Эту то первую войну ангелов с диаволом имея в виду, пророк Исаия говорит: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю... А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол Мой и сяду на горе в сонме Богов, на краю севера, взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:12 – 14 ); имея в виду это свержение диавола, говорит Спаситель: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лук. 10:18 ). Сверженный посредством войны диавол, далекий от того невещественного неба, на котором обитает Господь сил, он все же пребывал в надзвездном воздушном пространстве, называемом нами небом, вплоть до страданий Христа Спасителя, и имел еще доступ к престолу Божию, как это видим из книги Иова ( Иов. 1:6 ), но потерпел крушение своей силы в крестных страданиях Господа, о чем Апокалипсис говорит: «Не нашлось уже для них (диавола и подчиненных ему сил) места на небе»; об этом изгнании диавола войною предсказывал и Сам Спаситель пред Своими страданиями, говоря; «Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего будет выгнан вон» ( Иоан.12:31 ). Итак, если война, поднимаемая для отражения всяких посягательств неприятеля, стремящегося к захвату, к порабощению и уничтожению самого бытия нашего, – если такая война есть преступление, то оно имело начало на небе и, поэтому, сектанты должны бросать вызов порицания прежде всего небесам и Богу, не без воли Которого произошла война на небе!.. Таким образом, все приводимые сектантами места Св. Писания в защиту своего лжеучения о войне, нисколько не оправдывают их взгляда. Сектантские тексты: Исх. 20:13 ; Мф. 5:21–22 ; Мф. 5:38–41 ; Мф. 5:43–44 ; Лук. 9:54–56 ; Мф. 26:51–52 ; Откр. 13:10 . Православное объяснение: Господь научает людей смотреть на войну как на великое зло: 1Пар. 22:2–9 . Но Он же Сам употребляет это зло, как орудие наказания народов за их неверие и нечестие: Числ. 31:1–18 ; Числ. 33:22–23 ; ( Чис. 31:1–18 ). Св. Иоанн Креститель признавал дозволительной военную службу, следовательно и войну: Лук. 3:14–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   Давая ближнему блага, которые дал нам Господь, мы этим действием будем совершать благочестивый поступок, так как в этом мире нет ничего у нас своего, а все есть достояние Божие. “Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него” (1Тим.6:6-7).    Согласно философско-нравственным представлениям христиан, скупому богачу трудно достичь спасения своей души и попасть в Царство Божие. “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу” (Лук.18:24-27).    Богачу трудно попасть в Царство Божие по нескольким причинам. Во-первых богач уже получил все блага на земле, и пресытившись, уклонился от исполнения Закона Божьего, в том числе от подачи милостыни и заботы о ближних и нищих людях. Таких богачей ясно разоблачает Библия и осуждает их. “Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете” (Лук.6:24-25). Во-вторых, богатому трудно достичь спасения, потому что он, увлеченный богатством, не слушает и не исполняет слова Божьего. “Обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно” (Матф.13:22). В-третьих, часто богатые люди, вместо того чтобы исполнять заповеди Божии и прославлять Бога за дарованное им богатство, начинают ублажать себя, то есть тратят свою жизнь только на приобретение удовольствий. “А желающие обогащаться впадут в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу” (1Тим.6:9). В-четвертых, по меткому и образному выражению Апостола Павла, многие богатые люди, вместо того, чтобы исполнять заповеди Божии, погрязли в сребролюбии, то есть в накопительстве денег. Они видят смысл своей жизни не в служении Богу, а только в стяжательстве и приобретении денег, за которые они ложно надеются купить все блага. “Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1Тим.6:10).    Поэтому всем людям, в том числе и богатым, рекомендуется вести благочестивый образ жизни. Жить так, чтобы богатство не затмевало их разум, и исполнять заповеди Божии, проявляя любовь к Богу и к ближнему. “Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, в благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание” (1Тим.6:11-12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

§ 26. Учение Господа Иисуса Христа о субботе. (Мф. 12, 1–8; Марк, 7, 23–28; Лук. 6, 1–6). Видя враждебные замыслы иудеев, Господь и во второй год Своего служения удалился из Иерусалима в пределы Галилеи; но теперь фарисеи пошли уже вслед за Ним, стараясь в чем либо уловить Его, чтобы осудить и унизить в глазах народа. В одну из суббот Господь Иисус Христос проходил засеянными полями. Ученики Его, чувствуя голод, срывали колосья и, растирая их руками, ели зерна. Фарисеи заметили это и обратились к Иисусу Христу с упреком: „зачем вы делаете то, что не дозволяется делать в субботу?“ Господь сказал им в ответ: «разве вы не слыхали, что сделал Давид, когда взалкал: как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и ел сам и дал бывшим с ним? Или вы не читали в законе, что в субботние дни священники в храме нарушают субботу (трудятся, исполняя дела своего служения), однако не виновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма. Суббота для человека, а не человек для субботы. Сын Человеческий есть господин и субботы». § 27. Исцеление сухорукого. (Мф. 12, 9–14; Марк. 3, 1–6; Лук. 6, 6–11). Через неделю по обличении неразумных ревнителей субботы, Господь был в синагоге и учил. В числе слушателей находился человек, имеющий сухую руку. Фарисеи и книжники наблюдали за Иисусом Христом, не исцелит ли Он этого человека в субботу, чтобы обвинить Его в нарушении закона. Зная мысли их, Господь повелел больному встать среди собрания, и потом обратился к фарисеям с вопросом: „что должно делать в субботу – добро или зло? спасти душу или погубить?“ Фарисеи молчали. „Кто из вас, продолжал Господь, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащить? Сколько же человек лучше овцы?“ После сего, со скорбью и негодованием посмотрев на них, сказал больному: «протяни руку твою!» Он протянул ее, и больная рука сделалась совершенно здоровою, как и другая. Но фарисеи не только не уверовали в Господа, а еще более ожесточились против Него и стали совещаться между собою, как бы вернее погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

В данном же поврежденном состоянии – это лишь цель, которую надо достичь с Божией помощью, но и при личном усилии. Апостол Петр так суммирует содержание христианской жизни: «Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4:1). Здесь преодоление греха поставлено в прямую зависимость от добровольного распятия плоти с ее страстями и похотями (Гал. 5:24). В сущности все сводится к очень элементарной истине, что по причине греховной поврежденности душа и тело человека находятся в конфликте: когда тело пресыщается, тогда духовные силы человека притупляются и слабеют, и, наоборот, когда человек добровольным воздержанием ослабляет тело, тогда его духовные силы просыпаются и начинают расцветать. Лучшие мыслители издревле установили, что всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва – немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас; чем больше мы теряем, тем больше приобретаем. Вот почему главной темой Священного Писания является побуждение к подвигу. Сама жизнь христианина уподобляется несению креста вслед Христу: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мт 10:38). На вопрос учеников, многие ли спасутся, Господь ответил: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук. 13:24). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мт 11:12, смотри также Лк 13:22—30; Мр 8:34—38; Лк 14:25—27; Ин 12:25—26). «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мт 6:19—34). И это не только в известные моменты жизни, но должно стать образом жизни: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящими» (Лук. 12:32—35, Мр 13:33—37). «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11). Однако, говоря о необходимости подвига, надо помнить, что в христианстве важно не одухотворение само по себе, а уподобление Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

35 . Что лук составлял главную силу Елама, что еламитяне были особенно хорошие стрелки, можно сделать заключение в этом смысле и из Ис. 22:6 . Нельзя, впрочем, думать, что они не употребляли на войне и других родов тогда известного оружия. Лук назван пророком метонимически в смысле оружия вообще. Сокрш лкъ Еламль=сломлю военную силу Елама. Иер. 49:36 36. И навед на Еламъ четыри втры четырехъ странъ нбсныхъ, и развю во вс втры ты, и не бдетъ зыка, в оньже бы не пришл 36. И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба; и развею их по всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные Еламиты. 36 . Четыре ветра, имеющие развеять Елама, в переносном смысле, означают врагов Елама, которые нападут на него со всех сторон и потеснят его из его земли. Ср. Иер. 4:11  и сл. Иер. 49:38 37. И устраш ихъ пред враги ихъ, и пред лицемъ ищщихъ дш ихъ, и навед на н по гнв рости мое, глаголетъ Гдь: и послю в слдъ ихъ мечь мой, дондеже сотр ихъ. 37. И поражу Еламитян страхом пред врагами их, и пред ищущими души их; и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь, и пошлю в след их меч, доколе не истреблю их. 38. И поставлю престолъ мой во Елам, и ижден тд цр и кнзи, глаголетъ Гдь. 38. И поставлю престол Мой в Еламе, и истреблю там царя и князей, говорит Господь. 39. Но в последние дни возвращу плен Елама, говорит Господь. Предварительные замечания к толкованию глав 50–51 Гл. 50 и 51 содержат в себе пророчество о Вавилоне. Устами пророка Иеремии Господь называл рабом Своим Навуходоносора царя вавилонского ( Иер. 25:9, 27:6 ). Этот последний являлся орудием исполнения воли Божией, когда покорял себе Иудею и соседние с нею земли и отчасти производил в них опустошения – в случаях вооруженного сопротивления их жителей. Но халдеи служили орудиями воли Бога истиннаго, сами не сознавая этого: они не знали Господа и не призывали имени Его (ср. Иер. 10:25 ). Они не понимали и не хотели понять, что Израиль и в стране плена не может лишиться своей будущности (ср. Иер. 31:17 ), принадлежащей ему по силе божественного избрания (ср. Быт. 12:3 ; Исх. 19:6 ; Втор. 14:1 ). Если халдеи «не оказали милосердия иудеям», «на старца наложили крайне тяжкое иго» ( Ис. 47:6 ): то Господь вступится и отмстит за «наследие» Свое (там же, Ис. 47:4, 5 ). Связь пророческой угрозы Иеремии Вавилону с увещаниями того же пророка, чтобы иудеи и их соседи покорились Навуходоносору (см. главы Иер. 27 , Иер. 28 и др.), такова же, что и связь речи в 1 и 2 гл. пророка Аввакума. «Ты, Господи, только для суда попустил халдеев, народ жестокий и необузданный ( Авв. 1:12, 6 )... Но... горе тому, кто без меры обогащает себя не своим – надолго-ли? Не возстанут-ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся-ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение " ( Авв. 2:6, 7 ). – О времени произнесения пророчества см. Иер. 51:59 . Глава 50

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

13. Но архиерей, вопросив и услышав истину, гневается, и злой служитель злых дает заушение, и светоносное подобно солнцу лице, заушенное беззаконными руками, терпит это. А другие, приходя, плюют на лице Тому, Кто плюновением исцелил слепого от рождения. «Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный?» ( Втор. 32:6 ), иПророк, удивляясь, говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас» ( Ис. 53:1 ). Ибо невероятное дело, если терпит это Бог, Сын Божий, Мышца Господня. Но чтобы спасаемые не оставались в неверии, Дух Святый преднаписует от лица Самого Христа, Который (ибо Он, изглаголавший это тогда, Сам пришел впоследствии) говорит: «Я предал хребет Мой бьющим» ( Ис. 50:6 ). Ибо Пилат, бив, предал Его на распятие ( Мк. 15:15 ). «И ланиты Мои поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» ( Ис. 50:6 ); как бы так говоря: «предвидев, что будут Меня бить, не уклонил Я ланиты Своей, ибо могли бы соделать учеников готовыми на смерть за истину, если бы убоялся сего Сам». Мною сказано: «Любящий душу свою погубит ее» ( Ис. 12:25 ). Если бы возлюбил Я жизнь, то как мог бы учить, не делая того, чему учу? Поэтому Он, сущий Бог, прежде Сам терпеливо пострадал за это от людей, чтобы после того мы, люди, не стыдились ради Него терпеть подобное от людей. Видишь, что и это ясно преднаписали пророки. Но как прежде сказал я, многие свидетельства Писаний, по краткости времени, проходим мимо. Ибо, если в подробности разыщем все, то ни одно из дел Христовых не останется не засвидетельствованным. 14. Связанный Иисус от Каиафы пошел к Пилату. Ужели и это написано? «И связавши Его, отведоша в дар царю Иариму» ( Ос. 10:6 ). На это какой-нибудь тонкого ума слушатель возразит: «не будем пока касаться чего-либо многого в вопросе, но Пилат не был царем, как же поэтому «связавше Его, отведоша в дар царю?» Но пусть таковый прочтет Евангелие: «Пилат слышав», что Он из Галилеи, «посла Его к Ироду» ( Лук. 23:7 ). А Ирод был тогда царем и находился в Иерусалиме. И заметь точность Пророка, ибо говорит, что послан был в дар: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» ( Лук. 23:12 ). И Тому, Кто имел умиротворить землю и небо, прилично было прежде всего примирить осудивших Его. Ибо был здесь Сам Господь, «отнимающий ум у глав народа земли» ( Иов. 12:24 ). Итак, вот тебе точность пророков и истинное свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Пророчество: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ), ( Мих. 5:2 ). Исполнение: «Иисус... Сын Иудин...» ( Лук. 3:23,33 ); ( Матф. 1:2 ); ( Евр. 7:14 ). В «Таргуме Ионафана» обнаруживаем следующий вариант Быт. 49:10 : «Не прекратятся цари из племени Иегуды, ни законники, проповедующие закон от семени его, до тех пор, покуда не явится самый юный из его сынов, Царь-Мессия, и не воссоединятся через Него все народы. Сколь прекрасен Царь и Мессия, Который поднимется из дома Иегуды». «Сколь благороден Царь-Мессия, Который подымется из дома Иудина!» – так пишет Таргум Псевдо-Ионафана. У Иакова было 12 сыновей, от которых пошли 12 колен Израиля одиннадцать из которых Господь отверг. Ни одно из колен не было названо по имени Иосифа, однако свои колена пошли от его сыновей Ефрема и Манассии. 8. Происхождение от Иессея Пророчество: «И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его...» ( Ис. 11:1 ); ( Ис. 11:10 ). Исполнение: «Иисус... сын Иессеев...» ( Лук. 3:23,32 ); ( Матф. 1:6 ). В древнееврейском «Таргуме Исаии» написано: «И придет Царь из сынов Исссеевых, и возрастёт Помазанник (Мессия) из числа сынов его сына. И снизойдёт на него дух от престола Господня, дух мудрости и проницательности, дух примирения и мощи, дух знания и богобоязненности». Как комментирует Делицш «из пня Иессеева, т.е. из остатка избранной царской семьи, которая опустилась до незначительности дома, из которого возникла, пойдёт веточка (хотер), обещающая занять место ствола и кроны, а внизу, в корнях, лежащих под землёй, пробьётся нетцер, т.е. свежий зелёный побег (от слова натцер, сиять, цвести). Обратите внимание, как в исполнении пророчества фигурируют даже его звуки: нетцер, вначале столь скромный и незначительный, был бедным и презираемым Назореем» ( Матф. 2:23 ). 12. Истребление детей Иродом Пророчество: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» ( Иер. 31:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

цитаты в моей речи о «вегетарианстве»..., стр. 33)... «Милующее сердце», говорит преп. Исаак Сирин , «и о бессловесных... ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились» они..., «а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалость, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу» (см. : в моей речи: ibid.). На вопрос: «что такое сердце милующее?» преп. Исаак ответил: «возгорание сердца у человека о всем творении, ...о птицах, о животных... и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости», – продолжает он, – «объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вывести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью» (ibid.)... Ср. еще, напр., Лук. 15:3–6 . Мф. 18:12–13... Впрочем, что уже говорить о христианстве, если и в ветхозаветной Библии находим, напр., законы: «в седьмой год «оставляй» землю «в покое, чтобы питались убогие..., а остатками после них... звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею» ( Исх. 23:11 ) ( Лев. 25:4–7 )... «В седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой»... (Исх. –12). Когда увидишь осла брата твоею или вола его упадших на пути, не оставляй их; но подними их»... (Второз. 22:4. Ср. Лук. 14:5 ; ср. Мф. 12:11), «Не вари козленка в молоке матери его» ( Исх. 23:19. 34:26 . Второз. 14:21). «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Второз. 25:4), и т. д. Вот она христианская то точка зрения, г. Геккель с «присными»!.. А посмотрите-ка, с другой стороны, на восхваляемых этим «ученым» (!) буддистов. «Далее в душах членов монашеского ордена... гордость до того сильна, что они считаюсь унизительным для своего достоинства платить вежливостью за вежливость, благодарить за милостыни, какие народ подает им» (Келлог: «Буддизм и христианство»; 2-е изд. Киев, 1894 г., стр. 274)... Где уж тут говорить о хороших отношениях этих эгоистов... не к людям, а к животным? Если ими третируются люди, то, разумеется, тем более неразумные твари...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

3. Рука Твоя истребила (языческие) народы, (а) их (отцов) Ты насадил. Навел Ты бедствия на людей и изгнал их (в греч.: выбросил или изъял их, то есть, видимо, отцов). 4. Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их: но десница Твоя и мышца Твоя, и – просвещение лица Твоего, яко благоволил-еси в Них! 4. Ибо не мечом своим унаследовали они (отцы) землю, и мышца их не спасала их, – но (спасала их) десница Твоя и мышца Твоя, и осияние (свет, исходящий от) лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним! 5. Ты еси Сам Царе мой и БОГ мой, заповедаяй спасения Иаковля! 5. Ты еси Сам Царе мой и Бог мой, заповедующий (завещающий) спасение Иакову! 6. О Тебе враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающыя на ны. 6. О Тебе врагов наших мы (как) рогами поразим, и о имени Твоем уничижим восстающих на нас. 7. Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене: 7. Ибо не на лук мой я уповаю, и меч мой не спасет меня: 8. Спасл-бо-еси нас от стужающих нам, ненавидящих нас посрамил-еси. 8. Ибо Ты спас нас от гонителей наших (и) ненавидящих нас Ты посрамил. 9. О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся – во век! 9. О Боге будем хвалиться весь день, и о имени Твоем будем возносить исповедание во век! II. 10. – Ныне же отринул еси, и посрамил-еси нас, и не изыдеши, БОЖЕ, в силах наших. 10. Ныне же Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь (с нами), Боже, в (бранных) силах наших. 11. Возвратил-еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас – расхищаху себе. 11. Обратил Ты нас вспять пред врагами нашими и ненавидящие нас расхищали (нас в добычу) себе. 12. Дал-еси нас, яко овцы снеди, и во языцех разсеял-ны-еси. 12. Отдал Ты нас, как овец на съедение, и между язычниками рассеял нас. 13. Отдал-еси люди Твоя без цены, и не бе множество в восклицаниях наших. 13. Предал людей Твоих за ничто (за бесценок), и не было множества в народных кликах наших. 14. Положил-еси нас поношение соседом нашим, подражнение и поругание – сущим окрест нас! 14. Положил Ты нас в поношение соседям нашим, в посмеяние и поругание окружающим нас!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

465 Эта тетрадь, переписанная в то время, к счастию, уцелела, и, хотя она написана очень дубоватым, полуподьяческим, полусеминарским превыспренним языком, пользуюсь ею для пополнения устных рассказов, которые не могли бы никак быть столь подробными по прошествии более тридцати лет. 466 Когда после выхода в отставку графа Ростопчина назначили Тормасова, Ростопчин, недовольный, что его преемник не познатнее кто-нибудь, говорил с насмешкой: «Ну, Москве подтормозили, верно, слишком прытко шла». Это передали Тормасову, и он сказал: «Ничуть Москва не шла прытко, она была совсем растоптана». 467 С этого места подробности заимствуем из вышеозначенной тетради, заменяя. простым рассказом превыспренность слога. 468 В этот день в крестном ходе при закладке было более 30 протоиереев, 300 священников и около 200 диаконов. К высшему белому (не монашествующему, т. е. не дающему обетов строгого воздержания) духовенству причисляются протопресвитеры и протоиереи. 469 Об этих иконах см. примеч. к Главе восьмой и примеч. к Главе четвертой. Перед самым оставлением Москвы Ф. В. Ростопчин послал своего адъютанта к архиерею, с повелением от имени Александра I уехать в ту же ночь и увезти с собою обе иконы «Он (Ростопчин. – Т. О.) стал беспокоиться, каким образом их взять. Одна (икона), называемая Владимирскою, находилась в кафедральном соборе; другая, Иверская, в часовне, носившей ее имя. Он справедливо опасался, как бы оставшаяся в Москве чернь не вздумала препятствовать отъезду двух покровительниц Москвы...» (см.: Записки графа Ф. В. Ростопчина, с. 718). 470 Переложение ст. 6–9 псалма 43. В Псалтири: «6. С тобою избодаем рогами врагов наших, во имя Твое попрем ногами восстающих на нас; 7. Ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; 8. но Ты спасешь нас от врагов наших и посрамишь ненавидящих нас. 9. О боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек». 471 Переложение ст. 8–12 псалма 45. В Псалтири: «8. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. 9. Придите и видите дела Господа – какие произвел Он опустошения на земли: 10. Прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем. 11. Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. 12. Господь сил с нами, заступник наш, Бог Иакова».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010