Неужели же Он, Сам вложивши в них влечение к Себе, пребудет для них недостижим, не ответит на их любовь взаимным сочувствием, разрушит и превратит в мечту их лучшие желания, их благороднейшие стремления? Неужели Он обманет их в их надеждах? Неужели Он не допустит до союза с Собой в святой любви, их возвышающего и облаженствующего? Неужели не Он их, а они Его превзойдут в любвеобильности? Дерзнем ли приписать Ему неверность и непоследовательность Самому Себе, бессердечность и жестокость? Нет! Он подобен тому отцу в евангельской притче, который и блудного своего сына, идущего к нему с повинной головой, заметил еще издали; и этот сын, бросивший отца, расточивший его дары, позоривший отца своим дурным поведением, теперь, в раскаянии, мил стал отцу, по выражению Евангелиста, и отец сам бежит к нему на встречу, падает ему на шею, целует его ( Лук. 15, 29 ). Таким образом Бог Сам желает быть в союзе святой любви с разумными существами, которые ищут этого союза и способны к нему; Он Сам любит их более, нежели сколько они могут любить Его. Любовь к живым, разумным существам и желание быть с ними в нравственном общении составляют потребность Его природы, которая есть жизнь и любовь по преимуществу. Вообще, живые и разумные существа имеют потребность быть во взаимном духовном общении между собою. Бог есть существо живое, совершенный разум, совершенная личность; в мире есть также живые существа, свободно-разумные личности, созданные Богом по образу Его. Поэтому, по самой природе живых существ, между Богом и созданными Им разумными тварями должно существовать нравственное общение, как между отцом и детьми. Отеческая любвеобильность Бога простирается не только на праведников, но и на грешников. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми; и посылает дождь На праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ). Даже язычникам, которые не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили ( Рим. 1:21 ), Он не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца их ( Деян. 14:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Так как делающий грех есть раб греха, то курящие делаются абсолютно безвольными людьми без чести и совести, и у каждого первого встречного могут спросить этой мерзости, хотя хлеба спросить не решаются (“…они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их” – Ис. 66:3 . “Те, которые едят мерзкое – все погибнут” – Ис.66:17 ). И сколько денег ушло на эту мерзость! (“От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их” – Иер. 3:24 , “Стыдятся ли они, делая эти мерзости?” – Иер.6:15 ) – ничуть. Идолом является всё, чему человек служит как Богу, без чего не может жить, хотя оно и вредно ему (“Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его” – Иер. 7:30, 3 . “Посему так говорит Господь: спросите между народами, слыхал ли кто подобное сему? крайне гнусные дела совершила дева Израилева” – Иер. 18:13 ). Самое дорогое у человека – сердце, занято не жертвой вечерней молитвы, возносящейся как благоуханный фимиам, но из демонской кадильницы поднимаются клубы смерти, как из преисподней; и в сердце “мерзость запустения” на святом месте ( Дан.9:27 ). Поистине, что у человека высоко, “то мерзость перед Богом” – Лук.16:15 . И только Бог может “исторгнуть из зубов его” папиросу ( Зах. 9:7 ), потому что в Царство Небесное “не войдет никто преданный мерзости и лжи” – Откр. 21:27 . Говорят, обманывая себя, что нет никакого вреда от курения, что у него дед курил с 5 месяцев до 500 лет и был здоров. Такую басню вложил сатана в уста преданных этому сатанинскому рабству. Один ревнитель святости долго боролся против табакокурения, и однажды его самого увидели торгующим табаком. Всем покупателям он так рекламировал эту злую похоть: “Кто будет курить, тот никогда не состарится, того не обкрадут воры, того не укусит собака”. – “Как это может быть?” – “Потому что курящий умрет в молодых летах – не состарится, будет кашлять всю ночь – вор не полезет к тому, кто дома и не спит, и собака не подступится к тому, кто идет с палкой, а у курящего столько болезней, что ему на двух ногах не устоять, потребуются подпорки”.

http://azbyka.ru/polyubil-tabak-vperedi-...

Читается в четверток 11-й недели по Пятидесятнице. 14. И проповстс сї єлїе цртвї по всей вселеннй, во свидтельство всмъ зыкмъ: и тогда прїидетъ кончина. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец Господь в этих и дальнейших словах продолжет указывать признаки времени кары над Иудеями за отвержение Его. Евангелие царствия, т. е. благовествование об открытии церкви Христовой (чит. 17 ст. 4 гл.). Будет проповеданопо всей вселенной, не в одной Иудеи, но по всей земле (Злат.). И св. апостолы скоро, прежде разрушения Иерусалима, пронесли евангелие Христово по всей вселенной. Ап. Павел сам так говорит об этом: по всей земле прошел голос их (апостолов) и до пределов вселенной слова их ( Рим. 10:18 ). По свидетельство всем народам (языком), во свидетельство о том, что теперь не одни Иудеи, которые доселе были избранным народом Божиим, но и язычники, вообще все народы посредством евангельской проповеди призываются ко спасению, с другой стороны, во свидетельство, т. е. в обличение и осуждение тех, которые не уверовали: ибо могли уверовать, как другие сделали, но не уверевали, и потому подлежат осуждению. Тогда приидет кончина (конец), конец не мира, а Иерусалима (Злат.), как то видно из дальнейших слов, приводимых евангелистов из пророчества Даниилова о разрушении Иерусалима. Предсказание о проповедании евангелия по всей вселенной может относиться и ко времени кончины мира: ибо это составляет один из признаков близкого второго пришествия Христова (Правосл. Кат.). 15. Єгда убо узрите мерзость запстнї, реченню данїиломъ пррокомъ, стощ на мст ст: иже чтетъ, да разметъ: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, Мерзость запустения, предреченная (реченная) Даниилом пророком (9:27), или омерзительное запустение, это, по толкованию св. Златоуста, римские войска, осадившие и взявшие Иерусалим, и их языческие знамена, водруженные на месте разрушенного храма ( Лук.21:20 ). Известно, что когда Римляне взяли Иерусалим, то поставили своих идолов в полуразрушенном храме и приносили им здесь жертвы (Иос. Флав.). На месте свят. Здесь разумеется и весь Иерусалим, который называется городом святым (4:5), и в частности храм в нем и в храме святое святых. Иже чтет (читающий) да разумеет. Это слова, которыми обращается особенное внимание на таинственный смысл сказанного, именно на слова пророка Даниила и самого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Петра главою апостолов и церкви до смерти своей Если Папство, как верховное вероучительное и управительное в Церкви начало, есть догмат, то ясно, что оно должно иметь Христово установление» апостольское осуществление, и церковное принятие его. А так как Папство свой генесис связывает с личностью св. ап. Петра, будто бы получившего верховную власть в лике апостолов, а потом и во всей Церкви, и передавшего ее римским епископам, то все суждения о папском приматстве сводятся к тому – установил ли Христос вообще в Своей Церкви единоличную верховную власть в лике апостольском–управлять и учить, и был ли св. ап. Петр облечен таковою властью в среде апостолов и в Церкви вообще. При рассмотрении этих вопросов мы пока не будем останавливаться на местах Евангелия – Мф.16:18 ; Ин.21:15–17 и Лук.22:32 , приводимых папством в подтверждение своего достоинства; укажем потом смысл этих обоснований, вытекающий из общего смысла решения поставленных вопросов Словом Божиим и практикою Церкви. Так как Христос основал Свою Церковь на крестной смерти, а фактическое свое начало она ведет с сошествия Св. Духа на Апостолов, то, естественно, что Спаситель еще до Своей смерти мог говорить и говорил о Церкви, как будущем Своем учреждении, и обо всем, что касалось последнего, как о Своих желаниях, предначертаниях. С этой точки зрения, само собою возникает вопрос – выражал ли Христос определенное, твердое желание учредить в Церкви Своей верховную власть в лице ап. Петра. Для положительного решения этого вопроса мы в Евангелии не находим никаких твердых данных. Правда, Ев. Матфей приводит слова Христа, на которые, как на фундамент для своего папского приматства, опирается Католическая Церковь . На вопрос Христа ко всем апостолам: «вы за кого почитаете Меня? Симон Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я тебе говорю: Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (16:15–19).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Исполнение заповедей нравственного закона до полного самоотречения и пожертвования всякими эгоистическими привязанностями (ст. 21), поставлено здесь необходимым условием достижения царства небесного. Ту же мысль, о необходимости добрых дел для спасения и именно – дел высокой, самоотверженной любви христианской, в отличие от дел формальной иудейской законности, выразил Спаситель в нагорной беседе с учениками Своими: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное» ( Мф.5:20 ). «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное», обращается Господь в другом месте ( Мф.18:3 ) к ученикам Своим, образно характеризуя чистоту душевного настроения, из которого должна исходить богоугодная и спасительная деятельность христианина. В иных случаях Спаситель именует блаженными ( Иоан.13:17 ) и друзьями своими ( Иоан.15:14 ) тех, кто исполняет заповеди Его и между ними – главнейшую заповедь о любви (ср. Лук.10:25–28 ). Наконец, говоря о дне второго Своего пришествия и страшном суде, Господь постоянно учит, что суд этот и за ним – вечное воздаяние – имеют последовать по делам каждого ( Мф.16:27 ; Мф.25:34–46 ). Тоже учение о значении добрых дел, как необходимого условия для достижения жизни вечной, проповедовали и св. апостолы. Послание ап. Иакова дает наиболее решительные показания на этот счет. «Блажен человек, который переносит искушение», – говорит апостол ( Иак.1:12 ), – «потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящих Его». «Будьте исполнители слова, a не у только», – назидает тот же апостол ( Иак.1:22 ) и далее: «кто вникнет в закон совершенный, закон свободы и пребудет в нем: тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (ст. 25). «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» ( Иак.2:14 ), – спрашивает апостол подобных нашим сектантам христиан, мнивших найти спасение в одной вере и затем примером Авраама, отца верующих, доказывает, что в оправдании и спасении человека на ряду с верой имеют столь же существенное значение и добрые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Перед смертью царь Езекия так молился Богу: « Жилище мое (т.е. тело. –  И.Е. ) снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы (т.е. от тела. – И.Е. ); день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» ( Ис. 38:12 ). Итак, как шалаш для пастуха, так и тело для души – временное жилище, и душа распоряжается телом, как ткач своею материей 95 . Существует множество указаний Священного Писания на то, что по смерти душа оставляет тело. О праведном Исааке сказано: «И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему» ( Быт. 35:29 ). О Рахили в той же главе говорится: «Когда выходила из нее душа, ибо она (Рахиль. –  И.Е. ) умирала, то нарекли ему имя Бенони» ( Быт. 35:18 ). О горестном посмертном воздаянии сетовал и патриарх Иаков: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быт. 37:35 ). Если бы не существовало преисподней, в которой томилась душа сына Иакова, то как можно было бы сойти в нее? И к какому народу мог «приложиться» Исаак, если известно, что его близкие по плоти были захоронены в разных местах земли? Возможно ли помыслить о каком-то народе, да еще и «приложиться» к нему, если за гробом не существует иной жизни? После падения во сне юноши Евтиха с «третьего жилья» (этажа. –  И.Е. ) апостол Павел свидетельствует: «Не тревожьтесь, ибо душа его в нем» ( Деян. 20:10 ). Душа может оставить лишь мертвое тело, а при ее возвращении тело оживает. В третьей книге Царств читаем, что пророк Илия, желая воскресить сына вдовы, молился: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него» (3 Царств 17, 21–22). При воскресении Господом дочери Иаира также сказано: «И возвратился дух ее; она тот же час встала ( Лук. 8:55 ). Если же следовать суждениям иеговистов и признать, что душа как отдельная разумная сущность не существует, то о какой же душе тогда молился пророк Илия? Надеемся, что приведенных свидетельств слова Божия достаточно, дабы утвердиться в том, что душа человека есть сущность нематериальная, духовная, бессмертная.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

“А молясь, не говорите лишнего, как язычники”...    Продолжая излагать Свои взгляды о молитве, Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: “А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него” (Матф.6:7-8). Как нужно понимать эти слова?     Для того, чтобы правильно пояснить эти слова, нужно знать о том, что язычники воспринимали осуществление молитвы как особое служение Богу, которое якобы освобождало человека от грехов. По мнению язычников, чем длиннее была молитва, тем больше считалась их заслуга перед Богом. В языческих религиях считалось, что любой грех можно искупить обильными жертвоприношениями и продолжительными молитвами, и таким образом вымолить прощение и благосклонность богов.    Языческая молитва представляла собой однообразное повторение слов, обращенных к божеству, и лишенных душевных переживаний и искренних чувств. Такой принцип языческой молитвы (лишенный сердечного порыва, искренней веры и душевного тепла), основанной на механическом повторении слов, вобрали в свою схоластическую практику секта фарисеев и другие ложные религии.    Согласно учению Христову, истинная христианская молитва являет собой контакт души человека с Богом. Это благоговейнейшее обращение сердца, ума и души человека к Господу Богу нашему, а не механическое повторение пустых слов, обращенных к Богу. Согласно христианскому пониманию, молитва является даром Божиим, пищей для души, одним из главных слагаемых духовной жизни человека. “Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Матф.26:41). “Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.” (Лук.21:36).    Молитва очищает душу и укрепляет тело. Поэтому Библия и рекомендует: “Непрестанно молитесь” (1Фес.5:17). Кто молится, тот пребывает с Богом. “И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак.5:15). Поэтому Священное Писание предписывает: “В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны” (Рим.12:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Приимите Дух Свят», сказал Иисус Христос, благословляя Апостолов и дарствуя им, а через них и всей церкви различные дары благодати. Им же могут быть через Духа Святаго подаваемы и особые исключительные дары совета и вразумления, столь необходимые при разборе всяких недоумений. И Он, как Первосвященник вечный Своей церкви, и как Глава всего духовного тела ее, не оставляющий ее никогда, подает ей благодатные дары, которые ей благопотребны на разные времена и обстоятельства. Главенство в Церкви Господь и Спаситель наш, придя в мир грешные спасти, не имел, где главы приклонити. Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, И Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, говорит апостол ( Флп.2:710 ). Возьмите иго Мое на Себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, сказал Сам И. Христос ( Мф.11:28–29 ). Однако и Он говорил о Своем главенстве в Церкви сначала прикровенно, а потом и ясно. Сказавши притчу о злых виноградарях, убивших сына Владыки, И. Христос привел в заключение пророческое о Нем указание, как на краеугольную основу или главу церкви (Ср. Пс.117:22 ; Мф.21:4244 ; Мр.12:10 ; Лук.20:17 ). Воспроизводя это указание Христа на Себя, как Главу Церкви, св. ап. Петр в своей знаменитой речи перед первосвященниками и книжниками еврейскими, сказал: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся Главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:11–12 ). В другой раз он сказал: Приступите к Нему, камню живому, и сами, как живые камни, устройтесь в дом духовный, ибо сказано в Писании: Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится ( Пс.28:16 ). Итак Он для Вас, верующих, драгоценность, камень который сделался Главою угла ( Пс.117:22 ), камень претыкания и соблазна, о который претыкаются непокоряющиеся Слову ( 1Петр.2:47 ). Здесь иносказание об И. Христе как Главе Церкви, берется из образа дома, устрояемого так, что в нем один необыкновенный камень составляет центр, на котором держится все здание (как на фундаментальной скале). В том же сравнительно образе сказано И. Христом еще более ясно о Себе, как Главе: Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Таким образом. И. Христос есть Глава Церкви и потому, что Он основной камень ее, как здания, а еще более потому, что Он и Создатель ее, как совершивший главное дело для нее, а именно пролитие крови Своей, которым (пролитием) положено краеугольное начало спасения, и о котором поется в церкви в день Благовещения: днесь спасения нашего Главизна. И многие другие сравнения указывал И. Христос для Своего главенства в Церкви, напр., то, что Он – Пастырь, а верующие – овцы ( Ин.1:11–14 ), что Он лоза, а они ветви ( Ин.15:5 ). Кроме того Апостолы называли Его Первосвященником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Милосердием и правдой очищается грех» (Прит. Сол. 16:6). «Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов» ( 1Петр. 4:8 ). д) Нужно дать твердое обещание изменить порочную свою жизнь на богоугодную и постараться до исповеди исполнить это обещание: «Что вы, говорит Спаситель, зовете Меня: Господи! Господи! И не делаете того, что Я говорю?» ( Лук. 6:46 ). «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). е) Нужна, наконец, твердая вера в великую искупительную жертву Христа, взявшего на Себя грехи всего мира ( Ин. 1:29 ), – вера в ту истину, что «Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1:7 ). Нужна вера и в то, что Христос дал навсегда законным пастырям основанной Им Церкви великую власть прощать грехи или оставлять их на людях, когда сказал им в лице Апостолов: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:23 ). Нужна твердая, непоколебимая во все это вера, ибо «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих», о нем ап. Иаков еще так говорит: «Да не думает такой человек получить что–нибудь от Господа» ( Иак. 1:7–8 ). Вот при каких условиях грешник может получить на исповеди перед законным пастырем прощение грехов своих. О божественном установлении таинства св. Покаяния свидетельствуют многие отцы и учители Церкви первых и последующих ее веков, святые вселенские и поместные соборы. Так, напр., Ориген учит: «Есть еще отпущение грехов, хотя тяжкое и трудное, через покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое ( Псал. 6:7 ), и бывают ему слезы хлебом день и ночь ( Псал. 41:4 ), и когда он не стыдится открыть свой грех перед священником Господним и просит у него врачевства» («Толков. на кн. Левит» 17). Объясняя слова Христа: «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:23 ), Ориген учит: «Кто принимает это без рассуждения, тот (может быть) обвинит Апостолов за то, что не всех они прощают, чтобы всем было прощено, но грехи некоторых удерживают, чтобы из–за них эти грехи удержаны были и у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6) Христос соблюдал субботу, и мы должны ее соблюдать: «Если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюдал заповеди Отца Моего и пребываю в любви Его» ( Ин. 15:10 ). «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить Я пришел, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). 6) Христос соблюдал субботу потому, что, как иудей, Он обязан был подчиняться обрядовому закону Моисея до времени отмены этого закона, до заключения с людьми «нового завета в Крови Его» ( Лук. 22:20 ), то есть до времени Его страданий и славного воскресения, когда пришел конец Ветхому Завету и настало начало нового, предсказанного еще пророком Иеремией (31:31–32), тогда Христос «упразднил, то есть уничтожил, закон заповедей учением Своим» ( Еф. 2:15 ). На том основании, что Христос соблюдал субботу, нельзя утверждать, что и христиане должны ее чтить: Христос, как иудей, праздновал еврейские праздники, совершал еврейскую пасху, но субботники не празднуют же их; Христос, как иудей, принял и обрезание, но сектанты не принимают же его. 7) Христос чтил субботу, ибо по субботам ходил в синагогу и учил народ: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу и стал читать... И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» ( Лк. 4:16,31 и Марк. 1:21 ). 7) Почему и до каких пор Христос чтил субботу, объяснено выше; из приведенных же мест св. Писания вовсе не видно, что христиане должны праздновать субботу; в них говорится о том, что Христос по обыкновению учил Евреев по субботним дням в их синагогах; и только. Учил же по субботним дням, очевидно, потому, что Евреи собирались по субботам в синагоги для молитвы, и поэтому Христос всегда мог иметь готовых, уже собравшихся слушателей. Если бы кто–либо ходил по пятницам в еврейские синагоги, когда они вечером тоже собираются для молитвы, и учил бы их вере, то неужели это значило бы, что проповедник чтит пятницу?! 8) Христос сказал Своим ученикам: «молитесь, чтобы бегство ваше не случилось зимой или в субботу» ( Мф. 24:20 ), чем, очевидно, указал на святость субботнего покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010