощи и светиите, отхвърляли обредите и външността на църквата. От тайнствата богомилите признавали само кръщението, което извършвали не с вода, а чрез възлагане върху кръщавания на ръце. Учението на богомилите е дуалистично и нехристиянско. Богомилите разбирали въплъщението, животът и смъртта на Христос по докетически. Видимият свят, включително светската власт и Църквата, бил според тях творение. Поради своята ненавист и непокорство към властта, богомилите били гонени от владетелите на всички земи, които обитавали. Виж ереси, павликянство, манихейството, катари и албигойци. Извън речника: Богомилство. Света Богородица – Пресвета Богородица – е името, с което възхваляваме Св. Дева Мария, защото е носила в утробата си Божия Син и от нея Той е получил Своето човешко естество. Това е в съгласие с Евангелието, което разказва как св. Елисавета, майката на Йоан Кръстител, по Божие вдъхновение нарекла Мария «Майката на моя Господ» ( Лук. 1:43 ), а Светата Дева сама казва за себе си: «Ето, отсега ще ме облажават всички родове» ( Лук. 1:48 ). Наричайки Дева Мария Богородица подчертаваме ясно вярата, че в личността на Иисус Христос Бог се е съединил с човека още в мига на Неговото зачатие в утробата на светата Дева, и че Той, като съвършен човек, е съвършен Бог. Използването на името «Богородица» е утвърдено на Третия Вселенски събор (431 г.), след като еретичните възгледи на Несторий били оборени (несторияните наричали св. Дева «Човекородица» или «Христородица»). След събора Пресвета Богородица е възхвалявана като закрилница на християните и пазителка на човешкия род в безброй молитви, песни, проповеди и разкази. Поради праведния си и свят живот за нас тя е пример за лична святост, първа от изкупените и майка на новото човечество в Сина й. Протестантите не «облажават» светата Дева и изпитват неприязън към почитта, отдавана й в православното и католическото богослужение и изкуство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Христе было совсем изгнано Божеством, и потому в Нем будто должно признавать одно только Божеское естество).   28. Сущность евангельского учения    Евангельское учение, состоя из двух частей: закона веры и закона деятельности, всецело направлено к одной великой цели – спасению человека.    Сущность закона веры Сам И. Христос выразил в следующих словах: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал ест, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. III:16), или: се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Егоже послал еси Иисуса Христа (XVII, 3). И соответственно тому, в частности учил:    1) О Боге высочайшем и совершеннейшем Духе (Мат. V:45; Иоан. IV:24), едином по существу (Марк. XII:29), но троичном в лицах (Мат. 19), самобытном (Иоан. V:26), вездесущем (Иоан. IV:21 – 23), всеблагом (Мат. XIX:17), всемогущем (Мат. XIX:26), Творце и Промыслителе вселенной (Мат. VI:26 – 29), Который отечески печется о всех Своих тварях, в особенности же о человеческом роде (Лук. XII:7).    2) О Самом Себе, как единородном Сыне Божием, пришедшем в мир для примирение и воссоединение человека с Богом (Иоан. III:16; XVII, 21), о Своих спасительных страданиях, смерти и воскресении (Мат. XII:40; XVI, 21).    3) Наконец о человеке падшем, поврежденном (Иоан. III:7), и о средствах, как он может восстать и усвоить себе спасение, может возродиться (Иоан. III:5), освятиться (Иоан. XVII, 11, 17), воссоединиться с Богом чрез своего Искупителя (Иоан. XIV:6, 20), и таким образом достигнут вечно-блаженной жизни за гробом (Иоан. III:16).    Сущность закона деятельности, сообразно с законом веры, И. Христос выразил в двух главных заповедях.    1) В заповеди о самоотвержении. Иже хощет по Мне ити, говорит Он, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Марк. VIII:34). Заповедь, очевидно, направленная к искоренению в нас самого начала всякого греха – гордыни или самолюбие (Сир. X:15), след, к очищению нас от всякой скверны плоти и духа (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

59. Слав. пленники соотв. абстр. αχμαλωσαν — плен. 60. Враждебные евреям народы. 61. «Полученную за продажу их цену употребляли на распутство». Феодорит. 62. Греч. λλφυλοι — обычное у LXX наименование Филистимлян. 63. Греч. ξως — слав. остро, значит: быстро, проворно. 64. Слав. страну соотв. θνος — народ, или в слав. перифраз, или было чтение ( χρα), ныне утраченное. 65. Греч. γιασατε πλεμον — слав. освятите рать; ср. Ис. 13:3. 66. Греч. συγκψατε — разсецыте, перерубите. 67. Противоположность пророчеству о мире Исаии (2, 1—5) и Михея (4, 1—5). 68. В долину Иосафатову; ср. 12-й ст. 69. Греч. τρυγητς время сбора плодов; слав. обымание винограда — с серпами нельзя согласовать, а потому уклоняемся к синод. переводу. Апок. 14:15. 70. Сосуды, куда стекал виноградный сок, выжимаемый из виноградных лоз. 71. Оскобл. слав. Господь соотв. Κριος в XII, лук. и др. спп., а в алекс., ват. и др. нет. 72. Греч. τν σχονων — тростников, растущих во влажной почве. Местоположение этой долины неизвестно. Слав. сития значит: ситник, болотное растение, камыш, тростник (Исх. 2:3; Иов. 8:11). Здесь, вер., означает долину Ситтим, упоминаемую и в евр. тексте ( ), находившуюся к востоку от Иордана, на Моавитских полях против Иерихона. Числ. 25:1; Нав. 2:1; 3, 1. 73. Слав. озлобление соотв. δικιν — неправд; очевидно, в перев. слав. свободный перифраз, приближающийся к евр. тексту: — насилие. А греч. т. следовало бы перевести: «за неправды, причиненные иудеям». Феодорит. 74. Невинных иудеев. Феодорит. 2. Т. е. открыты ему Господом были в Кариафиариме, городе на границе Иудина и Вениаминова колен (И. Нав. 15:60); слав. Кариафиариме соотв. Καριαθιαρεμ — лук. и исих. спп., альд. изд., у Феодор., а об. ν κκαρεμ, в слав. под строкой: Аккаримех. 3. «Утвержду на Дамаск гневное лице Мое». Феодорит. 4. Т. е. «исторгну с корнем царство Дамасское». Феод. Азаил и Адер цари Дамасские; слав. ед. ч. основание (также в 7 ст.) не соотн. гр. множ. ч. θεμλια. 5. Местоположение Онова поля неизвестно. По изъяснению Кир. Алекс. и Феод., разумеются местности, населенные идолопоклонниками, так как Оном у пророков назывались языческие боги и место служения им — Вефиль. Ос. 4:15; 10, 5 (евр. — пустота, суета).

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

V, 267; о. Алекс, вып. стр. 66 и 157). – 4) Священнодействует ли Христос и в настоящее время? Нет, потому что, священнодействовав однажды, Он больше не священнодействует, а сидит одесную Бога Отца, о чём ап. Павел и св. отцы так говорят. »Он же (Христос) едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога Отца«, говорит ап. Павел. ( Евр. 10:12; 7:27, 8:1; 9:12 ). Св. Злат. «Когда ты слышишь что Христос есть священник, то не думай, что Он священнодействует постоянно; Он совершил священнодействие однажды и затем возсел (одесную Отца) ... Как Он был рабом, так же и священником и священнослужителем: как, будучи рабом, Он не остался рабом, так, будучи и священнослужителем, Он не остался священнослужителем, – потому что священнослужителю свойственно ни сидеть, а стоять». (т. XII, Евр. бес. 13, стр. 123.). Ещё о сем читай у бл. Феодорита (т. VII. Евр., стр. 608) и у бл. Феофилакта, ( Евр. 96 стр.) – Теперь скажем о священстве церкви. 1) Для чего оно установлено, т. е. какова его обязанность, чтобы видеть: нужно ли оно, или нет? можно ли без него обходиться, или нет? Обязанность его состоит в том, чтобы продолжать дело Христово по приведению людей ко спасению; так как Христос, священнодействовав однажды, больше не священнодействует, а между прочим священнодействовать необходимо: творить память смерти Христовой через беспрерывное принесение бескровной жертвы, крестить и проч. тайны совершать. В писании об этом так говорится. «(Христос) прилежа ему: и наутрия изшед (разумеется вознесение Христово), иземь два сребренника, даде гостиннику и рече ему: прилежи ему». ( Лук. 10:34–35 ). Ещё. «Сие творите в Мое воспоминание». ( Лук. 22:19 ; 1Кор 11:24–25 ). Ещё. «Шедши убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам». (Мф. 28:19–20). Ещё. «Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся». ( Иоан. 20:23 ). Ещё. «Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих». ( 1Кор. 4:1 ) Св. Исидор пелус.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

699. Слав. истесася соотв. κοδομθη — построен; вер. свободный перифраз в слав. переводе. 700. λατνους, т. е. по длине и стройности похожия на пальму. Слав. еловыя соответсвует греч. λατνους, иногда в этом значении (Ath. XIII, 558. Коссович, Гр. Словарь. 546 стр.), но едва ли это значение здесь уместно, а потому уклоняемся к другому значению того.же греч. слова, чаще употребительному: пальма (Коссович. Там же). 701. Так называемый „дуб Васанский“, в евр. стоит: из дубов; у LXX, кажется, перенесено в пред. стих и переведено: λατνους (Schleusner. 1. с. 2, 318 р.). 702. λφαντος — слона, по слав. кости можно бы и не оскоблнть, так как подразумъеается в гр. слово: кость. 703. Т. е. привозили дорогой лъс для дорогих деревянных построек и внутренней их отделки с Кипра и других островов Средиземного моря. Феодорит. 704. Т. е. покрывала, ковры, укратавшие ложа. 705. Драгоценныя ткани и камни. 706. „Еллады“. Феодорит. Современные толковникитакже видят здесь греческия или италийско-карфагенския местности. Толк. Библ. VI, 382. 707. „Прежде бывшие князьями над Тиром Сидоняне“. Феодор. 708. „Не своему городу служили, а тебе подавали прекрасные советы“. Феодорит. 709. Т. е. надеялись на тебя и служили тебе. 710. Слав. Мидяне соотв. Μδοι в компл., XII и лук. спп., в др. нет. 711. π τν ρμων, от ρμος — цепи, укрепления, стены, слав. забралех. 712. Карфагенцы. Карфаген был колониею Тира. 713. σχος — слав. силы, в рус. син. богатства. 714. Т. е. невольников. Феодорит. 715. Τος εσαγομνοις — слав. вводимым. 716. Отчасти, по 13 ст., купленными у Греков, отчасти разными переселенцами, вольно и невольно попадавшими в кабалу к Тирским торговцам, последние платили за доставляемые им товары. Феодорит. 717. Целебный бальзам. Ср. Иеремии 8, 22 прим. 4. 718. Τν σμμικτον — народам, бывшим в подчинении Тиру. Слав. Примешенцу. 719. Δαμασκς — пополняем по рус. стилистике. 720. Т. е. вели с тобою торговлю, видя богатство и разнообразие твоего рынка. 721. Слав. блещащуся соотв. στλβοντα — лук. спп., στλβον — компл., в др. гр. нет, в евр. белую.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Как же, скажешь, грешат (души), если не терпят насилия? По своей воле и своему желанию предавая (греху) сами себя, а не по принуждению, не насильно; это доказали все те, которые преодолели козни диавола. Так Иова, сколько ни смущал, диавол не мог заставить произнести какое-либо богохульное слово (Иов. II, 9, 10). Отсюда ясно, что мы властны следовать и не следовать его внушениям, и что не подлежим никакому принуждению и насилию со стороны его. Впрочем, не только из сказаннаго, но и из предложенной притчи очевидно, что вышедши из тела души не остаются здесь, но тотчас отводятся, и послушай, как. Бысть же, говорит (Господь), умрети нищему и несену быти ангелы (Лук. XVI, 22). Но туда отводятся души не только праведных, но и живших порочно; это видно из примера другого богача. Когда угобзися нива его, он сказал в себе: что сотворю; разорю житницы моя, и большия созижду (Лук. XII, 17, 18). Нет ничего жалче такой мысли. Точно, он разорил свои житницы; потому что безопасныя житницы суть не стены, но утробы бедных; а он, оставив эти, заботился о стенах. Что же говорит ему Бог? Безумне! В сию нощь душу твою истяжут от тебе (ст. 20). Посмотри, там сказано: несену быти ангелы, а здесь: истяжут; этого отвели, как узника, а того понесли с торжеством, как увенчиваемаго. Как получившаго на ристалище много ран и обагреннаго кровию, потом украшеннаго венцом, стоящие пред ристалищем с великою славою берут и отводят домой, рукоплеща, восхваляя, удивляясь: так и Лазаря отвели тогда ангелы; а душу богача взяли некоторыя страшныя силы, может быть посланныя для этого; ибо душа не сама собою отходит в ту жизнь, так как это и невозможно. Если мы, переходя из города в город, имеем нужду в руководителе; то тем более душа, исторгнутая из тела и переселяющаяся в будущую жизнь, нуждается в путеводителях. Поэтому часто она, готовясь выйти из тела, то возвышается, то ниспадает, и страшится и трепещет. Сознание грехов и всегда мучит нас, но особенно в тот час, когда предстоит нам быть отведенными на тамошния истязания и страшное судилище.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Вот и второе средство очиститься от грехов! Аще бо отпущаете, говорит Господь, должникам вашим, отпустит и вам Отец ваш небесный (Мф. VI, 14). Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Не видел ли ты, как та вдовица умилостивила жестокого судию (Лук. XVIII, 3)? А у тебя Владыка кроткий, снисходительный и человеколюбивый! Она просила (о защите) против врагов, а ты просишь не против врагов, но о своем спасении. Если же хочешь знать и четвертый (путь покаяния), то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. И Навуходоносору, который совершал всякого рода грех и всякое нечестие, Даниил говорит: царю, совет мой да будет тебе угоден: грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих (Дан. IV, 24). Что может сравниться с этим человеколюбием? После бесчисленных грехов, после стольких беззаконий, грешнику обещается прощение, если он будет человеколюбив к своим сорабам. Также, скромность и смиренномудрие, не менее всех сказанных средств, заглаждают грехи: свидетель тому мытарь, который не мог указать на свои добрые дела, но, вместо всех (таких дел), выставляет смирение – и слагает с себя тяжкое бремя грехов (Лук. XVIII, 13). Вот мы показали пять путей покаяния: первый – осуждение грехов, второй – отпущение грехов ближним, третий – состоящий в молитве, четвертый – в милостыне, пятый – в смиренномудрии. Итак, не оставайся в праздности, но каждый день проходи по всем этим путям, потому что и пути удобные, и ты не можешь отговориться бедностью. Нет, хотя бы жил ты беднее всех, можешь и оставить гнев, и смириться, и помолиться усердно, и осудить грехи, – словом: бедность ни в чем этом не служит помехою. И что говорю об этом, когда и на том пути покаяния, на котором нужно издерживать деньги (разумею милостыню), и там бедность нисколько не препятствует нам исполнить заповедь? Это показала вдовица, положившая две лепты (Марк. XII, 42). Итак, узнав способ врачевания наших ран, будем постоянно употреблять эти лекарства, чтобы, восстановив в себе истинное здравие, и вкусить нам с дерзновением священной трапезы, и сретить с великою славою Царя славы – Христа, и получить вечные блага, благодатию, и щедротами, и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым слава, держава, честь Отцу со Всесвятым, и благим и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://pravoslavie.ru/2921.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010