VI, 9, 10). И что я говорю: царствия небесного? Пьяный не видит и настоящих предметов; пьянство дни превращает для нас в ночи, свет в тьму; пьяный, смотря во все глаза, не видит и того, что у него под ногами. И не это только зло рождается от пьянства, но и потом пьяницы подвергаются другой, жесточайшей казни: безумному унынию, неистовству, расслаблению, насмешкам, поношениям. Какого же помилования ждать тем, которые убивают себя такими бедствиями? Совершенно никакого. Итак потщимся избегнуть этого недуга, чтобы получить нам и настоящие и будущие блага, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь. БЕСЕДА LVIII Живущим же им в Галилеи, рече им Иисус: предан имать быти Сын человеческий в руце человеком, и убиют Его, и в третий день востанет. и скорбни быша зело (Матф. XVII, 22, 23) Живущим же им в Галилеи, рече им Иисус: предан имать быти Сын человеческий в руце человеком, и убиют Его, и в третий день востанет. и скорбни быша зело (Матф. XVII, 22, 23) 1. Чтобы ученики не говорили: для чего мы здесь остаемся столько времени? — Христос опять говорит им о страдании, а слыша об этом, они не хотели даже и видеть Иерусалима. Смотри же, как апостолы и после того даже, как Петру уже сделано было порицание, после того, как Моисей и Илия, беседуя о страдании, называли это дело славою, после того, как и Отец свыше подал глас, и столько было чудес, и воскресение уже было при дверях (потому что Христос сказал, что Он не долго будет оставаться в объятиях смерти, но в третий день воскреснет), — все же не перенесли слов Христовых, но опечалились, и опечалились сильно. Это произошло от того, что они еще не разумели силы слов Христовых, как то показывают Марк и Лука. Один говорит: не разумеваху глагола, и бояхуся Его вопросити, (Марк. IX, 32); а другой: бе прикровен от них глагол, да не ощутят, и бояхуся Его вопросити о глаголе (Лук. IX, 45). Но если они не понимали, то как же могли печалиться? Нельзя сказать, чтобы они ничего не понимали; напротив, знали они, что Он умрет, потому что непрестанно слышали о том.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

архим. Модест (Никитин) Содержание Предисловие Введение I глава II глава III глава IV глава V глава VI глава VII глава Приложение (перевод творений св. Астерия) Слово о пророке Данииле и Сусанне На 5-ый псалом. Слово 1-ое Ha тот же 5-ый псалом. Слово 2-ое На тот же 5-й псалом, иначе. Слово 3 Ha тот же 5 псалом, иначе. Слово 4 На толкование 5 псалма, слово 5, в котором говорится и о Иосифе. Сказано в Великий Второй день (Понедельник) Беседа на 6-ой псалом На 7-ой псалом Отрывки из сочинений Астерия (По Библиотеке Фотия) Из слов на текст: „человек некий схождате от Иерусалима в Иерихон» Его же слово на текст: „человека два внидоста в церковь помолитися» (Лук.18:10) Его же слово о Закхее Его-же о двух сыновьях, упомянутых у Луки Его-же о слуге сотника, которого исцелил Господь Его-же слово о Иаире и кровоточивой     Предисловие Мир и Церковь в лице своих представителей очень часто не понимали и не понимают друг друга. Они говорили и говорят разными языками. Властные божественные глаголы Слова Божия не проникают в сердце легкомысленных сынов земли, не трогают, не поражают его до изменения мыслей, настроений, чувств и желаний. Если слово Церкви ведет в глубины и тайны неба, приподнимает завесу над „бездной богатства, и премудрости, и ведения Божия», то мир восклицает на это: „какия странныя слова! Кто может это слушать?!» ( Ин.6:60 ). Если Церковь говорит, наоборот, простыми, ясными словами земли, в которых „каждый слышит собственное наречие» ( Деян.2:8 ), чувствует язык своей души, узнает свои собственные мысли, чувства и желания, то все изумляются и, недоумевая, говорят друг другу: „что это значит? Сии говорящие не все ли Галилеяне... как же мы слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» Минута сомнения, потом насмешка и разгадка готова: они напились сладкого вина ( Деян.2:7–8, 11–13 ). Если представители Церкви внимательно приникают к интересам земли, одушевленным языком говорят о хлебе, питающем человечество, болезнуют и служат немощам его, тогда народ возвышает голос свой, говоря по-ликаонски: „боги во образе человеческом сошли к нам» ( Деян.14:11 ). Но лишь только служители слова, оставив такие речи, скажут властно и строго: „не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин.2:15 ), восторженные ликаонские речи сменяются криками ненависти: „они не говорят ничего истинного, а все лгут» ( Деян.14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Вы убеждаете меня покориться этой женщине, но я никак не приму вашего совета. Если и придется мне умереть в этих оковах и страшных муках, я совершенно уверен, что приму за это милость от Бога. Пусть все праведники спаслись с женами, я один грешен и не могу с женою спастись . Да если бы Иосиф покорился жене Пентефрия, то не царствовал бы он после; а видел Бог терпение его и дал ему царство , и в роды прошла слава о нем, как целомудренном, хотя он и детей прижил. Я же не царства хочу и не власти; не хочу быть великим между Ляхами, почитаемым по всей Русской земле; для Вышнего Царства я пренебрег всем этим . Если я живой избавлюсь от руки этой женщины, то пойду в монастырь . А что Христос говорит в Евангелии? «Кто оставит отца своего и мать, и жену, и детей, и дом , — тот есть Мой ученик» (Лук. XIX, 26). Кого же мне больше слушаться — Христа или вас? Апостол же говорит: «Женатый заботится о мирском, как угодить жене, а неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1 Кор. VII, 32, 33). Спрошу я вас: кому больше следует служить — Христу или жене? «Рабы должны повиноваться господам своим на благое, а не на злое» (Еф. VI, 5). Пусть же будет известно вам, держащим меня, что никогда не прельстит меня красота этой женщины, никогда не отлучит от любви Христовой. Услышала это вдова та, и вот, с помыслом лукавым в сердце, сажает она Преподобного на коня, велит возить его со множеством слуг по городам и селам, принадлежащим ей, и говорит ему: — Тут все, что тебе угодно, — твое; делай со всем этим, что хочешь. Людям же говорила: — Вот господин ваш, а мой муж. Чтобы все, встречая его, кланялись ему. А в услужении у ней было множество рабов и рабынь. Посмеялся Блаженный безумию этой женщины и сказал ей: — Напрасно трудишься: не можешь ты прельстить меня тленными вещами этого мира, ни украсть у меня духовного богатства. Пойми это и не трудись напрасно. Она же сказала: — Или ты не знаешь, что ты мне продан? Кто избавит тебя от рук моих? Я никак не отпущу тебя живого; после многих мук смерти тебя предам.

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

Итак, осознаем, что такое любовь Божья. Я знаю, что некоторые из вас приезжают из дальних районов Москвы на занятия школы, я знаю, что некоторые стоят раннюю литургию с своем храме, потом едут сюда. Любовь к слову Божию – это то качество, которое должен развить в себе каждый верующий. Потому что без изучения слова Божия мы не смогли бы понять характер Бога. Мы оставались бы в состоянии неправильного представления о Боге. И мы читаем далее: «… и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри» ( Откр.6:1 ). По-славянски «иди и виждь». Андрей Кесарийский поясняет: «И между сущими на Небесах существует благой порядок, нисходящий от высших чинов к низшим, ибо первый голос, повелевающий Ангелу, таинственно изображающему видение, он услышал от одного из четырех животных, льва. Первое животное, лев, как я думаю, указывает на царственную власть апостолов над демонами, так как о них сказано: “ты поставишь их князьями по всей земле”». Вот такое толкование мы находим у Андрея Кесарийского : апостолы – как львы, демоны боятся их. А вы знаете, что демоны боятся вас? Святые Отцы учат: «Когда ты, христианин, после причастия выходишь из храма, бесы в ужасе разбегаются от тебя, ты для них страшен, как лев, ибо в тебе присутствует Тело и Кровь Сына Божия». Итак, мы видим, что на Небесах царит порядок, удивительный, стройный порядок, который называется небесной иерархией. Это порядок, который существует во взаимоотношениях между духовными личностями, которые любят друг друга. И далее сказано: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» ( Откр.6:2 ). Святые Отцы поясняют: «Победоносный всадник первого явления, сидевший на белом коне, означает первоначальную Церковь Христову; белизна коня означает войну, но не кровавую, не убийственную войну, войну против заблуждений, нечестия и разврата». «Под сим конем у апостолов и пророков истины можно понимать Церковь , благодатью ставшую белее снега, и всадник ее – Христос. Посему ей сказано чрез пророка: “Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные” ( Авв.3:8 ); посему сказано, что держит она стрелу, в которой следует видеть проповедь Слова Божьего, ибо она может, пронзив душу человека, принести плод веры. Потому написано: “остры и могущественны стрелы Твои… народы падут пред Тобою” ( Пс.44:6 ). В этих словах – победный венец проповедникам» (Примасий, VI век).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Павел, когда Бог возложил на него труды проповеди евангельской. Он сказал: Господи, что мя хощеши творити! ( Деян.9:6 ). Поразят ли вас болезни, или лишение детей, или потеря имущества, – укрепляйтесь в благоговейной преданности неисповедимым Божиим судьбам. Пример вам – праведный Иов. Короче сказать: во всех обстоятельствах жизни, – счастливых ли то, или несчастных – молитесь Отцу небесному: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. (См. «В. лист.» 337 изд. ред. «В. дня»). Неделя 19-я по Пятидесятнице Еванг. от Лук. зач. 26-е, гл. VI, 31–36 ст. 1. Евангельское учение об отношениях к ближним, с изъяснением заповеди о любви ко врагам В нагорной проповеди Господь, между прочим, в следующих словах раскрывает нам, каковы должны быть наши отношения к ближним: «как хотите, говорил Он, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, и если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». ( Лк.6:31–36 ). Однажды христианскому философу Константину, нареченному Кириллу, предложен был сарацинами вопрос, касающийся любви ко врагам. Они говорили: «если Христос есть Бог ваш, то почему вы не делаете того, что Он повелевает: молиться за врагов, добро творить ненавидящим вас, обращать ланиту биющим; вы же не так, а совсем противно поступаете: изощряете оружие против враждующих, выходите на брань с ними и умерщвляете их». Блаженный Кирилл спросил в свою очередь: «если в каком-нибудь законе предлагаются две заповеди, и обе даются людям для исполнения, то кто будет истиннейшим законоблюстителем: тот ли, который исполнит одну заповедь, или тот, кто исполнит обе заповеди?» – «Без сомнения, тот, – отвечали сарацины, – который исполнит обе заповеди».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? ( – 13, 14). Поглощена смерть победою (Ис. XXV:8).    Примеч. Что такое ад? Ад, по-еврейски шеол, означает такое место, которое всех требует к себе, всх поглощает, ничем не насыщается (Притч. XXVII, 20; Авв. II:5); греческое слово ад (a_i="" part_52652 " > Шестой член символа веры    (Верую в Господа нашего Иисуса Христа) и восшедшего на небеса и седяща одесную Отца. 1. Событие вознесения Иисуса Христа на небо, предсказанное пророками.    И. Христос в 40-й день после воскресения Своего, как повествует евангелист Лука, вывел учеников Своих из Иерусалима до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их, и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и поднялся в глазах их от земли, и облако взяло Его из вида их (Лук. XXIV, 50, 51; Деян. I:9). Вознесся И. Христос человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. О вознесении И. Христа на небо предсказывал еще пророк Давид. Возьмите, восклицал он, врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Цар славы – (Пс. XIII, 7 – 10). Пророк Захария предсказал даже о горе, с которой Иисус Христос имел вознестись на небо. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима, с востока, говорит он (Зах. XIV:4). Сам Иисус Христос пророчествовал о Своем вознесении: узрите, сказал Он, Сына человеческого восходяща, идеже бе первее – (Иоан. VI:62). Никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, Сый на небеси, говорит Господь Никодиму (Иоанн. III, 13). Истину вознесения И. Христа на небо прославляет апостол Павел, говоря: сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (Еф. IV:10).   2. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа    Господь наш И. Христос, по Своем воскресении, „неоднократно являлся апостолам и учил их тайнам царствия Божия. В сороковый день Он явился им в последний раз в и в последний раз прошел по улицам этого несчастного города, вышел за его ворота и направился к горе Елеонской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Чужие – Сирияне ( 4Цар.13:7 ), Филистимляне ( Ис.9:11 ), Ассирияне ( 4Цар.15:19:20 ) пожирали силу его и он не замечал; седина покрывала его и он не знает ( Ос.7:9 ); все возвещает ему близкую смерть его, а он нисколько не остерегается. Отчаянный больной ( Ам.6:6:11 ), он упорствует в своем гордом уповании на самого себя, и его высокомерия свидетельствует против него (V, 5). Как глупый голубь, который не избегает никаких силков и бросается в сети, расставленные ему, он ищет помощи у своих врагов в Египте ( 4Цар.17:4 ), в Ассирии (Менаим, 4Цар.15:19 ). Но когда он направит полет к этим странам, я накину на него сеть Мою (V, 1; Иез.12:13; 17:20 и пр.) и я низвергну его как птицу, которую поразила стрела на воздухе, когда она считала себя в безопасности. Я накажу его сообразно с тем, чему он научен книгами Моисея и пророков в своем собрании (VII, 8–12) 44 . Горе им, что они удалились от Меня, гибель им, что они отпали от меня. Я спасал их из Египта рукою Моисея в древние времена ( Втор.7:8 и пр.; Мих.6:4 ), от Сириян при Иеровоаме 11 в недавние времена; а они ложь говорили на Меня ( Oc. VI 113); они хотят скрыть от Меня свое идолослужение (IV цар. XVII, 9), они не прямодушны в отношении ко Мне ( Пс.87:36 ), они окружают меня ложью (XII, 1–2) и следуют лжи своих отцов ( Aмoc. II. 4 ). Когда они вопят от горя на ложах своих, они взывают ко мне (VII, 14; Cyд. III, 9, 15 и пр.: 1Цap. XII, 10 и пр.). Собираются из-за хлеба и вина, а от меня удаляются. Я даю им временные благословения. Я укрепляю их мышцы (при Иеровоаме II), а они умышляют злое против Меня. Когда один путь привел к погибели, они оставляют его, чтобы искать другого, но никогда не избирают того, который один приводит ко мне. Они стали как неверный лук, который негоден ни для чего ( Пс.77:57 ); иногда можно бы сказать, что они хотят обратиться ко Мне, но их благочестие подобно утренней росе (VI, 4). По этому падут от меча князья их, а другие будут покрыты посмеянием в новом доме рабства, куда будут отведены (VII, 13–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Обыкновенным местопребыванием правителя была Кесария Палестинская по временам, особенно в праздники, он переселялся в Иерусалии, где занимал великолепный дворец Ирода, который, так как тан было судилищ (Иоан. XIX:13), назывался также преториею. Во время его управления совершились величайшие событие веры. При нем явился на проповедь Иоанн Креститель; при нем Сан Господь вступил в Свое служение спасению человеков и проходил его до самой Своей смерти; при нем Господь распят был и пострадал и умер на кресте и потом воскрес из мертвых и вознесся на небо (Лук. III:1; Мф. XXVII:2; Мрк. XV:1; Лук. XXIII; Иоан. XVIII. 28 – 40; XIX, 1 – 22, 31 – 38) Деян. III:13; IV, 27; XIII, 28; 1 Тин, VI, 13). Но в столь знаменательное время Пилат явил себя самым недостойным правителем. Он осудил на смерть Христа Спасителя, тогда как знал Его невинность, видел несправедливую злобу врагов Христовых, видел и от Ирод подтверждение Его невинности, и самою женою своею был предостерегаем не осуждать Праведника (Лук. XXIII, 4, 13 – 15, 22; Иоан. 38; XIX, 6... Мф. XVII, 18—24). Некоторые хотят видеть в Пилате только недостаток силы воли и слабость характера; но он не имел ни уважение к религии, ни правосудие, ни гражданского благоразумия, и в десятилетнее свое правление ничего не сделал, чтобы расположить к себе народ; напротив, неоднократно сам был виновником различных народных возмущений: то вносил он в Иерусалим кесаревы изображения составлявшие знамена римского войска (Древн. XVIII, 3, 1; Церк. ист. Евс. кн. 2, гл. 6); то посвящал Тиверию золотые щиты, поставив их во дворце Ирода, и по Филону – не столько из преданности к императору, сколько из ненависти к иудеям; то похищал из храма сокровища для построение водопроводов, раздражая тем народ (Древн. XVIII, 3, 2; Евс. ц. ист. кн. 2, гл. 6). Из евангельской истории мы видим, что однажды, по его приказанию, побили были галилеяне в самом храме, во время жертвоприношений (Лук. XIII, 1). Неизвестно, кто были эти галилеяне; может быть, они принадлежали к одной из политических партий; но все-же это не могло не раздражать народ, оскорбили его религиозное чувство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   В этом убеждаемся:    1) Из истории Самого Спасителя. Для настоящего случая она представляет нам три следующие несомненные истины:    а) Явившись на земле, чтобы совершить великое дело нашего искупления, Спаситель сначала только одному Себе усвоял право учить людей истинной вере, полученное им от Отца: Дух Господень на Мне, говорит Он, егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушииенныя сердцем: проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение: отпустити сокрушенные во отраду: проповедати лето Господне приятно (Лук. IV:18 – 19), и, проходя грады и веси с проповедию евангелия, присовокуплял: Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир... (Иоан. XVIII, 37). Аз на сие послан есмь (Лук. IV:43), заповедуя в то же время народом и учеником: вы же не нарицайтеся учители: един бо ваш ест учитель, Христос.., ниже нарицайтеся наставницы: един бо ест наставник ваш, Христос (Матф. XXVII, 1, 8 и 10).    б) Потом, Он передал Свое Божественное право учительства Своим ученикам, двенадцати и семидесяти, которых Сам нарочито избрал к этому великому служению из среды всех Своих слушателей (Лук. VI:13, снес. X, 1 и след.) – передал сперва на время еще во дни Своей земной жизни, когда посылал их проповедовать евангелие царствия только овцам погибшим дому израилева (Матф. X:5 – 16 и дал.), а за тем и навсегда, по воскресении Своем, когда, совершив Сам все дело Свое на земле, и отходя на небо, сказал им: яко— же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы (Иоан. XX:21), шедше научите еся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. XXVIII, 18) ; и с другом стороны, весьма ясно и с страшными угрозами обязал всех людей и будущих христиан принимать учение апостолов и им повиноваться: слушаяй вас, Мене слушает: отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается пославшего Мя (Лук. X:16. См. также Матф. X:14; XVIII, 15 – 19; Марк. XVI:16).    в) Наконец, в то же самое время, как передавал Господь Свое Божественное право учительства апостолам, Он выразил желание, чтобы от апостолов непосредственно перешло право это и на их преемников, а от сих последних, переходя из рода в род, сохранялось в мире до скончания мира, ибо Он сказал ученикам Своим: шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари, – шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с еами есмь во вся дни, до скончания века (Марк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Римл. X:14 — 15.    Мф. XX, 25—27.    Мф. XVI, 19; XVIII, 17—18; Иоанн. XX, 23 и др.    Послание к Коринфянам, гл. XXXVII — XXXVIII стр. 138 русского перевода.    1 Корф. 4 — 10, 28 — 30.    1 Корф. XII, 12 — 13.    1 Корф. XII, 12 — 13.    1 Коре. XII, 13.    1 Коре. XII, 14 — 20.    1 Корф. XII, 26.    1 Корф. XII, 15 — 16.    1 Корф. XII, 25.    Еф. IV:16.    Еф. I:23.    Еф. I:22.    Римл. XII:5.    Еф. IV:15 — 16.    Еф. IV. 16.    Римл. XII, 6 — 8.    1 Корф. XII, 18.    1 Корф. XII, 28.    1 Корф. XII, 17.    1 Корф. XII, 29.    Слово 3-е о священстве, творения, т. 1 стр. 13 — 14.    214 письмо к Халкидонянам, т. 7, стр. 120 русского перевода.    В данном случае мы пользуемся обычными терминами католического богословия: de jure divino u de jure humano для обозначения существенного различия Божеских и собственно человеческих учреждений.    Мы называем волю Божию о Церкви «внешней основой» для всегдашнего существования в ней особых священнослужителей лишь для того, чтобы отчетливее представить отличие православного учения по этому предмету от протестантских заблуждений, также допускающих необходимость существования в Церкви особых церковнослужителей. Таким образом, термин «внешний» обозначает у нас самодовлеющий источник для существования иерархии помимо воли на то самого общества; но никак не хотим мы определить словом «внешний» самый характер священнослужения в нашей Церкви, так как оно является в действительности удовлетворением глубочайшей внутренней потребности самого общества верующих.    Мр. III:13 — 14; VI, 7; Лук. VI:13; Иоанн, XV, 16.    Лук. X:I, Этим местом и ограничивается евангельское указание на тех семьдесят учеников, которых церковное предание называет также апостолами и на которых большею частью видит указание в 1 Корф. XV, 7 ст.    Мф. XIX:28; Лук. XXII:30.    Иоанн. XV, 16, 19.    Мрк. XV:16; Мф. XXVIII:19 — 20; X, 1 — 40; Деян. I, 8 и др.    Мф. XVIII:18; Иоанн, XX, 22.    Мф. XXVIII, 19; Лук. XXII:19 — 20 и др.    Иоанн. XX, 21 — 23.    1 Корф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010