17:15–18); по вере принесших расслабленного он не только исцелился, но и получил прощение грехов. Об этом св. Матвей так повествует: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их (то есть принесших), сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:1–2; Мар. 2:5 ). Следовательно, и по вере родителей, восприемников и священнослужителей, совершающих крещение, дети могут получить прощение прародительского греха. В этом случае восприемники, или кумовья, то же, что и приносившие детей ко Христу, по вере которых Он обнял детей, «возложил руки на них и благословил их» ( Мар. 10:13  и 16). 3) Откуда еще видно, что можно и детей крестить? 3) Крещение заменило собой обрезание, как учит Ап. Павел: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворнным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» ( Кол. 2:11–13 ). А обрезание совершалось над детьми ( Быт. 17:10–14 . Лук. 2:21 ); следовательно, над детьми же должно совершаться и крещение. 4) Обетование, или обещание, о крещении дано только взрослым или и детям? 4) Да, – и детям; почему и их должно крестить: «Покайтесь, говорил апостол Петр, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа, ибо вам, поясняет Апостол, принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2:38–39 ). Здесь Апостол уже прямо и ясно велит крестить и детей, ибо и им дано обетование о спасении ( Иер. 31:34 ). 5) Откуда особенно ясно видно, что нужно и детей крестить? 5) Из слов Самого Христа Спасителя, сказанных Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божье» ( Иоан. 3:5 ). Здесь Христос не делает исключения ни старому ни малому, а говорит для всех ясно, что кто не родится от воды и Духа, то есть, не примет св. Крещения, не может войти в Царство Божье; почему необходимо крестить и детей. 6) Облечены ли дети сектантов во Христа? 6) Нет! Только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); а они не крещены, следовательно, не облечены в Него и потому они не Его дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

4 174 Ибо не мечом своим приобрели отцы наши землю, и не мышца их спасла их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и сияние лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним. 5 175 Ты Царь мой и Бог мой, дарующий спасение Иакову! 6 С Тобою врагов наших пронзим, будто рогами, и именем Твоим уничтожим восстающих на нас! 7 Ибо не на лук мой надеюсь, и меч мой не спасет меня; 8 Ибо спас Ты нас от гонителей наших и ненавистников наших посрамил. 9 Восхвалять Бога будем всяк день и прославим имя Его вовеки. 10 176 А ныне отринул Ты нас и посрамил нас самих, и не шествуешь, Боже, во главе ополчений наших. 11 Обратил Ты нас вспять пред врагами нашими, и ненавистники наши расхищали наше добро. 12 177 Отдал Ты нас, будто овец, на съедение, и среди язычников рассеял нас. 13 178 Отдал народ Твой, как не имеющий никакой цены, и уже немного нас, взывающих к Тебе. 14 Предал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим окрест нас. 15 179 Соделал нас притчею у язычников, кивают на нас головой народы. 16 Всяк день позор мой предо мной, и стыд на лице моем 17 От голоса обидчика и клеветника, от речей врага и гонителя. 18 180 Все это постигло нас, но не забыли мы Тебя и не нарушили завета Твоего. 19 181 И не отступило вспять сердце наше, хотя и отклонил Ты стези наши от пути Твоего. 20 Ибо смирил Ты нас там, где постигли нас беды, и покрыла нас тень смертная. 21 Если бы забыли мы имя Бога нашего, если бы простерли руки наши к богу чужому, 22 Не Бог ли взыскал бы за это? Ибо Он ведает тайны сердца. 23 Но за верность Тебе умерщвляют нас всяк день, для них мы, как овцы, отданные на заклание. 24 182 Восстань, – что опочил Ты, Господи? Восстань и не отринь нас до конца! 25 Что отвращаешь Ты лицо Твое? Забываешь нищету нашу и скорбь нашу? 26 Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше. 27 Восстань, Господи, помоги нам и избавь нас во славу имени Твоего! 1 183 В конец, об имеющих измениться, сынов Кореевых, в поучение, песнь о Возлюбленном, 44. 2 184 Изрекло сердце мое слово благое, говорю Всевышнему Царю о соделанном мною; язык мой – трость книжника-скорописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4 не утаилось от детей их в следующий род, – возвещу хвалу Господу и силу Его, и чудеса Его, сотворенные Им. 5 Он дал откровение в Иакове, и закон положил в Израиле: что заповедал отцам нашим, чтобы передавать сыновьям своим, 6 да знает род иной, сыновья, имеющие родиться, и возстанут, и поведают о сем сыновьям своим, 7 чтобы возлагали на Бога надежду свою, и не забывали дел Божиих, и заповедей Его искали, 8 чтобы не были, как отцы их, родом лукавым и огорчающим, родом, который не сохранял правоты сердца и не был верен с Богом духом своим. 9 Сыновья Ефрема, натягивающее лук и стреляющие, обратились вспять в день брани. 10 Не сохранили завета Божия и не захотели ходить в законе Его, 11 и забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им: 12 чудеса, которые Он совершил пред отцами их в земле Египетской на поле Тане. 13 Разделил море и провел их: поставил воды, как мех. 14 И вел их облаком днем и светом огня во всю ночь. 15 Расторг камень в пустыне и напоил их как бы из великой бездны. 16 И извел воду из камня и низвел воды, как реки. 17 А они продолжали грешить пред Ним: огорчали Вышнего в безводной. 18 И искушали Бога в сердцах своих, прося пищи по душе своей. 19 И клеветали на Бога и говорили: “Ужели Бог сможет приготовить трапезу в пустыне? 20 Хотя Он ударил камень и потекли воды, и полились ручьи, но сможет ли Он дать и хлеб? Или приготовить трапезу народу Своему?” 21 Услышал Бог и отложил, и огонь возгорелся в Иакове и гнев поднялся над Израилем, 22 ибо не веровали Богу и не надеялись на спасение Его. 23 Он заповедал облакам свыше и открыл двери неба. 24 И одождил им манну в пищу и хлеб небесный дал им: 25 хлеб Ангелов ел человек. Пищу послал им до пресыщения: 26 поднял юг с неба и навел силою Своею либ, 27 и одождил на них, как пыль, мяса и, как песок морской, птиц пернатых, 28 и нападали они среди стана их, вокруг шатров их. 29 И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им, 30 и они не лишены были желаемого своего. Но еще пища была в устах их, 31 когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них и избранных Израиля запнул.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

8:18). Третий: для чего говорит: « о всем, что Иисус делал и чему учил ». Если Иоанн, этот возлюбленный Христов, имевший такое дерзновение, удостоившийся приклониться к святой той груди, почерпнувший оттуда источники Духа, если уже он не осмелился сказать этого, но был так осторожен, что сказал: « многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг » (Ин. 21:25), то, как этот (Лука) осмелился сказать: « Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала »? Разве этот вопрос кажется вам маловажным? Притом, там (в Евангелии сказано): « достопочтенный Феофил » (Лук. 1:3), имя с прилагательным почетным. А святые не просто так говорили, и мы, кажется, уже отчасти доказали и то, что в Писании ни одна иота, ни одна черта не употреблена напрасно. Итак, если столько вопросов во вступлении, то, как много времени потратили бы мы, когда бы стали рассматривать все по порядку? Вот, почему я должен был, миновав промежуток (т. е. от начала 1 гл. Деян. Апост. до 9 гл.), идти к Павлу. Для чего же мы, предложив вопросы, не присовокупили решения их? Чтобы приучать вас — не все только разжеванную принимать пищу, но и самим (вам) изобретать решение мыслей, как это делают голубки. И они своих птенцов, доколе те остаются в гнезде, кормят из своего рта; когда же успеют вывесть их из гнезда, и увидят, что крылья у них выросли, то более уже не делают этого, но приносят зерно во рту и показывают (детям), и, как птенцы, выжидавшие (пищи), подойдут близко, матери, оставив пищу на земле, велят самим им подбирать ее. Так поступили и мы: взявши духовную пищу на уста, мы пригласили вас, как будто хотели представить вам, по обычаю, решение; а как вы пришли и надеялись получить, мы оставили (вас), чтобы вы сами подобрали мысли. Так, оставив вступление, спешим к Павлу. И скажем не только о том, сколько пользы он принес церкви, но и о том, сколько вреда, потому что необходимо нам сказать и об этом. Скажем, как он противодействовал слову проповеди, как воевал со Христом, как гнал апостолов, как питал враждебные замыслы, как больше всех обеспокоил Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

8, 5 — 8); не только не употребляете каких-нибудь мер к обману (Лев. 19, 35 36; Втор. 25, 13 — 15; Притч. 11, 1; 20, 10 — 11), но и раздаете свое, богатея в Бога, а не в себя (Лук. 12, 18—21); вы не только не надмеваетесь, как и должно быть, богатством вашим, не только не увлекаетесь им к страсти сребролюбия, источнику похотей многих, «безрассудных и вредных», но и готовы отказаться от всего, заботитесь об одном только, чтобы, при помощи вашего богатства, «богатится в делах добрых»? Если так, то вы «сокровиществуете себе основание добро в будущее, да приимете вечную жизнь» (1 Тим. 6, 17 — 19), ценою своего земного достояния покупаете себе блаженство неба! – «Не возненавидь» и ты, бедный труженик какого-нибудь ремесла, или земледелия, «не возненавидь трудного дела и земледелии, от Вышняго создана» (Сир. 7, 15). Как и тебе не чужды своего рода радости в жизни временной, не какие-нибудь сильные и потрясающие, но за то, может быть, более других постоянная и прочные (Еккл. 5, 11): так точно не чужда тебе и надежда блаженства будущего. Твой скромный труд, твое не блистательное положение в обществе, как хорошо они воспитывают в тебе дух упования на Бога, дух молитвы, дух истинного послушания ко всем, кто выше тебя! A между тем и за одно послушание слово Божие называет тебя уже блаженным; «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении» (Притч. 28, 14)! Итак, самый трудный для нас вопрос касательно спасения не в том, как спастись! — Пути спасения открыты всем и в общих для всех христиан заповедях жизни, и в частных обязанностях каждого, соответствующих его положению в обществе. Когда приходит на мысль вопрос: где для нас путь спасения? — не справедливее ли заменять его другим: ужели мы так слепо беспечны и жестоки в отношении к себе, что доселе, при таком множестве подручных средств спасения ничего не сделали для спасения?... (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 33, 7—11. 13; 37, 30): «Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца? Они разделены премудростью Господа; Он отличил времена и празднества: некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней.

http://predanie.ru/book/221327-minuty-ue...

a) « Не собирайте себе » говорит оно, « сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут » (ст.19). Земные сокровища тленны и непостоянны; их моль точит, и ржа истребляет, и воры подкапывают и крадут. И вот эти то сокровища мы «скрываем», собираем «на земле», когда не разделяем их с другими по скупости, или расточаем их на суетные удовольствия, или, наконец, отказывая себе во всем, ищем их одних, как бы в них заключалась вся цель жизни. Но благоразумно ли это? Кто дал нам земные сокровища и для чего? б) « Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут » (ст.20). Благоразумие требует искать такого сокровища, которое не подлежит порче и тлению, которое остается неизменным при всех случайностях и переменах времени. Таким сокровищем служат дела милостыни и благотворения. Раздробляя алчущим хлеб и удовлетворяя нуждам несчастных, мы собираем « себе сокровища на небе », потому что руки бедных — «влагалища неветшающие» (Лук. 12:33). Отдаваемое бедным складывается в небесную сокровищницу и приносит обильную прибыль (Мат. 25:40; Осии 6:6 ). Напротив, земные сокровища, хотя бы находились даже в безопасном месте, не доставляют нам истинных выгод, a положительный вред, потому что « ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (ст.21). Связанный постоянной мыслью и заботами о своем золоте, может ли человек стремиться к небу и домогаться нетленных, небесных сокровищ? Его сердце зарывается в своих богатствах, как улитка в скорлупе, не имеющая ни желания, ни даже возможности расстаться с ней. Таким образом, незлобие или прощение обид, пост и милостыня — вот главные истины, о которых проповедник может беседовать с церковной кафедры, на основании дневного евангелия. Каждая из этих истин дает повод к богатым и разнообразным нравственным применениям, в виду наступающих подвигов покаяния, поста и молитвы. О прощении обид и о милостыни будет подробно сказано нами в неделю 11 и 18 по Троице, a здесь мы обращаем преимущественное внимание на гомилетическую разработку темы о посте. Ο посте

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   2. Итак, не разделяй нераздельной природы, не рассекай неделимой сущности; лучше тщательно познавай могущество. Един есть называемый и Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Сын говорит о Своём Отце: «отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мф.26:64), — и, назвав силою, Он поставил (этим) славу Его, чтобы ты дивился этой мысли. Поэтому, назы­вая Бога Отца силою, Он сказал, говоря к Каиафе: «отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы». Итак, Отец — сила; также Сын — сила, как говорит Павел: «а мы проповедуем Христа… Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23—24); также Дух Святой — сила, почему Спа­ситель говорит ученикам: оставайтесь в Иерусалиме, «доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24:49). Итак, зная, возлюблен­ный, что эта сила одинакова в Отце, Сыне и Святом Духе, содержи веру непоколебимо; не разделяй необъятной славы, но признавай свои обязательства, принятые при просвещении; взи­рай на сынов благодати, процветших через великого перво­священника, — взирай на детей света, прибегших к проповедникам света, — потому что возрождённым через просвещение должно прибегать к возродившим вселенную. Скажем и мы с пророком и апостолами: «Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои» (Ис. 60:4); и опять: «Живу Я! говорит Господь, — всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста». (Ис. 49:18). Итак, сегодня Исаия предстоит, говоря множеству просвещённых, рожденных от Святого Духа, вместе и обновлённых, измененных в одно мгновение, претворённых из земного состояния в небесный образ, — изумляется Исаия, говоря: «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих» (Ис. 66:8)? Быстро возрождение от Духа; не ждёт оно времени, не служит рабом для сроков и поколений, но вместе желает, вместе и рождает возрождаемого. При­лично было сынам света проходить всю площадь с пышностью, прославлять и возглашать о Нём, сошедшем из-за них на землю, чтобы возвести к Себе на небо всю вселенную. Христос сошёл с небес; сошёл, не удалясь от небес, взошёл, не удалясь от земли, — потому что ни сошедши, Он не оставил пустыми небеса, ни взошедши, не оставил землю без Своего господства. Прилично было сынам света носить всюду на пло­щади светильник слова; таинство не оскорблялось, не безчестился знак истины на новопросвещённых. Также прилично было им на улицах петь, — потому что «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит» (Прит. 1:20—21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2826...

   Деян. 4:34, 35: все которые (δσοι) владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Говорят, что δσοι, хотя бы даже и не предшествовало ему сл. παντες, всегда обозначает «всех без исключения». Если бы даже это было и верно, с чем мы не можем согласиться, то все же в данном месте мы не находим речи о принуждении, по которому требовалось бы от всех владельцев земель или домов, чтобы они продали свои имения и цену проданного приносили апостолам. Мысль стиха, при указанном понимании σοι, выражал. бы, что любовь к ближним так равномерно обнимала всех состоятельных христиан, что никто из них не желал более владеть своим достоянием на исключительных правах. Между тем, значение σοι в смысле «все без исключения» еще очень сомнительно. В Деян. 9:39 говорится: когда он (Петр) прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая ему рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Здесь под словом δσα разумеется, очевидно, не то, что не осталось ни одного лоскутка работы Серны непоказанным Петру, но то, как много вообще рубашек и платьев наработала Серна. Точно так же и в рассматриваемом нами месте (Деян:4, 34) σα указывает не на всех без исключения, но вообще на неопределенное множество жертвователей в пользу церкви; в таком именно значении неопределенного множества мы встречаем σοι, у Иоан. 2:25. Апок. 1, 2 и др.    После изъяснения всех мест в Деян. Апост, относящихся к общению имуществ в первохристианской церкви в Иерусалиме, остается нам рассмотреть, не опровергают ли наше толкование всех, прежде исследованных мест, изречения или выражения других книг Нового Завета. Разберем здесь два главных изречения Господа с их параллельными местами, именно: 1) Лук. 18. 22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного не достает тебе; все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мной. Сравн. Матф.19:21. Известно, что это изречение богословы обыкновенно толкуют в смысле так называемых евангельских советов (consilia evangelica) или предписаний для отдельных лиц, способных к высшим подвигам самоотвержения и милосердия (могий вместити, да вместит, Матф.19:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Истинные христиане должны поступать, как сказал Апостол Павел: “Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми” (2Кор.8:21). Посылая Своих Апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал о том, что “трудящийся достоин пропитания” (Матф.10:10). Посылая семьдесят Своих учеников проповедовать, Спаситель мира сказал такие слова: “трудящийся достоин награды за труды свои” (Лук.10:7).    Предусмотрительность, заботливость и планирование дел не запрещены нигде в учении Христовом. Наоборот Сам Иисус Христос со Своими учениками имел ящик для денег, позволявших им покупать себе пропитание. То есть факт заботы о своем пропитании говорит о том, что Иисус Христос и Его Апостолы проявляли предусмотрительность, целенаправленные действия и старания о покупке своей пищи. После чудесного насыщения народа хлебами и рыбой, Иисус Христос распорядился собрать оставшиеся куски, очевидно для того, чтобы их сберечь для будущего приема пищи. “И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” (Иоан.6:12). Этот эпизод из жизни Иисуса Христа также говорит о проявлении Спасителем бережливости, предусмотрительности и заботы, а также о планировании, связанном с дальнейшим применением оставшейся пищи.    Последователи и пояснители учения Иисуса Христа, Его Апостолы, не отрицали труд, а поощряли трудолюбие. Это видно из их собственных слов и поступков. Так, например Апостол Павел трудился постоянно, занимаясь деланием палаток. “По одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток” (Деян.18:3). Более того он отказывался от денег, адресованных лично ему. “Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии” (Деян.20:33-34). “Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас” (2Фес.3:7-8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Наконец, третьи места Ветхого Завета говорят порознь о личности и божестве каждого из Лиц Пресвятой Троицы, упоминая притом самые имена их, например:    а) о личности и божестве Отца и Сына: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7), или: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня (Пс. 109:1), из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (3);    б) о личности и божестве Святого Духа, как и двух первых Лиц: и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его (Ис. 48:16); и почиет на нем (т.е. Мессии, который есть Сын) Дух Господень, (Дух Всевышнего), дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис. 11:2-3); или: Дух Господа Бога на Мне, говорит сам Мессия, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы (Ис. 61:1; срав. Лук. 4:18-21, также Быт. 1:2; Пс. 32:6). Не должны ли были все эти и многие другие подобные места внушать Иудеям, что в Боге не одно лице, а есть у Него и Сын, есть и Дух Святой?    И нет сомнения, что древние Иудеи — а) имели понятие о Пресвятой Троице, по крайней мере, некоторые достойнейшие и в некоторой степени: доказательства — у их парафрастов, в их каббале и талмуде, в писаниях их раввинов;    б) имели понятие о Сыне Божьем и о Святом Духе, как Лицах Божеских, и об Их единосущии с Отцом, хотя не вполне ясные и определенные: доказательства — там же.    А почему не вполне ясные, почему угодно было Богу открыть в ветхом Завете таинство Пресвятой Троицы только в некоторой степени, — это скрывается в планах Его бесконечной премудрости. Богомудрые учители полагали тому преимущественно две причины:    а) одну в свойстве вообще человеческой природы, ограниченной и поврежденной, которую надлежало возводить к познанию высочайших тайн откровения только постепенно, по мере раскрытия и укрепления ее сил и приемлемости: «небезопасно было, рассуждает святой Григорий Богослов, прежде нежели исповедано божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде нежели призван Сын (выражусь несколько смело), отягчать нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремляют на солнечный свет; надлежало же, чтоб Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, восхождениями, поступлениями от славы в славу и преуспеяниями;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010