2Кор. 3, 14–16 . «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается не снятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Объясн. Под «обращением к Господу» должно понимать обращение к Христовой вере; когда же говорится, что покрывало снимается Христом, то разумеется не одно непосредственное действие Христа: Он снимает покрывало с Ветхого Завета через писание Новозаветное, через Предание апостольское, через вразумляющие и руководящие внушения и действия пастырей Церкви, которые есть столп и утверждение истины: 1Тим. 3, 15; 4, 12–13 . Здесь не выражается той мысли, будто всякому, обращающемуся к Господу, открывался полный и истинный смысл Священного Писания : Сир. 33, 24–25 ; 1Кор. 14, 38 , а говорится лишь об ослеплении ума и сердца «сынов Израиля»: Лук. 24, 25, 27 . 1Кор. 1, 19, 26–28 . «Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (Исаия 29, 14). Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. И незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее». Объясн. Несправедливо думать, будто Господь открывает Свое св. учение только людям незнатным и малограмотным. Мф. 23, 34 . Великий апостол Павел был человек ученый и знатный: Деян. 22, 3, 23 ; Иосиф Аримафейский был человек знатный: Лук. 23, 50 . Корнилий сотник тоже: Деян. 10, 1 . Здесь говорится о том, что мудрость мира сего, т. е. мудрость языческая – человеческая, ничто перед мудростью Божественною: 1Кор. 3, 19–20 , чем осуждается горделивая самонадеянность человеческой мудрости. Писание одобряет смиренное и простосердечное отношение к истине одних, и осуждает надменное отношение к ней других. Но никак не хвалит невежество и отнюдь не порицает возвышенной христианской мудрости: 1Кор. 2, 6–7 . О вере и делах Мф. 9, 2 . «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

34:28; Зах. 9:10 ), единственного Князя и Пастыря ( Иез. 34:23–24 ; Ис. 40:10–11 ), но представляли Его Владыкою народов, Владыкою вечным, с властью и действиями царскими ( Дан. 2:44; 7:13–14 ; Мих. 5:2. 6 ). Согласно таким предсказаниям, ангел Господень, возвещая Деве Марии о зачатии Иисуса, говорит: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лук. 1:32–33 ). И Сам Иисус Христос усвоял Себе имя Царя, когда, напр., принял и одобрил исповедание Нафанаила: равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев ( Иоан. 1:49 ), и народные восклицания при торжественном входе Его в Иерусалим: осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев ( Мф. 21:9 ; Иоан. 12:13 )! На вопрос Пилата: царь ли еси Ты? – Он ответил утвердительно: ты глаголеши, яко царь Аз есмь (18:37); Он же учил: Аз завещеваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство ( Лук. 22:29 ). Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ; сн. Иоан. 17:1–2 ). Ап. Павел учит: подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама Своима ( 1Кор. 15:25 ), что Он получил не только имя, которое выше всякого имени ( Фил. 2:9 ; Евр. 1:4 ), но и всю власть на небе и на земле ( Еф. 1:22; 5:23 ; Кол. 1:18 и др.). В откровении И. Богослова Иисус Христос неоднократно назывался Царем над царями и Господом над господами ( Апок. 1:5; 17:14; 19:16 ), – говорится, что Он имел ключ Давидов ( Апок. 3:7 ), – знак власти царской ( Ис. 22:20. 22 ), такой, который отворяет дверь, и ее никто уже не затворит (ст. 8), т. е. подает помощь никем несокрушимую. II. Царство Иисуса Христа есть царство не земное, но духовное. Оно состоит не во внешнем обладании странами и народами и не во внешнем величии, подобно обыкновенным царствам, но в духовном владычестве Его на земле и на небе над всеми искренно и благоговейно прославляющими Его, как Спасителя, Владыку и Бога всяческих. Царство Мое несть от мира сего, говорил он Пилату: аще от мира сего было бы царство Мое, слуги Мои убо подвизались быша, да не предан бых был иудеом; ныне же царство Мое несть отсюду ( Иоан. 18:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

XVI:20). И в другом месте: «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы» (Зах. XIII:2). В частности же о Египте, — что прямо касается данного предмета, — святой Исайя пророчествовал так: «И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем» (Ис. XIX:1), и прочее в том же роде. Из числа таких же пророков были и те, которые, зная о том, что должно совершиться, выражали радость, когда оно совершалось. Таков был Симеон, такова Анна, радовавшиеся о только что совершившемся рождении Иисуса (Лук. II:28, 38); такова была Елисавета, узнавшая по Духу о только что совершившемся зачатии Его (Лук. 1:43); таков же был Петр, который, по откровению Отца, сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. XVI:16). А Египтянину этому предсказали время гибели своей, которое должно наступить, те духи, которые и присутствовавшему во плоти Господу с трепетом говорили: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. VIII:29). Говорили так потому, что это было для них неожиданно: ибо хотя они и знали, что это будет, но полагали, что будет позже; или потому, что мукой этой называли то презрение, которому подвергались, коль скоро были узнаны. И это было прежде времени, т. е прежде времени суда, на котором они должны будут подвергнуться вечному осуждению вместе со всеми людьми, которые останутся в общении с ними. Так говорит религия, которая не обманывает и не обманывается, — говорит, не подражая ему, который, колеблясь туда и сюда, «увлекается всяким ветром учения» (Еф. IV:14) и, перемешивая истину с ложью, представляется оплакивающим разрушение религии, которую потом сам же признает заблуждением. Глава XXIV. С какою откровенностью говорит Гермес о заблуждении своих предков, оплакивая однако же уничтожение его    После многих рассуждений он возвращается снова к тому же и говорит о богах, созданных людьми, следующим образом: «Но относительно этого достаточно уже сказанного нами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   I. Повествование трех Евангелистов, Матфея, Марка и Луки об установлении таинства Евхаристии. Все они свидетельствуют, что Господь Иисус на последней вечери, взяв хлеб, благословил, преломил и, раздавая его ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело мое, еже за вы ломимое: сие творите в мое воспомининие, — и взяв чашу с вином, и воздав над нею хвалу Богу, подал ее ученикам, говоря: пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя новаго завета, яже за многие изливаема во оставление грехов (Матф. 26:26; Марк. 14:22; Лук. 22:19). Отступать и здесь от буквального смысла слов Спасителя, — в которых Он с такою ясностию свидетельствует, что под видами хлеба и вина в таинстве Евхаристии преподаются Его истинное тело и Его истинная кровь, — нет ни малейшего основания; напротив, все заставляет принимать их в смысле буквальном. И -    1) Достоинство самого Спасителя. Допустить с вольнодумцами, что Господь, говоря ученикам своим: сие есть тело мое…, и сия есть кровь моя…, хотел собственно выразить мысль: «это есть символ или знак моего тела, и это есть символ моей крови», не значит ли допустить вместе, что Он неточностию своего выражения ввел в заблуждение и Апостолов, и чрез них всю Церковь, которая, как увидим, всегда принимала означенные слова в смысле прямом, буквальном, и потому всегда видела в Евхаристии истинное тело и истинную кровь своего Господа, а отнюдь не символы Его тела и крови?    2) Обстоятельства, посреди которых Христос произнес эти слова. Он произнес их пред одними избранными учениками своими, Которые удостоились от Него слышать: вы друзи мои есте (Иоан. 15:14. 15); произнес в то время, когда, по сознанию самих учеников, Он уже ни о чем не беседовал с ними в притчах, а глаголал прямо, не обинуяся (Иоан. 16:29); произнес в последние часы пред своими страданиями и смертию. Но если когда естественно всякому открывать друзьям душу свою и говорить пред ними прямо и ясно, — то по преимуществу пред своею кончиною.    3) Значение Евхаристии. Установляя ее, Господь установлял величайшее таинство нового завета, которое заповедал совершать во все времена (Лук. 22:19. 20). Но и важность таинства, необходимого для нашего спасения, и свойство завета или завещания, и свойство заповеди равно требовали, чтобы при этом речь была употреблена самая ясная и определенная, которая бы не повела ни к каким недоразумениям или обману в столь важном деле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

«Возлюбленные! – умоляет он, – будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ( 1Ин. 4:7–8 ), и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (4:16). Для такого же не страшен антихрист со всеми его соблазнами, потому что таковой познал истину, которая есть любовь! Аминь. 2001 г. О настойчивости в духовной жизни ( 29 сент./12 окт. – Лук. Зач. 19 Гл. 5:17–26,) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня св. Церковь вспоминает описанный в Евангелии случай исцеления расслабленного и поставляет его нам в пример. Читая Евангелие, мы слышали, как в один день Господь учил в доме, где собралось такое количество людей, что не только внутри, но и снаружи, у дверей, не было места. И в то время, как Он учил, четыре человека принесли к Нему расслабленного, желая его исцеления, но не могли внести его внутрь и положить пред Ним из-за толпы, окружавшей весь дом. Тогда эти люди залезли на крышу дома, раскрыли ее кровлю и спустили сквозь нее одр, на котором лежал расслабленный, прямо под ноги Господу. Увидев веру их, Господь сказал расслабленному: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф. 9:2–8 ). Эти же слова Господь обращает к тем из расслабленных духом, которые проявляют изобретательную настойчивость, ища свой путь к Нему. Четыре человека несшие расслабленного – это образ того, как узнавший о Спасителе дух человеческий, взяв себе в помощники – ум, сердце и волю, несет с их помощью расслабленную грехом душу на исцеление туда, где пребывает Господь. И ни любопытствующая толпа, сама не входящая и другим заграждающая вход в дом Божий ( Церковь ), ни близстоящие возле Него «праведники», одним своим видом вводящие в уныние всякую расслабленную душу, ни другие явные или только кажущиеся препятствия не могут остановить усердно ищущего спасения. Главное только не останавливаться при встрече первого же препятствия, но прилагать все усилия к его преодолению и делать все, что представляется возможным и даже то, что кажется невозможным. В конце концов, невозможное для одних человеческих усилий становится возможным содействием Божием ( Лук. 18:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Вопрос 120. Должно ли отлучаться куда–нибудь, не предуведомив настоятеля? Ответ. Поелику Господь говорит: «Я пришел не Сам от Себя», но «Он послал Меня» (Иоан.7, 28. 29); то не тем паче ли каждый из нас не должен давать себе воли? Ибо кто дает себе волю, тот явно страждет высокомудрием, и подлежит суду Господа, Который сказал: «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16, 15). И вообще давать себе волю —предосудительно. Вопрос 166. С каким расположением должно повиноваться тому, кто понуждает к исполнению заповеди? Ответ. С таким же расположением, с каким дитя, одолеваемое голодом, слушается кормилицы, которая зовет его ко вкушению пищи, и с каким всякий человек, ищущий себе пропитания, слушается того, кто дает ему средства для жизни; вернее же сказать, гораздо с большим еще расположением, поскольку вечная жизнь предпочтительнее настоящей. Ибо «заповедь» Божия, говорит Господь, «есть жизнь вечная» (Иоан.12,50). А что в рассуждении хлеба вкушение, то в рассуждении заповеди исполнение, как говорит опять сам Господь: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Иоан.4, 34) Отца. Вопрос 169. Если младший брат получил приказ научить чему–нибудь старшего возрастом, то как должен обойтись с ним? Ответ. Как совершающий служение по повелению Владыки Бога: и со страхом, как бы не подпасть суду сказавшего: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерем.48, 10.), и с опасением, «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6.). Вопрос 170. Равное ли внимание оказывать должно и к успевающему больше, и к успевающему меньше? Ответ. Что Господь определил об отпущении грехов, сказав: «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук.7,47), и что Апостол постановил о пресвитерах, сказав: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5, 17.); то признаю сообразным соблюдать и в рассуждении всего тому подобного. Вопрос 171. Если низший оскорбляется предпочтением ему благоговейнейшего; то как относиться к нему?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Зах.9:9–10 . Премного радуйся, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: Вот Царь твои идет к тебе праведный и Спаситель, Он бедный и сидящий на ослице и на молодом осленке. И погублю колесницы от Ефрема, и коня от Иерусалима, и рассеется лук военный, и провозвестит Он мир народам, и будет могущество Его от моря и до моря, и от рек до пределов земли. LXX: Премного радуйся, дочь Сиона проповедуй, дочь Иерусалима: Вот Царь твой придет к тебе праведный и спасающий, сидящий на подъяремном и молодом осленке, и рассеет Он колесницы от Ефрема и коня от Иерусалима, и рассеет лук сражающихся, и множество и мир от народов, и будет господствовать от вод и до моря и от рек до концов земли. – Евангелисты пишут, что это пророчество исполнилось тогда, когда Господь вошел в Иерусалим, сидя на осле и молодом осленке, и когда на встречу Ему вышла толпа детей с пальмовыми ветвями, восклицающих: Благословен грядущий во имя Господне: осанна в вышних ( Мф.21:9 ); а когда фарисеи начали делать упреки, почему Он не удержал восклицающих детей, то Он отвечал: Разве вы не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты совершил хвалу ( Мф.21:16 ; Пс.8:3 ). Итак, пусть возрадуется Сион и пусть торжествует Иерусалим, – это один я тот же город, ибо Сион есть крепость Иерусалима, – ибо придет к нему Царь его, Который обещан предсказаниями всех пророков, Праведный, Он же и Спаситель т. е. Иисус, как это Ангел изъяснил, благовествуя Марии: И назовется Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их ( Мф.1:21 ). Также Он и бедный, или, – как перевели LXX, – кроткий, так как хотя Он и богат, но ради нас обнищал и говорит в Евангелии: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ); [наконец] Он сидит на осле подъяремном, или молодом осленке, т. е. во главе того и другого народа, – обрезания и необрезания, – из которых первый носил на себе тягчайшее бремя Закона, как это написано в Деяниях Апостолов: Ни мы, ни отцы наши не могли понести тяжкого бремени Закона ( Деян.15:10,28 ). Посему и Павел пишет к Галатам, желавшим обрезываться: Стойте и не удерживайте снова бремени рабства ( Гал.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но после частного предварительного суда будет еще суд окончательный, о котором говорит Сам Господь Иисус Христос: «Но вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, н звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе: и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:29–30 ). Не познавшие Бога подвергнутся наказанию, «когда Он придет прославиться во святых Своих и явится дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству " (2 Фессал. 1:9–10). Так вот, в промежуток этого времени, от предварительного суда до всеобщего, пусть нам сектанты укажут хоть один текст Св. Писания, которым бы запрещалось молиться за умерших. А мы знаем, что за умерших молиться возможно и должно. Апостол Иаков говорит, что молиться друг за друга необходимо ( Иак. 5:16 ). И апостол Павел требует от христиан, чтобы они молились за всех людей ( 1Тим. 2:1 ). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» ( Еф. 6:18 ). Не сказал апостол, что не нужно молиться за умерших, но сказал, что нужно обращаться к Господу Богу «всякою молитвою». Сектанты могут возразить нам, что в Св. Писании говорится о том, что нужно молиться только за живых, а не за умерших, но на это мы им скажем, что у Бога нет мертвых, но все живы: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» ( Лук. 20:38 ), «а живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем: и потому, живем ли, или умираем, всегда Господни " ( Рим. 14:8 ). 2) Православная Церковь напрасно разделяет время, в течение которого можно молиться за умерших и в течение которого невозможно молиться за умерших. Богач молился до всеобщего суда, однако Авраам сказал ему, что между адом и раем великая пропасть, которую нельзя перейти ( Лук. 16:19–31 ). 2) Притчу о богатом и Лазаре сектанты понимают неправильно и ложно ее толкуют. Богач молился из ада, но не Церковь молилась за него.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

По словам пророков, говорит автор, затерянный Израиль в противоположность иуде должен быть многочисленным и могущественным народом ( Ос.1:10–11,14:6–10 ). Насколько это неверно, видно из самого текста указанных стихов: „и соберутся сыны Иудины и израилевы вместе и поставят себе одну главу и выйдут из земли“ (т. е. из плена – Ос.1:11 ); „погубил ты себя израиль, ибо только во мне опора твоя“ (Ос. 13:9). В первом месте речь об иуде и израиле вместе, а во втором о происхождении многих народов от израиля нет ни единого слова. В подтверждение того же автор ссылается на Иер.2:4 . Но в словах пророка: „выслушайте слово Господне дом Иаковлев и все роды дома израилева“, выражение „роды“, как в Исх.6:14; Числ.1:2 ; Втор.29:17 ; Нав.7:14 и мн. др., означает колена израильские. Израильтяне, говорит далее автор, должны переселиться в Европу, известную у пророков под именем „островов“ ( Ис.43:5,42:10,12 ; Зах.9:13 ) и будут называться новым именем ( Ис.62:2–4,65:9–16 ). В процитированных автором местах нет ни малейшего на- —780— мёка на переселение израильтян в Европу. В 43 гл. пр. Исаия говорит о возвращении израиля в Палестину: „от востока приведу племя твоё и от запада соберу тебя“. В 42 гл. пророк по поводу возвращения из плена народа Божия приглашает всех живущих на островах, плавающих на море, обитающих в пустыне и на скалах прославить Господа. В словах пр. Захарии: „ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима... Возвращайтесь на твердыню вы, пленники, надеющиеся... Ибо как лук я натяну себе Иуду и наполню лук Ефремом и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония“, речь о возвращении из плена всего народа Божия, причём израиль нисколько не выделяется от иуды. Новое имя, по словам пр. Исаии, получит не израиль, а Иерусалим и Сион: „не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь... увидят народы правду твою... и назовут тебя новым именем“. Также и в 65 гл. Бог назовёт иным именем семя, которое произведёт от Иакова и Иуды, наследника гор Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Получается, прав Иоанн? Но что тогда делать со свидетельствами синоптических Евангелий? По-видимому, стоит предположить, что они говорили не столько о начале непосредственно пасхальной трапезы, сколько о приготовлениях к Пасхе вообще. Вот уже пекутся опресноки, вот уже кто-то отправляется в Храм, чтобы успеть зарезать барашка… «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим» ( Мк.14:12 , ср. Лук.22:7–9 ). Как мы уже выяснили, в «первый день опресноков», если понимать это выражение строго терминологически, готовить поздно: пасхальный агнец уже должен быть съеден. А вот в канун праздника задавать такой вопрос куда как уместно! Тем более, что этого самого барашка еще, вероятно, предстоит купить, равно как и прочие припасы к празднику… Мы читаем, правда, не у синоптиков, а у Иоанна: когда Христос отправляет Иуду прочь, «как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим» ( Ин.13:29 ). Ясное указание, что в ту ночь люди только еще начинали приготовления к празднику. Итак, можно представить себе такую сцену: накануне праздника ученики спрашивают Иисуса, где они встретят сам праздник. Еще бы, нужно столько всего приготовить заранее! С их стороны было бы крайне непредусмотрительно задавать такие вопросы в тот час, когда уже пора приступать к самому празднеству. Неожиданно Иисус посылает их в дом, где, оказывается, всё давно готово. Необычным был сам ориентир: мужчина, несущий воду ( Мк.14:13 , ср. Лук.22:10 ), ведь эта обязанность всегда считалась женской. Точно так же неожиданностью оказалась и «готовая горница» ( Мк.14:15 ): оказывается, не надо ничего покупать, ни о чем заботиться, осталось только возлечь и насладиться пиром! Причем прямо сейчас. У Луки ( Лк.22:15–16 ) Христос говорит ученикам: «очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Может быть, это и есть ответ на невысказанный вопрос: почему Он так поторопился с пасхальной трапезой? Почему Он позвал своих учеников на нее заранее, до того, как к ней приступили остальные жители Иерусалима? И тогда становится понятно, почему никакого барашка не упоминают и синоптические Евангелия. В эту ночь Агнец был среди Своих учеников. Плотью Агнца стал хлеб, который Он Сам преломил. А обычные пасхальные барашки еще только блеяли где-то около храма…

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010