Крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Иаков первый изобразил крест, благословив сынов Иосифовых крестообразно сложенными руками ( Быт. 48:13 – 14 ). Пророк Давид предвидел крестные вопли Спасителя ( Псал. 21:1 – 19 ; Мф. 27:27, 35, 39, 43, 49 ; Лук. 23:35 ). Пророк Исаия в пророческом видении созерцал Христа Спасителя с знамением начальства Его на плече, идущего на крестные страдания и смерть (Исаии 9:9, 53:4–12; Мф. 20:19, 26:63, 27:12 ). Медный змий, взирая на которого израильтяне исцелялись от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, был прообразом Сына Человеческого, вознёсшегося на крест за грехи людей ( Иоан. 3:14,12:32 ). Сам Христос Спаситель не стыдился креста, а напротив, еще при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий ( Лук. 12:50 ); на крест смотрел, как на орудие, посредством которого Он привлечет к себе всех ( Иоан. 12:32–33 ), говорил, что пред вторым Его пришествием на землю, явится на небе знамение Сына Человеческого, т. е. крест ( Мф. 24:30 ). Св. апостолы хвалились крестом Христовым ( Галат.6:14 ); проповедовали Христа распятого ( 1Кор. 1:23 ) и от христиан требовали веры в Распятого ( 1Кор. 2:2 ). Но как можно представить себе распятого без орудия–креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и Крест Христов, ибо где Крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому то и апостол говорит, что «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ; сравн. Рим. 1:16 ). Устами пророка Давида все верующие призываются поклониться подножию ног Господних, т. е. кресту: «Превозносите Господа, Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его; свято оно!» ( Псал. 98:5 ; ср. Псал. 131:7 ). Что Давид говорит здесь о кресте, видно из последующих слов: Воскресни (стань), Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за крестом (Св. Иоанна Дамаскина – Толк. изл. прав. веры). Поклоняясь изображению честного Креста Христова, из какого бы вещества оно ни было сделано, мы не веществу поклоняемся, но изображению знамения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Лук. 6, 1–7, 11 , – Матф. 26, 5–56 и Марк. 14, 43–50 ср. Лук. 22, 47–58 , – и др. мн. Итак, наибольшею историческою полнотою, точностию (в смысле определенности и подробности) и последовательностью изложения жизни и учения Господа евангелие Луки отличается от всех других евангелий. Возвращаясь теперь к сравнению между собою всех четырех евангелий по особенностям их содержания, изложения и главной мысли, мы находим одну общую черту, отличающую евангелия очевидцев от евангелий неочевидцев, именно: в евангелиях Марка и Луки менее личных черт самых писателей (субъективности), более авторской, так сказать, безличности (объективности) и внешне-летописной историчности, – евангелия же Матфея и Иоанна носят печать идейного прагматизма, отличаются более богословским характером и заметно отражают в себе личность своих составителей, их чаяния и идеалы. Конечно все четыре евангелия имеют с одной стороны действительно-исторический характер, поскольку описываемое в них явление было действительно историею, – а с другой – догматико-богословский, поскольку описываемый в них Спаситель не был обыкновенною историческою личностью, но Еммануилом и Воплотившимся Словом – Сыном Божиим. Но при сем есть между евангелиями и различие. В евангелиях учеников апостольских и неочевидцев на первом плане стоит сама евангельская история и сообщение евангельских событий, слов и дел Господа, – причем идея Спасителя – Мессии и Сына Божия является в евангельских повествованиях уже как бы сама собою, поскольку она неотделима от лица Спасителя и дается в каждом Его деле и слове. А в евангелиях апостолов и очевидцев на первом плане стоит идея Спасителя – Мессии и Матфея и Богочеловека у Иоанна, самый же исторический рассказ занимает как бы служебное положение, служа раскрытием идеи. И у них история конечно не превращена и не могла быть превращена в идею, поскольку сообщаемое ими было действительно-историческим явлением и рассказ их не мог быть антиисторичесим, – но этот исторический элемент у них дается как бы сам собою, как необходимое следствие идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Плачь и проливай слезы, подражай в молитве жене хананейской и грешнице у ног Спасителя, вопий непрестанно и словами, и мысленно в сердце смиренно и громко: „Помилуй мя, Господи, Сыне Божий, дщи моя зле беснуется! " (прочти в Евангелии от Матфея гл. 15, ст. 21–28 и от Луки гл. 7, ст. 36–50 и еще гл. 18, ст. 10–14). И не должно ужасаться, если мы в начале иноческаго подвига бываем боримы более, нежели когда жили в мире. Кто, хотя падает, но возстает, тем не овладеет нерадение, но Бог приведет его в устроение усердных делателей. Страстные! Будем прилежно молиться и неотступно умолять Господа, ибо все безстрастные (т. е. святые) прежде были под игом страстей и потом уже достигли безстрастия, и не иначе как вошли в покой безстрастия, как выдержавши лютую брань со страстьми. Хотя не все могут быть безстрастными, однако спастись и примириться с Богом всем возможно. Покаяние выше всех добродетелей. Но в надежде на милосердие Божие и на покаяние продолжать грешить не должно. Таковых внезапно похищает смерть. А согрешивши – отчаяваться не должно. Идеже умножися грех, преизобилует благодать Его. Ангелам свойственно не падать, людям – падать и скоро вставать, а бесам – никогда не возставать. Кто от случающихся падений не упадает духом, того восхвалят Ангелы, как храбраго воина! Ангелам бывает радостно на небеси о едином грешнице кающемся. И Спаситель говорит, что Он пришел грешников спасти и что болящии требуют врача, а не здравии. Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения (Еванг. Лук. гл. 18, ст. 10–14). Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: Отпустите мало – отпустится вам много (Еван. Лук. гл. 6, ст. 37 и 1 Посл. к Коринф. гл. 13, ст. 1–8, 13). Затем остаюсь при пожелании тебе здравия и спасения душевнаго. Испрашивающий милости Божией     396. Как бороться с блудной страстию Пелагия! Письмо твое получил. Когда ты помыслами сама в себе разжигаешь блудную страсть, которая называется скоктанием, то этим ты смертно грешишь, и если в таком состоянии застанет смерть, то пойдешь в муку вечную. Надо покаяться и воздерживаться от таких мерзостей, живи воздержанно, тело утомляй работой. Наше тело со дня крещения есть храм Божий, а ты его блудными похотьми растлеваешь подобно блуднице. Кайся и исправляйся. Помни суд и муку вечную. От послушаний не отказывайся, но проситься можно остаться по случаю невоздержанности ко всему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

При таком высоком направлении духовной жизни, при том, что настоятель не имел никаких хозяйственных забот, обращая свое внимание на главную отрасль – духовную жизнь, хозяйственная сторона, руководимая наместником, высоко процветала, там было образцово поставлено лесное дело, полевое, типографское и издательское. Самый монастырь был не только училищем благочестия, но и училищем хозяйственности. Оправдывались там слова Спасителя: «Ищите прежде царствия Божия и правды Его и вся сия приложатся вам» ( Матф. 6, 33 ). Когда началась война с турками и опасались, что турки могут порезать русскую братию, на Кавказе был устроен Новый Афон, слава котораго стала быстро приближаться к славе Стараго Афона. Устроили этот монастырь два старца-афонца: о. Иерон и Тиверий. О. Иерон был весьма прост и никому не отказывал в просьбах. К нему пришел однажды богомолец купец и сказал: «У меня нет денег возвратиться домой, дай мне 50 рублей». О. Иерон сейчас же вынул ему 50 рублей, а у богомольца задрожали руки и он говорит: «Да тебя, честный отче, каждый обманет, мне деньги не нужны, я хотел только испытать тебя, на тебе на св. обитель 50 тыс. рублей». О. Иерон перекрестился и сказал: «Давайте и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» ( Лук. 6, 38 ) 7 . Великолепный храм, украшение всего Кавказа, был построен на Новом Афоне самими монахами, по их собственному плану. Монастырь был полная чаша – там были апельсиновые и лимонные сады, были приспособлены водопады, при помощи которых было устроено электрическое освещение и электрическия тяги для всех служб, как, например, для просфорни, хлебопекарни, мельницы, была устроена специальная тяга вагонетками, искусственные пруды, в которых плавали черные и белые лебеди, была устроена морская пристань, парусные суда, маслобойный завод, там был храм 1000-летней давности, устроенный Императором Юстинианом на месте, где был сослан Иоанн Златоуст . Весь монастырь был устроен по планам о. Иерона, которые поражали инженеров своей гениальностью и вызвали восхищение Императора Александра III.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 30 Аристотель называет голубя «воинственным существом» и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7:613 а 8; II 15:506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 31 См. Быт. 8:11. 32 См. Исх. 14:3–29. 33 См. Исх. 15:25. 34 См. Числ. 20:11. 35 См. Матф. 3:16. 36 См. Иоан. 2:7; 7; 7:37; Матф. 10:42; Иоан. 4:6; 6:19; 13:14; Матф. 27:24; Иоан. 19:34. 37 См. Матф. 21:25. 38 См. Матф. 11:10 сл. 39 См. Деян. 19:1–7. 40 См. Матф. 11:3. 41 См. Римл. 6:4–5. 42 Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 43 См. Матф, 8:24; 14:29–30. 44 См. Быт. 15:6–7. 45 О ком идет речь, неизвестно. 46 Имеется в виду апокрифическое сочинение «Деяния Павла и Феклы». Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3:5). Фекла, как следует из текста «Деяний…», — ученица и последовательница ап. Павла. 47 См. Деян. 8:26. 48 См. Деян. 8:29–39. 49 См. Деян. 9: 15.  Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона–кожевника гостил ап. Петр (9:43). 50 См. Лук. 6:30. 51 Пятидесятница — иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2:4–12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог–Отец и Бог–Сын, праздник носит более употребительное название «Троица». 52 Апостол Петр — см. Иоан. 18:10. 53 См. Матф. 26:31 сл.; Лук. 8:13 сл.: 2 Кор. 13:5. 54 См. Числ. 11:4. 55 См. Матф. 4:1–4. 56

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

XXV, 32, XXVIII, 7,10, 16; Марк. XIV, 28, XVII, 7), и здесь провел и последнюю на земле ночь пред своим вознесением на небо (Лук. 50), – становится вполне понятным, что воспоминаемое событие вознесения Господа на небо, в представлении христиан всех исповеданий, связывается всегда с Иерусалимом и с господствующею над ним достославною горою Елеоном, любимым местом Христа Спасителя для уединений и бесед со своими учениками о тайнах царствия Божия и судьбах мира. Предание, идущее от века христианской эры, прямо свидетельствует, что церковь Иерусалимская вознесение Господа на небо всегда соединяла с горою Елеонскою, которую царственная паломница, святая равноапостальная царица Елена, мать императора Св. Константина Великого , украсила в память этого события церковью дивной красоты (basilica mirae pulchritudinis), построив ее, однако, не на самом месте вознесения, а над пещерою, в которой Христос часто проводил время и беседовал со своими учениками 11 . Знатная западная паломница в. Сильвия Аквитанская (Евхерия тож) место вознесения обозначает словом (imbomon (μβμιον) 12 , и ни словом не говорит о существовании на этом месте на Елеоне особого храма, который становится известен лишь со второй половины V века 13 . В этом втором храме круглой формы, без кровли, на месте вознесения, по словам паломника Бернарда, был устроен алтарь для совершения литургий 14 , которые служились здесь торжественно в известные дни года до IX века включительно, о чем свидетельствует и Святогробский Типикон 1122 года 15 . Нужно полагать, что и этот храм на горе Елеонской подвергся разрушению одновременно с остальными святынями Иерусалима во время грозного нашествия в 1009 или 1010 году халифа Хакема. Наш паломник XII в. игумен Даниил, описывая Елеонскую гору, о храме на месте вознесения говорит следующее: «Вознесение же Господне есть на верх Елеоньския горы прямо к востоку, и есть яко горка мала, и на той горд был камень кругол выше колна; с того вознеслъся Христос Бог нашь на небеса; и есть место то создано все комарами около, и верх на комарах тех создан есть, яко двор камень кругом и помощен есть весь дворот мраморными досками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

1014 . Акты Русскаго на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев 1873. XXIV, 618. актов, собранных о. Азарией и изданных проф. Ф. А. Терновским ]. С[мирнов] С. И. По поводу издания актов русско-афонского монастыря//ПО 1873. 2. 617–630; [Аноним]//Странник. 1874. 2:6. 149–162. 1015 . Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Святой горы. Киев 1864. 1016 . Арсений, иером. Беседа о молитве с присовокуплением некоторых молитвенных ко Господу Богу воззваний. СПб. 1867. 15. 6 СПб. 1875. 32. 9 М. 1895. 34. 10 М. 1901. 11 М. 1908. 34. [Минин Александр Иванович , 1823–1879, афонский монах, избравший место для Ново-Афонского монастыря на Кавказе]. 1017 . Арсений, иером. Духовная беседа. [СПб.] 1877. 1: О молитве. 1878. 2: О любви к Богу. 1018 . Арсений, иером. Единое на потребу ( Лук. 10, 41 ). Душеполезные размышления, извлеченные преимущественно из творений св. отцев Церкви. 2 СПб. 1873. VI, 32. 3 М. 1882. 32, VI. 4 Киев 1883. VI, 28. 5 М. 1895. VI, 29. 1019 . [Арсений, иером.] Краткие мысли и заметки в Бозе почившего Афонского старца иеромонаха Арсения. М. 1894. 50. 2 1902. 52. 1020 . Арсений, иером. Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству. С присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям. М. 1876. III, 261. 2 1879. III, 242, II. 3 1882. 236, II. СТСЛ 1992. М. 1993. 4 1893. 247, VIII. 5 1898. 283, II. 6 1905. 285, II. 7 1911. VIII, 285, II. 1021 . Арсений, иером. О необходимости и пользе частого причащения Пречистых Таин Христовых и приготовительного к нему покаяния. 4 М. 1882. 40. М. 1997. 48. 1022 . [Арсений, иером.] Письма в Бозе почившего Афонского старца иеромонаха Арсения к разным лицам. Письма к духовной дочери. М. 1883. 1. 64. 2 1891. 80. 1897 [тит. 1896]. 3. С добавлением мыслей и заметок о разных предметах веры и нравственности. 144. с изд. 1899: М. 1994. 302. 1023 . Афон: Значение святой Афонской Горы в деле создания и распространения духовной культуры на Руси. Париж 1939. М. б. г.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

26 сентября/9 октября. Служил литургию в храме Иоанна Богослова Троице – Сергиевой лавры. 29 сентября/12 октября. Письменное обращение патриарха в Совет народных комиссаров с опровержением заявления российского посла в Берлине Иоффе, что «никогда не имели место на территории Советской республики массовые расстрелы невинных людей и аресты высших священнослужителей». Патриарх Тихон напоминает комиссарам, что «многие Епископы расстреляны или умерщвлены иным способом, как, например, Епископы – Тобольский Гермоген, Вяземский Макарий, Кирилловский Варсонофий, Селенгинский Ефрем, по слухам же одинаковой участи подвергся и Пресвященный Андроник, Архиепископ Пермский. Множество священников, диаконов и мирян, принимавших ближайшее участие в жизни Православной Церкви, также сделались жертвою так называемого красного террора...». Настоящее заявление патриарх потребовал довести до сведения германских властей. 30 сентября/13 октября. Служил литургию и совершил освящение нового храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Афонском подворье. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 1/14 октября. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Служил литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Красносельской улице. Присутствовал на акте открытия нового учебного года в Московской духовной академии. 5/18 октября. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 7/20 октября. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 12/25 октября. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 13/26 октября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Письменное обращение патриарха Тихона к Совету народных комиссаров в связи с первой годовщиной Октябрьской революции, в конце которого Святейший обращается к народным комиссарам со словом увещания: «...Отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междуусобной брани. И иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая ( Лук. 11:50 ) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч ( Матф. 26:52 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2:4). Я так как антихрист придет пред страшным судом и его «Господь Иисус убьет духом уст Своих» (ст. 8), то значит храмы Божии будут на земле до второго пришествия Спасителя. И храмы Божии будут в Православной Церкви, а не у сектантов. «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и. измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи, и не измеряй его; ибо он дан язычникам: Они будут попирать святой город сорок два месяца» ( Откр. 11:1–2 ). Вот и попирают теперь святой город, храмы Божии сектанты – современные язычники. Самым живым доказательством происхождения и устройства церквей от времен именно апостольских служат вырытые под землею усыпальницы, или катакомбы. Такие усыпальницы, или катакомбы, сохранились еще доселе во многих местах, где процветало христианство в первые века. Главнейшее назначение этих усыпальниц у первенствующих христиан, – это служить местом погребения тел умерших христиан. Но кроме прямого такого своего назначения, усыпальницы, или катакомбы, в эпоху гонений на христианство служили также безопасным убежищем, куда первенствующие христиане часто собирались для совершения богослужения и где устроились, таким образом, особенные подземные церкви, или храмы. В различных местах этих чрезвычайно обширных пещер и теперь есть еще следы и остатки церквей, которые устроялись обширнее и отличнее от других помещений и усыпальниц ( Н. Ф. Красносельцев «О древн. христ. архитектур.» в Прав. Собес. 1874 г. Декабрь, стр. 281 и далее. По образцу этих, между прочим, церквей с той поры и до ныне начались устраиваться храмы Божии. Тексты Св. Писания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение о храме. Иер. 7:4 ; Мар. 13:1–2 ; Иоанн. 4:21–24; Деян. 7:48–50, 17:24–25 ; 3Цар. 9:7–8 ; Мк. 13:1–2 ; Иоан. 2:19 ; 1Тим. 2:8 ; 1Кор. 3:16 ; 2Кор. 6:16–18 ; Еф. 2:21 ; Евр. 3:6 ; Ис. 66:1–2 . Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: Исх. 25:1,8,9, 25–27 и 30 главы; 1Пар. 28:11–19 ; 3Цар. 8:12–13, 17–19, 9:3 ; Иоан. 2:13–17 ; Мк. 11:17 ; Мф. 23:21 ; Иоан. 7:14, 28, 10:23 ; Мф. 26:55 ; Лук. 19:47, 22:53 ; Лк. 24:53 ; Деян. 2:46 ; Чит. гл. 3, 4; Деян. 24:11–12, 22:17–21, 11:26 ; 1Кор. 11:18, 22, 14:34–35 ; Откр. 11:1–2, 19, 15:5–8, 4:2–11; 2 Фесс. 2:1–4; Псал. 131:13–14 . Храм, или дом молитвы, по имени собирающейся в ней живой церкви иногда называется в Св. Писаниях «церковью»: Деян. 11:26 ; 1Кор. 11:18–24, 14:34 – 35 . Строить храмы повелел Сам Бог еще в Ветхом Завете: Исх. 25:1–9; 1 Парал. 22:19; 2 Парал. 6: 8–9. Господь живет в храме: 3Цар. 9:2–3 ; Ис. 57:15 ; Иезек. 43:5; Мф. 23:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

79.), и не сказал о Духе Святом, который, по учению Писания, есть третья ипостась, а не дева Мария, мать Иисуса Христа; следов, и в разбираемом стихе Мохаммед, говоря о духе, разумел ангела Гавриила, а не духа, которого понимают христиане в своем учении о триипостасности Бога. Знал ли Мохаммед о Духе Святом в догмате христиан о Пресвятой Троице и не говорил о Нем, когда должно было говорить; или притворялся незнающим того, что слышал от христиан о Святом Духе, разбирать здесь не имеем надобности; но скажем, что в голове Мохаммеда было сбивчивое понятие оо Пресв. Троице. Говоря о духе, которого Бог называет Своим духом и который является к деве Марии, чтобы дать ей сына, (19:17.), он приближается к словам Писания о Духе Святом, осенением которого совершилось вочеловечение Иисуса Христа от девы Марии, как говорит Евангелие ( Лук. 1:35 ), о Духе, которого ветхозаветное Писание называет Духом Бога, Духом Господа, Духом Святым ( Быт. 6:3 Псал. 138:7.50:13 .). Но он опять удаляется от Слов Писания, когда духом Бога называет самого Иисуса Христа, когда говорит, что в деву Марию Бог «вдохнул, вселил» духа Своего. (4:168.21:91. 66:12). Исламские вероучители в этих стихах Корана под словом о Иисусе Христе, часто называют Его, Духом Божиим. (Фазаиль-уш шюгюр, Насыхат-ус-салихин, Рисал. Газив). В словах Корана от лица Бога «Мы послали духа нашего», дух есть кто-то другой, дух от существа Бога, но не Иисус Христос, который еще только имел родиться силою этого духа; и не ангел Гавриил, потому что Он не вселялся в Марию. Так Мохаммед о духе Святом не имел и того малого сведения, какое, по слова Корана, дается немногим. (Коран. 17:87.) В словах Корана, сказанных от лица Бога «Мы послали духа нашего» (19:17.) Мусульмане, понимая ангела Гавриила, чтобы согласить их с последующими словами рассказа и с общим предвзятым пониманием, прибегают и к грамматическим натяжкам, и к толкованиям, которые прилаживаются к нему только с противоречиями теоретическим понятиям их об ангелах. Грамматическую натяжку этому стиху видим, например, У Наср-уд-дина Рубгузия, когда он в своей истории о пророках, в рассказе о Иисусе Христе, объясняя этот стих, в выражении Корана «дух наш» , сказанном от лица Бога, слово дух старается отнести к ангелу Гавриилу (Кысас-уль-анбия).

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010