36 Причем грязи может появиться еще больше, чем было до «уборки» (см. Мф.12:43-45 ). 37 Мнение протестантского пастора из журнала «Вера и жизнь»: «Наш взгляд таков. Бог хочет спасти всех. Это невозможно… явно не по причине бессилия Бога. Значит, от человека что-то зависит. С другой стороны, множество мест в Библии указывают на то, что спасение – не наша заслуга. Что это – дар. Есть достаточно мест, которые говорят о нашем бессилии перед грехом, о всецелом уповании на милость. Думается, что ответ коренится вот в чем. Как правило, мы судим по поступкам. Однако поступки не всегда выражают состояние человеческого сердца. Человек может не делать явных грехов, но при этом быть гордым, сластолюбивым, злоречивым. И ко всему прочему весьма далеким от самоосуждения. Другой же, наоборот, может совершать много явных грехов, осознавать их и очень глубоко переживать свое состояние… Даже при крещении мы даем Богу обещание не абсолютно безгрешной жизни (а способны ли мы к ней?), а обещание доброй совести (другой вариант перевода – крещаемый просит у Бога добрую совесть)». В народе на этот счет есть пословица: иной не пьет, и гордится, а иной пьет – и кается. Кстати, в притче о блудном сыне оба этих человека из пословицы наглядно представлены – в образах старшего и младшего братьев (см. Лук.15:11-32 ). 38 Однажды на собрании общины ЕХБ я с пафосом проповедовал: «Братья и сестры! Слава Богу, что Он хранит нас от гордости! Поблагодарите же Его те, кто избавился от гордости!». До сих пор стыдно. 39 И такое понимание заложено в вероучении ЕХБ: «Христианин нуждается в постоянном освящении в течение всей жизни ( Евр.12:14 ; Откр.22:11 )… Освящение осуществляется Богом ( 1Фес.5:23 ) с участием самого верующего… К участию человека относится: 1) осуждение, исповедание своих грехов и сознание нужды в прощающей благодати Божьей ( 1Ин.1:7-9 ; 1Кор.11:31 ; 2Кор.7:1 ; Евр.4:16 )…». Интересно, что следовать этому, вполне православному, первому пункту я начал учиться только в православии. В баптизме сей пункт я сдал «экстерном» еще до крещения.

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

34 Игнатий испрашивает у Магнезийцев молитв за себя и церковь сирскую. «Поминайте меня в молитвах ваших.... и церковь сирскую». (гл. ΧΙV ср. Трал. гл. ХШ; Puмл. III и IX). Правда, испрошение Игнатием молитвы за себя и свою церковь еще ничего не говорит о существовавшей обычной практики; но не следует забывать, что богослужение лишь формировалось в эту эпоху и частное испрошение Игнатия должно было послужить поводом к постоянному обычаю церкви молиться за епископа, если такого обычая не было раньше. 39 Сократ рассказывает, что Игнатий некогда видел ангелов, воспевших Троицу попеременными песнями, и образ пения, виденный им, предал Антиохийской церкви. Н. E. lib. 6. с. 8. 41 1 Коринф, гл. слова: «какою мерою мерите, та кою отмерится вам» взяты или у Mamф. I, 2 . или у Луки VI, 38. – Гл. Приводятся слова Еванг. Иоанна 3. – Гл. XLVI. Климент напоминает слова Господа, находящиеся у Mamф. XVIII, 6. XXVI. 24 . Лук. 2. Марк. 12. – 2-е послание гл. Слова: «не пришел призвать праведников, но гршных» приводятся прямо как слова Писания, т. е Mamф. IX, 13 . Лyk. V, 32 . – Гл. Буквально повторяются слова Иисуса Христа: «Кто исповедаетъ Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцем Моим» Матф. Х, 32 . – Гл. IV. Слова: «не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется» взяты у Mamф. VII, 21 ; у Матф, же VII, 23 и у Лук. 27 заимствованы последние слова четвертой главы. – Гл. V. «Будете как агнцы посреди волков» слова Матф. Х, 16 .; равно как ниже приводится место, находящееся у Матф. Х, 28 и Лук. 4. 5: «не убойтесь убивающихъ тело» в измененной несколько форме. – Гл. Приводятся места изъ Матф. 24. XVI, 26 и Лук. 13.– Гл. «Верный в малом и во многом вернымъ будет» слова Лук. 10. 11. –Гл. IX. Братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего –место Матф. 50. 43 Посл, к Eфec. V . Слова: «если молитва двоих имеет великую силу» указывают на Матф. XVIII, 19. – Гл. VI. Слова: «всякаго, кого посылает домовладыка наш должно принимать как самого пославшаго» напоминают Mamф. XXIV, 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

«Когда ученики Иисуса провозгласили Его воскресение, – отмечает Джон Уорик Монтгомери, – они выступали в качестве очевидцев, причём ещё при жизни людей, соприкасавшихся с событиями, о которых шла речь. В 56 г. Павел писал о том, что Иисуса видели более 500 человек, из которых большая часть доныне в живых...» ( 1Кор. 15:6 ). Совершенно невероятно, что первым христианам удалось бы сфабриковать подобную сказку, а потом распространять её среди тех, кто мог легко опровергнуть их рассказы, попросту представив народу мёртвое тело Иисуса». «Если воскресения не было, – пишет Бернард Рамм, – то радикальные критики должны признать, что Павел лгал апостолам, когда говорил о явлении ему Христа, а они, в свою очередь, лгали Павлу, когда рассказывали о явлениях воскресшего Христа перед ними. Нелегко оспаривать свидетельство Посланий по этому вопросу, где столь убедительно подтверждается их истинность!» Явления Христа отдельным людям Воскресшего Иисуса видели: Мария Магдалина – ( Иоан. 20:14 ); ( Мк. 16:9 ). Женщины, возвращавшиеся от гробницы, – ( Матф. 28:9–10 ). Пётр, позднее в тот же день – ( Лук. 24:34 ); ( 1Кор. 15:5 ). Ученики по дороге в Эммаус – ( Лук. 24:13–33 ). Апостолы в отсутствие Фомы – ( Лук. 24:36–43 ); ( Иоан. 20:19–24 ). Апостолы в присутствии Фомы – ( Иоан. 20:26–29 ). Семеро у Тивериадского озера – ( Иоан. 21:1–23 ). Толпа из 500 с лишним человек на горе Галилейской – ( 1Кор. 15:6 ); Иаков – ( 1Кор. 15:7 ). Одиннадцать учеников – ( Матф. 28:16–20 ); ( Мк. 16:14–20 ); ( Лук. 24:33–52 ); ( Деян. 1:3–12 ). Присутствовавшие при вознесении – ( Деян. 1:3–12 ). Павел – ( Деян. 9:3–6 ); ( 1Кор. 15:8 ). Стефан – ( Деян. 7:55 ). Павел в храме – ( Деян. 22:17–21 ); (23:11). Иоанн на Патмосе – ( Отк. 1:10–19 ). Враги Христа не сумели опровергнуть его Воскресения Молчание противников Христа В Деян. 2 Лука пишет о проповеди Петра в день Пятидесятницы. Никто из евреев не возразил ему, когда он смело провозгласил воскресение Христа. Почему? Потому что пустая гробница была свидетельством, которое мог проверить любой из противников, если хотел опровергнуть его. Однако всем было известно, что Тела Христа в гробнице больше не было.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Евангелисты повествуют о разных явлениях ангелов, как о событиях исторических. Так ангелы возвещают благодатной Марии ( Лук. 1:32–34 ), Иосифу (Мат. 1:20, 24), пастырям вифлеемским ( Лук. 2:9, 10 ) о рождении Мессии Иисуса. Ангел возвещает Захарии о рождении предтечи Иоанна (Лу κ. 2:13), ангел успокаивает Иосифа, глаголя: востав ноими отроча и иди в землю израилеву: изомроша бо ищущии души отрочате (Мат, 2:20). Ангелы служат Иисусу Христу после искушения: тогда остави его диавол и се ангелы приступиша и служаху ему (Мат. 4:11). Ангел укрепляет Иисуса в саду гефсиманском ( Лук. 22:43 ). Ангелы возвещают женам о воскресении Христовом ( Мф. 28:2–8 , Мар. 15 :5–8, Лук. 24:4–8 , Иоан. 20:12 ). Ангел выводит апостолов из темницы ( Деян. 5, 10 ). Ангел является Корнилию и преподает ему наставление ( Деян. 12:7–12, 10:3 ). Ангел является Петру в темнице и выводит его из нее свободным от оков ( Деян. 7:7–11 ). Ангел возвещает Павлу о предстоящем ему морском путешествии ( Деян. 27:23 ). В посланиях своих апостолы нередко говорили об ангелах и говорили там, гди или доказывали, напр. превосходство Мессии Иисуса пред всеми избранными Божиими и показывали, что Он выше ангелов ( Евр. 1:4–9 ) и ангелы покорны Ему ( 1Петр. 3:22 ), или говоря о высоком достоинстве христианского откровения присовокупляли, что ангелы желают проникать в тайны христианства ( 1Петр. 1:12 ), со тьмами ангелов вступают в общение вступающие в христианское общество ( Евр. 12:22–25 ). Позор быхом мира и ангелов, говорить апостол Павел о земной жизни апостолов, и тем поставляет ангелов в круге действительных предметов, отличая их от людей. Засвидетельствую пред Богом и Господом Иисус Христом и избранными ангелы, говорит он же Тимофею ( 1Тим. 3:21 ). Таким образом самая недоверчивая логика должна признаться, что в н. завете признается бытие ангелов не по мнению народному, а по признаниям учителей св. истины и по несомненным явлениям ангелов 383 . § 101. Сотворение ангелов Мир духов чистых ангелов есть создание Творца всяческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наконец если ветхозаветная церковь приносила жертву за умерших, да разрешатся от грехов (2 Макк. 12, 43. 44.) 739 , и если по духу учения новозаветного св. евхаристия есть воспоминание жертвы, закланной за грехи мира, всегда действенной ( Евр. 7. 25 . 2G), и сильной столько, что ею же сильны были жертвы в. завета: то в церкви Христовой ни может не быть более надежд на силу пособий ее для отошедших с верою и менее опасений за неспособность их к принятию помощи, тем более, что по словам тайнозрителя, Господь Иисус имать ныне ключи смерти и ада ( Апок. 1, 18 ), может и ныне отворять двери ада и освобождать оттуда узников. Таким образом по наставлениям слова Божия, должны мы верить как тому, что некоторые грешники хотя и не приносили плодов достойных покаяния, но умирают с семенами спасительной веры в Господа Иисуса, так и тому, что состояние таких грешников за гробом хотя и не свободно от томлений душевных, не лишено надежд на улучшение их участи; только это улучшение может быть подаваемо не иначе, как теми, у которых остаются во власти средства спасающей благодати. Соображая же все, что говорит св. писание о состоянии грешных душ за гробом до всеобщего суда, получаем следующие мысли о их состоянии. а) Состояние грешных душ по разлучении с телом не одинаково, но различается по различию нравственного состояния их (Мат. 5, 22. 23). б) Души не раскаянных грешников в след за разлучением с телом подвергаются страданиям ( Лук. 12, 4. 5. 16, 22–25 , Иоан. 8, 21–32 ), хотя такое состояние их не есть решительное состояние ( Апок. 20, 13. 14 . 1Кор. 15, 54, 65 Кор. 5, 10). в) Души грешников, которые не принесли плодов достойных покаяния, но умерли с семенами веры и благочестия не терпят страданий, какие терпят нераскаянные грешники и остаются с возможностью получить помощь от церкви ( 1Иоан. 5, 16 . Мат. 22, 31. Еф. 4, 9. 10 . 2Мак. 12, 43. 44 ). г) В чем состоят мучения грешных душ до суда всеобщего? Об этом писание говорит не так ясно, как говорит о действительности мучений. Оно говорит только, что грешные удалены от лица Божия (Мат. 7, 21. 8, 12), заключены в темницу духов ( 1Петр. 3, 18 ), или в ад ( Апок. 20, 13. 14 . Лук. 16, 22 ), но сознают и чувствуют потерю блаженства, которым наслаждаются святые ( Лук. 16, 23. 24 ); чувствуют угрызения совести за грехи свои и тщетно ищут облегчения своему положению ( Лук. 16, 24. 25 ). § 316 Учение церкви о состоянии душ по смерти до всеобщего суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Матфея (8, 1 – 4). Можно присоединить разве еще из ев. Марка: посмотрев на него строго, тотчас изгнал ( ξβαλεν) его(1, 43), – и он же, вышедши, начал провозглашать много и рассказывать о событии (ст. 45), что может набрасывать некую тень на духовно-нравственную личность (веру) исцеленного. – При исцелении расслабленного ( Лук. 5, 17 – 12 ) Господь, по всем евангелистам-синоптикам (ср. Матф. 9, 2 , – Марк. 2, 5 ), видит веру принесших больного ко Христу для исцеления, но ближайших указаний на качество и силу веры этой евангелисты не дают. Также и свидетели чуда, по Матфею, удивились и прославили Бога, давшего власть такую людям (ст. 8); по Марку, изумлялись все и славили Бога, говоря, что никогда ничего такого не видали мы (ст. 12); по Луке, как сам исцеленный славил Бога, так и свидетелей чуда изумление объяло всех, и славили Бога, и исполнились страха, говоря, что видели мы изумительное сегодня (ст. 26). Таким образом вера, как самого исцеленного, так и свидетелей чуда стоит на первичной ступени изумления пред силою Чудотворца и соединенного с ужасом прославления Всемогущего Бога. – Призвание Мытаря Левия ( Лук. 5, 27 – 39 ) хотя и было проявлением властительности слова Христова и веры призванного мытаря, но здесь, как и при призвании Петра и других апостолов ( Матф. 4, 18 – 22 , – Марк. 1, 16 – 20 , – а о Лук. 5, 1 – 11 была речь пред сим), все синоптики не дают никаких ближайших определений веры, даже не говорят о вере. – Также и при исцелении сухорукого ( Лук. 6, 6 – 11 , – Матф. 12, 9 – 14 , – Марк. 3, 1 – 6 ) евангелисты не упоминают о вере исцеленного, но видят в этом чуде разъяснение отношения дел милосердия Христова к фарисейским узаконениям о субботнем покое. – Наконец в следующем затем сообщении об избрании Господом Двенадцати учеников и пред изложением Нагорной Беседы (после чего уже следует исцеление слуги Капернаумского сотника) св. Лука (6, 18 – 19) и Матфей (4, 23 – 24) дают указания на исцеления Христом страдавших разными недугами, без уяснения того отношения, в каком вера исцеляемых стояла к этим чудесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Теперь представим некоторые свои соображения. Из вышеприведенных мест видно, что наша Православная Церковь дозволяет молиться за еретиков только за живых, а не за умерших, и притом только об их обращении к вере православной. Когда же, прибавим к сему, еретик, по молитвам св. Церкви, обратится к Православной вере: тогда и молитва Церковная о нем будет уже совсем иная, т(о) е(сть) о спасении его души. А как достигается человеком спасение? Одно из главных условий к достижению спасения есть покаяние. Примеры сему видим в св. Евангелии. Мытарь получил оправдание чрез покаяние ( Лук.18:10–14 ). Блудный сын возвратился к Отцу через покаяние ( Лук.15:11–32 ). Разбойник благоразумный, распятый с Господом Иисусом Христом, вошел в рай также чрез покаяние ( Лук.23:40–43 ). Да и Господь сказал о Себе, что он пришел на землю, дабы грешников призвать к покаянию ( Мф.9:13 ). В покаянии же имеют нужду все люди. «Вси бо согрешиша, – как говорит Апостол, – и лишени суть славы Божия» ( Рим.3:23 ). Но неправославный или еретик, если бы вздумал принести пред православным иереем раскаяние во грехах своих, покаяние его будет недействительно. Читаем в «Православном Исповедании» в I-й части вопрос 113-й: что мы должны наблюдать при таинстве покаяния? – Ответ: Во-первых, должны смотреть, чтобы кающийся был христианин Православной кафолической веры: ибо «покаяние без истинной веры не есть покаяние, и не приемлется от Бога». Но все это говорилось о живых неправо верующих христианах или еретиках. Что же сказать об их отшедших из сей жизни душах? Хотя в Пространном Христианском Катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви в 11-м члене сказано, что душам умерших к достижению блаженного воскресения вспомоществовать могут приносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением безкровной жертвы Тела и Крови Христовой: но это говорится о душах православных христиан, и притом умерших с верою. – Душе же неправо верующего, умершего при своих заблуждениях и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? И как и о чем молиться за такую душу? – Молиться о ее спасении («Со святыми упокой... ») нельзя; потому что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них пред Господом. Молиться об обращении души к покаянию поздно; потому что душа, по отрешении от тела, каяться не может, так как будущая жизнь – время не покаянию, а воздаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Это разрешение, по чину православной Церкви, выражает священнослужитель в следующих словах: «Господь и Бог наш Иисус Христос. благодатию и щедротеми своего человеколюбия, да простит ти, чадо, вся согрешения твоя, и аз недостойный иерей, властию Его, данною мне, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь».    2. Невидимые, благодатные действия таинства покаяния суть:    а) непосредственное — отпущение грехов и оправдание (Иоан. 20:23; снес. Лук. 18:13. 14; Езек. 18, 21; Иоил. 2:31), и вслед за тем — б) примирение с Богом (Лук. 15:17—24; снес. Рим. 5:1. 2; 2 Кор. 5:19), в) освобождение от вечных наказаний за грехи и надежда на вечное спасение (Лук. 19:7—9; 23, 42. 43). Мысль об этих действиях, которую мы уже не раз встречали в изречениях отеческих, прежде приведенных, ясно выражают также:    Св. Василий великий: «Оскверненный каким-нибудь грехом, хотя в настоящее время теряет чистоту, но в будущем не лишается надежды очищения чрез покаяние». «Если обнажим грех исповедию, то сделаем его сухим троскотом, достойным того, чтобы пояден был очистительным огнем.    Св. Иоанн Златоуст: «Плотские родители никакой не могут оказать помощи детям своим, когда сии оскорбят какого-нибудь знаменитого и сильного человека; но священники примиряют духовных чад своих не с вельможами, не с царями, а с раздраженным Богом». «Согрешил ты? Войди в церковь, и загладь свой грех. Сколько бы ты ни падал на площади, — всякий раз встаешь: так сколько раз ни согрешишь, — покайся во грехе, не отчаивайся; согрешишь в другой раз, в другой раз покайся, чтобы по нерадению совсем не потерять тебе надежды на обещанные блага. Ты в глубокой старости, и — согрешил? — войди (в церковь), покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение в грехах».    3. Должно знать, что невидимые действия благодати в таинстве покаяния, по своей обширности и могуществу, простираются на все беззакония человеческие, и нет греха, который бы не мог быть прощен людям, если только они искренно в нам покаются и исповедают его с живою верою в Господа Иисуса и надеждою на Его заслуги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

В. Церковь и царство Божие по учению нового завета (Вера и Церк 1906 г янв) 302 Проповедь И. Предтечи также начиналась призывом покайтеся, ибо приблизилось царство небесное ( Мф. 3:2; 4:17 ) Ни Предтеча, ни Сам Иисус Христос не присоединили к этому призыву каких-либо пояснений о том, что они разумеют под царством Божиим, или царством небесным, как оно предпочтительно называется в ев. Матфея, ибо «небесное» значит тоже, что «Божие» (на языке того времени часто говорили «небо», вместо «Бог», чтобы не употреблять имя Божие всуе; см. напр. Лук. 15:18 ). Это показывает, что иудеи имели известное, определенное, хотя бы многие из них – и неправильное представление о «царстве Божием, небесном»; наступления царства Божия они прямо ожидали ( Марк. 15:43 ; Лук. 23:51 ). И действительно, в ветхом завете хотя не встречается выражений «царство Божие», «царство небесное», но ветхозаветная письменность давала достаточное содержание для созидания великой идеи царства Божия. Обетование о Семени жены было перво-евангелием царствия Божия. Теократия в народе израильском, где Бог – и Судия и Законодатель, Правитель и Царь Своего народа ( Суд. 8:23 ; Втор. 33:5 и др), который (народ) был выделен из других народов, чтобы быть царством священников, уделом Божиим, народом святым ( Исх. 19:6; 23:22 ), была в чувственно-символической, национально-иудейской форме предъизображением грядущего в мир царства Божия. В пророческих созерцаниях изображается эта новая теократия вместо национальной, иудейской – всемирною, вместо чувственно-символической – духовно-нравственною и по своей продолжаемости – вечною. У пр. Иеремии она называется новым заветом (31:31), а у пр. Даниила – прямо царством Бога (2:14; сн. Ис. 2:2, 7 ). Неверием, на основании Лук. 6:19 , а также сказанного у Марк. 5:30 : Иисус почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила при прикосновении к Нему кровоточивой жены, высказано мнение, будто Иисус Христос совершал многие чудеса посредством тайных, Ему только известных сил природы. «Но что это за силы природы», говорит один апологет (Геттинг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Хоразин и Вифсаида Галилейская . В недалеком разстоянии от Капернаума, на берегу озера, были Хоразин и Виосаида Галилейская. Их часто посещал Господь, учил и совершал здесь множество чудес ( Мф.6:4–5, 21 ; Мк.6:45, 53, 56 ; Лук.10:13 ). Из Вифсаиды были родом апостолы Петр, Андрей и Филипп ( Ин.1:4; 12:21 ). Но жители этих городов не покаялись и не уверовали в Него ( Мф.11:16–20 ), И Господь грозно обличал их за это: горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо; яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшия в тебе, древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша. Обаче глаголю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день судный, неже вам ( Мф.11:21–22 ). В настоящее время оба места в развалинах. Кесария Филиппова. На самой северной оконечности Палестины был еще один город, который ознаменован частым пребыванием Господа. Это – Кесария Филиппова, которая в древности была известна под именем Ваал-Гаада, у греков – под именем Панеады, во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Кесарии Филипповой (в честь Кесаря Августа и устроителя ее тетрарха Филиппа). Она находится при одном из важнейших истоков Иордана. В эту отдаленную часть Палестины уединялся иногда Господь во время земной Своей жизни и здесь, незадолго пред Своим преображением, после уединенной молитвы, спрашивал учеников Своих, за Кого они принимают Его, и, по исповедании ими Его Сыном Божиим, тайно предсказал им о Своих страданиях и воскресении и потом всенародно проповедывал им о ношении креста и о Своем пришествии во славе ( Мф.16:10–28 ; Мк.8:27–38 ; Лук.9:18–27 ). Здесь, говорят, жила та женщина, которая 12 лет страдала кровотечением и получила исцеление от своей болезни чрез прикосновение к одежде Спасителя ( Мф.9:20–23 ; Мк.5:25–34 ; Лук.8:43–48 ). Гора Фавор и ее окрестности Путь от Тивериады к Фавору. Посетив чудные места Тивериады, где Господь наш провел большую часть Своей жизни, благовествуя по городам и селениям царство Божие и творя множество чудес, паломники стремятся на юго-восток, к горе Преображения Господня – Фавору, которая уже была видна им с разных мест их пути раньше. Путь от Тивериады идет по крутому и длинному скату дикой и высокой горы, утыканной камнями и поросшей густой и высокой травой с изредка попадающимся кустарником, с вершины коей видна гора Преображения во всем ее величии. Отделенная от прочих гор, она уединенно возвышается в лесном украшении своем, как стог хлеба среди поля, как алтарь среди храма. Необыкновенная красота горы, всесторонняя ровность ее ребер, отдельное положение от других гор – радуют взор путника. При замечательной прозрачности здешней атмосферы, гора кажется очень близко; на самом же деле к ней нужно ехать еще 20 верст чрез множество холмов, и долин. Вокруг горы прекрасная равнина (продолжение Ездрилонской), по которой, на протяжении трех верст, тянутся дубовые рощи и роскошные леса, наполненные множеством птиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010