Как бы было тогда, когда бы мы не обладали ничем, но были убогими, скорбящими, в мучениях? Когда бы единственным благом, которым мы бы обладали был Христос?» Пример нашего Господа Жизнь и наставления Сына Божия должны быть для каждого христианина абсолютным мерилом. Мы обязаны поступать так, как Он поступал ( 1Иоан.2:6 ). Наш Господь был рожден в нищете. Его родители были бедными людьми, что явствует из принесенной им жертвы ( Лук.2:24 ). И когда, позже, Он ходил со своими учениками, то у Него не было никаких запасов, так что Он должен был обратиться за помощью к рыбе, чтобы оплатить подать на храм за Себя и за Петра (Мат.17:24–28). Когда один молодой человек в восторженном порыве выразил желание следовать за Иисусом, Господь сказал ему: «Лисицы имеют норы, а птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лук.9:58 ). Вечерами, когда «разошлись все по домам», Иисус шел «на гору Елеонскую» ( Иоан.7:55; 8:1 ), где Он ночевал ( Лук.21:37 ). Он не имел приюта на этой земле. Перед распятием у Него отняли последнее из его материального имущества – одежду. Вот так и умер наш высокий идеал в страшной нищете, испытывая жесточайшую боль. По ветхозаветным меркам, кажется, что Его жизнь, с благоговением будь сказано, не была благословенной Богом. Это ясно объясняет нам, что мы, по крайней мере, не можем иметь никаких притязаний на земные блага, благосостояние, здоровье и т.п. Но когда Бог многим из нас все же позволяет обладать большим, чем нужно нам для жизни, то это благо незаслуженное. Его же слова о богатстве и благосостоянии однозначны и недвусмысленны: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мат.6:19–21). «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает; ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» ( Лук.12:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

«Некто сказал Иисусу Христу: Господи, я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказать: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов: а ты иди, благовествуй царствие Божие ( Лук. 9:57–60 ). Таким образом Иисус Христос требовал от учеников Своих полного самоотверженного, решительного и бесповоротного следования за Ним – «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» ( Лук. 9:62 ). Избрание Апостолов Из числа множества людей, следовавших за Иисусом Христом и желавших вступить в число Его учеников, Он избрал двенадцать. Пред этим важнейшим событием Иисус Христос провел всю ночь в молитве к Отцу небесному ( Лук. 6:12 ). Он просил божественной помощи, чтобы избрать людей способных продолжать Его великое дело и распространять между народами свет Евангельского учения. Избранных учеников Иисус Христос «наименовал Апостолами», т. е. посланниками. Истинный смысл этого названия можно уяснить из следующих слов Иисуса Христа: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». ( Ин.10:21 ). Как Иисус Христос был Первосвященником, принесшим Себя в искупительную жертву за грехи людей, так и Апостолы Его должны были быть первосвященниками, способными принести и себя в жертву для спасенья людей. Иисус Христос проповедовал и учил, и Апостолы, следуя примеру и исполняя повеления Своего Учителя, должны были идти и учить все народы. Иисус Христос даровал прошение грехов; Апостолы Его также получили власть даровать кающимся прощение грехов. Иисус Христос, установивши святейшее Таинство Евхаристии, причастил Апостолов и дал им заповедь: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лук. 22:19 ). Апостолы по заповеди Спасителя должны были совершать это Таинство и причащать верующих. Избранные Иисусом Христом двенадцать Апостолов неотлучно находились при своем божественном Учителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Средства, которыми пользовался Иисус Христос для привлечения иудеев к участию в царствии Божием, основанном Им на земле, были учение и дела. Но ни учением, ни сверхъестественными действиями, ни Своим высоконравственным характером Христос не мог достигнуть предположенной Им цели, что вызвало вопль удивления даже у самого евангелиста. „Столько чудес сотворил Он пред ними, – говорит евангелист Иоанн, – и они не веровали в Него. Да сбудется слово Исаии пророка: Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня? ( Ис. 53:1 ). Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои, и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис. 6:10 ). Сие сказал Исаия, когда видел славу Его, и говорил о Нем. Впрочем, – замечает евангелист, – и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги. Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию“ ( Иоан. 12:37– 43 ). Итак, мы видим, что Иисус Христос употреблял со Своей стороны все средства, чтобы обратить иудеев в число Своих последователей и, таким образом, спасти их прежде всего. Но почему эта цель не была достигнута – мы увидим ниже, когда будем говорить об отношении к Иисусу Христу современного ему иудейства и преимущественно – книжников и фарисеев. Глава 3. Отношение Иисуса Христа к Своим последователям. На первый раз служение Иисуса Христа открывается только в небольшом кругу Его слушателей. Андрей, ученик еще Иоанна Крестителя, приводит своего брата Симона, Филипп –Нафанаила, – вот тот скромный круг, в котором на первый раз является Спаситель мира. Затем, когда число последователей значительно увеличилось, Иисус Христос выделил из них две группы наиболее преданных Ему слушателей, которых и назвал апостолами. С апостолами Он говорил более и откровеннее, чем с остальными слушателями, о царствии Божием, Своем лице и назначении, просветлял их мировоззрение, бывшее сначала нечуждым обще- иудейских предрассудков, указывал им на предстоявшие Ему страдания, крестную смерть и воскресение, подкреплял их веру в Себя особенными сверхъестественными знамениями и подготовлял их, наконец, к их будущей деятельности. Евангельские повествования сохранили несколько фактов, на основании которых можно говорить более или менее уверенно об отношении Иисуса Христа к апостолам. Факты эти суть следующие: призвание апостолов ( Мф. 4: 18–22; 9: 9–13 ; Мр.1: 16 – 20 ; Лук. 5:1 – 11 ), избрание учеников ( Мф. 5 –7 ; Мр. 3:13 –19 ; Лук. 6: 12 – 49 ), посольство на проповедь двенадцати учеников ( Мф. 10: 1 – 42; 14: 1 – 12 ; Мр. 6: 7 – 29 ; Лук. 9:1 – 9 ); посольство семидесяти ( Лук. 10 ), преображение и т. п. Для уяснения отношения Иисуса Христа к Его последователям, остановимся несколько на этих событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

12,13). Другой переводчик (Симмах) говорит: меч свой изощрит (μχαιραγ ατο χογσει). Лук свой напрягает и уготовляет его. Другой (Симмах) говорит: напряжет (χτεγε). " Приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими " (ст. 14). Другой гово­рит (Симмах): для сожжения (ες τ χαειγ). 11. Что здесь скажут представляющие Бога человекообраз­ным потому, что Ему приписываются руки, ноги и глаза? Разве есть на небе луки, стрелы, оселок, меч и колчан? Между тем другой писатель говорит: " сотрясаются от страха горы и основания земли, когда Он взирает " (Сир.16:19). И этот самый пророк говорит: " призирает на землю, и она трясется " (Пс.103:32). Если же, только взирая на землю, Он потрясает каменные массы, то тем более может сделать это с людьми. Почему же о Том, который может разрушить вселенную одним взглядом, или лучше одним хотением, – так как Сотворивший ее одним ма­новением воли, конечно, может и разрушить ее одним хотением, – говорится, что Он имеет меч и лук? " В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же " (Пс.94:4), " Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним. Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах " (Ис.40:22,15); если ангел, посланный Им, в короткий промежуток вре­мени убил сто восемьдесят пять тысяч (4Цар.19:35); но что я говорю: ангел? – если мухи, саранча и черви погубили войско египтян, то для чего Ему лук, для чего – меч? Почему же так сказано? По причине грубости слушателей, чтобы обыкновенными названиями оружия тронуть душу их. У Кого " в руке дыхание твое " (Дан.5:28), и " бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? " (Пс.147:6), тому для чего оружие? Но, как я выше сказал, это говорится по причине грубости и бесчувствен­ности слушателей. Что значит: " изощрит " ? Изострит. Ужели ну­жен Ему и оселок? Ужели бывает и ржавчина на мече Его? Кто из здравомыслящих может принимать это буквально? Всем этим, как я выше сказал, пророк изображает на­казание и употребляет весьма чувственные выражения для того, чтобы люди самые неразумные видели, что здесь должно не на словах останавливаться, а выводить отсюда богоприличные мысли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

е. распятого Сына человеческого) не погиб, но имел жизнь вечную“. Это видно также из следующих стихов, где указывается и объяснение, почему Христос должен пострадать и умереть. „Ибо так возлюбил Бог мир“, – гово­рит Христос, «что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него“. Бог любит творение Свое, и в силу этой любви Он дал человеку средство примириться с Со­бой. Это средство – крестная смерть Мессии. Сына Своего единород­ного, рожденного Им прежде всех веков, Он отдал (δωκε), т. е. не только послал (πστειλε), но предал на смерть, опреде­лил к смерти ( Лук. 22:19 ; Гал. 1: 4 ; Иоан. 6:51 ), или, как выражается апостол Павел: „Сына Своего не пощадил, но пре­дал Его за всех нас“ ( Рим. 8:32 ). Такой смысл слову „ δωκε“ (отдал, предал) нужно усвоить здесь потому, что оно, очевидно, соответствует слову: „вознесену быть“ (ψωθναι), которое, как мы видели, нужно отнести к крестной смерти Христа. Вообще, нужно заметить, что слова „δδωμι“ И „ παραδδωμι“ (даю, предаю), встречаясь и в других местах, где говорится об Иисусе Христе, всегда употребляются именно для обозначения Его крестной смерти (ср. Рим. 4:25; 8:32 ; 1Тим. 2:14 и др.). Нелишним считаем заметить, что учение Иисуса Христа о том, что Он пострадает и умрет для искупления людей, находится также и у других евангелистов, кроме Иоанна (ср., напр., Мф. 20:17 –19 ; Лук. 18:31–33 ; Иоан. 16:7 ; Мф. 20:28; 26:28 ; Мр. 14:24 и др.). Далее, нет сомнения и в том, что Иисус Христос учил о Себе, как о Христе, Сыне Божием, единосущном с Богом Отцом. Однажды, пришедши в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: „за кого люди почитают Меня. Сына человеческого?“ На это ученики отвечали Ему: „одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков“. „А вы за кого почитаете Меня?“ спросил Он снова. „Ты Христос, сын Бога живаго“, свазал Петр. Тогда Иисус сказал ему: „блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах“ ( Мф. 16:13 –17 : Марк. 8:28–29 ; Лук. 9:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Лук свой напрягает и уготовляет его. Другой (Симмах) говорит: напряжет (χτεγε). « Приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими » (ст. 14). Другой говорит (Симмах): для сожжения (ες τ χαειγ). 11. Что здесь скажут представляющие Бога человекообразным потому, что Ему приписываются руки, ноги и глаза? Разве есть на небе луки, стрелы, оселок, меч и колчан? Между тем другой писатель говорит: « сотрясаются от страха горы и основания земли, когда Он взирает » (Сир. 16:19). И этот самый пророк говорит: « призирает на землю, и она трясется » (Пс. 103:32). Если же, только взирая на землю, Он потрясает каменные массы, то тем более может сделать это с людьми. Почему же о Том, который может разрушить вселенную одним взглядом, или лучше одним хотением, — так как Сотворивший ее одним мановением воли, конечно, может и разрушить ее одним хотением, — говорится, что Он имеет меч и лук? « В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же » (Пс. 94:4), « Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним. Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах » (Ис. 40:22, 15); если ангел, посланный Им, в короткий промежуток времени убил сто восемьдесят пять тысяч (4 Цар. 19:35); но что я говорю: ангел? — если мухи, саранча и черви погубили войско египтян, то для чего Ему лук, для чего — меч? Почему же так сказано? По причине грубости слушателей, чтобы обыкновенными названиями оружия тронуть душу их. У Кого « в руке дыхание твое » (Дан. 5:28), и « бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? » (Пс. 147:6), тому для чего оружие? Но, как я выше сказал, это говорится по причине грубости и бесчувственности слушателей. Что значит: « изощрит »? Изострит. Ужели нужен Ему и оселок? Ужели бывает и ржавчина на мече Его? Кто из здравомыслящих может принимать это буквально? Всем этим, как я выше сказал, пророк изображает наказание и употребляет весьма чувственные выражения для того, чтобы люди самые неразумные видели, что здесь должно не на словах останавливаться, а выводить отсюда богоприличные мысли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не правда ли после сего, братие, то, что милосердие есть лучшее средство к обращению грешников? Да, едва лишь возлил Аврамий бальзам на душу погибавшей, и она тотчас преобразилась из грешницы в Ангела во плоти, ибо при словах милости сейчас же и потекли обильно из очей её слёзы раскаяния и умиления сердечного, слёзы самые приятные для Господа и самые невыносимые для нашего врага, и Мария вскоре удивила всех своими подвигами. И пример этот не единственный. Посмотрите на Закхея: он был грешник; но Господь, увидев его, не обличает, а кротко говорит: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» ( Лук. 19:5 ) – и входит в дом Закхея. Чем же кончается? Тем, что благое отношение Господа к грешнику приносит благие и плоды. Закхей сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лук.19:8 ). Таким образом, видно, что милосердием Господа сейчас же была смягчена душа грешника и от греха к добру направлена. Поэтому, как поступали Господь и Его святые по отношению к грешникам, так поступайте и вы. Указывайте им на бесконечное милосердие Божие к кающимся, на то, что нет греха, побеждающего это милосердие, раскройте пред ними Евангельские сказания о помиловании жены грешницы, о том, как Иисус был в дому Симона фарисея и как приступила к нему жена, принесшая алавастр мира, притчу о блудном сыне, о помиловании разбойника, и может быть, Бог даст, и вы своею кротостью своих грешников обратите ко Христу. А когда обратите, то знайте, что за таковое обращение и вас самих ждёт великая награда на небесах; ибо так учит святой Апостол Иаков: «Братия! – говорит он. – Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Аминь. 30-й день 61. Какие блага даёт нам милостыня (Из жизни священномученика Зиновия и сестры его Зиновии. Чет. Мин. окт. 30) Господь учит нас подавать милостыню. «Продавайте, – говорит, – имения ваши и давайте милостыню» ( Лук.12:33 ). И мы, по слову Господа, подаём её. Но тут невольно, сам собой является вопрос: ради чего же мы подаём её? Есть ли нам самим от нашей милостыни какая-нибудь польза? Приобретаем ли мы что себе через неё? Даёт ли она и нам самим какие- нибудь блага? Знайте, братие, что и нам самим от милостыни есть великая польза, и себе мы через неё приобретаем многое, и блага большие она даёт нам. Какие же это блага? И что вообще милостыня даёт нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Сие же выражает и Закхей, сказав: «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук. 19, 8). Посему все подобные грехи, которые могут быть отплачены, и за которые можно воздать чем либо в несколько крат большим, очищаются сим способом. И сей говорю, способ не сам по себе достаточен к очищению, но предварительно имеет нужду в Божьем милосердии и к крови Христовой, которою «мы имеем искупление» и от всех других грехов (Еф.1,7), творя за всякий грех «достойные плоды покаяния» (Лук. 3, 8). Вопрос 284. Если братство от бедствий болезни обедняет; то можно ли не сомневаясь принимать от других нужное на потребы? и если это надобно, то от кого должно принимать? Ответ. Кто помнит Господа, сказавшего: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25, 40), тот с особенным тщанием и рачением прилагает великую заботу к тому, чтобы стать достойным наименования братом Господним. Почему, если кто таков, то, принимая, да не сомневается, но да благодарит. А от кого, когда и как надобно принимать, об этом должен судить тот, на кого возложены общие заботы, памятуя Давида, который сказал: «елей же грешнаго да не намастит главы моея» (Псал.140, 5), и еще: «ходяй по пути непорочну, сей ми служаше» (Псал.100,6). Вопросы о любостяжании, многопопечительности и суетности Вопрос 48. В чем состоит любостяжание? Ответ. Когда преступает кто предел закона. А сие по ветхому завету значит заботиться больше о себе, нежели о ближнем, ибо написано: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18); по евангелию же—заботиться о чем–нибудь ради себя сверх необходимого на настоящий день, подобно тому, кто услышал: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лук. 12, 20). К сему Господь присовокупляет общее: «Так (бывает с тем), кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (ст. 21). Вопрос 49. Что значит быть суетным? Ответ. Все, что предпринимается не ради потребности, но для прикрасы, подлежит обвинение в суетности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

20, 19-20), и поэтому скептические соображения апостола Фомы естественно привели их в немалое смущение. Об этом смущении прямо и говорят евангелисты в своем замечательном рассказе о следующем явлении Христа. Когда в восьмой день по воскресении своем Христос явился всем одиннадцати апостолам и бывшим с ними еще некоторым другим ученикам своим, то они, – говорит евангелист, – смутившись л испугавшись, подумали, что видят духа (Лук. 24, 37), т.е. они подумали то самое, что именно казалось апостолу Фоме относительно первых явлений Христа в первый день по Его воскресении. Поэтому, в ответ на смущение и недоверие своих учеников, Спаситель и предложил им то самое доказательство, какого домогался апостол Фома: что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши! Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лук. 24, 38-39, срав. Map. 16, 14), – и, обращаясь лично к виновнику смущения и неверия апостолу Фоме, Он добавил: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим (Иоан. 20, 26-27). Тогда апостол Фома убедился в действительном воскресении Христа, но прежнее сомнение его успело пустить такие глубокие корни, что другие апостолы, по замечанию евангелиста, от радости еще не верили и дивились, так что для убеждения их в том, что Он не привидение, Спаситель принял от них часть печеной рыбы и сотового меда и ел пред ними (Лук. 24, 41-43). Однако раз появившееся недоверие к доказательной силе чувственных впечатлений не могло уже быть уничтожено никакими чувственными доказательствами. Когда человек убеждается относительно возможной обманчивости явлений зрения, то это убеждение его само собой переносится им на всякое показание всякого чувства, е человек естественно начинает думать об одних только обманах чувств, т.е. ему невольно начинает казаться так, что в действительности, может быть, еще и нет того, что представляется ему. Поэтому даже и такое поразительное доказательство, как принятие Спасителем пищи, не вполне убедило апостолов в том, что пред ними находился не дух Христа, а Сам живой Христос, умерший и воскресший и телесно явившийся им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

25 ...облачить вас в святое и ангельское одеяние.— Пострижение волос и сложение мирской одежды — подготовительный этап посвящения в монахи. 26 Воски— особый вид подвижников в Месопотамии и Палестине. Они жили в горах и пустынях без крыши над головой, почти без всякой одежды и питались только дикорастущими травами и корнями. 27 ...как научил Давида, когда при стадах своих тот жил в пустыне.— Согласно Ветхому завету, иудейский царь Давид в отрочестве пас овец своего отца. 28 Сколько драгоценных камней ...“лежат на земле его”.— Захар. 9, 16. 29 Не забывай нерадивых работников...— Матф. 20, 6 ел. 30 Под пророкомподразумевается Моисей — см. Исх. 3, 2. 31 Просите, и получите.— Иоанн 16, 24. 32 ...направь ноги рабов Твоих и стопы их на путь мира —ср. Пс. 36, 23; 39, 3 и Лук. 1, 79. 33 Будьте просты, как голуби.— Матф. 10, 16. 34 ...упование всех концов земли и находящихся на чужбине далеко.— Ср. Пс. 64, 6. 35 Возьми щит и латы...— несколько измененная цитата из Пс. 34, 2—3. 36 ...сам пошлет ангела Своего пред лицом вашим...— Ср. Марк 1, 2. 37 Избавивший пророка Своего из пасти львиной...— речь идет о библейском пророке Данииле, по наветам врагов ввергнутом в ров со львами, но чудесно спасенном Богом.— Дан. 6, 23. 38 ...не попустит вам быть искушаемыми сверх сил.— I Коринф. 10, 13. 39 Никто, возложивший руку свою на плуг...— Лук. 9, 62. 40 ...начали строить, и не достало сил и охоты довершить основание.— Ср. Лук. 14, 30. 41 Било— на Востоке о начале службы оповещали ударами деревянного била, или молотка, которым стучали в двери монастырских келий. Это заменяло неизвестные до X в. колокола. 42 Давай повернем в правую сторону, ибо правая сторона благая.— Правая сторона в отличие от левой считалась благой и счастливой. Впрочем, оказать здесь влияние могла и описанная Матфеем сцена: во время Страшного суда Христос ставит праведников по правую руку, а грешников — по левую.— Матф. 25, 33. 43 ...желание боящихся Его Он исполняет...—Пс. 144, 19. 44 Беспечальна— т. е. смертью избавлена от мирских печалей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010