для славы со Христом: когда не явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. III:4).    подобными ангелам: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают, как ангелы Божии на небесах (Матф. XXII:30). – И умереть уже не могут; ибо они равны ангелам, и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лук. XX:36).    с телами нетленными: так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, восстает в нетлении. Вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. XV:42, 52, 53).    с телами славными и сильными: сеется в уничижении, восстает в славе: сеется в немощи, восстает в силе (1 Кор. XV:43).    с телами духовными: сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор. XV:44).    с телами такими, как тело Христа: (И. Христос) уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою. которою Он действует и покоряет Себе все (Филип. III:21).    Воскресение есть истина утешительная: не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Итак, утешайте друг друга сими словами (1 Сол. IV:13, 14, 18).    Воскресение всех умерших будет сопровождается изменением тех, которые живы: говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. XV:51, 52).    после, воскресения наступит суд: и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (Иоан. V:27 – 29). – И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим (Апок. XX:12, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Неделя пентикостии. Стихира на «Господи воззвах» великой вечерни. «Приидите, люди, поклонимся в трех лицах Богу – Сыну во Отце со Святым духом, ибо Отец прежде веков родил Сына, Совечного и Сопрестольного и Святой дух был во Отце, прославляемый с Сыном. Одна Сила, одно Существо, одно Божество, Ему поклоняясь, все возгласим «Святый Боже, все сотворивший Сыном, при содействии Святого духа, Святый Крепкий, чрез Которого мы познали Отца и Которым дух Святой пришел в мир; Святый Бессмертный, Утешитель – дух Святой, исходящий от Отца и пребывающий в Сыне,- Троица Святая, слава Тебе!» Человек имеет душу и тело. Кто живет верой во Святую Троицу, надеждой и любовью к Богу, тот состоит в Завете Божием, тот является причастником жизни вечной, потому что богообщение является не последней целью жизни человека, а его естественным состоянием. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ) Неестественным для человека является состояние, при котором он исключает для себя диалог с Богом, когда человек чувствует себя одиноким, когда он не отвечает на любовь Божию. «Человек, который в чести и неразумен, по добен живот ным, которые погибают» ( Пс.48:10,21 ) Вечная жизнь – это единое целое земной и загробной жизни. Вечная жизнь – это Божественная тайна, в которой через Завет Божий таинственно объединены вечное и временное, духовное и материальное. Святые Отцы и Учители Церкви в самом определении образа и подобия Божия в человеке видели указание на целеустремленность временной жизни человека к Богу, к вечной жизни. Святитель Иоанн Златоуст учит о нравственном значении образа Божия в человеке так: «Бог хочет, чтобы мы были подражателями Ему в добродетели. Что значит «по образу»? Бог свят: если мы святы, то мы – по образу Божию. «Будьте, говорится, святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ): Бог праведен, если мы поступаем по правде, то мы – образ Божий «Ибо Господь праведен, любит правду» ( Пс.10:7 ). Если мы человеколюбивы, милостивы, то мы – образ Божий. «Будьте милосердны,- говорит Спаситель, — как и Отец ваш милосерд» ( Лук.6:36 ). Видишь, в чем образ? И Павел показывает, в чем состоит образ, говоря «Совлекшись ветхого человека и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол.3:10 ). Видишь, что «по образу Нашему» относится к добродетелям»

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Книга Исхода раскрывает, что грех не только приносит страдание и влечет наказание, но и нарушает закон Господа, святого избавителя и Царя Израилева. У Синая Израиль узнает, что грех – это преступление против Божьего закона; это поступки, уводящие человека на запретную территорию ( Рим. 4:15 ). Закон также клеймит грех и срывает с него маску. Человек может грешить, не ведая об этом, но благодаря Закону подобное невежество становится редкостью. В Моисеевом законе подчеркивается внешний характер греха, однако установления, призывающие Израиль возлюбить Бога и запрещающие поклоняться идолам и желать чужого, свидетельствуют, что грех идет также изнутри. Парадоксальным образом, сам Закон может посредствовать греху, как на то указывает Павел ( Рим. 7:7–13 ). При восприятии чего-либо в качестве запретного возникает желание сделать это. Такая извращенность человеческой реакции еще раз показывает, что источником греха является греховность человека и его восстание против Бога ( Рим. 7:7–25 ). Жертвоприношения и ритуалы очищения, описанные в Пятикнижии, напоминают нам о серьезности греха. Нарушения Закона – это не просто ошибки. В Библии грех никогда не считается малозначительным просто потому, что он совершен по молодости или по невежеству, или после него прошло достаточно много времени. Грех оскверняет грешника, и Закон требует, чтобы эта нечистота была очищена. Один из главных мотивов в установлениях о наказании – истребление зла с земли ( Втор. 13:5 )» (129.Статья Дэниела Дориани «Грех»). Приложение 9. Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших (первенцем из мертвых) Святые апостолы Павел и Иоанн называют Иисуса Христа первенцем из умерших ( 1Кор. 15:20 ), первенцем из мертвых ( Кол. 1: 18 ; Откр. 1: 5 ). Вместе с тем, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три – из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской ( 3Цар. 7:17–23 ); сына Сонамитянки ( 4Цар. 4:32–36 ); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея – ученика и преемника пророка Илии ( 4Цар. 13:21 ). И три случая воскрешения – из Нового Завета: сына вдовы Наинской ( Лук. 7:12–15 ); дочери начальника синагоги Иаира ( Лук. 8:49–55 ); четырехдневного Лазаря ( Ин. 11: 14, 38–44 ). Кроме того, в Мф. 27: 50–53 говорится о воскрешении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Управлението му преминало в отбранителни битки с германските племена и хуните. Неговият министър Руфин, евнухът Евтропий и съпругата му императрица Евдоксия на периоди управлявали империята със сделки и интриги. Въпреки това имп. Аркадий допринесъл много за утвърждаването на християнството, против езичниците и еретиците. След смъртта на патриарх Нектарий през 397 катедрата заел св. Йоан Златоуст – до 404 г., когато императрица Евдоксия след много интриги и намеса в църковните дела изпратила светителя на заточение. Извън речника: Св. Порфирий Газски. Армагедон – 1) Сборното място на Сатаната за решаващото сражение с Бог ( Откр. 16:16 ). 2) В по-широк смисъл – символ на последната битка между доброто и злото. Архангел (гр.) – висш ангел, първоангел, началник на ангелите ( 1Сол. 4:16 ; Иуд. 1:9 ). Св. Писание различава девет ангелски степени (чинове): Серафими, Херувими, Престоли, Господства, Сили, Власти, Начала, Архангели и Ангели (Бит. 3:24; Ис. 6:2 ; Кол. 1:16 ; Еф. 1:20–21 ; Рим. 8:38 ; 1Сол. 4:16 ; Иуда 4 стих). То ни сочи и имената на някои от архангелите: Михаил («който е като Бог», Дан. 10:13 ; Иуда ст. 9; Откр. 12:7 ), Гавриил («мъж Божий, сила Божия», Дан. 8:16 ; Лук. 1:26 ), Рафаил («помощ, изцеление Божие», Тов. 3:16; 11:1 ), Уриил («огън и светлина Божия», 3Ездр. 4:1, 5:20 ), Салатиил («молитва към Бога», 3Ездр. 5:16 ), Иеремиил («висок или Божия висота», 3Ездр. 4:36 ). Към архангелите се числят още: Иехудиил – «хвала Божия» и Варахиил – «благословение Божие». Техните имена не се срещат в Свещеното Писание. Архидякон (гр. «пръв дякон») – старши дякон при монашеското духовенство. Звание, което се дава на проявил се в службата дякон. Архиепископ (гр. «пръв епископ», старши ред епископите) – първоначално архиерей, глава на голяма църковна област, обединяваща няколко епархии. Епископите, които управлявали епархиите били подчинени на архиепископа. По-късно архиепископ бил наричан архиереят, управляващ крупна епархия или самостойна църква (титулувана архиепископия), в която са включени няколко епископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

VII:1), к отложению нами, ко первому житию, ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных (Еф. IV:22), который никогда не внидет в царствие Божие (Иоан. III:5) . И это самоотвержение, по слову Господа, должно обнаруживаться в том: а) чтобы мы оставили прежний, порочный образ жизни и покаялись во всех своих грехах (Мат. III:2); б) чтобы мы охотно отказывались от всяких предметов мира, хотя бы они были для нас столько же дороги, как собственный наш глаз, или рука, или нога, если только приметим, что они соблазняют нас и влекут ко грехам (Мат. V:29 – 31); в) чтобы даже оставляли дом свой, отца, матерь, и семейство, если увидим, что иначе невозможно нам отстать от нечестие и достигнуть спасение (Марк. X:29; Лук. XIV:26); г) чтобы мы старались не согрешать не только делом, но даже мыслию и словом (Мат. V:28; XII, 36).    2) В заповеди о любви к Богу и ближним (Мат. XXII, 37 – 39), – заповеди, имеющей целию укоренить в нас, вместо прежней, греховной, сеи новой жизни, святой и богоугодник (Иоан. XIII:34); привнести в нас со??? нравственного совершенства (Кол. II:14), и чистых, обновленных, воссоединить нас с Богом (Иоан. XVII, 21) Изображая свойства любви к Богу, Господь учил, что она – а) должна быть самая искренняя, полная и совершенная (Лук. X:27); б) должна выражаться в повиновении воле Божии в исполнении заповедей (Иоан. XIV:15, 21); в) всегда иметь в виду славу Божию (Мат. V:16) и г) простираши до того, чтобы мы готовы были, рад имени Божие, погубит самую ее душу (Марк. VIII:35). Равным образом, изображая свойства любви и ближним, учил, чтобы мы – а) любили всех людей, не только друзей, но и самых врагов (Мат. V:44 – 48); б) не обижали ближних не только делом, но даже словом и мыслию (Мат. V:22; VII, 1 – 2, 12); в) сами великодушно переносили все оскорбление и прощали за все обиды» только до седьмы крат, но до седыми десяти крат седмерицею (Мат. V:38, 39; VI, 14; XVIII, 22); г) всегда были милосерды к своим ближним и помогали им в нуждах (Мат. V:36, 42; Лук. VI:35) и д) были готовы, в потребных случаях, положиши самую душу свою за други своя (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

34:28; Зах. 9:10 ), единственного Князя и Пастыря ( Иез. 34:23–24 ; Ис. 40:10–11 ), но представляли Его Владыкою народов, Владыкою вечным, с властью и действиями царскими ( Дан. 2:44; 7:13–14 ; Мих. 5:2. 6 ). Согласно таким предсказаниям, ангел Господень, возвещая Деве Марии о зачатии Иисуса, говорит: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лук. 1:32–33 ). И Сам Иисус Христос усвоял Себе имя Царя, когда, напр., принял и одобрил исповедание Нафанаила: равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев ( Иоан. 1:49 ), и народные восклицания при торжественном входе Его в Иерусалим: осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев ( Мф. 21:9 ; Иоан. 12:13 )! На вопрос Пилата: царь ли еси Ты? – Он ответил утвердительно: ты глаголеши, яко царь Аз есмь (18:37); Он же учил: Аз завещеваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство ( Лук. 22:29 ). Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ; сн. Иоан. 17:1–2 ). Ап. Павел учит: подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама Своима ( 1Кор. 15:25 ), что Он получил не только имя, которое выше всякого имени ( Фил. 2:9 ; Евр. 1:4 ), но и всю власть на небе и на земле ( Еф. 1:22; 5:23 ; Кол. 1:18 и др.). В откровении И. Богослова Иисус Христос неоднократно назывался Царем над царями и Господом над господами ( Апок. 1:5; 17:14; 19:16 ), – говорится, что Он имел ключ Давидов ( Апок. 3:7 ), – знак власти царской ( Ис. 22:20. 22 ), такой, который отворяет дверь, и ее никто уже не затворит (ст. 8), т. е. подает помощь никем несокрушимую. II. Царство Иисуса Христа есть царство не земное, но духовное. Оно состоит не во внешнем обладании странами и народами и не во внешнем величии, подобно обыкновенным царствам, но в духовном владычестве Его на земле и на небе над всеми искренно и благоговейно прославляющими Его, как Спасителя, Владыку и Бога всяческих. Царство Мое несть от мира сего, говорил он Пилату: аще от мира сего было бы царство Мое, слуги Мои убо подвизались быша, да не предан бых был иудеом; ныне же царство Мое несть отсюду ( Иоан. 18:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   Весьма также важны, по отношению к рассматриваемой нами истине, два следующие замечания:    а) Во всем Священном Писании Дух Святой нигде не называется творением и не поставляется в числе творений Божьих, хотя открывалось к тому немало случаев, если бы священно-писатели, действительно признавали Его существом сотворенным. Так, Псалмопевец неоднократно призывает к прославлению Бога все Его создания, небесные и земные, ангелов, силы, солнце, луну и прочие, но о Святом Духе не говорит ни слова (Пс. 102:20-22; 148:1—13). Апостол Павел исчисляет важнейшие из созданий Сына Божия, престолы, господства, начала, власти — но о Святом Духе — также ни слова (Кол. 1:16). Апостол Петр свидетельствует, что, когда Иисус Христос вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, тогда покорились Ему, как Богочеловеку, ангелы и власти и силы (1 Петр. 3:22), но о покорности Ему Святого Духа — ни малейшего намека.    б) Дух Святой поставляется в таком же точно отношении к Иисусу Христу, в деле нашего искупления, как и Бог Отец. Отец освятил Сына своего и послал в мир (Иоан. 10:36), и о Духе Святом говорит Спаситель: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем (Лук. 4:18), и Апостол Петр замечает: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета (Деян. 10:38). Отец содействовал самому воплощению Сына своего: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной (Рим. 8:3), Который родился от жены (Гал. 4:4); и о Святом Духе предвозвещено было Пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лук. 1:35). Об Отце свидетельствовал Спаситель: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела (Иоан. 14:10); дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне (Иоан. 10:25), и о Святом Духе: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Матф. 12:28). Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8:32); тоже приписывается и Святому Духу, когда говорится, что Христос Духом Святым принес Себя непорочного Богу (Евр. 9:14). Возможно ли, чтобы все такие действия усвоялись Духу Святому по отношению к Иисусу Христу — Богочеловеку и наравне с Богом Отцом, если бы Святой Дух был не Божеское Лицо, а тварь?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Весьма также важны, по отношению к рассматриваемой нами истине, два следующие замечания: а) Во всем Священном Писании Дух Святой нигде не называется творением и не поставляется в числе творений Божьих, хотя открывалось к тому немало случаев, если бы священно-писатели, действительно признавали Его существом сотворенным. Так, Псалмопевец неоднократно призывает к прославлению Бога все Его создания, небесные и земные, ангелов, силы, солнце, луну и прочие, но о Святом Духе не говорит ни слова ( Пс. 102:20–22; 148:1–13 ). Апостол Павел исчисляет важнейшие из созданий Сына Божия, престолы, гос­подства, начала, власти – но о Святом Духе – также ни слова ( Кол. 1:16 ). Апостол Петр свидетельствует, что, когда Иисус Христос вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, тогда покори­лись Ему, как Богочеловеку, ангелы и власти и силы ( 1Петр. 3:22 ), но о покорности Ему Святого Духа – ни малейшего намека. б) Дух Святой поставляется в таком же точно отношении к Иисусу Христу, в деле нашего искупления, как и Бог Отец. Отец освятил Сына своего и послал в мир ( Иоан. 10:36 ), и о Духе Святом говорит Спаситель: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем ( Лук. 4:18 ), и Апостол Петр замечает: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета ( Деян. 10:38 ). Отец содействовал самому воплощению Сына своего: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной ( Рим. 8:3 ), Который родился от жены ( Гал. 4:4 ); и о Святом Духе предвозвещено было Пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лук. 1:35 ). Об Отце свидетельствовал Спаситель: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела ( Иоан. 14:10 ); дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне ( Иоан. 10:25 ), и о Святом Духе: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие ( Матф. 12:28 ). Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ); тоже приписы­вается и Святому Духу, когда говорится, что Христос Духом Святым принес Себя непорочного Богу ( Евр. 9:14 ). Возможно ли, чтобы все такие действия усвоялись Духу Святому по отношению к Иисусу Христу – Богочеловеку и наравне с Богом Отцом, если бы Святой Дух был не Божеское Лицо, а тварь?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Святые апостолы Павел и Иоанн называют Иисуса Христа: первенцем из умерших ( 1Кор. 15: 20 ); первенцем из оживших ( 1Кор. 15: 22, 23 ); первенцем из мертвых ( Кол. 1: 18 ; Откр. 1: 5 ). В православных молитвах говорится: «…сотвори державу мышцею Своею Господь, поправ смертию смерть. Первенец мертвых бысть…» 318 (Третьего гласа Стихиры на Господи воззвах. Тропарь). Вместе с тем, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три – из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской ( 3Цар. 7: 17–23 ); сына Сонамитянки ( 4Цар. 4: 32–36 ); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея – ученика и преемника пророка Илии ( 4Цар. 13: 21 ). И три случая воскрешения – из Нового Завета: сына вдовы Наинской ( Лук. 7: 12–15 ); дочери начальника синагоги Иаира ( Лук. 8: 49–55 ); четырехдневного Лазаря ( Ин. 11: 14, 38–44 ). Кроме того, также говорится о воскрешении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ( Мф. 27: 50–53 ). Однако в сказанном нет какого-либо несоответствия. Апостолы говорят о Воскресении Иисуса Христа в бессмертном теле. При Втором пришествии Христа мы все воскреснем в бессмертных телах 319 . Апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор. 15: 22, 23 ). В указанных же выше случаях воскрешения, тела людей оставались такими же смертными, как и ранее, при жизни. Рассмотрим в данном вопросе еще один аспект. Как известно, ветхозаветный пророк Илия был взят Богом на небо живым: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала... Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» ( 4Цар. 2: 1, 11 ). Аналогичное сказано и в отношении Еноха: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» ( Евр. 11: 5 ). Из этого можно предположить, что тела не познавших смерти и находящихся на небе Еноха 320 и Илии, являются бессмертными. Такими, в которых мы все воскреснем, то есть – телами воскресения. Однако даже допущение этой возможности (возможности нахождения Илии и Еноха в телах воскресения до Воскресения Иисуса Христа) не противоречит указанному выше первенству Христа. Ибо Спаситель был первым воскресшим из мертвых в бессмертном теле – первенцем из умерших, первенцем из мертвых, а Енох и Илия не видели смерти. Приложение 13. К вопросу о всеобщем воскресении 321

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В ветхом завете не было изображений Божества, подобных христианским изображениям. Бог не открывался целому еврейскому народу, вследствие склонности этого народа к идолослужению, в каком-либо телесном образе, а потому невозможно было и изображение Божества. Тайна о Св. Троице также не была открыта в ясном свете. Во время законодательства на Синае Бог явил Свое присутствие этому народу не в определенном образе, а в пламени, дыме, громах и молниях, так что народ в страхе отступил от горы и стал вдали ( Исх. 19:16–17 ; Втор. 4:10–12 ). Но и страх мало действовал на этот чувственный народ. Вскоре после синайского богооткровения евреи слили себе золотого тельца и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской ( Исх. 32:4 ), и потом часто отступали от единого Бога. Моисей, напоминая евреям о явлении Бога при даровании законов, говорил им: твердо держите в душах ваших, что не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор. 4:15–16 ), т. е., чтобы вообще не стали представлять Его подобным человеку. Вместо изображения лица Божия дано было евреям изображение имени Божия ( Исх. 28:36–38 ; Прит. Сол. 18:24) 713 ). Но во времена новозаветные в лице Иисуса Христа Бог явися во плоти ( 1Тим. 3:16 ; сн. Кол. 2:9 ), обитало и жило с нами Слово ипостасное, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца ( Иоан. 1:14 ). Будучи сиянием славы и образом ипостаси Отца ( Евр. 1:3 ), Он показал в Себе и образ Отца, Бога невидимого ( Кол. 1:15 ; 2Кор. 4:4 ). Видевый Мене, виде Отца, говорил Он ап. Филиппу ( Иоан. 14:9 ). Равно и Дух Святой открылся, когда нисшел на И. Христа при крещении телесным образом, яко голубь ( Лук. 3:22 ), и на апостолов – в виде как бы огненных языков ( Деян. 2:3 ). Такие откровения и явления Бога людям в новом завете самым делом показали, что настало время чтить Его и чрез иконы и изображения, что люди настолько духовно созрели, что для них изображение Божества в определенных образах, в каких Он открылся, не послужит поводом и основанием к сближению единого Бога, троичного в лицах, с богами языческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010