IV. Представим же свод мнимо-противоречащих еван-гельских сказаний о дне тайной вечери и смерти Господа по изложенному толкованию сих сказаний. Прежде праздника пасхи ( Иоан. 13:1 ), в день предшествовавший дню опресноков, т. е. тому дню, в который вечером, по закону, надлежало внушать с опресноками агнца пасхального ( Матф. 26:17 . Марк. 14:12 . Лук. 22:7 ), Иисус, зная, что пришел час Его, – перейти от мира сего ко Отцу ( Иоан. 13:1 ), т. е. что настало время страданий и смерти Его, желанием возжелал в последний раз совершить с своими учениками самый торжественный и знаменательный в отношении к Его лицу праздник иудейской пасхи. Праздник этот напоминал иудеям то великое событие в их истории, когда Бог, рукою сильною и мышцею высокою освобождая их из рабства египетского, поразил первенцев египетских, минуя первенцев еврейских, я знаменовал вместе будущее искупление всего человечества от рабства греха и смерти истинным Агнцем, вземлющим грехи всего мира, Господом Иисусом. Настало время исполнения сего образного предзнаменования: Господь, истинный Агнец, должен был заклаться в срок закалания образного агнца, и – Он желанием возжелал, вместо сени ветхозаветной, показать самый образ вещей, самую истину, – вкусив агнца пасхального ветхозаветного, явит новозаветное таинство пасхи, совершив вечерю пасхальную ветхозаветную, установит вечерю новозаветную, тайную, но истинную – не сеновную. Это было 13-е Нисана, четверток, накануне того великого дня, в который, вечером узаконено было совершать пасху. – По закону, не время было совершать пасху, но обычай дозволял это, и обычай, предусмотренный Промыслом, послужил к совершению великого дела – заклания истинного Агнца Христа, в день заклания агнца образного. Зная, что, по закону, не время еще было вкушать пасхальную вечерю, но обычай дозволяет сие, Христос призывает двух довереннейших учеников – Петра и Иоанна, и говорит им: подите, приготовьте нам есть пасху. Ученики, не понимая вполне слов Учителя, спрашивают: где? Он отвечает: идите и такому-то и скажите: время Мое близко; вот почему ранее узаконенного, но в дозволенное время, Я совершу пасху с Моими учениками. – Вкушая ветхозаветную пасхальную вечерю, Он, зная намерение Иуды, говорит ему: делай скорее, что хочешь. Ученики не поняли, но подумали некоторые: может быть, Он говорит: купи скорее того, что нужно нам к празднику (так как Иуда был хранителем денежного ящика в малом обществе Господа), т. е. некоторые из учеников подумали, что Господь повелевает Иуде купить нужное для ежедневных, законом предписанных, жертв в продолжение семидневного празднования праздника опресноков; но не то разумел всеведущий Учитель их: Он говорил о скором предательстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

8. И сонм людей окружит Тебя: над ними – поднимись на высоту! IV. 9. ГОСПОДЬ судит людем: суди ми, ГОСПОДИ, по правде моей и по незлобе моей – на мя. 9. Господь суд дает людям: суди меня, Господи, по правде моей и (вынеси суд мне) по незлобию моему. 10. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, БОЖЕ, праведно! 10. И да настанет конец злобе грешников, а праведника направь (и поддержи) Ты, Боже, праведно испытывающий сердца и утробы! 11. Помощь моя от БОГА, спасающаго правыя сердцем! 11. – Помощь моя от Бога, спасающего правых сердцем. 12. Бог Судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день! 12. Бог – Судитель праведный, и крепкий, и долготерпеливый, и не наводит Он гнев Свой изо дня в день. V. 13. Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, – лук Свой напряже и уготова и. 13. (Но) если вы не обратитесь, – Он оружие Свое разрядит: (уже) натянул Он лук Свой и направил его: 14. И в нем уготова сосуды смертные, стрелы Своя сгораемым содела. 14. В нем уготовал сосуды смерти, стрелы Свои – палящими соделал! VI. 15. Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие! 15. Вот (он) – тот, кто заболел неправдою, зачаль муку и родил беззаконие: 16. Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. 16. Ров он рыл, и ископал его, и упадет в яму, которую соделал. 17. Обратится болезнь его на главу его, и наверх его неправда его снидет. 17. Тягость его обратится на его же главу, и на темя его падет неправда его. 18. Исповемся ГОСПОДЕВИ по правде Его, и пою имени ГОСПОДА Вышняго! 18. Я же буду славословить Господа по правде Его, и петь буду имени Господа Вышнего! Примечания к Псалму VII-мy Ст. 1. „Кто был сей Хусий, толковники между собой разногласны. Более приемлемым почитается то мнение (Августина и других), по которому то был „оный Арахиин сын, который, как повествуется во второй книге Царств, гл. XVI, возвестил Давиду о совете, данном Ахитофелом Авессалому против Давида, хотя там буква хет, а в псалме – каф (Ириней).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

III. Треття польза св. поста состоит в том, что постом мы служим Богу: говение есть богопочтение. Так св. Анна пророчица, в посте и молитве, служила Богу день и ночь (Лук. гл. 2). И не по Божию повелению эта жена хранила такой пост, но по своему собственному произволению; однако же этим самопроизвольным постом поистине чтила Бога и служила Ему. IV. Четвертая польза св. поста заключается в том, что он есть умилостивление праведного гнева Божия. Так сыны израилевы постом умилостивили Бога и получили преславную победу (1 цар. гл. 7). Так Ахаав царь, хотя и злочестив был, будучи убийцей и хищником, ибо отнял виноградник у Навуфея и его самого убил; однако же постом и умерщвлением своей плоти получил ослабление наказания и отчасти укротил гнев Божий (3 цар. гл. 21). Тоже сделалси и ниневитяне, которые общим и строгим постом гнев Божий утолили (Ионы гл. 3). Так было и во время Есфири, так было и во время Иудифи, когда люди постом избавялись от предстоящей им смерти. (Есф. гл. 4; Иудиф. гл. 4). Всех вообще призываеть в такому посту св. прор. Иоиль, когда говорит: и ныне, глаголет Господь Бог ваш, обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, в посте, и в плаче, и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша (гл. 2, 12 – 13). V. Пятая польза св. поста в том, что он есть заслуга пред Богом, и чрез него можно испросить от Бога временные и вечные блага. Так Анна, жена Елканова, постом испросила у Бога себе сына Самуила (1 пар. гл. 1). Так св. царь и прор. Давид томил себя постом, чтобы болящему сыну своему испросить у Бога жизнь (2 цар. гл. 12). Но особенно эта польза св. поста, т. е. заслуга пред Богом и вспрошение у Бога благ временных и вечных, видна из слов Христовых: ты же, постяся, помажи главу твою и лице твое умый, яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, Иже в тайне, и Отец твой видяй в тайне воздаст тебе яве ( Мф. 6, 17 ). 97 Преимущества растительной пища пред животною. В числе понятий, которые внушены нам с детства и которые при всей их несостоятельности опровергнуть трудно, находится убеждение в необходимости для здоровья мясной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   предсказаны им Самим: и восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одним сказал им (Мф. XX:17): вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященниками и книжникам, и осудят Его на смерть (ст. 18); и предадут Его язычникам на поругание и биение, и распятие; и в третий день воскреснет (ст. 19).    Страдание Христовы описаны: Он родился в яслях: и родила Сына своего Первенца и спеленала Его, и подожила Его в если; потому что не было им места в гостинице (Лук. II:7).    Его жизни подвергалась опасности от Ирода: когда же они отошли; се Ангел Господень является во сне Иосифу, и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мат. II:13).    Он не имел пристанища: Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет, где преклонить голову (Лук. IX:58). Он искушается и терпит голод: тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушение от диавола (Мф. IV:1). И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (ст. 2). – И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями. И ангелы служили Ему (Марк. I:13).    Его голод, Его жажда, Его усталость: поутру же, возвращаясь в город, взалкал (Мф. XXI:18). – Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить (Иоан. IV:7).    Он переносит обиды и оскорбление иудеев: сказал им: выйдите вон; ибо не умерла девица, но спить. И смеялись над Ним (Мф. IX:24). – Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою Веельзевула, князя бесовского (Лук. XI:15). – Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует: что слушаете Его? (Иоан. X:20).    Его жизни беспрестанно угрожала опасность от иудеев: и искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки; но побоялись народа; ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу (Лук. XX:19). – Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него. Но Иисус скрылся и вышел из храма, прошедши посреди их; и пошел далее (Иоан. VIII:59). – Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их (Иоан. X:39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Евангелие есть истина: услышавши слово истины, благовествование вашего спасение, вы запечатлены Святым Духом (Ефес. I:13).    Евангелие проповедует.    а) благодать Божию: услышали вы и познали благодать Божию в истине (Кол. I:6).    б) жизни и бессмертие: явлением Спасителя нашего, явившего жизнь и нетление (2 Тим. I:10). в) познание славы Божией: Бог, по велевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием Славы Божией в лице И. Христа (2 Кор. IV:6).    Евангелие дарует:    а) надежду небесного наследия: в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествование (Кол. IV:5).    б) мир: сказал ангел: возвещаю вам великую радость, и внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лук. IV:10,13 – 14).    в) обилие благословения: я уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествование Христова (Римл. XV:29).    Евангелие должно быть принимаемо с верою: верно и всякого принятие достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. I:15).    Верующие а) призваны ко спасению чрез Евангелие: Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим (2 Сол. II:14).    б) спасены чрез веру в Евангелие: напоминаю вам, братие, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь (1 Кор. XV:1 – 2).    в) родились в Иисусе Христе чрез Евангелие: я (ап. Павел) родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. IV:15).    г) должны участвовать в благовествовании Евангелия: принося с радостию молитву мою за ваше участие в благовествовании от первого дня даже и доныне (Фил. I:5).    д) быть покорными Евангелию: прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову (2 Кор. IX:13).    е) должны вести себя достойно евангелия: живите достойно благовествование Христова (Фил. I:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них (Апок. XII, 7);    е) препятствует евангелию и похищает слово Божие из сердца: у неверующих бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благоденствования о славе Христа (2 Kop:IV, 4) – Ко всякому, слушающему слово о царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его (Матф. XIII, 19). – Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их (Мар. IV, 15).    ж) прельщает мир, действуя ложными чудесами: низвержен на землю обольщающий всю вселенную, и бесовские духи, творящие знамения (Апок. XII, 9; XVI, 14).    з) может принимать образ светлого ангела: сам сатана принимает вид ангела света (2 Кор. XI:11).    и) виновник отступничества: пришествие беззаконника, по действию сатаны, будет со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2 Сол. IX:11). – Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. IV:1).    и) опечаливает людей несчастиями; от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа (1 Цар. XVI:14). – Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился (2 Кор. XII, 7).    к) искушал Господа: был Иисус в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною (Мар. I, 13).    л) ожидает погибели; вскричал одержимый духом нечистым: оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас (Мар. I, 24), пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Матф. XVIII, 29).    Характер диавола а) гордый: как упал ты с неба, денница, сын зари! А говорил в сердце своем; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему (Ис. XIV:12, 14). – Сказал Иисусу диавол: Тебе дам власть над всеми царствами и славу их, ибо она предана мне, и я кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое (Лук. IV:6, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

  2. Библейские тексты о покаянии    Покаяние заповедано для всех Богом: итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться (Деян. XVII:30). Не медлить Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением: но долготерпить нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Петр. III:9).    Покаяние заповедано И. Христом: с того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мф. IV:17). – Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так скоро прииду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Апок. II:5). – Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся (Апок. III:19).    Покаяние необходимо для спасения: если не покаетесь, все... (также) погибните (Лук. XIII, 3).    Христос пришел призвать грешников к покаянию: пойдите, научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы? Ибо Я (говорит И. Христос) пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. IX:13).    Покаяние производится действием Св. Духа: а на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбять о первенце (Зах. XII:10). – И Он (т. е. Дух Святой), пришедши, обличит мир о грехе, и о правде и о суде (Иоан. XVI:8).    Покаяние названо покаянием ко спасению: печаль ради Бога производит неизменное покаянию ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор. VII:10).    Познание греха необходимо для покаяния: многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною (Пс. L:4, 5). – Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач и радость – в печаль (Иак. IV:9).    Покаяние необходимо для отпущения грехов: явился Иоанн, крестя в пустыне, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Марк. I:4). – Петр же сказал (им): покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Св. Духа (Деян. II:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   г) повинуются воле Божией: благословите Господа (все) ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова (Его Пс. СІІ, 20).    д) исполняют намерение Божие: послал Господь ангела и вывел нас из Египта (Числ. XX:16). – Ангел сказал Захарии: я Гавриил, послан говорить с тобою и благовестить тебе (Лук. I:19).    е) исполняют суды Божии: послал Господь язву на израильтян... И простер ангел (Божий) руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его, но Господь пожалел о бедствии и сказал ангелу, поражавшему народ; довольно, теперь опусти руку свою (2 Цар. XXIV:15, 16). – Послал Господь ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующих и начальствующих в войске царя ассирийского (2 Пар. XXXII 21), – Ангел Господень поразил Ирода за то, что он не воздал хвалы Богу (Деян. XII:21).    ж) возвещают волю Божию: ангелы сказали Лоту: мы истребим сие место (Содом), потому что велик вопль на жителей его ко Господу, и Господь послал нас истребить его. Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города (Быт. XIX:13, 15). – Я (Гавриил) пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена (Дан. X:14). – Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе. Встань... и иди в землю Израилеву (Мф. II:13, 20). Ангел Господень отворил двери темницы, и выведши апостолов, сказал: идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни (Деян. V:19, 20).    Ангелы, возвестив о зачатии Господа и рождестве Его по плоти, о воскресении, вознесении и втором пришествии, – служили Ему на земле: ангелы, после искушения Господа в пустыне, приступили и служили Ему (Матф. IV:11). – Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Иоан. I:51). Явился ему ангел с небес (в саду Гефсиманском) и укреплял Его (Лук. XXII:43).    Ангелы а) будут сопровождать Господа при Его втором пришествии: приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими (Матф. XVI:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

XXI:27);    в сопровождении святых ангелов: праведно перед Богом оскорбляющим вас воздать скорбию, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его (2 Фессал. I:6 – 7);    и всех святых Его: вас Господь да исполнит, и преисполнит любовию друг к другу... чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и отцом нашим в пришествии Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его (1 Фессал. III:12 – 13);    в пламенном огне: грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря (Пс. XLIX, 3);    со гласом архангела: Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Фeccaл:IV, 16);    подобно тому как Он взошел на небо: и сказали (два мужа): мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как Вы видели Его восходящим на небо (Деян. I:11);    неожиданным образом: будьте же и вы готовы; ибо, в который час не думаете, прийдет Сын человеческий (Лук. XII:40); также внезапно, как потоп: как было во дни Ноя, так будет и в пришествии Сына человеческого. Ибо как во дни перед потопом, ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех: так будет и пришествие Сына человеческого (Матф. XXIV:37 – 39);    как тать в нощи: сами вы достоверно знаете, что день Господень так прийдет, как тать ночью (1 Фессал. V:2);    подобно как молния: как молния сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба; так будет Сын человеческий в день Свой (Лук. XVII:24);    небеса прейдут и земля будет истреблена огнем при втором пришествии Иисуса Христа: придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр. III:10);    мертвые во Христе воскреснут прежде при втором пришествии Иисуса Христа: Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Фессал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   для славы со Христом: когда не явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. III:4).    подобными ангелам: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают, как ангелы Божии на небесах (Матф. XXII:30). – И умереть уже не могут; ибо они равны ангелам, и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лук. XX:36).    с телами нетленными: так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, восстает в нетлении. Вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. XV:42, 52, 53).    с телами славными и сильными: сеется в уничижении, восстает в славе: сеется в немощи, восстает в силе (1 Кор. XV:43).    с телами духовными: сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор. XV:44).    с телами такими, как тело Христа: (И. Христос) уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою. которою Он действует и покоряет Себе все (Филип. III:21).    Воскресение есть истина утешительная: не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Итак, утешайте друг друга сими словами (1 Сол. IV:13, 14, 18).    Воскресение всех умерших будет сопровождается изменением тех, которые живы: говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. XV:51, 52).    после, воскресения наступит суд: и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (Иоан. V:27 – 29). – И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим (Апок. XX:12, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010