Оставив же их, следует теперь совершеннее наставить тебя к воспринято креста.    СТАВРОФИЛА. Ничего не может быть отраднее этого для меня. Ибо хотя я и готова воспринять крест, однако, не знаю, какой-то страх наполняет сердце мое, и сама вижу, что еще нуждаюсь в утверждении.    АНГЕЛ. Не без приготовления человек вводится на путь крестный. Не сказал ли Господь: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» (Лук. 9:23)? Хотя по-видимому здесь говорится об одном, но разумеются три действия: отвержение себя самого, взятие креста своего, и последование Христу (Св. Иоанна Златоуст, бесед. 55 на Матф.). Итак, первое необходимое условие для крестоносца отвержение самого себя, без которого никто не может воспринять креста, а если и воспримет, не может с постоянством понести. Всем, кто хочет последовать Господу Иисусу Христу, Он прежде всего повелел оставить все: «кто не отрешится от всего, что имеет, — сказал Он, — не может быть Моим учеником» (Лук.14:33). Но говоря об отвержении всего, Господь не исключил из сего и самого человека, т. е. Он хочет, чтобы человек о ставил не только все свое, и себя самого, и чтобы яснее это выразить, сказал: «да отвержется себя» самого. Не так трудно для человека оставить свою собственность, как оставить самого себя; и всякому легче отказаться от того, что он имеет, нежели от того, что он есть (Св.Григорий Двоеслов. Бес.23 на Еванг.).    АНГЕЛ. В примерах для тебя это будет понятнее. Один юноша, желая избавиться от преступной любви к некоторой блуднице, удалился в дальнюю сторону. Когда там любовь эта угасла в нем, он возвратился назад, и встретившись с прежнею возлюбленною, не обратил на нее никакого внимания. Удивившись этому, она подумала, что он ее не узнал, и подошедши к нему, сказала: я такая-то. «Но я уже не тот», — ответствовал юноша, и удалился от нее (Св. Амвросий Медиоланский. О покаянии, кн. 2, гл. 10). Подобным образом разумей и то, как отвергался самого себя Апостол Павел, который говорил: «и уже не я живу» (Гал.2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Ответ. Высокомудрен тот, кто сам себя возвышает, высоко думает о собственных своих заслугах, превозносится подобно известному фарисею (Лук. 18, 11 и д.) и не ставит себя в ряд с смиренными: он же может быть назван и разгордевшимся, как обвинены в том Коринфяне (1 Кор. 5, 2). А величав тот, кто не соображается с узаконениями, не выполняет и того, чтобы «тем же правилом» жительствовать «и тоже» мудрствовать (Филип.3,16), но придумывает собственный свой путь правды и благочестия. Горд, кто хвастается тем, что у него есть, и старается казаться чем–то выше того, что он в действительности. Напыщенный же или может быть одно и то же с гордым, или близок к нему, по сказанному у Апостола: «тот горд» (τετυφωται), «ничего не знает» (1 Тим. 6, 4). Вопрос 117. Кто не выполняет на каждый день положенного устава в рассуждении известной заповеди, а старается обучиться искусству, тот каким страждет недугом, и может ли быть терпим? Ответ. Таковой и высокомерен, и самонравен, и неверен, потому что не убоялся суда Господа, сказавшего: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лук. 12, 40). Ибо кто каждый день и час ожидает Господа, тот старается, чтобы настоящий день провести в праздности, и более ни о чем не заботится. Но если приказано ему обучаться искусству, то пусть в послушании находит приобретение благоугождения Богу, а не в превозношении—осуждение. Вопрос 247. Поелику Писание говорит: «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших» (1 Цар. 2, 3), и Апостол иногда признается: «Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу» (2 Кор. 11,17); и еще: «Я дошел до неразумия, хвалясь» (12, 11), а иногда дозволяет хвалится: «Хвалящийся хвались о Господе» (10, 17): то какая похвала о Господе, и какая запрещена? Ответ. В Апостоле весьма ясно видно необходимое его противление страстям. Ибо говорит сие не для того, чтобы себя самого выставить на вид, но чтобы низложить безрассудное высокомерие и превозношение некоторых. Похвала же о Господе бывает, когда человек добрые дела свои приписывает не себе самому, но Господу, говоря: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4, 13). А похвала запрещенная может быть двоякого рода, или по сказанному: «хвалим есть грешный в похотех души своея» (Псал.9,24), и: «что хвалишися во злобе, сильне» (Псал.51, 3)? или по сказанному: делают, «показаться перед людьми» (Матф.6, 5), в самом же желании приобрести похвалу за то, что делают, как бы хвалясь сделанным. Но таковых можно назвать и святотатцами, присвояющими себе дары Божии, и себе самим восхищающими славу, которая подобает Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Пророчество: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ), ( Мих. 5:2 ). Исполнение: «Иисус... Сын Иудин...» ( Лук. 3:23,33 ); ( Матф. 1:2 ); ( Евр. 7:14 ). В «Таргуме Ионафана» обнаруживаем следующий вариант Быт. 49:10 : «Не прекратятся цари из племени Иегуды, ни законники, проповедующие закон от семени его, до тех пор, покуда не явится самый юный из его сынов, Царь-Мессия, и не воссоединятся через Него все народы. Сколь прекрасен Царь и Мессия, Который поднимется из дома Иегуды». «Сколь благороден Царь-Мессия, Который подымется из дома Иудина!» – так пишет Таргум Псевдо-Ионафана. У Иакова было 12 сыновей, от которых пошли 12 колен Израиля одиннадцать из которых Господь отверг. Ни одно из колен не было названо по имени Иосифа, однако свои колена пошли от его сыновей Ефрема и Манассии. 8. Происхождение от Иессея Пророчество: «И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его...» ( Ис. 11:1 ); ( Ис. 11:10 ). Исполнение: «Иисус... сын Иессеев...» ( Лук. 3:23,32 ); ( Матф. 1:6 ). В древнееврейском «Таргуме Исаии» написано: «И придет Царь из сынов Исссеевых, и возрастёт Помазанник (Мессия) из числа сынов его сына. И снизойдёт на него дух от престола Господня, дух мудрости и проницательности, дух примирения и мощи, дух знания и богобоязненности». Как комментирует Делицш «из пня Иессеева, т.е. из остатка избранной царской семьи, которая опустилась до незначительности дома, из которого возникла, пойдёт веточка (хотер), обещающая занять место ствола и кроны, а внизу, в корнях, лежащих под землёй, пробьётся нетцер, т.е. свежий зелёный побег (от слова натцер, сиять, цвести). Обратите внимание, как в исполнении пророчества фигурируют даже его звуки: нетцер, вначале столь скромный и незначительный, был бедным и презираемым Назореем» ( Матф. 2:23 ). 12. Истребление детей Иродом Пророчество: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» ( Иер. 31:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

С чем это связано? Есть у евреев такое предание, что жены Исава кадили своим ложным богам, и дым от этих каждений касался глаз Исаака. И за то, что Исаак допустил проникновение в свою семью хананеянок и их порочного образа жизни, Господь как бы наказывает его: его пророческий дар ослабевает, ослабевает и физическое зрение. Итак, Исаак говорит Исаву: Вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи (Быт. 27, 2–3). У Исаака два сына: Иаков и Исав. «Исав» символизирует собой еврейский народ, он – первенец, он рождается первым. А «Иаков», который рождается вторым, держась за пятку своего брата, символизирует собой христиан: христианам первенство не принадлежит, потому что первенцы Божии – это еврейский народ. И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой (Исх. 4, 22). Исав, символизирующий еврейский народ, – любимчик Исаака, его первенец И вот Исав, символизирующий еврейский народ, – любимчик Исаака, его первенец. Бог любил еврейский народ… Но ситуация изменилась. Теперь еврейский народ находится на положении падшего Исава, а о христианах сказано: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1 Пет. 2, 10). Поэтому вот эта переадресация Божьего благословения раскрывается в отношении к этим двум сыновьям. Итак, Исав – любимчик Исаака. Почему? Он приносит дичь, он – добытчик, а главное – он ПЕРВЕНЕЦ.Вот такая интересная характеристика еврейского народа. Действительно, они очень настойчивые, успешные, трудолюбивые люди. Они умеют обеспечить семью и старость своих родителей. Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи ,– говорит слепой Исаак,– и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру (Быт. 27, 3–4). Исаак хочет благословить Исава и поставить его патриархом над всем племенем. И действительно, Бог хотел, чтобы еврейский народ принял Мессию – Христа – как Спасителя и чтобы они оставались первенцами, но они потеряли этот статус. Почему? Привязанность к мирскому, плотскому подвела этих людей. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль (Ис. 5, 7).

http://pravoslavie.ru/111494.html

С этих пор Господь оставил Назарет и избрал местом Своего пребывания Капернаум, так что этот город сделался известен, как Его город. § 22. Чудесный лов рыбы в Геннисаретском озере. (Мф. 4, 18–22; Марк. 1, 16–20; Лук. 5, 1 –11). Капернаум лежал на берегу Геннисаретского озера. Близ него было селение Вифсаида. Находясь в сих местах, Господь один раз учил народ на берегу озера. На воде стояли две лодки, а рыболовы, вышедши из них, вымывали сети. Это были: Симон-Петр, Андрей, Иоанн и Иаков. Так как толпа слушателей прибывала, то Господь нашел более удобным проповедовать с лодки и вошел в одну из лодок, принадлежавшую Симону. Приказав ему держаться в некотором расстоянии от берега, Господь говорил с неё народу, стоявшему на отлогом берегу. Окончив свою проповедь , Господь велел Симону отплыть на глубину и закинуть сети. Симон сказал Ему: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть». Симон с Андреем закинули сеть и поймали такое множество рыбы, что даже сеть у них прорывалась. Чтобы скорее выгрузить пойманную рыбу, они пригласили двух товарищей – Иоанна и Иакова. Те подъехали, и обе лодки были наполнены рыбою, так что начинали тонуть. Увидев это, Петр, в сознании своего не достоинства, бросился к ногам Спасителя и воскликнул: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!». Ужас объял и всех бывших с ним от этого необычайного лова Величие силы Божией было для них тем поразительнее, что обнаружилось на них самих и в их обычном деле. Господь с кротостью и любовью ответил Петру, обращая Свою речь и к его товарищам: «не бойся, отныне будешь ловить человеков» (т. е. обращать людей к истинной вере). Это было для них решительным призванием к апостольскому служению, – и они, вытащив лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. § 23. Исцеление расслабленного в Капернауме. (Мф. 9, 2–8; Марк. 2, 1–12; Лук. 6, 17–26). Во время Своего пребывания в Капернауме, Господь Иисус Христос в одном доме учил народ. Множество людей теснилось внутри и около дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Такая молитва дается Господом в награду тому, кто усердно исполняет первую, – т.е. внешнюю молитву – и терпеливо выполняет все условия ее успешности. А условия успешности молитвы следующие: 1) «Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя» ( Сир.18:23 ), постой некоторое время молча, лучше с закрытыми глазами, пока рассеянные мысли не соберутся воедино, а на сердце, волнующемся чувствами, не ощутишь тишину: не в буре Господь, но в тихом веянии духа ( 3Цар.19:12 ). 2) Представь себя пред Лицем Милосердного Бога, на тебя взирающего и приемлющего молитву твою: «всегда видел я пред собою Господа» ( Пс.15:8 ). Помни, что перед тобой – Отец Милосердный, дающий блага просящему у Него ( Лук.11:13 ). И ты притекай к Нему, припадай как бы на перси Господа, подобно возлюбленному ученику и ап. Иоанну. «Близок Господь... ко всем призывающим Его в истине» ( Пс.144:18 ). 3) Молись с крепкой верой, ибо «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:22 ). 4) Молись с постоянством, с неустанностью – нынче, завтра, год, два и т.д. – до тех пор, пока наконец получишь, если не за добродетель, то за неотступность свою ( Лук.11:8 ). 5) Молись со смирением, с сокрушением о грехах: «на кого воззрю,» – говорит Господь, – «токмо на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущаго пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). 6) Молись всем сердцем, пламенно, горячо, если можешь то молись со слезами, а не одними устами и языком, чтобы не была напрасна твоя молитва: «приближаются ко Мне люди сии устами своими… сердце же их далеко отстоит от Меня… тщетно» (напрасно) «чтут Меня» ( Мф.15:8 ). 7) Молясь и о потребностях земных, о насущном ( Мф.6:11 ), не молись о чем-нибудь суетном, скоропреходящем, что для гордости и что от лукавого, как-то: богатство, власть, слава и пр., но проси благ вечных, духовных и не гиблющих, переходящих и за гроб, как то: веру, надежду, любовь, смирение, дар молитвы, мудрость духовную, преданность воле Божией и т.п. ( Мф.6:33 ). 8) Молись с серцем примиренным с твоими недругами, иначе напрасна будет твоя молитва: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого... Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» ( Мк.11:25–26 ). Поэтому молитесь и за врагов ( Мф.5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

11, 14; 17, 12), И вот, при виде чудес и благодеяний Иисуса Христа, народ с восторгом говорил: „великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ свой. Такое мнете о Нем“ – прибавляет св. Евангелист Лука -„распространилось по всей Иудее и по всей окрестности“ ( Лук. 7, 16. 17 ). Затем оставалось только назвать этого пророка по имени, и, как водится в народе, каждый называл Его по своему; одни Иоанном Крестителем, недавно убиенным от Ирода и воскресшим, как думал и сам Ирод (Мат. 14, 2), другие Илиею, иные Иеремиею... Но, как мы сказали, народ понял и как должно оценил в Иисусе Христе все, что требовалось для предварительной веры в Него, подготовившей такую почву для проповеди Апостолов, что по сошествии на них св. Духа народ целыми тысячами в один день обращался ко Христу ( Деян. 2. 41; 4, 4 ). Народ убежден был в Его чистоте и святости так, что даже разбойники, бродившие в горах Палестины, знали, что Он ни единаго зла сотвори ( Лук. 23,41 ). Он принимал открытым и жадным сердцем слово Иисуса Христа, чувствуя в Нем истину, не затемненную хитростями человеческой учености, и с восторгом выражал свое суждение: „никогда человек не говорил так, как этот человек “ ( Иоан. 7, 46 ). Он верил в бесконечную любовь Его, и теснился к Нему с доверием, останавливал Его на пути, вторгался в хижины, где Он искал Себе успокоения, приводил к Нему детей своих, искал прикоснуться к Нему, как кровоточивая, или хотя издали взглянуть на Него, как Закхей. Народ, убежденный бесчисленными чудесами Господа, веровал в Его божественное всемогущество и признавал в Нем владыку жизни и смерти, как исповедовала это сестра Лазаря: „Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой“ ( Иоан. 11.21 ). Соберите эти признаки созревавшего в народе понятия об Иисусе Христе, и вы увидите в них ясное очертание Его божественного образа, нуждавшееся только в точном, как мы ныне говорим, догматическом определении Его Лица. Но это определение было выше народного понимания, и его надлежало сделать ближайшим ученикам Господа, Его Апостолам, чего и желал от них Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

14:2). Видишь ли, как силен у него страх? Он не смеет и теперь сказать это всенародно, а говорит только своим придворным. Впрочем, самая догадка груба и нелепа. Хотя многие воскресали из мертвых, но ни один не творил таких чудес. Мне кажется, что сказанное Иродом внушено и честолюбием, и страхом. Действительно, душа, не управляемая разумом, часто вмещает в себя смесь противоположных страстей. Так, по сказанию евангелиста Луки, в народе о Христе говорили: это Илия, или: Иеремия, или: один из древних пророков (Лук. 9:8); а Ирод, как бы говоря рассудительнее прочих, называл Его Иоанном. Вероятно же, когда прежде другие признавали Его Иоанном, — так как и это говорили многие, — тогда с самохвальством и кичливостью Ирод отвергал такую молву, говоря: я умертвил Иоанна. Марк и Лука приписывают Ироду слова: " Иоанн, которого я обезглавил " (Марк. 6:16; Лук. 9:9). Но когда слухи усилились, то Ирод уже начинает говорить одно с народом. Далее евангелист рассказывает нам самое происшествие. Почему же не описал его прежде? Потому что единственным намерением евангелистов было говорить о делах Христовых, и они ничего не говорили лишнего и постороннего, кроме того, что могло содействовать их главной цели. Потому и теперь они не упомянули бы о происшествии, если бы оно не касалось Христа, и Ирод не сказал, что Иоанн воскрес. Евангелист Марк замечает, что Ирод весьма уважал Иоанна, хотя и был им обличаем (Марк. 6:20). Таково могущество добродетели! Евангелист же Матфей так продолжает повествование: " ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка " (Матф. 14:3-5). Почему же Иоанн говорит не с Иродиадой, а с Иродом? Потому что Ирод имел больше власти. Заметь же, как легко евангелист обвиняет Ирода, пересказывая дело, как простой повествователь, а не как обвинитель. " Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду " (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

16:24)     Постригающийся: «Вот я, Господи, хочу идти за Тобою и желаю исполнить Твою волю, но позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего и проститься с домашними моими» (Мф. 8:21; Пс. 39:9; Лук. 9:61).     Настоятель: «Христос, призывая, повелевает: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди за Мною, благовествуя Царство Божие, ибо, никто, возложивший свою руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия» (Мф. 8:22, 16:24; Лук. 9:60-62).     Постригающийся: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое воздать Тебе обеты мои пред всем народом Твоим, Ты же, Господи, поспеши на помощь мне и прийми меня, как жертву непорочную, с любовью приносящуюся Тебе» (Пс. 56:8, 115:5, 69:2).     Настоятель: «Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною, ибо всякий, кто ради Меня и Евангелия оставит дом, или братьев, или сестру, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, тот получит в сто раз более всего этого ныне и в будущем веке наследует вечноблаженную жизнь (Мф. 16:24, 19:29). А поэтому, сняв с себя ветхие одежды, будь готов к принятию нетленных, небесных, ангельских одежд».     Постригающийся: «Твой я, Господи, спаси меня и ради имени Твоего води меня и управляй мною; а я, всякий день исполняя обеты мои, буду вечно воспевать Твое имя» (Пс. 118:94, 30:4, 60:9).     Настоятель идет к царским вратам, а братия поет тропарь 1-го гласа: «Объятия отцовские раскрыть мне поспеши, блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатство милостей Твоих, Спаситель, не презри теперь моего обнищавшего сердца, ибо к Тебе, Господи, в умилении взываю: «согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою».     Во время пения тропаря постригающийся, пока идет за настоятелем до Царских врат, трижды распростирается, а у Царских врат, где приготовлено все полагающееся для пострига, лежит вниз лицом, усердно втайне молясь о прощении своих грехов и о принятии в число кающихся.    После пения тропаря, настоятель громко говорит ему: «Чадо, Милосердный Бог как чадолюбивый Отец, видя твое смирение и истинное покаяние, как блудного сына, принимает и тебя, кающегося и от всего сердца пред Ним припадающего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

1. Евангельская история представляет нам три вида безразличия в отношении к религия, – т. е. индефферентизма. Первый тип религиозного индефферентизма – это Пилат с его вопросом: „что есть истина?» (Иоан. XVIII. 38). Пилат уже давно покончил с этим вопросом, который он задает с полнейшим безразличием. Он убежден, что действительная истина есть только римская империя, с ее царствующим императором; затем официальные дела, обстоятельства, отношении. 2. Другой вид того же рода мы имеем в евангельском богаче (Лук. 19). Он напоминает нам о партии саддукеев, которая отрицала существование духа, воскресение и бытие ангелов, и вследствие этого отрицания распространять эпикурейский образ мыслей и чувства среди народа. Он, по-видимому, был предан этим тогда широко распространенным учениям. Не то, чтобы он в собственном смысле философствовал; но он усваивал себе выводы этого учения и вследствие этого более и более делался добычей холодного равнодушия в вопросил веры. Он не обращал никакого внимания на „Моисея и пророков», и считал их устаревшими. Свидетельства св. Писания о сверхъестественном мире, о будущем суде, о грядущей ответственности он считал чем-то таким, для чего „недостает надлежащего доказательства» и что давно уже сделалось отжавшей точной зрения и далеко превзойдено всем, что тогда называлось просвещением и образованием, новейшим воззрением на мир. Он впрочем не входил в более точное исследование всего этого, так как все эти вещи были слишком не интересны для него. Стоя на такой почве, он жил (я в этом именно он сделался типом бесчисленного множества людей в наше время) ежедневно в блеске и в радости, пока не умер и не был погребен. 3. Третий вид религиозного равнодушия изображается для нас в беседах Спасителя о последних временах, когда будет тоже самое, что было и во дни Ноя: люди пили, ели, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех (Мф. XXIV, 37 – 9). Так же было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный в истребил всех (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010