XV:13).    А чтобы возбудит людей к принятию того и другого закона, закон веры и деятельности, Господь Иисус указывал им: а) с одной стороны – на те величайшие бедствие и муки вечные, от которых всеблагий Бог предопределил избавить род человеческий чрез Своего единородного Сына, и которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не наследуют Его учению (Мат. XXV:41; Лук. XIII, 28); б) с другой – на те величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг Своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению (Мат. XIX, 23, 29; XXV, 34); в) наконец – на ту беспредельную и в высшей степени трогательную любовь Божию к нам – грешным, которая – явилась в дели искупление нашего от вечных бедствий и дарование нам вечного блаженства (Иоан. III:16 – 17; XV, 9, 13 – 15).   28. Библейские тексты о Евангелии    Евангелие есть благая весть о спасении: Как прекрасны на горах ноги благовестника, проповедующего спасение! (Ис. LII:7). – Не бойтеся; я возвещаю вам великую радость; ибо ныне родился вам Спаситель (Лук. II:10 – 11). – Напоминаю вам Евангелие, которое я благовествовал вам, которым и спасаетесь (1 Кор. XV:1 – 2).    Евангелие есть а) сила Божие ко спасению: Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что око есть сила Божие ко спасению всякому верующему (Римл. I:15-16).    б) слово спасения: Мужи братие! вам послано слово спасение сего (Деян. XVII, 26).    в) слово благодати: во свидетельство слову благодати Своей Господь творил руками апостолов знамение и чудеса (Деян. XIV:3). – Предаю вас, братие, Богу и слову благодати Его ( – XX, 32).    г) слово примирения: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирение (2 Кор. V:19).    д) вечное: Слово Господне пребывает в век; а это есть то слово, которое вам преподано (1 Петр. I:28). – Увидел я ангела, летящего по средине неба, который имел вечное евангелие (Апокал. XIV, 6).    е) славное: по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено (1 Тим. I:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

§ 28. Избрание двенадцати апостолов. (Мф. 10, 11–14; Марк. 3, 13–19; Лук. 9, 1). (32 г. по P. X., месяц апрель). По прибытии в Галилею, Господь Иисус Христос направил Свой путь к пределам Галилейского моря, и за Ним последовало много народа из всех концов Палестины, чтобы послушать Его и исцелиться от своих недугов Из множества верующих Господь Иисус Христос восхотел избрать ближайших помощников для проповеди Евангелия. Пред этим великим делом Он уединился на одной горе и всю ночь провел в молитве. На самом рассвете, пока еще народ не собрался, Иисус позвал к Себе, кого Сам хотел, чтобы они были с Ним и чтобы посылать их на проповедь . Этих избранников Он назвал апостолами, т. е. посланниками. Их было двенадцать: Симон-Петр, Андрей, брат его, Иаков и Иоанн – сыновья Зеведеевы, Филипп и Варфоломей (он же и Нафанаил), Матфей иначе Левий, Фома, называемый близнец, Иаков Алфеев (называвшийся в отличие от Иакова Зеведеева младшим), Симон Зилот (из секты зелотов) или Кананит (т. е. родом из Каны), Иуда Иаковлев (брать Иакова младшего) и Иуда Искариотский (из города Кариота, находившегося в колене Иудином). Кроме этих двенадцати апостолов, у Господа было еще 70 других учеников. Были также некоторые женщины, по чувству благодарной любви служившие Ему, таковы: Мария Магдалина, из которой Он изгнал семь бесов, Мария Иаковлева (мать апостола Иакова, как думают, двоюродная сестра Божией Матери), Саломия, мать апостолов Иакова н Иоанна, Иоанна, жена Хузы, Иродова домоправителя (по преданию, того царедворца, сына которого исцелил Господь), и другие § 29. Нагорная проповедь. (Мф. 5–7 главы. Лук. 6, 17–49, 7 гл). Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты. И вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им, что Я повелю Ему. Λ кто не послушает слов Моих, которые Пророк Тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу ( Втор. 18, 18–19 ). Сойдя с горы с избранными двенадцатью апостолами, Господь Иисус Христос остановился на одном из её уступов. Здесь окружила Его многочисленная толпа народа, желавшего слушать слово Его. И он открыл уста Свои и начал учить. Учение о путях блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

А, впрочем, вот что говорит Апостол Иаков: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак.5:16 ). Тут не обозначает он ни места, ни времени, ни других обстоятельств молитвы, и тем самым, очевидно, вменяет нам в непременную обязанность молиться за ближних вообще, не только за тех, которые живут с нами на земле, но и за тех, которые переселились отсюда в другой мир, мир загробный, тем более, что не только мы, живущие, но и все умершие для Бога живы суть. Вот что говорит и Сам Спаситель: «Кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Матф.12:32 ). Значит, есть грехи такие, которые отпускаются не только в здешней, но и в будущей жизни, а есть и такие грехи, которые не прощаются ни здесь, ни там. Понятны способы, по которым здесь отпускаются нам грехи, это – горячая молитва , соединенная с верою, глубокое раскаяние, добрые дела, некоторые таинства, и преимущественно таинство покаяния: но какие способы для прощения грехов там, за гробом? Там нет никаких таинств, которыми здесь очищается и освящается наша душа, там нет места ни покаянию, ни подвигам нашим, потому что здесь сеяние, а там жатва, и если при всем том для умерших возможно отпущение грехов, то как же оно возможно, если не по молитвам Церкви? Другого способа и представить нельзя. И мы уже видели прежде, что Иуда Маккавей приносил жертву за умерших воинов, и приносил с тою именно целью, да от греха очистятся (2Макк.12:39–45). Но, – продолжают пытливые умы, – что же значит евангельская притча о богатом и Лазаре ( Лук.16:19–31 )? Тут праведный Авраам прямо и решительно сказал грешному богачу: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лук.16:26 ). Не следует ли отсюда, что напрасны и молитвы наши за усопших, когда для грешника не возможен там переход из ада в рай, когда оттуда к нам не переходят?...Нет, не следует, и вот почему: Прежде всего, мы знаем, что Сам Спаситель, по смерти Своей, нисходил душою Своею во ад, яко Бог, чтобы там возвестить победу над грехом и смертью и вывести оттуда ветхозаветных праведников и других, умерших с верою в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Блажени, говорит Он, будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы, и поносят, и пронесут имя ваше, яко зло, Сына человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день, и взыграйте: сообщение большинство мзда ваша многа на небеси (Лук. VI, 22, 23). Итак, если перенесение страданий и злословий доставляет награду страждущим и злословимым; то препятствующий им страдать и слушать злословия доставляет пользу не им, а тем, которые говорят и делают зло. Им, напротив, причиняет он вред, лишая их высшей награды и отнимая у них основание большей радости и ликования, так что для них надлежало бы (нам) молчать и дать совершиться тому, что приготовляет им великое обилие благ и наибольшее дерзновение. Но так как мы члены друг друга, то, хотя бы сами они и отвергали дар, нам при таком взаимном отношении не должно, заботясь об одной части, оставлять без внимания другую. У тех (отшельников), если они теперь и не пострадают, будет иной случай заслужить добрую славу, а эти, если не прекратят вражды против них, не смогут уже спастись. Посему, оставив тех, останавливаюсь на вас, и прошу и умоляю последовать нашим увещаниям, не направлять более меча на самих себя, не идти против рожна, и не огорчать, думая оскорблять людей, Святаго Духа Божия. Я знаю и уверен, что вы, если не теперь, то впоследствии одобрите этот наш совет; но желаю, чтобы вы сделали это теперь же, дабы после не делать этого напрасно. Так и тот богач (Лук. XVI, 19 и сл.), пока был здесь, считал пророков и закон и их наставления баснею и пустословием, а после того, как отошел туда, стал так уважать их увещания, что сознавая, что сам уже не в состоянии получить никакой пользы от этого уважения, просил патриарха послать кого-нибудь из ада с вестию к живущим на земле, боясь, чтобы и они не испытали некогда того же самого, и, посмеявшись над божественным Писанием, не стали уважать его тогда, когда уже не будет им никакой пользы от этого уважения. Между тем этот богач не сделал ничего такого, что вы делаете. Правда, он не уделял из своего имения Лазарю; однако, другим, которые хотели подавать, не препятствовал и не удерживал их, как вы теперь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Будучи Сам по беспорочному и совершенному Своему человечеству свободным от этих болезней и страданий, которые пришли в мир, как следствие первородного греха, Сын Человеческий сострадающей любовью принимал чужие страдания, как это и отмечается Евангелистом ( Мф. 8, 16–17 ): «когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» ( Ис. 53,4 ). На фоне этого общего целения и благотворения, отдельные случаи исцелений, особо выделенные в евангелии, представляют собой лишь единичные эпизоды, отмеченные ради тех или иных особенностей, но все это дела человеческого милосердия и сострадания, дела человеческие, совершаемые согласно воле Божией. Сострадание человеческому горю является побуждением к совершению и другой категории чудес, – к воскрешению мертвых. Это прямо сказано о воскрешении сына вдовы Наинской: «увидев ее (вдову), Господь сжалился над нею и сказал ей: «не плачь» ( Лук. 7,13 ) и воскресил отрока. Воскрешение дочери Иаира было совершено во исполнение просьбы его об исцелении дочери: «дочь моя теперь умирает, но приди, возложи руку Твою, и она будет жить» ( Мф. 9, 18 ), и, когда девица умерла, «все плакали и рыдали о ней, но Он сказал: не плачьте» ( Лук. 8, 52 ). Оно тоже, конечно, было делом сострадающего милосердия к человеческой скорби. Но это же надо сказать и о воскрешении Лазаря. Верный своему общему характеру, Евангелист Иоанн, правда, подчеркивает символически-торжественную сторону этого чуда, как «знамения победы» над смертию, как явление славы Божией (Иоанн. 11, 4, 40–2), но это отнюдь не умаляет той стороны этого чуда, что оно явилось актом сострадания к скорби сестер умершего, которая разделялась и ближними его (11, 19, 31, 33) и Самим Господом (11, 35–36, 38), причем эта человеческая скорбь Господа выражена с особенной силой: «Иисус прослезился... тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его... Иисус же опять, скорбя внутренно, приходит ко гробу»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Быт 49:1–2, 8–12 2. Пророчества Софонии чтение Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Веселись и наслаждайся от всего сердца своего, дочь Иерусалима! Устранил Господь преступления твои, искупил тебя из руки врагов твоих! Господь, Царь Израилев – посреди тебя: (и) больше ты не увидишь зла. В то время скажет Господь Иерусалиму: «Дерзай, Сион, да не ослабеют руки твои: Господь Бог твой среди тебя, Сильный спасет тебя; привлечет на тебя радость, обновит тебя в любви Своей, и возрадуется о тебе с наслаждением, как в день праздника. И соберу Я сокрушенных твоих. Увы! Кто принял на нее поношение? Вот, Я действую в тебе ради тебя в то время – говорит Господь; и спасу угнетенную, и отвергнутую приму, и сделаю их похвалою и знаменитыми на всей земле. Соф 3:14–19 3. Пророчества Захарии чтение Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Вот, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом. И истребит колесницы у Ефрема и коня из Иерусалима, и истреблен будет лук военный, и многолюдство и мир у народов; и будет Он начальствовать от вод до моря, и от рек до теснин земли. И ты, ради крови завета твоего, отпустил узников твоих изо рва, где нет воды. (И) вы пребудете в твердынях, узники сонмища, и за один день пленения твоего вдвойне воздам тебе. Ибо Я натянул Себе тебя, Иуда, как лук, преисполнил Ефрема; и воздвигну детей твоих, Сион, на детей Эллинов, и держать буду тебя, как меч бойца. И Господь будет над ними, и выйдет, как молния, стрела Его. И Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит, и пройдет в волнении угрозы Своей: Господь Вседержитель защитит их. Зах 9:9–15 Стихиры на литии, глас 1 Всесвятой Дух, Апостолов научивший/говорить иными необычными языками,/Он же не знающим зла детям еврейским повелевает взывать:/«Осанна в вышних,/благословен Грядущий Царь Израилев!» Сын и Слово Отца,/как и Он начала не имеющий и вечный,/на осленке бессловесном восседая,/пришел в сей день во град Иерусалим./Того, на Кого Херувимы из страха взирать не могут,/дети восхвалили с побегами пальм и ветвями,/хвалу таинственно воспевая:/«Осанна в вышних, (осанна Сыну Давидову),/пришедшему спасти от заблуждения род наш!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Быт. 21:9 И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], Митрополит Филарет думает, что дерзкий отрок Измаил, которому мать успела внушить гордую мысль о первородстве, позавидовал торжеству, сделанному для младшего брата, и отомстил за это мнимое оскорбление знаками поругания и презрения к невинному младенцу. В нашем славянском переводе LXX случай этот передан словами «играл с Исааком», так переводила и Вульгата. Позднейшие таргумы, говорит Англ. комм. Библия, разумели под этим выражением идолопоклоннический обряд. Очень любопытно указание книги Яшар, что в то время, когда Исааку было уже пять лет и он был отнят от груди и по этому случаю устроен был пир, на котором были Авимелех и Фикол, его военачальник (а также Сим, Евер, Фара и другие патриархи, пришедшие из Месопотамии), Измаил, которому было 19 лет и который был искусный стрелец из лука, видя пятилетнего Исаака, сидевшего при входе в палатку, натянул лук и прицелился в него. Сарра, увидев это, вскрикнула от ужаса, лук выпал из рук Измаила, и он побежал спрятаться в кустах. Каково бы ни было действие Измаила, надо, однако, предполагать, что оно происходило от зависти и ненависти, так как Измаил видел, что ребёнок Исаак признаётся наследником Авраама с исключением его, Измаила, несмотря на плотское первородство его. Быт. 21:10 и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. «Что же говорит Писание? (говорит Св. Ап. Павел) Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» ( Гал. 4:30 ). «Не плотские дети, – поясняет Апостол Павел в послании к Римлянам ( Рим. 9:8 ), – суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя». Слова Сарры в этом стихе суть слова пророческие, они и подтверждаются ( Быт. 21:12 ) самим Богом. Измаил не мог и не должен был мешать избранному семейству и роду исполнить своё предназначение на земле – точно так же, как впоследствии народ иудейский и закон Моисеев не могли и не должны были мешать христианству и закону благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В данном же поврежденном состоянии – это лишь цель, которую надо достичь с Божией помощью, но и при личном усилии. Апостол Петр так суммирует содержание христианской жизни: «Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4:1). Здесь преодоление греха поставлено в прямую зависимость от добровольного распятия плоти с ее страстями и похотями (Гал. 5:24). В сущности все сводится к очень элементарной истине, что по причине греховной поврежденности душа и тело человека находятся в конфликте: когда тело пресыщается, тогда духовные силы человека притупляются и слабеют, и, наоборот, когда человек добровольным воздержанием ослабляет тело, тогда его духовные силы просыпаются и начинают расцветать. Лучшие мыслители издревле установили, что всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва – немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас; чем больше мы теряем, тем больше приобретаем. Вот почему главной темой Священного Писания является побуждение к подвигу. Сама жизнь христианина уподобляется несению креста вслед Христу: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мт 10:38). На вопрос учеников, многие ли спасутся, Господь ответил: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук. 13:24). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мт 11:12, смотри также Лк 13:22—30; Мр 8:34—38; Лк 14:25—27; Ин 12:25—26). «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мт 6:19—34). И это не только в известные моменты жизни, но должно стать образом жизни: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящими» (Лук. 12:32—35, Мр 13:33—37). «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11). Однако, говоря о необходимости подвига, надо помнить, что в христианстве важно не одухотворение само по себе, а уподобление Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

В прежнее время все стены, по свидетельству нашего древнего паломника Даниила (XII в.), были украшены мозаикой и фресками; против входной двери, у противоположной стены показывают место тайной вечери, огражденное деревянной решеткой. Другой покой верхнего этажа считают местом, где было сошествие Св. Духа, на апостолов ( Деян.2:1–42 ). Великие и священные события совершались на этом месте. Здесь произошло установление таинства тела и крови Христовой в замен ветхозаветных кровавых жертв. Здесь совершилось и исполнение обетования об облечении апостолов силою свыше и утверждение через него новозаветной Церкви. Трогательны и поразительны наставления Господа ученикам своим перед телесной разлукой с ними! – Желанием возжелех ясти пасху сию с вами, прежде Моей страсти ( Лук.22:15 ). Это были первые слова Его на этой трапезе любви. Какою скорбью и в то же время любовью проникнуты слова Его к ученикам Своим; какое видное сострадание в обращении Его к несчастному Иуде ( Мф.26:24,25 ; Мк.14:21 ; Лук.22:22 ; Ин.13:22–39 )! Какая сердечность слышится и в последних словах Избавителя, обращенных к ученикам: Чадца, еще с вами мало есмь, взыщете Мене, и якоже рех иудеом, яко аможе Аз иду, вы не можете приити: и вам глаголю ныне. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О семь разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:33–35 ). Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Мя веруйте. Не оставлю вас сиры: прииду к вам. Еще мало, и мир ктому не увидит Мене, вы же увидите Мя: яко Аз живу, и вы живи будете... Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашает. Слышасте, яко Аз рех вам: иду и прииду к вам... ( Ин.14:1,2,18,19,27,28 ). – Кто без слез может вспомнить всю вечерю и поучение Спасителя во время ее о взаимной любви учеников между собою и мире со всеми, откровение Его ученикам о ненависти к ним со стороны людей века сего и обещание им от Отца небесного Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Возвеселись неплодная, не рождающая, возгласи и громко взывай не мучившаяся родами; потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа» ( Ис. 54, 1 ; Гал.4:27 ). Слова: «возвеселись, неплодная, не рождающая» относятся к нам 127 , ибо Церковь наша была неплодна, прежде нежели были дарованы ей дети. А слова: «громко взывай, не мучившаяся родами» означают то, чтоб мы возносили наши молитвы к Богу просто, не малодушествуя, подобно рождающим. Слова же: «потому что много детей у оставленной, – более, нежели у той, которая имеет мужа»/сказаны/потому, что народ наш, по-видимому, был оставлен Богом; а ныне, когда уверовали, мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога 128 . И другое 129 Писание говорит: «не пришел Я призвать праведных, но грешных» ( Мф.9:13 ; Лук.5:32 ; Лук.19:15 ). Это значит, что Ему должно спасти погибающих. Ибо в том величие, достойное удивления, – утвердить не то, что стоит, но что падает. Так и Христос восхотел спасти погибающее, и спас многих, пришедши и призвавши нас уже погибавших. Глава III. Будем исповедывать Христа, исполняя заповеди Его и всем сердцем почитая Его Если же Он сделал нам такую милость, и во-первых тем, что мы живые/уже/не приносим жертв богам мертвым и не кланяемся им, но познали чрез Него Отца истины, то в чем/должно состоять наше/ведение в отношении к Нему, как не в том, чтоб не отрицаться от Того, чрез Кого мы познали Его? Он и Сам говорит: «того, кто исповедает Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом Моим» ( Мф. 10, 32 ). Такова награда нам за исповедание Того, чрез Кого спасены. Но чем исповедаем Его? Тем, если исполняем слова Его, и не пренебрегаем Его заповедей, а почитаем Его не только устами, но и всем сердцем и всею мыслию. У Исаии говорит Он: «народ этот устами своими почитает Меня, а сердце его далеко отстоит от Меня» ( Ис. 29, 13 ). Глава IV. Кто истинно исповедует Христа? Итак, не будем/довольствоваться/только/тем, чтобы/называть Его Господом: это не спасет нас. Ибо Он говорит: »не всяк, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется, но делающие правду» (См. Мф. 7:21 ). Поэтому, братья, будем исповедывать Его делами, взаимною любовию, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистию, но воздержанием, милосердием, добротою; мы должны сострадать друг другу и не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедывать Его, а не противными им: и не должно нам бояться людей более, нежели Бога. Поэтому Господь на тот раз, когда мы делаем это, сказал: «если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас, и скажу вам: 130 подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы,.. делатели неправды» ( Мф. 7, 23 ; Лк.13:27 ). Глава V. Будем презирать мир и стремиться к блаженству другой жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010