С момента смерти востает слава Богочеловека! Матф. 27, 54 ; Лук. 23, 47 ; Марк. 15, 39 . Сотник, видя, как Господь с воплем испустил дух, наблюдая тьму, бывшую пред Его смертию, знамения, сопровождавшия смерть, – прославил Бога, говоря: воистину человек сей праведен бе (Лук.) и Сын Божий (Марк.). За ним и другие, стрегущие Иисуса (Матф.), оставляя злые шутки и издевательство над Христом, подобно сотнику, говорили: воистину Божий Сын бе сей. Лук. 23 гл. 48 ст. И весь народ, сошедшийся на сие зрелище, видев происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Матф. 27, 55–56 . Кроме поименованных выше женщин, стоявших раньше у подножия креста Господня, там была Саломия, мать сынов Зеведеевых, и многие другие, стоявшие теперь поодаль и смотревшие на то, что происходило. Иоанн. 19 гл. 31 ст. Так как тогда был день пред субботою (иначе сказать: приготовление παραcκευ, пятница), а суббота эта была в тот год великим днем, потому что на нее упадал первый день Пасхи, то дабы не оставить тел на крестах до этого великого дня, иудеи молиша Пилата, да пребиют голени их и, 13 умертвив их чрез это, возмут (снимут). В законе Моисея написано было: Аще будет на ком грех и повесите его на древе, да не перенощует тело его на древе, но во гробе погребите его в той же день, яко проклят есть от Бога всяк висяй на древе, и да не оскверните земли, юже Господь Бог дает тебе во жребий (Второз. 21, 22–23). Но если труп повешенного преступника во всякое время осквернял землю, и если поэтому всегда нужно было спешить его погребением, – то в особенности эта поспешность необходима была пред великим праздником Пасхи, когда иудеи старались до последней возможности о внешней чистоте и об удалении всего скверного. Правда, распятые могли пережить субботу, но могли и умереть в субботу и пребыванием своих тел на крестах осквернить великое торжество Пасхи. И вообще говоря, иудеям естественно было желать, чтобы к светлому празднеству совершенно кончилось мрачное дело. Да пребиют голени – и возмут. Почему не так, чтобы снять сначала и умертвить потом? Кажется для того, чтобы до конца оставался в силе приговор о пригвождении ко кресту, так чтобы осужденный нашел себе смерть на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Затем следует исцеление тещи Симона-Петра от горячки ( Лук. 4, 38 – 39 ), причем ни один евангелист (ср. Матф. 8, 14 – 15 и Марк. 1, 29 – 31 ) не указывает связи между чудом и верой. Дальнейшее общее указание на чудеса исцелений также у всех трех евангелистов сделано без указания на отношение к ним веры ( Марк. 1, 32 – 34 и Лук. 4, 40 – 41 ), а у св. Матфея здесь дается обобщение исцелений для соотношения с пророчеством Исаии о Мессии, как носителе немощей и болезней человеческих (8, 16 – 17). Сообщаемый после того одним ев. Лукой чудесный лов рыбы (5, 1 – 11), как и исцеление Капернаумского бесноватого ( Лук. 4, 31 – 37 и парал.), вызывает только ужас и трепет в ап. Петре и его сотоварищах (ст. 9. 11), выразившийся в просьбе Петра подобной просьбе Гадаринцев ( Матф. 8, 34 и парал.), чтобы Господь вышел от него, как человека грешного (ст. 8). Знамение это очевидно имело образно-символический характер призвания и предъуготовления ПетрСр. Иоан. 21, 2 – 11 . и его сотоварищей – Иакова и Иоанна к апостольскому служению (ст. 10 – 11), почему о нем умалчивает св. Матфей (4, 18 – 22), как и ев. Марк (1, 16–20). Соответствие веры Ап. Петра вере сотника здесь оказывается только по отрицательной и низшей стороне веры («уйди от меня, потому что я человек грешный, Господи!» – говорит ап. Петр, – «Господи! я не достоин, чтобы под мой кров вошел Ты» -говорит сотник). Но, между тем как вера Ап. Петра ограничивается этим сознанием его недостоинства пред Святым Божиим и потому соединяется с невольным ужасом греховной совести, вырывающимся в трепетном крике к своему нравственному идеалу: уйди от меня, – Капернаумский сотник к сознанию своего недостоинства присоединяет и положительную веру в силу добра над злом, таким образом его совесть не содрогается от ужаса пред своим идеалом, но с дерзновением и надеждой зовет к себе эту силу добра для победы над злом, восклицая с полной верой в божественное всемогущество Добротворца: но только скажи словом, и исцелится отрок мой. – О следующем затем исцелении прокаженного (5, 12 – 15) мы уже говорили при сравнении обоих повествований у ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Соответственно этому, Господь Иисус говорил, что Он не ищет Себе славы ( Иоан. 7, 18 ), не приемлет славы от человеков (5, 41), что Его прославит Отец, славы Которого Он теперь ищет (8, 54). Прославление Он поставлял для Себя в зависимость от окончания дела, на Него возложеннего. Аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю, и ныне прослави мя ты, Отче, говорил Он Отцу в первосвященнической молитве ( Иоан. 17, 4–5 ). Уничижение должно было сопутствовать Ему от Вифлеема до Голгофы. Никому же поведите видения, говорил он ученикам, сходя с горы Преображения, дондеже сын человеческий из мертвых воскреснет ( Матф. 17, 9 ). Итак Иисус Христос запрещает хвалить Себя в народе за чудеса в силу подъятого Им подвига смирения и уничижения и в силу того, что не пришел час Его прославления. К сему должно присоединить и то, что когда вопреки всем подобным запрещениям слава чудес Иисуса Христа распространялась в народе, образ Чудотворца затмевал в народном представлении образ Учители истины и любви, к Нему стекался народ то любопытный, то волнуемый политическими ожиданиями, стекались люди, у которых не было ни духовной нищеты, ни жажды оправдания, но которые говорили: „сотвори нам знамения, какие в Капернауме“ (подобно Лук. 4, 23 ). Указание на призвание язычников в церковь Христову, по поводу веры сотника Матф. 8, 5–13 . Ср. Лук. 7, 1–10 . Матф. 8, 5 . Вшедму же ему в Капернаум, приступи к Нему сотник, начальствовавший над отрядом во сто воинов и происходивший из язычников. Ев. Лука повествует, что этот сотник не смел лично предстать пред Господом с своею просьбою и посему сначала послал к Нему иудейских старейшин, людей, входивших в состав местного синедриона, может быть управлявших и Капернаумской синагогой (7, 3–4), за тем послал к Нему своих друзей (6), наконец, как нужно думать, пришел вслед за друзьями и сам, согласно повествованию ев. Матфея, вообще значительно сократившего рассказ и потому упоминающего лишь о приходе самого сотника. У сотника был при смерти слуга (у ев. Матф. παις, у ев. Луки δολος), которым он очень дорожил и, вот, он сначала чрез старейшин просит Иисуса придти исцелить больного. Старейшины ходатайствуют за сотника, говоря, что он достоин того, чего просит.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Аминь. 1. Так как Христос много беседовал об опасностях, о смерти и страданиях Своих, об избиении учеников, и завещевал им тяжкие подвиги, которым они должны были подвергнуться в настоящей жизни, и притом весьма скоро, между тем как блага, — спасение, напр., души для тех, кто губит ее, пришествие Христа во славе Отца Своего, воздаяние наград за подвиги, — оставались для них в надежде и ожидании, то теперь, желая просветить взор их и показать, сколько то возможно для них, в чем будет состоять та слава, с которою Он придет, открывает им эту славу еще в настоящей жизни, чтобы они, а особенно скорбевший Петр, не печалились о своей смерти, равно как и о смерти Господа своего. И заметь, как Он поступает. Сказав о геенне и царствии [именно словами: обретший душу свою погубит ю, и если кто погубит ее Мене ради, обрящет ю, и: воздаст комуждо по деянием его (Иоан. XII, 25; Матф. XVI, 27) Он означил и то, и другое], сказав о том и другом, Он царствие поставляет пред самыми глазами, а геенну удаляет от взора. Почему же так? Потому, что для людей более грубых нужно было говорить и о геенне; а так как ученики Его были опытны и сведущи, то Он убеждает их тем, что могло доставить им большое утешение. Притом же так говорить было и приличнее И. Христу. Впрочем Он не оставляет совершенно и геенны, но иногда и ее представляет пред глазами, когда например приводит образ Лазаря (Лук. XVI), или заимодавца, или человека, требовавшего сто динариев (Матф. XVIII), облеченного в грязные одежды, и многих других (Матф. XXII). И по днех шестих по я т Иисус Петра и Иакова и Иоанна (Матф. XVII, 1). Если другой евангелист говорит: спустя восемь дней (Лук. IX, 28), то здесь нет противоречия, напротив — согласие. Один разумел и тот день, в который говорил Иисус, и тот, в который возвел Он учеников Своих на гору; а другой считает только те дни, которые протекли между этими днями. Посмотри же, как беспристрастен Матфей: он не скрывает тех, которые были предпочтены ему. То же самое часто делает и Иоанн, с полною точностью описывая отменные похвалы, воздаваемые Петру. Так, всегда были чужды зависти и тщеславия все эти святые мужи.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

Началось это полное и всецелое прославление Иисуса Христа воскресением Его из мертвых, когда самое тело Его преобразилось и соделалось телом славы ( Фил. 3, 21 ), и когда Он сказал Апостолам: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли ( Матф. 28, 18 ). Затем последовало вознесение Его с плотию на небеса, где покорились Ему все ангелы Божия ( 1Петр. 3, 22 ; Евр. 1, 6 ). Затем – седение одесную Отца во всей Божеской славе ( Еф. 1, 21. 22 ; 1Кор. 15, 27 ), в которой Он некогда явится всему мipy судить живых и мертвых ( Матф. 16, 27; 19, 28; 24, 30 ), и в которой пребудет во веки веков купно со Отцем и Св. Духом ( Лук. 1, 33 ). § 156. Отношение первосвященнического служения Иисуса Христа к Его служению пророческому Хотя главнейшею целию первосвященнического служения Иисуса Христа, т. е. всего Его истощания и в особенности крестной смерти, было совершить наше искупление; но, вместе с тем, Он прошел все это истощание и для других целей, скрывающихся в Его служении пророческом. Именно: 1) Он смирил Себя, послушлив был даже до смерти, между прочим, для того, чтобы научить нас примером собственной жизни высочайшим добродетелям евангельским, которые проповедывал словом. На эту цель неоднократно указывал Он сам: научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Матф. 11, 29 ); образ дах вам, да якоже аз сотворих вам, и вы творите ( Иоан. 13, 15 ); аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет ( Матф. 16, 24 ); сия есть заповедь моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы ( Иоан. 15, 12 ). Указывали и св. апостолы: а) св. Иоанн: о сем познахом любовь, яко он по нас душу свою положи, – и мы должны есмы по братии души полагати ( 1Иоан. 3, 16 ); б) св. Петр: Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам его ( 1Петр. 2, 21 ); в) св. Павел: молю вас, подобни мне бывайте, якоже аз Христу ( 1Кор. 4, 16 ). 2) Он умер и для того, чтобы своими страданиями и смертию окончательно ниспровергпуть ложные понятия Иудеев, не чуждые самим Его ученикам о Мессии, как земном царе, славном завоевателе, и показать правильный смысл о Нем ветхозаветных пророчеств. А потому, явившись по воскресении двум ученикам своим, еще державшимся этих мнений, воскликнул: о несмысленная и косная сердцем еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы. Не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити в славу свою? И начен от Моисеа и от всех пророк, сказаше има от всех писаний, яже о нас ( Лук. 24, 26–27 ). Равным образом, явившись всем ученикам, отверзе им ум, разумети писания, и рече им: яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых (- 45. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

6, 30. Матф.5, 42)? Ответ. Заповедь: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», дается как бы вместо искушения, что показывает связь речи: и это заповедует людям лукавым: исполнение сего не главная обязанность, но имеющая место при обстоятельствах. Ибо главная заповедь Господня: «продай имение твое и раздай нищим» (Матф.19, 21), и еще: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лук. 12, 33). Если же назначенное для одних не безопасно употреблять на других, потому что Господь говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» и: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Матф.15,24,26): то почему же и самому не рассудить, что справедливо? Вопрос 181. Если братства близко друг от друга, и одно убого, а другое мало расположено к общительности; то убожествующее братство какие расположения должно питать к братству, отказывающему в подаянии? Ответ. Наученные из любви Христовой и душу свою полагать друг за друга как могут быть скупы в нужном для тела, как бы забыв Сказавшего: «алкал Я, и вы не дали Мне есть» (Матф.25, 42—43) и проч.? Если же стучится это, убожествующие должны иметь долготерпение, подражая Лазарю, в уверенности получить утешение в будущем веке. Вопрос 219. Ежели оказано нам кем либо благо деяние; то как можем и Господу воздавать должное благодарение, чистое и всецелое, и пред благодетелем свидетельствовать оное разумно, не убавляя, и не превышая меры? Ответ. Если будем твердо верить, что Бог начальник и совершитель всякого блага, а услужившего нам будем считать служителем Божия благодеяния. Вопрос 271. Поелику Господь сказал: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто» (Лук.11, 41); то ужели, сколько кто ни согрешит, чрез милостыню находит очищение всего? Ответ. Самая связь предлежащего изречения объясняет сказанное. Ибо, прежде сказав: «внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (39), потом присовокупил: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто», то есть, все то, в чем грешим и лукавствуем, грабя и лихоимствуя.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

1. Так как Христос много беседовал об опасностях, о смерти и страданиях Своих, об избиении учеников, и завещал им тяжкие подвиги, которым они должны были подвергнуться в настоящей жизни, и притом весьма скоро, между тем как блага, – спасение, например, души для тех, кто губит ее, пришествие Христа во славе Отца Своего, воздаяние наград за подвиги, – оставались для них в надежде и ожидании, то теперь, желая просветить взор их и показать, сколько то возможно для них, в чем будет состоять та слава, с которой Он придет, открывает им эту славу еще в настоящей жизни, чтобы они, а особенно скорбевший Петр, не печалились о своей смерти, равно как и о смерти Господа своего. И заметь, как Он поступает. Сказав о геенне и царствии [именно словами: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее», и если кто погубит «ее ради Меня, тот обретет ее», и: «воздаст каждому по делам его» ( Иоан. 12:25 ; Матф. 16:27 ) Он означил и то, и другое], сказав о том и другом, Он царствие поставляет перед самыми глазами, а геенну удаляет от взора. Почему же так? Потому, что для людей более грубых нужно было говорить и о геенне; а так как ученики Его были опытны и сведущи, то Он убеждает их тем, что могло доставить им большое утешение. Притом же так говорить было и приличнее Иисусу Христу. Впрочем, Он не оставляет совершенно и геенны, но иногда и ее представляет перед глазами, когда, например, приводит образ Лазаря ( Лук. 16 ), или заимодавца, или человека, требовавшего сто динариев ( Матф. 18 ), облеченного в грязные одежды, и многих других ( Матф. 22 ). «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна» ( Матф. 17:1 ). Если другой евангелист говорит: «спустя восемь дней» ( Лук. 9:28 ), то здесь нет противоречия, напротив – согласие. Один разумел и тот день, в который говорил Иисус, и тот, в который возвел Он учеников Своих на гору; а другой считает только те дни, которые протекли между этими днями. Посмотри же, как беспристрастен Матфей: он не скрывает тех, которые были предпочтены ему. То же самое часто делает и Иоанн, с полной точностью описывая отменные похвалы, воздаваемые Петру. Так, всегда были чужды зависти и тщеславия все эти святые мужи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Из повествования Евангельского мы видим, что у Иудеев были тогда в ходу троякого рода монеты, именно: еврейский сикль, греческая дидрахма и римский динарий. Это совершенно соответствует времени земной жизни Спасителя, когда Иудея, незадолго перед тем находившаяся под владычеством Греков, и принявшая от них, вместе с некоторыми законами, монету, носила уже иго Римлян, сообщавших ей также некоторые свои постановления и монеты. А самое употребление всех этих монет между Иудеями, как оно представлено в Евангельском сказании, совершенно соответствует происхождению монет, или их назначению. Так, плата за что-либо, которая выдавалась из сокровищницы храма, производилась древней Иудейской монетой ( Матф. 26, 15 ). Подати, введённые в Иудее до владычества над нею Римлян, были платимы монетой Греческой. Например, подать поголовная ( Матф. 17, 24 , сн. Иос. Флавий о войне Иуд. кн. VII, гл. 6). Но в делах общественных, в выдаче жалования, в купле и продаже, употреблялись одни монеты Римские ( Матф. 10, 29; 20, 2 ; Марк. 14, 5 ; Лук. 12,6 ; Иоан. 6, 7; 12, 5 ), которыми платимы были и все новые подати, введённые Римлянами ( Матф. 12, 19 ; Марк. 12, 15 ; Лук. 20, 24 ). III. Ещё более изумительны некоторые подробности топографические, встречающиеся в Евангелиях, и вполне подтверждаемые писателями не христианскими. Довольно представить из этих подробностей немногие. По словам Евангелиста Иоанна, Пилат, производя суд над Спасителем в преторе, когда услышал вопли Иудеев, изведе вон Иисуса, и седе на судищи, на месте глаголемом лифостротон ( Иоан. 19, 9–13 ), которое, следовательно, находилось невдалеке от претора или жилища Пилатова. И действительно, Иосиф Флавий, рассказывая о том, что Римляне сделали нападение на храм со стороны замка Антония, упоминает о лифостротоне, как внешней принадлежности храма, находившейся подле этого замка 440 . А Филон в одном месте мимоходом замечает, что претор или жилище Римского правителя помещалось в палатах Ирода, стоявших, как известно, в соседстве храма и замка Антония к северо-западу 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Об этих последних ев. Матфей говорит, что они усмотрены были Господом в некотором отдалении от Петра и Андрея, что они тогда в лодке с отцом своим Завведеем чинили сети (4, 21). Вероятно, оказавши помощь Петру (согласно 7 ст. 5 гл. Луки), они снова возвратились к своему отцу и были там, пока Господь не подошел и к ним. Петр, объятый страхом, припал к стопам Господа и молил Его, чтобы Он ушел от него, как от грешника ( Лук. 8 ). Таков был ветхозаветный человек! Проявление божественной силы возбуждало в нем страх, заключающий в себе муку ( 1Иоан. 4, 18 ). Ибо любовь Божия не была излита в сердце его Духом Святым ( Рим. 5, 5 ), та любовь, которая изгоняет страх и приводит с собою дерзновение и радость. Он ежеминутно боялся осуждения и кары за свои грехи, страшился проклятий, назначенных тем, кто «не пребудет во всех словах закона,“ и потому бежал Божества, как сурового пестуна. Нагорная беседа Матф. 5, 6–7 главы; Лук. 6, 12–40 . В 17 ст. 4 гл. еванг. Матфей указал на самую сущность проповеди Иисуса Христа, когда привел слова Его: покайтеся, приближися бо царство небесное. Излагая слова и дела Господа вообще в систематическом порядке, еванг. Матфей вслед за тем помещает беседу, содержащую как бы основные законы царства Христова. Эта беседа носит название нагорной проповеди или нагорной беседы. Время и обстоятельства ее подробнее излагаются ев. Лукою (6, 12–16), по которому нагорной беседе предшествовала ночь, проведенная Господом в молитве, и потом избрание 12 апостолов. Матф. 5, 1–2 . Узрев же народи, взыде на гору, и седшу ему, приступиша к нему ученицы его. Народ теснил Господа, лишая его возможности излагать учение в полноте и последовательности. Высота новозаветного учения требовала, чтобы оно изложено было сначала не пред толпой, разнообразно настроенной, а пред ближайшими учениками Христа и в особенности пред теми из них, кого Он нарек уже Своими апостолами ( Лук. 6, 12–10 ). Правда, еванг. Лука говорит, что провозглашая блаженства, Господь стоял на ровном месте и среди многочисленного народа (17); но это лучше всего понимать так, что некоторая часть того, что было сказано на горе апостолам, была по сошествии с горы повторена народу (сравни и Матф. 7, 28 ) и потом воспроизведена ев. Лукою, тогда как ев. Матфей преимущественно воспроизводил беседу в собственном смысле нагорную, обращавшуюся к одним апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Есть много примеров явного искажения Слова Божия в переводе Библии Общества Сторожевой Башни. Чтобы обсудить многие из них, нужно много времени. По сути, для этой цели нужно написать другую книгу или несколько книг на эту тему. На английском языке есть такие книги, которые можно было бы перевести. Надеемся, что переводы будут. А тем временем, обратим внимание на несколько примеров искажённого английского перевода Библии, сделанного «верным и благоразумным рабом» иеговистов. Иоанна 8:58  – «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь ». Однако в переводе Библии Сторожевой Башни слова «Я есмь» переведены, как «Я был». Ни одна из древних рукописей Нового Завета не даёт никакой основы, чтобы вместо «есмь» настоящего времени можно было употребить слово «был» прошедшего времени. Во всех рукописях, свитках и фрагментах Нового Завета, которые были найдены во время археологических раскопок, везде по-гречески в данном стихе стоит слово настоящего времени eimi (эйми). Поэтому его никак нельзя перевести словом «был». Иисус Христос намеренно употребил «есмь», чтобы подчеркнуть Своё вечное Божество. Но переводчики культа иеговистов перевели его умышленно не так, как оно стоит в оригинале. Правильный перевод шёл бы вразрез с их учением о Христе. Мы скажем об этом стихе больше в обсуждении третьего столпа веры свидетелей Иеговы. Матфея 27:50   – «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух ». Однако переводчики Сторожевой Башни перевели этот стих следующим образом: «Иисус снова возопил громким голосом и испустил дыхание », хотя в греческом оригинале находится слово pneuma (пнеума), что значит дух. Вместо слова дух (по-гречески пнеума) они использовали слово дыхание. Причина для этого – отвержение Библейского учения о сознательном существовании духа человека после его смерти. На греческом языке есть другое слово – pnoh (пноэ), – которое означает «дыхание» и переведено так в Деян. 17:25 . Переводчики Сторожевой Башни перевели слово пнеума как «дыхание» в Матф. 27:50 , но они не смогли этого сделать в Лук. 23:46 , где Библия гласит «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю Дух Мой. И сие сказав, испустил дух». А в версии Нового Мира этот стих дан так: «Иисус, воззвал громким голосом и сказал: «Отче, в Твои руки Я предаю мой дух». Когда он сказал это, он скончался ». Хотя и Матф. 27:50 , и Лук. 23:46  говорят об одном и том, что случилось в последние минуты земной жизни Иисуса, переводчики культа постарались сделать так, чтобы читатели их версии перевода оставались в заблуждении. В Матф. 27:50  они умышленно перевели греческое слово пнеума (дух), как «дыхание». А в Лук. 23:46  они не могли этого сделать дважды, ведь слово пнеума (дух) употребляется в этом стихе два раза, поэтому заключительные слова «испустил дух» они перевели словом «скончался». Понятно, что переводчики версии Нового Мира пренебрегли ясным текстом оригинала ради учения своей организации.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010