35) Если же Писание во многих местах и тело Христово называет Христом, например, когда блаженный Петр говорит Корнилию: «Иисуса, иже от Назарета... Егоже помаза Бог Духом Святым» (Деян. 10:38), и также иудеям: «Иисуса Назореа, мужа от Бога извествованна в вас» (Деян. 2:22); а еще и блаженный Павел — афинянам: «о Муже, Егоже предустави, веру подая всем, воскресив Его от мертвых» (Деян. 17:31); находим же, что извествование и послание во многих местах значит одно и то же с помазанием; посему желающему можно из сего уразуметь, что нет никакого разногласия в словах святых, но различно именуют они соединение Бога — Слова с человеком от Марии, а именно, иногда помазанием, иногда посланием, а иногда извествованием, — то сказанное блаженным Петром имеет правый смысл и проповедует истинное Божество Единородного, не разлучая ипостась Бога-Слова с человеком от Марии. Да не будет сего! Ибо как стал бы разлучать тот, кто многократно слышал: «Аз и Отец едино есма», и: «видевый Мене виде Отца»? Посему и по Воскресении то же тело, «дверем затворенным» (Ин. 20. 19), входит в общее собрание апостолов, и что представлялось в сем невероятного, разрешает, сказав: «осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща» (Лук. 24:39). Не сказал: осяжите это тело или человека, Мною воспринятого, но: «Мя». Почему никакого извинения не возможет найти Самосатский, отрицающий единение Бога — Слова при свидетельстве столь многих и Самого Бога — Слова, Который ко всем обращает Свое благовестие, удостоверяя вкушением пищи и дозволением осязать Его, что конечно и было сделано, потому что, когда подавал Он или подавали Ему пищу, несомненно, касались рук. Сказано: «они же даша Ему рыбы печены часть и от пчел сот», и ядя пред ними и прияв остальное, отдал им (Лук. 24:42, 43). Итак вот, если не как осязал Его Фома, то иным способом осязаемый, удостоверил их. Если же хочешь видеть и язвы, то научись у Фомы; ибо сказано ему: «принеси руку твою и вложи в ребра Моя, и принеси перст твой... и виждь руце Мои» (Иоан. 20:27). Своими именуя ребра и руки, Бог — Слово показует всего Себя — вместе и человека и Бога; потому что Слово, как можно понимать, дает теперь ощутить Себя святым посредством тела, когда входит «дверем затворенным», внезапно представ с телом и давая им удостовериться. Это да будет сказано как достаточное к утверждению верных и к исправлению неверных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2575...

Из жизни Спасителя, рассказываемой в Евангелии, мы не находим ни одного случая, когда бы он вкушал «мясо» животных. Это – бесспорный факт. Могут, конечно, указать нам, что Господь во время праздника еврейской пасхи несомненно вкушал так называемого «пасхального агнца». Однако, на это мы скажем, что, во–первых, здесь имеем дело лишь с предположением, хотя и весьма правдоподобным, но не с бесспорно–очевидным фактом, а – во–вторых, вкушение названного «агнца» носило особый религиозный характер и не может быть приравнено к обычной пище (правда, говоря о пище ветхозаветного еврея, мы упомянули и о первом вкушении им в Египте «пасхального агнца», но не следует забывать, что последний пример был приведен нами лишь в числе других, между прочим, – и не имел сколько–нибудь решающего значения, чего, однако, совсем нельзя сказать о предположении, рассматриваемом нами в настоящую минуту). Евангелисты, не придававшие значения «питанию» самому по себе, поэтому, и не сообщали специально об употреблявшейся Господом пище. А если что они, все–таки, сообщили в данном случае, то лишь мимоходом, ведя речь о других вопросах, прежде всего или говоря о предметах Его питания с какой–либо особенной целью. Таковы, напр., следующие евангельские повествования. Однажды Господь насытил окружавший Его многочисленный народ не только хлебом, но и рыбами. ( Матф. 14:15–21 . Мрк. 6:36–44 . Лук. 9: 12–17 . Иоанн. 6:5–13). Это же сделал Он затем и в другой раз (Мф. 15:32–39. Марк. 8:1–9 ). Оба случая относятся к жизни Спасителя до Его крестных страданий и крестной смерти. Из них, если мы не видим того, вкушал ли Сам Господь рыбу или нет, то, по крайней мере, ясно усматриваем, что Он дозволял питаться рыбной пищей слушавшему Его множеству народа. Подобное же передается в евангельском повествовании о «явлении» Спасителя «по воскресении Своем» «ученикам» Его «при море Тивериадском». Когда, по совету Господню, они «закинули сеть» и поймали «153 рыбы», Он позвал их «обедать», при чем «взял хлеб и дал им, – также и рыбу» (Иоанн. 21:1–13). Явившись же Своим ученикам в «последний» раз, Господь, между прочим, «сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел перед ними» ( Лук. 24:41–43 ). Хотя здесь ясно и не сказано, что именно взял Господь и ел, – взял ли только «сотовый мед», или и «печеную рыбу», или что–либо одно из этого, тем не менее, данное место ничего не говорит против предположения, что Он вкусил и рыбы. Правда, принятие Господом пищи в этот раз имело целью не удовлетворение Его физической потребности, а удостоверение учеников в том, что «перед ними» не призрак, тем не менее, то обстоятельство, что Господь не отказался от предложенной Ему на Его вопрос пищи, в высшей степени многознаменательно и красноречиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Но закончилось жертвоприношение Христово только в Его крестных страданиях и смерти. Здесь страдания Спасителя достигли наивысшей степени. Здесь Он, как взявший на Себя с грехами человечества и наказания за них, испил всю чашу гнева Божия ( Иоан. 18:11 ) и потерпел все скорби и самые болезни адовы ( Ис. 53:3. 12 ). Сам Он открылся ученикам Своим: прискорбна есть душа Моя даже до смерти ( Мф. 26:38 ). Он так скорбел и тужил под тяжестью грехов человеческих и с таким напряжением молился о мимоитии от Него чаши, что с Него капал кровавый пот. Он троекратно взывал: Отче Мой! аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия; обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Мф. 26:39 ). Носящий всяческая глаголом силы Своея имел теперь нужду в укреплении от ангела ( Лук. 22:43 ). Но воля Отца, чтобы Он выпил чашу страданий, осталась неизменною и после троекратного моления. На кресте, которому Он предан был, аки льву, да сокрушит вся кости Его ( Ис. 38:13 ), с жесточайшими, неописуемыми мучениями телесными, соединились и душевные скорби, и муки. Оставленный близкими людьми, перенося всякого рода насмешки и ругательства восставших на Него, Он в последние минуты Своих страданий испытал и тягчайшее из наказаний греха – чувство богооставленности, отлучения от Бога и отсюда страх вечной смерти и осуждения. Так понимают исполненное безмерной скорби и печали словами мессианского псалма воззвание Его со креста к Богу: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя оставил еси ( Мф. 27:46 )? Воззвание: Боже Мой, Боже Мой, а не Отец Мой, как называл Иисус Христос Бога в других случаях, показывает, что чувства богосыновства, ощущения близости любви Божией как бы не существовало у Него. Он чувствует Себя только Сыном человеческим, Искупителем. Он чувствует произведенную нашими грехами между Богом и Им пропасть, чувствует проклятие греха, взятого Им на Себя, но и в этой глубине уничижения не оставляет Бога, как Своего Бога. Невыразимые страдания Агнца Божия закончились добровольным принесением и самой Своей жизни в искупительную жертву за грехи мира. Последними словами Его на кресте были: совершишася! Отче, в руце Твои предаю дух Мой! Возгласив сие гласом велиим, Он преклонь главу и испусти дух ( Иоан. 19:30 ; Лук. 23:46 ; Марк. 15:37 ). § 93. Учение откровения и церкви о страданиях и смерти Богочеловека, как искупительной жертве

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   54) Посему как с преспеянием плоти Господь Сам именуется преспевающим, потому что тело принадлежало Ему собственно, так и сказуемое относительно ко времени смерти, что Господь возмущался, плакал, надобно принимать в том же смысле. Ибо еретики, кидаясь туда и сюда, и на этом как бы вновь созидая свою ересь, говорят: вот плакал и говорил: «ныне душа Моя возмутися» (Иоан. 12:27), и молился, «да мимоидет... чаша» (Матф. 26:39), почему же, если говорил это, Он — Бог и Отчее Слово? Так, написано, богоборцы, что плакал, и говорил «возмутися», и на кресте сказал: «Элои, Элои, лима савахоани? еже есть... Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Мк. 15:34. Матф. 27:46), молился и о том, «да мимоидет... чаша», и это написано. Но я желал бы также, чтобы и вы дали ответ. Ибо каждое из ваших возражений необходимо отражать тем же. Если Глаголющий есть простой человек, то пусть плачет и боится смерти как человек. Если же Он — Слово во плоти (для нас не обременительно повторять всегда одно и то же), то чего было бояться Ему — Богу? Или почему убоялся смерти, будучи Сам жизнь и других спасая от смерти? Или почему говоря: «не убойтеся от убивающих тело» (Лук. 12:4), Сам убоялся? Почему Тот, Кто говорит Аврааму: «не бойся, яко с Тобою есмь» (Быт. 26:24, Ис 43:5), и Моисея поощряет к мужеству пред Фараоном, и Навину говорит: «крепися и мужайся» (Нав. 1:6), Сам пришел в боязнь от Ирода и Пилата? Притом, другим став помощником, чтобы не имели страха (ибо сказано: «Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек?» (Псал. 117:6), Сам устрашился игемонов, людей смертных, и, добровольно пришедши на смерть, убоялся смерти? Совместно ли с чем и не злочестиво ли говорить, что убоялся смерти или ада Тот, Кого «видевше... вратницы... адовы убояшася» (Иов. 38:17)? Если же, по словам вашим, убоялось Слово, то почему же задолго пред сим, говоря о злоумышлении иудеев, Оно не спаслось бегством, но, когда искали, сказало: «Аз есмь» (Иоан. 18:5)? Господь мог и не умереть, как говорил: «область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю», и: «никтоже возмет ю от Мене» (Иоан. 10:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

Гёррес, по-прежнему, будет нашим руководителем. «Именем Бога, начинает Буидесем, Зенд учит нас, что жизнь дана была, прежде всего, Ормузду и Ариману; потом учит, как мир создан. Ясно сказано в законе, что Ормузд был первый в свете мира с высшею наукою, с чистотой. Этот престол Света, это жилище Ормузда, есть первый свет; эта высшая наука, эта чистота, произведение Ормузда, есть закон. 35 Началась борьба между первым светом и первою тьмою; Ормузд произнес, наконец, свое слово, ослабившее Аримана, и началось создание мира». 36 «Ормузд, прежде всего, создал Банана, долженствующего правит небом, миром Ормузда». 37 «Баман – царь неба, 38 царь мира Ормуздова, 39 дух божий». 40 «Потом созданы все другие Амшаспанды. Всех Амшаспандов семь. Из них один Баман; другой Ардибегешт: он дает огонь, здоровье произведениям, дает величие миру. 41 Сапандомад, Изед земли, дочь Ормузда, оплодотворяющая землю, щедро исполняющая желания земледельцу; 42 Она принимается за оплодотворенную землю. 43 Коршид 44 Солнце, есть око Ормузда, живящее природу». 45 «Ормузд создал свет между небом и землею, создал звезды, планеты, луну и солнце». 46 «Пять звезд: среди неба звезда Меш с планетою Кеван, великая звезда (Сатурн); на юге – Венант с планетою Ангума (Юпитер); на севере Гафторанг с планетою Бфам (Марс); на западе Сатевис с планетою Анагид (Венера); на востоке Таштер с планетою Тир (Меркурий)». 47 «Звезды неподвижные, какие можно заметить, были разделены на 12 созвездий-матерей. Имена их: Агнец, Бык, Близнецы, Рак, Лев, Колос, Весы, Скорпион, Лук, Козерог, Ведро, Рыбы. Они были сначала разделены на 18 мужеских Кордегов». 48 «Звезды малые созданы сопутниками звездам сих созвездии. Ормузд еще поместил на четырех сторонах неба четырех стражей, бодрствующих над неподвижными звездами, над многочисленными звездами созвездий. Из тех четырех стражей, Таштер хранить восток, Сатевис – запад, Венант – юг и Гафиоранг – север. О тридцати шести Деканах персидских говорит Гёррес. 49 Еще два слова. В египетской религии почитаются души. В персидской феруэры: Роде называет феруэров душами, 50 а Гёррес души египетские феруэрами. 51 Теперь возьмем пример из системы условных принадлежностей многобожия.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Будет день, когда Мы в каждом народе воздвигнем свидетеля о нём из среды его самого; тебя 287 Мы поставим свидетелем об этих людях (16, 91). „Будет день, в который Бог соберёт их и тех, которым покланялись они кроме Бога, и скажет: вы ли ввели в заблуждение сих рабов моих, или они сами заблудились от пути сего? Они скажут: воздаём хвалу Тебе! Нам неприлично было выступать с кем-либо, кроме Тебя в искренние отношения... Так они и выставят ложными слова ваши, которые говорили вы; и они не могут от беды отвратить, ни помощи подать. Каждого, кто из вас несправедлив, Мы заставим вкушать великую муку... Будет день, когда они увидят ангелов; но в день тот не будет радостной вести этим несчастным; им скажут ангелы: отлученье – достойным отлученья! Тогда мы доберёмся до дел, какие сделали они, и обратим их в прах развеваемый... (25, 18–25). Только те, которые на правой стороне, будут в садах райских. Разговаривая между собою, они спросят преступников: Что привело вас в адский пламень? Они скажут: „мы никогда не молились, не кормили бедных; мы только купались в водах суеты вместе с купающимися в суете, а день суда считали ложью, покуда не наступило для нас верное знание”. Теперь бесполезно для них ходатайство ходатаев. Зачем было им уходить от сего учения (Корана), подобно тому, как бегут ото льва пугливые ослы? Да, каждый из них пожелает, чтобы ему даны были развернутые свитки... Нет, этого не будет! Они не боятся будущей жизни” (Коран 74, 35–53). В этом отрывке Мохаммед произвольно ввёл в свой поэтический рассказ разговор праведников с грешниками. Может быть, впрочем, на этом рассказе отразилось косвенное влияние притчи И. Христа о богатом и Лазаре? ( Лук. 16, 19–31 ). Для правильного понимания учения Корана о последнем суде Божием над людьми христианину более всего важно знать, что перед кончиной мира на землю вторично явится Иисус Христос и будет знамением часа (43, 61), как говорится об этом в Евангелии ( Матф. 24, 30 и 39). Но в Коране нет связного описания этого космического момента, потому что сам Мохаммед только случайно получал, отрывочные сведения о кончине мира и о последнем суде Божием над людьми и говорил, о них в разное время и по разным поводам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

3344 35 . Исаак в возрасте шестидесяти лет родил близнецов, и первый из них был Исав, от него получили свое наименование идумеи, а вторым был Иаков по прозвищу Израиль, от которого и получили свое наименование израилиты. 36. В это же время берет свое начало царство греков, где первым царем был Инах. 37. Сыном его был царь Фороней, который первым в Греции создал законы и учредил суды. 38. Рассказывают, что в те времена Минерва явилась в образе юной девы близ озера Тритонид 10 3434 39. Иаков в возрасте девяноста лет родил Иосифа. 40. В это время Серапис 11 , сын Юпитера и царь египетский, после кончины был принят в сонм богов. 38. Исправленная и перемещенная глава: В те времена Минерва явилась в образе юной девы близ озера Тритонид. О ней говорят, что была она весьма превосходна в изобретениях различных вещей. Говорят, что она придумала талер, создала щит и лук, научила людей ткать полотна и окрашивать шерсть. 37 . Исправленная и перемещенная глава: В эту эпоху был знаменит царь Фороней, сын Инаха. Этот царь был первым в Греции, кто установил законы и учредил суды. 41. В Египте закладывается город Мемфис. (Во втором издании эта глава упразднена.) 3544 42. Иосиф жил сто десять лет. 43. В это время царь Аргос властвовал в Греции, и там начали собирать урожаи злаков, семена коих принесены из других мест. 3688 44. В рабстве египетском евреи пребывали сто сорок четыре года. 45. Говорят, что в эти времена жил Прометей, о котором ходят сказки, будто бы он сотворил человека из праха. 46. Тогда же Атлант, брат Прометея, почитался великим астрологом/. исправлено: Тогда же брат его Атлант основположил астрологию и первым задумался над движением небес и их разумным истолкованием, 47. а Меркурий , внук Атланта, явил себя знатоком множества искусств, и поэтому после кончины был принят в сонм богов. 48. Тогда же Орсилох впервые создал упряжку из четырех лошадей – квадригу. 49. И в это же самое время Кекропс основал Афины, и от имени Минервы «афинянами» стали называть аттиков. 50. Он же совершил первое жертвоприношение быками и приказал поклоняться Юпитеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

30 противоречие в определении (лат.). 31 См. также: Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 10. С. 329 — 336 (здесь и далее по второму изданию). 32 Быт. 22, 1 — 13. 33 Чис. 22. 34 Старое название эволюционного учения. 35 Иер. 5, 8. 36 Быт. 3, 7 — 11. 37 девы и мальчики (лат.) (Гораций. Оды. Кн. III 1. Пер. Вл. Соловьева. См.: Значение поэзии в стихотворениях Пушкина?? Собр. соч. Т. 9. С. 340). 38 См.: Гоголь Н.В. Игроки. Явление XXV. 39 Одна из основных школ гностицизма, влиятельного религиозно-философского течения поздней античности и средневековья, стремившегося к синтезу различных восточных верований, христианства, иудаизма и греческой философии. Взгляды Валентина (ум. ок. 161 г.), основателя школы, известны по изложению св. Иринея Лионского в специальном трактате " Обличение и опровержение учения, ложно именующего себя знанием " (см.: Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского. М., 1871). Вл. Соловьев, много и глубоко изучавший г ностицизм, — автор статей " Валентин " и " Валентиниане " , а также " Гностицизм " в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (см. также: Собр. соч. Т. 10. С. 285 — 290, 323 — 328). 40 Религия, возникшая в III b. в Персии. Основатель — проповедник Мани (216 — 277). В основе манихейства — зороастрический дуализм, т. е. признание двух субстанциальных начал бытия — противоборствующих Света и Тьмы. См. также статью Вл. Соловьева " Манихейс тво " в Собр. соч. (Т. 10. С. 416 — 421) и Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (Т. XVIII (2). С. 541 — 543). 41 Вл. Соловьев, вероятно, имеет в виду первые слова из книги " Жизнь Плотина " Порфирия, ученика Плотина и автора достоверного описания жизни учителя. Ср.: " Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике.. " (Порфирий. Жизнь Плотина?? Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 427). 42 1 Коринф. 6, 19; 15, 40, 44, 50; Фил. 3, 21. 43 Лев. 10, 9; сикер — крепкий напиток. 44 Матф. 19, 12. 45 1 Коринф. 7; 1 Тим. 2, 15; Лук. 20, 34 — 36.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Ни по ходу речи, ни по связи мыслей, ни одно из тех понятий, которые обыкновенно прилагают к этому названию в Ветхом завете, здесь неприменимо: если бы Иисус Христос назвал себя Сыном Божиим только в смысле или феократическом, или нравственном, или идеальном, в таком случае Он не отличил бы Себя от бывших прежде Его служителей и исполнителей ветхозаветной экономии; название – единый возлюбленный Сын – примененное Им к Себе, осталось бы без соответствующего значения. Δολοι или δολος в этой притче, соответствующие πας θεο ( Мф.12,18 ; Деян.4:27.30; 3,13.26 ) и еврейскому ( Ис.42:1–5;52,13 ), представляют именно тех, которые всецело и всесовершенно посвятили себя служению Иегове, т.е. пророков и благочестивых царей древней феократии, которые были ревнивыми хранителями и блюстителями вверенного им достояния; в заключение их блюстительства (σχατον) посылается единый возлюбленный Сын, который как исполнитель ветхозаветной экономии близок к ним по своему служению, но как Сын Он является полным владетелем наследия Отца с полным правом им распоряжающимся; рабы блюли и хранили вверенное им достояние, Сын же как равноправный Отцу является видоизменителем древней и основоположителем, учредителем новой экономии; так Он поступает потому, что Он Сын. Таков прямой и естественный смысл этого приточного изображения в ряду тех сказаний, среди которых оно стоит. Продолжая образную речь, Иисус Христос говорит, что тот камень, разумея под последним Себя, которому они не усвояют соответствующего значения, на их глазах делается основоположением нового здания; у них же отнимается царствие Божие ( Мф.21:42.43 ). В дополнение к этому приточному изображению можно присоединить еще одну беседу, обращенную Иисусом Христом несколько позже, по сказанию евангелиста Марка, к народу во храме (12,35.37), а по сказаниям евангелистов Матфея и Луки, к книжникам и фарисеям ( Мф.22:41.42 ; Лук.20:39–46 ). После разного рода вопросов, предложенных Иисусу Христу книжниками и фарисеями с целью уличить Его в чем-нибудь, Он со своей стороны, желая обличить их в несправедливости их негодования на Него за оправдание своих действий божественностью посланничества и божеским достоинством, ясно указанным в усвоенном Им имени Сын Божий, обратился к ним с вопросом: «что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?» и т.к.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

1531 Греч. κρματα – слав. судбы в Пс. 118 встречается много раз (13.20.30.39.43.52.62.75 стт. и др.) и означает Господне мироправление, выражающее Его совершеннейшую мудрость и правду и служащее источником надежд и радостей для праведного человека в сей и будущей жизни. 1532 В синод. не дай мне уклониться, слав. не отрини, греч. μ πσ – не оттолкни, не прогони, не допусти отступить (Мандельштам). 1533 Слав. оправданием как неупотребительное в рус. речи заменяем словом синодального и преосв. Порфирия переводов уставам; последнее и ясно, и употребительно. 1535 Исполнение Божиих повелений было вожделеннее всякого богатства (Феодорит), т. е. богатства всего видимого мира (ср. 127 ст.). 1536 Слав. живи мя соответствует ζσον με – 66, 67, 81, 100, 150, 183, 189, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим и Вульг. vivifica me; а син., алекс., text. recept. – ζσομαι – буду жить. 1540 Слав. советы соответствует α συμβουλαι – [син. до испр.,] минуск., Феодорит, греч. церк. Псалт. и Анфим; а син. [после испр.], алекс. [и др.] – ед. ч. σομβουλα; придаем конкретное значение вместо абстрактного; у свт. Амвросия: мужие совета моего, синод. пер. советники. 1545 Слав. воздрема – греч. νσταξεν [гёттинг.], пришла в духовную вялость, расслабление и уныние, близкое к дремоте; [σταξεν – букв. источилась – Ральфс по свт. Амвросию и следом за Грабе; στναξεν – восстонала, 2018]. 1549 Слав. дат. пад. мне соответствует μοι – верон., 55, 81, 111–113, 140, 145, 156; а обычно вин. пад. με. 1551 При исполнении слова Твоего приставь ко мне, как бы пестуна, спасительный страх пред Тобою (Афан. Вел., Феодорит, Евс. Кес., Зигабен). 1555 Слав. в широте. «Не стесняясь беспокойством совести и житейскими неудобствами» (Феодорит и Зигабен). 1557 Слав. мн. ч. словеса соответствует τν λγων– син. [после испр., ряд лук. спп.], Феодорит, text. recept., греч. церк. Псалт., Анфим, Порфирий и др.; а [ват., син. до испр.,] алекс., Афан. Вел. [и др.] – ед. ч. τν λγον. 1559 Сей бысть мне. Греч. ατη употреблено в значении ср. р. (см. пред. прим.). Букв. сие было мне, т. е. хранение и помышление о законах вело за собою исполнение всех установлений Господних. Слав. м. р. сей, вероятно, согласован с закон. Во всех греч. спп. и Вульг. – ж. р.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010