См. Пс. 1:3; Матф. 3:10. 123 См. прим. 61 к трактату «О прескрипции…». 124 См. 1 Кор. 6:3. 125 См. Откр. гл. 2—3. 126 См. Откр. 3:19. 127 См. Лук. 15:8—10. 128 См. Лук. 15:4—5. 129 См. Лук. 15:11—23. 130 Возлюбленные Божьи (can Dei)—boзмoжho, мученики. 131 Ср. Ис. 5:18 и 1 Тим. 6:8—9 (Resch § 12 89). 132 См. Плиний Ст. VIII 27. 133 См. Дан. 4:30—33. 134 См. Исх. гл. 5— 14. См.  также прим. 88 к трактату «К язычникам». 135 См. Прем. 10:1—2. 136 См., напр., Аристотель. Никомахова этика III10:1115 Ь; II2:1104 а; Сенека. Письма 41; 67:10; Эпиктет. Беседы I 2:25; II 2:13. 137 Видимо, намек на школу киников; «киник» — субстантивированное прилагательное «собачий», κυνικς. Слово «собака» присутствует в названии афинского гимнасия «Киносарг», в котором вел занятия основатель кинической школы Антисфен. Он и сам называл себя «собакой» в соответствии с неприхотливым образом жизни, который пропагандировала и вела его школа. См. Диоген Лаэртский VI 13. 138 См. Лук. 9:52—56. 139 См. Иоан. 13:22. 140 См. Матф. 26:51—52. 141 См. Лук. 22:50—51; Иоан. 18:10. 142 См. Матф. 26:67; 27:29. 143 См. Исх. гл. 16—17; 32:1—11. 144 См. Быт. 15:6. 145 См. Матф. 5:22. 146 См. Матф. 5:40; Лук. 6:29. 147 См. Матф. 6:24; Лук. 16: 13.  «Маммона» на арамейском языке означает богатство, воплощенное в образе демона. 148 См. Втор. 21:23; Галат. 2:16 ел.; 3:13 ел. 149 Очевидно сходство этого рассуждения с местом из трактата Сенеки «О постоянстве мудреца» (17:4), который, вероятно, был известен Тер–туллиану (рус. пер. см.: Историко–философский ежегодник– 87.  М., 1987:с. 190—216). 150 См. Матф. 5:23—24. 151 См. Лук. 15:4—6. 152 См. Лук. 15:11—32. 153 См. Дан. 4:30 ел. 154 См. 1 Тим. 5:3; 9—10; 1 Кор. 7:34—35; 39–10; Матф. 19:12. 155 См. Лук. 12:50. 156 Согласно преданию, принятому многими отцами церкви, Исайя был перепилен деревянной пилой по приказу царя Манассии. Ср. Евр. 11:37. 157 См. Деян. 7:59. 158 См. Иов. 1:15—19; 2:9—10; 42:10. 159 В Писании ничего подобного не сказано. Вероятно, Тертуллиан приводит здесь свою собственную версию. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Итакъ этотъ мудрецъ, надъ Господа, заповедуетъ людямъ избрать зло вместо добра, утверждая, что народы, города, семейства до техъ поръ не будутъ счастливо жить и не подвинутся впередъ, пока не сделаются изъ добрыхъ злыми. Вотъ до какихъ доводитъ его дерзость противъ закона Но, — если ты не чтишь уже ничего святаго, — вспомни и устыдись по–крайней мере своихъ Циниковъ ( σους υνας), которымъ ты удивляешься, — Антисфена, Кратеса, всего стада твоихъ досточудныхъ псовъ, которые, хотя изъ одного но все–же возвышались до произвольной нищеты, охуждали къ богатству и старались вести жизнь скудную и безкорыстную. Противъ нихъ–то прежде всего следовало бы тебе направить свои остроты и сказать: «философы! Если все послушаются васъ; то не устоитъ ни домъ, ни городъ, ни народъ. Ибо какъ можетъ быть дорогимъ домъ, когда все будутъ подражать вамъ?» Таково, ведь, мудрое твое, исполненное злой противъ Христовой заповеди. Отъ–чего же ты, вместо того, чтобы вооружиться такимъ образомъ противъ Циниковъ, удивляешься имъ, а смеешься надъ словами Христа, которыя внушаютъ жизнь гораздо высшую, чемъ цинизмъ, чуждую всякой лести и неправды? И почему ты преследуешь своими остроумными софизамами только одно это Христа? Ты могъ бы сказать тоже и противъ многихъ другихъ. Да просветится светъ вашъ предъ человеки, яко да видятъ добрая ваша дела, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесехъ (Матф. 5, 16) . Если все будутъ то кто будетъ смотреть? И кто прославитъ Бога за такое зрелище? Дайте, и дастся вамъ (Лук. 6, 38) . Если все будутъ давать, то кто будетъ принимать? Отпустите и отпустятся вамъ (Марк. 11, 25; Лук. 6, 37) . Если все будутъ отпускать, то где же найдти техъ, кому бы можно было отпускать? Любите враги ваша (Матф. 5, 44). Если все будутъ любить, то откуда возмутся враги? Егли все будутъ готовы, после удара въ одну щеку, подставлять другую (ср. Матф. 5, 39), то откуда явятся Словомъ сказать: нетъ ни одной божественной заповеди, касающейся взаимныхъ людей, на которую нельзя было бы сделать того–же безумнаго и нечестиваго Когда заповедь дается подъ разныхъ лицъ въ одномъ обществе; то, устранивъ эту взаимную связь и разсматривая заповедь исключительно съ одной которой–либо стороны, ничего не стóитъ обратить ее въ смехъ и выводить самыя нелепыя Если все будугъ действовать такъ или иначе, то къ кому направлены будутъ эти Итакъ легко было тебе делать подобныя нападки почти на всякое Духа, хотя ты ухватился только за одну заповедь. Впрочемъ это отнюдь не доказательство твоего а напротивъ новый знакъ твоей злонамеренности и недобросовестности. Ты разсчиталъ, что когда будешь осмеивать такимъ образомъ все заповеди Господни; то нелепость твоего тотчасъ будетъ замечена. Избирая же для клеветы только одну изъ нихъ, ты надеялся гораздо удобнее скрыть свое лукавство и развратить недальновидныхъ. Но хитрость твоя не удалась, а, какъ видишь, то самое, чемъ ты думалъ прикрыть неосновательность и злость своихъ речей, самого тебя вывело на позоръ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

По личным своим расположениям они готовы были тотчас погубить Его, но боясь народа, который несмотря на все превратные их внушения, не переставал уважать Его, порешили на совете, пригласив к участию в нем ненациональную и враждебную им партию Иродиан, убить Его, собирая пока и подготовляя данные для развязки этого кровавого замысла. Такое настроение и решение их были естественны при том превратном и предвзятом взгляде, которым они руководились. С другой стороны и божественный проповедник новых нравственных отношений, видя объединившимися в ожесточенной вражде и ненависти к Нему все руководящие партии иудейской нации и убедясь, что для продолжения своего служения, для успешного распространения своего учения следует искать опоры не в них, но в преданных Ему последователях, тем с большей ревностью спешит выделить из среды народа, следовавшего за Ним, определенный круг ближайших учеников, которым мог бы поверить тайны проповедуемого царства и которым мог бы поручить продолжение своего дела, что взору Его представлялась жатва богатой, но не имеющей готовых и усердных деятелей ( Мф.9:37 ). Слава о новом Пророке далеко распространилась; народ во множестве следовал за Ним не только из близлежащих северных сирских городов Тира и Сидона, но и с юга, из Идумеи и Иерусалима ( Мк.3:7–12 ), желая видеть и слышать Его и прикоснуться к Нему ( Лук.6:17–19 ). При таких-то обстоятельствах божественный Наставник, окруженный и сопровождаемый множеством почитателей (ср. Мк.3:7–19 ; Лук.6:1–19 ), избирает из среды их двенадцать ближайших учеников, т.е. после многократной встречи с ними и близкого знакомства с некоторыми из них, делает их неразлучными своими спутниками, исключительно посвященными на великое дело Его служения, такими, которым Он в последствии времени вручит ключи царства небесного, которыми доселе владели и распоряжались руководители иудейского народа. Назвав и выделив из их среды других и имея в виду главным образом посвятить их в тайны своего учения, Он произносит пред ними слово, известное под именем нагорной проповеди и названное еще древними толковниками огласительным, просветительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

   Слыша многократно повторяемые слова в пасхальной стихире: «и ненавидящим нас простим вся воскресением», постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая невнимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3:15). Любящих любят и языческие народы, как свидетельствует Сам Господь, а христианам Он предписывает заповеди большия и совершеннийшия, глаголя: «любите враги ваши, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы. Будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть, Иже солнцем Своим сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Матф. 5:44-45; Лук. 6:36).    Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению. Сказано во Св. Евангелии: «не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустят вам» (Лук. 6:37); «милости хощу, а не жертвы» (Матф. 9:13). И паки: «милуяй, помилован будет» (Прит. 17:5). Древние христиане по великой ревности духовной много подвизались в посте и во всенощных бдениях и упражнялись в продолжительном псалмопении и молитвах. Мы же в настоящее время, по слабости нашей и нерадению, чужды сих добродетелей. По крайней мере позаботимся об исполнении самого необходимаго, что заповедует нам апостол, глаголя: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Но исполнение этой заповеди и совершение этой добродетели невозможно без смирения и терпения, потому что смирение подает крепость во всякой добродетели, а без терпения не совершается никакое доброе дело. По свидетельству преподобных Каллиста и Игнатия, любовь и милость, и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действие имеют одинаковыя. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви. Добродетели сии суть непобедимыя оружия на диавола, на которыя он все множество бесов даже взирать не могут. Вооружим себя этою троицею добродетелей, да приближимся к Богу, и получим милость вечную от воскресшаго Господа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклоние с безначальным Его Отцем и Пресвятым духом во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

сотворити волю Твою, Боже ( Евр. 10:5. 7 ; сн. Пс. 39 ). Будучи образом Божиим, Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, ( Филип. 2:6–8 ), – послушлив Богу Отцу, как Богочеловек, в Своем безгрешном человечестве. И действительно, вся Его земная жизнь была проявлением совершеннейшего послушания Его Отцу. Еще 12-летним отроком на жалобу Матери, что Она и Иосиф искали Его со скорбью, Он сказал: не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми ( Лук. 2:49 ). Искушения от диавола были побеждены Им совершенным послушанием воле Божией, – слову Божию, которое есть та же воля Божия. Из послушания воле Божией Он подчинился обрезанию, принял наряду с грешниками от одного из рабов Своих крещение, чтобы за все человечество исполнить всякую правду, говоря: остави ныне; тако бо подобает нам исполнити всяку правду ( Мф. 3:15 ), – и вообще был под законом ( Гал. 4:4 ). Во время Своего общественного служения Он многократно свидетельствовал, что пришел творить не Свою волю, но волю Отца Своего: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца ( Иоан. 6:38 ). Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя и совершу дело Его (4:34; сн. 14:31). Не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца (5:30). Аз угодная Ему всегда творю (8:29). Возвещая учение, Он проповедовал то, что повелел Ему Отец: Мое учение несть Мое, но пославшаго Мя Отца ( Иоан. 7:16 ). Аз от Себе не глаголах: но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (12:49). Совершая чудотворения, Он говорил: подобает Мне делати дела Пославшаго Мя, дóндеже день есть (3–4), – что Он творит в этом случае дела, яже даде Ему Отец (5:36), дела Отца (10:37). По временам и тяжко было послушание требованиям воли Божией, осуждавшим Богочеловека на жертву; чувство самосохранения было в Нем не менее сильно, нежели у прочих людей, и побуждало Его с воплем взывать: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня ( Лук. 22:42 )! Однако Он всецело предавал Свою волю воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Дивная жизнь Господа Иисуса Христа на земле, Его чудесные дела, крестная смерть, воскресение и вознесение на небо, сопровождаемые ясным учением о Себе Самом, громко возвестили не только современникам, но и всему миру: Кто Он и для чего приходил в мир, – возвестили, – что Он – а) есть истинный человек, но человек особенный, б) и не человек только, но и истинный Бог , Сын Божий – Богочеловек, в) приходивший в мир, чтобы искупить, просветить и спасти род человеческий. А. Иисус Христос есть истинный человек, но человек особенный Евангелие ясно изображает Иисуса Христа истинным человеком, с телом и душою человеческими. Оно говорит о Его происхождении по плоти, именно показывает, что Он был Сыном Девы Марии ( Лк.1:31–42, 2:5–7 ), – потомок Давида, Иуды, Авраама и проч. ( Мф.1 ; Лк.1:32, 3:23 и дал.), и прямо называет Его человеком ( Ин.8:40 ). В частности, Евангелие приписывает Иисусу Христу истинное человеческое тело ( Лк.24:39 ), и повествует, что Он принял плоть от Девы Марии ( Мф.1:18–25 ), как человек, был обрезан ( Лук.2:21 ), приходил в возраст ( Лук.2:42–52, 3:23 ), алкал и жаждал ( Мф.4:2, 21:18 ), принимал пищу и питие ( Лк.4:2, 5:29 ; Ин.2:2; 12:2 ), подвергался утомлению ( Ин.4:6 ) и спал ( Лк.8:23 ), терпел крестные страдания: Его глава уязвлена была тернием, руки и ноги были пронзены гвоздями, ребро прободено копьем ( Ин.19:17–18, 19:34 ), Он умер и был погребен ( Лк.23:52 ). Все это ясно говорит о действительном принятии Спасителем мира плоти человеческой. Вместе с тем, Евангелие приписывает Иисусу Христу и душу человеческую, когда говорит о Его душевных радостях ( Ин.11:15 ), о действиях воли ( Лк.22:42 ), о борьбе духа, в которой находился Он пред страданиями, и которой никак не могло быть в существе, не имеющем самостоятельной свободы ( Мф.26:37–50 ; Лк.22:40–44 ). Наконец, в Евангелии, прямо говорится о душе Иисуса Христа и о предании Ее Богу в минуту смерти ( Лк.23:46 ; Мф.26:38–50 ; снеси Ин.10:15–17 ). Из всего этого ясно видно, что с принятием плоти человеческой, Спаситель мира принял и душу человеческую.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

7.  Отсюда следовало, чтобы, отметив Божью щедрость, мы просили о Его милосердии, ибо что пользы в пище, если мы предаемся ей, поистине, как бык на заклание? Господь ведал, что только Он один без греха. Поэтому и учит нас просить: «Оставь нам долги наши». Просьба о милости есть полное признание вины, ибо кто просит о милосердии, тот сознает грехи. Тем самым показывается, что покаяние угодно Богу, ибо Он более желает его, нежели смерти грешника (ср. Иезек. 33:11). Долг же в Писании есть обозначение греха: он точно так же подлежит суду, и с него спрашивается, и не избежит он справедливого взыскания, пока не отдаст взыскиваемого. Да и тому рабу Господь простил долг. Ведь именно таков смысл всей притчи. Ибо то, что раб, отпущенный господином, не щадит таким же образом своего должника, а вследствие этого, приведенный к господину, предается истязателю до тех пор, пока не выплатит последний квадрант, то есть наималейший долг (ср. Матф. 5:25—26), — это означает, что и мы должны исповедовать прощение грехов нашим должникам. Так же и в других местах, как и в этой молитве: Отпустите, — сказал Он, — и отпустится вам (Лук. 6:37). И когда Петр вопрошал, до семи ли раз нужно отпускать брату, Он сказал ему: Даже до семидесяти по семь раз (Матф. 18:21—22), чтобы, таким образом, усовершенствовать закон, по которому — согласно Книге Бытия — за Каина отмстится семь раз, за Ламеха же семьдесят раз по семь (ср. Быт. 4:24). 8.  Для полноты столь простой молитвы Он присовокупил, дабы мы молились не только о прощении грехов, но и о полном их отвержении: «Не введи нас во искушение», то есть не допусти нас претерпеть от того, кто искушает. Впрочем, да не возникнет мысли, что Господь искушает, — как будто Он не знает веры каждого или радуется падению. И неверность, и злоба принадлежат дьяволу. Ведь и Аврааму Он повелел принести сына в жертву не для искушения, а для испытания, чтобы через него явить пример Своей заповеди, которую собирался впоследствии дать: и близкие не дороже Бога  . И Сам, искушаемый дьяволом, указал покровителя и творца искушения  . Это Он подтвердил и впоследствии, говоря: Молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лук. 22:46). А находились в искушении оставить Господа те, которые более предавались сну, нежели молитве. Этому соответствует и заключение, разъясняющее, что означает: «Не введи нас во искушение», — именно: «Но избави нас от лукавого».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Ст. 42. Слышасте, яко речено бысть древним: возлюбиши искреннего твоего и возненавидиши врага твоего. Под ближними в Ветхом Завете разумелись люди, соединенные или единством происхождения или взаимными услугами. Сотворивший милость или оказавший сострадание человеку несомненно почитался его ближним ( Лук. 10, 37 ). Из этого можно понять, кого считали врагами; а именно – иноплеменников, коих повелевал удаляться сам Бог, затем людей, выказавших злобу и ненависть какой-нибудь обидой или насилием и потому заслуживающих отмщения. Слов: возненавидиши врага твоего – не находим в ветхозаветном законе, но мысль, в них заключенная, содержится отпасти в приведенном выше правиле: око за око, и зуб за зуб. Ст. 44. Аз же глаголю вам: любите враги ваша. В других местах Господь расширял понятие о ближнем так, что в нем обнималось все человечество ( Лук. 10, 20–37 ), а здесь расширяет любовь так, что ею обнимаются и ближние, и враги. Существо заповеди от того не изменяется. Ст. 45. Да будете сынами Отца вашего, иже есть на Небесех. Все люди имеют начало бытия своего в Боге, Который потому есть общий их Отец, но по делам своим они при этом могут быть и чадами диавола; чтобы нам быть чадами Божиими не по началу бытия только, но и по жизни, жизнь наша должен быть подражанием божественных совершенств. Ст. 46. Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? не и мытари ли тожде творят? Любовь ради Бога, ради заповеди, данной Господом, от Бога и награду получит, а любовь по естественной склонности или ради житейской пользы не заслуживает награды. Подробнее у Луки. гл. 6, ст. 32, 33 и 34. Ст. 48. Будите убо вы совершенни, якоже Отец ваш небесный совершен есть. Частнее у ев. Луки: будите убо милосерди, яко же и Отец ваш милосерд есть (36). Словом якоже выражается в обоих местах не равенство, ибо между бесконечным Благом и ограниченным существом ни в нем не может быть равенства, но постепенное уподобление и приближение бессмертной человеческой души к ее Первообразу, имеющее продолжаться в беспредельную вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Нет! жизнь в непрестанном отрешении от мира и уклонении от растления – есть жизнь радостная, исполненная веселья, ибо есть жизнь святая, полная внутреннего дерзновения к Богу, свободная от всех пристрастий, независящая от случаев и обстоятельств, но от единаго Бога и воли Его зависящая. Яко умирающе, и се живи есь мы, яко скорбящей, присно же радующейся, яко ничто же имуще, а вся содержащей ( 2Кор.6:9,10 ), вот как изображает нам Апостол Павел жизнь тех, которые живут в непрестанном умирании миру ради царства Божия и правды Его. Неприятно, когда нас будят, а мы отягчены сном; досадуем, когда зовут домой, а мы располагаемся забавляться веселием. Неприятно оставить объемлющий нас сон. Но если раньше встанем, то в делах наших исправнее будет. Если скорее с веселья поспешим домой, то здоровее, безопаснее будет. И чуждо ли для христианина непрестанное ожидание конца жизни и приготовление к смерти, когда ему заповедано каждодневно нести крест и ежеминутно умирать всему плотскому, суетному, греховному, а это и составляет самое лучшее приготовление к смерти. Будем тщиться, не смотря и на молодость лет, так жить, чтобы непрестанно иметь пред очами час смертный и каждый день быть готовыми к исходу из жизни. Когда в непрестанном бодрствовании, в духовных трудах и подвигах будем провождать жизнь нашу: то в какое бы время ни угодно было Господу прийти к нам, нашедши нас бдящими, трудолюбно делающими дело свое, и в готовности ожидающими Его, Он в веселии поймет нас в вечные обители Свои: там Царь Славы Сам препояшется, посадит подвизавшихся ради Его на Престоле Славы Своея, и приступив, Сам окажет почесть им ( Лук. 12:37 ). И что значат нынешние, временные удовольствия или страдания в сравнении с славой, которая откроется в нас? ( Рим. 8:18 ) Бдим убо, и трезвимся на всяко время молящегося, да сподобимся избавиться внезапности смерти, уготовиться к христианской кончине покаянием, и стать не постыдно пред Спасителем нашим ( Лук. 21:34,36 ). Ты же, прославляемая ныне в блаженном успении, Преблагословеная Дева-Мария, по примеру Сына Твоего, во всю жизнь умиравшая миру, и подобно Божественному Сыну Твоему, в, смерти, незревшая смерти, непреложное упование наше в предстательствах! сотвори неусыпными Твоими о нас молитвами, дабы мы, как странники, безостановочно шли в небесное отечество наше, и спасительными трудами приутотовившись к смерти, – каждый в час смерти с радостным духом мог сказать: Господи Иисусе, прииме дух мой! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Псалтирь пророка Давида. Опыт переложения на русский язык 3 Чт. ряда лук. спи., соответствующее переводам Феодотиона и Симмаха. В др. лук., ват. и иных спп. γγισεν. – Ред. 6 " Epμηνεα ες τος PN´ Ψαλμος το προφητανκτος Δαβδ συντεθεσα π το οιδμου πατριχρου τν ’Ιεροσολμων ’Ανθμου. ’Ev ’ Ιεροσολμοις, 1855. 7 См.: Амфилохий [Сергиевский], архим. Замечания на древнеславянский перевод Псалтири XIII–XIV в. с греческим текстом из Толковой Феодоритовой Псалтири X века с замечаниями по древним памятникам.//ЧОЛДП. Приложения. 1873. С. 384–763; 1874. С. 164–900; 1875. С. 1–192; 1876. С. 193–432; 1877. С. 433–483 (и отдельно: т. 1–2. М., 1874–1877); Он же. Древнеславянская Псалтирь XIII–XIV в., сличенная по церковнославянским переводам сравнительно с греческим текстом и еврейским и с примечаниями.//Там же. Приложения. 1877. С. 141–160; 1878. С. 161–368; 1879. С. 369–386 (и отдельно: М., 1879. 386 с.); Он же. О переводе древнеславянской Псалтири.//Там же. 1879. 10. С. 1–112; Он же. Древнеславянская Псалтирь (Псалтирь Симоновская до 1280 г.), сличенная с рукописными Псалтирями XI–XVII в. и старопечатными XV и XVI в. с греческим текстом X в. из Феодоритовой Псалтири, сличенным с Псалтирью в Синайской Библии, Псалтирью 862 г., Псалтирью X в. Норовскою, Псалтирью X–XI в. М., 1880–1881. 4 т. – Ред. 8 В дальнейших примерах (кроме двух последних) нестоящему времени в славянском переводе соответствует будущее время в греческих глаголах. – Ред. 9 В современных изданиях предпочтен вариант πομνει, однако, в ряде древних переводов зафиксированы, как будущее время, так и настоящее (в греческих уникальных рукописях разница между πομενε и πομνει не отражается) – Ред. 14 Филарет, митр. Записка о догматическом достоинстве и охранительном употреблении перевода славянского и LXX толковников. 1844. [Изд.: О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого седмидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания //ПрибТСО. 1858. Ч. 17. С. 452–484. Переизд.: Отдельный оттиск. М., 1858; ЖМП. 1992. 11/12. С. 37–46.].

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010