1178 В ев. Иоанна 4есть замечание: „ибо иудеи с самарянами не сообщаются», об ο γρ συγχρνται ουδαοι Σαμαρεταις. Это замечание, если взять его в буквальном смысле, не согласно ни с контекстом 4-й главы, рассказывающей именно об общении иудеев с самарянами, ни с талмудическими свидетельствами об отношениях иудеев и самарян. Кроме того, глагол συγχρσθαι об общении в смысле ст. 9-го в Библии не употребляется. Отсюда новейшие экзегеты склонны рассматриваемое замечание считать позднейшей глоссой, сделанной для читателя незнакомого с палестинской жизнью. Но против отрицания подлинности слов „ибо иудеи с самарянами не сообщаются» решительно говорит тот факт, что эти слова имеются, как отмечает Цан, в подавляющем большинстве рукописей и отсутствуют только в Dabde. Очевидно, в виду контекста гл. 4-й и Лук. 9:52–56; 17:11–19 нужно принять, что евангелист понимал приведенные слова не в строго буквальном смысле, что он желал только отметить преобладающее среди иудеев отношение к самарянам. Ср. Zahn Evang. Johannes. 237. 1187 Gittin 1, 5: „Все акты, подписанные свидетелем самарянином, негодны, кроме женских гетов и отпускных грамот рабов“. Ср. Bab. Gitt. 10 а. 1189 Nidda VII, 4. Ср. тосефту 6, 15: „баня самарянская, оскверняет шатровой нечистотой, потому, что они погребают там выкидышей; р. Иуда признает чистой, потому, что ласка и пантера уносят их оттуда тотчас же“. Переферкович, VI, 551. Ср. Tos. Ab. Zar. 2, 8, „Не сдают им домов полей и виноградников, -ни в арисут, ни в кабланут – скот; это относится как к язычнику, так и к самарянину”. Переферкович, т. 4, стр. 446. 1190 Jer. Kethub. 27 a. Jer. Berach. 21 b. Jer. Demai 25 d. Ср. Kidd. IV, 3: „От неизвестного корня произошли Шетуны, Асуфы и Кутийцы“. Schekal. 1, 5: „От язычника и самарянина, если они вносят сиклевый налог, его не принимают; также не принимают от них жертвенных птиц, приносимых мужчинами и женщинами, которые страдают истечениями, и родильницы; равным образом не принимают жертвы за грех и жертвы вины, но от них принимают жертвы по обету и добровольный. Вот правило: все, что приносится по обету и добровольно, принимают от них; а все, что приносится не по обету и добровольно, от них не принимают. Это ясно высказано Ездрою, так-как сказано: не строить вам вместе с нами дом Богу нашему “ ( 1Ездр. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

    «Еллины, чтобы обучиться словесным наукам, предпринимают дальния путешествия, переплывают моря; а нам нет нужды ходить далеко ради Царствия Небеснаго, или переплывать море ради добродетели. Господь еще прежде сказал: Царствие Небесное внутрь вас есть (Лук. XVII, 21). Поэтому, добродетель имеет потребность в нашей только воле, потомучто добродетель в нас, и из нас образуется. Она образуется в душе, у которой разумныя силы действуют согласно с ея естеством. А сего достигает душа, когда пребывает, какою сотворена; сотворена же она доброю и совершенно правою. Если бы добродетель была чем-либо приобретаемым отвне, то, без сомнения, трудно было бы стать добродетельным. Если же она в нас, то будем охранять себя от нечистых помыслов, и соблюдем Господу душу, как приятый от Него залог, чтобы признал Он в ней творение Свое, когда душа точно такова, какою сотворил ее Бог. Будем же домогаться, чтобы не властвовала над нами раздражительность, и не преобладала нами похоть; ибо написано: гнев мужа правды Божия не соделовает. Похоть же заченши раждает грех, грех же содеян рождает смерть» (Iak. I, 20, 15).     «А при таком образе жизни будем постоянно трезвиться и, как написано, всяцем хранением блюсти сердце (Притч. IV:23). Ибо имеем у себя страшных и коварных врагов, лукавых демонов; с ними у нас брань, как сказал Апостол: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. VI:12). Великое их множество в окружающем нас воздухе, и они недалеко от нас».    «Посему, потребны нам усильная молитва и подвиги, чтобы, прияв от Духа дарование разсужде­ния духовóм (1 Коринф. XII:10), можно было чело­веку узнать о демонах, которые из них менее худы, и которые хуже других, какой цели старается достигнуть каждый из них, и как можно низло­жить и изгнать каждаго. Ибо много у них ухищре­ний и злокозненных устремлений. Блаженному Апо­столу и последователям его известны были козни сии, и они говорят: не неразумеваем умышлений его (2 Коринф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Разность евр.-халд.-русск. т. и слав.-грек.-лат.·сирск. пер. в 3–5 ст. объясняется тем, что 70 пер. образные выражения: «скала, крепость, твердыня» заменили объясняющими их прямыми: Богъ, защититель, прибжище, держава, – ср. Пс.17:3 и 47. – Буд. вр. слав.-гр.-лат.-пер. (=бл. Иеронима и русск. пер. Никольского в 4–5 ст.: наставиши, препитаеши, изведеши – букв. соответствует евр. 2 аористу и по ходу речи, как изложение основания предшествующей молитвы 3-го ст., представляется правильнее, чем русск.-халд.-сир.-пер. повелят. наклонением: води, управляй, выведи. Слав.-греч. Господи в конце 5 ст. – объяснительная прибавка некоторых греч. спп., не читающаяся в евр.-халд.-сирск. в Вульг. и Син. кодексе. Въ рц тво предлож дхъ мой: избавилъ м Гди бже истины. 6. В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины. 6 . При совершенной уверенности в божественной помощи, псалмопевец спокойно предаёт дух свой, т. е. свою жизнь ( Иов.10:12 ), или всего себя (ср. на Пс.3:3 примеч.) во власть, попечение и распоряжение (= въ рц, ср. Быт. 39:6 ; Прем. Сол. 3:1 и 9; Ин.10:28 и дал.; сирск. по Вальтону: custodiae tuae) божеств. Промысла, тем более, что Господь, как Бог истины, т. е. всегда верный в своих обетованиях верующим в Него (ср. Пс.17:81 ), уже и прежде избавлял его от различных бед и опасностей. Таким выражением совершенной преданности своей в волю Божию среди опасностей преследования от врагов, он предызобразил собою Христа Спасителя, который, предав себя на страдания в исполнение воли Отца небесного, и самую жизнь Свою положил за грехи людей по воле Его, и умирая на кресте, буквально предал дух Свой на хранение и распоряжение Его Промысла, возгласив громким голосом именно слова псалмопевца: Отче, в руце Твой предаю дух Мой ( Лук.23:46 ). С тех пор эти слова сделались обычною предсмертною молитвою христианских мучеников и всех вообще умирающих о Господе (ср. Деян.7:59 ; 1Петр.4:19 ; comment.). Ст. 6. въ рц тво предлож дхъ мой. В нын. евр. (=халд. и русск.) чит. в ед. ч. в руку твою ( – беядеха); но 70 толк. (=лат.), также, как и Господь Иисус Христос, по свид. Евангелия Лк. 23:46 , читали во множеств. ч. ( беядеха). Слав. предлож поставлено в будущ. вр. в соответствие греческому т., где будущ. вр. παραθσομαι употреблено в буквальное выражение евр. 2-го аориста, который однако же можно переводить и настоящим (ер. Вульг., бл. Август. и все переводы на новые европ. языки), и так как в Нов. Зав., по установленному по лучшим спискам чтению, употреблено настоящее время παρατθεμαι (Ск. Грек.-слав. Нов. Зав. изд. Норова Спб. 1861 г. разночтения в греч. Нов. 3. Безы и Луки Бругенского в VI томе Вальтоновской Полиглотты;=Вульг. и Слав.), то лучше было бы в соответствие ему переводить предаю, как и читалось в слав. Псалтирях XIII – XIV вв. (см. Древле-Слав. -Псалт. Амфилохия).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

3 . Двадцать четыре старца и четыре животных, имеющие гусли и золотые чаши и поющие новую песнь 101 . Совместная проповедь Нового и Ветхого Заветов, показывает христианский народ, поющий новую песнь, то есть публично провозглашающий свое исповедание. Новое есть то, что Сын Божий стал человеком, новое также то, что Он людьми предан на смерть, новое – то, что Он воскрес в третий день, новое – что с телом вознесся на небо, новое – что дал людям оставление грехов, новое – что даровал людям печать дара Духа Святаго, новое – что люди получают умилостивительное служение и ожидают величайшего обетованного царства. А гусли, [или струны], натянутые на дереве, обозначают тело Христово, преданное на страдание. Чаша же – исповедание и саженец новой жертвы. А сказанное: многих Ангелов 102 обозначает всех избранных, приносящих Господу нашему благодарение за освобождение людей от бедствия смерти. Глава VI 1 . Снятие печатей, как мы уже сказали, есть открытие [смысла], проповеданного в Ветхом Завете и возвещение того, что будет в последнее время. И хотя пророческое писание описывает [события] по порядку отдельных печатей, но проповедание начинается, когда все печати открыты. Он говорит, что когда была снята первая печать, видел белого коня и всадника, увенчанного, имеющего лук 103 – это было сначала. После того, как вознесся на небеса Господь Бог наш, Он открыл все и ниспустил Духа Святаго, чьи слова через проповедников проникли словно стрелы в сердца людей и победили неверие. Венец же на голове обещан проповедникам Святым Духом. Прочие три коня явно обозначают голод, войны и болезни, о которых Господь говорит и в Евангелии. Он говорит: одно из животных 104 , потому что все четыре [животных] – одно. Иди и смотри 105 : иди есть приглашение к вере, а смотри говорится тому, кто не видел. Итак, белый конь – это слово проповедания, посланное в мир со Святым Духом, потому что Господь говорит: И проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

В.И. Добротворский VI. О Боге-Совершителе Своих судеб о человеке и мире или Выполнителе Своих вечных определений о них Благодатное освящение по отношению к каждому человеку продолжается до конца его земной жизни, а по отношению ко всему роду человеческому до скончания века, или до конца мира; потому учение о Боге-Совершителе последней судьбы человека и мира, разделяется на два отдела: о судьбе каждого человека по смерти, и о последней судьбе человечества и мира. 1) Учение о судьбе каждого человека по смерти заключает в себе два пункта: учение о бессмертии души и о состоянии душ умерших людей. а) Смерть телесная, состоящая в разлучении души от тела, не есть прекращение бытия души, – «смерть вошла во вся человеки чрез грех» ( Рим. 5, 12 ) и есть возмездие или наказание за грех; вследствие этого наказания тело человека «возвращается в землю, из которой оно взято, а дух его возвращается к Богу, Который дал его» ( Екл. 12:7 ). Истина личного бессмертия души, утверждается в Свящ. Писании во многих местах как Ветхого, так и Нового Заветов. «Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы» ( Лук. 20:38 ). Кроме прямых и ясных указаний Священного Писания , истина бессмертия души человеческой свидетельствуется всем строем и характером догматического и нравственного учения, а в особенности, – учением о человеке, сотворенном по образу и по подобию Божию, потому имеющем личное самосознание и тем отличающемся от других земных тварей. Достоинство личности, в отличие от простого неделимого, состоит в том, что личность хотя и принадлежит к роду, но сохраняет свою самостоятельность, а не есть только неизменное повторение родового типа, каковы все живые твари, кроме человека. Неделимые умирают, но сохраняется род; человеку принадлежит не родовое, а личное бессмертие; сотворенный по образу и по подобию Божию, человек имеет назначение быть в религиозном союзе и общении с Богом, источником жизни и бессмертия, а потому имеет назначение быть бессмертным. Истина бессмертия души находит подтверждение и в целесообразном порядке мира; по премудрому и всеблагому устроению Божию, все живые твари в продолжение жизни достигают свойственного им развития; но что касается человека, то только у него лучшие стремления к достижению истины, к осуществлению нравственного идеала, к счастью и блаженству, остаются неудовлетворенными в его земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Десять заповедей даны евреям, для них они и обязательны, а для нас христиан довольно знать только две заповеди, которые даны Христом: люби Бога всем сердцем и всей душой и люби ближнего, как самого себя“ (сн. сентябрьские Гражданина в Киевлянина за 1892 г.). И этот взгляд, как слышно, имеет в военной среде своих последователей и защитников, которые стараются проводить его и далее. Чтобы яснее показать ошибку этих авторов, предложим вниманию читателя ряд выписок из книг ветхого завета и за ними места из нового завета, в которых буквально повторяются слова ветхого, подавшие вышеприведенным авторам повод в их суждениям, – чтобы сам читатель мог определить, насколько справедливы их суждения. 1) «Слыши Израилю: Господь Бог наш, Господь един есть: и возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и от всея силы твоея“ (Второз. VI:4 – 5). 2) „Возлюбиши ближнего своего яко сам себе“ (Лев. XIX:18). а) „И приступль един от книжник.., вопроси Его: кая есть первая всех заповедей; Иисус же отвеща ему: яко первейши всех заповедий: слыши Израилю: Господь Бог ваш, Господь един есть: и возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею: сия есть первая заповедь. И вторая подобна ей: возлюбиши ближнего своего яко сам себе» (Марк. XII:28 – 31). б) „Законник некий воста, искушая Его и глаголя: Учителю, что сотворив живот вечный наследую: Он же рече в нему: в законе что писано есть; како чтеши: он же отвещав рече: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближнего своего яко сам себе. Рече ему: право отвещал еси: сие сотвори и жив будеши“ (Лук. X:25 – 28). Может ли быть что-либо яснее этих доказательств в пользу той истины, что сокращенная редакция заповедей о любви Богу и ближнему сделана и впервые произнесена не Иисусом Христом, а самим же Моисеем, и что в этой именно редакции заповеди о любвик Богу и к ближнему были всего более известны евреям, современникам И.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Но если бы мы не заботились о краткости сочинения, то все частные свойства, и все части телесного устройства, показанных животных, могли бы приличным образом применить к небесным Силам, принимая подобие не в точном значении. Так, гневный вид их могли бы применить к духовному мужеству, которого крайняя степень есть гнев, вожделение - к Божественной любви, и коротко сказать, все чувства и части бессловесных животных - к невещественным мыслям небесных Существ и простым силам. Но для благоразумных не только сие, но и объяснение одного только таинственного образа достаточно для того, чтобы понять предметы подобного рода. 9. Теперь должно показать значение рек, колес и колесниц, применяемых к небесным Существам. Огненные реки (Дан. VII, 10) означают Божественные истоки, обильно и непрестанно увлажняющие оные Существа, и питающие их животворным плодоносием. Колесницы (4 Царств II, 11. VI, 17) означают согласное действование равных. Колеса же (Иезек. 1, 16. X. 2) окриленные, неуклонно и прямо движущиеся вперед, означают силу небесных Существ идти в деятельности своей по прямому и правильному пути, поколику всякое их духовное стремление свыше направляется по прямому и неуклонному пути. Можно и в другом таинственном смысле принять изображение духовных колес. Им дано название, как говорит Богослов: гел, гел (Иезек. X, 13), что на Еврейском языке означает вращание и откровение. Огненным и Божественным колесам принадлежит вращание, поколику они непрестанно обращаются вокруг одного и того же блага; откровения, поколику они раскрывают тайны, возводят низших и низводят долу высшее освещение. Остается нам объяснить радость (Лук. XV, 10) небесных Чинов. Правда, они совершенно чужды нашего страдательного услаждения; впрочем, сорадуются, как говорит Писание, Богу о обретении погибших, по своей Богоподобной тихой радости, по своему искреннейшему удовольствию при попечении Промысла о спасении обращающихся к Богу, и по тем неизъяснимым восторгам, которые весьма часто ощущали Святые мужи, когда свыше нисходило на них Божественное озарение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/730/...

   В период дозаконный люди живут в состоянии греха и неведения, образно представленном в лице великого архонта огдоады. Период подзаконный, представляемый архонтом гебдомады, начинается откровением Бога (Исх. VI, З): «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова,— говорит архонт гебдомады,— но имени Божия (т. е. сокровеннейшего архонта огдоады) я не открыл им». Под влиянием архонта гебдомады люди получают ряд пророческих откровений. Наконец, наступает определенное время и для евангелия. Идея вознесшегося к не сущему сыновства сообщается сыну великого архонта чрез посредство «Св. Духа», но не физически, а динамически: не то, чтобы вышемирное сыновство опять снизошло на землю, но как огонь воспламеняет серу и на далеком расстоянии, так и евангелие, эта тайна, сокрытая от веков и от родов, которую от князей века сего никто не уразумел (1 Кор. II:8; Кол. I:26), вдруг озаряет ум сына великого архонта, и он постигает, кто такой не сущий, что такое сыновство, что такое Св. Дух, как произошло все и в чем состоит восстановление (apokatastasiV). Это евангелие он сообщил своему отцу. Тот пришел в ужас, когда узнал, что он ошибочно считал себя верховным Богом, что выше его есть Бог не сущий. Но этот страх был началом премудрости (Притч. I:7; Пс. XXIV:7): архонт исповедал свой грех — неведения и беззаконие превознесения, и эта вина была снята с него. Он радостно покорился евангелию. Последовало обращение всей огдоады. Тогда сын великого архонта, теперь называемый Христом, сообщил луч евангельского света сыну второго архонта. Действие было то же самое. Наконец, идея сыновства, эта сила Всевышнего (Лук. I:35) нашла и на Марию и исполнила ее сына Иисуса, этого первенца сынов Божиих, первородного всей твари (Кол. 1:15), т. е. третьего сыновства в этом мире. Он познал эту тайну сокровенную и возвещал ее. Его крестные страдания не были искупительною жертвою за других. Это был лишь болезненный, но тем не менее неизбежный процесс разделения (julokrinhsewV) пневматического, психического и материального элементов в Иисусе. Он страдал за себя и для себя. Этот кризис разрешился тем, что телесная природа в нем возвратилась в безобразное состояние, в котором находилось все в мире (amorjia tou swrou), психическое в гебдомаду, в огдоаду то, что было из нее, к «духу то, что произошло от него, и, наконец, «третье сыновство» в беспримесной чистоте вознесло к не сущему Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   Contr. Apollinar. 1, n. 18; 11, n. 14. 15; ad Epictet. Corinth. n. 5. 10.    Greg. Nyss. in Christi resurr. Orat. 1, p. 392, T. ΙΙI, ed. Morel., в Xp, Чт. 1841, 11, 25 и след.; Феодорит. Кратк. излож. Бож. догм. гл. 15: «Божество не отделялось от человечества ни на кресте, ни во гробе» (Хр. Чт. 1844, IV, стр. 330).    Точн. Изл. пр. веры III, гл. 27, стр. 218.    Посл. в Кледонию 1, в Тв. св. Отц. IV, 198—199.    По-гречески: διοποησις (Cyrill. Alex, epist. XXIX), κοινοποησις (ibid. X), αντδοσις (Joann. Damasc. de orth. fide III, 4); по-латыни: communicatio idiomatum.    Clem. Roman. Epl. 1 ad Corinth, n. 2; Irem. adv. haer. III, 19; V, 1. 17; Hippol. adv. Noet. c. 18; Athanas. contr. Apollin. 1, 7; Epiphan. haeres. LXXVII, 26; Augustin. contr. Serm. Arian. n. 8; снес. Октоих. ч. 1, лист. 54. 266. 283; ч. II, л. 15. 76. 245, Москв. 1838.    Epist. ad Theoph. Alex., Opp. T. II, p. 697, Paris. 1615. Так же замечает блаж. Феодорит: γαρ ενωσς κοινα ποιε τα ονματα, αλλ’ ου συγχε τατας το των ονοματων κοινον (Epist. CXXVII ad. Job. Archimandr.).    Точн. Излож. пр. веры III, гл. 4, стр. 147—148.    Иоанн. Дамаск. там же, стр. 147, 149.    Или, как выражается это на языке школы; «общение свойств во Христе должно признавать только in concreto, т. е. когда рассматриваются оба естества Его в единстве Его Ипостаси, а не — in abstracto, когда рассматриваются естества каждое порознь, отвлеченно от единства Его Ипостаси».    Точн. Изл. пр. веры III, гл. 17, стр. 197—198.    Учение лютеран о вездеприсутствии И. Христа по самому человеческому естеству противно: а) св. Писанию: Мат. 28:5. 6; Марк. 16:6; Лук. 24:6; Иоан. 11:15. 21; Деян. 1:11; 3, 21 и др.; б) учению вселенских Соборов III, IV, V и VI-ro, признававших, что два естества соединились во Христе неслитно и непреложно, с сохранением свойств каждого, также — VUU-ro вселенского, который осудил иконоборцев, считавших плоть Христову неописуемою, или беспредельною; в) наконец, учению св. Отцов… (Свидетельства их, равно как вообще подробнейшее рассмотрение помянутого учения лютеран, см. у Феофана Прокоповича — Theolog. vol. III, lib. IX, cap. 9, §§ 209—232).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

1) Неизменно сохранять вселенское учение веры, определенное изначала Церковью Кафолической на Соборах (II Всел. пр. 1. III Всел. пр. 7. VI Всел. пр. 1. VII Всел. пр. 1). 2) Не только проповедовать Слово Божие, преданное в Божественном откровении, писанном или неписанном, но и определять смысл его по началам вселенского учения веры. 3) Преподавать Христианам учение веры общенародно, в храмах, в училищах, и частным образом – каждому желающему познать его, также составлять догматические руководства к познанию веры (каковы напр. православные катихизисы), и т. п. 4) Иметь надзор за состоянием веры в обществе, за направлением мыслей относительно Богопознания и Богопочтения, за духовным просвещением Христианской паствы. Надзор этот принадлежит и правительству церковному (напр. Собору или Синоду) и отдельно пастырям Церкви. 5) Поучать верующих правилам Христианского благоповедения, и вообще – иметь надзор, посредством пастырей, за состоянием Христианской нравственности в обществе. Какими способами сохраняется и распространяется учение Церкви? Обращаясь к первоначальным способам этого учения, находим, что сам Иисус Христос для распространения веры не давал Апостолам особенной заповеди письменно излагать учение Его, или историю Его жизни. Он повелел им только вообще – проповедовать ( Мк. 16:15 ; Мф. 28:19 ). И нет сомнения, что первоначально и не столько было нужно, и не столько могло иметь силы и действия письменное вероучение, сколько живое, устное слово проповеди. Ибо учение Христианства было так ново и необычайно, что для людей, еще не приготовленных ничем к принятию его, одни писанные послания не могли иметь ни всей ясности, ни всей силы убеждения, тогда как устная проповедь могла быть для них вразумительнее, могла действовать на сердце их вернее, чем буква письмени, имея живое свидетельство истины в личности самих великих проповедников Евангелия, в примере их святой жизни, и в их чудотворениях. Поэтому Апостолы писали послания только к некоторым обществам христианским, и тогда уже, как вера сих обществ возвещалась в мире ( Рим. 1:8 ), и когда дана была им благодать слова и разума ( 1Кор. 1:4 ; сн. Лук. 1:1–2 и проч). А преимущественная и всеобщая проповедь всех Апостолов была устная; и так как эта проповедь естественно была обширнее и подробнее, чем писанное учение, то она составляла первоначальный и главный источник Христианского вероучения для всей Церкви. Потом быв непосредственно от Апостолов, или непосредственных учеников их, принята Церквами, в которых они лично проповедовали, эта проповедь сохранена через непрерывное преемство в постоянном, живом учительстве церковном. Так образовалось в Православной Церкви чистое и крепкое хранилище святого учения веры, – св. Предание ( 2Тим. 2:2 ; 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010