«Начало и основание общественного христианского богослужения, как хорошо и подробно указывает архимандрит Гавриил, положено Самим Иисусом Христом частию Своим примером, частию Его заповедями. Совершая Свое Божественное служение на земле, Он устрояет Новозаветную Церковь (Матф. 16, 18—19; 18, 17—20; 28, 20), избирает для нее Апостолов, а в лице их, преемников их служения пастырей и учителей (Иоан. 15, 16; 20, 21; Еф. 4, 11—14; 1 Кор. 4, 1). Научая верующих покланяться Богу в духе и истине, сообразно с этим Сам прежде всего представляет Собой пример устрояемого богослужения. Он обещает быть с верующими там, где «собраны двое или трое во имя Его» (Матф. 18, 20), «и пребыть с ними во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20). Он Сам молится, и иногда целую ночь (Лук. 6, 12; Матф. 14, 23), молится при пособии внешних видимых знаков, как-то: возведения очей Своих к небу (Иоан. 17, 1), преклонения колен (Лук. 22, 41—45), и главы (Матф. 26, 39). Он возбуждает к молитве и других, указывая в ней благодатное средство (Матф. 21, 22; Лук. 22, 40; Иоан. 14, 13; 15, 7), делит ее на общественную (Матф. 18, 19—20) и домашнюю (Матф. 6, 6), учит Своих учеников самой молитве (Матф. 4, 9—10), предостерегает Своих последователей от злоупотреблений при молитве и богопочтении (Иоан. 4, 23—24; 2 Кор. 3, 17; Матф. 4, 10). Далее Он возвещает новое Свое учение Евангелия через живое слово, через проповедь и заповедывает Своим ученикам проповедовать его «во всех языцех» (Матф. 28, 19; Марк. 16, 15), преподает благословение (Лук. 24, 51; Марк. 8, 7), возлагает руки (Матф. 19, 13—15) и, наконец защищает святость и достоинство дома Божия (Матф. 21, 13; Марк. 11, 15). А чтобы сообщить людям, уверовавшим в Него, Божественную благодать, Он устанавливает таинства, повелевая крестить приходящих в Его церковь (Матф. 28, 19); во имя данной им власти поручает им право вязать и решить грехи людей (Иоан. 20, 22—23); особенно же между таинствами заповедует совершать в Его воспоминание таинство Евхаристии, как образ голгофской крестной жертвы (Лук. 22, 19). Апостолы, научившись от Божественного своего Учителя новозаветной службе, не смотря на преимущественное занятие благовестием слова Божия (1 Кор. 1, 27), довольно ясно и подробно определили самый чин внешнего богослужения. Так, на некоторые принадлежности внешнего богослужения мы находим указания в их писаниях (1 Кор. 11, 23; 14, 40); но наибольшая часть его осталась в практике Церкви. Преемники Апостолов пастыри и учители церкви, сохранили Апостольские постановления в отношении богослужения и, на основании оных, во времена спокойствия после ужасных гонений, на Вселенских и поместных соборах определили письменно весь, почти до подробностей, постоянный и однообразный чин богослужения, сохраняемый церковью и до ныне» («Руководство по Литургике», архим. Гавриила, стр. 41—42, Тверь, 1886).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

32. Но дивишься ты совершившемуся? Удивлялась сему и Сама Родившая, ибо говорит Гавриилу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» И он повествует: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лук. 1, 34:35 ). Нескверно и пречисто рождение. Ибо, где дыхание Духа Святого, там отъемлется всякая нечистота. Нескверно плотское рождение Единородного от Девы. Хотя еретики будут возражать против сей истины, но обличит их Дух Святый; вознегодует на них сила Вышнего, осенившая Деву; лицом к лицу противостанет им Гавриил в день суда; посрамят их ясли, принявшие в себя Владыку; будут свидетельствовать и благовествовавшие тогда пастыри и воинство Ангелов, которые восхваляли, песнословили и говорили: «Слава в вышних Богу, и на земли мир: в человеках благоволение» ( Лук. 2:14 ); будут свидетельствовать и храм, в который принесен был Христос в сороковой день, и принесенные за Него два птенца голубиные, и Симеон, державший Его в объятиях, и бывшая при этом пророчица Анна. 33. Итак, поскольку свидетельствует Бог, сосвидетельствует Дух Святый, и говорит Христос: «За что ищете убить Меня» (Иоан. 7, 19),– Человека, сказавшего вам истину» (8:40), то да умолкнут еретики, оспаривающие Его человечество. Хотят оспорить Того, Кто говорит: «Осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лук. 24:39 ). Да поклоняем будет родившийся от Девы Господь; и девы да познают венец своего жития, и чин иночествующих да познает славу чистоты. И мы не лишаемся достоинства непорочности. Ибо девять месяцев продолжалось пребывание Спасителя во чреве Девы, и Господь был в мужском возрасте тридцат» трех лет. Поэтому, если славится Дева за девятимесячное продолжение времени, то гораздо паче будем славимы за многолетнее продолжение времени. 34. Все же мы, юноши и девы, и старцы с юными по благодати Божией, потечем поприщем чистоты, не предаваясь в непотребство, но восхваляя имя Христово. Не неизвестна нам слава чистоты, ибо это – ангельский венец, превыше человеческая заслуга будем сберегать тела, которые должны просветиться как солнце. К такой славе предопределенного тела не оскверним ради малого удовольствия. Ибо грех есть нечто малое и кратковременное, а стыд многолетен и вечен. Делатели чистоты суть на земле ходящие ангелы. Девы имеют часть с Девою Мариею. Да не имеют у нас места всякий наряд, всякий вредный взгляд, всякая небрежная поступь, всякая пышная одежда и благовоние, служащее приманкою сластолюбию. Во всех же да будут благовонием молитва благоухания и добрых дел, и святыня тела. Чтобы от Девы Родшийся Господь и о нас, как в непорочности живущих мужах, так и увенчанных женах, сказал: «Вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2Кор. 6:16 ). Ему слава во веки веков! Аминь. 13-е огласительное слово к просвещаемым, говоренное без приготовления в Иерусалиме, на слова: «распятого и погребеннаго»

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

20) Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 21) Аристотель называет голубя " воинственным существом " и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7, 613 а 8; II 15, 506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 22) См. Быт. 8,11. 23) См. Исх. 14,3-29. 24) См. Исх. 15,25. 25) См. Числ. 20,11. 26) См. Матф. 3,16. 27) См. Иоан. 2,7; 7; 7,37; Матф. 10,42; Иоан. 4,6; 6,19; 13,14; Матф. 27,24; Иоан. 19,34. 28) См. Матф. 21,25. 29) См. Матф. 11,10 сл. 30) См. Деян. 19, 1-7. 31) См. Матф. 11,3. 32) См. Римл. 6,4-5. 33) Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 34) См. Матф, 8,24; 14,29-30. 35) См. Быт. 15,6-7. 36) О ком идет речь, неизвестно. 37) Имеется в виду апокрифическое сочинение " Деяния Павла и Феклы " . Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3,5). Фекла, как следует из текста " Деяний... " , - ученица и последовательница ап. Павла. 38) См. Деян. 8,26. 39) См. Деян. 8,29-39. 40) См. Деян. 9,15. Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона-кожевника гостил ап. Петр (9,43). 41) См. Лук. 6,30. 42) Пятидесятница - иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2,4-12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог-Отец и Бог-Сын, праздник носит более употребительное название " Троица " . 43) Апостол Петр - см. Иоан. 18,10. 44) См. Матф. 26,31 сл.; Лук. 8,13 сл.: 2 Кор. 13,5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

в) только при добросовестном исполнении своих великих ответственных обязанностей судьи могут иметь надежду на оправдание себя на страшном и праведном суде Божием ( 2Пар. 19:6–10 ; Прем. 6:9 ; ср. Втор. 27:19,25 ; Исаии 10:12). 7) Судии неправедному отовсюду тесно будет, когда станет на суде Христовом. Обличит его совесть, общее всех человеков правило и закон; обличит его обещание, при святом крещении учиненное; обличит присяга; обличит Божие слово; обличат слезы вдов, сирот и прочих бедных, пролитые. Сильные сильно будут мучены! (Св. Тихон Задонский ). 8) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами при отрицании судей и судов: Мф. 7:1–2:12 ; Лук. 6:37 ; Иак. 4:11–12 ; 1Петр. 2:23 ; Рим. 2:1;14:3–4, 10:13 ; 1Кор. 4:4–5;6:1–2 ; Псал. 81:1–3 ; Мф. 5:39–40 . XLVII. О войне и воинском звании 1) Для решения вопроса о дозволительности или недозволительности войны, как и в других случаях, должно, прежде всего, обратиться к тому, что высказывается относительно этого в Ветх. Завете. В ветхом завете Сам Бог велел вести войны против враждебных народов: Числ. 31:1–2 ; Иис.  Нав. 8:1 . 2) Всякий должен признать, что Господь ни в каком случае не только Сам не давал бы таких повелений евреям и не содействовал бы успеху их оружия, но и осуждал бы решение их самих начать войну, если бы она всегда и во всех случаях была не иным чем, как безусловным злом. Повелевать делать зло и помогать совершению его решительно недостойно всесовершенного Существа, каков Бог, и, безусловно, противоречит Его святости. 3) На рубеже между Ветхим и Новым заветами ясно и неоспоримо высказался в пользу дозволительности войны и воинского звания Иоанн Креститель, о котором заметил И. Христос, что из рожденных женами не восставал больший Предтечи Его. А в Евангелии повествуется, что когда пришли к нему креститься воины и спросили его: что им делать? ( Лук. 3:14 ), получили ответ: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (ст. 12–13). Нет никакого сомнения, что воины желали знать от Иоанна Крестителя: должны ли они совсем оставить военную службу и избрать другой род занятий, или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 30 Аристотель называет голубя «воинственным существом» и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7:613 а 8; II 15:506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 31 См. Быт. 8:11. 32 См. Исх. 14:3–29. 33 См. Исх. 15:25. 34 См. Числ. 20:11. 35 См. Матф. 3:16. 36 См. Иоан. 2:7; 7; 7:37; Матф. 10:42; Иоан. 4:6; 6:19; 13:14; Матф. 27:24; Иоан. 19:34. 37 См. Матф. 21:25. 38 См. Матф. 11:10 сл. 39 См. Деян. 19:1–7. 40 См. Матф. 11:3. 41 См. Римл. 6:4–5. 42 Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 43 См. Матф, 8:24; 14:29–30. 44 См. Быт. 15:6–7. 45 О ком идет речь, неизвестно. 46 Имеется в виду апокрифическое сочинение «Деяния Павла и Феклы». Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3:5). Фекла, как следует из текста «Деяний…», — ученица и последовательница ап. Павла. 47 См. Деян. 8:26. 48 См. Деян. 8:29–39. 49 См. Деян. 9: 15.  Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона–кожевника гостил ап. Петр (9:43). 50 См. Лук. 6:30. 51 Пятидесятница — иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2:4–12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог–Отец и Бог–Сын, праздник носит более употребительное название «Троица». 52 Апостол Петр — см. Иоан. 18:10. 53 См. Матф. 26:31 сл.; Лук. 8:13 сл.: 2 Кор. 13:5. 54 См. Числ. 11:4. 55 См. Матф. 4:1–4. 56

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

В заключение приведём слова Бернарда Рамма: «Безгрешное совершенство и совершенная безгрешность – вот то, чего мы вправе ожидать от воплощённого Бога. Именно это мы и обнаруживаем в Иисусе Христе. Факты находятся в полном согласии с гипотезой». ОТ Бога, воплотившегося в человека, мы вправе ожидать сверхестественных проявлений в виде чудес «...пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат. мёртвые воскресают, и нищие благовествуют...» ( Лук. 7:22 ). Чудеса Иисуса показывали разнообразие Его могущества: власть над природой, над болезнями, над бесами, даже над смертью. Чудеса Христа свидетельствовали также о том, что Он был тем самым Мессией, приход Которого был предсказан в Ветхом Завете. Список чудес, упоминаемых в Новом Завете, включает: ЧУДЕСА ФИЗИЧЕСКОГО ИСЦЕЛЕНИЯ Прокажённый ( Матф. 8:2–4 ); ( Мк. 1:40–45 ); ( Лук. 5:12–15 ). Паралитик ( Матф. 9:2–8 ); ( Мк. 2:3–12 ); ( Лук. 5:18–26 ). Горячка (тёща Петра) ( Матф. 8:14–17 ); ( Мк. 1:29–31 ). Сын царедворца ( Иоан. 4:46–53 ). Расслабленный ( Иоан. 5:1–9 ). Сухорукий ( Матф. 12:9–13 ); ( Мк. 3:1–6 ); ( Лук. 6:6–11 ). Глухонемой ( Мк. 7:31–37 ). Слепец в Вифсаиде ( Мк. 8:22–25 ); в Иерусалиме, ( Иоан. 9 ); в Иерихоне ( Мк. 10:46–52 ). Десять прокажённых ( Лук. 17:11–19 ). Отрубленное ухо раба ( Лук. 22:47–51 ). Кровотечение ( Матф. 9:20–22 ); ( Мк. 5:25–34 ); ( Лук. 8:43–48 ). Водянка ( Лук. 14:2–4 ). ВЛАСТЬ НАД CTUXIЯMU И ПРИРОДОЙ Превращение воды в вино в Кане ( Иоан. 2:1–11 ). Прекращение бури ( Матф. 8:23–27 ); ( Мк. 4:35–41 ); ( Лук. 8:22–25 ). Чудесный улов рыбы ( Лук. 5:1–11 ); ( Иоан. 21:6 ). Чудо о хлебах и рыбах: накормлено 5000 человек ( Матф. 14:15–21 ); ( Мк. 6:34–44 ); ( Лук. 9:11–17 ); ( Иоан. 6:1–14 ); на кормлено 4000, ( Матф. 15:32–39 ); ( Мк. 8:1–9 ). Хождение по воде ( Матф. 14:22–23 ); ( Мк. 6:45–52 ;) ( Иоан. 6:19 ). Извлечение монеты из рыбы ( Матф. 17:24–27 ). Засыхание смоковницы ( Матф. 21:18–22 ); ( Мк. 11:12–14 ). ЧУДЕСА ВОСКРЕШЕНИЯ ИЗ

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

13. О человеке некоем богатом, его же угобзися нива. ( Лук. 12:16 ) 14. О строителе, егоже поставил Господь над челядью своею даяти во время житомерие. (Тамже ст. 42) 15. О смоковнице, в винограде всажденной, плода неимущей. ( Лук. 13:6 ) 16. О жене имущей десять драхм: аще погубит драхму едину; не возжигает ли светильника, и ищет, дóндеже обрящет? ( Лук. 15:8 ) 17. О блудном сыне, ко отцу возвратившемся. ( Лук. 15:11 ) 18. О человеке богатом и приставнике, расточившем имение его. ( Лук. 16:1 ) 19. О судье, Бога небоявшемся и человек не срамляющемся, и о вдове, приходившей к нему с прошением по делу своему. ( Лук. 18:2–3 ) О прочих же притчах да чтет всяк во Евангелии; а здесь скажем о примечаниях на притчи Евангельские. 1) Иисус Христос предлагал притчи иные простолюдинам; иные нерадивым и гордым. 2) Притча подобна древу, имеющему корень, кору, сердце и сок; корень есть содержание притчи; кора, приточные слова и выражения; сердце и сок, смысл таинственный, к которому приспособляется притча. 3) Много способствует к познанию притчей, ежели известны нам свойства и действия тех вещей, коими притчи изъяснены, на пр: что бисер, что зерно горушично, что плевелы и прочее? 4) В притчах часто повторяется: подобно есть царство небесное сей или той вещи; не должно же из того заключать, что все части того подобия сходственны с таинствами царства небесного; довлеет знать ту только главную притчи часть, которая составляет приличное к ней нравоучение, на пр; аще, бы ведал господин храмины, в кий час тать приидет; бдел убо бы, и не бы дал подкопати дому своего. ( Лук. 12:39 ) В сей притче одно только то к нравоучению служит что неизвестно, когда тать приходит: так не объявлено время и суда Божия; и потому-то в притче прибавлено: и вы убо будите готовы: яко в оньже час не мните Сын человеческий приидет. ( Лук. 12:40 ) 5) Не все притчи одним способом заключают нравоучение; некоторые из них, как на пр. притча о неправедном приставнике, приобретшем себе други от мамоны и неправды, или притча о немилосердном судье, который ни Бога не боялся ни человек не срамлялся; однако учинил по прошению вдовы, обеспокоивавшей его. От неправедного же приставника заключить можно что он приобрёл себе други от мамоны и неправды: мы же должны приобретать себе другов единственно от собственного нашего праведного имения, трудами нашими приобретённого. От немилосердного судьи заключить должно, что ежели у сего судьи подействовала убедительная просьба обиженной вдовы; кольми паче мы должны быть уверены, что у правосуднейшего и премилосерднейшего Бога сильны молитвы и моления святой Церкви и благочестивых людей, с нами о нас молящихся. Драхмы же от сокровища Божественных Писаний взятой нравоучение в след. заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Дивная жизнь Господа Иисуса Христа на земле, Его чудесные дела, крестная смерть, воскресение и вознесение на небо, сопровождаемые ясным учением о Себе Самом, громко возвестили не только современникам, но и всему миру: Кто Он и для чего приходил в мир, – возвестили, – что Он – а) есть истинный человек, но человек особенный, б) и не человек только, но и истинный Бог , Сын Божий – Богочеловек, в) приходивший в мир, чтобы искупить, просветить и спасти род человеческий. А. Иисус Христос есть истинный человек, но человек особенный Евангелие ясно изображает Иисуса Христа истинным человеком, с телом и душою человеческими. Оно говорит о Его происхождении по плоти, именно показывает, что Он был Сыном Девы Марии ( Лк.1:31–42, 2:5–7 ), – потомок Давида, Иуды, Авраама и проч. ( Мф.1 ; Лк.1:32, 3:23 и дал.), и прямо называет Его человеком ( Ин.8:40 ). В частности, Евангелие приписывает Иисусу Христу истинное человеческое тело ( Лк.24:39 ), и повествует, что Он принял плоть от Девы Марии ( Мф.1:18–25 ), как человек, был обрезан ( Лук.2:21 ), приходил в возраст ( Лук.2:42–52, 3:23 ), алкал и жаждал ( Мф.4:2, 21:18 ), принимал пищу и питие ( Лк.4:2, 5:29 ; Ин.2:2; 12:2 ), подвергался утомлению ( Ин.4:6 ) и спал ( Лк.8:23 ), терпел крестные страдания: Его глава уязвлена была тернием, руки и ноги были пронзены гвоздями, ребро прободено копьем ( Ин.19:17–18, 19:34 ), Он умер и был погребен ( Лк.23:52 ). Все это ясно говорит о действительном принятии Спасителем мира плоти человеческой. Вместе с тем, Евангелие приписывает Иисусу Христу и душу человеческую, когда говорит о Его душевных радостях ( Ин.11:15 ), о действиях воли ( Лк.22:42 ), о борьбе духа, в которой находился Он пред страданиями, и которой никак не могло быть в существе, не имеющем самостоятельной свободы ( Мф.26:37–50 ; Лк.22:40–44 ). Наконец, в Евангелии, прямо говорится о душе Иисуса Христа и о предании Ее Богу в минуту смерти ( Лк.23:46 ; Мф.26:38–50 ; снеси Ин.10:15–17 ). Из всего этого ясно видно, что с принятием плоти человеческой, Спаситель мира принял и душу человеческую.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Ст. 19. Мария поступала не так. Несообразно было с Ее смирением проповедать о славе, озарившей вертеп и ясли, о чудесах, окружавших рождение Ее Сына. Благоговение к путям Божия Промысла требовало только не забывать ничего, соблюдая вся глаголы сия, – все случающееся сравнивать и обдумывать, слагать в сердце своем. Так и поступала Богоматерь. б) Обрезание и Сретение Господне (Лук. 2:21–39) Ст. 21. И егда исполнишася осмь дний – собственно, когда наступил восьмой день, день обрезания, – то по совершении сего обряда нарекоша имя ему Иисус. Ст. 22. И егда исполнишася дние очищения ею, – собственно: когда наступил день очищения, – по закону Моисееву, по которому родильница не чиста была до 40 дней (если родился мальчик, и до 80, если – девочка), а на 40 день должна была для очищения принести во храме две жертвы: одну жертву всесожжения – годовалого ягненка, другую жертву о грехе – молодого голубя или, горлицу, в случае же бедности – двух горлиц или двух голубей, для каждой жертвы по одному. Очищение ею ( ατν): хотя в очищении по закону нуждалась мать, но так как в принесении очистительных жертв участвовал в данном случае и мнимый отец, то и говорится об очищении их (т. е. Марии и Иосифа). Вознесоста его во Иерусалим, поставити его пред Господем. Исполняя Моисеев закон об очищении, воспользовались этим случаем и для того, чтобы с первенцем Иисусом сотворить по обычаю законному, ст. 27, а именно поставить Его пред Господом и внести за него выкуп, пять сиклей. Ст. 23. Все младенцы мужеского пола, разверзающие утробу, т. е. рождающиеся первыми, были святы Господу, т. е. составляли Его собственность и были освобождаемы от постоянного служения в храме лишь за выкуп. Ст. 24. Снова говорится об очищении, причем из того, как излагает евангелист закон об очистительных жертвоприношениях, видно, что Пресвятая Дева и Обрученник Ее принесли жертвы бедных людей, не ягненка и голубя, а двух голубей или двух горлиц. Ст. 25. И се бе человек – Симеон. И человек сей праведен благочестив, чая утехи Израилевы. Под утешением разумеется здесь тот, кто приносит утешение. Таким утешителем был Господь Иисус Христос, Который в прощальной беседе с учениками Своими обетовал им иного Утешителя, вместо Себя, показывая этим, что и Ему не чуждо ни название, ни служение утешителя. Утешает тот, кто ободряет словами или делами. Таким Утешителем быть для Израиля Мессия, пришедший для того, чтобы исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленным отпущение, слепым прозрение, отпустить сокрушенных в ограду, Лук. 4:18 . Его-то и ждал Симеон. Но как ждал?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010