Кто же есть этот камень? – Это ни есть кто-либо из царей иудейских; так как ни из современных пророку, ни из последующих царей Сиона никто не послужил ко спасению его даже от внешних врагов: напротив, при неоднократном нападении неприятелей, цари Сиона делались пленниками своих победителей. При том, пророк не только не учит надеяться на царя, а, напротив, запрещает, говоря: «перестаньте надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо что он значит?» (гл.3:22). Нет, прежде всего этот камень, полагаемый на Сионе, служит основанием для спасения верующего и притом вообще всякого верующего. Потом, в противоположность ложной надежде на «союз с адом и договор со смертью», камень веры послужит действительным основанием спасения от ада и от смерти (ср. Ис.8:14 ; Зах.3:9 ). Наконец, пророк не определяет времени спасения; следовательно, камень веры имеет послужить основанием спасения для всего царства верующих всех времен. Итак, под образом камня пророк говорит о Христе, Спасителе мира. Христа и Его жизнетворное учение таинственно предызобразила скала, из которой чудодейственно проистекла вода в пустыне ( Чис.20:1–13 ). Под образом камня предвидел Христа пророк Давид, этот завоеватель Сиона и основатель Иерусалима ( Пс.117:22 ). Подобный этому камень созерцал в своем таинственном сновидении пророк Даниил и предвидел в нём всемирное и вечное царство Христово ( Дан.2:44–45 ). По исполнении времен, Сам Спаситель учил о Себе, как о незыблемом основании вечного царства и спасения, под образом камня ( Матф.21:42 ; Лук.2:34 ). Подобно тому учили о Нем и Его Апостолы ( Деян.4:11–12 ; Тит.2:4 ; Рим.9:32–33 ; 1Кор.3:11–13 ; Ефес.2:20 ). Подобно краеугольному камню, Христос многоценен, ибо пресвятая кровь пречистого тела Его послужила ценой вечной жизни и потому стала бесконечно драгоценнее всякой жертвы в очах Бога и мира ( Иоан.6:54–56 ; Деян.20:28 ; 1Пет.1:18–19 ; 1Иоан.1:7 ; Рим.3:25 ; Евр.9:12–14 ; Откр.5;3;18;24 ). Подобно камню, Он был избран из ряда других вестников божественного откровения и из числа всех сынов Божиих, как Единородный Сын Божий ( Ис.42:1–6; 44:1–2; 49:1–3 ; 1Пет.1:20 ; Евр.1:2–4 ). Христос подобен именно краеугольному камню: ибо как этот камень соединяет две стены одного здания, так Христос соединил два мира, прежде разделенные – иудейский и языческий в одно здание всемирной церкви и на едином основании ( Ефес.2:13–22 ). Он честен, потому что Его никто не может заменить, ибо Он совершил дело спасения мира, чего никто не может совершить, так как только Он единый мог быть ходатаем между Богом и человеком, и поэтому Ему только единому принадлежат всякая честь и слава, и поклонение ( Ис.53:4–6,12; 63:1,3,9 ; Деян.4:12 ; Ефес.1:21 ; Фил.2:9 ; 1Пет.4:11 ; 1Тим.6:16 ; Откр.5:13 ; Рим.14:11 ; Фил.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Том I Том III Том IV Том V Содержание Введение 1. Ветхозаветная основа Евангелия 2.  Еврейский монотеизм – Ветхий завет 3. Ветхозаветное священство 4. Царство (теократия) 5. Пророчество 6. Законническое иудейство 7. Отец Небесный 8. Духовная праведность 9. Вечная жизнь 10. Спаситель 11. Царство Божие 12. Приложение: Изъяснение Иоан. VIII:44, X:12–13; Лук. XVI, 1–13     Введение Изложение евангельского учения составляет часть библейского богословия, – и при том часть фундаментальную, исключительной важности и решительной своеобразности. Наука библейского богословия основывается на двух принципах, против которых нельзя основательно возражать и которые образуют необходимое условие научного изложения христианских первоисточников. Первый принцип тот, что источники христианского учения – Библия  и святоотеческие творения, – и даже отдельные части Библии, как-то Евангелия и писания каждого апостола, не могут быть рассматриваемы в научном отношении как бесцветные части однообразного целого, что, напротив, каждый из них имеет свой не только внешний, но и внутренний характер, созданный личными особенностями автора и условиями времени. Конечно, все христианские памятники и, в частности, все отделы новозаветной Библии имеют нечто общее, что дает «религию» Нового Завета, но это общее не обнимает того, в чем душа каждого более или менее оригинального отдела. Библейское богословие имеет дело, прежде всего, не с Библией в ее целом, не с теми рубриками, которые одинаково приложимы ко всем частям Библии, а с каждым ее отделом, имеющим собственный внутренний характер, – и потом – с историческою связью между разными последующими отделами. Второй принцип библейского богословия тот, что как каждый литературный памятник, так и библейские писания нужно рассматривать во свете современных им идей, имеющих значение языка, в широком смысле слова, или фона, на котором раскрывается оригинальное содержание памятника. Понять литературный памятник значит определить круг идей того времени, к которому он относится, и уяснить, что в нем заимствованного и что оригинального, что составляет материал, носившийся в воздухе, и что – ответ автора, его реагирование на среду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В предшествующих стихах страдалец плакал о том, что Бог лишил его всех средств избежать бедствий. В ст. 10–12 говорится, что Бог преследует страдальца всеми способами. Бысть яко медведь и пр. Подобно хищным зверям, Бог подстерегает страдальца на каждом шагу. Образ медведя и льва прилагается в этом стихе не столько к Богу, сколько к халдеям, которые предназначены были Богом служит орудием наказания избранного народа, и которые, действительно, выполнили это назначение с жестокостью хищных зверей. Это сравнение врагов со львом и медведем было очень понятно для тех слушателей, которых имели в виду плачевный песни, так как в Палестине случаи нападения львов или медведей, – в особенности, на стада, – были обычным явлением ( 1Цар.17:34 и сл.). Вот почему образ льва встречается в Св. Писании очень часто, напр., ( Ос.13:8 ; Ам.5:19 ; Ис.17:12 ). Последнее место пророк при составлении 10 ст., быть может, имел пред глазами. Ср. также ( Иер.4:7; 5:6; 49:19; 50:44 ). Гна отступившего и пр. По Славянской библии, как и по LXX: κατεδωξεν φεστηκτα κα κατπαυσ με, θετ με φανισμνην, этот стих представляется очень темным. В Еврейском текста он читается . Слово (от «путь») LXX прочитали или «преследовал», а слово приняли за part. kal. от . Обычно же считают за ро. от и все выражение переводят: «извратил пути мои». Следующее слово LXX передают неточно, сохраняя только смысл: κατπαυσ με. Еврейский глаголь имеет значение «рассекать на части» ( 1Цар.15:33 ; Ис.7:3 ), «отрывать» (ветви от дерева, члены от тела). Вот почему принятое чтение LXX должно признать менее удачным, чем чтение διεσπραξν με (кодд. 22, 36, 48 и др.). Если, далее, и первую половину 11 ст., в интересах сближения с еврейским текстом, исправить по переводу Акилы: δος μου ξκλινε (см. Field.), то мысль получается вполне ясная. В 11 ст. мы имели бы дальнейшее раскрытие сравнения со львом. Лев сбил с пути страдальца («извратил пути», или, по Акиле, «уклонил» их, т.е., сделал так, что страдалец потерял путь), растерзал его и оставил лежать полумертвым (LXX: φανισμνην). Напряже лук Свой и пр. Пророк сравнивает Бога с стреляющим, а себя с целью, в которую направлены стрелы (ср. Иов.16:12; 6:4 ; Втор.32:23 ; Пс.38:3 ). Стрелы, посылаемые Богом, – бедствия, постигшие пророка и весь народ. А так как «те, кто учится попадать в цель, посылают не две, три или четыре стрелы, а много», то, следовательно, этим образом стрелка, пророк «хочет указать на непрерывность бедствий» (Феодорит). Ст. 13–15. Пусти в лядвия моя стрелы тула Своего. Бых в смехе всем людем моим, песнь их весь день. Насыти мя горести, напои мя желчи

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

г) Отношение ангелов к человеку, как добрых, так и злых, составляет предмет богооткровенного учения, указывающего в одних из них хранителей, руководителей и наставников человека, а в других врагов человека, – а не есть предмет любознательности, как говорит Шенкель, который относит его к области космологии, а не богословия. а) Отношение добрых ангелов к человеку выражается в участии их в судьбах человека, как вестников воли Божией, как хранителей и наставников в деле спасения ( Мф. 18:10 ). Это служение их спасению людей свидетельствует сколько о высоте их духовного совершенства (болий в вас да будет, яко мний, и старей, яко служай ( Лук. 22:26 ), столько и о их любви к человеку. Вопрос о том: можно ли опытно удостовериться в благотворных действиях и самом бытии св. Ангелов, – касается опытности в духовно-нравственной, религиозной жизни; примеры подобных опытов не малочисленны в св. книгах. в) Отношение к человеку злых духов изображается, как вражда на погибель его. Так, диавол именуется «человекоубийцею искони» ( Ин. 8:44 ), супостатом и уподобляется льву рыкающему, который ищет кого поглотить ( 1Петр. 5:8 ). Между разнородными и сложными душевными состояниями человека и влияниями на него трудно указать действие злых духов, но некоторые явления душевной жизни наводят мысль на это влияние (беспричинная злоба, упорство во зле, крайняя бессердечность). Крайняя степень власти злого духа над человеком у бесноватых. Болезненное расстройство человека не может служить возражением против влияния на него злых духов, их власть над бесноватым подтверждается особенным знанием бесноватых, напр. о Сыне Божием (Map. 5:7 и др.), – мучительным трепетом пред силою Божьею (Map. 9:26). Рационалисты – богословы указывают на невозможность борьбы диавола с человеком, по разности их природы; но борьба здесь нравственная, а не физическая, равно, как и средство борьбы, с одной стороны – обольщение, склонение воли, с другой – духовная бдительность, молитва и др. В учении об ангелах злых и их отношении к людям иногда видят остатки суеверий, свойственных темным векам. Но суеверие состоит в употреблении физических средств сношения с духовными существами, а не в учении о нравственной борьбе со злыми духами. Суеверия в христианском народе – остатки язычества, в котором употреблялись физические средства: сношения с духами, магия, волшебство. К этим суевериям надобно отнести и спиритизм с его физическими средствами для сношения с душами умерших людей. Он был известен древним вавилонянам и строго осуждается в Ветхом Завете ( Втор. 18:10–11; 8:19 , а также: 1 Цар. гл. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Не верить свидетельству целого народа о том, что происходило у него же самого, и что ему только одному могло быть подлинно известным, мы не имеем никакого основания.    Наконец, для полноты убеждения в неиспорченности Пятикнижия, некоторые учёные позаботились с особенным вниманием снести и сравнить между собой все манускрипты подлинного текста Пятикнижия, даже все манускрипты древних переводов его, как то, перевода Семидесяти, Аквилы, Симмаха, Феодоциона, перевода Сирского, Вулгаты и различные экземпляры Пятикнижия Самарянского. Что же вышло из всего этого? То, что не нашли никакой существенной разности между древними подлинными списками, древними переводами и между настоящими изданиями Пятикнижия. § 115. Подлинность прочих книг Ветхого Завета    Подлинность прочих книг Ветхого Завета, подобно подлинности Пятикнижия, доказывается:    I. Свидетельствами внешними. У Иудеев находим об этих книгах непрерывное по времени и всеобщее предание:    1) Ныне в их каноне содержатся следующие книги, которые признают они и Божественными и, несомненно, подлинными: 1) Бытия, 2) Исход:3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисуса Навина, 7) Судей, 8) две книги Самуила (или первые две книги Царств), 9) книги Царств (третья и четвёртая), 10) Исайя, 11) Иеремия, 12) Иезекииль, 13) двенадцать малых Пророков, 14) Псалмы, 15) Притчи, 16) Иов:17) Песнь песней, 18) Руфь:19) Плач:20) Екклесиаст, 21) Есфирь, 22) Даниил, 23) Ездра и Неемия, 24) Паралипоменон. На двадцать четыре части Евреи разделяют ныне свои священные книги, по числу букв Греческого алфавита. Хотя всех то книг тридцать восемь,— точно так, как прежде считали они у себя двадцать две книги, по числу букв алфавита еврейского, соединяя для этого книгу Руфь с книгой Судей и Плач Иеремии с книгой его пророчеств. Кроме того, все эти священные книги Евреи разделяют на три, более общие, отдела, из коих первый носит название Закона (352), второй называется Пророки, третий — Писания или священные писания αγιγραψα .    2) Этого же канона держались Иудеи и во время земной жизни Спасителя, как видно, с одной стороны, из современных свидетельств Филона и Иосифа Флавия, которые, говорят как о двадцати двух священных книгах Иудейских, так и о разделении их на три означенные части. А с другой — из свидетельств самого Иисуса Христа и его Апостолов: ибо в Новом Завете, кроме того, что различаются три класса ветхозаветных книг под именем закона, пророков и псалмов (Лук. 24:44), почти из всех этих книг приводятся места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

5. Вопрос послушника. Как мне приобрести верное познание себя или своей греховности? Ответ старца Вонифатия. Для этого есть зеркало, в котором всякий, кто только хочет, очень удобно и ясно может увидеть всю свою греховность. Но это чистое и совершенно ясно показывающее всю нашу внутренность зеркало наш век почти совершенно вывел из употребления, и довольствуется зеркалом, которое показывает нам только нашу наружность. Чистое зеркало, о котором говорю,– есть закон Божий, выраженный в десяти заповедях Божьих; кто беспрестанно смотрится в это зеркало, тот совершенно верно может усмотреть всю свою греховность. 6. Вопрос странника. Должен ли я всем обидящим меня прощать или нет? Ответ старца Вонифатия. Обратим внимание на слово Божие. Слово Божие показывает нам, что кто не прощает обидящого, тот не должен называться христианином, потому что христианство весьма требует прощения обид. Вот что говорит нам Спаситель: «слышите яко речено есть: возлюбиши искреннего своего, и возненавидиши врага своего. Аз же глоголю вам: любите врага вашего, блогословляйте клянущего вас, добро творите ненавидящим вас, молитесь за творящих вам напасть и изгонящим вас» (Мат. 5, 43. 44). «Еще любите любящих вас, Обаче любите врагов ваших и блоготворите» ( Лук. 6, 32–35 ); «не дайте место гневу, писано бо есть: Мне отмщение. Аз воздам, глоголет Господь» ( Рим. 12, 19 ).   7. Вопрос посетителя. Как поступать, когда я соблазняюсь, видя, что другие вольно выражают свои мысли, или оскорбляюсь, когда не вижу у иных кротости в обращении с другими? Ответ старца Вонифатия. Уверь себя, что это тебе кажется от невнимательности и нерассуждения твоего. Не должно никого осуждать, ибо ты не знаешь, с какою целью они сие делают, равно и с какою целью и я с кем-нибудь так, а не иначе поступаю. Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, обращение и поступки других. Ты христианин, а потому не имеешь права судить – где, когда, как и с кем поступают. 8. Вопрос странника. Чувственная страсть ратует сильнее других на душу мою, какое бы найти удобнейшее средство к погашению ее?

http://azbyka.ru/otechnik/Vonifatij_Feof...

   их сверхъестественными чертами, ты сам осуществил по отношению к нам. Воинов из наших отрядов, которые, когда наступала пора сражения, не смели даже смотреть на вражеский шлем (Homer. Il. 16, 70.) и не более муравьев годных в во енных делах или жаждущих надеть шлем Аида, при вел в сознание, или, как говорится, сделал другими: из бегущих от сражения — воинов, из невооруженных — гоплитов, из домоседов — желающих жить в палатках, из живущих дома — предпочитающих находиться под открытым небом, из непривычных к верховой езде — годных управлять колесницами, [запряженными] араб скими и нисейскими конями, взнузданными ремнями и одетыми в защитные попоны, закрывающие все тело коня. Ромейский щит, пахнущий дымом, более не висит на гвозде, колчан для стрел не источен червями, красиво изогнутый лук не полон плесени, крепкое копье дви жется и колеблется, меч, не изъеденный ржавчиной, уже не бесполезен. Твой клич не был вообще пустым, напрасно брошенным на ветер; он очень метко был пущен в цель. Ты счел, что лучше, чтобы лев вел войско оленей, чем олень командовал бы войском львов. Если бы я услышал глас божий, направляющий стада пугливых животных и разбивающий пламя огня, (Пс. 28:9, 7) то я бы сказал не фаль шивя, что такую же силу имеют и твои царские слова и военные приемы, богоподобнейший повелитель. Еще более замечательно то, что после твоего началия ромейские города уже не смотрят более злобно друг на друга, вопреки закону природы, а одни из них склоняются друг к другу и дружелюбно берутся за дело, другие же отказываются от него и обращают взгляд к другому. Ибо Израиль и Иуда не разные роды, одни поклоняются не злым духам, а Богу, другие же по неведению — Ваалу    (именно на это когда-то жаловались пророки и совершенно так беззаконно поступали недавно у нас), но все роды, согласившиеся и пришедшие к единомыслию, избирают на царство не терновый куст, (Суд. 9:14) и не какого-нибудь чело века, имеющего гиматий и разукрашенную одежду для тела, (Ис. 3:6) и не совершенно неспособного к военным делам, и еще более непригодного, чем пест, чтобы решать и де лать то, что необходимо, но раньше по достоинству пра вившего и в то же время наиболее искусного из всех в управлении. Сначала они все из-за твоей доблести и успехов изби рают тебя своим полководцем, а затем, перейдя к похва лам по достоинству, обращают к тебе известные слова Давида: «Препояшь себя по бедру мечом твоим, Сильный, натяни, воссядь и царствуй (Пс. 44:4—5.) — и провозглашают ва силевсом, подобно тому как в прошлом — колено Иуды, а потом весь Израиль сына Кессева. (2 Цар. 2 и 5) То же самое можно

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3708...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010